Чем грант отличается от субсидии
Перейти к содержимому

Чем грант отличается от субсидии

  • автор:

Чем грант отличается от субсидии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному учреждению орган-учредитель предоставляет субсидию в целях оказания финансовой поддержки определенных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Учреждение полагает, что в целях возмещения расходов предоставляется грант в форме субсидии, а если средства получателем предоставляются авансом, то это грант.
Может ли региональное бюджетное учреждение выдавать гранты в форме субсидии, то есть предоставлять средства не авансом, а на возмещение расходов? Чем гранты в форме субсидии отличаются от грантов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство РФ не устанавливает запрета на предоставление грантов в целях возмещения затрат.
Понятие «гранты в форме субсидий» применяется в целях обособления расходов бюджета (бюджетных ассигнований) в зависимости от оснований предоставления средств.

Обоснование вывода:
Действующие нормативные правовые акты не содержат универсального определения понятия «грант»*(1). Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые предоставляются:
— по итогам проведения конкурсных процедур (с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей);
— на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта;
— безвозмездно и безвозвратно;
— с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта.
Субсидия — форма бюджетных ассигнований при предоставлении из бюджета средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам (ст. 69 БК РФ). В том случае, если из бюджета публично-правового образования предоставляются гранты, то бюджетные ассигнования на их предоставление в бюджете такого публично-правового образования предусматриваются именно в форме субсидий (п. 7 ст. 78, п. 4 ст. 78.1 БК РФ). При этом основным условием предоставления грантов является участие в конкурсном отборе (смотрите, например, п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2017 N 723, п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.01.2019 N 4).
В то же время грантополучатель не освобождается от обязанности соблюдения условий предоставления гранта, в числе которых могут быть указаны как цели расходования средств, так и достижение показателей результативности, а также от обязанности по возврату средств в случае нарушения таких условий (смотрите, в частности, п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2017 N 723).
Субсидии из бюджета предоставляются в случаях и порядке, установленных на уровне конкретного публично-правового образования. При этом по общему правилу цель предоставления субсидий взаимоувязана с реализацией обязанностей, отнесенных к полномочиям органов власти (госорганов) и органов местного самоуправления, то есть тогда, когда расходные обязательства возникают у публично-правового образования в силу федеральных законов и иных НПА по предметам ведения РФ, субъекта РФ или вопросам местного значения.
В отличие от субсидий, решение о предоставлении грантов в форме субсидий принимаются на уровне публично-правового образования в рамках реализации прав, предусмотренных законодательством РФ, то есть тогда, когда расходные обязательства возникают у публично-правового образования не в силу федеральных законов и иных НПА по предметам ведения РФ, субъекта РФ или вопросам местного значения, а в случаях, когда федеральным законом или иным НПА предусмотрено право на осуществление расходов, а не обязанность. В этом случае нормативные правовые акты, принимаемые на уровне публично-правового образования в целях реализации такого права, устанавливают расходные обязательства, подлежащие исполнению исключительно за счет собственных доходов (п. 2 ст. 85, п. 3 ст. 86 БК РФ).
Таким образом, понятие «гранты в форме субсидий» применяется в целях обособления расходов бюджета (бюджетных ассигнований) в зависимости от оснований предоставления средств. Указанные расходы отражаются с применением элементов видов расходов группы 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» и подгруппы 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг». Указанные коды видов расходов не допускают их применения в целях отражения расходов бюджетных и автономных учреждений: они предназначены для отражения расходов получателей бюджетных средств.
Бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, в связи с чем положения БК РФ на них не распространяются. Как гранты, так и субсидии предоставляются в целях финансовой поддержки определенных категорий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Понятие «гранты в форме субсидий», на наш взгляд, неприменимо к расходам бюджетных учреждений. Расходы бюджетных учреждений на предоставление грантов отражаются с применением элемента видов расходов 350 «Премии и гранты». Положения п. 48.3.5 Порядка N 85н допускают его применение для отражения расходов на предоставление не только грантов, но и грантов в форме субсидий, учитывая, что указанный элемент видов расходов применяется не только бюджетными и автономными учреждениями, но и получателями бюджетных средств (для отражения расходов бюджета).
В том случае, если учреждению доводятся субсидии в целях последующего предоставления средств определенным категориям их получателей, квалификация предоставляемых денежных средств в качестве грантов либо в качестве субсидий не имеет принципиального значения, поскольку правовые последствия использования средств будут определяться соглашением, заключаемым сторонами, с учетом положений порядка предоставления средств.
Применительно к рассматриваемой ситуации возможность предоставления средств их получателям для бюджетного учреждения определяется условиями соглашения, заключенного с органом-учредителем. При этом гранты могут предоставляться бюджетным учреждением в том числе в целях возмещения затрат (смотрите, в частности, письма Минфина России от 15.05.2019 N 02-05-11/35404, от 26.03.2020 N 09-04-11/26403).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

13 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Определение понятия «грант» содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», однако оно может использоваться только в целях применения положений данного закона. В письме от 08.07.2014 N 02-05-11/33097 специалисты финансового ведомства к выплатам, осуществляемым по результатам ежегодного конкурса юридическим лицам, применяют положения БК РФ и Указаний N 65н, относящиеся к грантам.

ГРАНТЫ И СУБСИДИИ КАК ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием таких правовых стимулов как гранты и субсидии . Отмечается, что они появились в отечественном праве в 90-е годы XX в. и в настоящее время успешно используются в качестве альтернативных способов финансовой поддержки. Автором обосновывается позиция о том, что, обладая общей правовой направленностью, гранты и субсидии имеют существенные различия, позволяющие утверждать, что они являются самостоятельными правовыми категориями. Наметившееся же в последние годы тенденция к их отождествлению по мнению автора, не способствует достижению целей и задач, которые несет в себе каждая из этих правовых категорий.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Провалинский Дмитрий Игоревич

GRANTS AND SUBSIDIES AS LEGAL INCENTIVES: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

The article discusses issues related to the use of legal incentives such as grants and subsidies. It is noted that they appeared in domestic law in the 90s of the XX century. and are now successfully used as alternative means of financial support. The author substantiates the position that, having a general legal focus, grants and subsidies have significant differences, which make it possible to assert that they are independent legal categories. In the author's opinion, the tendency towards their identification that has emerged in recent years does not contribute to the achievement of the goals and objectives that each of these legal categories carries.

Текст научной работы на тему «ГРАНТЫ И СУБСИДИИ КАК ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_95

ГРАНТЫ И СУБСИДИИ КАК ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ

ПРОВАЛИНСКИЙ Дмитрий Игоревич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: dmi38288850@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием таких правовых стимулов как гранты и субсидии. Отмечается, что они появились в отечественном праве в 90-е годы XX в. и в настоящее время успешно используются в качестве альтернативных способов финансовой поддержки. Автором обосновывается позиция о том, что, обладая общей правовой направленностью, гранты и субсидии имеют существенные различия, позволяющие утверждать, что они являются самостоятельными правовыми категориями. Наметившееся же в последние годы тенденция к их отождествлению по мнению автора, не способствует достижению целей и задач, которые несет в себе каждая из этих правовых категорий.

Abstract: The article discusses issues related to the use of legal incentives such as grants and subsidies. It is noted that they appeared in domestic law in the 90s of the XX century. and are now successfully used as alternative means of financial support. The author substantiates the position that, having a general legal focus, grants and subsidies have significant differences, which make it possible to assert that they are independent legal categories. In the author's opinion, the tendency towards their identification that has emerged in recent years does not contribute to the achievement of the goals and objectives that each of these legal categories carries.

Ключевые слова: правовые стимулы, правовое стимулирование, софинансирование, государственная поддержка, финансовая помощь, субсидии, гранты.

Keywords: legal incentives, legal incentives, co-financing, government support, financial assistance, subsidies, grants.

Сформированная практикой правоприменения и получившая теоретическое обоснование, концепция правового стимулирования как метода правового воздействия на поведение субъектов правоотношений, в настоящее время продолжает оставаться одной из открытых тем для научных поисков и дискуссий. Современные правовые стимулы, обладающие свойствами социальных регуляторов, все более масштабно «внедряются» в процесс управления общественными отношениями, без них уже невозможно представить современную действительность.

И если основные положения теории правового стимулирования на сегодняшний день уже сформировались, имеют под собой четкую научную доктрину, доказали на практике способность оказывать положительное правовое воздействие на участников общественных отношений, побуждать их к активным действиям в заданном направлении в рамках правового поля, то отдельные ее положения по-прежнему содержат в себе множество неразрешенных вопросов, не имеют достаточного теоретического обоснования. Это в определенной мере способствует смешению и понятийного аппарата, подмене понятий, терминологическим манипуляции, имеющим далеко идущие неблагоприятные последствия как для правотворчества, так и для правоприменения.

В данном случае речь идет о грантах и субсидиях как самостоятельных видах правовых стимулов, появившихся в нашем государстве в результате смены политико-экономической системы управления в 90-е годы ХХ в.

Гранты как мера финансовой поддержки получили распространение с приходом в Россию в 1993 году Международного научного фонда Джорджа Сороса и некоторых других частных западных фондов, осуществлявших в качестве альтернативной формы финансирование исследований в области естественных наук, а также выделявших денежные средства в качестве благотворительной помощи. Указанная деятельность явилась предпосылкой появления, а затем и правового закрепления отечественных государственных и частных грантов.

Понятие «субсидия» также впервые появилось в современном российском праве в 90-х годах ХХ в., получив свое юридическое закрепление в принятом в 1998 году Бюджетном кодексе Российской Федерации.

До этого времени ни в советской, ни в дореволюционной России не существовало сколько-нибудь похожих правовых институтов. И в этом нет ничего удивительного, учитывая, что в советский период существования нашего государства не могло быть и речи о каком-либо альтернативном финансировании кроме бюджетного.

Что же касается дореволюционной России, то несмотря на то, что гранты имеют тесную связь с меценатством, из которого они выделились в самостоятельную форму финансовой (материальной) поддержки, они ввиду известных исторических и экономических условий не успели тогда появиться.

И только в новых исторических условиях гранты заняли роль альтернативного финансирования социальных, культурных и иных некоммерческих проектов. А ключевым содержанием понятия «субсидия» является бюджетное софинансирова-ние (инвестирование) как способ финансовой поддержки соответствующих проектов (в том числе коммерческих) и направлений общественно полезной деятельности.

Следует отметить, что, не смотря на изначально разные отправные точки появления и разное содержание, а также накопленную практику использования грантов и субсидий в качестве самостоятельных инструментов финансовой поддержки, в современном российском праве до сих пор, как на теоретическом, так и на правоприменительном уровнях допускается смешение данных правовых институтов, происходит манипулирование понятийным аппаратом, что создает путаницу в их понимании, определенные препятствия как для потенциальных получателей данной финансовой помощи, так и для продвижения каждой из этих мер финансовой поддержки в собственном пра-востимулирующем направлении.

Причиной этого, на наш взгляд, в первую очередь яв-

ляется несовершенство правового регулирования, вызванное тем, что за более чем 25-летний период существования грантов в отечественном праве законодателем не был выработан и сформирован единый правовой режим гранта. Так, например, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержится определение гранта, приемлемое лишь для целей налогообложения (подп.14 п.1 ст.251 НК РФ). Определения гранта приведены содержатся в отраслевом федеральном законодательстве, [1; 2; 3] также имеются определения, закрепленные в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации [4; 5; 6].

Пункт 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ содержит положения о предоставлении грантов в форме субсидий [7].

В то же время Бюджетный кодекс РФ под субсидией понимает бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [7].

Занимаясь детально исследованием грантов, как правового явления, имеющего правостимулирующую направленность, мы столкнулись с тем, что такие разные правовые категории как субсидии и гранты имеют определенные внешние сходства, так и существенные различия.

Очевидным сходством грантов и субсидий является то, что: во-первых, это инструменты финансовой помощи, выделяемые для оказания адресной финансовой поддержки; во-вторых, они являются видами правовых преимуществ, входящих в систему правовых стимулов и представляют собой комплекс мер, направленных на добровольное исполнение участниками общественных отношений своих обязанностей, формирование положительной мотивации поведения, согласование интересов личности, социальных групп, государства; в-третьих, они создают материальное преимущества для получателя соответствующей формы финансовой помощи.

Гранты и субсидии обладают общим набором признаков таких как:

— заявительный характер предоставления. Необходимы заявка на участие в конкурсе на выделение гранта / заявка (заявление) на участие в соответствующей программе на предоставление субсидии;

— предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах;

— предполагают безвозвратность, т.е. отсутствие встречного обязательства возвращать полностью или частично полученные денежные средства. Исключение составляет нарушение правила о предоставлении отчетности о расходовании соответствующих денежных средств;

— имеют целевое назначение, т.е. — предоставляются на цели, предусмотренные законом или договором;

— получатели как субсидий, так и грантов наделяются

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

правом самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами в рамках целевого использования полученных средств;

— допускаются санкции в связи с нецелевым использованием выделенных средств.

Если рассматривать гранты и субсидии с точки зрения указанных общих признаков, то возникают вопросы, не однопо-рядковые ли это правовые явления? Имеется ли необходимость воспринимать обособленно данные правовые категории? Тем более, что, как справедливо отмечается в юридической литературе, в последние годы наметились тенденции, стирающие отличия бюджетных грантов от субсидий, что выразилось в распространении правил о субсидировании на регулирование отношений, связанных с предоставлением гранта. Законодатель идет по пути отождествления субсидий и грантов, не усматривая различий с точки зрения предоставления указанных бюджетных средств [8].

Так, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 № 418-ФЗ в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ гранты могут предоставляться юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (п. 7 ст. 78 БК РФ), а также некоммерческим организациям, за исключением казенных учреждений (п. 4 ст. 78.1 БК РФ).

В качестве примера появления такого дозволения можно назвать гранты, предоставляемые юридическим лицам на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе. Такие гранты предоставляются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.07.2015 № 678 «Об утверждении правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Если обратить внимание, уже в самом названии этого документа указывается на предоставление грантов в форме субсидий. К числу «сближения» грантов и субсидий следует отнести и то обстоятельство, что в последнее время законодатель допускает, что гранты могут выступать инструментом софинансирования.

Следующим шагом по пути отождествления грантов с субсидиями явилось Постановление Правительства РФ от 27.03.2019 № 322 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе» [9]. Из данного постановления однозначно следует, что государственные гранты подлежат предоставлению в форме субсидий.

Представляется, что затронутая нами проблема за-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ключается именно в том, что ни одна из названных категорий по существу не имеет правового закрепления своих понятия и содержания.

И если с субсидиями дело обстоит более или менее однозначно, мы знаем, что это бюджетные денежные средства, выделяемые на софинансирование целевых расходов, то оперируя понятием грант, и законодатели, и правоприменители по существу полагаются лишь на его контекстуальный смысл и общеизвестное представление о грантах, сложившееся в результате правоприменительной практики. Мы полагаем, что именно отсутствие детальной правовой проработки вопросов, связанных с целями и порядком предоставления государственных грантов толкает законодателей всех уровней хоть к малой степени упорядоченности вопроса посредством «привязки» грантов к уже сложившейся и понятной бюджетной категории, такой как субсидия.

Между тем, несмотря на наличие общих черт и очевидной схожести данных правовых институтов, на наш взгляд между ними присутствует не меньшее количество отличий, подтверждающих нашу позицию об их правовой самостоятельности.

Во-первых, понятие «субсидия» является исключительно бюджетной категорией. Субсидии предоставляются только государством из федерального, регионального или местного бюджетов. Грантодателем же может выступать не только государство в лице органов государственной власти или субъектов федерации, но и различные общественные коммерческие (некоммерческие) фонды и организации, в том числе, иностранные юридические лица.

Во-вторых, субсидии предоставляются исключительно в форме денежных средств, тогда как гранты могут предоставляться не только в виде денежных средств, но путем предоставления имущества, оборудования или права пользования специальными помещениями (лабораториями) для реализации грантового проекта.

В-третьих, грантовые проекты (в классическом понимании грантов), должны проходить экспертизу, это является одним из условий участия грантовых заявок в конкурсе на предоставление гранта.

В-четвертых, допускается льготное налогообложение отдельных грантополучателей в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В-пятых, в отличие от субсидий, которые в основе своей направлены на возмещение понесенных расходов, гранты представляют собой финансирование деятельности на будущее время.

В-шестых, субсидии представляют собой софинанси-рование расходов. Гранты в их классическом понимании представляют собой полное финансирование в пределах размера, обозначенного соответствующим грантовым конкурсом.

И наконец, в-седьмых, и на наш взгляд, самое главное отличие — это различные цели, которые преследуют данные виды финансовой помощи.

Так для гранта основными целями выступают способствование созиданию и открытиям в сфере искусства, образования, науки и технологий и других сферах для достижения социально значимого результата, обозначенного и ожидаемого гран-тодателем, то есть некоммерческая основа гранта. Для грантопо-лучателя грант не является ни доходом, ни прибылью, не имеет коммерческой основы. Это обстоятельство как раз и положено в основу льготного налогообложения грантов. Предоставление же субсидий осуществляется с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат.

Выделенные отличия, на наш взгляд позволяют вести речь о том, что гранты и субсидии являются и будущем должны оставаться самостоятельными правовыми категориями, каждая из которых в системе мер государственной поддержки, осуществляемой в форме правовых преимуществ должна занимать собственное обособленное место и выполнять собственную присущую только ей функцию. Упорядочение правового регулирования — это все, что для этого необходимо.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что и гранты, и субсидии, с точки зрения юриспруденции, имеют огромное самостоятельное значение для развития современного российского государства, способны оказать значительную помощь в решении социально значимых вопросов, а их востребованность как альтернативных инструментов финансирования является очевидной. Между тем, сложившиеся на сегодняшний день ситуация ярко демонстрирует наличие отдельных пробелов в вопросе правового регулирования данных правовых институтов, приводящая к отождествлению и размыванию и подмене понятий, а потому требует именно законодательного разрешения.

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) // Собр. законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. ст. 3340.

О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016) // Собр. законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. ст. 4137.

Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. ст. 1930. О грантах Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники: закон Нижегородской области от 01.02.2007 № 7-3 (ред. от 30.04.2014) принят постановлением ЗС НО от 25.01.2007 № 376-М // Нижегородские новости. № 22(3674). 07.02.2007.

О грантах Ростовской области в сфере средств массовой информации: областной закон Ростовской области от 05.07.2013 № 1123-ЗС (ред. от 23.11.2015) принят ЗС РО 27.06.2013 // «Наше время». № 342-350. 11.07.2013.

О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области: закон Рязанской области от 26.11.2003 № 85-ОЗ (ред. от 13.11.2015) принят Постановлением Рязанской областной Думы от 26.11.2003 № 915-Ш РОД // Рязанские ведомости. № 245-246. 29.11.2003.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // Собр. законодательства РФ. — 03.08.1998. — № 31, ст. 3823.

Курбатова С.С. Правовое регулирование грантов в системе расходов бюджета // Закон. — 2015. — № 3. — С. 141-149.

Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе: постановление Правительства РФ от 27.03.2019 N 322 (ред. от 07.12.2019) // Собр. законодательства РФ. 08.04.2019. N 14 (часть I). ст. 1520.

Что лучше получать: грант или субсидию

Грант и субсидия — это формы государственной поддержки бизнеса. У них есть отличия, если говорить просто: грант — это когда государство дает деньги на развитие бизнеса, а субсидия — когда государство компенсирует те расходы, что бизнес уже понес.

То есть грант — сначала деньги, потом расходы, а субсидия — сначала расходы, потом деньги. Подробнее о том, какие гранты и субсидии для предпринимателей существуют, мы рассказывали в других статьях: Гранты для предпринимателей и Поддержка предпринимателей государством.

В этой статье рассказали, что выгоднее получать: грант или субсидию.

Ксения Алешина

Выбор есть у начинающих предпринимателей

Грант может получить только начинающий предприниматель — тот, чьему бизнесу на момент подачи заявки на грант не исполнился год. Например, подойдет бизнес, которому 11 месяцев и 20 дней. Остальные могут рассчитывать только на субсидии. Поэтому выбор между грантом и субсидией появляется в двух случаях:

  • когда начинающий предприниматель уже поработал, что-то купил из оборудования, но бизнес еще младше года;
  • предприниматель работает дольше года, но есть возможность открыть новое предприятие, чтобы получить грант. Например, родственник согласен открыть ИП и подать заявку на грант.

Гранты и субсидии может получить только малый или средний бизнес. Поэтому перед подачей заявки стоит проверить себя в реестре МСП:

Самозанятые не могут получить ни грант, ни субсидию, потому что самозанятость — это не субъект бизнеса, а статус физического лица. Сейчас есть тенденция переводить ИП на налог на профессиональный доход. Это когда предприниматель сохраняет статус ИП, но налоги платит как самозанятый. Пока непонятно, может ли он в этом случае претендовать на гранты и субсидии, поэтому надежнее работать на УСН или патенте.

Чтобы понять, что выгоднее, разберемся с особенностями грантов и субсидий.

Грант начинающим — до 500 000 рублей

Размер гранта зависит от региона, обычно дают 300 000 — 500 000 рублей. Работает так: получаешь деньги, покупаешь, отчитываешься.

Грант не нужно возвращать или платить по нему проценты, но есть другие условия:

  • предприниматель начинающий — до одного календарного года;
  • грант нужно потратить на основные средства — это обычно оборудование, оргтехника, мебель, инвентарь. К основным средствам относятся те, у которых срок использования больше трех лет или цена выше 40 000 рублей. Комплектующие, расходники, аренда, зарплаты не считаются основными средствами;
  • нельзя закрываться в течение трех лет после того, как предприниматель получил грант. Иначе придется его возвращать.

Чтобы получить грант, нужно собрать документы, написать и защитить бизнес-план перед комиссией. Затем — получить деньги и потратить их именно на то, что указано в бизнес-плане, иначе могут быть штрафы.

Субсидия — до 70% расходов после вычета НДС

Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.

Субсидия компенсирует до 70% расходов после вычета НДС, точный размер компенсации зависит от оквэдов. Региональные субсидии компенсируют расходы за прошлый год, а районные — за прошлый и текущий.

Что будут компенсировать, тоже зависит от оквэдов:

  • покупку оборудования, механизмов, устройств, транспорта кроме воздушного и личного с амортизационной группой выше второй — большинству видов бизнеса;
  • аренду, мебель, оборудование, инвентарь или что-нибудь еще компенсируют некоторому бизнесу. Чаще это социальное предпринимательство, например салоны красоты, тренажерные залы, учреждения по уходу за пожилыми людьми, дома быта.

Для субсидии тоже нужно собирать документы: договоры, счета-фактуры, накладные, — но не придется составлять и защищать бизнес-план. Главное, чтобы платежные документы были в порядке. Советую собирать все договоры, счета, чеки, даже если предприниматель пока не планирует подаваться на субсидию. Вдруг потом соберется, а восстановить документы через год намного сложнее.

Субсидии бывают разными, и можно выбрать, на какую выгоднее податься. Еще есть оквэды, которые дают больше субсидий. Если есть возможность включить их в дополнительные при регистрации бизнеса, стоит так сделать. Такие оквэды указывают в описании субсидии.

Цветочная мастерская и товары местных мастеров

Ко мне на консультацию приходила владелица цветочной мастерской, она планировала продавать эксклюзивные букеты. Я спросила, планирует ли она продавать что-то еще. Оказалось, что собирается выставлять на продажу товары местных мастеров и проводить мастер-классы.

Товары местных мастеров подходят под ОКВЭД 32.99.8 — Производство изделий народных художественных промыслов, — который часто попадает в списки субсидируемых. Я посоветовала добавить его в дополнительные оквэды.

И всем советую посмотреть, какие виды деятельности чаще всего субсидируются в регионе, и добавить их в дополнительные при регистрации бизнеса.

Возвращать деньги по субсидиям не нужно, а тратить их можно на что угодно. Но есть условие: в течение двух лет присылать отчеты о количестве рабочих мест, налогов и состоянии бизнеса.

Как определить, что выгоднее: грант или субсидия

Итак, чтобы понять: выгоднее получать грант или субсидию, нужно сделать две вещи:

  • посчитать расходы за прошлый или текущий год;
  • сравнить сумму примерно от половины расходов с суммой гранта.

Если сумма примерно половины расходов равна гранту, подавать заявку на него, если меньше или сильно больше — на субсидию.

Чаще всего субсидия оказывается выгоднее гранта при трех условиях:

  • предприниматель закупал новое оборудование;
  • есть сотрудники, за которых платил взносы;
  • платил налоги.

Но в каждой ситуации нужно анализировать расходы, сумму гранта и помнить, что кроме грантов есть субсидии. Например, стоит сходить в администрацию города, отдел экономики или Минэкономразвитие и попросить у них список всех существующих субсидий, чтобы знать о них точно.

Владелица шиномонтажки получила 1,2 млн ₽

Ко мне пришла владелица шиномонтажки, она хотела открыть ИП на сына, чтобы получить грант в 500 000 рублей. Мы начали анализировать ее расходы, оказалось, что за прошлый год она закупала оборудование на 2,4 млн рублей.

Я уговорила ее подавать заявку на субсидию, а не на грант для сына. Она не верила, что сможет получить хоть какие-то деньги, а в итоге получила субсидию в 1,2 млн рублей.

Грант

Грант — это один из форматов денежной поддержки. Гранты выдает государство, организации или частные лица на развитие различных видов деятельности. В статье мы рассмотрим государственные гранты для предпринимателей и компаний.

Что такое гранты для бизнеса от государства

Государство дает деньги бизнесу на определенную цель. К примеру, на обучение сотрудников, закупку оборудования, аренду недвижимости. Возвращать эти деньги не надо, если бизнес их потратил по назначению.

Компания получает грант на участие в международной выставке: она может потратить его на билеты, оргвзнос, стенд и рекламные буклеты. Компания закупила на эти деньги телефоны и принтеры для офиса, но так нельзя. Это нецелевое использование гранта. Деньги придется вернуть.

В большинстве случаев бизнес не платит налог с гранта. Но есть исключения. Стоит проконсультироваться по налогам с выбранного гранта с бухгалтером.

Чем грант отличается от субсидии

Субсидия — это тоже финансовая поддержка бизнеса от государства. В отличие от гранта, бизнес может получить субсидии только от государства, региона или муниципалитета. К примеру, субсидии для бизнеса во время пандемии.

Кто выдает гранты от государства и где их искать

Гранты могут выдавать федеральные и региональные ведомства, отвечающие за поддержку бизнеса. На федеральном уровне это Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, на региональном — местные ведомства, учрежденные регионом. Называться они могут по-разному. К примеру, в Москве гранты выдает Департамент предпринимательства и инновационного развития, а в Московской области — Центр развития предпринимательства.

Найти список грантов можно на сайтах этих ведомств. В зависимости от региона суммы и цели грантов будут разными.

Гранты и субсидии для ИП и компаний в Москве

На сайте Центра развития предпринимательства указано, что ИП и компании из Москвы могут получить до 700 тысяч рублей на участие в выставках. В других регионах такого гранта для предпринимателей может не быть или его сумма будет другой

Как бизнесу получить грант от государства

Грант может получить любой бизнес, если он соответствует требованиям гранта и не имеет задолженности по налогам. Соискателям нужно подать заявку в установленный срок и представить бизнес-план. Ограничений по количеству заявок нет. Бизнес может претендовать одновременно на несколько грантов. Узнать требования к участникам, список документов и подать заявку на участие можно в ведомстве поддержки бизнеса, которое объявляет об открытии гранта.

После получения гранта бизнесу нужно отчитаться, на что ушли деньги. Обычно ведомство сразу предупреждает, в какой срок нужен отчет и что именно нужно предоставить. Если по отчету выяснится, что бизнес потратил деньги не по назначению, ему придется вернуть их. Вдобавок может грозить штраф: для ИП или директора ООО — от 25 000 до 50 000 ₽, для компаний — от 5 до 25% от взятого гранта. В случае с грантами свыше 1 500 000 ₽ ИП или директору ООО грозит уголовное наказание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *