К какой ветви власти относится прокуратура
Перейти к содержимому

К какой ветви власти относится прокуратура

  • автор:

О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье автором освещается вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, рассматривается вопрос о том, к какой ветви власти следует относить прокуратуру Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кара-Сал Байыр Орланович

Текст научной работы на тему «О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

Кара-Сал Байыр Орланович О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В статье автором освещается вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, рассматривается вопрос о том, к какой ветви власти следует относить прокуратуру Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, государственная власть, разделение властей.

В современной научной литературе вопросы правового статуса прокуратуры, проблемы прокурорского надзора в различных областях широко обсуждаются. Однако, деятельность прокуратуры рассматривается, как правило, исключительно с юридических позиций, вне взаимосвязи с реализуемой государством юридической политикой в области надзора.

В современной науке практически не используется понятие «надзорная политика», не раскрываются ее признаки, несмотря на то, что надзорная политика выступает одним из основных направлений юридической политики государства.

Вместе с тем, исследование деятельности прокуратуры РФ с точки зрения ее участия в надзорной политике государства, носящее междисциплинарный характер, находящееся на стыке юриспруденции и политологии, представляется актуальным и перспективным, в том числе для разрешения практических проблем, возникающих в деятельности органов прокуратуры РФ.

Определяя место прокуратуры как надзорного органа в системе органов государственной власти, нельзя не обратить внимание на дискуссионный характер вопроса о месте прокуратуры в системе разделения властей. Для разрешения данного вопроса необходимо проанализировать конституционно-правовое регулирование статуса прокуратуры РФ.

В первую очередь следует отметить, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1].

Конституционно-правовые положения о прокуратуре содержатся в ст. 129 Конституции РФ, расположенной в главе 7 «Судебная власть и прокуратура». При этом до принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N° 2-ФКЗ данная глава называлась «Судебная власть», что приводило к неопределенности конституционно-правового статуса прокуратуры, которая, исходя из расположения ст. 129 в Конституции РФ, рассматривалась как элемент судебной власти [2].

© Кара-Сал Байыр Орланович, 2022.

Как отмечает В.Ю. Шобухин, это противоречило как содержанию данной главы Конституции РФ, так и сущности судебной власти, поскольку основу судебной власти составляют судебные органы, отправляющие правосудие, относящееся к их исключительной компетенции. Прокуратура же в судебную систему не входит и не осуществляет деятельность по отправлению правосудия, в связи с чем прокуратура не может относиться к судебной ветви власти [3, с. 73].

Прокуратура, по мнению автора, не относится и к законодательной или исполнительной ветвям власти, выступая в качестве единой, самостоятельной и организационно обособленной системой органов, организаций и должностных лиц, независимых от внешних воздействий и осуществляющих свои полномочия от имени РФ.

Так, невозможность отнесения прокуратуры к законодательной власти обусловлена тем, что прокуратура не только не принимает непосредственного участия в процессе правотворчества, но и не обладает на федеральном уровне правом законодательной инициативы.

Некоторые авторы рассматривают прокуратуру в качестве особой разновидности исполнительной власти, отмечая, что прокуратура и исполнительные органы, также осуществляющие надзорную деятельность, объединены единой целью, заключающейся в обеспечении законности и правопорядка, в борьбе с правонарушениями [4, с. 157].

Исходя из изложенного, обосновывается вывод о том, что прокуратура, не относясь в полной мере к исполнительной власти, действует в единстве с органами исполнительной власти, образуя самостоятельный государственный механизм, обеспечивающий исполнение законов.

Однако, представляется возможным в большей мере согласиться с авторами, отмечающими, что прокуратура не может рассматриваться как особая разновидность исполнительной власти, поскольку в силу ст. 21 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов в том числе органами государственной власти [5, с. 65].

Кроме того, отмечается, что к полномочиям прокурорских работников не относится управление государственными делами, принятие управленческих решений в отношении неопределенного круга лиц (помимо тех управленческих решений, принятие и реализация которых необходимы для обеспечения функционирования самой системы прокуратуры).

Правоприменительная деятельность органов прокуратуры не тождественна государственному управлению. Следовательно, и прокуратура не может быть отнесена к исполнительной ветви власти.

Таким образом, как справедливо отмечает В.Ю. Шобухин, органы прокуратуры РФ не относятся ни к одной из трех традиционно выделяемых ветвей власти.

Прокуратура РФ имеет особый, исключительный статус в системе органов государственной власти. Выступая важнейшим элементом системы сдержек и противовесов, прокуратура обеспечивает взаимодействие между различными ветвями государственной власти, их согласованное функционирование как единого механизма.

А.Ю. Ульянов также обращает внимание на то, что практика российского конституционализма допускает осуществление органами государственной власти, относящимися к одной из ветвей власти, отдельных полномочий, принадлежащих другим подсистемам власти [6, с. 91].

Так, Президент РФ, являясь главой государства, в то же время не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, выполняя функции по координации и интеграции ветвей власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие, олицетворяющее единство государственной власти. В то же время, Президент РФ фактически выступает и главой исполнительной власти, участвует в процессе законотворчества и осуществляет ряд значительных полномочий, связанных с формированием судебной системы. Данный пример подтверждает, что теория разделения властей в ее современном видении не обязательно предусматривает строгое отнесение каждого из государственных органов к законодательной, исполнительной или судебной ветвям власти.

Первоочередное значение имеет эффективность и сбалансированный характер их взаимодействия между собой в целях реализации политики государства. При этом особое место в системе разделения властей занимают такие органы государственной власти, как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, прокуратура РФ, которые организационно не могут быть отнесены в полной мере ни к одной из существующих ветвей власти.

Представляется необходимым обратить внимание на взаимодействие прокуратуры с органами законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. Взаимодействие органов прокуратуры с органами законодательной власти в целях реализации надзорной политики государства осуществляется по нескольким направлениям.

В первую очередь следует отметить, что прокуроры вправе приносить протесты на правовые акты, в том числе издаваемые органами законодательной власти, в случае их несоответствия Конституции РФ или законодательству.

Второе направление взаимодействия прокуратуры с органами законодательной власти выражается в участии прокуратуры в правотворческой деятельности. В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, прокурор при установлении необходимости совершенствования нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов [7].

При этом необходимо отметить, что органы прокуратуры, прокуроры сами по себе не являются субъектами права законодательной инициативы, они вправе только вносить соответствующие предложения субъектам права законодательной инициативы. Кроме того, участие прокуратуры в правотворческой деятельности может выражаться в участии в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти; в подготовке заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты; в участии в обсуждении законопроектов в палатах Федерального собрания РФ и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль в утверждении демократического правового государства определяется тем, что она представляет собой необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей и важный элемент системы сдер-жек и противовесов.

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru.

2.Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 6 — Ст. 548.

3Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса Российской прокуратуры / В.Ю. Шобухин // Российское право: Образование. Практика. Наука. — 2015. — № 4 (88). — С. 73 — 78.

4.Ижаева Ф.А., Агаджанян В.Я. Статус прокуратуры в системе разделения властей / Ф.А. Ижаева, В.Я. Агад-жанян // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2012. — № 10. — С. 157 — 161.

5.Шевченко В.Ю. Взаимодействие органов законодательной власти и прокуратуры Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека / В.Ю. Шевченко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2017. — № 3 (116). — С. 64 — 67.

6.Ульянов А.Ю. Конституционализация института прокуратуры как закономерный этап развития Российской государственности / А.Ю. Ульянов // Вестник Томского государственного университета. — Право. — 2016. — № 3 (21). — С. 90 — 99.

7.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

КАРА-САЛБАЙЫР ОРЛАНОВИЧ- магистрант, Тувинский государственный университет, Россия.

4. Место прокуратуры в структуре государственного механизма.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Прокуратура и судебная власть:

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам. Кроме того, на сегодняшний день внесены поправки в название главы 7 Конституции, теперь она именуются «Судебная власть и прокуратура».

Прокуратура и исполнительная власть:

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:

1) она не входит в структуру Правительства РФ;

2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;

3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

Прокуратура и законодательная власть:

не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

Прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. Прокуратура является надзирающим органом.

5. Функции прокуратуры: понятие, виды, классификация.

Функция – есть правовая категория, раскрывающая структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры.

Функция прокуратуры — установленный государством круг ее специфической деятельности, имеющей определенный предмет ведения и способы воздействия.

Виды функций прокуратуры:

1. Надзорная функция:

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов:

— надзор за исполнением законов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2. Функция содействия осуществлению правосудия:

Участие органов прокуратуры в рассмотрении дел судами первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях и принятие мер прокурорского реагирования на противоречащие закону судебные акты:

— участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;

— участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел;

— участие прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом.

3. Организационная функция:

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество и организационное обеспечение деятельности органов прокуратуры:

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности (опосредовано, поскольку прокуратура не имеет законодательной инициативы на федеративном уровне, однако, имеет право законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации (во многих субъектах Российской Федерации);

— организационное обеспечение деятельности прокуратуры, выпуск специальных изданий.

Классификация:

1) По источникам:

— предусмотренные ФЗ о прокуратуре

— предусмотренные иными законами

2) По степени значимости:

— основополагающие — относящиеся к исключительной компетенции (надзорные)

— основные – не относящиеся к исключительной компетенции (не надзорные)

— дополнительные – предусмотрены др. законами (руководство и управление, подбор кадров)

Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти

Тюрина, Е. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102232/ (дата обращения: 18.09.2023).

Для начала необходимо дать определение понятию «Прокуратура Российской Федерации». Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Из этого определения, закрепленного законодателем, следует, что прокуратура представляет собой самостоятельный орган государственной власти, который не относится ни к одной из ветвей власти.

В связи с этим, необходимо отметить актуальность данного вопроса. Так, многие правоведы и практикующие работники высказываются о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Некоторые высказываются о необходимости отнесения органов прокуратуры к определенной ветви власти, а некоторые, наоборот, высказываются о нежелательности этого.

В данной статье будет рассмотрен вопрос о месте и роли органов прокуратуры в системе органов государственной власти и аргументирована позиция о недопустимости отнесения данных органов к определенной ветви власти.

Важно отметить, что, согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако, Конституция РФ не относит прокуратуру РФ ни к одной из ветвей власти.

В первую очередь, необходимо выделить то, какие задачи и цели поставлены перед органами прокуратуры и какие функции данный орган выполняет.

Согласно статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», основными целями деятельности Прокуратуры РФ являются: обеспечение верховенства закона и укрепление законности в стране, обеспечение охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основную функцию органов прокуратуры, а именно — надзорная функция.

Для обеспечения реализации задач, возложенных на данный орган, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также иными субъектами общественных отношений. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляет уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Можно сказать, что данные функции довольно специфичны и носят всеобъемлющий характер, поскольку подразумевают взаимодействие органов прокуратуры почти со всеми субъектами общественных отношений. В связи с этим, роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти также специфичны.

Однако, в этой позиции есть существенные противоречия. Так, согласно ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Из этого следует, что законодатель определил круг субъектов, которые правомочны осуществлять судебною власть в Российской Федерации.

Кроме того, важным противоречием в данной позиции является то, что судебный процесс обладает таким важным принципом, как состязательность. Отнесение прокуратуры Российской Федерации к судебной власти подрывает данный принцип. По мнению российского ученого-правоведа Олега Емельяновича Кутафина — «Прокуратура РФ не является составной частью судебной власти и, следовательно, ст.129, посвященная прокуратуре, ошибочно включена в эту главу, что не может не дезориентировать как науку, так и практику» [2].

Так, в одной из функций прокуратуры РФ является осуществление уголовного преследование. Следовательно, отнеся прокуратуру к судебной власти, можно будет сказать, что суд осуществляет уголовное преследование, однако это положение будет противоречить всем основополагающим принципам и нормам, которые призваны не допустить осуществление деятельности суда с обвинительным уклоном.

Также существует позиция, согласно которой, некоторые правоведы относят прокуратуру РФ к законодательной ветви власти. Данную позицию аргументируют тем, что прокуратура РФ в процессе своей деятельности в большинстве случаев взаимодействует с нормативно-правовыми актами. Следовательно, прокуратура РФ обладает большим объемом необходимой актуальной информации о наличии пробелов в законодательной базе Российской Федерации, в связи с этим она может осуществлять правотворческую деятельность.

По мнению российского правоведа Валентина Вениаминовича Клочкова, общий надзор может осуществлять только законодательная власть, к которой, по его мнению, и должны относиться органы надзора. Эти изменения принесли бы в какой-то степени положительный результат, с точки зрения правотворческой деятельности, так как прокуратура видит проблемы, противоречия в правовом регулировании, которые можно было бы решить.

Однако, на наш взгляд, это не является основанием для отнесения данного органа к законодательной ветви власти. Вышеперечисленные положения являются лишь функциями и правомочием органов Прокуратуры, поскольку данная функция не относится к их обязанностям и основной функция данного органа является осуществление надзора.

Следовательно, в данном случае органы прокуратуры призваны лишь содействию органам законодательной власти.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что прокуратура занимает важное положение среди органов всех органов государственной власти. Она не отнесена ни к одной из ветвей власти — это является важной особенностью данного органа. Прокуратура РФ должна быть независимым органом государственной власти, поскольку основная ее функция — осуществление надзора за законностью и правопорядком, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, общества и государства. В случае, если прокуратура РФ будет отнесена к какой-либо ветви государственной власти, это может поставить под сомнение принцип независимости прокуратуры и, соответственно, подорвать ее авторитет и уровень доверия граждан.

К какой ветви власти относится прокуратура

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 9 п. 2 ст. 1 см. Постановление КС РФ от 06.04.2023 N 15-П.

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *