Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 75
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 68 Закона Украины Об охране окружающей природной среды. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды
Нарушение законодательства Украины об охране окружающей природной среды влечет за собой установленную настоящим Законом и другим законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды несут лица, виновные в:
а) нарушении прав граждан на экологически безопасную окружающую среду;
б) нарушении норм экологической безопасности;
в) нарушении требований законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, в том числе представлении заведомо ложного отчета по оценке воздействия на окружающую среду или заключения по оценке воздействия на окружающую среду;
г) неучете в установленном порядке результатов оценки воздействия на окружающую среду и невыполнении экологических условий, определенных в заключении по оценке воздействия на окружающую среду;
е) нарушении экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов;
е) допущении сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую природную среду;
ж) превышении лимитов и нарушении других требований использования природных ресурсов;
з) самовольном специальном использовании природных ресурсов;
и) непринятии мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного воздействия на окружающую природную среду;
и) невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, и оказании сопротивления их представителям;
и) нарушении природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических радиоактивных веществ и отходов;
к) невыполнении требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда и других территорий, подлежащих особой охране видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины;
л) отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а также об источниках загрязнения, в сокрытии случаев аварийного загрязнения окружающей природной среды или фальсификации сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения;
м) унижении чести и достоинства работников, осуществляющих контроль в области охраны окружающей природной среды, посягательстве на их жизнь и здоровье;
н) нарушении природоохранных требований при осуществлении деятельности, связанной с обращением с генетически модифицированными организмами;
о) нарушении требований законодательства Украины при осуществлении стратегической экологической оценки.
Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать вред, причиненный ими в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от возмещения ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов.
Незаконно добытые в природе ресурсы и изготовленная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудия правонарушения — конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются в Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды.
Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований по охране окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, согласно решениям их органов управления лишаются премий за основные результаты хозяйственной деятельности полностью или частично.
Порядок лишения премий определяется законодательством Украины.
Статья 68 ЗУ Об охране окружающей природной среды на русском языке с изменениями 2023 год №1264-XII от 25.06.1991, редакция от 01.01.2022
3.1.6 Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
Составным элементом правовой охраны природы и регулирования рационального природопользования является природоохранительная ответственность за совершение экологических правонарушений. Перечень таких правонарушений в действующем экологическом законодательстве различен. Он закреплен в ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Наиболее распространенным видом правонарушений в области экологической безопасности является несоблюдение соответствующих экологических нормативов, требований и правил. Их нарушения создают условия для проявления экологического риска, что в конечном итоге приводит к возникновению реальной экологической опасности для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды. Правонарушения в сфере экологической безопасности являются разновидностью экологических правонарушений. К ним можно отнести:
противоправное уничтожение и повреждение природных ресурсов (например, загрязнение и засорение вод, уничтожение или повреждение леса, лесных культур, повреждения сельскохозяйственных и других земель);
ухудшение объектов окружающей природной среды (например, выборочная разработка богатых месторождений полезных ископаемых, которая приводит к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых и др.);
нарушение правил передачи в собственность, предоставление в пользование природных объектов, связанных с возможным причинением вреда окружающей среде (например, введение в эксплуатацию предприятий и других объектов без сооружений, которые предотвращают загрязнение и засорение вод);
бездеятельность, невыполнение правил;
использование природных ресурсов из корыстных побуждений (незаконный сбор дикорастущих растений и др.).
Экологические правонарушения влекут за собой юридическую ответственность виновных субъектов.
Ответственность за нарушение экологического законодательства — это разновидность юридической ответственности, которая заключается в возложении на виновное лицо специфической обязанности испытать ответственные ограничения личного или имущественного характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкциями нарушенной нормы права. Она является важной составляющей правового обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования, восстановления экологических объектов и охраны окружающей естественной среды. Путем ее применения реализуется государственное принуждение к выполнению экологических требований, но при этом следует отметить, что это не единственный инструмент в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. С учетом специфики и характера этого механизма аналогичную роль исполняют также экологический контроль, государственная экологическая экспертиза и др.
Таким образом, юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства заключается в применении к нарушителям уполномоченными органами и должностными лицами мерой принудительного воздействия. Она имеет целью наказание виновных, прекращение и предупреждение нарушений законодательства, в отрасли природопользования и охраны окружающей естественной среды, а также возобновления нарушенных прав владельцев природных ресурсов к состоянию, пригодному для использования по целевому назначению. При этом юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства выполняет важные функции:
стимулирующую для соблюдения норм экологического законодательства и обеспечения экологической безопасности;
компенсационную, направленную на возмещение убытков и потерь в сфере экологии;
превентивную, которая обеспечивает предупреждение новых правонарушений;
карательную, которая заключается в карании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Субъектами природоохранительного правонарушения выступают министерства, ведомства, объединения, предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане.
Правовой основой юридической ответственности в отмеченной сфере являются положения Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», соответствующих статей поресурсных кодексов, законов, а также нормы специальных нормативных актов. Но указанные законы и поресурсные кодексы непосредственно не определяют средства гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства. В них содержатся лишь ссылки на специальное законодательство.
В соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» (раздела XV), виды природоохранной ответственности различают по характеру налагаемых санкций: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская.
Дисциплинарная ответственность осуществляется в порядке подчиненности на основании правил внутреннего распорядка предприятий. Она имеет широкое применение, носит перспективный превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения, простого исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений.
Гражданская (или материальная ответственность) представляет собой особый случай защиты нарушенного права. Она состоит в обязанности виновного лица возместить ущерб, причиненный неправомерными действиями, этот вид ответственности занимает важное место в охране природы и рационального использования природных ресурсов. Он закреплен в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 69), Законе Украины «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 34), Водном Кодексе Украины (ст. 111), а также в гражданском законодательстве. Ущерб компенсируется в полном объеме без использования норм снижения и размера взыскания.
Требования о возмещении материального ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства об охране природы могут быть предъявлены не только к виновным предприятиям и организациям, но и к отдельным гражданам.
Административная ответственность – это ответственность должностных лиц перед государством в лице полномочного органа за правонарушения, отличающиеся от преступлений меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной ответственности, обычно имеет место в условиях отсутствия отношений служебного подчинения между административным органом, применившим норму административного взыскания, и лицом, допустившим административный проступок.
Основание и порядок привлечения к административной ответственности определяются законами и иными нормативными актами высших органов государственной власти и государственного управления. В соответствии со ст. 70 Закону Украины «Об охране окружающей естественной среды» определение состава экологических правонарушений и порядок привлечения к административной ответственности за их совершение определяются Кодексом Украины об административных правонарушениях. Статья содержит перечень административных правонарушений в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры. При этом посягательства классифицируются по видам природных ресурсов, операций с отходами, превышений лимитов и нормативов использования природных ресурсов, а также на объемы образования и размещения отходов. Административные взыскания налагаются в области землепользования горных отношений, охраны водных ресурсов, защиты лесов, охраны атмосферного воздуха, за нарушения правил охоты и рыболовства.
В соответствии с административным законодательством за совершение экологического правонарушения применяется одно из таких взысканий: штраф, предупреждение, конфискация предметов, которые были орудиями правонарушения или непосредственными объектами правонарушения.
К указанным административным видам юридической ответственности примыкает специальное взыскание, как например, приостановление работ, временное прекращение эксплуатации хозяйственно-технических объектов и механизмов, перевод на особый режим пользования природных ресурсов, на особый режим контроля его потребления, прекращение права природопользования вообще и др.
Таким образом, административная ответственность является оперативным средством влияния на правонарушителей, потому что применяется в административном, иногда — в судебном порядке и для ее использования не нужны расчеты убытков. Она налагается на виновные лица только по тем проступкам, которые не являются общественно опасными и предусмотрены действующим административным законодательством.
Нарушения одних и тех же правил природопользования и охраны окружающей среды или совершения аналогичных противоправных действий влекут за собой в одних случаях административную, в других – криминальную ответственность. Разграничительным критерием преступлений и административных проступков выступает степень общественной опасности. Кроме того, учитываются также конкретные обстоятельства правонарушений: вид и размер нанесенного вреда, конкретные последствия и др.
Уголовная ответственность предусмотрена Угольным Кодексом Украины (введен в действие 01.09.2001 г.). Она применяется только судом за совершение общественно – опасных экологических правонарушении, т.е. преступлений, и объявляется за совершение общественно опасных экологических деяний в случаях, когда другие более мягкие меры наказания представляются недостаточными, безрезультатными, а исправление и перевоспитание нарушителей экологического законодательства предполагает применение более строгих, уголовных санкций. Состав экологических правонарушении предусмотрен в разделе 9 «Преступление против окружающей среды» Уголовного Кодекса Украины.
Среди этих преступлений различаются преступления против экологической безопасности, в сфере землепользования, охраны недр, атмосферного воздуха, в сфере охраны водных ресурсов, лесопользования, защиты растительного и животного мира и др.
Законодательство ДНР
Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды и разрешение споров в сфере охраны окружающей среды
Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды
За нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 76. Разрешение споров в сфере охраны окружающей среды
Споры в сфере охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда (ущерба) окружающей среде
1. Юридические и физические лица, причинившие вред (ущерб) окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
2. Вред (ущерб) окружающей среде, причиненный субъектом хозяйствования, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйствования.
3. Вред (ущерб) окружающей среде, причиненный субъектом хозяйствования, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда (ущерба) окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 78. Порядок компенсации вреда (ущерба) окружающей среде, причиненного нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды
1. Компенсация вреда (ущерба) окружающей среде, причиненного нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Определение размера вреда (ущерба) окружающей среде, причиненного нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда (ущерба) окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
2. На основании решения суда вред (ущерб) окружающей среде, причиненный нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
3. Иски о компенсации вреда (ущерба) окружающей среде, причиненного нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Статья 79. Возмещение вреда (ущерба), причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды
1. Вред (ущерб), причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Определение объема и размера возмещения вреда (ущерба), причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды, рассматриваются судом.