Место и роль политических партий в отечественной системе государственного управления
Политические партии — это объединения людей, которые ставят перед собой задачу овладения политической властью в стране или участие в ней через своих членов в органах государственного и муниципального управления.
Понятие и виды политических партий
Политические партии представляет собой объединения людей, имеющих сходные политические взгляды, которые они стремятся продвинуть в систему государственного и муниципального управления для улучшения его эффективности.
Большинство политических партий формируют программу, которая выражает идеологию партии, состав ее целей и методов достижения.
В качестве отличительных характеристик политических партий можно обозначить следующие:
- во-первых, наличие в структуре политической партии руководящего органа, а также партийного аппарата. При условии развитости партии и ее распространения на территории страны в структуре партии также имеется разветвленная система местных отделений;
- во-вторых, разработка партийной программы, которая отражает цели деятельности партии и методы их достижения;
- в-третьих, ведение агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на привлечение внимания населения и увеличение членов партии.
Политические партии представляют собой иерархические политические организации, которые объединяют на добровольных началах лиц, имеющих общие политико-экономические, национально-культурные, религиозные, социально-классовые, иные идеалы и интересы, реализуемые с целью завоевания политической власти или влияния.
Политические партии классифицируются по различным признакам:
- во-первых, в соответствии со степенью участия во власти. По этому критерию политические партии могут быть правящими, системно-оппозиционными, несистемно-оппозиционными, маргинальными;
- во-вторых, в соответствии с местом в партийном секторе. По этому критерию политические партии могут быть правыми, центристскими, левыми, смешанными, радикальными, то есть ультраправыми и ультралевыми;
- в-третьих, в соответствии с отношением к праву и власти. По этому критерию политические партии могут быть легальными, нелегальными и полулегальными;
- в-четвертых, в соответствии с социально-классовым критерием. По этому критерию политические партии могут быть буржуазными, трудящимися, бюрократическими, всеклассовыми, партиями меньшинства.
Значение политических партий в российской системе государственного управления
Политика представляет собой деятельность целенаправленного характера, осуществляемую для реализации преобразования системы государственного управления. Основным субъектом политической жизнедеятельности общества является государство, которое олицетворяет собой политическую власть, является ее источником. Однако одним из значимых субъектов политической деятельности также являются политические партии.
В российской практике государственного управления политические партии выступают в качестве необходимого элемента механизма осуществления народовластия. Цель их деятельности состоит в содействии обществу в выражении и формировании его политической воли, реализации государственной власти.
Существование политических партий в России является результатом исторического развития, демократизации российского общества. Последние годы российской истории характеризуются совершенствованием институционального положения политических партий, закреплением их правового статуса, усилением их значимости и роли в осуществлении государственного управления. Российское общество рассматривает политические партии как институт, требующийся для функционирования государственного механизма.
Современное общество отличается многообразием взглядов и плюрализма мнений. Политические партии призваны усреднять существующие взгляды и идеи, формируя из них политические программы, отвечающие интересам их членов. Единолично выдвинутые идеи и политические взгляды, как правило, не находят соответствующей реализации, однако их обсуждение, доработка и принятие политическими партиями обеспечивает их коллективное продвижение.
Политические партии являются организационной формой, выражающей политические идеи и взгляды, идеологические позиции, содействующей выражению общей воли, общественно-политических и общезначимых интересов определенной части населения.
Российские политические партии представляют собой результат самоорганизации населения, выступая в качестве посредника между государством и обществом. Они обеспечивают выражение интересов и потребностей различных групп населения посредством институтов государственной власти.
Признание статуса политических партий со стороны государственной власти всё-таки не решило проблему существования партий в российской государственной системе. Российское государство, обремененное советским наследием, не может до конца принять идею многопартийности.
В настоящее время в российской политической жизни наибольшую значимость имеет одна правящая партия, в то время как доля политического влияния остальных партий настолько незначительна, что не стоит упоминания. Эти партии не имеют реальной политической власти, выполняя роль статистов и формальной оппозиции при правящей партии. Сложившаяся система политических партий не вызывает доверия у населения, которое сознает бесполезность участия в политической жизни через такие партии.
Тем не менее отрицать значимость политических партий даже в сложившихся условиях не имеет смысла. История показывает, что набирая демократическую силу общество естественным образом придает значимость различным политическим взглядам, обеспечивая поддержку политическим партиям, выражающим эти взгляды. На сегодняшний день развитие политических партий уже не является задачей государственной власти, общество должно самостоятельно обеспечивать значимые для него политические партии политической властью, отдавая свои голоса на выборах за определенные политические программы.
В чем состоит влияние политических партий на государство кратко
Есть аспект номинальный — то как должно быть. Есть другая аспект — реальный — как власть осуществляется в реальности.
Партии представляют лицо государства в качестве правящих политических организаций, выступающих носителями государственной стратегии, политики. Правящая партия представлена в политической структуре власти и государственном механизме в виде партии парламентского большинства, в виде группы членов правительства во главе с ее лидером, возглавляющим правительство, либо президентом страны. Партия может быть не правящей, но входить в состав официальной внутрипарламентской политической оппозиции, тем самым принимать определенное участие в законодательной деятельности, в разработке государственных программ и, что еще важней, контролировать деятельность правящей партии и других институтов государственной власти. Наконец, партия, оставаясь за границами власти, может выступать в роли общественно-политической или гражданской оппозиции по отношению к правящей партии, государству и его представителям, входя при этом в структуру гражданского общества. Так, в зависимости от места, занимаемого политической партией в структуре политической организации общества и структуре государственно-политической власти, зависит ее роль и значение в политическом процессе как его наиболее характерного, активного участника. Исходя из этого объективного значения, партия определяется в политологии как один из институтов политической системы общества или организация, действующая в структуре государства. Хотя, как видно из предыдущего тезиса, не любая политическая партия непосредственно входит в структуры государственной власти. Она также может выступать в качестве объективной оппозиции к государству и принадлежать к гражданскому обществу.
Партии, в подавляющем большинстве, спонсируются из одного или нескольких солидарных кошельков. Названия и лозунги подбираются в соответствии с настроением толпы. Толпа голосует за партии, неважно какие она выберет, все они спосируются представителями одного класса и преследуют интересы одного класса.
Внутри класса, конечено, тоже есть борьба, выгоднее протолкнуть своего кандидата, который будет лоббировать нужные данной конкретной компании законы — есть такое, но это не имеет отношения к интересам широких слоев населения.
Есть во власти и толковые государственники, которые заинтересованы в развитии государства и это играет на руку всем, в том числе и простому населению, но таким людям обычно система партий только мешает, потому что протолкнуть нужный закон не имея гигиантских денег через думу и совет федераций очень сложно, почти невозможно.
Партии представляют лицо государства в качестве правящих политических организаций, выступающих носителями государственной стратегии, политики. Правящая партия представлена в политической структуре власти и государственном механизме в виде партии парламентского большинства, в виде группы членов правительства во главе с ее лидером, возглавляющим правительство, либо президентом страны. Партия может быть не правящей, но входить в состав официальной внутрипарламентской политической оппозиции, тем самым принимать определенное участие в законодательной деятельности, в разработке государственных программ и, что еще важней, контролировать деятельность правящей партии и других институтов государственной власти. Наконец, партия, оставаясь за границами власти, может выступать в роли общественно-политической или гражданской оппозиции по отношению к правящей партии, государству и его представителям, входя при этом в структуру гражданского общества. Так, в зависимости от места, занимаемого политической партией в структуре политической организации общества и структуре государственно-политической власти, зависит ее роль и значение в политическом процессе как его наиболее характерного, активного участника. Исходя из этого объективного значения, партия определяется в политологии как один из институтов политической системы общества или организация, действующая в структуре государства. Хотя, как видно из предыдущего тезиса, не любая политическая партия непосредственно входит в структуры государственной власти. Она также может выступать в качестве объективной оппозиции к государству и принадлежать к гражданскому обществу.
Обычно политическая партия отстаивает какую-то определенную идеологию (социального государства, националистическую, консервативную и так далее). Борясь за голоса избирателей, выигрывая выборы и формируя органы власти, они, опираясь на исповедуемую идеологию, принимают законодательные акты, так или иначе влияющие на жизнь своих граждан, в том числе и тех, кто за них не голосовал. Таким образом, государство склоняется то в сторону поддержки предпринимательства, то в сторону поддержки малоимущих слоев населения, то исповедуют консерватизм, то проводят активные либеральные реформы.
В любом демократическом государстве есть партийная конкуренция вследствие того, что существует несколько партий. Но всегда есть партия правящая или лидирующая. Как правило, правящей или лидирующей партией является партия, к которой принадлежит глава государства или которую он поддерживает. От правящей (лидирующей) партии зависит многое. Такая партия имеет большинство в парламентских кругах и от большинства голосов зависит выработка и принятие тех или иных законов, А законы — это основа государства.
Иное дело несистемная оппозиция. Их главное правило — по всем вопросам быть несогласными с проводимой политикой праящей или лидирующей партии. Они влияют на умы людей, действуя исподтишка, их излюбленные методы — громкие лозунги, воззвания, демонстрации, шествия, а также провокации. Чаще всего в странах, чьи первые лица не угодны американскому правительству, несистемная оппозиция находится у них на содержании.
В странах, где есть реальная политическая конкуренция, каждая партия является весомой политической силой. Как правило, она имеет свою политическую программу, которую предлагает ибирателям — гражданам этих стран. На нормально проводимых выборах побеждает та партия, которая на взгляд избирателей, предложит лучший путь развития.
В странах типа Российской Федерации, где выборы — это фикция, парламентские партии являются бледными клонами правящей Единой России (и КПРФ), кормятся за счет государственного бюджета, влияние направлено на сохранение существующей политической системы. Внепарламентская оппозиция исполняет лишь роль статистов, а внесистемная оппозиция попросту преследуется. То есть при авторитарном стиле государственного правления влияние имеет лишь главная, обласканная сильными мира сего политическая партия. Остальные зачастую попросту стоят в сторонке.
Политические партии в демократическом государстве — это представители народа, который на выборах одобрил программу и выбрал депутатов. И именно от народа партии предлагают законопроекты и принимают законы в Парламенте. Партии могут выражать отрицательное мнение на Законы которые предлагает правительство и при необходимом большинстве заблокировать их.
Партия в государстве может оказывать влияние :
Во-первых, на законотворческую деятельность через её избранных членов. Во-вторых, присутствовать в исполнительной власти в правительстве, региональных исполнительных органах. В-третьих, участвовать в общественной жизни страны организую различные мероприятия (концерты, благотворительность, образовательные семинары и пр). В-четвертых, принимать обратную связь от граждан к власти (представлять интересы граждан во властных структурах).
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Политика — это деятельность различных общественных организации, которые созданы для реализации определенных целей и интересов. Политикой называют любую программу действий, всех видов деятельности самостоятельного руководства. Примером может быть валютная политика банка, или школьная политика городского муниципалитета, или семейная политика жены в отношениях с мужем и детьми и так далее.
Политика — это совокупность определенных способов и действий, которые направлены на достижение заданной цели. Под политикой понимают форму общественного сознания, которая выражается во влиянии на жизненные сферы, корпоративные интересы, с помощью выстроенных схем направленных на управление, распределение и подчинение, согласно выстроенной иерархии.
В гражданском государстве создаются политические силы, которые способны влиять на политику прямо или косвенно. Политическая партия объединяет людей с одинаковыми интересами, целями и жизненными принципами. Партия устанавливает свой распорядок и организацию деятельности внутри, по которым идет к заданной цели. Партия в политической системе играет по общим правилам, которые установлены государством.
Политическая сила борется за право установить свои правила и распорядки в политической игре. Политическая сила (партия) влияет на создание законов и подзаконных актов.
Философы и мыслители прошлых столетий определили политику как искусство управления ораторским, военным, судебным умениями. Умение делать из худших граждан, лучших – это мудрость правления. Знания о мудром правлении сегодня можно приобрести в высшем ученом заведении. Раньше такими знаниями обладали не многие.
Обладать силой власти, значит уметь принимать общие правила игры, не меняя свои принципы и цели. Только такая политическая сила может занять лидирующее положение в большой политике.
Роль партий и общественных объединений в политической системе общества
Кроме государства в нее входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные и иные организации).
Общественное объединение – основной компонент политической организации общества, через который выявляются специфические интересы различные социальных групп и оказывается воздействие на политику государства [80].
Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Все объединения, участвующие в политической жизни страны, выражают и проводят интересы отдельных социальных групп общества. Главной задачей общественных объединений в политической сфере является влияние на государственную власть, на политику государства через избрание их представителей в выборные государственные органы, через средства массовой информации, общественное мнение.
Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определенные политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов с помощью использования государственной власти.
Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определенных групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на нее.
Партия – это общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса государства, в формировании органов государственной власти, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные (законодательные) органы власти.
Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объем государственной власти. Политическая партия, получившая большинство голосов на выборах, приобретает большинство мест в высшем представительном законодательном органе государства – парламенте. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп.
В демократическом обществе государство и общественные объединения активно взаимодействуют друг с другом.
Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. При авторитарном режиме государственная власть подавляет общественные объединения, запрещает их деятельность, что подрывает связь государства с гражданским обществом. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи государственной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности его действия. Следует иметь в виду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами.
Политические партии и другие общественные объединения должны зарегистрироваться в порядке, установленном законом.
Виды политических систем
На основе формационного критерия:
1. рабовладельческие;
2. феодальные;
3. буржуазные;
4. социалистические;
А.Б. Венгеров. С социологической точки зрения:
1. Распределительная / закрытая политическая система характеризуется в экономической сфере господством государственной собственности, распределительных товарно-денежных отношений. Социальным отношениям свойственна уравнительность. Формируется государственная идеология, пронизывающая культуру, образование, науку. Инакомыслие подавляется. В идеологии господствует одна система ценностей. Граждане имеют минимум политических прав. У власти находится одна господствующая партия. Для таких систем характерен культ вождя, харизматического лидера. Как правило, роль государства в таких политических системах чрезмерна. Государство вмешивается в личную и экономическую жизнь членов общества. Характеризуется распределением, планированием, консервацией общественной жизни. Стабильность распределительной политической системы поддерживается насилием, принуждением, террором. Примеры: СССР, бывшие страны социализма, Венгрия, Болгария;
2. Либерально-демократическая / открытаяполитическая система в экономической сфере основывается на многообразии и равноправии всех форм собственности, на рыночных товарно-денежных отношениях, свободе предпринимательства. Для социальных отношений характерно неравенство, основанное на экономическом неравенстве. Идеология такой системы характеризуется многообразием, многопартийностью, плюрализмом мнений. Индивид здесь наделяется многочисленными правами и свободами. Человек, его права и свободы имеют в такой системе приоритет над правами коллектива. Частная собственность охраняется государством. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях. Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как политический институт, защищающий права и свободы, призванный обеспечивать правопорядок, создавать условия для развития рыночной экономики;
3. Конвергенционными политическими системами А.Б.Венгеров называет системы, сочетающие черты вышеназванных, как например им приводится политическая система России. Подобные системы являются переходными, неустойчивыми, противоречивыми. Например, переход от плановой к рыночной экономике в 1980-х гг. в России привел к появлению конвергенционной политической системы, эволюционирующей постепенно, с огромными трудностями и противоречиями к либерально-демократической системе. Для конвергенционной политической системы характерно смешение многих политических институтов: провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства, сохранение полицейской “прописочной” системы граждан и полицейского сыска, декларирование прав и свобод человека, институциональное закрепление принципа разделения властей, идеологический плюрализм и государственная монополия на телерадиовещание и т.п. Например, в российской действительности 90-х годов XX века видны “пережитки социализма” в сознании людей, их неготовность уйти от социального иждивенчества, характерного для тоталитарного распределительного государства сталинского типа.
Взаимоотношения «государства» с партиями, общественными движениями, церковью
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.
Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций — свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. при этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или совместно с общественными организациями.
В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало «доброй» традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России.
Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.
Общественные организации — это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата.
Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.
Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.). Некоторые отношения не имеют ещё правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе.
Основным правовым актом, регулирующим взаимоотношения государства с общественными объединениями, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г.)
Статья 17 указанного закона обозначает взаимоотношения государства с общественными объединениями следующим образом: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Правовые взаимоотношения государства с церковью строятся на основе Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Россия обозначила себя, как светское государство, но вместе с тем признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Итак, государство и общественные объединения — это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.