Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства кто осуществляет
Перейти к содержимому

Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства кто осуществляет

  • автор:

Кто определяет направления внутреней и внешней политики государства?

Прежде чем начать разговор на основную тему, необходимо разобраться с теорией. Ведь без теории вам будет непонятно что из чего вытекает. Теория будет состоять из нескольких разделов: определения, виды и функции властей.

Немного теории

Управление государством в Российской федерации осуществляет:

  1. Глава государства — это одно из самых высших должностных лиц, которое представляет страну внутри и за её пределами.
  2. Совет федерации — это верхняя палата парламента РФ.
  3. Государственная дума — одна из палат парламента (избирается людьми).
  4. Правительство Российской Федерации — объединение органов власти.
  5. Суды Российской федерации — орган государства, который играет решающую роль при решении общественных споров и уголовных дел.

А единственным источником власти является многонациональный народ, живущий в стране, который осуществляет это при помощи демократических выборов.

Функции государственной власти

У каждого вида, осуществляющей государственную власть, существуют свои функции.

  1. Осуществление законодательных полномочий.
  2. Разработка федеральных законов.
  3. Укрепление связей с деятелями культуры.
  1. Назначение председателя правительства.
  2. Решение вопроса о доверии к Правительству.
  3. Установление на должность председателя ЦБ.
  4. Обнародование амнистии.
  5. Предъявление обвинений против главы государства.
  1. Разработка бюджета РФ.
  2. Просмотр отчета по выполнению бюджета.
  3. Руководство федеральной собственностью.
  4. Принимает меры по обороноспособности страны.
  1. Защита конституции.
  2. Решение уголовных дел.
  3. Решение экономических споров.
  4. Проверка законов на конституционность.
  1. Осуществляет помилование.
  2. Является главнокомандующим.
  3. Рассматривает вопросы по гражданству.
  4. Охраняет суверенитет государства.
  5. Обеспечивает продуктивное управление органов власти.
  6. Определяет направления внутренней и внешней политике.

Кто определяет направления внутренней и внешней политики

Как вы могли уже увидеть в теории в функциях главы государства, глава государства определяет тенденции внутренней и внешней политике. Из этого значит, что президент является гарантом идеологии и непоколебимости страны.

Функции и полномочия Президента Российской Федерации

Определение основных направлений внутренней и внешней политики

президент государство исполнительный законодательный

Президент Российской Федерации согласно статье 86 Конституции РФ совместно с парламентом разрабатывает основные направления внешней политики государства, разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит выполнением этого курса.

Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить.

Основной чертой характеризующей активное и непосредственное участие Президента в определении и реализации внутренней и внешней политике государства является полномочие, связанные с руководством вооруженными силами, а более в широком плане — с обеспечением охраны суверенитета Российского государства. Эти полномочия закреплены в Конституции ст. 83 п.ж, п.з.ст.87 ч.2.

Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается также на международных договорах РФ и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, Федеральный закон «Об обороне».

Конкретные полномочия Президента РФ определены в ст.4. данного закона. ФЗ РФ «Об обороне». СЗ РФ. 1996. №23. Ст.2750. Федеральных законов внесены изменения от 03.07.2006 г.

Президент Российской Федерации:

— определяет основные направления военной политики РФ;

— утверждает военную доктрину РФ;

— осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

— в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;

— вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

— принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

— утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

— утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

— утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

— утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

— принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

— утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

— утверждает положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

— утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

— утверждает планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

— ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

— издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

— утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Полномочия, определенные в ст. 4. п. 4, 5 закона «Об обороне» конкретизированы в Федеральном Конституционном законе «О военном положении». Федеральный Конституционный закон РФ «О Военном положении» 30 января 2002 года N 1-ФКЗ. СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

Основания для введения военного положения:

— в соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

— вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

— бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

— блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

— нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

— действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

— засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ.

Президент всегда по конституции является главнокомандующим, он отвечает за безопасность государства, при нем обычно создается Совет безопасности или другой аналогичный орган. На практике выполнение этих полномочий зависит от формы правления и от личных качеств Президента. Находившиеся у власти в некоторых странах (Аргентина, Филиппины) женщины президенты в сфере военного главнокомандования больше полагаются на специалистов-советников.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в России осуществляет Президент РФ. Который возглавляет Совет безопасности РФ; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Правительство Российской Федерации:

в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:

в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности. Закон РФ «О Безопасности» от 5 марта 1992 года N 2446-1 (в ред. 07.03.2005 г.). Справочная правовая система ГАРАНТ.

Президент также имеет полномочие на введение чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных местностях. Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены, как предусматривает Конституция РФ, федеральным конституционным законом от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Федеральный конституционный закон РФ 30 мая 2001г. №3-ФКЗ « О чрезвычайном положении». СЗ РФ. 2001. №22. ст.773. Федеральным законом от 07 марта 2005 г. в настоящий Федеральный закон внесены изменения.

Глава государства традиционно представляет государство во внешних сношениях. Согласно международному праву это осуществляется в силу занимаемого им положения (ex officio) без необходимости представления каких-либо специальных полномочий. В Конституции РФ говорится, что Президент «как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях» (п. 4 ст. 80).

Это положение общепризнанно. Французский специалист Ф. Лушер пишет, что «международные отношения традиционно являются привилегией исполнительной власти» Parlamentary Participation in the Making and Operation of Treaties. Dordrecht, 1990, p. 45. Особый интерес в этом плане представляет Конституция Бразилии 1988 г. не только потому, что она относится к новым конституциям, но что она разрабатывалась и была принята без участия исполнительной власти. В соответствии с Конституцией федеральная власть представлена в международных и внутренних делах президентом, в частности, ни одна другая ветвь власти не вправе вести переговоры и заключать международные договоры. Г.Соарес подчеркивает: «Президент обладает исключительной властью обязывать Федеративную Республику Бразилию в международных отношениях».

Особое положение президента, исполнительной власти обусловлено как международными, так и внутренними факторами. Представлять страну на высшем уровне может только один орган. Такой коллективный орган, как парламент, не пригоден для этого.

Современные международные отношения требуют от участников, особенно от крупных держав, высокого профессионализма, значительных интеллектуальных, организационных и материальных ресурсов. Они-то и находятся в распоряжении главы государства. В его ведении — органы разведки, средства анализа огромного объема информации, аппарат, способный проводить в жизнь принимаемые решения, наконец, прямые дипломатические и иные каналы связи с иностранными правительствами.

Заметим, что проблема взаимодействия президента с аппаратом заслуживает самостоятельного рассмотрения, в аппарате исполнительной власти занято большое количество людей, многие из которых так или иначе связаны с международными отношениями. Более узкий, но не малочисленный круг лиц непосредственно участвует в формировании и осуществлении внешней политики. Значительное число относящихся к внешней политике решений принимается без участия президента, на более низких уровнях. Важно, чтобы все они соответствовали внешнеполитическому курсу, ответственность за который лежит на президенте.

В нашей стране традиционно Правительство занимает особое положение. Это в основном орган социально-экономического руководства. Орган политического руководства — Президент, который «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», разумеется, в соответствии с Конституцией и федеральными законами (пункт 3 статья 80 Конституции). На этом основании Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации п.1 Положение о МИД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 марта 1995г. — Дипломатический вестник, 1995,34, с.4-7..

Что же касается Правительства, то его полномочия определены в самой общей форме: оно осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики Российской Федерации, т.е. реализации курса внешней политики, определенного Президентом.

Полномочия Президента в области международных отношений очерчены Конституцией в соответствии с принятыми в президентских республиках стандартами.

Он осуществляет руководство внешней политикой РФ (п. «а» ст. 86); утверждает военную доктрину РФ и, хотя это не предусмотрено Конституцией, по логике вещей утверждает также внешнеполитическую доктрину;

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики (п. «е» ст. 86); вправе отклонить одобренный Федеральным Собранием закон, в том числе и касающийся внешней политики.

Конституция РФ предусматривает два вида посланий: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Фактически Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию только одно послание, которое объединяет анализ фактического положения в стране с очерчиванием основных направлений политики РФ. …«Важный элемент нашей внешней политики — широкое сближение и реальная интеграция в Европу» . «через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства с Европейским союзом, через активное участие в работе Совета Европы»…Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ, 2003 г. Справочная правовая система ГАРАНТ.

В соответствии с Конституцией РФ Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации (пункт «б» статья 86), подписывает ратификационные грамоты (пункт «в»), т.е. документы, означающие, что заключенные Россией договоры вступают в силу и действуют на ее территории.

Более подробно соответствующие вопросы, в том числе и действия Президента, регулирует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах». Он предусматривает (статья 11), что решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Российской Федерации принимаются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, — Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, — Правительством. Президент принимает решение о проведении переговоров и о подписании международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, если это вызывается необходимостью.

Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией РФ и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий (статья 12). Президент РФ может предоставить полномочия на ведения переговоров и на подписание международных договоров в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации.

В рамках, установленных Законом о международных договорах. Президент вправе заключать такие договоры, которые не требуют их ратификации парламентом. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (пункт «м» статья 83 Конституции). Президент принимает верительные и отзывные грамоты тех дипломатических представителей, которые аккредитуются при нем (пункт «г» статья 86 Конституции).

Президент и Правительство принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органам, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для России. Президент принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для России давалось Правительством РФ.

Действие международного договора, решение об обязательности которого для России принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом в случаях: требующих принятие безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы; внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

Президент не только назначает дипломатических представителей Российской Федерации в других государствах и международных организациях, но и принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (пункт «г» статья 86 Конституции).

Как Верховный главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявления нейтралитета, заключения соглашения о перемирии и др. И.И. Лукашук. Внешняя политика: Президент и парламент. // Государство и право ,1996, №7.ст. 138.

Полномочия Президента в значительной мере раскрываются в процессе их реализации через Управление по внешней политике. Управление Президента Российской Федерации по внешней политике является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями Администрации Президента РФ, Положением об Администрации Президента РФ, а также Положением «Об управлении Президента РФ по внешней политике» Положение об Управлении Президента РФ по внешней политике (в ред. Указа Президента РФ от 25.09.1999 N 1275). Справочная правовая система ГАРАНТ

Основные функции Управления являются:

— обеспечение содержательной части текущих внешнеполитических мероприятий Президента РФ;

— информационное обеспечение Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ сфере внешней политики;

— подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов и иных документов, поступающих на имя Президента РФ, по вопросам военно-технического сотрудничества, включая материалы о назначении на должность и освобождении от должности лиц, непосредственно занимающихся вопросами военно-технического сотрудничества или курирующих их в федеральных органах исполнительной власти.

Несмотря на все свои полномочия, Президент России не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней политики. Во имя ее эффективности он нуждается в политической, моральной и материальной поддержке последнего. Парламент издает необходимые законы, включая законы о ратификации договоров, выделяет средства. Эффективность внешней политики во многом зависит от степени ее всенародности, от ее понимания и одобрения парламентом и населением.

Определение основных направлений внутренней и внешней политики следовало бы сделать совместной функцией Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ. Решились бы такие вопросы как: обеспечение стабильности основных направлений государства, которые не должны меняться при появлении каждого нового Президента РФ; достижение взаимодействия различных ветвей власти в процессе выработки и реализации политики государства; поддержка политики государства со стороны общества, которое в настоящее время далеко не всегда информировано о политике государства.

26 Конституционно-правовой статус Президента рф

Система органов государственной власти в России двухуровневая – включает, во-первых, органы государственной власти Российской Федерации (федеральные органы государственной власти) и, во-вторых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные органы государственной власти). Однако с учетом конституционного принципа единства системы государственной власти указанные уровни (подсистемы) не являются полностью изолированными.

Государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и федеральные суды. На региональном уровне – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемые субъектами самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя России и с достаточно жесткими предписаниями федерального законодательства (федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.).

Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80). Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов президента, содержатся в статье 81 Конституции РФ, а детализация – в федеральном законе от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ». Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда).

Требования к пассивному избирательному праву (к кандидату в Президенты РФ):

• гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию);

• возрастной ценз – не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает);

• постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства – избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50% от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (2-й тур) по двум лучшим кандидатурам – получившим в 1-м туре наибольшее число голосов избирателей. Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства – избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов (но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов). Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в части 1 статьи 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно.

Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются:

• отставка (то есть добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом);

• стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

• отрешение от должности.

В случае досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии), их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Место Президента РФ в системе государственной власти России определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

• представительская функция — являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.;

• функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;

• обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней);

• определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

• полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.);

• полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.);

• полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.);

• полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения или чрезвычайного положения;

• полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Конституционно-правовой статус Президента РФ. Правовые акты Президента и их

Конституционный статус Президента РФ

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус закрепляется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны.

Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. Термин «глава государства» не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Основные функции Президента РФ

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина

Заключается в обеспечении положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а вслучае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью, против терроризма.

Функция по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности

Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Президент должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает сложный порядок объявления войны, но в наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела, развитие сепаратизма, организованного терроризма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Функция по обеспечению согласованного функционированияи взаимодействия органов государственной власти

По существу Президент РФ есть арбитр между тремя властями, если они не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе — весьма болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность от-корректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности».

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т. е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности (силовыми структурами).

На Президента РФ возложен ряд важных полномочий по борьбе с терроризмом. Он определяет основные направления государственной политики противодействия терроризму, устанавливает компетенцию по борьбе с терроризмом органов власти, руководство которыми он осуществляет, принимает решение об использовании за рубежом Вооруженных Сил и подразделений спецназа для борьбы с террористической деятельностью (Федеральный закон «О противодействии терроризму»).

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента.

Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Акты Президента РФ

Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются:

Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность.

Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера.

Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» в течение 10 дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего Канцелярией Президента).

Статья 83. Президент Российской Федерации: а) назначает Председателя.

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *