Как избежать депортации после освобождения из мест лишения свободы
Перейти к содержимому

Как избежать депортации после освобождения из мест лишения свободы

  • автор:

Депортация после освобождения

Муж освобождается в ближайшее время с мест лишения свободы. Сам он имеет РВП которое действительно на данный момент ещё год. Никаких уведомлений на данный момент не получал о нежелательности прибывания хотя говорят что уведомляют заранее. Статья средней тяжести. Как он будет дальше находится на территории России и грозит ли ему депортация или выдворение? Как возможно избежать, при том что есть ребенок несовершеннолетний и супруга с внж? Есть ли вероятность что его будут встречать сотрудники ФМС даже если не было уведомления о нежелательности пребывания пока он там находился?

Молодой человек сидит в колонии. Осталось 5 месяцев. Он гражданин Украины, выдали справку о запрете на въезд в РФ на два года. У него ребенок, (на него не оформлен), сам он родился в РФ, отец его гражданин РФ. По освобождению ему грозит депортация? И есть ли в связи с происходящим на Украине варианты ее избежать?

Мой муж гражданин Украины с луганской обл. Он отбывает срок здесь в сизо-2 в Москве. Когда он освободиться его могут или будут депортировать на Украину или нет.

Во время судебного разбирательства у гражданина Армении был утерян паспорт. В марте месяце истекает срок заключения данного гражданина. Грозит ли ему депортация сразу после освобождения, если на данный момент никаких документов он не имеет?

Мой знакомый находится в местах лишения свободы давно, перед заключением у него был еще советский паспорт, в данный момент его документы в личном деле отсутствуют, потеряли, это паспорт, военный билет, водительские права. Родился он в Усср, теперь Узбекистан. Паспорт получал в 1988 г, затем учился и служил в армии на территории РФ так тут и остался, прописка с 1995 г. Освобождение у него на следующий год. Кто-то ему сказал, что паспорт может получить в РФ только после 5-7 лет после освобождения. Насколько это правда? Нужно ли ему будет получать гражданство РФ? Грозит ли ему депортация? В Узбекистане уже из родственников давно никто не живет, все граждане РФ. У него осталось только свидетельство о рождении и диплом о высш. Образовании.

Мой близкий человек находится в МЛС, он молдаванин, мы знаем, что его депортируют на родину и у него стоит запрет на въезд в Россию.

Как проходит депортация? Может ли он на несколько дней задержаться в России после освобождения?

У моего гражданскоко мужа (гр.Молдовы), заканчивается срок заключения в местах лишения свободы. Будет ли он депортирован? И сколько времени после освобождения он имеет право, находиться на территории РФ? Мы хотим узаконить наши отношения в последующим с получением Российского гражданства.

Что необходимо для того что бы моего мужа, не гражданина России не депортировали из страны после освобождение из мест лишения свободы. Я гражданка России со стою в официальном браке, это может повлиять?

Здравствуйте! У меня сожитель и отец моего ребёнка сидит на ИК поселения. Он является гражданином Украины. Что нужно сделать чтобы после освобождения его не департировали?

Мы собираемся подавать документы на УДО (мужу). Но дело в том, что мой муж на данный момент — лицо без гражданства (родился на Украине, но живёт 20 лет в РФ, прописка есть), и нехорошие люди написали в документах что-то не то и поэтому его собираются депортировать на Украину после освобождения. Из-за этой ошибки встал вопрос о подаче документов на УДО — требуют что-то вроде опровержения той допущенной ошибки.

Вопрос: как урегулировать это всё побыстрее? Куда и с чем обращаться? (мужу посоветовали писать письмо в УФМС с просьбой разъяснить ситуацию для ИК, но, может, есть другие варианты?)

Ещё сопутствующий вопрос: мужа действительно по закону могут депортировать на Украину даже учитывая, что он НЕ гражданин Украины? Есть такой закон?

Девочка освободилась с мест лишения свободы, её сразу увезли на суд и дали 3 месяца ареста так как у неё стоит депортации из РФ на Украину, на суде присутствовала её кровная родственница племянница она гр РФ так же присутствовал человек собственик квартиры где она будет жить! Почему её не отпустили? А закрыли в цвиг, и может ли она расписаться с молодым человеком в этом учреждение? А так же у неё в россии есть несовершено летние дети! Как нам добиться её освобождении и законое прибывание на теретории РФ?

Я гражданин Грузии. Отбывал срок заключения в России с 2005. В этом году освободился, 25 июня. На руках есть справка об освобождении и грузинский загранпаспорт, который был получен по почте во время заключения. Из Москвы поехал во Грузию, но на границе мне сказали, что меня не выпустят, т.к. надо оформить депортацию в Фмс. В нотариальной конторе при переводе паспорта на русский посоветовали вернуться в Москву в грузинское консульство и сделать документы на выезд. Вопрос: помогут ли эти документы избежать отметки о депортации? В Москве находятся мои родственники и я хочу вернуться к ним из Грузии. Может быть, мне имеет смысл выехать в Грузию через Белорусь?

У мужа рвп до октябряон граждаин узбекистана.. я россиянка. У нас официальный брак. В данный момент находится в тюрьме. Пришла бумага из Москвы,12 сентября (дата его освобождения) будет суд, хотят его департировать на родину. Объяснюяя это статьей (228) что можно сделать чтоб его оставили в России?

Моего гражданского мужа посадили по 264 уже второй раз, ему грозит депортация после освобождения что можно сделать чтоб его не депортировали, поможет ли роспись в тюрьме?

Скажите пжл, назначена дата по удо. На руках решение о депортации после освобождения, написан иск об отмене депортации. Если суд довлетворит удо, выпустят ли из колонии, или пока идёт процесс обжалования депортации, домой не отпустят?

Есть ли шансы избежать депортации, после освобождения, человеку без гражданства, родившемуся в СССР, на территории Украинской ССР, на территории РФ находится 22 года.

Мой гражданский муж освобождается из мест лишения свободы, на сегодняшний день является лицом без гражданства имеет советский паспорт, могут ли его депортировать после освобождения? Мы пытались сделать Российское гражданство и получить паспорт в колонии, нно к сожалению из ФМС пришел отказ (со слов сотрудника исправительного учреждения), пытались через суд, но опять неудача, документы вернули, т.к не хватало бумаг (госпошлина и отказ ФМС, нужны были доказательства, что он проживал на территории России) документы так и не были отправлены, теперь ему говорят, что депортируют. Я обязуюсь прописать его на своей жилплощади после освобождения.. скажите, что можно сделать в такой ситуации, как получить гражданство и российский паспорт.

Я нахожусь место лишение свободы после освобождения меня будет депортации у меня дети гражданин России брат гражданинРоссии два раза получил видно жительства сейчас нахожусь место лишение свободы мне что делать.

Муж имеет рвп, посадили за преступление средней тяжести на 1.6, так же присудили иск в денежном размере, который должен вернуть после освобождения. В РФ имущества нет ни какого, т.е взыскивать не чего. Грозит ли ему депортация, если есть долг? Так же мы официально женаты и есть малолетняя дочь.

Я гражданка Российской федерации а мой супруг гражданин Казахстана. Он освободился в этом году из мест лишения свободы в апреле, у него после освобождения стоит депортация о том что он нежелателен в стране, и что он не может получить, не восстановить гражданство. Мы зарегистрировали брак по закону, теперь мы муж и жена, я на 4-м. месяце беременности. В консульстве нам сказали что если мы зарегистрируем брак то он может получить гражданство так-как я гражданка России мы так из делали но я все равно переживаю что его депортируют. Имеют ли право его депортировать из страны? И если имеют то как мне защитить сваю семью и ребенка он должен рости с отцом и он должен быть рядом а не в другом государстве.

Мой сын гр.Украины находится в тюрьме ИК 3 Харп. Освобождается в ноябре 2022 года. Депортация 8 лет. Во время военной операции в Харьковской области г.Изюм, наш дом разрушен. Я,мать, выехала в Россию (М.О. Пушкино) Что будет с сыном после освобождения? Что нам делать?

Мужчина сидит в ИкРф, через месяц заканчивается срок. Его уже предупредили что ФМС России заберёт сразу после освобождения и будет суд! Родители его граждане России более 20 лет. Имеется супруга гражданка России, сам он узбек, гр России нет. Депортируют ли его на суде? Если там у него из родных никого нет! Ещё и наша обстановка в стране.

Меня зовут Улукбек. Скажите пожалуйста я являюсь гражданином Узбекистана, но в 2011 году я получил вид на жительство РФ до 2016 г. Но в это время я сидел в тюрьме и освобождаюсь через два месяца. Недавно меня посетили сотрудники уфмс и сказали что я буду депортировать после освобождения. У меня двое детей и жена граждане РФ. В Узбекистане у меня нет ни чего. Паспорт Узбекистана действителен до 04.2019. По сути я человек без гражданства. Жилье в России оформлено на жену. Регистрация закончилась вместе с видом на жительство. Что мне делать, чтобы остаться в РФ? Заранее спасибо.

Как избежать депортации, находясь в колонии поселения по статья 222. часть 1. при выходе по УДО чтоб небыло принудительного выселения, пока ещё решения Мин Юста нет. Но возможно будет после освобождения по УДО. Что посоветуете?

В 2008 году у гр. Украины закончился срок пребывания в РФ. В 2010 г. родился внебрачный ребенок на территории РФ, ребенок записан в свидетельстве о рождении по матери. В 2010 году его посадили, а в апреле 2014 г. освободился. После освобождения забрали в суд на рассмотрении административного дела с назначением наказания в виде штрафа без выдворения, штраф уплачен в срок. Из России не выезжал проживал нелегально по сей день. Родители русские когда-то проживали в России, потом переехали на Украину (мама умерла, отец проживает в Крыму). Подскажите пожалуйста, что делать. Могут ли его депортировать? Может ли он получить статус беженца или что-нибудь еще?

Я гражданка РФ,состою в браке с гражданином Армении. Мой муж был осуждён по с.163 ч.2.После освобождения его депортировали в Армению до августа 2019 года. Решение было вынесено МИНЮСТ России от 5 мая 2011 года. У нас двое детей, один из них несовершеннолетний. Обратились к адвокату миграционной службы, он ответил, что депорт снять невозможно, можно только уменьшить сроки. Но эти вопросы решает только суд, заплатив большую сумму. В сентябре мой муж обращался в МИНЮСТ РФ о пересмотре депортации. Ему отказали. Посоветуйте в каком направлении нам нужно двигаться и к кому обращаться, чтобы наша семья снова воссоединилась. Заранее благодарим за Ваше участие и помощь.

Ребёнок гр украины 3,5 года, отец гр рф,но в свидетельстве о рождении не записан, отцовство получил через суд, ребёнок проживал на территории россии 3 года без регистрации, мать ребёнка сидела в тюрьме, после освобождения её депортировали на украину, а ребёнок остался с отцом в рф,возможно ли его сейчас зарегистрировать так как в садик требуют регистрацию.

Гражданин узбекистана. После освобождения его депортируют? Что нужно делать что бы он не попал под депортацию? У него супруга гражданин россии.

Скажите пожалуйста муж гражданин Узбекистана находится в местах лишение свободы что можно сделать что бы его не депортировали после освобождения.

Мой гражданский супруг, отбывал м.л.с. после освобождения должен был отметиться на территории Абхазии, так как он гражданин Абхазии. По рекомендации начальника тюрьмы города Рязани Маргунов, его депортировал. У него 158 ст. ч.3 средней тяжести. Я его гражданская жена и я гражданка России, дети имеют Российское гражданство и носят фамилию отца. Можем ли мы это оспорить в суде?, если да, то подскажите мне пожалуйста какие документы нужны чтобы подать обжалование в суд?!

Дано: мужчина, 42 года, рождённый в РСФСР Свердловской обл, осуждённый по статья 228 часть 2 УК и отбывающий на данный момент наказание, должен быть освобождён в середине февраля 2021 г.

На данный момент он получил распоряжение по ст. ФЗ № 31 п.11.

По его словам ему грозят судом и депортацией.

По документам есть немного: свидетельство о рождении (копия), мама гражданка РФ, пенсионерка и постоянно проживающая на территории РФ. Папа тоже гражданин РФ, связи с ним нет.

После рождения проживал в Узбекистане до 2000 года, имел гражданство, но отказался от него в 2017 году (документа нет, только устное подтверждение консульства). Гражданства РФ (как и других стран) на данный момент не имеет. Документов не имеет.

Вопрос: возможна ли депортация? Если да, то как её избежать?

Сын, гражданин Республики Казахстан, временно зарегистрирован в России, регистрация заканчивалась 15 июля 2012 года. 14 июня 2012 года его закрыли в СИЗО за соучастие в приобретении наркотических средств без цели сбыта. В декабре 2012 суд вынес приговор наказание в виде 1 года 3 мес. лишения свободы. После касационной жалобы 3 апреля 2013 года суд вынес решение на условно-досрочное освобождение. Документы у него в порядке не просрочены. Мы его хотим забрать в Казахстан, но его хотят депортировать с России, законно ли это? Он может пересечь границу по справке, что он находился в СИЗО?

Когда гражданина Белоруссии у которого есть нежелательность пребывания отпускают по УДО и у него остаётся ещё 3 года до окончания срока, то его сразу после удо депортируют или он будет 3 года оставшиеся отмечаться в России, а потом уже депортируют?

Здравствуйте. Вопрос: гражданин Узбекистан отбывает наказание в России. После окончание срока/освобождения его деаортируют в Узбекистан? Есть возможность избежать депортации?

Как избежать депортации после освобождения из мест лишения свободы

Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня выдачи ему уведомления об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство либо со дня направления ему такого уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 168-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй — третий утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.06.2018 N 168-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

(п. 9.3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

(п. 9.4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ)

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

(п. 10 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

11. В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

(в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 168-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

(п. 12 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

12.1. В случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации решение о его депортации подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче данному лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 13 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Каковы шансы избежать депортации после освобождения иностранного гражданина из тюрьмы?

Здравствуйте, подскажите, есть ли у нас шансы остаться в России — я гр. россии, мой муж гр. Таджикистана отбывает наказание по 162 часть 2, на территории России скоро выходит, есть грудной ребенок, в браке 7 месяцев, может ли его не депортировать, так как он у нас один кормилиц, есть собственное жилье в россии для того, чтоб ему оформить временное проживание, и еще вопрос может ли он отказаться от своего иностранного гражданства, находясь в тюрьме?

14 июля 2015, 12:15

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

ЕСПЧ: депортация иностранца после его освобождения из колонии не должна нарушать семейные ценности

19 мая Европейский Суд вынес Постановление «Сингла против России» по жалобе гражданина Индии, депортированного из РФ после освобождения из мест лишения свободы, на разлуку с семьей.

Обстоятельства дела

В 1991 г. житель Индии Джитендер Кумар Сингла приехал в Россию для учебы в московском вузе. Спустя пять лет он познакомился с россиянкой Н.А., которая родила ему в 2006 г. и 2009 г. двух дочерей. Ни гражданская супруга мужчины, ни его дочери не поддерживали связи с Индией.

В ноябре 2013 г. Джитендер Кумар Сингла был приговорен к 5,5 годам лишения свободы за совершение преступления по ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Заявитель отбывал наказание в пенитенциарном учреждении, расположенном в Республике Мордовия. Его сожительница и дочери регулярно поддерживали связь с осужденным посредством переписки, телефонных звонков и свиданий.

В январе 2015 г. российские власти приняли решение о нежелательности нахождения Сингла в РФ. Согласно такому решению мужчина подлежал депортации сразу же после освобождения в случае отсутствия возможности покинуть Россию самостоятельно. Осужденный обжаловал решение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, указав, что его несовершеннолетние дочери и их мать не имели каких-либо связей с Индией, поэтому решение национальных властей нарушает его право на семейную жизнь. Тем не менее суд отказался удовлетворять жалобу, отметив, что оспариваемое решение было принято с учетом угрозы совершенного преступления против общественной безопасности.

В апелляционной жалобе в Мосгорсуд гражданин Индии указал на отсутствие оснований полагать, что угроза, которую он якобы представлял для общественности, перевешивает его право на уважение семейной жизни. Кроме того, он сослался на ошибку в судебном решении, согласно которой он был осужден за совершение особо тяжкого преступления, тогда как оно квалифицировалось как средней тяжести. Тем не менее вторая инстанция оставила в силе решение нижестоящего суда, отметив, что намерение заявителя жениться на матери его дочерей, его учеба в российском вузе и волонтерская деятельность в социальной помощи инвалидам не являются вескими основаниями для отмены предстоящей депортации. При этом апелляция признала факт наличия технической ошибки в решении суда первой инстанции относительно квалификации степени тяжести совершенного преступления.

В своей кассационной жалобе Джитендер Кумар Сингла безуспешно ссылался на то, что члены его семьи не могут последовать за ним на его родину, поскольку они не говорят на его родном языке и являются гражданами России, имеющими тесную связь именно со своей страной. Мужчина также указал на то, что он получил высшее образование в РФ, свободно говорит по-русски, имеет бизнес и недвижимость в России. Он утверждал об отсутствии судимости и административных правонарушений до вынесения обвинительного приговора и ссылался на регулярные визиты дочерей и сожительницы во время отбывания наказания. Кассационная инстанция, а впоследствии Верховный Суд не стали рассматривать жалобу.

27 июня 2016 г. Сингла был освобожден по УДО, на этот момент УФМС Республики Мордовия издало приказ о его депортации. Хотя освобожденный иностранец хотел уехать в Индию самостоятельно, ему не позволило сделать это ГУ ФССП России по г. Москве. В октябре 2016 г. Ленинский районный суд г. Саранска признал незаконным решение о депортации заявителя, так как в связи с УДО он был обязан оставаться в России для контроля сотрудником уголовно-исполнительной инспекции. В дальнейшем апелляция отменила судебный акт, признав решение о депортации законным. В сентябре 2017 г. Джитендер Кумар Сингла был депортирован на свою родину.

Рассмотрение дела в ЕСПЧ

В своей жалобе в Европейский Суд заявитель указал на нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей уважение частной и семейной жизни. По его мнению, вмешательство РФ в его права не было соразмерным и необходимым, а российские суды подошли формально к рассмотрению его заявления об оспаривании решения о депортации. В связи с этим он попросил ЕСПЧ присудить ему компенсацию морального вреда по усмотрению Суда и возместить судебные расходы на сумму в 7,8 тыс. евро.

В возражениях на жалобу Правительство РФ заявило, что государственное вмешательство в права заявителя носило законный, необходимый и соразмерный характер. Государство-ответчик отметило, что мужчина был осужден за 18 эпизодов преступления, которые нанесли существенный вред администрации г. Москвы. Российская сторона также сослалась на отрицательную характеристику заключенного в его личном деле мордовской колонии. Кроме того, национальное правительство утверждало о том, что заявитель не намеревался заключить брак со своей сожительницей, поэтому их нельзя считать супругами в рамках ст. 8 Конвенции, наличие детей не является основанием для отмены решения о депортации, а сам заявитель никогда не пытался получить гражданство РФ.

В ответ на правительственные доводы заявитель, в частности, указал, что российские власти не учли, что его сожительница и дочери, будучи гражданками РФ, постоянно сталкивались бы с серьезными трудностями при переезде в Индию.

После изучения материалов дела Европейский Суд отметил необходимость исследования вопроса о том, было ли вмешательство в права иностранца необходимым в условиях демократического общества. Для оценки степени такого вмешательства Страсбургский суд перечислил ряд критериев, среди которых, в частности, характер и тяжесть совершенного преступления; срок пребывания лица в стране; гражданство заинтересованных лиц; семейное положение, наличие детей, осведомленность супруга о правонарушении; трудности, с которыми может столкнуться семья в случае переезда в другую страну; прочные социокультурные связи со странами пребывания и назначения.

Кроме того, ЕСПЧ подчеркнул, что понятие «семья» в рамках ст. 8 Конвенции не ограничивается официальным браком и распространяется на фактические семейные связи лиц, живущих без официальной регистрации брачного союза. В целях же обеспечения наилучших интересов детей национальные власти должны обосновать решение о депортации их родителя более вескими основаниями.

Как посчитал Суд, национальные суды формально подошли к рассмотрению жалобы заявителя на решение о депортации. Не признавая наличие намерения мужчины вступить в брак с матерью его дочерей, они не исследовали иные важные обстоятельства, в частности наилучшие интересы детей, трудности, с которыми могла столкнуться семья заявителя при переезде в Индию, срок пребывания иностранца в России. Таким образом, российским судам не удалось достичь баланса между интересами различных сторон, включая детей, поэтому вмешательство государства в права заявителя было несоразмерным. В связи с этим ЕСПЧ выявил нарушение ст. 8 Конвенции, присудив заявителю 9,8 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда и 2,5 тыс. евро для возмещения судебных издержек.

Эксперты прокомментировали выводы Суда

Директор Центра практических консультаций, юрист Сергей Охотин считает, что допущенное национальными судами нарушение ст. 8 Конвенции заключалось в том, что они не приняли во внимание соображения и принципы, разработанные Европейским Судом и применимые к названной категории дел. «ЕСПЧ в очередной раз обратился к оценке баланса общественно значимых интересов и права на семейную жизнь заявителя, при этом вопрос касался иностранного гражданина, осужденного за совершение уголовного преступления», – отметил он.

По словам эксперта, согласно российскому законодательству иностранец, отбывший наказание за совершение уголовного преступления, подлежит депортации. Вместе с тем, как и во всех других случаях, когда такое лицо подлежит выдворению (включая случаи отсутствия регистрации, совершения административных правонарушений, пребывания в России сверх пределов допустимого срока, других нарушений миграционного законодательства), всегда подлежит оценке и то, как такая мера повлияет на жизнь заявителя и его семьи.

«Данный аспект ст. 8 Конвенции достаточным образом проработан в практике Европейского Суда, а также широко применяется в национальных судах, когда защищаются интересы иностранных граждан, являясь, пожалуй, самым распространенным (но не безусловным!) основанием, по которому удается отменить решение о выдворении или депортации. При этом у многих иностранцев сложилось ошибочное впечатление, что наличие семьи из граждан РФ при любых обстоятельствах будет гарантией от их выдворения, что не соответствует действительности. Несмотря на множество случаев, когда нашему центру удавалось добиться отмены таких постановлений, есть случаи явных, намеренных злоупотреблений – когда просматривается явное неуважение иностранного гражданина к российским законам, когда никакие семейные связи не спасают иностранца от депортации», – полагает юрист.

По его мнению, если бы российские суды тщательно проработали каждый аспект, оценили и взвесили все доводы за и против, решение о депортации могло быть признано соответствующим Конвенции. «Также заслуживает внимания размер присужденной компенсации, когда заявитель оставил этот вопрос на усмотрение Суда. Кроме того, ЕСПЧ снизил размер возмещения судебных издержек до 2,5 тыс. евро, не отрицая при этом возможность возмещения затрат на представителей в национальных судах, но не указывая, какие расходы (на кого из названных представителей) и на какую сумму решено было снизить», – резюмировал Сергей Охотин.

Эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов считает, что постановление встраивается в существующий пласт его практики, посвященной давней и непрекращающейся проблеме отношения российских властей к иностранным гражданам. «Речь идет о многочисленных делах, касающихся разрушения семейных связей из-за признания нежелательным присутствия того или иного чужеземца на территории нашего отечества. Эта нежелательность влечет выдворение человека из страны либо, когда он хочет попасть в РФ, запрет на его въезд», – отметил он. По словам юриста, в подобных процедурах бывают задействованы самые разные государственные структуры – ФСБ, миграционные службы, ФСИН, приставы или Минюст.

«Поводов навесить клеймо “нежелательности” у российских органов предостаточно. Например, это может быть в связи с нарушением иностранцем административного законодательства. Я сам нередко сталкиваюсь с такими делами как юрист, работающий с беженцами. Это также может быть в связи с уголовной судимостью – как, собственно, в рассматриваемом деле. Наконец, такое часто происходит по инициативе ФСБ, действующей якобы в интересах национальной безопасности, и тогда о реальных причинах подобной ограничительной меры не известно не только самому лицу (который при этом не судим, ни в чем не обвиняется, ни в чем не пойман), но зачастую даже и суду, который рассматривает жалобу на выдворение. Такие дела полностью засекречены, заседания проходят в закрытом режиме. При этом, как правило, решения о нежелательности либо бессрочны, либо накладываются на явно несоразмерные сроки (например, одному моему клиенту запретили въезд в РФ, где у него жена и два ребенка, на 25 лет; его дети уже заведут своих детей, когда он сможет к ним приехать)», – отметил эксперт.

Антон Рыжов добавил, что в таких ситуациях, как правило, российским властным структурам и судам совершенно все равно, если при выдворении человека рушится вся его семья. «Наличие в России детей, постоянного спутника жизни, работы, недвижимости, учебы – все это в глазах того или иного чиновника (судьи) не перевешивает насущную потребность поскорее убрать проштрафившегося иностранца из России. Конечно, есть исключения, ведь и преступления, совершенные иностранцами на территории РФ, бывают разными, иногда без такой меры не обойтись. Но всегда должен соблюдаться баланс, как подчеркивает в своих решениях ЕСПЧ. Для этого существуют более 20 критериев, которыми должны руководствоваться российские суды (эти критерии помимо прочего описаны в ключевом постановлении на данную тему «Самсонников против Эстонии»). Одним из главных критериев, кстати, является предпочтительное соблюдение интересов детей в подобных ситуациях. Заботой о детях обеспокоены и в нашем государстве, в том числе на самом высоком уровне, мы даже вставляем это в Конституцию; однако, видимо, в таких делах, как это, дети не главное. В целом, пока наши суды не научатся действительно оценивать все факторы, лежащие в основе дела, и не перестанут слепо следовать формальной логике «людей в погонах», ничего не изменится», – подытожил юрист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *