Совокупность условий посредством которых обеспечивается законность это
Перейти к содержимому

Совокупность условий посредством которых обеспечивается законность это

  • автор:

1. Понятие и предмет теории государства и права

Гарантии законности — объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность.

Виды гарантий законности.

  1. экономические — состояние экономического развития общества, организация системы хозяйства и др.
  2. политические — состояние государственной власти, развитие институтов демократии и др.
  3. духовные — определяются уровнем общей политической и правовой культуры населения.
  4. социальные — условия социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих прав и свобод; жизненный уровень населения, рост (отсутствие) безработицы, стоимость жизни, социальных услуг самым непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона либо, наоборот, на законопослушное поведение.
    • средства предупреждения правонарушений;
    • средства выявления (обнаружения) правонарушений;
    • средства пресечения правонарушений (задержание, арест, обыск, подписка о невыезде и др.);
    • меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;
    • юридическая ответственность;
    • процессуальные — состоят в процессуальном обеспечении прав, и свобод граждан;
    • организационные (надзор и контроль за состоянием законности, деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Прокуратуры России, а также президентский контроль, Уполномоченный по правам человека.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и. т. д. Следовательно, правопорядок является частью общественного порядка.

Общественный порядок — это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности.

Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

  • Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;
  • Это порядок предусмотренный нормами права;
  • Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования;
  • Он обеспечивается государством.

Принципы правопорядка:

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов,

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок

обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана’существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.

Соотношение законности и правопорядка проявляется в том, что правопорядок есть реализованная законность,

21.2. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности – совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

Гарантии законности делятся на общие условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности – совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

Специальные средства обеспечения законности – совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

К юридическим средствам относят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры правовосстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.

К организационным средствам относят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.

21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль, общественный контроль.

21.4. Государственный контроль: понятие и виды

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.

Контрольные полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

3) имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;

4) имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;

5) назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;

7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).

Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:

• при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;

• утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

• решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

• отрешении Президента РФ от должности;

• назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

• назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

• назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:

• при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решении вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

• выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

• выражении недоверия Правительству РФ. Задачи Счетной палаты РФ:

1) организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

5) анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

Принципы и гарантии законности

Принципы законности — это основополагающие идеи, наиболее существенные, глубинные черты законности. Они относятся ко всем видам деятельности всех субъектов и выражают содержание законности. К данным принципам относятся верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

1. Верховенство закона. Данный принцип закрепляет положения, в которых четко указывается, что закон является главенствующим нормативным актом по отношению к другим правовым актам. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой. Закон выступает основным источником права в Российской Федерации, обладает высшей юридической силой и принимается высшим законодательным органом государственной власти или самим народом. Все иные правовые акты должны быть строго подзаконны, т. е. нормативные правовые акты и акты применения права должны соответствовать законам, действующим в Российской Федерации.

Высшая юридическая сила в Российской Федерации принадлежит только одному закону — Конституции РФ. Согласно ст. 15 Основного закона Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Ни один правовой акт не может противоречить действующему закону, иначе он должен быть признан незаконным, и его действие отменено. Данное положение справедливо не только для нормативных актов, но также и для актов, связанных с реализацией права (применение, соблюдение, исполнение и использование). Отсюда понимание принципа верховенства закона следует рассматривать более широко. Принцип должен рассматриваться как главенство закона в системе всех правовых актов, в том числе правоприменительных и актов конкретного поведения.

Реальным верховенством закона по отношению к другим правовым актам в государстве обеспечивается согласованность правовой системы. Четко определяется иерархия нормативных актов, устраняются возможные коллизии, связанные с правоприменительной или правотворческой деятельностью государства. Большое значение указанный принцип приобретает в деятельности всех государственных органов, а также в деятельности отраслевых и местных органов власти. Необходимо своевременно устранять положения, в которых тот или иной приказ, инструкция, отраслевой или местный акт по-своему «мотивируют» или «толкуют» закон. Безусловно, необходимо добиваться в государстве и обществе признания принципа верховенства закона, но также нужно выполнять данное положение на практике. Государство создает специальные органы, которые призваны осуществлять контроль за соответствием нормативных актов. Примером может служить Конституционный Суд РФ, который, осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ. Но, как нам представляется, этого контроля недостаточно. Необходимо включить в процесс нормотворческой деятельности стадию, в которой проект правового акта проходил бы проверку на соответствие действующим законам, и все выявленные противоречия устранялись до вступления в законную силу.

Нарушение принципа верховенства закона подрывает и другой принцип законности — принцип единства законности.

2. Единство законности. Принцип единства законности трактуется в субъектном, территориальном и временном аспектах применительно ко всем сторонам законности. При всем многообразии действующих в стране законов и подзаконных актов, учитывая все национальные, исторические, бытовые и другие особенности, понимание и исполнение законов на всей территории государства должно быть одинаковым. Единообразное понимание позволит избежать ошибок при применении законов и подзаконных актов. Законы РФ с одинаковой силой действуют на всей территории, а все правовые акты республик, краев, областей и других территориальных единиц не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в ином случае они подлежат изменению или полной отмене. Но полномочия по правотворчеству субъектов РФ не должны приводить к ослаблению принципа единства законности. Бесспорно, проще всего поддерживать указанный принцип в жестко централизованных государствах — тоталитарных, деспотических, но мы говорим о современном, демократическом государстве, где существует реальное разделение властей, а по своим полномочиям субъекты государства равны между собой.

Принцип единства законности не умаляет прав на самостоятельность субъектов РФ. В своих правовых актах субъекты РФ должны учитывать своеобразие местных условий, национальных интересов, особенности и специфику того или иного региона. Одновременно с этим, принимая местные законы и применяя их на практике, нельзя отступать от общих правил, установленных в федеральном законодательстве. Законодательная компетенция субъектов не ослабляет, а, наоборот, укрепляет принцип единства законности в государстве при условии соблюдения всех установленных положений федерального законодательства.

Что касается субъектного состава, то это, прежде всего, установление равенства личности и органов государства. Органы, организации и учреждения в сфере правоприменения, получают одинаковую правосубъектность и компетенцию, но на практике довольно часто происходят нарушения данных положений. Все это наносит вред единству законности и отражается в нестабильности социальной жизни общества.

Единство законности во времени обеспечивается одновременностью вступления в законную силу законов и других нормативных актов и прекращения или изменения их действия. Нормы начинают действовать с момента, прямо указанного в нормативном акте, либо по истечении определенного срока после официального его опубликования или с момента принятия. Такой порядок вносит четкость и ясность в правовое регулирование положений в данный момент времени, и, следовательно, обеспечивается единство законности в государстве.

3. Целесообразность законности. Данный принцип основывается на необходимости принятия «целесообразных», т. е. отвечающих закономерностям общественного развития, правовых законов и выбора оптимальных, наиболее эффективных способов и средств их реализации.При осуществлении правотворческой и правореализующей деятельности необходимо действовать только в рамках закона, но с позиций, максимально соответствующих целям и задачам общества. Нормативные правовые акты предоставляют правоприменителю выбор наиболее целесообразного решения. Примером могут служить виды и сроки наказания в уголовном или административном законодательстве (штраф, арест, лишение свободы и т. д.), которые фигурируют в относительно-определенных или альтернативных санкциях.

Необходимо четко представлять, что принцип целесообразности не действует в обход закона, а основывается на нем и действует только в пределах закона. Но также совершенно очевидно, что закон может не отвечать требованиям сложившихся общественных отношений, т. е. считаться устаревшим, но по каким-то причинам оставаться неизмененным или неотмененным. Такой закон перестает отражать интересы населения в государстве, и тем самым он теряет свою целесообразность. Следовательно, такой закон необходимо отменить в установленном порядке, а это, в свою очередь, возлагает на органы нормотворчества колоссальную обязанность по своевременному устранению расхождений между законами и реалиями общественной жизни.

Раскрывая принцип целесообразности законности, необходимо разделить его на две составляющие, а именно: целесообразность в нормотворческой деятельности и целесообразность в правоприменительной деятельности.

Целесообразность в нормотворческой деятельности выражается в принятии нормативных актов, соответствующих закономерностям общественного развития. Основа принципа целесообразности в нормотворческой деятельности — это правильное отражение потребностей общественного развития. Законодателю необходимо постоянно следить за изменениями, происходящими в обществе и своевременно реагировать на данные изменения. Поддержание баланса соответствия нормативных актов реальной жизни является одной из главных задач в деятельности нормотворческих органов, иначе исчезнет целесообразность действия таких законов, а вместе с этим нарушится принцип законности.

Целесообразность в правоприменительной деятельности сводится к выбору в рамках определенной нормы права наиболее целесообразного решения с учетом конкретных условий и применительно к рассматриваемому случаю.

В каждом нормативном акте установлена цель, и правоприменительный акт обязан соответствовать указанной в законе цели. И только при таком соответствии можно говорить, что правоприменительный акт целесообразен, а значит, отвечает принципу законности. Положения, которые нарушают цель закона, должны быть признаны нецелесообразными. Деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел правоприменителем достаточно подробно регламентируется с помощью процессуальных норм действующего законодательства. С одной стороны, выполнение указанных предписаний значительно упрощает деятельность правоприменителя, но, с другой стороны, именно выполняя предписания, правоприменитель может столкнуться с проблемами соответствия целесообразности и законности. Любой действующий нормативный акт стабилен — он применяется в том виде, в котором создан законодателем. Для всех органов государства законы являются обязательными, любые отступления являются нарушениями и запрещены в любом виде.

4. Реальность законности. Данный принцип состоит в фактическом исполнении норм права и неотвратимости реагирования в случае их нарушения. Фактическое исполнение норм права обеспечивается только при определенных условиях, а именно при страхе лица перед наказанием, или при наличии высокого уровня развития правосознания и правовой культуры личности. Это положение одинаково справедливо как для простых граждан государства, так и сотрудников государственного аппарата. Высокие меры наказания стимулируют личность воздержаться от нарушения действующего законодательства. Если за правонарушение установлена высокая мера ответственности, то, нарушив норму права однажды, лицо, по крайней мере, задумается, стоит ли нарушать закон еще раз. Высокий уровень правонарушений в административном законодательстве только подтверждает данное положение, так как за правонарушения установлены весьма низкие санкции, а это приводит к увеличению сознательных правонарушений в данной области. Лицу проще заплатить штраф, чем выполнить установленное законом требовании в данной ситуации ни о каком правосознании не может быть и речи. Государство должно воспитывать у своих граждан уважение к закону, формировать высокую нравственную культуру, добиваться осознанных чувств и привычек глубокого уважения к закону, лишь только потому, что это закон.

Второй аспект реальности законности выражается в обязательном реагировании на нарушения норм права. Любое нарушение норм права есть посягательство на законность в государстве. Очень важно, чтобы данные нарушения вовремя пресекались. Любое правонарушение должно раскрываться в максимально короткие сроки, а наказание должно быть неминуемым. Речь не идет о строгости наказания за правонарушения, необходимо, чтобы граждане знали, что за правонарушение последует неотвратимое наказание.

Согласно статье 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом. Это еще один аспект реальности законности. Все граждане государства независимо от их статуса, социального положения, занимаемой должности и прочих факторов, обязаны исполнять требования закона. За нарушения установленных требований должна следовать ответственность, установленная в действующем законодательстве. Но при практическом применении все выглядит несколько иначе. Согласно ст. 91, 98 и 122 Конституции РФ, Президент России, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, а также судьи обладают правовым иммунитетом. Зачастую такое положение дает некоторым лицам фактически неограниченную волю в своих действиях. Да, бесспорно, что в рамках своих выполняемых обязанностей лица должны быть неприкосновенны, но вне своей деятельности указанные лица обязаны соблюдать закон и нести установленную ответственность. В настоящий момент указанные положения только подрывают принцип законности. Устранение данного положения и повышение ответственности указанных лиц, способствовало бы укреплению законности в государстве. Однако это не является поводом для ниспровержения самого принципа, поскольку его идеальное содержание вполне отражает суть задач, которые стоят перед государством и органами, призванными обеспечить нормальное функционирование государства и общества в целом.

Принципы законности работают только в системном единстве. Четкое выполнение указанных принципов способствует укреплению общей законности в государстве, так как принципы и требования составляют сущность этого явления.

Гарантии законности — это система объективных и субъективных условий, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность. Система общих гарантий представляет собой совокупность объективных условий общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Она складывается из экономических, политических, социальных, духовных факторов, которые непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона либо, наоборот, на законопослушное поведение.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

  • 1) социально-экономические — это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния многообразие форм собственности, экономическая свобода и т. д. Сюда относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке;
  • 2) политические — это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т. п.; политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, т. е. все звенья современной политической системы общества, в интересах всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства;
  • 3) организационные — это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда, полиции и т. п.;
  • 4) общественные — это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства;
  • 5) идеологические — это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям закона, уровень нравственного воспитания общества;
  • 6) нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка;
  • 7) специально-юридические — это способы и средства, установленные в действующем законодательстве в целях предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований.

Специальные юридические гарантии — это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Общие черты юридических гарантий законности:

  • • они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности;
  • • носят непосредственный и целевой характер;
  • • закреплены в действующем законодательстве;
  • • нормативно-юридической основой их применения является право.

К числу юридических гарантий законности следует отнести следующие:

  • • закрепление требований законности в нормативных правовых актах;
  • • предоставление всем участникам правоотношений права обеспечивать режим законности правомерными средствами и методами;
  • • обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности государственных и негосударственных институтов;
  • • обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;
  • • обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности;
  • • эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
  • • качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;
  • • постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;
  • • развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны;
  • • международные гарантии законности.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка — неотъемлемого «спутника» законности.

Для обеспечения законности была создана система мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочнение законности. Она состоит из двух блоков: профилактика нарушений законности и упрочнение законности. Такое деление обусловлено двойственным характером системы мер, влияющих на функционирование должностного лица, условия и факторы социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания — материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые).

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью, отрицательное отношение общества к государству и праву.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантии законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

1. Общая теория права

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *