Производитель фонограммы лейбл что это
Перейти к содержимому

Производитель фонограммы лейбл что это

  • автор:

Лейбл звукозаписи

  • Лейбл звукозаписи (англ. record label, торговая марка звукозаписывающей компании) — бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио- и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных форматов (среди которых грампластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD; с развитием интернета также получили популярность цифровая дистрибуция и потоковые трансляции мультимедиа).

Связанные понятия

Миньо́н (от фр. mignon — малыш), также EP (от англ. Extended Play) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play», чтобы обозначить различие между ними и синглами (SP; одно-, двухпесенными пластинками).

Эта статья об одном из направлений метала. О метале в общем есть отдельная статья.

Трэш-ме́тал или Треш-ме́тал (англ. thrash metal, от to thrash — англ. бить, молотить, крошить) — музыкальное направление в метале, давшее начало всем экстремальным его разновидностям. Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большей жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур (риффов) по сравнению с классическим хэви-металом и агрессией вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло в высоком диапазоне частот и.

Панк-рóк (или просто панк; англ. punk rock) — жанр рок-музыки, сформировавшийся к середине 1970-х годов на территории США, Великобритании и Австралии. Истоки жанра проистекают из гаражного рока 1960-х, а также других музыкальных форм, ныне известных как протопанк. С самого начала представители жанра противопоставляли себя помпезности мейнстримного рока 1970-х: как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры.

Ди-дже́й (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением. Отрасли профессии DJ — звукорежиссёр, и т. д.

Индáстриал-мéтал (от индастриал- и -метал) — смежный музыкальный жанр, образовавшийся в конце 80-х в США и западной Европе на стыке взаимного влияния различных течений пост-индастриала (конкретно — жанров индастриал-дэнса, электро-индастриала и пауэр-электроникса) с одной стороны, хэви- и трэш-метала с другой стороны и хардкор-панка с третьей; наиболее значительными исполнителями, оказавшими влияние на становление жанра, считаются группы Ministry, Godflesh и KMFDM. К специфическим чертам этого направления.

Производитель фонограммы лейбл что это

АВАНС

Денежное вознаграждение, которое издатель (лейбл) выплачивает авторам и/или исполнителям музыкального произведения при подписании лицензионного соглашения. Издатель компенсирует выплаченный аванс из роялти, полученных от стриминг-площадок. Аванс накладывает дополнительные обязательства на музыканта — в частности, до погашения аванса артист может быть сильно ограничен в правах (например, не может выпускать следующий релиз с другим издателем).

АВТОР

Человек, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Также важны два момента: с точки зрения закона, автором может быть только человек ( т.е. компания, животное, искусственный интеллект не могут быть авторами), а еще автором может считаться только тот человек, чей вклад в произведение является творческим (т.е. спонсорство, советы и рекомендации не делают человека соавтором).

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Артист становится обладателем авторского права на композицию в момент создания музыкального произведения (музыку или текста песни — но не фонограммы). Разделяют два типа авторского права. Моральное авторское право — это неотъемлемое право называться автором произведения, даже если автор не получает выгоды от своего труда. И исключительное авторское право — право на использование созданного произведения, получать из этого выгоду или передавать возможность получения выгоды третьему лицу. Какими именно правами обладает автор, как они охраняются и как защитить своё произведение от кражи, вы можете прочитать в этой статье «Автор и авторское право«.

АГРЕГАТОР

Компания-посредник, которая собирает (агрегирует) каталоги артистов, заключает с ними лицензионные соглашения (чаще всего, касающиеся только смежных прав) и передает их дистрибьютору. В отличие от дистрибьютора, агрегатор не имеет прямых договоров с DSP. В отличие от лейбла, агрегатор, чаще всего, не оказывает дополнительных услуг (PR, маркетинг, и тд). Агрегаторы часто используются музыкантами, которые не имеют зарегистрированного юрлица и/или большого каталога, или теми артистами, которые не хотят самостоятельно разбираться в тонкостях цифровой дистрибуции.

АЛЬБОМ

Альбом это полнометражное произведение, записанное одним исполнителем (или несколькими исполнителями, но не больше 4 артистов), хронометражем больше 30 минут или состоящее из 7 (или больше) треков.

АРТИСТ

Деятель искусств, человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства: художник, музыкант, певец, актёр. О том, в какой организационно правовой форме артисты, могут оптимально осуществлять свою деятельность можно прочитать в статье «Организационно-правовая форма для артистов, групп, музыкальных менеджеров и рекорд-лейблов в России«.

БЕСПЛАТНЫЙ БИТ

Бесплатным битом (free beat) называются инструментальные фонограммы, записанные битмейкером, опубликованные на UGC-платформах (YouTube, VK и тд). Слово «бесплатный» чаще всего используется для заманивания клиентов. «Free beat» не означает, что бит может быть использован другим музыкантом для создания нового произведения и его монетизации — для этого необходимо заключение соглашения о передаче (исключительная или неисключительной) лицензии.

ВЕРИФИКАЦИЯ

Подтверждение страницы на подлинность. В музыкальной индустрии значок верификации рядом с названием канала/страницы/сообщества артиста означает, что этот канал коммуникации официальный и ведется от имени данного артиста. Помимо этого, верификация может давать лучший эффект при рекламе и служит самым простым и действенным способом доказать авторство, если нужно будет подать жалобу на нелегальные «пиратские» загрузки вашего контента. На разных платформах значок верификации может выглядеть по-разному, например в VK и запрещенной соц. сети это голубая галочка рядом с именем, в YouTube — нотка.

ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ (партизанский маркетинг, guerrilla-marketing)

Суть вирусного маркетинга в том, чтобы создать контент, который люди будут транслировать и пересылать друг другу добровольно, за счет того, что этот самый контент вызвал у них чрезвычайно сильные эмоции. Основным принципом партизанского маркетинга является органичное интегрирование бренда или продукта в среду обитания людей, при котором сама подача не вызывает раздражающего эффекта, а наоборот вызывают у аудитории удивление, интерес или шок. Подробнее о том, что представляет собой вирусный маркетинг и как он выглядит на примерах, можно прочитать в статье «Партизанский маркетинг — инструмент продвижения музыки, концертов и артистов».

ВОИС

Всероссийская организация интеллектуальной собственности — отвечает за сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, за передачу фонограммы в эфир радио и телевидению и сообщение фонограммы по кабелю. Чтобы ВОИС собирали для вас вознаграждения, нужно заключить с ними договор. (cм. также ОКУП)

ДИСТРИБУЦИЯ

Размещение музыки на цифровых площадках: iTunes, Apple Music, Яндекс Музыка, VK Music (и др.) и сбор с них роялти от прослушиваний и покупок. О самостоятельной дистрибуции музыки и сравнением с работой через рекорд-лейблы, можно прочитать в статье «Самостоятельная дистрибуция музыки и работа с рекорд-лейблами«.

ДИСТРИБЬЮТОР

Международная компания, которая заключила договора о партнерстве с большинством мировых DSP и поставляет фонограммы музыкальных произведений в стриминг-сервисы. По сути, дистрибьютор — часть цепочки между артистом и слушателем. Основная функция дистрибьютора — доставлять музыкальный контент на стриминг-платформы и собирать с них роялти от прослушиваний и покупок.В мире существует сотни дистрибьюторов, которые имеют разные бизнес-модели, подробнее о них вы можете узнать из сравнительной таблицы дистрибьюторов.О видах договоров с дистрибьюторами можно прочитать в статье «Виды договоров с дистрибьюторами«.

ДОГОВОР

Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Некоторые виды договоров в музыке: лицензионный договор, договор об отчуждении исключительного права, договор авторского заказа, договор о соавторстве, продюсерский договор и др.

ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА

Один из видов ДОГОВОРОВ, используемых для заключения рабочих соглашений в музыкальной индустрии. Договор авторского заказа — это соглашение, по которому одна сторона обязуется по заказу другой стороны создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. Сторона, которая будет создавать произведение, именуется «Автор». Другая сторона, которая дает заказ на создание произведения – «Заказчик». Подробнее о том, что стоит учитывать при заключении договоров можно узнать из статей сезона «Основы музыкальной индустрии», который, как и множество других полезных статей и инструкций, доступен при подписке на Boosty.

ДОГОВОР ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Один из видов ДОГОВОРОВ, используемых для заключения рабочих соглашений в музыкальной индустрии. По такому договору правообладатель передает приобретателю исключительные права на фонограмму/исполнение в полном объеме, т.е. навсегда и для любого, без исключения, использования. Приобретатель по итогу становится новым обладателем исключительного права на произведение/ФОНОГРАММУ/ИСПОЛНЕНИЕ. Данный договор используется в случаях, когда нужно передать авторские права, так и для передачи смежных прав (в первом случае передаются права на произведение, во втором — права на ФОНОГРАММУ/ИСПОЛНЕНИЕ).

ИЗГОТОВИТЕЛЬ ФОНОГРАММЫ

Лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков, источник — ст. 1322 ГК РФ. О том, какие права у создателя фонограммы и как они охраняются законом, так же как и авторские, можно прочитать в статье «»Смежные права, исполнитель и фонограмма«.

ИНДИ-ЛЕЙБЛ

Независимый издатель, который не является частью большой корпорации, финансово не зависит от мейджор-лейблов или других крупных игроков музыкальной индустрии. Инди-лейблы обладают меньшими ресурсами, чем мейджоры, но зачастую именно инди-лейблы оказываются наиболее эффективными в работе с жанровой музыкой.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

Исключительная лицензия — лицензия, предоставляющая лицензиату (владельцу лицензии) эксклюзивное право на использование объектов, в тех сроках и полномочиях, которые прописаны в договоре. Например, эксклюзивная лицензия с лейблом и дистрибьютором чаще всего означает, что музыкант поручает лейблу/дистрибьютору доставить его контент на стриминг-площадки, получать за это роялти и выплачивать доход музыканту — а сам автор лишается возможности делать это с помощью других компаний. При этом эксклюзивная лицензия, выданная дистрибьютору, не мешает музыканту монетизировать свое творчество вне стриминг-площадок: такая эксклюзивная лицензия никак не отражается на концертной деятельности, синхронизации, монетизации авторских прав и т.д.

ИСПОЛНЕНИЕ

Воспроизведение музыкального произведения средствами исполнительского мастерства или с помощью технических средств. Также является самостоятельным объектом права, на который признаются отдельные интеллектуальные права, а значит охраняются законом независимо от текста и нот этого музыкального произведения.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Физическое лицо, творческим трудом которого осуществлено исполнение: артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссёр-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

КАВЕР-ВЕРСИЯ

Кавер-версия — это исполнение (и/или фонограмма) произведения, которое было написано и/или исполнено другим артистом. Кавер-версия это не самостоятельное произведение, а творческая переработка. Создавая кавер-версию, артист должен получить право на переработку у правообладателя оригинала.

КАРТОЧКА АРТИСТА

Страница в медиатеке стриминг-сервиса, на которой собрана вся дискография артиста, а также его фотографии, ссылки на соцсети и другая сопроводительная информация. Многие стриминг-сервисы создают специальные инструменты (Spotify For Artists, Apple Music For Artists, VK Studio, Zvuk Studio и др), позволяющие артистам самостоятельно следить за своей карточкой артиста и обновлять её. Часто бывают случаи, что релиз артиста с неоригинальным именем попадает на карточку его «тёзки» — необходимо следить за тем, чтобы этого не происходило, поскольку такая ошибка может нарушить работу алгоритмов стриминг-сервиса.

КЕЙС

Слово кейс (от английского «case») означает случай, дело. Как правило, этот термин используется для описания конкретной проблемы/ситуации и пути ее разрешения. Хороший кейс включает в себя не только описание исходной ситуации и конечный результат, но и конкретные действия, пути решения, опорные материалы и выводы по ходу дела. Составить кейс, поделиться и обсудить его со специалистами в своей области это один из прекрасных способов взаимного профессионального роста. Например, я в рамках mishas club, помимо инструкций и обзорных статей, часто делюсь своими рабочими кейсами на встречах клуба, и многие участники рассказывают в нашем чате о своем опыте в решении различных проблем. Это помогает нам взаимно расти и поднимать профессиональный уровень музыкальной индустрии в целом.

КОНТЕНТ

Контент — это текст, графика, аудио, ролики, анимация, изображения, или иначе — информация, которой наполнены все каналы коммуникаций бизнеса — сайты, лендинги, соцсети и другие. Музыка сама по себе является контентом и прекрасно сочетается с другими его видами (графика, видео, изображения), что успешно используется для усиления впечатлений при прослушивании аудио. Особенно ярко это заметно сейчас при «буме вертикального формата» (TikTok, Shorts, VK Клипы и др.). Многие треки получают миллионы прослушиваний благодаря вертикальному контенту в социальных сетях, что изучается и успешно используется специалистами по продвижению. Кроме того, пункт с ссылками на социальные сети артиста уже давно стал обязательным при заполнении самых различных форм и заявок на сотрудничество, так что наполнить официальные страницы контентом — одна из базовых задач для продвижения артиста.

КОПИРАЙТ ©

Символ ©, который часто можно увидеть в выходных данных релизов, означает «copyright», то есть авторское право. Фамилия автора или название компании рядом с этим символом обозначает автора произведения. Значок (℗) обозначает «phonogram» (фонограмму), этим знаком маркируется правообладатель фонограммы (издатель).

КУРАТОР ПЛЕЙЛИСТА

Это тот, кто «ведёт» плейлист согласно его идее и концепции. Куратор слушает музыку, которую ему запитчили артисты, или самостоятельно мониторит свежие релизы, и после добавляет подходящие по стилю/направлению/настроению треки в плейлист. Чаще всего плейлисты обновляются в РЕЛИЗНУЮ ПЯТНИЦУ.

Кураторы могут быть в составе МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕДАКЦИЙ цифровых площадок, но также могут быть независимыми и вести пользовательские плейлисты. Если предложить свои релизы музыкальным редакциям можно через ПИТЧИНГ, то связаться с независимыми кураторами пользовательских плейлистов можно через специальные сервисы, например Submithub, Groover, Songtools, Daily Playlist, Musosoup. Кстати, обзоры и инструкции на каждый из этих сервисов доступны на Boosty по подписке на mishas club — ознакомительная статья здесь.

ЛЕЙБЛ

Лейбл — компания, занимающаяся изданием музыки, на физических или цифровых носителях. Лейбл — это юридическое лицо, которое заключает лицензионный договор с артистом, на основании которого он будет дистрибутировать записи и извлекать свою прибыль из контента артиста (а также использовать свои ресурсы, чтобы способствовать карьере музыканта). О работе с рекорд-лейблами, и сравнение этой работы с самостоятельной дистрибуцией, можно прочитать в статье «Самостоятельная дистрибуция музыки и работа с рекорд-лейблами«.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

Соглашение, по которому одна сторона передает или обязуется передать другой стороне права использования произведения в определенных договором пределах (ст. 1235 и ст. 1286 ГК РФ). Тот, кто передает права использования по договору, называется «Лицензиар», а тот, кто получает такие права – «Лицензиат».

ЛИЧНЫЙ БРЕНД

Этот термин получил особенно широкое распространение с развитием социальных сетей. Личный бренд — это объемный образ человека в обществе, состоящий из его внешнего вида и самоподачи, трансляции определенных ценностей через слова и поступки. Однако в последние годы этот термин чаще используют, чтобы описать результат выстраивания такого образа в социальных сетях, который создает определенное впечатление в глазах целевой аудитории. Как в реальной жизни, так и в социальных сетях, личный бренд это то, что может помочь открыть закрытые для большинства двери. Для артиста или менеджера обладать выстроенным личным брендом значит быть более видимым и для потенциальных сотрудничеств и для подписчиков/слушателей.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ДРАЙВЕРЫ

Термин, встречающийся в анкетах, которые заполняются при создании питчей. Маркетинговые драйверы — это сумма всех побуждений и запланированных действий, а также заранее совершенных подготовительных операций, которые позволяют редакторам стриминговых сервисов оценить потенциал вашего релиза и способствовать его продвижению.

Маркетинговые драйверы обычно включают в себя

— ПРЕСС-РЕЛИЗ АРТИСТА / ONE-SHEET / EPK

— ОБЩИЙ ПЛАН МАРКЕТИНГОВОЙ КАМПАНИИ РЕЛИЗА

Основной смысл предоставления маркетинговых драйверов — это предоставление доказательств того, что артист готов к релизу, имеет стратегию и план реализации задуманного и поддержка дистрибьютора будет оправдана.

МАСТЕР-ЗАПИСЬ

Фонограмма, содержащая запись исполнения произведения. «Мастер» является объектом смежных прав — то есть ключевым объектом, который передается от артиста/создателя фонограммы издателю. При этом, важно понимать, что при повторной записи произведения (например, записи концерта или ремикса) создается новая фонограмма (звукозапись), которая является отдельным объектом смежного права.

МЕЙДЖОР-ЛЕЙБЛ

Мейджор-лейблами называются компании, которые занимают доминирующее положение на музыкальном рынке. Исторически сложилось, что мейджорами считаются 3 компании — Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group. Эти музыкальные корпорации появились очень давно, за годы работы они собрали солидный каталог и, считается, что теперь на долю их каталога приходится около 80% всех доходов музыкального бизнеса. Сотрудничество с мейджор-лейблом может быть выгодно для артиста, поскольку мейджор-лейблы обладают большими финансовыми ресурсами (то есть могут выплачивать аванс артисту), а также имеют более выгодные договоренности со стриминг-площадками — при этом, договоры с мейджор-лейблами часто бывают невыгодными для артистов, которые смогли построить свою команду. Стоить заметить, что кроме «глобальной тройки» мейджорами могут считаться и крупные игроки локального рынка — например, Hybe Corporation в Южной Корее или Zvonko Digital в России.

МЕНЕДЖЕР АРТИСТА

Сотрудник, который занимается управлением бизнеса артиста. Менеджер — ключевое звено, отвечающее за финансовый успех музыканта. В зависимости от уровня артиста, сложности текущих задач и договоренностей, менеджер артиста может контролировать все аспекты работы артиста как бизнес-проекта: издательство, концерты, PR, синхронизацию, рекламу и др. Менеджер артиста часто является ключевым звеном для связи артиста с внешним миром. При этом, менеджер может не самостоятельно решать необходимые задачи, а привлекать подрядчиков и контролировать их работу. О том, какие типы и роли менеджеров существуют, об их квалификации и условиях работы с артистами, можно узнать из лекции «Менеджер артиста«.

МЕРЧ/МЕРЧЕНДАЙЗ

Физическая продукция (футболки, кепки, пластинки), которые производятся по особой лицензии и с использованием объектов авторского права (логотипом, фотографией артиста, строчкой из песни и т.д.). Чаще всего под «мерчендайзом» имеется в виду продукция, которая производится правообладателем для поддержания популярности артиста (например, релиз футболки или винила одновременно с выходом релиза на стримингах или с началом гастрольного тура).

МЕХАНИЧЕСКИЕ РОЯЛТИ

Лицензионные платежи, которые генерируются каждый раз при воспроизведении музыкальной композиции, будь то физически или в цифровом виде с помощью потоковой передачи на компьютер/мобильное устройство слушателя.

МКТУ

Международная классификация товаров и услуг, включает в себя 45 классов. Именно из них, при регистрации товарного знака, вам будет нужно выбрать необходимые классы.

МОНЕТИЗАЦИЯ

Монетизация в широком смысле это процесс превращения чего-либо в деньги. В случае с контентом — это процесс получения прибыли от взаимодействия пользователя с контентом (музыкой, текстом, видео). О том, как монетизировать авторские права можно прочитать в статье «Монетизация авторских прав в России и в мире«, а смежные — в статье «Монетизация смежных прав в России и в мире«.

МУЗЫКАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (см. также СИНХРОНИЗАЦИЯ)

Сборник авторских музыкальных произведений, доступных для использования в области телевидения, радио, кино, мультимедиа, а также для создания рекламных роликов. Обычно в состав таких библиотек входят произведения длительностью от 5 секунд до 5 минут. Это могут как самостоятельные музыкальные произведения, так и специально написанная для СИНХРОНИЗАЦИИ музыка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ

Музыкальный редактор — человек, который отвечает за создание и пополнение аудио баз данных и их выдачу в эфир. В сфере дистрибуции и продвижения музыки термин «Музыкальная редакция» обычно используется, чтобы описать некий отдел ЦИФРОВОЙ ПЛОЩАДКИ (DSP), сотрудники которого прослушивают музыку, отправленную через пичт-формы, отбирают подходящие формату плейлистов треки и публикуют их в определенное время в составе этих самых плейлистов.

Не все цифровые площадки дают возможность питчить на них свою музыку самостоятельно, но у многих есть доступные для всех формы, например: Amazon Music, Spotify, VK Music, Yandex Music, Anghami, Звук СТУДИО, Beatport, Tencent Music. Мы подготовили подробные инструкции по питчингу на каждую из этих площадок, они доступны на Boosty по подписке на mishas club — ознакомительная статья здесь.

МУЛЬТИ-СИНГЛ (МАКСИ-СИНГЛ)

Этот формат берет корни от грампластинок, где SP (Short-playing, Single Play) — это пластинка, на каждой стороне которой была всего одна музыкальная композиция и ремиксы. Изначально этот формат использовали для промо, но сейчас макси-сингл может выглядеть как сборник содержащий несколько потенциальных хитов, либо хит + ремиксы/бонусы. Макси-сингл (SP) часто путают с мини-альбомом (EP), мы предполагаем, что главное отличие в длительности и конечно в цели релиза. SP больше ориентирован на промо и может включать самые яркие композиции (условные «хиты») артиста, EP же выстроен более гармонично и целостно, ближе к альбому, и может включать в себя разнохарактерные треки.

ОКУП (общество по коллективному управлению правами)

Организации по коллективному управлению правами, которые выдают лицензии на публичное исполнение музыки. К примеру владелец заведения хочет воспроизводить определенный плейлист. Тогда он должен обратиться в ОКУП, где сможет получить лицензию и проигрывать музыку в своем заведении законно, отчисляя за это деньги авторам. По сути, ОКУПы во всех странах выполняют посредническую роль между авторами и теми, кто хочет включать их музыку для фона в местах скопления людей. Для того чтобы ОКУПы собирали для вас вознаграждения за ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, вы должны заключить с ними соглашение и передать права на управление.

Знайте, что, как авторы, вы имеете право получать вознаграждение, когда ваше произведение исполняется публично в барах, фитнес клубах, ресторанах, лифтах и иных местах скопления людей. (см. также PRO, РАО, РСП, ВОИС).

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ АРТИСТА (OFFICIAL ARTIST CHANNEL)

Страница артиста, на которой собраны все подписчики и все музыкальные материалы с его каналов на YouTube. Также на нем доступна аналитика и другие специальные инструменты. Чтобы получить статус Официального Канала Артиста, нужно подать заявку через дистрибьютора или лейбл. После одобрения заявки, TOPIC и личный канал объединятся и вы заметите значительный прирост подписчиков и просмотров.

ПАБЛИШЕР

Организация, которая собирает ваши авторские вознаграждения. Основные задачи паблишеров: регистрация произведений автора в ОКУПах по всему миру; сбор механических роялти в тех странах, где нет соответствующего ОКУП; сбор дохода с ОКУП, причитающегося паблишеру (см. также паблишинг (цифровой)).

ПАБЛИШИНГ (цифровой)

Паблишинг (Publishing) – это устойчивое понятие, которое означает управление авторскими правами на произведение. Если вы написали и записали песню, и не имея договора с паблишером, просто загрузите свое произведение на стриминг-сервисы, то, скорее всего, вы получите доход только от фонограммы (смежных прав). Роялти за авторские права собирают локальные ОКУП в каждой стране мира. Согласно законодательству большинства стран отчисления за авторские права могут быть истребованы самим автором или правообладателем произведения в течение 3 лет.

ПИТЧИНГ

Процедура подачи заявки в редакции стриминг-сервисов. Если издатель записи своевременно (за 3-4 недели) сделал питчинг, то его музыка может попасть в редакционные и/или алгоритмические плейлисты. Без питчинга артист практически лишается возможности попасть в плейлисты с новинками. Некоторые площадки (Spotify, VK Music, Yandex.Music, Zvuk и др) позволяют независимым артистам самостоятельно сделать питчинг с помощью соответствующих инструментов. Другие DSP (Apple Music, YouTube Music, Amazon Music и т.д.) не выходят на прямую связь с артистами и маленькими лейблами, но получают питчи от мейджор-лейблов и дистрибьюторов. О том, как делать питчинг, какая для этого понадобится информация и другие полезные советы, можно прочитать в статье «Питчинг: самый простой и доступный инструмент продвижения музыки«.

ПОСЕВ

Это рекламный формат, который подразумевает нативное (без прямой рекламы) размещение контента в каналах, сообществах, группах соц. сетей и мессенджеров. Это не совсем реклама в привычном понимании, скорее способ быть на слуху. Для эффективного посева необходимо правильно выбрать формат посева (текст+фото, фото+аудио, комикс, ролик и т.д.) и подобрать для его публикации ресурсы с нужной вам аудиторией.

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, который обладает исключительным правом распоряжаться объектом интеллектуальной собственности (произведением или фонограммой — то есть объектами авторского или смежного права). Создатель музыкального произведения автоматически становится владельцем прав на это произведение, он может передать право распоряжаться этим произведением по договору издателю. При этом, новый правообладатель не может называться или числиться автором произведения.

ПРЕСЕЙВ (PRE-SAVE)

Маркетинговый инструмент, позволяющий пользователю заранее эффективно проявить интерес к будущему релизу артиста и автоматически добавить релиз в свою медиатеку. Если арист генерирует и публикует ссылку на пресейв, то поклонник переходит по этой ссылке, выбирает удобную ему платформу (пресейвы доступны в Spotify, Apple Music, Deezer и Yandex.Music), нажимает на кнопку — и в день релиза эта песня автоматически попадет в медиатеку пользователя (Your Library в Spotify, «Коллекция» в Yandex.Music и т.д.).

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Текст с базовой информацией о музыкальном проекте: жанр и стилистические особенности, настроение и идея, главные заслуги артиста/проекта, особенности и фишки, фотографии и др. В пресс-релизе можно описать как общую информацию о проекте — история артиста, идея проекта; так и более конкретную — описание сингла/альбома/тура и т.п. (зависит от цели).

Пресс-релиз как правило используется для рассылки музыкальным редакциям цифровых площадок, радио и в других случаях, когда вы хотите запросить поддержку и вам нужно грамотно презентовать свой проект, чтобы привлечь внимание. Хорошо написанный пресс-релиз это по сути доказательство того, что артист готов к релизу, имеет стратегию и план реализации задуманного и поддержка дистрибьютора/радио/площадки будет оправдана. Что еще поможет вам добиться расположения кураторов можно увидеть в описании термина МАРКЕТИНГОВЫЕ ДРАЙВЕРЫ.

ПРОДЮСЕР

Рекорд-продюсером называют человека, который несёт основную ответственность за звучание релиза. Музыканты прибегают к услугам продюсера, чтобы доделать песню и превратить демо в запоминающийся хит. Часто можно встретить словосочетание «продюсер артиста» — это формулировка обычно подразумевает менеджера или инвестора музыкального проекта, но в мировой музыкальной индустрии продюсером называют именно специалиста, который работает над конкретным релизом, а не всей инфраструктурой творческого проекта.

ПРОДЮСЕРСКИЙ ДОГОВОР

Один из видов ДОГОВОРОВ, используемых для заключения рабочих соглашений в музыкальной индустрии. Продюсерский договор — это соглашение, по которому одна сторона (как правило, она именуется «ПРОДЮСЕР») берет на себя права и обязательства, связанные с продюсированием/продвижением какого-либо творческого лица (артиста, музыканта, актера и т.д.). В этом договоре с точки зрения практики могут сочетаться много видов договоров сразу, например таких, как: договор возмездного оказания услуг, агентский договор, договор авторского заказа, NDA, инвестиционный договор и т.д. Это один из самых сложных видов договоров, и перед подписанием его стоит вычитать от начала и до конца, потому что в нем могут быть нестандартные условия, которые необходимо верно понимать каждой из сторон. Подробнее о том, что важно учитывать при заключении договоров можно узнать из статей сезона «Основы музыкальной индустрии», который, как и множество других полезных статей и инструкций, доступен при подписке на Boosty.

ПУБЛИЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Вид реализации авторского права на произведение, при котором музыкальное произведение становится доступным значительному числу лиц (когда музыка звучит в кафе, торговом центре, парке и т.д.). Публичное воспроизведение должно происходить с разрешения правообладателя. Популярные стриминговые сервисы не являются инструментом для публичного воспроизведения, они предназначены только для частного использования — для того, чтобы администратор кафе мог поставить в своем заведении какую-то музыкальную запись ему необходима соответствующая лицензия от правообладателя. (см. также PRO, ОКУП)

РАО

Российское авторское общество — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. Чтобы РАО собирали для вас авторские вознаграждения, нужно заключить с ними договор. (см. также ОКУП).

РЕЛИЗ (МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ)

Музыкальное произведение (или их набор), опубликованное на цифровых площадках, радио, телевидении либо изданное на цифровых носителях. Это может быть сингл, альбом, видеоклип, сборник, live, REMIX и др.

Релизы классифицируются: по количеству исполнителей, по статусу релиза (официальный, промо, неофициальный), по типу релиза (сингл, альбом, сборник, b-side, саундтрек, трибьют, видеоклип и др.), по формату релиза (EP, LP, SP и др.) и прочие характеристики (Limited, Special, Bonus).

РЕЛИЗНАЯ ПЯТНИЦА

Глобальный релизный день (или New Music Fridays) был принят 10 июля 2015 на более чем 45 основных музыкальных рынках звукозаписи по всему миру. Изначально в разных странах дни релизов были разными (в Японии среды, в Англии и Франции понедельники), почему же решили сделать релизы в один день? В основном для борьбы с пиратством, для упрощения работы больших организаций (удобнее отгружать все релизы в один день) и конечно чарты Billboard (показатели считаются с пятницы по четверг, большие лейблы учитывают это и используют все 7 дней для продвижения нового релиза).

Также большинство музыкальных редакторов делают обзоры и пишут статьи на релизы по пятницам, плейлисты с новинками обновляются в пятницу, но и, следовательно, музыкальный поток в пятницу больше, а значит конкуренция серьезнее. Конечно, совершенно не обязательно выпускать релизы строго в пятницу, каждый сам решает, что будет лучше для его музыкального проекта.

РЕМИКС (REMIX)

Альтернативная версия оригинального музыкального произведения. Обычно это некая творческая «переработка», которая заключается в создании нового варианта аранжировки оригинального произведения (чаще всего это изменение темпа или тональности, наложение мелодий и эффектов, и др.).

Ремикс отличается от КАВЕР-ВЕРСИИ тем, что для его создания используется оригинальная запись.

РОСПАТЕНТ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Принимает заявки и регистрирует товарные знаки. О том, так ли необходимо регистрировать товарный знак артистам и что при этом нужно делать, можно прочитать в статье «Товарный знак для артистов, рекорд-лейблов и мероприятий«.

РОЯЛТИ

Денежное вознаграждение, которое получает автор произведения по результатам лицензионного соглашения с издателем. Чаще всего под роялти понимаются периодические процентные отчисления: лейбл или дистрибьютор получает финансовые отчеты от стриминг-площадок и, в соответствии с договором, раз в несколько месяцев перечисляет автору или исполнителю соответствующую долю его вознаграждения.

РСП

Российский союз правообладателей — организация, которая собирает налог в размере 1% от таможенной стоимости импортируемых материальных носителей и оборудования, на котором может производиться воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. К примеру с ввозимых в Россию айфонов, данный налог тоже собирается. Чтобы РАО собирали для вас авторские вознаграждения, нужно заключить с ними договор. (см. также ОКУП)

СЕРВИСЫ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ

Компании, которые предоставляют фоновую музыку для публичных мест. Владелец бизнеса может оформить подписку на один из таких сервисов на базе подписки и уже не выплачивать средства CMO (РАО и ВОИС). Для сотрудничества с этими сервисами, вы должны иметь 100% авторских и 100% смежных прав на вашу музыку, и эта музыка должны быть не зарегистрирована в РАО и ВОИС.

СИНГЛ (см. ЕР)

СИНХРОНИЗАЦИЯ

Лицензия, позволяющая автору аудио-визуального произведения (фильма, сериала, рекламного ролика и тд) легально использовать музыку автора.

Обычно договора о лицензировании музыку в кино или рекламу носят неэксклюзивный характер (если произведение было создано не по заказу). В отличие от договора с лейблом, договора о синхронизации бессрочны — если лейбл разместил вашу песню в фильм, то после окончания срока договора с лейблом, вы можете забрать свой каталог у лейбла, но не сможете вытащить песню из фильма.

СКАЧКИ (DIGITAL DOWNLOADS)
Вариант монетизации музыки, когда пользователю предоставляется возможность скачать релиз, оплатив его.

Хоть этот формат и отходит (так как на замену пришёл стриминг), он еще существует на некоторых площадках: iTunes, Beatport, Juno Download, Traxsource. В основном этот формат популярен среди электронной музыки, так как диджеи скачивают музыку для своих сетов. В отличие от стриминга, в данном случае правообладатель получает не «кусок пирога» от цифровой площадки, а процент от каждой продажи релиза.

СМАРТ-ЛИНК
Страница, содержащая ссылки на релиз на разных стриминг-платформах. Смарт-ссылки создаются для удобства пользователей: если, выпустив альбом, артист разместит ссылку только на Apple или Spotify, то его поклонники, не подписанные на эти стриминги, могут проигнорировать новый релиз. Публикуя ссылку на смарт-линк, артист дает своим поклонникам выбор платформ, на которых можно легально послушать его музыку. Самым популярным в России сервисом генерации смартлинков является band.link — к слову, в нем реализована и функция пресейва.

СМЕЖНОЕ ПРАВО
Смежное право – права исполнителей и производителей фонограмм. Авторское право на произведение принадлежит его создателю — то есть автору стихов или мелодии. В момент записи произведения создается фонограмма — она является объектом смежного права. Надо понимать, что для полноценной работы в музыкальном бизнесе, стоит обладать правами или лицензиями и на смежное и на авторское право. Например, если вы записали кавер-версию чужой песни, то вы не можете монетизировать свою фонограмму без разрешения автора — равно как и автор не сможет самостоятельно распоряжаться вашей фонограммой. Подробнее о том, что такое смежные права, можно прочитать в статье «Смежные права, исполнитель и фонограмма«, а об их монетизации в статье «»Монетизация смежных прав в России и в мире«.

СНИППЕТ

Фрагмент музыкального произведения, чаще всего содержащий хуки или основную мелодическую линию. Сниппеты используются на тех площадках, где воспроизведение полной версии трека будет неудобно или неуместно — например, в TikTok или в рингтонах.

СОАВТОР

Человек, который сотрудничает с автором в создании произведения науки, литературы или искусства. Те, кто участвуют в создании произведения называются соавторами, независимо от того образует ли итоговая работа неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

СОИСПОЛНИТЕЛИ

Это могут быть как сессионные музыканты, так и вокалисты, которые участвуют в создании произведения (в том числе хор, ансамбль). В данном случае, с точки зрения закона, у каждого из соисполнителей появляется доля в исключительных правах на цельное исполнение и организатору создания исполнения, будь то продюсер, директор группы или лидер группы, крайне важно подписать с каждым соисполнителем договор, по которому ему передадут исключительное право на исполнение, либо права его использования. О том, какие договоры следует заключать с соисполнителями и изготовителями фонограмм, можно прочитать в статье «Виды договоров на передачу смежных прав (часть 1, РФ)«.

СЭМПЛ

Фрагмент музыкального произведения, который используется при создании нового произведения. Сэмпл обычно содержит музыкальную фразу, которую легко опознать — а использование такой цитаты увеличивает ценность нового произведения. Если вы использовали в своем произведении сэмпл, вырезанный из чужой записи, то для монетизации получившегося произведения следует договориться с правообладателем произведения, из которого был вырезан сэмпл.

ТИЗЕР

Промо-ролик или аудио-фрагмент еще не выпущенного трека. В музыке тизеры выполняют ту же функцию, что и трейлеры в кино-индустрии — сообщают поклонникам о готовящемся релизе и подогревают их интерес.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Обозначение (наименование), используемое для индивидуализации услуг и товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Задача такого наименования – помочь потребителю отличить товары и услуги одних производителей от схожих товаров и услуг других производителей. В музыке регистрация товарного знака поможет защитить проект от нежелательного использования, претензий и подделок. О том, так ли необходимо регистрировать товарный знак и что при этом нужно делать, можно прочитать в статье «Товарный знак для артистов, рекорд-лейблов и мероприятий«.

ТОПИК (YOUTUBE TOPIC)
Это канал, который является копией карточки артиста на YouTube Music (сокращённо YTM). Топик создаётся автоматически, когда артист первый раз отправляет музыку на YouTube Music. Все релизы становятся Арт треками и добавляются в карточку артиста (канал топик или официальный канал артиста), когда дистрибьютор отправляет новый релиз артиста на YTM. Topic и канал артиста объединяются автоматически при подтверждении заявки на получение верификации (нотки) ОФИЦИАЛЬНОГО КАНАЛА АРТИСТА.

ФИЗИЧЕСКИЙ НОСИТЕЛЬ
Физический объект, на котором записана музыкальная фонограмма — CD, виниловая пластинка, USB, кассета и тд. В современной жизни физический носитель это прежде всего форма мерчендайза — сувенирная продукция, покупая которую поклонник выстраивает более прочную связь с исполнителем. Если посмотреть на физические носители с точки зрения монетизации, то нужно понимать, что прослушивания CD или винила никак не учитываются — покупая физический носитель покупатель получает бессрочное право слушать ваши композиции, не подливая подписку и тд. При этом, для производства и распространения физических носителей музыкант должен договориться со всеми сторонними правообладателями (поскольку тиражирование носителей является применением механического права на авторское произведение).

ФИТ (Featuring, Feat., Ft.,)
Фитом называется коллаборация между артистами, при которой другой артист внёс весомый вклад в создание произведение (например, записал куплет), при этом получившаяся запись не считается полноценным дуэтом. В случае, когда артист должен быть маркирован как featuring artist, его имя вносится в соответствующее поле («дополнительные артисты») в кабинете дистрибьютора. При издании трека на цифровых площадках, релиз появится в карточке основного артиста — у артиста, который выступил на фите, эта запись окажется в поле «Appears On», «Участие в релизах» и тд. В последнее время заметна тенденция (особенно в рэпе и танцевальной музыке), что артисты перестают использовать поле Featuring artist и выпускают дуэты — таким образом треки попадают в основную дискографию всех участников записи.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ (ЦА)

Это группа людей, которая заинтересована в продукте или услуге. В музыкальной индустрии это слушатели или фанаты. Знание Целевой Аудитории необходимо артисту и его команде для грамотного продвижения. Основные характеристики ЦА: возраст и пол, локация, работа, хобби, присутствие в соц. сетях и другие детали портретов слушателей. Относительно этих характеристик можно планировать коммуникацию для контента и рекламы. Самые простые способы определить ЦА — проанализировать аудиторию конкурентов или провести интервью/опросы среди слушателей.

ФОНОГРАММА

В законе, под фонограммой понимают первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (источник — ст. 1322 ГК РФ). При этом, в бизнес среде фонограмму, как правило определяют проще, используя терминологическую конструкцию «звукозапись произведения». Фонограмма является самостоятельным объектом права, на который признаются отдельные интеллектуальные права, а значит охраняются законом независимо от текста и нот этого музыкального произведения. (см. также изготовитель фонограммы и смежные права).

ЦИФРОВАЯ ПЛОЩАДКА (см. DSP)

Или музыкальный стриминговый сервис – это компания, которая имеет доступ к хранилищам музыкального контента в цифровом виде и обеспечивает его воспроизведение на различных устройствах (смартфонах, беспроводных колонках, магнитолах и др). Примеры таких площадок: Spotify, Apple Music, VK Music, Yandex Music, Tencent Music, Amazon Music, Boomplay и др., среди них есть как абсолютные лидеры, так и лидеры в своих странах. Узнать основную информацию о самых разных цифровых площадках можно на Boosty. При подписке на mishas club вам станет доступна сравнительная таблица цифровых площадок, + еще 5 таблиц и других полезных материалов.

A&R

A&R (Artist & Repertoire) — менеджер это сотрудник музыкальной компании, который занимается поиском новых артистов и привлекает их к сотрудничеству с компанией. Чаще всего A&R-менеджер ищет артистов с уже сформированным авторским почерком и устойчивым вниманием фанатов — но талантливый A&R-менеджер способен разглядеть талант и в начинающем артисте и предложить ему особые условия (например, стать сонграйтером или аранжировщиком другого, более успешного перформера). A&R-менеджеры являются ключевым инструментом лейблов для пополнения ростера лейбла — контакт с ними всегда более эффективен чем отправка писем на info@.

CONTENT ID

Cистема идентификации, которая используется для идентификации контента на UGC-платформах (Youtube, TikTok и другие платформы, где контент могут загружать не только правообладатели, но и любые пользователи). С помощью системы Content ID определяют, что пользователь загрузил их контент (например, сопроводил свое частное видео звуковой дорожкой популярной песни) и автоматически монетизируют свою часть загруженного пользователем контента. О том, почему была разработана система Content ID, как она помогает монетизировать видео с вашей музыкой и о других способах монетизации, можно прочитать в статье «Монетизация смежных прав в России и в мире«.

DDEX

(Digital Data Exchange) — международный стандарт данных, который используется всеми участниками цифровой индустрии для корректного воспроизведения музыкальных композиций, их учета и формирования отчислений правообладателям. Обычно DDEX-файлы формируются дистрибьюторами при отправлении фонограмм на DSP — но правообладатели сами могут вести учет своего каталога в формате DDEX.

DIY

Do It Yourself (Сделай Сам) — концепция менеджмента артиста, в которой артист не обращается к лейблам и другим посредникам, которые могут посягнуть на его права и/или лишить части заработка, а делает все самостоятельно: регистрирует права в ОКУПах, заводит юридическое лицо, находит дистрибьютора, печатает мерчендайз, организовывает концерты и т.д. — словом, пытается единолично решить все те вопросы карьеры музыканта, которые обычно решаются системой посредников и партнеров.

В контексте музыкального бизнеса часто звучит формулировка «DIY-дистрибьюторы» — под такими подразумеваются партнеры по цифровой дистрибьюции, которые не требуют регистрации юридического лица и/или дополнительной пре-модерации, а предоставляют доступ к своим сервисам всем желающим. Самыми популярными DIY-дистрибьюторами являются ONErpm, FreshTunes, CDBaby и др.

DSP

Digital Service Provider — платформа, которая предлагает услуги по воспроизведению или скачиванию музыки. Чаще всего, под аббревиатурой DSP подразумеваются популярные стриминг-сервисы Spotify, Youtube, Apple, VK и тд. О том, какие есть цифровые площадки и какие у них характеристики, можно узнать из «Сравнительной таблицы цифровых площадок/DSP«.

ЕР (мини-альбом)

Короткометражный релиз, который включает в себя несколько треков и не дотягивает по хронометражу до альбома. ЕР считается релиз, в котором 4-6 треков, а общий хронометраж звучания не превышает 30 минут. Если в вашем релизе 1-3 трека, но длинна одного из треков превышает 10 минут, то такой релиз будет считаться ЕР. Если ваш релиз содержит 1-3 трека, и ни одна из композиций не превышает 10 минут, то такой релиз будет считаться синглом.

EPK

Electronic Press-Kit — коллекция промо-материалов, которая отправляется потенциальным партнерам для ознакомления с музыкальным материалом, который готовится к выходу (или к грядущему концертному туру).

EPK обычно содержит в себе пресс-релиз, фотографии артиста, ссылки на соцсети, а также ссылки на неизданный материал (MP3) и тд. EPK является неотъемлемой частью маркетинговых драйверов, которые отправляются на питчинг. При этом нужно помнить, что EPK нужно обновлять по мере обновления каталога, новых туров и т.д. — EPK не должен содержать устаревшую информацию.

EXPLICIT CONTENT

Маркировка, которая присваивается релизам, если содержащийся на нём контент должен быть недоступен несовершеннолетним. Если артист использует в тексте песни нецензурную лирику, или его песня посвящена сексу или насилию, то такой релиз стоит маркировать как Explicit Content. Стоит обратить внимание, что возрастные ограничения касаются не только текстов песен, но и оформления релиза — например, если лирика не содержит ничего неприличного, но на обложке альбома изображено оружие или эротическая сцена, то такой релиз будет маркирован как Explicit Content.

В случае издания релиза на физических носителях значок Explicit Content должен быть размещен на обложке релиза. В случае цифрового издания релиза, значок Explicit Content можно не ставить — достаточно поставить соответствующую галочку в кабинете дистрибьютора. Если вы выпускаете альбом, и только один трек из альбома содержит неприличный контент и маркирован как Explicit Content, то эта маркировка будет автоматически присвоена всему альбому. Некоторые DSP не принимают от дистрибьюторов релизы, маркированные как Explicit Content — например, ближневосточные стриминг-сервисы весьма щепетильно относятся к тому, чтобы изображения на обложках не нарушали нормы исламской морали.

ISRC

(International Standard Recording Code) Международный стандартный номер аудио- или видеозаписи — то есть комбинация символов, присваиваемая фонограмме для определения создателей фонограммы и начисления им роялти. При этом, важный момент, о котором не следует забывать — код присваивает уникальность одной конкретной записи (оригиналу песни), поэтому ремиксы одной и той же песни требуют своего собственного кода ISRC. Подробнее о том, где вам может понадобиться ISRC код и как его найти, можно узнать из этого видео на ютуб «Музыкальные коды ISRC, UPC/EAN. Где применяются и как найти«.

ISWC

(International Standard Musical Work Code) Международный код музыкального произведения — то есть комбинация символов, присваиваемая композиции (объекту авторского, а не смежного права) для определения авторов произведения и начисления им роялти. ISWC присваивается композициям при регистрации в ОКУПах. В ISWC зашифрованы все создатели произведения (композиторы, авторы текста), которым в свою очередь присваиваются IPI-номер.

NFT/МУЗЫКАЛЬНЫЕ NFT

NFT — это понятие в цифровом искусстве, название которого произошло от фразы non-fungible token – невзаимозаменяемый токен. По сути NFT это разновидность криптовалюты, которая носит коллекционный характер. Сейчас она активно эксплуатируется публичными личностями, цифровыми художниками и творческими людьми. Музыкальные NFT — это свидетельство о праве собственности на уникальное аудио или музыкальное произведение, которое можно купить или продать.

PRO

Performing Rights Organizations — организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Такие организации существуют в каждой стране (в России таковыми организациями являются РАО и ВОИС). PRO действуют на основании «мандата» или государственной аккредитации, согласно которой они могут собирать лицензионные отчисления с любой публично воспроизведенной музыки (то есть с радио, ТВ, плейлистов в кафе и магазинах и тд). В большинстве случаев работа PRO очень непрозрачна — собрав деньги с вещателей, они часто не получают ведомости со списком воспроизведенных песен, а при выплате разделении роялти между артистами используют «статистические данные». Для того чтобы PRO правильно собирали и выплачивали собранные роялти, артисты прибегают к услугам паблишинг-компаний. (см. также ОКУП)

UPC

(Universal Product Code) Уникальный цифровой код релиза, который используется для его идентификации во всём мире. UPC генерируется дистрибьютором при прохождении модерации и отправке релиза на DSP. Уникальный UPC присваивается каждому релизу — альбом, ЕР или синглу. UPC содержит 12 цифр и генерируется дистрибьюторами из США и Канады. Европейские дистрибьюторы генерируют аналогичный код, он называется EAN (European Article Number) и содержит 13 цифр. Подробнее о том, где вам может понадобиться UPC код и как его найти, можно узнать из этого видео на ютуб «Музыкальные коды ISRC, UPC/EAN. Где применяются и как найти«.

Что такое фонограмма с юридической точки зрения и какими правами обладают ее изготовители

Фонограмма — запись исполнения или других звуков либо их отображений. Изготовление фонограммы — работа прежде всего организационного и технического характера, не всегда подразумевающая непосредственный творческий вклад; тем не менее интересы изготовителей фонограмм охраняются в рамках права интеллектуальной собственности.

Под изготовителем фонограммы закон понимает лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Это важно: права возникают именно у организатора записи, а не у инженера, непосредственно участвующего в ее создании. Но чтобы развести эти понятия, важны доказательства, в том числе договоры, заключенные участниками записи.

На практике изготовителем фонограммы считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Изготовителем фонограммы может быть звукозаписывающая компания (лейбл), продюсерский центр или просто автор-исполнитель, записывающий музыку у себя дома на компьютере.

У изготовителя фонограммы возникает:

  • Исключительное право на фонограмму
  • Право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) ее упаковке
  • Право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании
  • Право на обнародование фонограммы

Срок охраны исключительного права на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи.

Музыкальные лейблы (определение, описание)

Музыкальные лейблы (определение, описание)

Каждый музыкант однажды задает себе этот вопрос — зачем он занимается музыкой? Обычно это не приносит больших материальных благ, известности и даже большого морального удовлетворения. Однако именно эти факторы и являются побуждающим мотивом, чтобы организовывать группы, поступать в музыкальное училище, консерваторию, записывать свою музыку на любом доступном оборудовании и показывать всем друзьям и знакомым.

Однако, по мере увлечения и достижения некоторых высот профессионализма, становится ясно, что занятия музыкой — тяжелый и порой неблагодарный труд, требующий максимального погружения в предмет и истинной страсти. И за этот тяжелый труд хочется получать что-то большее, чем моральное удовлетворение или одобрительные отклики друзей и знакомых. На сегодняшнем этапе развития цивилизации, существует только три возможных способа получения дохода от занятий музыкой: найти себе спонсора, активно выступать на концертах, продавать свои записи. К сожалению, все три этих способа связаны с определенными трудностями.

Найти спонсора хотя и можно, но достаточно сложно. Наименьшие трудности на этом пути ожидают красивых девушек, желающих стать певицами Всем остальным придется существенно поднапрячься или поискать спонсора среди родных и друзей, и если только они не мультимиллионеры, на безбедную жизнь рассчитывать не приходится. Для того, чтобы безбедно прожить на доходы от выступлений, желательно регулярно собирать большие стадионы в различных мировых столицах, или хотя бы достаточно регулярно выступать в наиболее известных клубах в вашей местности. Однако в последнем варианте рассчитывать на сверхдоходы тоже не стоит. Наконец, самый лучший вариант — выпуск записей миллионными тиражами, или хотя бы тысячными, при этом желательно чтобы вашу запись не украли пираты и не стали ее тиражировать и продавать, сердечно поблагодарив вас за раскрутку.

Совершенно понятно, что последние два способа (концерты и записи) хотя и являются самыми доходными, однако требуют больших организационных затрат. Допустим, что организовать выступление в местных клубах по силу любому достаточно опытному музыканту. Однако организация большого концерта или турне по городам и весям вряд ли по силам одному человеку. Как ни странно, запись и выпуск альбома оказывается проще организационно и дешевле, и прибыль от продажи наиболее успешных дисков на порядок превосходит доходы от всех концертов. Более того, концерты в основном служат средством для раскрутки альбомов. Теперь вы понимаете, почему компании звукозаписи так активно борются с нелегальным копированием записей — это лишает их и музыкантов источников доходов.

Итак, лейбл (компания звукозаписи) — это практически агенты музыкантов, которые управляют их имуществом в виде музыкального произведения или записи исполнения, реализуют их в виде компакт-дисков и получают за это определенный процент.

Лейбл звукозаписи (англ. record label или просто лейбл) — бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио- и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных соответствующих форматов, среди которых виниловые пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD и др. Название происходит от бумажной этикетки (англ. label), содержащей общую информацию о записи, наклеиваемой на центр виниловых пластинок.
Большинство ведущих лейблов, так называемых мейджор-лейблов (англ. major label), принадлежит нескольким крупным многонациональным компаниям (Большая четвёрка лейблов звукозаписи), на долю которых приходится основной процент мирового музыкального рынка. Хотя в последнее время наблюдается всплеск независимых (от мейджоров) лейблов, так называемых инди-лейблов (англ. indie label), представляющих собой альтернативу мейнстриму от мейджор-лейблов. В то же самое время, между мейджорами и инди часто встречается сотрудничество на взаимовыгодных условиях, в частности, они могут выполнять по заказу друг друга те или иные этапы производства, распространения и продвижения музыки.
Сейчас с развитием интернет-технологий наблюдается большой всплеск так называемых нет-лейблов (англ. net label), которые распространяют музыку в цифровых звуковых форматах (главным образом MP3), предоставляя доступ к прямому скачиванию этих файлов. При этом нет-лейблы параллельно «нет»-релизам нередко выпускают ограниченные тиражи компакт-дисков и других популярных носителей информации, распространяя их в основном по обычной почте.

Что такое сетевой лейбл?

В наши дни независимые музыканты решают проблему записи тремя путями:

Лучший способ донести свою музыку до слушателей — звукозаписывающие лейблы. Надо отдать должное интернету, но всё же, работники этих компаний — профессионалы.
Они отлично разбираются в маркетинге, обладают необходимыми связями, разрабатывают стратегии продвижения музыки на рынке, пиаром, раскруткой на радиостанциях, брендингом, реализацией, регистрацией музыки в чартах, лицензированием, финансированием, и заключают грамотные сделки по всем перечисленным пунктам.
И Вы становитесь частью этой команды. Быть частью чего-либо лучше, чем не быть никем.

Второй способ — исходить из того факта, что мы живем в пост-лейбовом мире и можно всё сделать самому. Некоторые музыканты заключают контракты с лейблами и довольствуются этим, однако, в наше время можно выпустить релиз своими силами.
Это не значит, что Вы выпустите низкокачественный самопал, Вы — независимый музыкант и у Вас есть все средства, чтобы самостоятельно записывать, выпускать, распространять, продвигать свои записи и иметь с этого реальную прибыль.
Вы сохраняете за собой все авторские права и не должны ни с кем делиться заработком. Пусть Ваш стартовый капитал невелик, Вам это по силам.
Так что же это такое?
Несмотря на то, что есть ряд организаций, называющих себя сетевыми лейблами, существует очень большой разброс между тем, как они понимают свои функции, цели и задачи. Столь же сильно разнятся контракты, которые они предлагают музыкантам.
Некоторые из организаций, называющих себя сетевыми лейблами, по сути — посредники между Вами и компаниями-аггрегаторами (например, The Orchard или IODA). Некоторые из них просто добавляют Вам лишние расходы, сдирают процент за то, что Ваш барабанщик мог бы сделать за полчаса, воспользовавшись .
Однако, существуют другие сетевые лейблы, в которых задействованы многие профессионалы музыкальной индустрии. Есть смысл задуматься о подписании контракта с такой фирмой. Директоры таких компаний – люди, прекрасно разбирающиеся в маркетинге, мастера сетевой рекламы и пиара. Они помогут Вашей музыке попасть к нужным людям.
Таким образом, сетевые лейблы за Вас занимаются самой трудной менеджерской работой. Сам релиз в большинстве случаев выпускается в цифровом виде (хотя, есть сетевые лейблы, занимающиеся выпуском музыки на CD или виниле).

Сетевые лейблы и авторские права
У некоторых сетевых лейблов весьма своеобразный подход к авторским правам: они пользуются лицензиями Creative Commons либо предлагают Вам на определенных условиях открыть свободный доступ к Вашей музыке. Другие более консервативны, однако, разделение прибылей во многом отличается от такового на обыкновенных лейблах.

Некоторые даже не требуют прав на смонтированную фонограмму вне зависимости от того, проводилась запись за их счет или нет. Вы просто оплачиваете звукозапись, авторские права на фонограмму остаются за Вами, а прибыль с продаж делится между Вами и сетевым лейблом пополам.
В общем и целом, это вполне выгодная сделка. Как-никак, авторские права остаются за Вами.

Аггрегатор – служба, собирающая информацию из различных источников, и организующая её под контролем собственного поискового интерфейса.

Издаться на лейбле.
Некоторые считают, что издание треков на лейбле, является конечной целью производства музыки. Но это не так. Это не соревнование, насколько быстро вы сможете этого добиться и сколько раз. Это действительно имеет значение, если вы написали по-настоящему хороший трек и хотите поделится им с миром.
Множество людей думает, что заключение рекорд-сделки – это что-то очень важное и имеет огромное значение. Часто лейбл просто выпускает mp3, который продается тиражем всего в несколько копий. Таким образом издание на лейбле сильно пепеоценено.
Поэтому не спешите. Делайте музыку потому что вам это нравится, и делайте музыку которую вам нравится делать. Вы обманываете сами себя, если пишите “определенную” музыку только для того, чтобы издаться на крупном лейбле. Как только вы поймете, что написали хороший трек и искренне думаете, что он заслуживает быть выпущенным, можете искать для него лейбл.

Кратко о EDM лейблах.
Лейблы – это компании и их цель – получать прибыль. Обычно ими руководит 1-5 человек. Наиболее распространены электронные (digital only) лейблы. Каждый месяц возникает около 10-100 новых лейблов, такое же количество выходит из бизнеса.

Хорошие лейблы предложат приемлемый и прозрачный контракт, в котором доход равномерно распределяется между ними и артистом. Они издают только те треки, которые соответствуют определенным стандартам и которые, по их мнению, будут хорошо продаваться. Они издают только то количество артистов, с которым могут справится. Они сделают профессиональный мастеринг трека, чтобы быть уверенными, что трек будет соответствовать их стандартам. Они будут продавать и раскручивать трек с помощью всех имеющихся у них ресурсов. Они во время платят авторские отчисления (роялити). Артисту, которого они издают, они, в основном, предлогают надежное и длительное сотрудничество.
Грустно говорить о том, как много лейблов, в наше время, не справляются с вышеперечисленными задачами. Вот почему так много артистов издают свой материал на различных лейблах в случайном порядке. Это нездоровая ситуация. Постарайтесь установить длительное сотрудничество с лейблом, на котором вы издаетесь.

Типы леблов.
Мэйджеры. (Международные медиа-группы).
Emi, Sony, Warner, Universal. Не существует других мэйджер лейблов. Все вместе они контролируют 70% рынка. Они издают музыку только артистов с высоким потенциалом. Типичный транс продюсер для них не интересен. И если один из этих лейблов лицензирует ваш трек для выпуска на компиляции, это не значит, что этот лейб является вашим релизером. Это разные вещи. Так что если вы отметите этот лейб как «ваш» на MySpace, вы лишь обманите сами себя.

Крупные/средние (основные независимые транс лейблы).
Armada, Anjunabeats, Blackhole, Vandit итд. Это утвердившиеся и хорошо известные имена на сцене. Обычно управляются широко известным продюсером/ди-джеем. Стоит отметить, что некоторые из них ежемесячно издают множество треков и, поэтому, имеют совсем немного ресурсов для вложения в отдельные треки.

Малые/электронные (менее известные и независимые).
Они могут быть основаны недавно или иметь очень ограниченное количество ресурсов. Они не всегда чем-либо хуже крупных лейблов! Однако среди них много и ненадежных. Некоторые из них «правильные», а некоторые совершенно не понимают того, что они делают.

Какой лебл выбрать.
Это может показаться сложным выбором, так как существуют сотни лейблов и есть из чего выбирать. Очевидно, что вам стоит начать с леблов, которые издают музыку, которая вам нравится. Вам не следует в случайном порядке слать свой трек на множество лейблов, в надежде, что один из них примет его. Это может привести к тому, что ваши треки будут изданы или, наоборот, отвергнуты множеством лейблов.
Больше – не значит лучше. Если лейбл, как Armada выберет ваш трек, это еще не значит что Armin собирается ставить его везде, где только возможно и включит его в компиляцию ASOT. Они могут потратить на ваш трек гораздо меньше ресурсов, чем потратил бы более мелкий лейбл. Известным ди-джеем не важно, на каком лейбле издан трек, чтобы играть его, главное чтобы он хорошо звучал.
Если ваш трек был принят более, чем одним лейблом, будьте терпеливыми и выберите, ту из сделок, которая принесет вам наибольшую выгоду. Многие совершают ошибку и заключают первую попавшуюся сделку, без тщательного ее рассмотрения.

Как только вы выбрали лейбл, и их условия вас устраивают – начинайте длительное сотрудничество с ним. Если же они увидят, что вы одновременно издаете свои треки на других лейблах, сотрудничество с вами может быть прекращено. Однако, если лейбл не относится к вам подобающим образом – покиньте его. Если все будут поступать так же, вскоре, мы избавимся от лейблов, которые не уважают своих артистов.
Если ваш трек был отвергнут многими лейблами, возможно, он просто недостаточно хорош, даже если какой-нибудь малый лейбл, все же, согласился его издать. В наши дни стандарты некоторых лейблов очень низкие. Если трек не нравится даже вам, просто оставьте его не выпущенным (unreleased). Вы не получите никакой пользы от выпуска плохого трека.

Почему стоит быть осторожными с малыми лейблами.
Электронный лейбл невероятно просто организовать. От десяти до ста новых лейблов появляется каждый месяц. Он может быть образован любым человеком в любом возрасте, с любым опытом (или вообще без него). Некоторые лейблы даже не зарегистрированы подобающим образом. Официальная регистрация происходит путем заполнения нескольких документов и небольшой оплаты (50-200 евро). Заключение договора дистрибуции с онлайн магазинами (itunes, beatport, cjdshop итд) полностью бесплатное, для этого нужно всего лишь заполнить несколько форм. Лейбл может быть основан и запущен в течении нескольких дней. Обычно годовой оборот малых лейблов составляет несколько сотен евро.

И в заключение, большинство малых электронных лейблов не имеют денег, знаний и контактов. Вы ничего не выиграете, заключая с ними контракт. Если же вы все же собрались сотрудничать с ними, по крайней мере, удостоверьтесь, как именно они будут раскручивать и продавать вашу музыку.

Работа с A&R-менеджером.
A&R-менеджер – это человек, который решает, будет ли лейбл издавать ваш трек или нет. Часто ему приходиться прослушивать несколько сотен треков в месяц, так что не ожидайте от него ответа, если только он не заинтересован в издании вашего трека.
Если же A&R заинтересован вашим треком, он сам свяжется с вами. Его работа заключается в проведении переговоров и ответе на все ваши вопросы. Если A&R-менеджер не отвечает на ваши вопросы должным образом или ведет себя небрежно – это знак того, что с этим лейблом лучше не иметь дел. Стоит заметить, что на рынке множество непрофессиональных A&R-менеджеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *