Что такое унитарная некоммерческая организация
Перейти к содержимому

Что такое унитарная некоммерческая организация

  • автор:

5.17. Общая характеристика некоммерческих унитарных организаций.

Некоммерческими унитарными организациями (НУО) признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Признаки некоммерческих унитарных организаций:

1. Некоммерческие унитарные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
2. Не распределяют полученную прибыль между участниками;
3. Учредители некоммерческих унитарных организаций не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства
4. Создание некоммерческих унитарных организаций включает в себя следующие этапы: принятие решения о создании некоммерческой организации;
утверждение устава некоммерческой организации;
передача имущества некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом;
государственная регистрация некоммерческой организации.
5. Имущество принадлежит некоммерческой организации (кроме учреждений) на праве собственности, оно передается ей ее участниками (учредителями), а также приобретается по иным основаниям.
6. Некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность.
7. Обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
8. Некоммерческие унитарные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
9. Законодательство не устанавливает для этих юр. лиц минимального размера уставного фонда (законодательством определяется лишь минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фондов) — имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (10 000 руб).

Фонд — Унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Ключевая особенность ОПФ: добровольные имущественные взносы

Учредителями являются физ или ЮЛ, публично правовые образования.

Учредительным документом является Устав.

Участники: не имеет членства

Капитал: уставной фонд — имущ. фонда — взносы учредителей и иных лиц.

Органы управления: Высший коллегиальный орган, единоличный или коллегиальный исполнительный орган, надзорный орган (попечительский совет)

Обязаны ежегодно публиковать отчётность об использовании своего имущества.
Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц.
Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке. При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели

Автономным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Учредителями являются РФ, субъект РФ, МО

Учредительным документом является Устав.

Участие в деятельности ХП: имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц

Участники: не имеет членства, наемные работники

Органы управления: наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Правовое регулирование: ФЗ

Правоспособность: Специальная
Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления
Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве ЮЛ.

Ключевая особенность ОПФ: совместное исповедание и распространение веры

Учредителями являются физ лицо.

Учредительным документом является Устав, внутренними установлениями религиозных организаций

Участники: физ лица

Ответственность по долгам и обязательствам (риск убытков). не отвечает перед кредиторами имуществом богослужебного назначения.

Органы управления: учредитель религиозной организации

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1. религиозных групп — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

2. религиозных организаций (РО) — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территории деятельности подразделяются на:

1) местные, состоящие не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городе, селе, районе);

2) централизованные, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и местного самоуправления, воинских частях, иных государственных и муниципальных организациях.

§ 7. Некоммерческие унитарные организации (ст. 123.17 — 123.28)

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ глава 4 настоящего Кодекса дополнена параграфом 7, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.

§ 7. Некоммерческие унитарные организации

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

1. Общественно полезные фонды

ГАРАНТ:

К фондам, созданным до 1 марта 2022 г. и отвечающим признакам общественно полезных фондов, применяются положения параграфа 7 главы 4 (в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ) об общественно полезных фондах. Перерегистрация таких фондов не требуется

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

Статья 123.17. Основные положения об общественно полезном фонде

ГАРАНТ:
Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

1. Общественно полезным фондом (далее также — фонд) в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд» или слова «общественно полезный фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ

3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.

4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

5. Утратил силу с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

Информация об изменениях:

Статья 123.18. Имущество фонда

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 123.18 ГК РФ

1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

ГАРАНТ:

Положения пункта 1 статьи 123.18 не распространяются на Московский фонд реновации жилой застройки в части привлечения к ответственности учредителей фонда по обязательствам фонда в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Статья 123.19. Управление фондом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 123.19 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в пункт 1 статьи 123.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.

1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в пункт 2 статьи 123.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

ГАРАНТ:

1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Статья 123.20-1. Утратила силу с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

Информация об изменениях:

Статья 123.20-2. Утратила силу с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

Информация об изменениях:

Статья 123.20-3. Утратила силу с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Параграф 7 дополнен подпараграфом с 1 марта 2022 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

1.1. Личные фонды

Статья 123.20-4. Основные положения о личном фонде

1. Личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.

2. Личный фонд может быть создан нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием (наследственный фонд). Положения настоящего Кодекса о личных фондах применяются к наследственным фондам, если иное не установлено настоящим Кодексом или не вытекает из особенностей правового положения наследственных фондов.

Учредитель личного фонда вправе предусмотреть в уставе созданного при его жизни личного фонда, что после его смерти такой личный фонд продолжает свою деятельность в соответствии с утвержденным учредителем уставом и условиями управления, при этом такой личный фонд не может быть после смерти его учредителя ликвидирован по решению его органов.

3. Гражданин, создавший личный фонд при жизни или предусмотревший в своем завещании создание наследственного фонда, признается учредителем личного фонда.

Замена учредителя личного фонда не допускается. При создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц, за исключением случаев, если учредителями личного фонда являются супруги, передающие личному фонду общее имущество (статья 256).

4. Имущество, передаваемое личному фонду его учредителем, принадлежит личному фонду на праве собственности. Учредитель личного фонда не имеет прав на имущество созданного им фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в личный фонд не допускается.

Стоимость имущества, передаваемого личному фонду (за исключением наследственного фонда) его учредителем при создании личного фонда, не может быть менее ста миллионов рублей, при этом стоимость этого имущества определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

5. Личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом личного фонда, и необходимой для достижения этих целей. Для осуществления предпринимательской деятельности личный фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

6. Учредитель личного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого личного фонда при недостаточности его имущества, а личный фонд, за исключением наследственного фонда, несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам учредителя личного фонда в течение трех лет со дня его создания. В исключительных случаях, если кредиторы личного фонда или учредителя личного фонда по уважительным причинам не имели возможности обратиться с требованиями к учредителю личного фонда или личному фонду в течение указанного срока, этот срок может быть продлен судом, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда.

7. Решение учредителя личного фонда об учреждении личного фонда подлежит нотариальному удостоверению. Завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Такое завещание подлежит нотариальному удостоверению.

8. Учредительным документом личного фонда является его устав.

Учредитель личного фонда вправе утвердить условия управления личным фондом и иные внутренние документы личного фонда, обязательные для всех органов личного фонда.

Устав личного фонда и условия управления личным фондом подлежат нотариальному удостоверению.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или уставом личного фонда, информация о содержании условий управления личным фондом и содержании иных внутренних документов личного фонда не подлежит раскрытию и является конфиденциальной.

Устав личного фонда, условия управления личным фондом и иные внутренние документы личного фонда при жизни учредителя фонда могут быть им изменены. После смерти учредителя личного фонда утвержденные учредителем при его жизни устав личного фонда, условия управления личным фондом и иные внутренние документы личного фонда не могут быть изменены, за исключением изменения на основании решения суда по требованию любого органа личного фонда в случаях, если управление таким фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании такого фонда нельзя было предполагать.

Устав наследственного фонда и условия управления наследственным фондом не могут быть изменены после создания наследственного фонда, за исключением изменения на основании решения суда по требованию любого органа наследственного фонда в случаях, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании наследственного фонда нельзя было предполагать, а также в случае, если будет установлено, что выгодоприобретатель наследственного фонда является недостойным наследником (статья 1117), если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.

9. Наименование личного фонда должно включать слова «личный фонд». Наименование наследственного фонда должно включать слова «наследственный фонд».

10. Реорганизация личного фонда (за исключением наследственного фонда) допускается в форме слияния, присоединения, разделения, выделения при условии, что в результате такой реорганизации образуются личный фонд или личные фонды, созданные тем же учредителем. При жизни учредителя личного фонда допускается также преобразование личного фонда в общественно полезный фонд по решению учредителя.

Реорганизация личного фонда после смерти его учредителя не допускается, за исключением преобразования личного фонда в общественно полезный фонд в случаях, предусмотренных условиями управления личным фондом и пунктом 6 статьи 123.20-5 настоящего Кодекса.

11. Ликвидация личного фонда осуществляется по решению суда:

1) в порядке и по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 — 4 пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса;

2) по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с наступлением срока, до истечения которого создавался личный фонд;

3) по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с наступлением указанных в условиях управления личным фондом обстоятельств;

4) по требованию выгодоприобретателя личного фонда в случае невозможности формирования органов личного фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах, отсутствие единоличного исполнительного органа);

5) по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с невозможностью на протяжении трех лет, если иной срок не предусмотрен уставом личного фонда, выполнить предусмотренные учредителем личного фонда условия, в соответствии с которыми подлежат определению выгодоприобретатели личного фонда.

Оставшееся после ликвидации личного фонда имущество подлежит передаче выгодоприобретателям личного фонда соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности личного фонда, если условиями управления личным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями. При отсутствии возможности определить лиц, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации личного фонда имущество, такое имущество подлежит передаче в собственность учредителя личного фонда, а в случае ликвидации наследственного фонда подлежит передаче в соответствии с решением суда в собственность Российской Федерации.

12. Отчет об использовании имущества личного фонда не подлежит опубликованию, за исключением случаев, предусмотренных условиями управления личным фондом.

Статья 123.20-5. Условия управления личным фондом

1. Условия управления личным фондом могут включать в себя положения о передаче определенным лицам (выгодоприобретателям личного фонда) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц (далее — отдельные категории лиц) всего имущества личного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

2. Условиями управления личным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели личного фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество личного фонда, определяются органами личного фонда в соответствии с условиями управления личным фондом.

3. Порядок передачи выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества личного фонда или его части, в том числе доходов от деятельности личного фонда, должен быть определен условиями управления личным фондом путем указания на вид и размер передаваемого имущества или порядок определения вида и размера имущества, в том числе имущественного права (например, права пользования имуществом, права на оплату работ, услуг, оказываемых третьими лицами выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц), срок или периодичность передачи имущества, а также на обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача.

4. Выгодоприобретателями личного фонда могут быть любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих юридических лиц. Учредитель личного фонда не может быть выгодоприобретателем личного фонда, если иное не предусмотрено уставом этого фонда.

5. Выгодоприобретатель личного фонда вправе потребовать от личного фонда, а выгодоприобретатель наследственного фонда вправе потребовать от нотариуса или наследственного фонда ознакомить их с той частью условий управления личным фондом, в которой содержатся порядок определения и назначения органов личного фонда, положения о передаче этому выгодоприобретателю всего или части имущества личного фонда, а также описание обстоятельств, при наступлении которых осуществляется такая передача.

6. Не позднее шести месяцев со дня смерти гражданина, учредившего личный фонд при жизни, если условия управления этим фондом после смерти учредителя предусматривают исключительно положения о передаче отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего имущества личного фонда или его части, такой фонд подлежит преобразованию в общественно полезный фонд (статья 123.17), при этом устав личного фонда, условия управления личным фондом и иные внутренние документы личного фонда, утвержденные его учредителем, не подлежат изменению, а в едином государственном реестре юридических лиц отражаются сведения о новом наименовании этого фонда и об изменении его организационно-правовой формы.

Статья 123.20-6. Права выгодоприобретателя личного фонда

1. Выгодоприобретатель личного фонда имеет право на получение имущества в соответствии с условиями управления личным фондом, а также иные права, предусмотренные настоящим Кодексом.

Права выгодоприобретателя личного фонда не могут переходить к другим лицам, в том числе в случае универсального правопреемства, за исключением случаев преобразования выгодоприобретателя — юридического лица, если условиями управления личным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании. На права выгодоприобретателя личного фонда, в том числе выгодоприобретателя наследственного фонда, не может быть обращено взыскание по обязательствам такого выгодоприобретателя. Сделки, совершенные с нарушением этих правил, являются ничтожными.

2. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя — юридического лица наследственного фонда прекращаются в случае реорганизации выгодоприобретателя — юридического лица, за исключением случая преобразования, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании.

После смерти гражданина-выгодоприобретателя или ликвидации выгодоприобретателя — юридического лица, а также в случае заявленного наследственному фонду в нотариальной форме отказа выгодоприобретателя наследственного фонда от права на получение имущества новые выгодоприобретатели наследственного фонда определяются в соответствии с условиями управления наследственным фондом, в частности, они могут быть определены путем подназначения.

3. В случаях, предусмотренных уставом личного фонда, выгодоприобретатель вправе запрашивать и получать у личного фонда информацию о деятельности личного фонда.

4. Выгодоприобретатель личного фонда вправе потребовать проведения аудита деятельности личного фонда выбранным им аудитором. В случае проведения такого аудита оплата услуг аудитора осуществляется за счет выгодоприобретателя личного фонда, по требованию которого он проводится. Расходы выгодоприобретателя личного фонда на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению попечительского совета за счет средств такого фонда.

5. В случае нарушения условий управления личным фондом, повлекшего возникновение у выгодоприобретателя личного фонда убытков, последний вправе потребовать их возмещения, если это право предусмотрено уставом личного фонда.

6. Выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам личного фонда, а личный фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя.

Статья 123.20-7. Управление личным фондом

1. При жизни учредителя личного фонда состав органов, их функции и лица, входящие в состав органов этого фонда, определяются учредителем личного фонда в соответствии с уставом и условиями управления личным фондом.

После смерти гражданина, учредившего личный фонд при жизни, органы личного фонда формируются и изменяются в соответствии с уставом и условиями управления этого фонда, при этом лица, входящие в состав органов личного фонда или имеющие право войти в состав органов этого фонда, а также выгодоприобретатели этого фонда вправе требовать формирования и изменения органов личного фонда в соответствии с его уставом и условиями управления личным фондом. Уставом личного фонда и условиями управления личным фондом может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов личного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа личного фонда, в случае их выбытия, в том числе предусмотрено подназначение указанных лиц из определенного списка.

2. В качестве единоличного исполнительного органа личного фонда или члена коллегиального органа личного фонда может выступать любое физическое или юридическое лицо, назначенное в соответствии с уставом личного фонда, за исключением учредителя личного фонда.

Выгодоприобретатель наследственного фонда не может выступать в качестве единоличного исполнительного органа наследственного фонда или члена коллегиального исполнительного органа наследственного фонда.

3. В случаях, предусмотренных уставом личного фонда, в нем создаются высший коллегиальный орган и попечительский совет, в состав которых могут входить выгодоприобретатели или учредитель личного фонда.

Уставом личного фонда может быть также предусмотрено создание надзорного органа личного фонда, полномочия которого состоят в осуществлении надзора за деятельностью органов личного фонда, в согласовании совершения личным фондом определенных в уставе юридически значимых действий и (или) в принятии решения о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа личного фонда, нарушившего свою обязанность действовать добросовестно или разумно в интересах личного фонда и (или) его выгодоприобретателей, и о назначении временного единоличного исполнительного органа личного фонда.

4. Условиями управления личным фондом могут быть предусмотрены порядок выплаты и размер вознаграждения лицу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа личного фонда, членам попечительского совета личного фонда или членам иных органов личного фонда, а также лицу, осуществляющему функции надзорного органа личного фонда, за исполнение своих обязанностей.

5. Уставом личного фонда может быть предусмотрена необходимость получения согласия высшего коллегиального органа личного фонда, надзорного органа личного фонда или иного органа личного фонда на совершение личным фондом указанных в уставе сделок.

6. Аудит деятельности личного фонда проводится по основаниям, предусмотренным условиями управления личным фондом, а также по требованию выгодоприобретателя личного фонда в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 123.20-6 настоящего Кодекса.

7. Если в течение года со дня возникновения необходимости формирования органов наследственного фонда или органов личного фонда, созданного при жизни учредителя и продолжающего свою деятельность после его смерти, такие органы не будут сформированы (отсутствие кворума в коллегиальных органах, отсутствие единоличного исполнительного органа), такие фонды подлежат ликвидации по требованию выгодоприобретателей таких фондов или уполномоченного государственного органа. До истечения указанного срока органы (при их наличии) наследственного фонда или личного фонда, созданного при жизни учредителя и продолжающего свою деятельность после его смерти, продолжают осуществлять деятельность этого наследственного фонда или этого личного фонда в соответствии с условиями управления такими фондами.

Статья 123.20-8. Создание наследственного фонда и управление им

1. После смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, такой наследственный фонд подлежит созданию по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.

Наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда в случае неисполнения нотариусом обязанности по созданию наследственного фонда.

Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда. Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.

Действия нотариуса по созданию наследственного фонда могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками, если нотариусом нарушены содержащиеся в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.

2. При создании наследственного фонда нотариус, получивший от наследственного фонда заявление о принятии наследства, обязан выдать такому фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 настоящего Кодекса. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса.

3. До направления нотариусом указанного в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи заявления о государственной регистрации наследственного фонда в уполномоченный государственный орган нотариус предлагает лицам, указанным в решении об учреждении наследственного фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении наследственного фонда, войти в состав органов наследственного фонда. При согласии указанных лиц войти в состав органов наследственного фонда нотариус направляет сведения о них в уполномоченный государственный орган.

В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении наследственного фонда, войти в состав органов наследственного фонда и невозможности сформировать органы наследственного фонда в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда.

4. Замена членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, осуществляется в порядке, предусмотренном уставом наследственного фонда. Уставом наследственного фонда может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, в случае их выбытия, в том числе предусмотрено подназначение указанных лиц из определенного списка.

5. Условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 123.20-5 настоящего Кодекса.

Условия управления наследственным фондом до направления нотариусом указанного в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи заявления доводятся им до сведения лиц, входящих в состав органов наследственного фонда, и могут быть раскрыты только выгодоприобретателям в соответствии с пунктом 5 статьи 123.20-5 настоящего Кодекса, а также в предусмотренных законом случаях органам государственной власти и органам местного самоуправления.

6. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав наследственного фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении наследственного фонда, документы, подтверждающие права наследственного фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы собраний коллегиальных органов наследственного фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) наследственного фонда, аудитора наследственного фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением наследственным фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом наследственного фонда и условиями управления наследственным фондом.

Уставом наследственного фонда может быть предусмотрено хранение документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, у нотариуса по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате.

Что такое унитарная некоммерческая организация?

Основная цель унитарных некоммерческих организаций заключается в реализации социальных, культурных, образовательных или иных проектов, направленных на общественную пользу. В отличие от коммерческих организаций, унитарная НКО не преследует цель получения прибыли. Вместо этого она стремится удовлетворить потребности общества и решить социальные проблемы.

В чем разница между корпоративными и унитарными НКО?

Корпоративные НКО не преследуют извлечение прибыли как основную цель своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Вместо этого их основной целью является осуществление определенной общественно полезной деятельности.

Учредители или участники корпоративных организаций приобретают право на участие или членство в организации и формируют её высший орган. Примеры корпоративных некоммерческих организаций включают потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов и т. д. Наиболее распространенными типами корпоративных некоммерческих организаций являются общественные организации и ассоциации.

Унитарные некоммерческие организации также не преследуют извлечение прибыли как основную цель своей деятельности. Однако, в отличие от корпоративных организаций, унитарные организации не имеют членства и их высший орган может быть сформирован третьими лицами, а не учредителями.

К некоммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации и публично-правовые компании.

Таким образом, основные отличия между корпоративными и унитарными некоммерческими организациями заключаются в наличии института членства у корпоративных организаций и формировании высшего органа учредителями или участниками, в то время как унитарные организации не имеют членства и высший орган может быть сформирован третьими лицами.

Рассмотрим наиболее популярные виды унитарных НКО

Автономные некоммерческие организации (АНО)

АНО могут быть созданы для различных целей, включая научные исследования, социальное обслуживание, развитие культуры и другая общественно полезная деятельность.

Одним из неоспоримых преимуществ АНО по сравнению с другими формами НКО является возможность создания проекта с целью предоставления услуг, которые могут быть оказаны в будущем за вознаграждение.

Фонды

Это некоммерческие организации, созданные для сбора и управления финансовыми или материальными средствами с целью поддержки определенных инициатив и проектов.

Фонды могут иметь различную направленность и цель деятельности. Некоторые фонды поддерживают научные исследования, другие — социальные программы, экологические проекты, культурные и художественные инициативы и т. д.

Фонды получают средства от юридических или физических лиц, добровольных взносов, грантов и других источников.

Все эти виды некоммерческих организаций играют важную роль в обществе, содействуя развитию социальной сферы, науки, культуры и других областей. Они способствуют улучшению жизни людей и решению различных общественных проблем.

Если вы планируете зарегистрировать унитарную НКО

Рекомендуется обратиться к юристам в данной области. Они обладают необходимыми знаниями и опытом, чтобы помочь вам подобрать оптимальную форму организации, провести регистрационные процедуры и представить ваши интересы в Минюсте или других госорганах.

Юристы смогут рассмотреть ваши цели и задачи, оказать консультацию по правовым аспектам и помочь разработать необходимые документы для регистрации НКО. Они осведомлены о текущих законодательных требованиях и процедурах, что поможет вам избежать возможных ошибок или задержек в процессе регистрации.

Законодательство в области некоммерческого сектора довольно сложное и требует особого внимания к деталям. Не стесняйтесь обратиться за помощью к профессионалам, чтобы убедиться, что ваша НКО зарегистрирована правильно и имеет все необходимые документы для эффективной и законной работы в интересах общества.

Открытие бизнеса и регистрация компании — это сложный и ответственный процесс, который может сопровождаться различными проблемами и вызывать отказы со стороны налоговых органов. В данной статье мы расскажем о потенциальных подводных камнях, с которыми предприниматели могут столкнуться при регистрации бизнеса. Мы также проанализируем основные причины, по которым налоговая инспекция может отказать в регистрации, предоставим советы о том, как возможно обжаловать отказ в регистрации юр лица в судебном порядке.

В современном обществе некоммерческие организации играют важную роль в решении социальных и общественных проблем. Одним из видов некоммерческих организаций является автономная некоммерческая организация (АНО).

Существуют разнообразные виды некоммерческих организаций (НКО) — ассоциации, союзы, благотворительные фонды, объединения, партнерства, бюджетные и автономные некоммерческие организации (АНО) и другие. Деятельность этих организаций направлена на общественную пользу и не имеет коммерческих целей. Они способствуют улучшению социальной сферы обслуживания населения и созданию взаимовыгодных партнерств между государственными и частными предприятиями.

Уставный капитал — это совокупность денежных и имущественных активов, которые учредители вносят в ООО после его регистрации. Как правило, его минимальный размер составляет 10 000 руб., и на этапе создания компании учредители часто ограничиваются этой суммой. Однако в дальнейшем может возникнуть необходимость увеличения данного капитала.

Некоммерческое партнерство — это форма организации, которая используется для объединения физических и/или юридических лиц, преследующих общественные, научные, культурные, профессиональные или иные социально значимые цели, и не имеющее какой-либо коммерческой направленности в качестве основной задачи своей деятельности. Имущество, которое получает партнерство, остается в его собственности и не делится между участниками.

Автономная некоммерческая организация является унитарной, то есть не имеющей членства. АНО может быть создано одним физическим или юридическим лицом. Цели АНО связаны с оказанием услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и т. п.

НУЖЕН СОВЕТ?

Оставьте свой номер и получите бесплатную консультацию!

Спасибо, что обратились в Юридическую компанию «Базальт».
В ближайшее время наш специалист с Вами свяжется.

Некоммерческие унитарные организации

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Управление фондом:

— высший коллегиальный орган

— единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.)

— может существовать и коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления

Учреждение может быть создано гражданином или юр. лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (гос. учреждение, муницип. учреждение).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. По решению учредителя могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Гос или муниципальное учреждение может быть: казенным, бюджетным автономным.

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

В отличие от финансируемых собственником учреждений такие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями имущество. Учредитель же не сохраняет прав на имущество, переданное в собственность организации.АНО подобно Фондам вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

Конструкцию АНО можно с успехом использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. Например, в такой форме могут создаваться частные детские сады, больницы, различного рода консультации и т.п.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целяхсовместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями (приходы, общины, монастыри, братства, миссии и т.п.)

Централизованная религиозная организация — создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначенияне может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *