¶ Запрос на изменение
Запрос на изменение в проекте формируется в случае изменения параметров, зафиксированных в Паспорте проекта, влияющих на достижение результатов. Данный процесс обеспечивает проработку, согласование и принятие решений по изменению ключевых параметров проекта.
¶ Подготовка запроса на изменение
Внесение изменений в утвержденные параметры проекта, содержащиеся в управленческих документах проекта, может происходить:
- по инициативе Руководителя проекта;
- на основании поступившего предложения об изменении в проекте от любого из участников команды проекта, содержащего обоснование необходимости внесения изменений;
- по поручению Куратора проекта, Функционального заказчика проекта или Руководителя портфеля проектов;
- по поручению Проектного офиса;
- по поручению Проектного комитета.
Руководитель проекта проводит оценку целесообразности дальнейшей проработки поступившего предложения и формирования запроса на изменение проекта, если предложение о внесении изменений поступило от участников команды проекта.
Администратор проекта формирует запрос на изменение и направляет Руководителю проекта на проверку.
Руководитель проекта проверяет запрос на изменение проекта на предмет правильности изложения данных и направляет его на согласование.
Руководитель проекта является ответственным за соблюдение срока, порядка подготовки и требований к содержанию запроса на изменение проекта, а также за его согласование и утверждение.
¶ Согласование и утверждение запроса на изменение
Проектный офис проверяет полученный запрос на изменение проекта на корректность заполнения формы, соответствие требованиям методологии, согласовывает его или выдает замечания.
Функциональный заказчик, Куратор проекта (для проектов с управленческим профилем «Приоритетный») и/или Руководитель портфеля проектов рассматривают запрос на изменение проекта, согласовывают его или выдают замечания.
Согласованный запрос на изменение Паспорта проекта утверждается на Проектном комитете.
Согласованный запрос на изменение Рабочего плана утверждается Куратором проекта.
Руководитель проекта организует внесение утвержденных изменений в управленческие документы проекта – выдает поручения, ставит задачи членам команды проекта.
¶ Работа в АИС УПД
Когда появилась потребность изменить детали паспорта проекта, формируется запрос на изменение в системе. Возможность сформировать запрос есть на стадиях Подготовка и Реализация.
Для того, чтобы сформировать запрос, необходимо зайти в карточку проекта и в правом верхнем углу нажать кнопку «Сформировать ЗИ». В открывшейся карточке пишется наименование запроса на изменение, то есть краткая информация о вносимых изменениях назначаются роли на редактирование карточки Запроса на изменение. После чего необходимо нажать «Сохранить и закрыть».
Запрос на изменение представляет собой «Слепок» или «Снимок проекта» на момент формирования запроса. В этом состоянии система запоминает все текущие данные в карточке проекта. Поэтому желательно не вносить никакой новой информации, пока не будут согласованы изменения.
Для корректной работы Запроса на изменение, единовременно в системе долен быть один запрос.
Карточку запроса на изменение можно найти в реестре через боковую панель или в одной из вкладок в карточке проекта (Запросы на изменения (слепки)). Далее необходимо нажать на наименование запроса. Открывшаяся карточка представляет собой объект управления «Запрос на изменение», у которого есть свои редакторы и согласующие.
Чтобы внести изменения непосредственно в проект, необходимо нажать кнопку «Внести изменения». Далее откроется Слепок проекта, в котором можно изменять необходимые параметры.
После того, как будут внесены необходимые изменения, необходимо перейти обратно в карточку запроса на изменение и отправить его на согласование.
После того, как Слепок согласуют, внесенные изменения автоматически отображаться в карточке проекта.
Планирование изменений
С вариантом оформления целей Вы можете ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1 – Пример оформления целей на 2022 год
Данную таблицу можно расширить и включить в нее такой элемент как ресурсы. Т.е. организация изначально определяет те ресурсы, которые необходимы для выполнения данной цели. Таким образом, наша таблица трансформируется в следующую (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Пример оформления целей на 2022 год с указанием ресурсов
Добавление столбца ресурсы показывает, что мы начинаем планировать на более глубоком уровне.
Именно такой (более глубокий) подход и требует п.6.3 «Planning of Changes» ISO 9001 , и всех других стандартов, построенных на его основе.
Название «Planning of Changes» можно перевести, как «Планирование изменений» или, встречал в некоторых документах, как «Управление изменениями» .
Вся информация по планированным изменениям представлена в анализе со стороны руководства – скажите Вы мне.
Наличие анализа со стороны руководства и выводов (выходные данные) из него — это только малая часть управления изменениями п.6.3 стандарта ISO 9001. Предлагаю Вам определение
Переформулировав, можно сказать, что изменения – это процесс обновления внутренних процессов организации .
Изменения могут касаться как стратегических целей (стать лидером в своей области), так и локальных (замена подшипника на единице оборудования).
Современное общество меняется очень быстро.
Например, вчера было одно в тренде, сегодня другое, а завтра уже третье, которое, возможно, противоречит первым двум.
Достаточно сложно поспевать за всеми изменениями и нововведениями, но это необходимо делать обязательно.
Есть два способа соответствовать обновленным требованиям:
— Реактивный – то есть реагируем на то, что уже произошло, или проще сказать «затыкаем дыры». При данном подходе происходит отставание по времени, из-за оценки и планирования необходимых действий. А как следствие смещение фокуса с основной деятельности.
— Проактивный – направлен на предупреждение и выполнение действий до их наступления. Организация сама изнутри инициирует изменения, предугадывая к чему могут привести те или иные действия. То есть оценивает последствия первого и последующих порядков. Это необходимо, чтобы оказаться в числе лидеров.
Делаю акцент на целях, как сформулированные для исполнения, изменения. На рисунке представлена схема с последовательностью при планировании изменений.
Рисунок подчеркивает требования п. 6.3 ISO 9001:
Откуда брать информацию для изменений?
К возможным причинам для изменений могут относиться:
— требования законодательства – изменения могут происходить чуть ли не каждый месяц, например, маркировка продукции DataMatrix кодами;
— требования заинтересованных сторон – могут меняться, так же, как и законодательные требования – новый потребитель хочет, чтобы у нас был внедрен не просто стандарт ISO 22000, а схема сертификации FSSC 22000;
— стратегические цели собственников – мы как обычные работники, в большинстве случаев, их не знаем;
— конъюнктура рынка – все изменения во внешней и внутренней политике могут сказаться на бизнесе организации – санкции запрещают ввоз импортного сырья, а аналоги на рынке отсутствуют;
— анализ со стороны руководства – рассматриваемые результаты за год вносят коррективы при планировании на следующий год;
— анализ рисков и возможностей – описывает риски и возможности по конъюнктуре и требованиям заинтересованных сторон;
— внутренний аудит – наиболее полно показывает изменения, а также как эти изменения внедряются и какие возникли вопросы;
— инициатива работника – ответственный сотрудник видит несоответствие и выходит с предложением о модернизации.
— и т.д.
Как осуществлять оценку изменений?
Сама оценка может включать в себя:
1. Предварительная агрегация (сбор) всех потенциальных изменений;
Все заинтересованные лица (как правило группа HACCP) в течении 2-х недель или 1 месяца (периодичность Вы устанавливаете сами) заполняют первые 4 столбца из таблицы 3.
То есть:
а) Причина изменения – ресурс где появилось изменение;
б) Направление для развития – формулировка изменения указать ключевой вопрос (нашу «боль»). От того, какое наименование изменения, такие шаги и будут предприняты для его реализации;
в) Планируемый результат – что ожидается после внедрения данного изменения;
г) Планируемые ресурсы – указываются те ресурсы, которые могут понадобиться для реализации изменения. К данным ресурсам, как правило относят:
— Временные – оценивается время, на проведение работ (например, согласование между ремонтной службой и производством по времени простоя при ремонте оборудования, чтобы выпустить необходимый объем продукции);
— Людские – происходит оценка какое количество сотрудников необходимо для выполнения данной цели;
— Финансовые – Оценка затрат на закупку расходных материалов / запчастей, а также оплату услуг сторонней организации для проведения.
Таблица 3 – Пример оформления оценки изменений.
2. Непосредственно сама оценка изменений
После того, как определили общий перечень всех изменений необходимо произвести их «отсеивание» путем анализа необходимости внедрения, затрат на них и их необходимость. Оценка должна производиться коллегиально.
Подводя итоги настоящей статьи, хочется выделить следующее:
1 Движение – это жизнь, т.е. для процветания необходимы изменения, т.к. изменения – это необходимый процесс развития компании.
В продолжении данного тезиса, хочу привести высказывание П.Друкера «Любая экономическая деятельность рискованна. При этом защищать вчерашний день — то есть не принимать инноваций, – это гораздо более опасно, чем своими руками создавать завтрашний.»
2 Причинами изменений может стать абсолютно любая информация, полученная как извне организации, так и от внутренних сотрудников.
3 Управление изменениями должно носить системный характер и проводиться постоянно.
4 Изменения можно отнести, как частный случай Корректирующих действий – подход аналогичный, мы устраняем коренную причину выявленного несоответствия (более подробно по управлению несоответствиями можно ознакомиться по ссылке).
И в конце статьи приведу фразу У. Деминга «Совершенствоваться не обязательно – Выживание дело добровольное».
IV. Внесение изменений в паспорт Программы и паспорта федеральных проектов Программы
55. При наличии отклонений от паспорта федерального проекта Программы или возникновении риска таких отклонений ответственный федеральный орган исполнительной власти осуществляет подготовку запроса на изменение паспорта федерального проекта Программы и направляет его на рассмотрение в центр компетенций. Подготовка запроса на изменение паспорта федерального проекта Программы может также осуществляться центром компетенций.
56. Основаниями внесения изменений в паспорт Программы и паспорта федеральных проектов Программы являются поручения и указания Президента Российской Федерации, поручения Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решения Совета, президиума Совета, Комиссии, президиума Комиссии и поручения куратора Программы, а также приведение их в соответствие с параметрами федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
57. Внесение изменений в паспорт Программы и паспорт федерального проекта Программы осуществляется посредством подготовки соответствующего запроса.
58. Подготовка запроса на изменение паспорта Программы осуществляется в соответствии с методическими указаниями президиума Совета и (или) методическими рекомендациями проектного офиса Правительства Российской Федерации.
Подготовка запроса на изменение паспорта федерального проекта Программы осуществляется в соответствии с пунктами 27 — 29 настоящего Положения.
59. Подготовку запроса на изменение паспорта Программы обеспечивает руководитель Программы.
60. Подготовка запроса на изменение паспорта Программы осуществляется с учетом предложений заинтересованных органов и организаций.
61. Руководитель Программы обеспечивает согласование запроса на изменение паспорта Программы с заинтересованными органами и организациями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запрос на изменение паспорта федерального проекта Программы подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию Программы.
Получение заключения рабочей группы на запрос на изменение паспорта Программы и паспорта федерального проекта Программы осуществляется в случае, если изменения, содержащиеся в таком запросе, предусматривают изменение общественно значимых результатов, задач, показателей и результатов (за исключением значений результатов по годам реализации), предусматривающих участие автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», рабочих групп и центров компетенций, а также общего объема бюджетных ассигнований на реализацию Программы и федерального проекта Программы. Рассмотрение рабочей группой иных изменений паспорта Программы и паспорта федерального проекта Программы осуществляется по предложению руководителя Программы и (или) руководителя федерального проекта Программы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
62. Согласованный запрос на изменение паспорта Программы и паспорта федерального проекта Программы представляется руководителем соответствующего федерального проекта Программы в президиум Комиссии, проектный офис Правительства Российской Федерации и проектный офис по реализации Программы.
Взаимосвязанные запросы на изменение паспортов федеральных проектов Программы, подготовленные в целях принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации Программы, вносятся в президиум Комиссии одновременно для их совместного рассмотрения и утверждения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1612)
63. Президиум Комиссии рассматривает поступившие запросы на изменение паспорта Программы и федеральных проектов Программы и принимает одно из следующих решений:
а) решение об одобрении запроса на изменение паспорта Программы в целях его рассмотрения на заседании президиума Совета;
б) решение об утверждении запроса на изменение паспорта федерального проекта Программы;
в) решение о необходимости доработки запроса на изменение паспорта Программы и паспорта федерального проекта Программы;
г) решение об отклонении запроса на изменение паспорта Программы и паспорта федерального проекта Программы и о нецелесообразности внесения соответствующих изменений в паспорт Программы и паспорт федерального проекта Программы.
64. Внесение изменений в паспорта федеральных проектов Программы в части достижения общественно значимых результатов, показателей, выполнения задач, сроков реализации, объемов и источников финансового обеспечения, а также определения руководителей федеральных проектов Программы осуществляется после внесения соответствующих изменений в паспорт Программы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
65. По решению президиума Комиссии запрос на изменение паспорта Программы может быть вынесен на рассмотрение президиума Совета для его утверждения или принятия иного решения.
66. Внесение в президиум Совета запроса на изменение паспорта Программы осуществляется руководителем Программы.
Взаимосвязанные запросы на изменение паспорта Программы и паспортов других национальных проектов, подготовленные в целях принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации Программы, вносятся в президиум Совета одновременно для их совместного рассмотрения и утверждения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1612)
66(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 595.
(см. текст в предыдущей редакции)
67. Программа и федеральные проекты Программы подлежат ежегодной актуализации и планированию на очередной финансовый год.
Ежегодная актуализация и планирование Программы и федеральных проектов Программы на очередной финансовый год осуществляются в порядке, установленном для внесения изменений в паспорт Программы и паспорта федеральных проектов Программы.
Подготовка запросов на изменение паспорта Программы и запросов на изменение паспортов федеральных проектов Программы для целей настоящего пункта осуществляется:
при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период — одновременно с формированием субъектами бюджетного планирования, главными распорядителями средств федерального бюджета предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов предельных базовых бюджетных ассигнований и предложений по дополнительным бюджетным ассигнованиям федерального бюджета на реализацию соответствующих проектов;
при формировании проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период — одновременно с формированием субъектами бюджетного планирования, главными распорядителями средств федерального бюджета предложений по перераспределению бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год на реализацию соответствующих проектов.
Указанные в абзаце третьем настоящего пункта запросы на изменение паспортов Программы и федеральных проектов Программы, содержащие предложения, учтенные в проектах федеральных законов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат согласованию с куратором Программы до одобрения таких проектов федеральных законов Правительством Российской Федерации и утверждаются в срок не позднее 3 недель после принятия этих федеральных законов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
(п. 67 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2019 N 1612)
(см. текст в предыдущей редакции)
67(1). Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации Программы, по основаниям, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации, за исключением оснований, указанных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в абзацах втором, четвертом и пятом пункта 3 и в абзаце восемнадцатом пункта 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации), осуществляется при наличии утвержденных в соответствии с настоящим Положением запросов на изменение паспорта Программы и паспортов федеральных проектов Программы, соответствующих таким изменениям в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации Программы, по основаниям, предусмотренным абзацами вторым, четвертым и пятым пункта 3, а также абзацем восемнадцатым пункта 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации), осуществляется при наличии сформированных в соответствии с настоящим Положением запросов на изменение паспорта Программы и паспортов федеральных проектов, соответствующих таким изменениям в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Согласование и внесение на рассмотрение и утверждение в порядке, установленном настоящим Положением, запросов на изменение паспорта Программы, паспортов федеральных проектов Программы, связанных с внесением изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по основаниям, предусмотренным абзацем вторым настоящего пункта, обеспечиваются руководителем Программы, руководителем федерального проекта Программы в срок не позднее 3 недель после внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
К каким изменениям в ООП готовиться и что добавить в них прямо сейчас
Минпросвещения опубликовало проекты новых ФГОС начального общего и основного общего образования. Когда их примут – школе придется срочно менять ООП. Поэтому, чтобы переход на новые ФГОС не был неожиданным, расскажите педагогам об изменениях в них. Также поручите заместителю директора проверить ООП на ошибки, перед тем как утвердить изменения и дополнения в программы на новый учебный год.
Чтобы подготовить педагогов к новым требованиям ФГОС, которые придется учесть в ООП, расскажите об основных из них на педсовете в августе. Тогда работа с изменениями не станет для учителей неожиданной, и они смогут продумать, как реализуют их. Также нужно перепроверить ООП на семь частых ошибок – включили ли все разделы, правильно ли рассчитали соотношение частей, отразили ли в образовательных программах новые учебные предметы. Вы можете выдать заместителю директора по УВР таблицу, чтобы он уточнил конкретные положения всех разделов ООП.
Обсудите с педагогами изменения в ООП
Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.
10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Конкретные требования к предметным результатам
В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.
В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира. То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, вероятности, статистике. Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.
Тематические модули по учебным предметам
В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.
Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».
Новая программа воспитания
В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.
Самостоятельное решение о втором иностранном
На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.
Вопрос. Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребенок изучал иностранный язык, который они выбрали?
Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей, но не обязана это делать. Поэтому она вправе выбрать язык, для изучения которого сможет создать условия, и предложить его родителям. Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.
Новое обязательное количество часов
На уровне начального образования уменьшат нижний порог обязательных часов, чтобы освоить программу, до 2851 часа. На уровне основного – уменьшат оба числа, минимум составит 5029 часов, максимум – 5676. В новой редакции ФГОС НОО также установили минимальное количество учебных занятий, чтобы изучать государственный язык, – 544 часов.
На заметку
Как ввести ОДНКНР в учебный план
Школа должна отразить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в обязательной части учебного плана основного общего образования. Конкретный учебный предмет для этого не прописали, поэтому предметную область можно реализовать в составе других обязательных предметов. Обратите внимание, что полностью исключать ее из учебного плана и реализовывать только за счет внеурочной деятельности нельзя (п. 18.3.1 ФГОС ООО).
Школа вправе включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла. Например, изучать эту предметную область в рамках истории, обществознания, географии и не выделять отдельный час на эту предметную область.
Проверьте ООП на семь частых ошибок
Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.
Обратите внимание
К 1 сентября 2020/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)
Ошибка № 1. В ООП нет оценочных материалов
В ООП всех уровней образования должны быть оценочные материалы. В основных образовательных программах начальной и средней школы их можно разместить отдельным блоком в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела. Также вы вправе включить их в целевой раздел ООП после компонента «Система оценки достижения планируемых результатов». Только ФГОС основной школы обязывает разместить оценочные материалы в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела.
Ошибка № 2. В ООП уменьшили формируемую часть
Уменьшать формируемую участниками образовательных отношений часть ООП нельзя. ФГОС СОО обязывает школы устанавливать соотношение обязательной и формируемой частей как 60% к 40%. Во ФГОС НОО оно составляет 80% к 20%, а во ФГОС ООО – 70% к 30%.
Ошибка № 3. В рабочих программах не соблюли структуру по ФГОС
Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов структуру выстроили по ФГОС. Для этого нужно включить в программы планируемые результаты освоения и содержание учебного предмета, курса. Также необходимо прописать тематическое планирование. Там же нужно указать количество часов, которые отведете, чтобы освоить каждую тему.
В программах курсов внеурочной деятельности школа тоже должна отразить результаты освоения курса внеурочной деятельности и тематическое планирование. Когда прописываете содержание курса, нужно указать формы организации и виды деятельности.
Ошибка № 4. ООП включает только содержательный и организационный разделы
Школа самостоятельно принимает решение об изменении структуры ООП. Например, исключает целевой раздел в ООП или включает его положения в содержательный. Но это ошибка.
В структуру ООП должны входить целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел необходим, чтобы зафиксировать концепцию программы и результаты, которых ученики должны будут достичь. Убедитесь, что в этот раздел включили пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.
Ошибка № 5. Нарушили предельный объем внеурочной деятельности
Проверьте показатели по объему внеурочной деятельности в ООП по уровням общего образования. Для начальных классов внеурочная деятельность должна составлять максимум 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе – до 1750 часов за пять лет обучения. В средней – 700 часов за два года обучения.
Вопрос. Может ли школа изменить направления внеурочной деятельности?
Нет, направления внеурочной деятельности менять нельзя (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Их перечислили во ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа вправе менять структуру направлений – корректировать план внеурочной деятельности по каждому из них, но сами направления менять нельзя.
Ошибка № 6. В календарном учебном графике не указали каникулы
В календарном учебном графике школы прописывают даты начала и окончания учебного года, его продолжительность, а также сроки для промежуточных аттестаций. Забывают упомянуть каникулы – закрепить их сроки и продолжительность. Но это неправильно. Пропишите сроки каникул, если не зафиксировали их. Также обратите внимание, что календарный учебный график нужно поместить в организационный раздел ООП, разработать и утвердить для каждого уровня образования отдельно (п. 19.10.1 ФГОС НОО и п. 14 ФГОС ООО).
Ошибка № 7. В подразделах не отразили обязательные учебные предметы
Проверьте, чтобы во всех разделах ООП учли новые учебные предметы. Так, школа обязана организовать изучение родного языка и родной литературы, астрономии, второго иностранного. Чтобы проверить ООП по разделам и подразделам, выдайте заместителю по учебно-воспитательной работе таблицу.
На заметку
Директор вправе утвердить изменения в ООП одним приказом или несколькими по каждому уровню образования. Смотрите образец приказ
Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Учитесь одновременно на двух специальностях, продолжайте обучение в 10-11 классах и получайте образование в колледже, работайте и учитесь. У нас каждый найдет для себя удобный вариант обучения. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.