В какой форме предусматривается участие граждан рф в осуществлении правосудия
Перейти к содержимому

В какой форме предусматривается участие граждан рф в осуществлении правосудия

  • автор:

ПРИНЦИП УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Реализация на практике участия граждан в отправлении правосудия — важная задача государства, так как это реальное осуществление народовластия, выраженное через судебную власть. Такое участие реализуется на практике в различных формах: участие граждан непосредственно в осуществлении правосудия; опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в отправлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Отраслевое законодательство конкретизирует это общее положение.

Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № ИЗ-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

  • 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  • 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • 3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1 /2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом РФ от 26 июля 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Участию присяжных заседателей в уголовном процессе посвящена гл. 42 УПК РФ.

Присяжные заседатели в уголовном процессе вправе:

  • 1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
  • 2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
  • 3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели не вправе:

  • 1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
  • 2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
  • 3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;
  • 4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
  • 5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единодушных решений. Если присяжным заседателям при обсуждении в течение 3 часов не удалось достигнуть единодушия, то решение принимается голосованием.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов, поставленных перед ними, проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

При вынесении вердикта «виновен» присяжные заседатели вправе изменить обвинение в сторону, благоприятную для подсудимого.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора.

Обвинительный вердикт обязателен для председательствующего по уголовному делу, за исключением некоторых случаев, предусмотренных УПК РФ.

Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в апелляционном порядке.

В соответствии со ст. 19 АПК РФ арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» устанавливает, что арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном законодательством, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» участие граждан в отправлении правосудия осуществляется в двух формах: в качестве присяжных заседателей и арбитражных заседателей. [1]

Особенностью присяжных заседателей является то, что они привлекаются к рассмотрению уголовных дел подсудных судам областного звена, при условии заявления обвиняемым. Этот правовой институт был учрежден впервые в 1864 году в ходе судебно- правовой реформы, но отменен в 1917 году «декретом о суде». Присяжные заседатели имеют право принимать решение только по вопросам факта: о наличии преступного деяния; доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый и если доказано, то заслуживает ли он снисхождения. Тогда как вопросы права решает судья-профессионал. Важным фактом является то, что присяжные фактически независимы от судьи при вынесении решения. [2] Кандидаты на пост присяжных заседателей должны соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются в ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Основными критериями являются: возраст-25 полных лет, отсутствие судимости, дееспособность. Списков кандидатов присяжных заседателей формируется в порядке, установленном ст. 4 и ст. 5 данного федерального закона. Раз в 4 года составляется основной список кандидатов и запасной, количество устанавливается соотношением граждан постоянно проживающих на территории муниципального образования и граждан постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом и по окончании исполнения своих обязанностей в качестве присяжного заседателя гражданин получает вознаграждение. [3] Применение института присяжных заседателей можно считать проявлением демократии в судопроизводстве.

Однако касательно института присяжных заседателей проходят дискуссии о логичности его применения в рассмотрении уголовных дел. Главным и основным минусом данного института является непрофессионализм людей, которые его представляют. Это бывают люди разных профессий не обязательно юридических, и в связи с этим, принимая решение, они ориентируются больше на свои эмоции, которые возникают во время судебного процесса.

Сторонники института присяжных заседателей руководствуются тем, что появляется возможность выслушать сразу несколько мнений, а не только судейское. Также по мнению сторонников данного института плюсом является то, что можно определить, как приговор суда воспринимает обычное население, из чего можно сделать вывод о понятности толкования законов. Этот вопрос остается открытым и на сегодняшний день. [4]

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел наравне с судьей-профессионалом и при осуществлении правосудия пользуются правами и несут обязанности судьи. Порядок привлечения граждан ка арбитражных заседателей регламентируется в ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Особенное внимание стоит уделить второй статье данного федерального закона о требованиях, предъявляемых арбитражным заседателям. В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели должны иметь высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они не должны состоять в близком родстве с председателем или заместителем председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Списки арбитражных заседателей также формируются иначе. В соответствии с третьей статьей данного закона, списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Сами списки предоставляются арбитражными судами субъектов РФ на утверждение в Верховный суд РФ и после утверждения публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Это обусловлено спецификой дел, которые входят в компетенцию арбитражного суда и согласно ст. 27 ст. 28 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» это дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Именно поэтому для кандидатуры арбитражных заседателей установлены такие требования, так как для разрешения проблем подобного рода необходимо обладать знаниями и опытом работы в сфере экономический правоотношений, так как при осуществлении правосудия арбитражными судами используются не только нормы действующего законодательства, но и обычаи делового оборота. В этой связи, как показала практика, участие арбитражных заседателей способствует справедливому и компетентному разрешению споров, рассматриваемых арбитражными судами. Иначе человек данными знаниями не обладающий не сможет ориентироваться в делах, которые подведомственны арбитражному суду, и соответственно с большой вероятностью примет неверное решение. [5]

Принцип участия граждан в отправлении правосудия в настоящее время является одним из способов проявления демократии в государстве. В России применяется две формы данного участия: присяжные и арбитражные заседатели. Его нельзя назвать новым по отношению к России, однако еще возникает много противоречий связанных с его применением, в частности института присяжных заседателей. Реализация данного принципа не идеальна и требует дальнейшего совершенствования, но он нужен для России и отказать от него сейчас нельзя.

1. [К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. Правоохранительные органы. М: Зерцало, 2007. с. 98-100]

[Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство). М:"Юрист", 2005 с. 64-66]

[Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"]

[Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность // Российская юстиция. — 2010.]

[Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"]

[Шидакова М.А., Иванченко Е.А. Судебная власть как правовой институт защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека Северо-кавказский федеральный университет-2017. –С.81-86]

Участие граждан в отправлении правосудия — межотраслевой принцип судопроизводства

1. Абдурахманов М. И. Некоторые вопросы правового регулирования участия граждан в отправлении правосудия: сб. статей. — М.: Белый берег, 2011. — 44 с.

2. Антонович А. Б., Антонович Е. К. Права и свободы человека и гражданина в современном мире // Административное и муниципальное право. — М., 2009. — № 10. — С. 5-10.

3. Банников И. А. Обеспечение участия граждан в осуществлении гражданского судопроизводства // Законодательство. — М., 2016. — № 3. — С. 54-59.

4. Быков В. М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства / В. М. Быков. — Казань: Познание, 2008. — 298 с.

5. Вилкова Т. Ю., Насонов С. А. Формы участия граждан в уголовном судопроизводстве // Российское правосудие. — М., 2016. — № 10 (126). — С. 85-92.

6. Гессен И. В. Об участии народного элемента в местном суде: прения по докладам в Соединенном собрании Юридического общества и русской группы Международного союза криминалистов // Труды юридического общества при Императорском С.-Петербургском университете. Второе полугодие 1909 г.- СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911, Т. II. — С. 429-430.

7. Гравина А. А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования // Журнал российского права. — М., 2013. — № 5. — С. 79-89.

8. Грохотова Е. А., Куликова О. С. К вопросу об участии граждан в отправлении правосудия // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: 15 лет правоприменения: сб. науч. статей, посвященный 15-летию принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Минобрнауки России, Юго-Западный гос. ун-т; отв. ред. Т. К. Рябинина, А. А. Козявин [и др.] — Курск: Юго-Западный гос. ун-т; Университетская книга, 2016. — 186 с.

9. Демичев А. А. Перспективы российского суда присяжных // Государство и право. — М., 2002. — № 11. — С. 101-104.

10. Домрачев И. Г. Участие присяжных заседателей в рассмотрении гражданских дел в Российской Федерации: есть ли перспективы? // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — Н. Новгород, 2016. — № 2 (34). — С. 129-132.

11. Духовской М. В. Русский уголовный процесс: изд. для студентов / М. В. Духовской. — М.: Унив. тип., 1902. — 492 с.

12. Клеандров М. И. О модели радикальной автономизации мировой юстиции в Российской Федерации // Журнал российского права. — М., 2015. — № 3. С. 31-42.

13. Концепции развития российского законодательства / отв. ред. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. — М.: Юриспруденция, 2014. — 122 с.

14. Кренцова Т. Ф. Суд присяжных как форма реализации права граждан на участие в отправлении правосудия // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России: Материалы междунар. конституционного форума (10 дек. 2010, г. Саратов). — Вып. 2: cборник научных статей. — Саратов: Саратовский источник, 2010. — С. 164-169.

15. Ляднова Э. В. Право граждан на участие в отправлении правосудия: конституционно-правовое содержание и механизм реализации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Белгород, 2010. — 21 с.

16. Махов В. Н., Карабанова Т. Н. Восстановить институт народных заседателей // Законность. — М., 2010. — № 8. — С. 50-53.

17. Муравлянский А. В., Большакова Е. В. Участие граждан в отправлении правосудия // Вестник Сургутского государственного университета. — Сургут, 2014. — № 1 (3). — С. 104-107.

18. Мурадьян Э. М. Истина как проблема судебного права. — М.: Былина, 2002. — 287 с.

19. Мурадьян Э. М. Судебное право: в контексте трех процессуальных кодексов: монография. — М.: Проспект, 2003. — 126 с.

20. Насонов С. А. Исторические модели производства в суде присяжных: монография. — М.: Р. Валент, 2016. — 239 с.

21. Насонов С. А. Участие граждан в осуществлении правосудия как принцип, определяющий качественные характеристики судебной власти // Юридическая наука. — М., 2016. — № 2. — С. 95-102.

22. Панокин А. М. Обеспечение прав личности в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Болгария: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2008. — 338 с.

23. Полянский Н. Н. Уголовный процесс: Уголовный суд, его устройство и деятельность: Лекции Н. Н. Полянского / Моск. о-во нар. ун-тов. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1911. — 201 с.

24. Проблемы развития процессуального права России / под ред. В. М. Жуйкова; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. — М.: Норма; ИНФРА-М., 2016. — 223 с.

25. Прокудина Л. А. Институт арбитражных заседателей — нереализованные возможности бизнес-сообщества // Предпринимательское право. — 2016. — № 2. — С. 61-69.

26. Прокудина Л. А. Реализация конституционного права граждан на участие в отправлении экономического правосудия // Право. Журнал Высшей школы экономики. — М., 2015. — № 4. — С. 54-69.

27. Розин Н. Н. Уголовное судопроизводство: пособие к лекциям Н. Н. Розина. — 2-е изд., изм. и доп. — СПб.: издание Юридического книжного склада «Право», 1914. — 546 с.

28. Руднев В. И. Необходимость участия народных заседателей в отправлении правосудия как гарантия реализации конституционных прав граждан // Адвокат. — М., 2005. — № 8. — С. 23-29.

29. Самсонов Н. В. Право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия // Юридическое образование и наука. — М., 2016. — № 3. — С. 161-166.

30. Скловский К., Астахов П. Лекарство от коррупции. Суд присяжных в гражданском споре // Российская газета. — М., 2003. — 2 окт.

31. Смирнова В. А. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве народных заседателей // Российский судья. — М., 2006. — № 10.

32. Спицин И. Н. Проблемы транспарентности в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2011. — 34 с.

33. Фарков Д. О. Пути демократизации судебной системы Российской Федерации // Gaudeamus Igitur. — Томск, 2016. — № 2. — С. 12-13.

34. Чубинский М. П. Об участии народного элемента в местном суде: прения по докладам в Соединенном собрании Юридического общества и русской группы Международного союза криминалистов // Труды юридического общества при Императорском С.-Петербургском университете. Второе полугодие 1909 г. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911. — Т. II. — С. 439.

35. Шерстюк В. М. Современные проблемы гражданского и арбитражного судопроизводства: сб. статей. — М.: Статут, 2015. — 270 с.

36. Щегловитов И. Г. Основные начала современного уголовного судопроизводства: вступительная лекция, читанная в Императорском училище правоведения 10 сентября 1903 г. // Журнал Министерства юстиции. — СПб., 1903. — № 9. — С. 95-153.

37. Якимович Ю. К. Понятие, назначение, дифференциация уголовного процесса. Принципы уголовного судопроизводства. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2015. — С. 165-166.

38. Ямашев Д. М. Возможность введения суда с участием присяжных заседателей в гражданском процессе // Российский судья. — М., 2009. — № 9. — С. 6-8.

4.2.15. Участие граждан в отправлении правосудия

Согласно ч. 5 ст. 32Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

В отправлении правосудия они участвуют в качестве арбитражных и присяжных заседателей. Народных заседателей в настоящее время не существует. В гражданском процессе их не стало с 1 февраля 2003 года (ст. 2Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»), а в уголовном процессе — с 1 января 2004 года (ст. 2.1Федерального закона от 18 декабря 2001 года N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Граждане принимают участие в отправлении правосудия не только непосредственно, но и опосредованно. Участвуя в процессе в том или ином качестве, они помогают установлению истины по делу, вынесению правосудного приговора.

В уголовном процессе по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49УПК).

Заслуживающий доверия человек вправе поручиться, что обвиняемый будет являться в назначенный срок по вызовам в суд и не станет препятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 103УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 46ГПК граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

4.2.15.2. Формы участия граждан в отправлении правосудия

Согласно закону при осуществлении правосудия граждане могут выступать в качестве:

1) арбитражного заседателя;

2) присяжного заседателя;

3) защитника (второго защитника);

4) гражданина, поручившегося за должное поведение подсудимого;

5) гражданина, обратившегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

4.2.15.2.1. Арбитражный заседатель

Арбитражный заседатель обладает правами судьи. Соответственно, он вправе:

1. Непосредственно исследовать доказательства по делу:

— ознакомиться с письменными доказательствами;

— осмотреть вещественные доказательства;

— заслушать объяснения лиц, участвующих в деле;

— огласить такие объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме.

2. Присутствовать в совещательной комнате при принятии решения.

3. Участвовать в голосовании по решению.

4. Изложить в письменном виде особое мнение.

4.2.15.2.2. Присяжный заседатель

Присяжный заседатель вправе:

1. Принимать участие в исследовании доказательств, которые позволят им ответить на поставленные перед ними вопросы.

2. Получить разъяснения по поставленным перед присяжными вопросам.

3. Участвовать в голосовании по вопросам: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *