По тротуарам можно ездить? А пьяным? Разбираем новые ПДД для электросамокатчиков
На улицах оттаяли прокатные электросамокаты, и потепление наверняка обострит на них спрос. Этой весной в ПДД появились важные изменения, посвященные в том числе средствам индивидуальной мобильности (СИМам) — то есть самокатам, моноколесам, гироскутерам.
Пару лет назад распространение электросамокатов вызвало массу споров и негодования: пешеходов раздражала езда по тротуарам, водителям они мешали на проезжей части. И никто не знал, что такое элекросамокат с точки зрения закона: мопед, велосипед или эквивалент пешехода? Всех проблем обновленные ПДД не решают, но, по крайней мере, четко прописывают, где и когда могут двигаться электросамокатчики. Ниже — основные правила, касающиеся СИМов.
Обновленные ПДД дают следующее определение: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя». К таковым относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и еще ряд малогабаритных форм транспорта.
Электросамокаты уравнены в правах с велосипедами
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Важное уточнение: несмотря на наличие мотора, СИМы не считаются механическими транспортными средствами, как, например, мопеды или мотоциклы. Поэтому правила их движения во многом аналогичны таковым для велосипедистов. В ПДД нет описания двигателей СИМов и ограничений по мощности, но из контекста правил следует, что транспорт с электродвигателями мощнее 0,25 кВт считается уже мопедом, квадроциклом или другим видом механического транспортного средства.
Человек, ведущий СИМ рядом, является пешеходом.
В основном да. Приоритетным местом для катания на СИМах являются велодорожки, но в России их встретишь нечасто. Поэтому СИМам, как и велосипедам, в отсутствие велодорожек разрешено двигаться по тротуарам, но только, если масса СИМа не превышает 35 кг. Лимит, кстати, немаленький, ведь большинство электросамокатов весят в пределах 20 кг, а модели массой 35 кг обычно «дальнобойные», с увеличенным запасом хода.
Велодорожка в Екатеринбурге. По ней можно ездить и на электросамокате
Фото: Артем Краснов / 74.RU
На тротуарах и пешеходных зонах люди имеют приоритет перед СИМами. Если пешеходам создаются помехи или угроза, пользователь СИМа обязан спешиться или ехать не быстрее пешеходов. И в любом случае скорость не должна превышать .
Только если же нет ни велодорожек, ни тротуаров. Тогда СИМы должны двигаться по обочинам дорог, а если они отсутствуют или непригодны для движения — по правому краю проезжих частей. Для СИМов годятся не все проезжие части: во-первых, на них не должно быть запрета для движения велосипедистов, во-вторых, лимит скорости не должен быть выше . То есть, например, кататься по загородным трассам на СИМах нельзя, но можно ехать по обочинам вдоль них (если есть), при этом в темное время суток нужно иметь светоотражающий жилет.
Для выезда на проезжую часть СИМы должны быть оборудованы тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями со всех сторон и фарой.
На проезжих частях СИМы должны двигаться в один ряд. Им запрещены не только обгоны, но и объезды транспортных средств с левой стороны. То есть, по правилам, СИМы должны протискиваться между стоящей машиной и краем проезжей части, хотя не очень ясно, что делать, если такой возможности нет.
СИМы, как и велосипедисты, не могут поворачивать налево или разворачиваться, если дорога имеет более одной полосы в данном направлении или трамвайные пути. Исключения — дороги, где из правых полос можно поворачивать налево (например, такие встречаются у Т-образных перекрестков).
Почему электросамокаты ездят по тротуарам
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации (ПДД), владельцы электрических самокатов, вес которых не превышает 35 кг, должны двигаться по тротуарам и велодорожкам при скорости не более 25 км/ч. Однако, следует отметить, что данная мера недостаточна для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
Допустимость движения электросамокатов по тротуарам
Главный вопрос, который интересует многих владельцев электросамокатов, состоит в том: можно ли ездить на электросамокатах по тротуарам? Согласно ПДД, электросамокаты и аналогичный транспорт с весом до 35 кг могут двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также в пешеходных зонах. Однако, есть определенные условия, при которых это разрешено:
- Велосипедные и велопешеходные дорожки заняты или отсутствуют.
В случае отсутствия велосипедных или велопешеходных дорожек, а также при их занятости, владельцы электросамокатов имеют право передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам.
- Полоса для велосипедистов недоступна.
В случае отсутствия или недоступности полосы для велосипедистов, владельцы электросамокатов могут двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам.
Эти ограничения основаны на том, чтобы предотвратить конфликты между пешеходами, велосипедистами и владельцами электросамокатов, а также обеспечить безопасность всех участников дорожного движения.
Допустимость движения электросамокатов по грунтовым дорогам
Вопрос о допустимости езды на электросамокате по грунтовым дорогам тоже волнует многих пользователей. В этом случае, следует учитывать следующие рекомендации:
- Хорошо подходят такие места, как парковки (без движения автомобилей), площадки около дома или стадионы.
- Покрытие грунтовой дороги не имеет строгих ограничений, но для обучения лучше выбирать асфальтовое покрытие.
- Также можно начинать ездить на электросамокате по бетонным и резиновым дорожкам, а также по тротуарной брусчатке.
Однако, необходимо учитывать, что грунтовые дороги могут быть несколько более сложными для управления на электросамокате из-за неровностей и перепадов высоты. Поэтому, перед движением по таким дорогам, рекомендуется оценить свои навыки управления и принять все меры предосторожности, чтобы избежать возможного травмирования или повреждения транспортного средства.
Полезные советы
- При движении по тротуарам и пешеходным дорожкам, уступайте дорогу пешеходам и будьте внимательными к окружающим вас людям.
- Соблюдайте скоростной режим не более 25 км/ч, чтобы предотвратить возможные аварии.
- Предупреждайте о своем приближении, используя сигналы или громкую речь, чтобы предотвратить неожиданные столкновения с другими участниками дорожного движения.
- Перед началом движения по грунтовым дорогам, убедитесь в хорошей технической исправности своего электросамоката и проконтролируйте параметры аккумулятора.
- Не забывайте использовать защитное снаряжение, такое как шлем, наручники и колени, чтобы минимизировать травмы в случае возникновения аварии.
Выводы
Владельцы электросамокатов имеют право двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам в случаях, когда отсутствуют велосипедные или велопешеходные дорожки, а также недоступна полоса для велосипедистов. Однако, необходимо соблюдать все правила дорожного движения, уступать дорогу пешеходам и быть внимательными к окружающим. При движении по грунтовым дорогам, следует быть предельно осторожным, оценивать свои навыки и использовать защитное снаряжение для безопасности себя и окружающих.
Можно ли ездить на самокате с ребенком
Возможностями перевозки ребенка на самокате регулируются правила движения и безопасности. Если самокат имеет специальную конструкцию для перевозки малышей до семи лет, то это допускается. Однако, при движении на пешеходных тротуарах, необходимо учитывать количество людей и ширину дорожки. Если присутствие человека на самокате мешает нормальному прохождению пешеходов, то он обязан либо снизить скорость движения, либо спешиться, чтобы не создавать помехи другим гражданам. Каждый участник дорожного движения должен соблюдать правила безопасности, учитывать окружающих и не нарушать порядок на дороге. Поэтому, прежде чем решиться на путешествие на самокате с ребенком, необходимо проверить его возраст, а также убедиться в наличии специальной детской конструкции на самокате. Соблюдение правил и предосторожность всегда важны для безопасности и комфорта всех участников дорожного движения.
Где нужно ездить на самокате
Самокаты — это популярное средство передвижения, особенно в городах. Однако, важно помнить о правилах безопасности и знать, где можно ездить на них.
Главное правило — двигаться по правому краю дороги, чтобы не создавать помех для других участников движения. При переходе дороги вне перекрестка нужно уступить дорогу автомобилям, автобусам, трамваям и другим транспортным средствам. Важно быть внимательным и предсказуемым на дороге, соблюдать сигналы светофора и пропускать пешеходов на пешеходных переходах.
Однако, на пешеходных переходах придется сойти с самоката и перевести его на ручное управление. Это нужно для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
Использование самоката — удобный и экологичный вид транспорта, однако следует помнить, что безопасность всегда должна быть на первом месте.
Можно ли заходить в торговый центр с Электросамокатом
Вход в торговый центр с электросамокатом зависит от правил, установленных самим центром. Большинство таких заведений не позволяют клиентам входить с электросамокатами, предлагая оставить их в специальной комнате охраны или складировать в сумку на ресепшн. Однако в России отсутствует законодательный запрет на доступ в торговые центры с данным видом транспортного средства или другими средствами передвижения. Решение принимается каждым торговым центром самостоятельно и может быть обусловлено безопасностью посетителей и сохранностью имущества. Некоторые торговые центры предлагают своим клиентам специальные парковочные места для электросамокатов и предоставляют возможность входить с ними внутрь. Поэтому, если у вас возникла необходимость входить в торговый центр с электросамокатом, рекомендуется заранее уточнить правила данного заведения.
Можно ли путешествовать на электросамокате
Перевозка электросамоката в самолете возможна, однако соблюдение определенных правил является обязательным условием. В противном случае, сотрудники авиакомпании могут отказать в перевозке транспортного средства. Требования к перевозке электросамокатов могут отличаться у разных авиакомпаний, поэтому перед началом путешествия необходимо ознакомиться с требованиями конкретной компании. Некоторые авиакомпании могут требовать снять аккумулятор из электросамоката и перевозить его отдельно. Также может потребоваться пройти специальную процедуру регистрации транспортного средства и заплатить дополнительную плату за его перевозку. Важно также учитывать, что перевозка электросамоката запрещена в некоторых странах и на некоторых видов общественного транспорта. Перед путешествием рекомендуется ознакомиться с законодательством и правилами транспортировки электросамокатов в конкретной стране.
Электросамокаты стали популярным средством передвижения в городах. Однако, многие жители негативно относятся к тому, что эти транспортные средства ездят по тротуарам.
По правилам дорожного движения, электросамокаты должны ездить исключительно по тротуарам и велодорожкам. Они не могут развивать скорость выше 25 километров в час. Это правило носит ограничительный характер и предназначено для обеспечения безопасности пешеходов.
Однако, существует мнение, что такие меры недостаточны. Пешеходы вынуждены уступать дорогу электросамокатам, которые могут двигаться со значительной скоростью. Это создает опасность для всех участников дорожного движения, особенно для пешеходов, в том числе для детей и пожилых людей.
Для решения этой проблемы возможно следует разработать строжие правила использования электросамокатов. Например, устанавливать периодические проверки транспортных средств, штрафовать за нарушение правил, а также проводить информационные кампании, направленные на повышение осведомленности пользователей электросамокатов о том, как правильно и безопасно пользоваться ими. Только тогда можно будет обеспечить безопасность всех участников дорожного движения и снизить количество происшествий.
Галопом по Европам. Где в мире запрещают электросамокаты?
В России предложили запретить проезд прокатных электросамокатов по пешеходным улицам, ограничить их скорость до 15 км/ч (сейчас она 25 км/ч), а также запретить их использование людям до 18 лет. С таким заявлением в МВД и Минтранс обратился депутат Госдумы Александр Якубовский.
Уточняется, что таким образом хотят обеспечить безопасность пешеходов и снизить вероятность ДТП. Ведь только в Москве за 4 месяца произошло 60 аварий с участием такого вида транспорта. Пострадали 63 человека.
Впрочем, дискуссии владельцев электросамокатов и городских властей происходят по всему миру.
Париж против самокатов
В Париже, городе, который одним из первых внедрил аренду самокатов, с 1 сентября запретят их уличный прокат. Таков итог референдума — меру поддержали 90 процентов избирателей (всего участвовали 103 тысячи человек).
С ними согласна и мэр Парижа Анн Идальго, которая считает, что движение на улицах Парижа стало слишком хаотичным — вдобавок к машинам и велосипедам еще и электросамокаты. Кроме того, беспорядочная парковка самокатов заграждает тротуары и парки, а еще их часто бессистемно паркуют или бросают в реку.
В июне 2021 года в Париже от наезда погибла 31-летняя женщина: она гуляла вдоль Сены, ее сбил электросамокат с двумя пассажирами. Парижане рассказывали в интервью СМИ, что самокатчики стали кошмаром мегаполиса.
По данным Le Figaro, в 2022 году в Париже в ДТП с самокатами пострадали 456 человек, трое погибли. Главная причина: отсутствие шлемов.
А что в других странах?
Официально электросамокаты полностью запрещены в Торонто. Однако власти признавали, что в реальности запрет работает слабо. Поэтому весной ввели пилотный проект, согласно которому управлять самокатом можно только с 16 лет при наличии шлема. Максимальная скорость — 24 км/ч. Если проехал быстрее, грозит штраф до 25 000 долларов и/или лишение свободы на срок до шести месяцев.
В Сингапуре самокатчикам запрещено ездить по тротуарам, можно только по специальным дорожкам. Иначе — штраф до 2000 сингапурских долларов и/или тюремное заключение на срок до трех месяцев.
В Дании, Норвегии и Испании можно ездить только в шлеме и запрещено парковаться в центре городов. В Великобритании управлять электросамокатом можно только с 18 лет, а сам водитель должен иметь действующие водительские права. Скорость — не более 20 км/ч.
Похожие правила и в Бельгии: ездить можно только совершеннолетним.
В Швейцарии нельзя ездить по тротуарам, только по велосипедным дорожкам со скоростью не более 20 км/ч.
В большинстве штатов США электрические самокаты разрешены. Однако конкретные правила могут варьироваться от штата к штату. Например, в Индиане управлять самокатом можно только при наличии водительских прав. В Нью-Йорке — только теми самокатами, чья скорость не более 24 км/ч.
Новые правила передвижения на самокатах в 2023 году
Наступила горячая пора отпусков и я решил, что не лишним будет напомнить о правилах передвижения самокатов, где можно и где нельзя кататься на них. С начала марта 2023 года в РФ начали действовать нововведения в ПДД, которые затронули СИМ (средства индивидуальной мобильности). В их число входят:
- Сигвеи;
- Моноколеса;
- Гироскутеры;
- Электросамокаты.
Эти изменения были разработаны Министерством транспорта в сотрудничестве с Госавтоинспекцией, и в результате самокаты получили новый статус и подробные правила использования.
Рассмотрим основные нововведения.
Скоростной максимум: теперь допустимый скоростной максимум на самокатах составляет 25 км/ч. Это новое ограничение введено для обеспечения безопасности всех участников дорожного передвижения.
Передвижение в зонах предусмотренных для пешеходов и по тротуарам: теперь здесь можно кататься на самокатах только, если вес самоката меньше 35 кг. Такие ограничения помогут предотвратить возможные проблемы и конфликты с пешеходами.
Правила выезда из дворовой зоны: при въезде на дорожное полотно, водители управляющие самокатами должны уступать дорогу остальным участникам передвижения. Это правило поможет обеспечить безопасность всех участников дорожного передвижения и предотвратить возможные аварии.
Обязательные элементы безопасности: все самокаты должны быть оснащены фарами, звонком или гудком для оповещения окружающих, а также тормозами и светоотражателями различных цветов для обеспечения видимости даже в темноте. Эти меры помогут повысить безопасность на дорогах и снизить риски возможных происшествий.
Использование защитного шлема: для безопасности водителей самокатов теперь обязательно использование защитного шлема при езде. Это дополнительная мера, которая поможет предотвратить серьезные травмы и сократить риски возможных происшествий.
Превышение допустимой скорости на проезжей части: ограничение скорости введено для обеспечения безопасности на дорогах, и превышение этого ограничения может привести к серьезным последствиям.
Движение по автомагистралям: самокаты запрещено использовать на автомагистралях. Это связано с высокими скоростными режимами и опасностью для безопасности водителей самокатов.
Езда в состоянии опьянения: водителям самокатов запрещено передвигаться в состоянии опьянения, чтобы предотвратить возможные аварии и обеспечить безопасность всех участников дорожного передвижения.
Перевозка грузов: запрещается перевозка грузов, которые выступают за края платформы самоката на 50 см и больше, как по длине, так и по ширине, а также тех грузов, которые могут помешать управлению. Это правило помогает обеспечить стабильность и управляемость самоката во время движения.
Перевозка нескольких людей: на одном самокате разрешается передвигаться только одному человеку. Перевозка двух и более пассажиров на самокате запрещена, чтобы предотвратить возможные аварии и обеспечить безопасность всех участников дорожного передвижения.
Где разрешено передвигаться используя самокат?
Согласно нововведениям, водители самокатов имеют право передвигаться по выделенным зонам предусмотренным для велосипедных дорожек, вело-пешеходных дорожек, а так же по проезжей части в велосипедной зоне или полосе выделенной для велосипедистов. Это позволяет им выбирать безопасные маршруты и избегать возможных конфликтов с иными участниками передвижения.
Однако возникает вопрос, что делать, если велодорожка внезапно заканчивается. Здесь решающую роль играет вес самоката:
Если вес самоката составляет менее 35 кг, водителям разрешается спускаться на тротуары или продолжать движение по обочине дороги, если в этой зоне отсутствует тротуар. Если и обочины также нет, то рекомендуется перемещаться по краю дороги с правой стороны, где максимальный скоростной режим не превышает 60 км/ч. Такие нормы помогут обеспечить безопасность и комфортное передвижение.
Если вес самоката превышает 35 кг, водителям разрешается передвигаться по обочине или спускаться на правый край проезжей части дороги, где скоростной максимум также имеет значение до 60 км/ч.
Интересный факт: В то время, когда в России прокат самокатов становится все более популярным, в некоторых городах Европы наблюдается обратная тенденция, и аренда самокатов уже запрещена. Например, в Париже с 1 сентября аренда самокатов будет запрещена после того, как 89% жителей проголосовали за такой запрет, указывая на высокий уровень аварийности.
В каких местах разрешили кататься на самокатах детям?
В новых правилах также установлены ограничения по возрасту для водителей самокатов. Вот таблица, помогающая ориентироваться по разрешенным зонам для детей разного возраста:
Какие наказания ждут нарушителей правил использования самокатов?
С введением новых правил и ограничений для использования самокатов, нарушение данных правил может привести к применению различных санкций и штрафов. Вот несколько из них:
- Езда вдвоем на одном самокате: нарушение этого правила может повлечь за собой штраф в размере 800р. (согласно статье 12.29 КоАП РФ).
- Превышение максимально допустимой скорости (более 25 км/ч): нарушение этого норматива также влечет за собой оплату штрафа в сумме 800р. (согласно статье 12.29 КоАП РФ).
- Выезд на дорогу в зоне с ограничением максимальной скорости выше 60 км/ч: в случае помехи в передвижении ТС может быть наложен штраф в размере 1000р. (в соответствии с частью 1 статьи 12.30 КоАП РФ).
- Нанесение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести по неосторожности: за такое нарушение может быть наложен штраф в сумме от 1000 до 1500р. (согласно части 2 статьи 12.30 КоАП РФ).
- Езда в состоянии опьянения: нарушение этого правила также подлежит штрафу в сумме от 1000 до 1500 рублей (согласно части 3 статьи 12.29 КоАП РФ).
Новые правила и санкции, связанные с использованием самокатов, имеют цель обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдение этих правил и ограничений поможет создать более безопасную и комфортную среду для передвижения на самокатах.