Счетная палата
Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.
Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.
К компетенции Счетной палаты относится, прежде всего, контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе – определение целесообразности расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Для реализации своих функций Счетная палата проводит аудиторские проверки, другие контрольные мероприятия.
Законодательством Российской Федерации функции финансового контроля возложены и на другие органы государственной власти, в том числе на Министерство финансов России, однако Счетная палата является единственным контрольным органом, который имеет конституционный статус.
Содержание
↑Зарубежный опыт функционирования высших органов финансового контроля
Необходимость осуществления функций финансового контроля на самом высоком государственном уровне была осознана еще в момент зарождения современных государств.
Так, например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии должность Генерального контролера государственной казны впервые была учреждена ещё в 1314 г. В 1866 г. она была преобразована в ведомство Генерального контролера и ревизора Департамента казначейства и ревизии Великобритании, на базе которой в 1983 г. было создано современное Национальное контрольно-ревизионное управление.
Во Франции по настоящее время действует Счетная палата, учрежденная еще в 1319 г. королем Филиппом V. Деятельность данного органа прерывалась лишь в период Великой французской революции, но в 1807 г. была возобновлена Наполеоном. Счетная палата Франции на основании закона от 22 июня 1967 г. «О Счетной палате» как судебная инстанция осуществляет контроль за правильностью публичных расчетов, а как административный орган контролирует деятельность государственных бухгалтеров и определенной категории распорядителей кредитов.
В Германии образование высшего органа финансового контроля (ВОФК) датируется 1714 г. В этом году вышел указ прусского короля Фридриха Вильгельма I, учреждавший Генеральную счетную палату, которая в дальнейшем прошла в своем развитии несколько исторических этапов – в качестве ВОФК Пруссии, Северогерманского Союза, Германской империи. С 1950 г. данный орган функционирует как Федеральная счетная палата, которая является «верховным федеральным органом и как независимый орган финансового контроля подчиняется только закону. В рамках предусмотренных законом задач Федеральная Счетная Палата оказывает помощь Бундестагу, Бундесрату и федеральному правительству при принятии ими решений» (§ 1 Закона ФРГ о Федеральной Счетной Палате от 11.07.1985г.).
В Швейцарской конфедерации в 1874 г. начал свою деятельность Федеральный совет – орган, ответственный за подготовку и исполнение бюджета. Исполнение контрольных функции было передано Федеральной финансовой администрации.
В США в 1921г. был принят Закон о бюджете и финансовом контроле, в котором были комплексно урегулированы основные положения о контроле за расходованием государственных средств.
В Японии Президент Контрольно-ревизионного управления назначается исполнительной властью – Кабинетом министров, однако, имеет независимый от нее характер (статья 1 Закона о Контрольно-ревизионном управлении Японии. Закон №73, 1947 г.).
Как показывает мировая практика, не существует единых стандартов в определении правового статуса ВОФК. Конституции Австрии, Венгрии, а также Закон о бюджете и финансовом контроле США относят счетные палаты именно к органам парламента, призванным оказывать ему помощь в реализации его полномочий в сфере бюджетного контроля. Конституции других стран (Финляндии, Болгарии, Испании, Польши, ФРГ), где счетные палаты наделены статусом относительно самостоятельного ВОФК, четко закрепляют подотчетность счетных палат парламенту и независимость их деятельности от исполнительных и судебных органов любого уровня. Существует также группа счетных палат, правовое положение которых носит не столь однозначный характер ввиду наделения их чертами судебного органа или прямого включения в систему судебных органов. К данной группе могут быть отнесены счетные палаты Греции, Италии, Португалии, Франции.
↑История формирования и правовой статус СП РФ
Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Российской Федерации.
Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. «О Cчетной палате Российской Федерации». Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.
В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ – переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе – во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны – Федеральным Собранием (далее — ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.
Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ «О Счетной палате» гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета. Кроме того, и Конституция и Федеральный закон «О Счетной палате» называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ. дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей. Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности (ст. 29 ФЗ СП РФ). Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.
С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ. Такой принцип формирования любого института государственной власти классифицируется как парламентский способ. Во-вторых, СП РФ является органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ. СП РФ направляет все результаты своих проверок в палаты Федерального Собрания РФ. СП РФ отчитывается перед палатами ФС РФ. В-третьих, депутаты и палаты Федерального собрания в целом также могут указывать СП РФ на тот круг вопросов, который должен быть рассмотрен в связи с исполнением государственного бюджета.
↑Основные задачи и функции Счетной палаты, деятельность Счетной палаты
Главной функцией Счетной палаты является контроль за исполнением федерального бюджета, который СП осуществляет на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 3 Федеральной закона «О счетной палате»). В статье 2 ФЗ определены основные задачи СП:
1) Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных государственных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2) Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
4) Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
7) Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В процессе реализации задач, определенных ФЗ, СП РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. О результатах своей деятельности СП докладывает в ежегодных отчетах Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 33 ФЗ).
Контрольные полномочия СП РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на государственные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством и федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия СП распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
СП РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок СП РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, СП РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний СП РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
СП РФ должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствами массовой информации.
В соответствии с БК СП является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. СП как контрольный орган законодательной власти осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Она проводит проверку формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок СП готовит заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
Счетная палата осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовку аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.
СП осуществляет свою деятельность на основе утвержденной Коллегией СП системы стандартов и методических документов. Действующая система стандартов состоит из перечня объединенных в несколько групп стандартов, в том числе:
1) общие правила деятельности СП (9 стандартов),
2) стандарты отчетности СП (1 стандарт),
3) специальные (2 стандарта),
4) внешний аудит федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (5 стандартов),
5) качество контрольных стандартов (1 стандарт),
6) взаимодействие с другими органами (1 стандарт),
7) проведение типов контрольных мероприятий (1 стандарт).
На сегодняшний момент почти 98 процентов методических документов, разработанных по направлениям деятельности Счетной палаты, требуют существенной переработки с учетом современного законодательства Российской Федерации. Значительная часть методических документов по направлениям деятельности СП не соответствует форме, структуре и содержанию методических документов, установленным в стандарте «Порядок организации методологического обеспечения деятельности СП РФ», а также не отвечает положениям действующих стандартов финансового контроля. СП был разработан и в настоящее время реализуется план совершенствования методологического обеспечения деятельности на 2010–2012 гг., который включает подготовку на основе утвержденных стандартов единой системы взаимоувязанных стандартов, учитывающей опыт применения действующих стандартов, и подготовку предложений по переработке и разработке методических документов по направлениям деятельность СП.
Итоги контрольной и экспертно-аналитической деятельности СП РФ
Согласно данным отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году, всего за 15 лет своей деятельности с 1995 по 2009 гг. Счетная палата провела 6 623 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 157 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 312 мероприятий.
Общая сумма выявленных финансовых нарушений составляет 1 612,5 млрд рублей.
За 1995–2009 годы по результатам контрольных мероприятий Счетная палата направила органам государственной власти, предприятиям и организациям 7110 представлений и предписаний.
Благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы Счетной палаты. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было направлено 1 327 материалов проверок Счетной палаты, по материалам контрольных мероприятий Счетной палаты возбуждено 1 152 уголовных дела.
На основе обобщения итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий СП РФ готовит аналитические и информационные записки по вопросам совершенствования бюджетного процесса. Согласно ст. 33 ФЗ, СП РФ регулярно предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень, ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты за три года (2007 г., 2008 г., 2009 г.), приведены в Таблице 1.
Счетная палата РФ. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 22 мая Госдума проголосовала за постановление о назначении Алексея Кудрина на должность председателя Счетной палаты (СП) России.
Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ.
История
В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ — временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.
В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) — рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.
После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.
В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии — Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х — 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.
В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии — советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).
В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон " О народном контроле в СССР" и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило "оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями". С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение — Верховному совету и Совмину СССР.
В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля — Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.
В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.
12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 года.
Задачи и полномочия Счетной палаты
Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.
Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица — производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.
Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.
Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.
Руководство, аудиторы
Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.
Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.
Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов — Совет Федерации.
Кандидатуры на должность председателя палаты — не менее трех — вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.
Кандидатуры заместителя Счетной палаты — также не менее трех — вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.
Требования к членам Счетной палаты
Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.
Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.
Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.
Структура и органы
В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.
В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).
По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата — 181 тыс. руб.
В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.
Бюджет
В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году — 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.
Деятельность
По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. — при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. — при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году — 8,8 млрд руб.).
Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).
В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 — в Генпрокуратуру, 21 — в ФСБ, 13 — в Следственный комитет, шесть — в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.
Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 — государственных и федеральных целевых программ, 17 — международных договоров.
В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.
К какой ветви власти принадлежат Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ?
В последнее время особую актуальность приобрели вопросы, связанные с определением положения отдельных органов государственной власти в системе сдержек и противовесов, их места в системе разделения властей. Это связано с тем, что определить принадлежность некоторых органов (прокуратура, Центральная избирательная комиссия, другие) представляется затруднительным. Также возникают вопросы о том, к какой ветви власти принадлежат Счетная палата РФ и аналогичные финансово-контрольные органы субъектов РФ.
Существует три основные точки зрения о месте контрольно-счетных органов в системе органов государственной власти: 1) эти органы являются структурными подразделениями законодательных органов; 2) они относятся к законодательной власти; 3) существует независимая контрольная власть [7].
На мой взгляд, ни одна из этих точек зрения не является бесспорной. Так, мнение о том, что Счетная палата РФ является структурным подразделением Федерального Собрания, не согласуется с тем, что в случае роспуска Государственной Думы Счетная палата продолжает свою работу (ст. 29 ФЗ «О Счетной палате РФ»).
Также сложно согласиться с тем, что контрольно-счетные органы являются органами законодательной власти, так как основная задача представительных органов – принятие законов, а функции контрольно-счетных органов, безусловно, не в этом.
Особое положение Счетной палаты установил Конституционный Суд РФ, согласно Постановлению которого «правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета»[4]. Данный вывод основан на ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Тем самым Конституционный суд подчеркивает, что Федеральное Собрание не вправе лишать Счетную Палату контрольных полномочий, даже путем принятия федерального закона.
Хочется отметить, что Счетная палата не может входить в исполнительную власть. Финансово-контрольные органы создаются, прежде всего, для контроля за исполнением бюджета. Последнее – это функция исполнительной власти, в частности Министерства Финансов. Было бы странно отнести Счетную палату к исполнительной власти: тогда получится, что исполнительные органы сами исполняют бюджет и сами его контролируют.
Точка зрения ряда ученых, например А.С. Бурмистрова [5] о существовании отдельной контрольной власти также не бесспорна. Следует согласиться с В.А. Лебедевым, [6] что таким образом можно выделить массу других ветвей власти, например, прокурорскую, избирательную, информационную и другие.
Мы считаем, что подход о трех ветвях власти на сегодняшний день выглядит несколько упрощенно, так как многообразие деятельности государства нельзя свести исключительно к трем видам деятельности: законодательной, исполнительной и судебной.
В этой связи логично выделить некоторые органы власти, которые не относятся к какой-либо ветви власти и которые выполняют те или иные значимые государственные функции. Это и прокуратура, и Центральная избирательная комиссия. К таким органам относятся и контрольно-счетные органы, так, во-первых, они организационно и функционально независимы от других органов (см. ст. 1 ФЗ «О Счетной палате РФ»). Во-вторых, осуществляют функции и полномочия государственной власти, не характерные для органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
(Accounts Chamber)
Счётная палата — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации
Счётная палата: официальный сайт, председатель, аудиторы, отчет, контроль, заключение, деятельность, полномочия
Содержание
- Счётная палата (Accounts Chamber) — это, определение
- Задачи Счётной палаты РФ
- Контрольные полномочия Счетной палаты РФ
- Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ
- Международная деятельность Счётной палаты РФ
- Экспертиза Счетной палаты РФ
- Статус Счётной палаты РФ
- Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ
- Аппарат Счётной палаты РФ
- Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты РФ
- Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации
- Источники статьи Счётная палата
Счётная палата (Accounts Chamber) — это, определение
Счётная палата России — это парламентский орган финансового контроля в России. Счётная палата России создана на основании основного Закона государства России 1993 года.
Счетная палата РФ — это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием России и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юр. лицом.
Счётная палата — это постоянно действующий орган финансового контроля, обладает статусом юр. лица и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.
Счетная палата России как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с основным Законом государства России (статьи 101-103), Федеральным законом «О Счетной палате России», другими нормативными актами России, и Регламентом Счетной палаты России.
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Задачи Счётной палаты РФ
Задачами Счетной палаты РФ являются:
— Компания и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
— определение эффективности и целесообразности затрат государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в центробанке РФ, уполномоченных кредитных организациях;
— регулярное представление Совету федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Контрольные полномочия Счетной палаты РФ
Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:
— на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;
— на органы местного самоуправления, предприятия, компании, финансово-кредитные фирмы, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.
Счетная палата осуществляет контроль за:
— управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
— законностью, рациональностью и эффдолганостью использования иностранных займов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;
— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
— предоставлением государственных ссуд, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Международная деятельность Счётной палаты РФ
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Экспертиза Счетной палаты РФ
Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:
проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального долгата; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:
договоровсов президента РФ; поручений Совета федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета федерации и Государственной Думы; запросов депутатов и членов Совета федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства РФ; запросов органов государственной власти субъектов РФ.
Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.
Статус Счётной палаты РФ
Статус Счётной палаты России определяется основным Законом страны РФ и Федеральным законом «О Счётной палате России», согласно которому Счётная палата России — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Счётная палата (Accounts Chamber) — это
Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ
Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы компании работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.
Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.
Аппарат Счётной палаты РФ
Аппарат Счётной палаты России — орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое,финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителея Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1069.
— Секретариат Председателя Счётной палаты России
— Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты России
— Секретариаты аудиторов Счётной палаты России
— Отдел по защите государственной тайны
— Отдел режима и специальных работ
— Отдел по взаимодействию с органами государственной власти России
— Департамент внешних связей
— Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
— Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
— Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
— Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты
— Отдел обеспечения работы Коллегии Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты
— Отдел контроля и электронного документооборота
— Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты
— Отдел планирования и фирмы контрольных мероприятий
— Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
— Отдел развития и сопровождения информационных технологий Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
— Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
— Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
— Отдел правового обеспечения деятельности
— Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
— Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
— Департамент информации Финансовый департамент Финансово-экономический отдел
— Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
— Департамент обеспечения деятельности
— Отдел организационного и конкурсного обеспечения
— Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
— Отдел материально-технического обеспечения
— Департамент кадров и государственной службы
— Отдел по работе с персоналом
— Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
— Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
— Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения
Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты РФ
Председатель Счетной палаты России и заместитель Председателя Счетной палаты России назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом федерации Федерального Собрания России по представлению президента России. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты — Советом федерации по представлению президента России.
Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.