Поставка продукции по заявкам заказчика: обязан ли заказчик выбрать и оплатить весь заявленный объем
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона 44-ФЗ (далее – Закон) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупо к товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд , в том числе, основывается на положениях Гражданского кодекса (далее – ГК) РФ.
В соответствии с ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К числу существенных условий относится условие о предмете договора (ГК РФ. Ст. 432, п. 1).
ПРЕДМЕТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ГК РФ
Наименование, количество товара, передаваемого в собственность покупателю. ГК. Ст. 455, п. 3, ст. 465
Наименование, количество, точные данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передачи по договору, в том числе данные о его расположении на соответствующем земельной участке либо в составе другого недвижимого имущества. ГК. Ст. 554.
Наименование, количество имущества, предоставляемого арендатору (нанимателю) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. ГК. Ст. 606, 607
Возмездного оказания услуг
Совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (возмездной услуги). ГК. Ст. 779, п. 1;ст. 422, п. 1; ст. 432 п. 1
Выполнение за плату определенной работы и передача ее результата заказчику в установленные сроки. ГК. Ст. 702, п. 1; ст. 708, п. 1
Таким образом, предмет договора купли-продажи, поставки, например, определяется не только наименованием, но и количеством товара , передаваемого в собственность покупателю (ГК РФ. Ст.455, п. 3, ст. 465), то есть контракт оговаривает закупку определенного объема .
Но Закон предусматривает возможность заключения контракта с так называемым « неопределенным объемом » в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг (далее – продукции) невозможно определить на момент заключения контракта. При этом в контракт должно быть включено условие об определении количества поставляемой продукции на основании заявок заказчика (Закон. Ст. 22 ч. 24; ст. 34, ч. 1) и условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта (Закон. Ст. 34, ч. 13, п. 1). То есть закон предусматривает возможность невыбора всего объема в пределах максимального значения цены контракта.
Итак, при заключении контракта объем поставки может быть точно определен, а может быть установлен как « неопределенный объем » с указанием условия определения количества поставляемых товаров, работ, услуг.
При закупке с «неопределенный объемом » и в отдельных случаях при закупке с определенным объемом в контракте может быть установлено, что поставка товаров, работ, услуг осуществляется по заявкам заказчика.
В закупках продукции установленного объема по заявкам заказчика Законом не оговорено условие о возможности невыбора полного объема, установленного контрактом. Отсюда возникает вопрос о правомерности невыбора заказчиком всего объема, если поставка производится по заявкам заказчика.
При этом позиции судов по данному вопросу диаметрально противоположные.
Позиция 1. По государственному контракту заказчик выбрал не весь объем — суды обязали заказчика заплатить за невыбранный товар
Стороны заключили контракт на поставку продукции по заявкам заказчика. Последний в период действия контрактов выбрал не весь объем и попытался расторгнуть сделку в суде, но суд ему отказал.
Поставщик тоже обратился в суд, чтобы взыскать деньги за оставшийся товар. Три инстанции его поддержали:
— заявку на поставку сочли отгрузочной разнарядкой. По ГК РФ ее непредставление в срок дает поставщику право, в частности, требовать оплаты товаров;
— обязанность по полной выборке товара в период действия контрактов не исполнена. Требование поставщика направлено на понуждение заказчика сделать это;
— довод об отсутствии потребности в полном объеме отклонен. Наличия форс-мажора при неисполнении заказчиком обязательств по контракту нет;
— по условиям сделки поставщик обязан передать продукты в количестве и ассортименте, что определено в спецификации по заявкам заказчика. Поставщик должен был иметь нужный объем продукции, чтобы оперативно выполнить заявку, которая могла поступить в любой момент.
Верховный Суд (далее – ВС) РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 30.05.2023 № 305-ЭС22-13437.
Позиция 2. В закупке товара по заявкам заказчик выбрал не весь объем — суды не нашли нарушений
Стороны договорились о поставке товара по заявкам заказчика.
Продукцию поставили и оплатили частично. За месяц до окончания действия контракта поставщик потребовал выбрать оставшийся объем. Заказчик сообщил, что потребности в нем нет. Контрагент обратился в суд. Три инстанции ему отказали:
— в контракте нет обязанности выбрать весь объем и ответственности за ее неисполнение. Условие о поставке партии товара по заявкам заказчика не означает, что тот должен закупить продукцию, в которой нет надобности;
— по условиям сделки выставление заявки — право заказчика;
— ненаправление заявок на выборку всего объема не нарушает контракт. Без них у контрагента нет обязанности поставить товар заказчику, а у последнего — принять незаказанную продукцию;
— на момент рассмотрения спора в суде действие контракта истекло. Обязательств по поставке и приемке нет.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 03.04.2023 № 304-ЭС23-2495
В порядке вывода : рекомендации автора касательно контракта с установленным количеством ( объемом ) и условием поставки товаров, работ, услуг по заявкам заказчика.
При заключении контракта с определенным, установленным объемом поставляемой по заявкам заказчика продукции, заказчику следует исходить из обязанности выбрать весь объем продукции, либо установленным Законом порядком внести изменения в контракт (расторгнуть контракт).В том числе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом (Закон. Ст. 95, ч. 9).
В числе оснований, предусмотренных ГК для одностороннего отказа заказчика в договоре возмездного оказания услуг, например, – возместив расходы (ГК. Ст. 782, п. 1);
Расторжение контракта возможно по соглашению сторон (Закон. Ст. 95, ч. 8).
В иных случаях условие возможности неполного выбора объемов закупаемой продукции, должно быть особо оговорено в контракте.
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс», сайта Гражданский контроль государственных закупок
Когда невозможно определить количество закупаемых товаров или объем закупаемых работ, услуг, заказчик вправе определить не НМЦК, а начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 22 сентября
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Когда невозможно определить количество закупаемых товаров или объем закупаемых работ, услуг, заказчик вправе определить не НМЦК, а начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. При этом контракт должен содержать цены единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта, а также порядок определения количества товара, объема работы, услуги на основании заявок заказчика.
Следует учитывать, что в силу ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ до 1 октября 2019 года осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не допускается.
Для всех остальных случаев с 1 июля начнет действовать ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает такие нововведения.
В силу этой нормы указанные цены определяются заказчиком с учетом установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В этом случае обоснованию в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ подлежит цена единицы товара, работы, услуги.
Также в ч. 24 ст. 22 Закона N 44-фЗ установлено, что положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся применения НМЦК, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом N 44-ФЗ не установлено иное.
В извещении и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении и документации о закупке ( п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).
Участники закупок будут предлагать сумму цен единиц товаров, работ, услуг (см., например, ч. 4 ст. 24 , п. 2 ч. 2 ст. 51 , ч. 2 ст. 54.4 , ч. 5 ст. 68 , ч. 1 ст. 72 , ч. 1 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).
Критерием оценки заявок, окончательных предложений вместо цены контракта будет сумма цен единиц товара, работы, услуги ( п. 1 ч. 1 , ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).
Контракт должен будет содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика ( ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля). Кроме того, в контракте будет указываться не твердая цена контракта, а цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта ( ч. 2 ст. 34 , ч. 10 ст. 83.2 , п.п. 24 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).
Пройдите дистанционную профпереподготовку по госзакупкам и получите бесплатную юридическую защиту от штрафов. Подробности по телефону 8 (800) 333-26-44, или оставьте заявку на сайте обучение-44-фз.рф
«Закупка за единицу продукции»
В соответствии с нормами, регламентируемыми Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Правила и методы определения НМЦК определены ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.
Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке – ст. 16, ст. 42 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик обязан обосновать ЛЮБУЮ цену.
Ч. 1 ст. 22 44-ФЗ предусмотрено, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
- 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- 2) нормативный метод;
- 3) тарифный метод;
- 4) проектно-сметный метод;
- 5) затратный метод.
При этом, 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения контракта заказчик может выбирать из заранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку.
Ч. 24 ст. 22 44-ФЗ предусмотрено, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со ст. 19 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения 44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если законом не установлено иное.
Таким образом, в случае если невозможно определить объем, Заказчик обязан обосновать «начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги».
В отношении каждой позиции спецификации заказчик должен определить начальную цену. Такая цена определяется по общим правилам, предусмотренным ст. 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта. В итоге должен получиться перечень продукции, содержащий единичные расценки.
При этом, в закупках с установленным объемом общая НМЦ и сумма цен единиц товаров совпадают, а в закупках «без объема» — нет.
Во время аукциона или в заявке на другие виды закупках участники снижают не НМЦ закупки, а сумму всех цен объектов закупки.
После проведения закупки, заказчиком определяется коэффициент снижения, рассчитываемый на основании разницы между начальной суммой цен всех единиц и предложением участника закупки.
Такой коэффициент при заключении контракта применяется к каждой начальной цене единичной расценки отдельно, т.е. определение стоимости единичных расценок в контракте осуществляется путем пропорционального снижения их начальных цен. Участник закупки не может на какую-то продукцию предлагать большее снижение, а на какую-то меньшее в пределах общей цены сделанного им предложения. Определение единичных расценок во всех случаях осуществляется путем пропорционального снижения.
Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта считают от НМЦ закупки.
Антидемпинговые меры заказчик применит, если участник предложит сумму цен товаров, которая меньше начальной на 25% и более. Правила применения мер будут такими же, как при обычных закупках.
Размер преимущества для организаций инвалидов и учреждений УИС также будут рассчитывать от предложенной участником суммы цен.
В контракте заказчик обязательно указывает, что объем товаров или услуг определяется на основании заявок (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Поставщик получает оплату не при заключении контракта, а по мере выполнения работ. Если не будет заявок или их будет меньше, чем рассчитывал Поставщик, оспорить это нельзя.
Минфин России признал наличие возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по цене за единицу товара, работы, услуги
Возможность осуществления закупки по цене за единицу товара, работы, услуги установлена ч. 24 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Согласно указанной норме заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить.
При этом возможность применения подобной возможности к закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) была под вопросом, поскольку прямого указания на это в Законе №44-ФЗ, а начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен указанных единиц — это терминология, больше подходящая к конкурентным закупкам. В закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) начальной цены нет.
Вместе с тем, Минфин России направил письмо от 14 июля 2020г. N 24-03-08/60989 в котором указано, что заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям установленным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе по цене за единицу товара, работы, услуги в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ. При этом контракт должен содержать в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При этом доводы ведомства весьма неубедительны, поскольку не учитывают терминологию Закона №44-ФЗ и прямо не указывают на наличие рассматриваемой возможности.