Сущность и признаки государства
Государство представляет собой суверенную, универсальную политико-правовую организацию общества, которая обеспечивает его единство, территориальную целостность, обладает особым аппаратом управления и принуждения, осуществляет власть и регулирование жизнедеятельности общества.
- Территориальный принцип организации власти. Территория государства обозначается его государственными границами. Власть государственных органов распространяется на конкретную территорию, в том числе на воздушное, морское пространство.
- Наличие публичной власти, аппарата управления и принуждения. В государстве должна иметь особая группа людей, которая занимается только управлением или принуждением, освобождаясь на данном основании от производительного труда.
- Наличие налогов и займов как специфических денежных источников, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
- Монопольное право государства на правотворчество. Подразумевает взаимодействие государства и права. Никто, кроме государственных органов, не имеет права принимать нормативно-правовые акты. Кроме того, право устанавливает границы власти государства, определяя рамки его деятельности. Нормы, которые принимает законодательный орган, являются обязательными для исполнения всеми субъектами права, в том числе и самим государством.
- Универсальность государственной власти. Означает, что государственная власть распространяется на всех субъектов, кто данный момент времени находится на его территории.
- Суверенитет. Означает независимость государственной власти от какого-либо вмешательства как внутри страны, так и на международной арене.
Сущность государства определяет характеристику его как явлений и процессов, отражая все стороны, взаимосвязи, отличие его от иных явлений окружающей действительности. Существует несколько основных подходов к сущности государства:
- Классовый подход. Государство рассматривается как аппарат для подавления эксплуатируемых классов господствующего класса. Данный подход характеризует сущность исторических этапов развития государственности – рабовладельческого периода, феодального, буржуазного. Однако сущность современных государств не объяснить с точки зрения классового подхода.
- Общесоциальный подход. Государство рассматривается как средство достижения консенсуса и компромисса в обществе. Оно должно выступать как инструмент для прекращения конфликтов, и сглаживания, устранения противоречий между различными слоями общества и группами населения. Современное общество характеризуется наличием различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим слоям населения. Задача современного государства – найти возможность для максимального полного удовлетворения потребностей интересов всех социальных групп, при этом не допуская между ними противоречия.
Рисунок 1. Признаки государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущностные характеристики государства
Смысл любого государства заключается в том, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть представляет собой возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле других людей. Однако характеризовать сущность власти только данными категориями не совсем правильно. Она дополняется другими важнейшими характеристиками, в том числе суверенитетом, политическим режимом и т.д. Только совокупность всех характеристик позволяет говорить о самостоятельности власти и ее наличии в принципе.
Власть имеет следующие признаки:
- Социальность. Власть складывается по причине возникновения отношений между людьми, то есть возникновение власти возможно лишь в социуме.
- Волевой характер власти. Власть представляет собой проявление человеческой воли, той стороны сознания человека, которая активна и находится в стремлении изменить жизнь людей.
- Власть должна обладать определенными средствами и методами для ее реализации.
Государственная власть отличается от иных видов власть по следующим признакам: монополия на издание нормативно-правовых актов и применение государственного принуждения. Государственная власть характеризуется универсальностью и всеобъемлющим характером, широкой распространённостью, возможностью закона применять принуждение. Кроме того, власти может признать ничтожной любую иную властно в пределах своей территории. Государство власть является структурированным. Она реализуется в виде особого аппарата, государственных органов, который находится в техно иерархической взаимосвязи подчиненность.
Сущность и значение суверенитета государственной власти
Суверенитет представляет собой независимость государственной власти внутри страны и на международной арене, независимо от любых факторов. Суверенитет характеризуется внутренней и внешней стороной.
Внутренний суверенитет представляет собой верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость, в том числе от политических партий и общественных организаций. Внешний суверенитет характеризуется независимостью государства на международной арене, за приделами страны. Внешняя сторона суверенитета заключается в возможности государства самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, а также выстраивать взаимоотношения с другими государствами. Другие государства не вправе вмешиваться во внутренние дела государства. Государство имеет право создавать по своему усмотрению объединения, представляющие интересы данного государства на международной арене, имеет право входить в международные организации и выходить из них. Кроме того, государство должно обеспечивать свою целостность и неприкосновенность, а также не посягать на целостность и неприкосновенность других государств.
Важную роль в обеспечении независимость власти играет политический режим, как способ осуществления государственной власти, в основе которой лежат определенные принципы организации властных отношений. Политический режим может основываться на принципе демократии, авторитарности и т.д.
Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.
Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.
межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
1) Наличие публичной власти и её аппарата
А) гос. власть является политической властью и имеет публичный характер (её назначение – управление обществом), Б) гос. власть осуществляют органы государства, которые образуют государственный аппарат.
2) Территориальная организация населения и публичной власти
А) гос. власть распространяется на всю территорию страны и ее население. Б) государство и его органы образованы по территориальному принципу.
3) Наличие государственного суверенитета
Суверенитет— это свойство государственной власти, выражающееся в ее верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. Таким образом суверенитет имеет две стороны: — внутреннюю (верховенство власти); — внешнюю (независимость). Главное свойство суверенитета: полнота, единство и неделимость. На одной территории не может быть двух суверенных властей. Гос. суверенитет принадлежит только одному субъекту – государству. Существуют также национальный суверенитет (право нации на самоопределение) и народный суверенитет (верховенство народа в государстве).
4) Наличие права
а) государство управляет обществом с помощью права, т.е. путем принятия и применения правовых норм. б) само государство юридически оформлено правом (в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система гос. органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их формирования, порядок их деятельности).
5) Наличие государственной казны
Сущность государства [ ]
Сущность государства — это то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе.
Различают два основных подхода к сущности государства:
1. классовый: государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти 2. общесоциальный: государство выражает интересы всего общества или значительной его части.
Есть и иные мнения о сущности государства:
Б.А. Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.
Л. Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Отдельные ученые говорили, что государство — это разновидность органов управления обществом.
Социальное назначение государства [ ]
Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.
Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
• либеральная: задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).
• социал-демократическая: задача государства — обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).
• коммунистическая: роль государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к равномерному развитию всего общества, к удовлетворению всеобщих базовых и духовных потребностей.
Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.
Социальное назначение государства раскрывается в его функциях
Задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства.
2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).
Теория государства и права
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Оглавление
- Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
- Тема 4. Государство и общество[9]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
3.1. Понятие и признаки государства
Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.
Рассмотрим основные признаки государства.
1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).
2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).
3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).
4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.
5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.
6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).
7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.
Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.
3.2. Сущность государства
Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.
Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.
Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.
1.1. Понятие государства, его признаки и функции. Соотношение государства с обществом и правом
Слова «государство «, «публичная власть «, «суверенитет « наверняка слышали многие, но в чем заключается сущность этих юридических понятий и каковы их основные признаки, знают далеко не все.
Нередко понятие «государство» отождествляется с понятием «страна», то есть выступает как политико-географическое образование (Россия — государство, занимающее 1/7 часть суши). Авторы многих публикаций, используя термин «государство», имеют в виду общество, — например, когда пишут, что Великобритания промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки — экономически отсталые государства.
Однако в нашем случае государство рассматривается прежде всего как Организация политической власти, существующая в определенной стране.
Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни. Например, Аристотель утверждал, что государство — это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Представители классовой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.
Итак, что же такое государство?
Государство — это особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавле-
ния и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
1.1.2. Признаки государства
Государство отличается от органов управления первобытного общества следующими признаками.
1. Наличие публичной власти.
Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.
Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях госу- , дарственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
2. Административно-территориальная организация насе-ления страны.
Распространение государственной власти только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории. В отличие от цивилизо-‘ ванного, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.