Когда внесут поправки в закон о банкротстве
Перейти к содержимому

Когда внесут поправки в закон о банкротстве

  • автор:

Проект о расширении внесудебного банкротства прошел первое чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект о расширении категорий лиц, которые смогут воспользоваться внесудебным личным банкротством через многофункциональные центры (МФЦ). К ним предлагают отнести пенсионеров и получателей ежемесячного пособия по рождению и воспитанию ребенка. Эти категории должников смогут бесплатно пройти процедуру несостоятельности без суда уже через год после выдачи взыскателю исполлиста и предъявления его к исполнению. Законопроект откроет доступ к внесудебному банкротству для граждан, у которых нет имущества и их доходы не превышают прожиточный минимум. Они смогут обратиться к процедуре через семь лет после передачи исполлиста на взыскание. Длительность исполпроизводства нужно будет подтверждать справками от ФССП, Социального фонда, кредитных организаций или работодателей.

Автор инициативы также предложил расширить границы долга, при которых можно начать внесудебное банкротство. Сейчас его диапазон составляет от 50 000 до 500 000 руб. Если законопроект примут, границы долга составят от 25 000 руб. до 1 млн руб. Повторно пройти процедуру банкротства через МФЦ можно будет через 5 лет после прекращения или завершения предыдущей процедуры. Сейчас этот срок составляет 10 лет.

Чтобы инициировать внесудебное банкротство, гражданин должен подать письменное заявление в МФЦ по месту жительства или пребывания. Если заявитель отвечает критериям должника, то МФЦ разместит сообщение о начале процедуры банкротства. По общему правилу, через шесть месяцев она завершится, а долги гражданина перед кредиторами признают безнадежными. Законопроект разработало Минэкономразвития для разрешения ситуации, при которой пенсионеры и малоимущие граждане ежемесячно получают свой доход (заработную плату, пенсию или иные поступления) и из-за этого не могут пройти процедуру внесудебного банкротства.

Федеральный закон от 04.08.2023 г. № 474-ФЗ

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2011, № 1, ст. 41; № 19, ст. 2708; № 30, ст. 4576; № 49, ст. 7068; 2013, № 27, ст. 3481; 2014, № 11, ст. 1095; № 49, ст. 6914; 2015, № 1, ст. 10, 29; № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 23, ст. 3296; 2017, № 1, ст. 29; 2019, № 46, ст. 6423; 2020, № 31, ст. 5048; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 24 июля, № 0001202307240024) следующие изменения:

1) в пункте 5 статьи 28:

а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

«В случае, если судом в соответствии с пунктом 9 статьи 45 настоящего Федерального закона прекращено производство по делу после введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, сведения о прекращении процедуры подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве арбитражным управляющим, который был утвержден в этом деле о банкротстве последним.»;

б) абзац пятый считать абзацем шестым и в нем слова «убытков указанным» заменить словами «убытков, завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или прекращении производства по делу о банкротстве»;

в) абзац шестой считать абзацем седьмым;

2) в пункте 7 статьи 2139:

а) дополнить новым абзацем двенадцатым следующего содержания:

«обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с заявлением, в котором сообщается о признаках, указывающих на наличие события административного правонарушения в части нарушения трудовых прав гражданина, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, касающихся выплаты заработной платы и (или) иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;»;

б) абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым;

3) в пункте 2 статьи 21314 слова «три года» заменить словами «пять лет», слова «два года» заменить словами «три года»;

4) в статье 2232:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более одного миллиона рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке при наличии одного из следующих оснований:

1) в отношении его на дату подачи такого заявления окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не имеется иных неоконченных или непрекращенных исполнительных производств по взысканию денежных средств, возбужденных после возвращения исполнительного документа взыскателю;

2) в отношении его соблюдаются одновременно следующие условия:

основной доход гражданина составляет страховая пенсия (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата или пенсия, назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

выданный не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и данные требования не исполнены или исполнены частично;

у гражданина на дату подачи заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, за исключением предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта доходов;

3) в отношении его соблюдаются одновременно следующие условия:

гражданин является получателем ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

выданный не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и данные требования не исполнены или исполнены частично;

у гражданина на дату подачи заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;

4) выданный не позднее чем за семь лет до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и данные требования не исполнены или исполнены частично.»;

б) дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:

«11. Гражданин в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке подтверждает соблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, при этом соблюдение таких условий предполагается и не требует дополнительного подтверждения гражданином и проверки, в том числе многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим параграфом.

12. Наряду с предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи условиями для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуются соблюдение и (или) подтверждение соблюдения иных условий, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом.»;

в) дополнить пунктами 31 — 36 следующего содержания:

«31. При подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи к такому заявлению прилагаются следующие справки, выданные не ранее чем за три месяца до даты обращения гражданина с таким заявлением:

1) справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи гражданин является получателем предусмотренных абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи пенсии или срочной пенсионной выплаты. Указанная справка выдается гражданину Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации либо пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации, назначившими соответствующие пенсию или срочную пенсионную выплату, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня обращения гражданина с заявлением о выдаче указанной справки. Форма указанной справки и форма такого заявления утверждаются регулирующим органом по согласованию с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

2) справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи. Указанная справка выдается гражданину в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

32. При подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи к такому заявлению прилагаются следующие справки, выданные не ранее чем за три месяца до даты обращения гражданина с таким заявлением:

1) справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи. Указанная справка выдается гражданину Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в срок не позднее десяти рабочих дней со дня обращения гражданина с заявлением о выдаче указанной справки. Форма указанной справки и форма такого заявления утверждаются регулирующим органом по согласованию с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

2) справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи. Указанная справка выдается гражданину в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

33. При подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи к такому заявлению прилагается выданная не ранее чем за три месяца до даты обращения гражданина с таким заявлением справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи. Указанная справка выдается гражданину в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

34. Несоответствие гражданина условию, предусмотренному абзацем вторым (в части того, что гражданин является получателем предусмотренных абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи пенсии или срочной пенсионной выплаты), абзацем третьим подпункта 2, абзацами вторым, третьим подпункта 3 или подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, является основанием для отказа в выдаче ему справок, указанных в пунктах 31 — 33 настоящей статьи, о чем гражданин должен быть уведомлен при его обращении по истечении срока выдачи соответствующей справки.

35. В случае наличия технической возможности, предусмотренной пунктом 52 настоящей статьи, представление гражданином справок, указанных в пунктах 31 — 33 настоящей статьи, не является обязательным.

36. Для целей выдачи справок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 31, подпунктом 2 пункта 32 и пунктом 33 настоящей статьи, сроки, предусмотренные абзацем третьим подпункта 2, абзацем третьим подпункта 3 и подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, исчисляются банком или иной кредитной организацией, организацией или иным лицом, выплачивающими должнику-гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и (или) иные периодические платежи, подразделением судебных приставов, которые выдают соответствующую справку, с даты выдачи (вынесения) непосредственно того исполнительного документа, который исполняется соответственно этими органом, лицом, организацией. В качестве такого документа признается также документ, имеющий силу исполнительного документа, в том числе поручение налогового органа.»;

в абзаце первом слова «Многофункциональный центр» заменить словами «При подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи многофункциональный центр»;

в абзаце втором слова «осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» заменить словами «включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве проект сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, которое не подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг проекта сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта и отсутствия указанных в пункте 57 настоящей статьи оснований для размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве с использованием программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве в течение одного рабочего дня обеспечивает размещение в указанном реестре сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина.»;

д) дополнить пунктами 51 — 58 следующего содержания:

«51. При подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в соответствии с подпунктом 2, 3 или 4 пункта 1 настоящей статьи многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения такого заявления, включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве проект сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, которое не подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Одновременно в данный реестр включаются также сведения о представлении гражданином справок, предусмотренных пунктами 31, 32 и (или) 33 настоящей статьи, с приложением электронных образов указанных справок.

52. При наличии технической возможности оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве в течение одного рабочего дня со дня включения многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений, указанных в пункте 51 настоящей статьи, обеспечивает направление с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запроса:

1) в Федеральную налоговую службу о предоставлении сведений о том, что гражданин является получателем предусмотренных абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи пенсии или срочной пенсионной выплаты;

2) в Федеральную службу судебных приставов, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о предоставлении имеющихся у них сведений о том, что в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем третьим подпункта 2, абзацем третьим подпункта 3 или подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

3) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о предоставлении сведений о том, что в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи.

53. Федеральная налоговая служба при поступлении запроса в соответствии с подпунктом 1 пункта 52 настоящей статьи получает запрашиваемые сведения с использованием информационной системы, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и предоставляет их с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

54. Запрашиваемые в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 52 настоящей статьи сведения предоставляются Федеральной службой судебных приставов, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

55. В случае несоответствия сведений о представленной гражданином справке, включенных в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, сведениям, полученным с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, достоверными признаются сведения, полученные с использованием указанной системы.

56. В случае, если Федеральной службой судебных приставов, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и (или) Федеральной налоговой службой с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по запросу оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве не подтверждено, что в отношении гражданина соблюдаются условия, предусмотренные абзацем вторым (в части того, что гражданин является получателем предусмотренных абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи пенсии или срочной пенсионной выплаты) и (или) абзацем третьим подпункта 2, или абзацем вторым и (или) абзацем третьим подпункта 3, или подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, в том числе в связи с неполучением оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в установленный настоящим Федеральным законом срок сведений о том, что в отношении гражданина соблюдаются такие условия, либо представлены сведения об отсутствии данных о гражданине, обратившемся с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, в связи с несоответствием идентифицирующих гражданина сведений, оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве с использованием программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве в течение одного рабочего дня обеспечивает размещение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения о возврате гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием условия, соответствие которому не подтверждено Федеральной службой судебных приставов, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и (или) Федеральной налоговой службой, или с указанием на представленные Федеральной службой судебных приставов, и (или) Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) Федеральной налоговой службой сведения о несоответствии идентифицирующих гражданина сведений.

57. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве с использованием программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве обеспечивает размещение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата также в следующих случаях:

1) если не соблюдается условие об общем размере денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи;

2) если исходя из сведений, содержащихся в сообщениях о процедурах, применяемых в деле о банкротстве гражданина или во внесудебном банкротстве гражданина, и включенных в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, следует, что гражданином при подаче заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке не соблюдены сроки, установленные пунктами 6 и (или) 8 настоящей статьи.

58. В случае включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг проекта сообщения о возбуждении процедуры

Закон о банкротстве физических лиц в 2023 году (ФЗ-127 о несостоятельности)

Если вы читаете эту статью — значит, наступили сложные времена и подать документы на банкротство физических лиц не кажется вам абсурдной идеей. Этим правом пользуются граждане, которые не могут рассчитаться с кредиторами. Благодаря возможности оформить банкротство у физлиц появился шанс легально списать долги.

Что это такое — банкротство или финансовая несостоятельность? Это законный способ физических лиц избавиться от долгов, регламентированный № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) физических лиц. Фактически, реабилитация при больших долгах. Должники получают возможность освободиться от неподъемных кредитов и начать свою финансовую историю с нуля.

Закон о банкротстве физических лиц — не самостоятельная новелла в российском законодательстве. Закон «О банкротстве физических лиц» — это часть закона «О банкротстве».

Федеральный закон о признании себя банкротом включает в себя понятийную часть дела, когда физ. лицо может обратиться за списанием долгов.

Последняя редакция закона с комментариями дает возможность понять, кому и когда эта опция будет наиболее полезна. Интересно, что до 2015 года право заявить на банкротство имели только компании и индивидуальные предприниматели.

Однако с 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и теперь не только юридические лица, но и должники-физлица могут избавиться от долгового бремени законным путем.

Подойдет ли вам банкротство
физических лиц?

Действующая редакция закона была принята в 2002 году и сейчас в Думу в нее внесен большой пакет изменений. В нем будут пересмотрены стадии и сроки прохождения процесса банкротства, изменена технология торгов по реализации имущества, подкорректированы признаки неплатежеспособности для частных лиц.

Принять закон должны были еще летом 2021 года, но пока что принятие документа откладывается. Но надо отметить, что суть закона остается неизменной — любой человек, запутавшийся в кредитных долгах, имеет право через суд списать свои задолженности.

Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст закона регулирует следующие пункты:

  • Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут через Арбитражный суд. Либо во внесудебном порядке — через МФЦ. Банк, налоговая инспекция или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и больше, и просрочка от 90 дней по кредитам. Банки могут подать на банкротство своего клиента, если сумма основного долга (без процентов) больше полумиллиона рублей. Сам должник — и при меньшей сумме, если ему очевидно, что нет средств для выплат долгов.

Он может подать на банкротство даже заранее, до начала просрочек, если должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут возвращены, и их можно сразу списать;

На практике по итогам уже состоявшихся судов ясно, что суд рассматривает дела при сумме долга от 350 тыс. рублей.

Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений процентов по кредитным обязательствам;

Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников.

Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, ищут собственность и проводят торги для реализации имущества должника.

Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего.

Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.

Частые вопросы

Можно. Подача заявления осуществляется через официальный портал Арбитражных судов my.arbitr.ru. Для подачи заявления удаленно требуется получение электронной цифровой подписи. Сделать это можно в любом Удостоверяющем центре.

Да, может. Выход на пенсию может даже стать своего рода смягчающим обстоятельством, объясняющим невозможность гражданина погашать свои задолженности в прежнем объеме. В отношении пенсионеров применяется аналогичная процедура, за небольшим исключением — им часто удовлетворяют ходатайства об отсрочке или рассрочке оплаты услуг финансового управляющего и оставляют всю пенсию в течение реализации.

Да, можно. Но помните, что на стороне ваших кредиторов будут опытные юристы, соревноваться с ними будет затруднительно. Без юридической подготовки вы рискуете потратить на процедуру существенно больше времени и денег, чем при помощи юриста.

Главное, не паниковать и не совершать необдуманных действий. К примеру, вам не стоит спешно избавляться от своего имущества, продавая его по бросовым ценам или переписывая на родственников. Лучше сразу обратитесь к юристам за выбором оптимальной стратегии защиты.

Но лучше не доводить ситуацию до того момента, когда банк сам подаст на вас в суд. Если инициатор процесса — кредитор, то он позаботится о назначении лояльного к кредитной организации финуправляющего. Это осложнит прохождение банкротства для человека, который и без того уже запутался в долгах.

Узнайте, что из имущества продадут
при банкротстве

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Изменения и поправки с момента принятия закона и по настоящее время

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищал ИП, чей бизнес относился к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе были подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно было использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000 — 100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Рассчитать полную стоимость банкротства

Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать в 2023 году?

Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зарплату, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.

Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.

Статья 223.4. Последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением:

  • требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;
  • требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

Упрощенное банкротство в МФЦ

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года.

Подать на внесудебное банкротство через МФЦ могут те граждане, в отношении которых закончено исполнительное производство, согласно статьи 47 закона «Об исполнительном производстве». Правда, необходимо, чтобы производство было закончено по правильному пункту — п.4 статьи 46 того же закона, в связи с отсутствием у должника имущества, за счет которого можно вернуть долг кредиторам. Новый фз об упрощенном банкротстве вступил в силу с 1 сентября 2020 года. Упрощенное банкротство проходит бесплатно для должника.

Изменения в закон, касающиеся появления упрощенки, появились согласно указу президента и постановлению правительства от апреля 2020 года, когда на территорию России пришла эпидемия коронавируса.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

Подходит ли вам упрощенное банкротство?

Продажа единственного жилья

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет десятки миллионов рублей, а у должника во владении особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

Позиции Конституционного и Верховного судов РФ в отношении изъятия единственного жилья

В конце апреля 2021 года Конституционный суд (КС РФ) принял решение о том, что если жилье банкрота принадлежит к категории роскошного, обладающего избыточной площадью (в деле фигурировала квартира с метражом более 100 метров при одном жильце), то его можно продать.

КС потребовал от судов принимать решения о реализации единственного жилья в процедуре банкротства физлица, особенно если физ. лицо до банкротства успело «влезть в долги», а единственное жилье купило уже после того, как эти долги набрало.

Но продать единственную квартиру или дом разрешается только в том случае, если взамен должнику будет выделено новое жилье, удовлетворяющее социальным нормам. То есть кредиторы должны договориться на общем собрании о совместной покупке для должника более дешевой квартиры. Жилье должно быть куплено в том же населенном пункте, где находится то имущество, которое по суду будет решено продавать. Если только должник сам не заявит о своей готовности к переезду.

Также КС потребовал срочно внести изменения в законы РФ, которыми прописан статус неприкосновенности единственного жилья, и напомнил, что требует таких поправок от законодателей уже 9 лет, а «воз и ныне там».

Верховный суд РФ 4 августа 2021 года подтвердил мнение КС от конца апреля и постановил, что у физического лица, признанного банкротом, можно изымать жилье, подпадающее под категорию «роскошное», даже в том случае, если оно у должника единственное. Причем, считает ВС, имеет право изымать жилье не только кредитор, но и финансовый управляющий, который назначается для ведения процедуры банкротства.

Средства на приобретение альтернативной жилплощади банкроту выделяются из конкурсной массы. А решение о целесообразности изъятия единственного жилья должно приниматься на собрании кредиторов, говорится в решении Верховного суда.

В закон внесут новые поправки

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве». О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Поправки в закон о банкротстве внесены в Госдуму

Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.

Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.

Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.

Читайте также:

Группы должников, стоимость услуг и введение балльной системы для СРО

Первое. Поправки, будучи принятыми, введут разделение должников по уровню доходов:

  • Первая группа. Физические лица и ИП, а также все организации, проходящие планку отсечения стоимости активов не более 300 млн рублей и годовым доходом не более 800 млн рублей.
  • Вторая группа. ИП и компании с доходами от 800 млн до 2 млрд рублей.
  • Третья группа. Индивидуальные предприниматели и предприятия с доходами свыше 2 млрд рублей.

Второе. Ранее писалось, что для физических лиц значительно подорожает сама процедура банкротства — стоимость услуг арбитражных управляющих. В записке к законопроекту такие изменения не анонсированы. Это означает, что этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

То есть окончательное решение о том, выносить ли на голосование увеличение стоимости услуг управляющих, должны принять комитеты Думы в течение июня. Уже летом 2021 года стало ясно, что депутаты Думы оставили решение этого вопроса народным избранникам нового созыва.

Но уже известно, что изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного управляющими на торгах. Вознаграждение, выплачиваемое от стоимости реализуемого имущества управляющему сейчас — 7 %. Поправки предлагают его повысить до 10 %.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

Третье. Введение бальной системы оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих. Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:

  • за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
  • за конкурсное производство;
  • за реализацию имущества гражданина.

Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.

Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:

    числится управляющий;
  • о договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
  • о проведенных им делах о банкротстве, в том числе — успешных (с точки зрения как должника, так и кредиторов);
  • о сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
  • о количестве баллов результативности управляющих и СРО;
  • о судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
  • о дисквалификации управляющего.

Новая модель торгов

Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.

Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.

Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.

Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»

Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».

Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.

Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».

В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.

В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.

Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.

Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.

Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.

Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.

Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ. лиц для каждой процедуры).

Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас , мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Изменение порядка внесудебного банкротства

В настоящей статье будет дан анализ нормам, которыми будет дополнен Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Федеральный закон от 04.08.2023 N 474-ФЗ, вносящий нижеизложенные изменения в Закон о банкротстве, вступает в силу 03.11.2023г.

1. Изменение порядка внесудебного банкротства граждан

а) Изменение необходимого размера задолженности, позволяющего обратиться с заявлением о внесудебном банкротстве.

Должник может обратиться с заявлением о внесудебном банкротстве при наличии задолженности не менее 25 тысяч и не более 1 миллиона рублей. Раньше такой диапазон составлял соответственно от 50 до 500 тысяч рублей. Изменение нижней и верхней границы предельного размера задолженности направлено, в первую очередь, на повышение числа лиц, которые хотели бы освободиться от обязательств.

Стоит также отметить, что повышение размера задолженности с 500 тысяч до 1 миллиона рублей для внесудебного банкротства никак не сказывается на судебном банкротстве – размер задолженности, позволяющий обратиться с заявлением о банкротстве в суд, также составляет 500 тысяч рублей. Таким образом, Должник, размер задолженности которого составляет от 500 тысяч до 1 миллиона, с 03.11.2023г. имеет право обанкротиться как во внесудебном порядке, так и через суд.

б) Увеличение числа оснований для подачи заявления о внесудебном банкротстве.

В настоящее время Закон предусматривает единственное основание для подачи заявления о внесудебном банкротстве граждан – наличие оконченного исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного листа из-за отсутствия у Должника какого-либо имущества и одновременное отсутствие иных возбужденных исполнительных производств.

После 03.11.2023 г. число оснований увеличится до четырех:

  • Первое, уже существующее основание, будет несколько изменено. Помимо оконченного исполнительного производства необходимо будет отсутствие не просто иных возбужденных производств, а неоконченных и непрекращенных. То есть данное основание становится более «доступным» для граждан – если раньше наличие возбужденного исполнительного производства помимо оконченного не давало право на внесудебное банкротство, то с 03.11.2023 г. достаточно не иметь иных неоконченных или непрекращенных.
  • Второе основание было введено для возможности освобождения от обязательств пенсионеров. Данное основание заключается в одновременном соблюдении условий: основной доход гражданина составляет пенсия, отсутствует иное имущество, в течение года до подачи заявления в отношении гражданина подавался к исполнению исполнительный документ и требования по нему не были исполнены или исполнены в части.
  • Третье основание направлено на защиту прав молодых матерей, поскольку ключевым требованием является наличие пособия по уходу за ребенком (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») Как и предыдущее основание, оно предполагает наличие за последний год незавершенного исполнительного производства и отсутствие имущества.
  • Наконец, четвертое основание предельно расширяет круг лиц, которые имеют право на внесудебное банкротство. Данное основание заключается в наличии возбужденного не позднее, чем за семь лет до подачи заявления о банкротстве исполнительного производства, требования по которому не исполнены или исполнены частично.

Для граждан, подающих заявления о банкротстве по второму и третьему основанию необходимо подтвердить получение пенсии или пособия и наличие неисполненного исполнительного документа соответствующими справками из профильных ведомств и организаций. Для граждан, подающих заявление по четвертому основанию, также необходима справка о наличии исполнительного документа. Стоит отметить, что приобщение такого рода справок не потребуется, если они будут представлены в порядке межведомственного взаимодействия.

в) Иные изменения в порядке внесудебного банкротства

При подаче гражданином заявления о внесудебном банкротстве сотрудник МФЦ включает в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее ЕФРСБ) проект сообщение о возбуждении банкротства, которое не подлежит размещению в открытом доступе в Интернете. После публикации такого проекта сообщения и получения оператором ЕФРСБ от профильных ведомств подтверждающих документов оператор ЕФРСБ публикует сообщение о возбуждении процедуры банкротства. Стоит также отметить, что в случае неподтверждения профильными ведомствами сведений, предоставленных гражданином, в том числе и в случае неполучения такого ответа в принципе, заявление о банкротстве будет возвращено. В предыдущей же редакции закона стадия публикации проекта сообщения о возбуждении отсутствовала.

Срок, по истечении которого гражданин может повторно подать заявление о внесудебном банкротстве после завершения или прекращения «судебного» или внесудебного банкротства, сокращен с 10 до 5 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что все предусмотренные нормы направлены на повышение доступности внесудебного банкротства для более широкого круга лиц. Увеличение числа основания для такого банкротства, увеличение границ размера задолженности несомненно приведут к увеличению числа внесудебных банкротств, уменьшению совокупной долговой нагрузки граждан.

2. Предельный срок исполнения должником плана реструктуризации увеличивается с трех лет до пяти, а срок плана реструктуризации, утверждаемого арбитражным судом в случае неодобрения собранием кредиторов, — с двух лет до трех (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Данная норма несомненное направлена на защиту прав и интересов Должника, предоставляя ему более продолжительный срок рассрочки исполнения своих обязательств по удовлетворению требований кредиторов.

3. Еще одно нововведение, не связанное с изменением порядка внесудебного банкротства, заключается в следующем. Статья 213.9 Закона о банкротстве дополнена нормой следующего содержания:

«финансовый управляющий вправе…

обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с заявлением, в котором сообщается о признаках, указывающих на наличие события административного правонарушения в части нарушения трудовых прав гражданина, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, касающихся выплаты заработной платы и (или) иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений».

Таким образом, финансовый управляющий должника-гражданина наделяется дополнительным правом обращаться в Федеральную службу по труду и занятости с заявлением в отношении работодателя должника в случае нарушения им прав гражданина (выражающееся, например, в задержке выплаты заработной платы). После введения этой специальной нормы у финансового управляющего появляется полномочие по реагированию на нарушение трудового законодательства. Так, в настоящее время контрольные мероприятия осуществляются Федеральной службой по труду и занятости лишь на основании поручения Президента, Правительства или требования прокурора (помимо мероприятий, инициированных самим ведомством).

(ст. 35, ч. 1 ст. 57 Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *