С какого момента считается что юридическое лицо прекратило свое существование
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОРЯДОК, ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРОВ
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим основания и регулирующим порядок ликвидации юридического лица, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). В ГК РФ включены общие нормы о ликвидации для всех юридических лиц. Особенности ликвидации в зависимости от вида юридического лица предусмотрены специальными федеральными законами такими как, например, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и другие.
Понятие «ликвидация юридического лица» включено в статью 61 ГК РФ. Так, ликвидация юридического лица – прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.
Законодатель предусмотрел два вида ликвидации: добровольную и по решению суда.
Решение о ликвидации юридического лица принимают его учредители (участники) или его орган. Так, в случае добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью совет директоров общества, исполнительный орган или его участник выносит на решение общего собрания участников вопрос о ликвидации общества. Общее собрание участников принимает решение о ликвидации общества.
Важно отметить, что юридическое лицо в указанном порядке ликвидируется, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, с достижением цели, ради которой оно было создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (либо ликвидатора). При принятии указанного решения устанавливаются порядок и сроки ликвидации юридического лица в соответствии с законом.
Так, в случае ликвидации акционерного общества, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
Срок ликвидации, например, общества с ограниченной ответственностью не может превышать один год, указанный срок может быть продлен только в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
С момента принятия решения о ликвидации прекращаются полномочия органов юридического лица. Полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору).
В статье 62 ГК РФ установлены обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации указанные лица обязаны сообщить в письменной форме о принятом решении в Федеральную налоговую службу России (в ее территориальный орган) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Также сведения о принятом решении должны быть опубликованы в порядке, установленном законом.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Принявшие решение о ликвидации лица обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.
Если имеющихся у юридического лица денежных средств для расчета с кредиторами недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества, на которое законом допускается обращение взыскания, с торгов. Имущество стоимостью не более ста тысяч отчуждается без проведения торгов.
При отчуждении недвижимого имущества переход права собственности ликвидируемого юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ подлежит государственной регистрации.
Представлять интересы юридического лица при государственной регистрации прав будут председатель ликвидационной комиссии либо его ликвидатор.
В соответствии с частью 9 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица предъявляет документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица. При приеме документов на государственную регистрацию прав председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен предъявить решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
После расчета с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям (участникам) юридического лица, имеющим имущественные права.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). При принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом и назначения конкурсного производства полномочия по осуществлению деятельности юридического лица, в том числе по распоряжению его недвижимым имуществом для погашения задолженности перед кредиторами, передаются конкурсному управляющему. В этом случае ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Представлять интересы банкрота при государственной регистрации прав на недвижимое имущество будет конкурсный управляющий, полномочия которого будут подтверждаться решением арбитражного суда о его назначении.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Для реализации прав и законных интересов правообладателями законодателем установлены правовые нормы, исключающие их вынужденное обращение в судебные органы в случае ликвидации юридического лица. Так, статьей 25.1 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в указанный реестр записи о ликвидации данного юридического лица. В случае, если такая выписка не представлена заявителем, орган регистрации прав запрашивает выписку (сведения, содержащиеся в ней) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Законодательством Российской Федерации достаточно четко установлен порядок ликвидации юридических лиц. Сам процесс ликвидации – достаточно сложная и долгая процедура. Важное место в этом процессе занимает реализация недвижимого имущества, вырученные средства от продажи которого, идут на удовлетворение требований кредиторов. Что в свою очередь ведет к успешному завершению ликвидации юридического лица и соблюдению прав кредиторов.
Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Основными документами, регламентирующими деятельность юридического лица, являются его учредительные документы, к которым относятся устав, учредительный договор и общее положение об организации. Виды учредительных документов для разных организационно-правовых форм юридических лиц представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Учредительные документы юридических лиц
Организационно-правовая форма юридического лица
Общее положение об организации
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Ассоциации и союзы
Товарищество на вере
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Общественные и религиозные организации
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
Учредительные документы юридического лица должны содержать следующие данные:
наименование юридического лица. Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, получая при регистрации исключительное право на его использование. В наименовании некоммерческих организаций и унитарных предприятии должны содержаться указания на характер деятельности юридического лица;
предмет и цели деятельности (для некоммерческих организаций и унитарных предприятий — обязательно, для коммерческих организаций — в предусмотренных законом случаях).
В учредительном договоре учредители:
обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию;
оговаривают условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности и порядок распределения прибыли и убытков;
определяют форму управления деятельностью юридического лица;
устанавливают процедуру выхода учредителей из его состава.
Юридические лица могут иметь представительства и филиалы, которые должны быть указаны в его учредительных документах. Филиал представляет собой обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и может осуществлять все его функции. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Юридическое лицо, создавшее представительство или филиал, наделяет его имуществом, утверждает положение и назначает руководителей.
Реорганизация юридического лица
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей или уполномоченным на это органом юридического лица. Реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Слиянием называется создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением их деятельности.
Присоединением называется прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.
Разделением называется прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.
Выделением называется создание одного или нескольких юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения его деятельности.
Преобразованием называется изменение организационно-правовой формы общества. Общество вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Правопреемственность (передача прав и обязанностей) при реорганизации юридических лиц представлена на рис. 5.6.
Рис. 5.6. Правопреемственность при различных способах реорганизации юридических лиц
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
При реорганизации учредители обязаны письменно уведомить об этом своих кредиторов. При этом кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
Ликвидация юридического лица
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей или органа юридического лица в связи:
с истечением срока, на который оно создано;
с достижением цели его создания;
с признанием судом недействительной регистрации юридического лица;
2) по решению суда в случае осуществления деятельности:
противоречащей уставным целям общественной или религиозной организации, фонда.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его банкротом. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности не распространяются на казенные предприятия.
Процедура ликвидации состоит из следующих этапов:
1. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации:
письменно сообщают об этом решении органу, осуществляющему государственную регистрацию. Регистрационная палата вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
2. Ликвидационная комиссия:
помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке приема заявлений с требованиями его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;
выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица;
составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
3. Учредители по согласованию с органом государственной регистрации утверждают промежуточный ликвидационный баланс.
4. Ликвидационная комиссия:
осуществляет продажу имущества юридического лица. Данная процедура осуществляется, если денежных средств, имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений), недостаточно для удовлетворения требований кредиторов;
производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке очередности и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Данные выплаты производятся со дня утверждения ликвидационного баланса. Исключение составляют кредиторы пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям акционерного общества. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора он вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии;
составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями по согласованию с органом государственной регистрации. Данное мероприятие осуществляется после завершения расчетов с кредиторами.
5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;
3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом;
4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) расчеты с другими кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующих очередей пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Погашенными считаются требования кредиторов:
не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица;
не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд;
Ликвидация юридических лиц: цены, сроки и порядок закрытия юрлица
Ликвидация юридических лиц – это достаточно важный процесс, который должен быть организован и проведен строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и юридическими нормами, действующими на территории Российской Федерации. Услуги по ликвидации юрлиц мы предоставляем уже более 10 лет и имеет богатый опыт. Ликвидация юрлица любой организационно-правовой формы нашими сотрудниками будет выполнена организованно, профессионально и не повлечет для учредителей дополнительных проблем в виде административной или тем более уголовной ответственности.
Помните: что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
— ликвидация юрлица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
— ликвидация юрлица по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.
Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации организации
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Порядок ликвидации юрлица
- Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
- После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
- В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
- Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
- После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
- При недостаточности у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов они могут обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого юридического лица.
- Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
- Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Удовлетворение требований кредиторов
1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
5. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Основные этапы ликвидации предприятия:
— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о ликвидации юридического лица. В трехдневный срок в письменной форме об этом уведомляется регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора. Кроме того, в трехдневный срок необходимо уведомить Пенсионный фонд;
— подача объявления в журнал «Вестник государственной регистрации» и уведомление кредиторов и дебиторов о ликвидации юридического лица;
— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
— прохождение документальной налоговой проверки (проверка начисления и уплаты налогов, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, ведения кадрового учета, начисления и перечисления заработной платы) в налоговом органе;
— подача в налоговый орган ликвидационного баланса;
— закрытие всех действующих счетов (расчетных и валютных);
— для государственной регистрации ликвидации юридического лица представление в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
б) ликвидационный баланс;
в) справку из Пенсионного фонда о задолженности;
г) документ об уплате государственной пошлины;
— ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц;
— прохождение проверки во всех внебюджетных фондах и снятие с учета;
— снятие с учета в Управлении Статистики;
Документы для закрытия юридического лица:
- Решение учредителей (участников) юридического лица о ликвидации, либо решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо соответствующий судебный акт судебного органа;
- Оригиналы учредительных документов ликвидируемого юридического лица, включая оригиналы всех изменений, имеющих силу для третьих лиц, и оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица, оригинал свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года;
- Справка из налогового органа о снятии с учета ликвидируемого юридического лица;
- Справка из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица;
- Справки из внебюджетных фондов о снятии с учета;
- Заключение аудитора в случаях, установленных законом;
- Акт о распределении имущества юридического лица, оставшегося после расчета с кредиторами, между учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица;
- Документы, подтверждающие факт уничтожения круглой печати, иных печатей, штампов и бланков юридического лица.
В случаях, установленных законом, при ликвидации юридического лица представляются заключения антимонопольных органов.
Часто Задаваемые Вопросы
Вопрос: Кто принимает решение о ликвидации юридического лица?
Ответ: Решение о ликвидации юридического лица принимает учредитель (участники).
Вопрос: Что такое добровольная ликвидация?
Ответ: Процедура добровольной ликвидации состоит из следующих основных этапов:
1. Учредитель (участники) юридического лица принимает решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
2. Ликвидационная комиссия осуществляет процедуру ликвидации: публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации; выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность; осуществляет инвентаризацию активов и обязательств юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс; составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками;
3. Внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц;
4. снятие с учета во всех внебюджетных фондах;
5. снятие с учета в Управление Статистики;
6. уничтожение печати.
Вопрос: В каких случаях осуществляется принудительная ликвидация?
Ответ: Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, если:
1. при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;
2. деятельность организации осуществляется без лицензии;
3. деятельность запрещена законодательством РФ;
4. деятельность осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
5. общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.
Вопрос: В какой срок должны уведомить регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации юридического лица?
Ответ: Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации данного лица, в трехдневный срок обязаны письменно уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения.
Вопрос: Должен ли работодатель уведомить работника о предстоящем прекращении трудового договора в связи с ликвидацией юридического лица?
Ответ: По общему правилу, работодатель уведомляет о предстоящем прекращении трудового договора в связи с ликвидацией юридического лица всех работников персонально под роспись (в том числе и тех, кто находится на больничном, отпусках и т.п.) не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 292 ТК РФ).
В связи с тем, что к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ), все распорядительные действия, связанные с увольнением работников по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, осуществляет председатель ликвидационной комиссии, в том числе уведомляет работников о предстоящем прекращении трудовых договоров.
Если работник отказывается поставить подпись, то оформляется соответствующий акт. В случае отсутствия работника на рабочем месте по какой-либо причине (отпуск, болезнь) работодателю следует вызвать его и ознакомить с уведомлением под роспись. Если же сделать это невозможно, то рекомендуется направить по почте письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Течение двухмесячного срока предупреждения в таком случае начнется с того момента, как работник расписался на уведомлении о вручении.
Вопрос: Необходимо ли уведомлять Пенсионный фонд о принятии решения о ликвидации юридического лица?
Ответ: Да, юридические лица обязаны письменно сообщить в Пенсионный фонд РФ о ликвидации юридического лица в течение трех дней со дня принятия такого решения ( п. 3 ст. 28 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Вопрос: Сколько времени займет процедура ликвидации юридического лица?
Ответ: Процедура ликвидации юридического лица трудоемкая и длительная. Например, на практике ликвидация юридического лица может занять 1 год и более. Такой срок ликвидации обусловлен тем, что процесс ликвидации юридического лица включает целый ряд необходимых действий, в частности проведение инвентаризации, выявление и уведомление дебиторов и кредиторов, расчеты с кредиторами, составление ликвидационного баланса и т.д. Кроме того, в связи с ликвидацией юридического лица налоговый орган, как правило, проводит выездную налоговую проверку.
Вопрос: Обязательно ли при ликвидации юридического лица передавать в архив документы, срок хранения которых не истек?
Ответ: Да, документы, срок хранения которых не истек, при ликвидации юридического лица должны быть переданы в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив ( ст.23 Закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации). Данная обязанность при ликвидации юридического лица должна быть выполнена ликвидационной комиссией, назначенной учредителем (участником) ликвидируемой организации. За непередачу данных документов в архив члены ликвидационной комиссии юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неисполнение акционерным обществом, обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей и на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Неисполнение обществом с ограниченной ответственностью обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей и на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Вопрос: Возможно ли избежать выездную налоговую проверку при ликвидации юридического лица?
Ответ: В соответствии пп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Налоговый орган вправе проводить выездную налоговую проверку осуществляемую в порядке п. 11 ст. 89 Налоговым Кодексом РФ.
Специальные правила проведения выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с ликвидацией юридического лица, не установлены, поэтому к ней применяются общие правила без каких-либо особенностей. Указанная проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Вопрос: Кто в период ликвидации осуществляет управление текущей деятельностью юридического лица?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и другими законами. В п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Таким образом, с момента принятия решения единственным участником общества решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору ( п.3 ст. 62 ГК РФ).