ДЛЯ КОГО НАПИСАНА КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ?
Во всем мире считается, что Конституция для гражданина является основным Законом, нарушать который не дано никому в данном государстве.
А как же обстоит дело с уважением собственной Конституции в России?
Откроем для начала текст так называемого Основного Закона Российской Федерации (мне кажется, что выполнение требований Конституции в России обязательно только для простолюдинов, а для депутатов, олигархов, чиновников, васильевых, сердюковых, чубайсов и прочая — это некое недоразумение):
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Все вроде предельно ясно. Но…
Коммунисты Северо-Осетинского Рескома Компартии КОММУНИСТЫ РОССИИ целых три. года безуспешно пытаются инициировать проведение референдума. Мы в строгом соответствии с законом представляли пять раз в Избирательную Комиссию Ходатайство об инициировании проведения референдума. Избирательные Комиссии передавали на рассмотрение депутатам. И тут выясняется, что депутатам парламента глубоко начхать на свой народ, на Конституцию России и все остальные законы. Депутаты считают себя небожителями, а простой народ – быдлом.
Я сгущаю краски?
1. Трагедия с захватом школы в Беслане стала хорошим поводом для ограничения демократических свобод в России. Буржуазная власть, грубо нарушив конституционное право избирать и быть избранным, по существу ввела принцип назначения губернаторов по ее хотению.
2. Массовые протестные выступления на Болотной явили России такое явление, как «Медведевская оттепель». И тут с подачи небожителя Северной Осетии господина Мачнева власть оставила за собой право во второсортных по сравнению с Россией кавказских регионах (за исключением Чечни) назначать своих вассалов. А парламент Республики Северная Осетия-Алания «Рад стараться! Ваше превосходительство!»
И тут Северо-Осетинский Реском Компартии КОММУНИСТЫ РОССИИ посмел вдруг потребовать у депутатов соблюдения статей Конституции. И тут понеслось с их стороны ехидные комментарии: «У коммунистов вновь очередное обострение!», или «Апеллируете здесь каким-то Законом» или «Не надо нас учить Конституции, законам. Здесь все обучены». При этом политическим небожителям ведь нужно как-то сохранить хорошую мину при плохой игре. И на божий свет парламентарии выдают официальный ответ на отказ в праве граждан Российской Федерации проведения референдума типа «вопросы, предложенные на референдум, носят множественное толкование». И как принято в плохоньком триллере парламентарии произвели «контрольный выстрел»: «Вопрос об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации урегулирован на самом верху».
Что называется, с чем боролись…
А как же оппозиция?
Лидеры КПРФ публично театрально «рвут на себе рубаху» в стремлении якобы борьбы с якобы ненавистным антинародным режимом. А на деле…
2015 год Компартия КОММУНИСТЫ РОССИИ и партия «Альянс зеленых» подали раздельно иск в наш самый гуманный суд с отменой итогов выборов в Собрание представителей города Владикавказа 6 созыва. У нас на руках оказались 63 из 125 Протокола итогов подсчета голосов, выданные УИКами непосредственно в день голосования, которые расходились с данными Протоколов-оборотней, представленные ТИК. Для начала, суд принял не все! протоколы для рассмотрения. Далее суд обвинил нас в том, что некоторые представленные протоколы с живыми подписями и скрепленные печатью УИК оказывается по мнению суда по вине наблюдателей Компартии КОММУНИСТЫ РОССИИ заполнены неправильно. Судом было взято во внимание объяснение председателя одного из УИК на наличие двух протоколов за её подписью, но разнящихся в цифрах, которое свелось к тому, что якобы представленный нами протокол был учебным пособием и якобы похищен с участка. А совпадение более половины пятизначных! чисел в этих протоколах есть не что иное, как её предвидение. Сей вывод на суде подкрепился историческим фактом: «А что в этом удивительное, ведь осьминог Пауль правильно предсказывал результаты футбольных матчей!»
Суд отклонил наш иск. Но самое интересным на этом судилище оказалось поведение КПРФ. Так получилось, что только! представители двух партий: «Единой России» и КПРФ от первого заседания и до вынесения вердикта (а этот процесс длился почти три месяца) единым фронтом выступали против нас. Более того, представитель КПРФ сделала заявление на суде от имени КПРФ, что выборы прошли честно и прозрачно. Только вот чуть ранее на официальном сайте КПРФ было выставлено Решение партийного форума, утверждающее, что выборы прошли с огромными нарушениями и результаты являются сфальсифицированными.
У КПРФ сегодня появилась новая предвыборная фишка. Это – «Дети войны». А до этого всячески раскручивался бутафорный так называемый «Народный референдум», который априори был изначально мыльным пузырем, сотрясением воздуха. Компартия КОММУНИСТЫ РОССИИ пока безуспешно пытается провести реальный референдум, результаты которого должны стать обязательными для исполнения небожителями. И на нашем пути вновь стал монолитный союз КПРФ и «Единой России». Более того, единственным, кто выступил против установки памятника И.В. Сталина в городе Владикавказе, стал депутат от так называемой коммунистической КПРФ господин Корнаев.
Если опустить за скобки призыв представителя Компартии КОММУНИСТЫ РОССИИ не лишать горожан демократического права волеизъявления через референдум, то давайте послушаем, как господин из КПРФ ведет себя якобы так ненавистном и вражеском буржуазном парламенте…
23 апреля Собрание представителей города Владикавказ рассматривала инициативу Северо-Осетинского Рескома Компартии КОММУНИСТЫ РОССИИ о проведении референдума. Из прилагаемого ходатайства:
«Северо-Осетинский Республиканский Комитет Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ в соответствии с требованиями Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2006 года №67-РЗ «О местном референдуме в Республике Северная Осетия-Алания» утвердил и предлагает формулировку вопроса референдума в следующей редакции:
— Согласны ли Вы или нет установить памятник И.В. Сталину в городе Владикавказ на пересечении улиц Калинина и Весенней.
— Согласны ли Вы или нет переименовать в городе Владикавказ улицу Весенняя на улицу Сталина».
Несмотря на то, что КПРФ любит в преддверии выборов различных уровней божиться и клясться в любви и верности деяниям И.В. Сталина, но вот как против попытки увековечивания его памяти реально на деле выступают зюгановцы:
Корнаев: Вот Вы говорите, что нигде не установлены бюсты и памятники Сталину.
М.Н.: Памятники. Не бюсты.
Корнаев: А какая разница? Памятник, бюст? Вот в Дигорском районе, Алагирском, Кировском, Моздокском районе, в Правобережном районе… т.е. везде всё установлено. Зачем вы популизмом занимаетесь? Приходите, говорите, что этого нет.
М.Н.: А во Владикавказе?
Корнаев: Как? Везде всё есть!
М.Н.: А во Владикавказе?
Корнаев: Апеллируете здесь каким-то Законом Конституцией. Что где-то ущемляют ваши права.
Я Вам говорю здесь как единственный депутат Коммунистической партии Российской Федерации в Собрании представителей жителей города Владикавказ. Вы же занимаетесь популизмом!
Почему вы не сгруппировались так красиво и хорошо и не приехали в Дигорский район, где повредили этот бюст или памятник. Вот бывший наш прокурор, коммунисты Дигорского района своими силами быстро привели этот бюст памятник в надлежащий вид, в очень хороший.
А Вы сейчас выходите, апеллируете каким-то законом. Может Вы займетесь каким-то делом? Украсьте что-то. Создадите и будет тогда во благо и Коммунистам России и любому горожанину, и любому уважающему свою историю человеку. И всё!
И не надо нас учить Конституции, законам. Здесь все обучены.
М.Н. Уважаемые депутаты! Еще раз говорю. Это не моя прихоть. Давайте с просим у горожан согласны ли они или нет переименовать улицу и установить памятник Сталину. Всё! Вопросов больше нет!
Корнаев: Уважаемый гость! Еще раз поясняю. Вот Ваша цель… Вот кто сбор подписей и по Весенней и по Ардонской организовывает надо хотя бы представителей этих улиц вначале спросить. Потому что на этих улицах есть ООО, есть организации, есть магазины. Юридические адреса. Вы понимаете, какую за переименовкой этих адресов идет ответственность? И затраты: денежные, материальные, ресурсы, в очередях надо стоять. Вы соображаете?
Лучше возьмите какую-то другую улицу под переименования под кого-либо. Создать новую, облагороженную улицу в новом микрорайоне города Владикавказ. Это касается и одного вопроса, и другого, и последующих ранее.
Просто супер! Браво!
Трудно что-либо доказывать господину из доблестной КПРФ Корнаеву, который по заученному спичу не знает разницы между бюстом и памятником. Да что там, у господина Корнаева Дигорский, Кировский и другие являются районами Владикавказа. Господин из КПРФ признался, что он и ему подобные небожители сами являются ЗАКОНОМ и поэтому якобы позволено указывать, КАК выстраивать работу целой партии.
Господин Корнаев! А что так получилось, что Вы являетесь единственным представителем такой правильной КПРФ? И то, как было установлено на суде, Вы, господин Корнаев, оказались в числе депутатов в результате, скорее всего, трехсторонней встречи ЦИК, «Единая Россия» и КПРФ, которая произошла в ПЯТЬ часов утра. в понедельник после воскресных выборов в кабинете ТИК.
Господин единственный депутат от КПРФ Корнаев! Хорошо, что Вы сообразили, как ловко увести разговор от главного. Вы вместе со своими коллегами (кроме одного воздержавшегося) сознательно совершили преступление в присвоении властных полномочий согласно действующим положениям Статьи 3 Конституции Российской Федерации, лишив права народа на свободное волеизъявление.
Конституция Российской Федерации
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина [1] .
Содержание
История конституции
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Разработка проекта
16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ. [2]
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.
По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса [3] , но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева [4] [5] . В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.
Принятие (1993)
15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» [6] . Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ [7] . Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.
Конституция Российской Федерации 1993 года
Структура
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
- Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
- Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
- Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
- Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России [8] . В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9 1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
- Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
- Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
- Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
- Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
- Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
- введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
- Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
- Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:
-
; ; ; ;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.
Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:
- пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
- поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
- внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
- внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.
Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.
Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
Нормативный акт | До изменений | После |
---|---|---|
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Ингушская Республика | Республика Ингушетия |
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия — Алания |
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 | Республика Калмыкия — Хальмг Тангч | Республика Калмыкия |
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 | Чувашская Республика — Чаваш Республики | Чувашская Республика — Чувашия |
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 | Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:
Федеральный конституционный закон | Дата внесения изменений | Исключено из статьи 65 | Включено в статьи 65 |
---|---|---|---|
от 25 марта 2004 года № 1 | 1 декабря 2005 | Пермская область; Коми-Пермяцкий АО | Пермский край |
от 14 октября 2005 года № 6 | 1 января 2007 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО | Красноярский край |
от 12 июля 2006 года № 2 | 1 июля 2007 | Камчатская область; Корякский АО | Камчатский край |
от 30 декабря 2006 года № 6 | 1 января 2008 | Усть-Ордынский Бурятский АО | Иркутская область |
от 21 июля 2007 года № 5 | 1 марта 2008 | Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ | Забайкальский край |
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
- подтверждает неизменность Конституции;
- разрабатывает проект новой Конституции, который:
- принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
- выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
Отличие Конституции от законов
- закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
- обладает высшей юридической силой;
- обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
- отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
- является базой для текущего законодательства.
Конституция и ограничение прав и свобод человека
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:
- ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
- никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
- исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
- ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
- должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1—4 требования, а также остальные требования конституции России.
В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.
Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» — общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.
Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: «Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату «.
Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».
Издание Конституции
Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах [9] и публикация текста Конституции в Российской газете [10] . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.
См. также
Примечания
- ↑ Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — С. 608 ISBN 5-482-00716-2; Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методические пособие, краткий учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2001. — С. 448 ISBN 5-86225-968-6
- ↑О работе Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации (1990—1993 годы)
- ↑Виктор Шейнис, один из авторов Конституции России, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, в гостях на радиостанции «Эхо Москвы» в передаче «Не так» от 06.12.2008, тема «Конституция Российской Федерации — 15 лет спустя»: «Участвовали уважаемые люди под эгидой трёх человек. Сергей Сергеевич Алексеев, свердловский юрист, председатель комитета Конституционного надзора союзного парламента, человек в высшей степени достойный. Ну, он, правда, писал, насколько я себе представляю, первый раздел Конституции, „Основы конституционного строя“, и вторую главу, „Права и свободы“. Кстати, это хорошие главы. С моей точки зрения, их не дай Бог тронуть. Во-вторых, Анатолий Александрович Собчак, и в-третьих, Сергей Михайлович Шахрай. Вот три человека…»
- ↑Сергей Шахрай на russia.ru за 2008 год«Откровенно о конституции и поправках. Беседа с Переседовым. Сергей Шахрай, один из авторов Конституции РФ рассказывает об истории её создания»
- ↑«Проблемы реализации Конституции России 1993 года» РИА «Новости» от 11.12.2008 «Пресс-конференция руководителя аппарата Счетной палаты России, одного из главных авторов действующей Конституции Сергея ШАХРАЯ на тему: „Проблемы реализации Конституции России 1993 года“, приуроченная к 15-летию с момента принятия нового Основного закона в 1993 году.»
- ↑Указом Президента России от15 октября1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»
- ↑Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР»
- ↑ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО — Конституция России принята 12.12.1993 \ Консультант Плюс
- ↑Конституция России на архивной версии сайта Президента РФ
- ↑Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года «Российская газета».
Ссылки
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия
- Конституции
- Конституции России
- 1993 год в России
- 1993 год в праве
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Конституция Российской Федерации» в других словарях:
Конституция Российской Федерации — Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые , организации государственной власти и местного самоуправления, отношения гражданина и государства. Конституция Российской Федерации… … Российское избирательное право: словарь-справочник
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г — КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и… … Юридическая энциклопедия
Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Constitution of the Russian Federation) основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. — основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ содержит… … Энциклопедический словарь экономики и права
Конституция Российской Федерации — Констит уция Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь
Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия
История Российской Федерации — Эта статья об истории Российской Федерации после распада СССР. О Российской Федерации в составе СССР см. статьи РСФСР и История СССР Эта статья должна быть полностью переписана … Википедия
20-летие конституции России — американский праздник?
Конституцию РФ 1993 года написал Ельцину Госдеп США. Основная ее цель: узаконивание приватизации — передачи частным лицам — общенародной собственности и ресурсов России, принадлежавших всему народу. Высший властный орган России — Верховный Совет, препятствовавший приватизации, — был расстрелян. Новая Конституция, принятая, по словам тогдашнего госсекретаря Бурбулиса, «через ухо, через задницу», с фальсификациями, дала неограниченные полномочия президенту и «зеленый свет» разграблению России иностранцами.
В этом году 20-летие принятия Конституции РФ будет праздноваться торжественно — указ об этом Путин подписал еще летом. А что празднуем-то? Праздновать эту дату должны скорее в США. Недавно USAID (агентство США по международному развитию) призналось, что при его участии и была написана Конституция РФ 1993 года, а затем — Налоговый, Гражданский кодекс РФ, а позже (уже при Путине) — и Земельный кодекс, позволивший продавать землю.
Самое главное, чем всегда стремился завладеть Запад, — это российские территории, ресурсы, недра, земли. Пока существовал СССР, на это у международных олигархов не было ни шанса. В Конституции СССР (и РСФСР) было четко закреплено, что земля, ее недра, воды, леса находятся в исключительной собственности государства.
В 1993 году действовала Конституция РСФСР 1978 года (с поправками 1991 года). По этой Конституции высшими органами власти в стране были Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Президент свои решения обязан был согласовывать с этими органами. Это и стало причиной «конституционного кризиса» 1993 года. Верховный Совет не ратифицировал (то есть не узаконил) Беловежское соглашение о распаде СССР и не соглашался на приватизацию (разграбление) госсобственности. И тогда Ельцин, не имевший на то никаких законных полномочий, взял власть в свои руки силовым методом.
21 сентября 1993 года Ельцин подписал знаменитый указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Съезду народных депутатов и Верховному Совету Российской Федерации (то есть высшим органам власти) прекратить свою деятельность. По действовавшей тогда Конституции такое распоряжение Ельцина не имело никакой законной силы, верховная власть была не у него, а у разгоняемых им Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Больше того — самим фактом этого указа Ельцин должен был быть автоматически отрешен от должности президента, так как нарушил Конституцию, гласившую: «Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно». Учитывая этот непреложный юридический факт, 22 сентября 1993 года Верховный Совет принимает постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина с момента издания указа №1400 и переходе их к вице-президенту Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. 24 сентября Съезд народных депутатов — высший орган власти в стране, — действуя абсолютно в соответствии с Конституцией, объявляет о прекращении президентских полномочий Ельцина, а действия Ельцина квалифицирует как государственный переворот. После этого со стороны Ельцина последовала блокада Белого дома и его расстрел из танков. Расстреливали не только тех, кто был в Белом доме, но и людей, вышедших на защиту законной власти, и даже случайных прохожих или людей, выглянувших в окно и попавших в прицел снайперской винтовки. Очевидцы рассказывают о стрельбе с крыши американского посольства, о вооруженных молодчиках в форме молодежной сионистской организации «Бейтар». Всего в кровавых событиях октября 1993 года, по данным участников и очевидцев тех событий, погибло более 3 тысяч человек. Эти действия по всем параметрам уже могли квалифицироваться не просто как государственный переворот, а как вооруженный захват власти. Тогда для придания видимости законности действиям Ельцина срочно потребовалась новая Конституция. Которую, как говорилось выше, ему предоставило американское агентство по международному развитию.
Но согласно действовавшей тогда Конституции РСФСР и закону «О референдуме РСФСР» назначить референдум и представить текст Конституции для вынесения на референдум должен был Верховный Совет. Который к тому моменту был расстрелян и разогнан.
Тогда Ельцин уходит от слова «референдум» и назначает «всенародное голосование», сам устанавливая его правила. Голосование признавалось состоявшимся при более чем 50-процентной явке, а Конституция считалась принятой, если «за» проголосует более 50% от числа явившихся на избирательные участки (а не от общего числа избирателей, как было в законе о референдуме). Одновременно Ельцин назначает новый ЦИК, меняет структуру избиркомов, почему-то резко сокращается число избирателей (за счет военнослужащих и студентов, не проживающих по месту прописки), — очевидно, чтобы «натянуть» те самые 50% явки. Но даже эта цифра оказалась сфальсифицирована — выводы экспертной группы при администрации президента (!) вскрыли, что на самом деле явка составила 46% от общего числа избирателей, а не официальные 54,8%. То есть голосование должно было быть признано несостоявшимся!Но расследования фальсификации не было, так как протоколы голосования. были уничтожены по личному распоряжению главы ЦИК Рябова. Характерна цитата тогдашнего госсекретаря Бурбулиса: «Конституция, принятая 12 декабря, пусть через ухо, пусть через задницу принятая, – она есть и она является той правовой основой, которая необходима для продвижения вперед». Точнее сказать, она явилась правовой основой для начавшегося массового разграбления страны и передачи ее в руки международных олигархов. Она явилась «правовой основой» для того, чтоб частные лица могли качать нефть и газ, продавать леса и электроэнергию, полезные ископаемые, — и всю прибыль класть себе лично в карман. Это стало возможным благодаря статье 9 «принятой через ухо, через задницу» Конституции, которая разрешала перевод земли и других природных ресурсов в частную собственность. И теперь уже не секрет, что грандиозный процесс разграбления нашего народного достояния под видом приватизации проходил под чутким контролем советников ЦРУ, заполонивших госучреждения и лично назначавших новых собственников. Об этом и единоросс Федоров много говорит, и сам Путин недавно со смешком рассказывал всей стране.
А чтобы одурманить народ и заставить проголосовать за эту Конституцию, тогда много говорилось о «демократических правах и свободах», прописанных в этой Конституции, о том, что «народ — единственный источник власти» и т. п. Правда, все эти положения о правах и свободах прописывались очень абстрактно, в основном копируя положения международных деклараций и конституций других стран — США, Франции и т. п. Конкретная реализация этих положений отдавалась на откуп федеральным законам, а законы принимались такие, что суть этих деклараций искажали до наоборот.
Так, по Конституции у нас есть право непосредственного проявления своей власти через референдум. Но закон о референдуме составлен так, что провести его практически невозможно. Он с момента принятия этой Конституции ни разу и не проводился.
Конституция гарантирует неприкосновенность жилища, а законы, регламентирующие деятельность полиции, ФСБ и других силовых органов, дают им неограниченные права на вторжение в наше жилье. По Конституции «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения», — а на самом деле каждый оператор связи обязан предоставить ФСБ помещение для прослушки, без всяких судебных решений.
По Конституции «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». По факту закон о массовых мероприятиях дает неограниченные возможности местным властям их запрещать. Чем они активно и пользуются.По Конституции «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», «имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». А на самом деле различные фильтры и невыполнимые условия не дают возможности гражданам не от власти оказаться на выборах даже в числе кандидатов. Апофеозом были выборы в Госдуму в 2011 году, когда 98% (!) населения России, не состоящие в партиях, не могли даже выдвинуть своего кандидата.
Итак, Конституция 1993 года была написана в США и принята для того, чтобы узаконить госпереворот, совершенный Ельциным, и чтобы узаконить приватизацию (отъем у нас, у коренных народов России) земли, недр России, ее богатств и всей общенародной собственности. Принята она была в нарушение закона о референдуме. Само голосование должно было быть признано несостоявшимся из-за недостаточной явки, но итоги сфальсифицировали, а улики в виде протоколов голосования тут же уничтожили.
Получается, с 1993 года в России нет законной власти, нет законно принятой и одобренной народом Конституции? И даже положения этой Конституции о правах и свободах, скопированные из международных деклараций, грубо попираются принимаемыми законами. Выход один: потребовать отставки нелегитимной власти, сформировать законную, легитимную (то есть избранную народом) власть, используя принцип поименных открытых выборов, исключающих фальсификации.
Крашенинников: Модель США не была принята разработчиками Конституции РФ
Павел Владимирович, в 1977 году, когда была принята последняя из советских Конституций, названная «брежневской», западные идеологи с издевкой писали о советской «приверженности конституционализму». Мол, каждый новый правитель пишет Основной Закон «под себя». Ельцин не стал исключением?
Павел Крашенинников: Считаю полезным кратко пройтись по истории российского конституционализма.
Первая Конституция России готовилась при Александре Втором, но убийство императора поставило на ней крест. Следующий этап — Основные Законы Николая Второго и создание в 1906 году Государственной Думы, просуществовавшей до 1917 года. В 1918 году была принята Конституция РСФСР, в 1924-м — Конституция СССР, закрепившая создание союзного государства в лице России, Украины, Белоруссии и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В 1936 году была принята новая Конституция СССР — так называемая «сталинская». Следующей стала «брежневская», хотя ее подготовка началась еще в 1962 году, при Хрущеве.
Подготовка «ельцинского варианта» 1993 года велась в изменившихся условиях, прежде всего с учетом необходимости предотвратить развал страны. Трещины шли тогда по всем направлениям — в политической сфере, в экономике, в межнациональных отношениях. Задачей Конституции было сцементировать государство, субъекты федеративных отношений, людей. Еще Гераклит сказал когда-то вещие слова: «За закон народ должен биться, как за городскую стену».
С распадом СССР в декабре 1991 года мы остались с Конституцией РСФСР. Как только депутаты Верховного Совета РСФСР начали вносить в нее поправки, вся конструкция законодательной базы «поплыла», и в законотворчестве начался настоящий хаос, названный журналистами и политиками тех лет «войной законов».
Ситуация была похожа на нелепую попытку отремонтировать дом путем замены отдельных кирпичей и балок на новые. В то время я присутствовал в Верховном Совете в качестве эксперта и был свидетелем, как «с голоса» принимаются поправки в Конституцию РСФСР, в законы, носящие откровенно конституционный характер. Все чаще вслух стал задаваться вопрос: «Что же мы это, товарищи, делаем? Ломаем дом, в котором живем. Давайте строить новый, пока этот не рухнул».
Говорят, что поражение — всегда сирота, а у победы полно родственников. Так и с Конституцией, что ни политик тех дней, то участник создания Основного Закона. Кто реально писал исторический проект?
Павел Крашенинников: В подготовке документа принимали участие действительно многие люди.
Первым, кто поставил политическую цель разработать новую Конституцию России, был Борис Николаевич Ельцин. В 1993 году он издал Указ «О Конституционном совещании». Предполагалось собрать в команду представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Первое заседание Конституционного совещания прошло летом 5 июня 1993 года в Москве в Кремле. В рамках Конституционного совещания конкуренция шла между двумя основными концепциями Конституции: «государственнической» и «основным законом для граждан».
На самом деле коренного противостояния здесь нет. Это просто взгляд, если можно так сказать, с разных сторон. Важно, что удалось отстоять нормы, посвященные защите прав и свобод гражданина России, выраженной в главе второй Конституции, и заложить мощную правовую основу для развития отраслевого законодательства, Гражданского и Семейного кодексов и других актов.
Какое участие в этом процессе принимал сам президент?
Павел Крашенинников: Он лично принимал участие в заседаниях Конституционного совещания. Докладчики были разные: Румянцев, Собчак, Алексеев, Шахрай и другие. Но точку в дискуссиях ставил сам президент. В конце 1993 года, в октябре — ноябре, «президентский» проект Конституции РФ прошел окончательную доработку во вновь созданных органах Конституционного совещания: Общественной и Государственной палатах, а также в Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания, после чего был вынесен президентом на референдум 12 декабря 1993 года.
Не раз приходилось слышать, что наша Конституция якобы списана с американской или как минимум американские советники участвовали в работе над Основным Законом. Так ли это?
Павел Крашенинников: Это не так. Единственно верное в этих историях то, что наши эксперты внимательно изучали весь комплекс конституционных актов других стран. И Конституцию США, и европейские конституции. И индийскую, которая, кстати, самая обширная по объему в мире — более 400 статей.
Особое внимание уделяли опыту иностранных государств с федеративным устройством. Изучали, как решается нашими коллегами задача создать эффективные принципы федеративных отношений, обеспечивающие прочность государства при минимизации государственного аппарата. Смотрели иностранный опыт, как максимально «насытить» права человека и гражданина. Это было тогда действительно актуально, гораздо актуальнее, нежели сейчас. И иерархию законов, безусловно, исследовали, как это можно сделать.
Мы знаем, что бушевали страсти, спорили по многим вопросам. Какие из них были самые острые?
Павел Крашенинников: Ключевым был вопрос равенства субъектов Федерации. Унитарный принцип государства, если это иметь в виду под вариантами, даже не обсуждался. В итоге было принято взвешенное решение.
В Конституции дан перечень всех субъектов Федерации. Установлен перечень полномочий, находящихся в исключительном ведении федеральных органов власти, и перечень полномочий совместного ведения. Установлены границы полномочий субъектов Федерации, порядок их изменений. Принята необходимость утверждения общенациональных символов и институтов — флаг, герб, гимн. В целом создана система, которая укрепила Россию, объединила страну и людей, что и было на тот момент архиактуальным.
Кстати, в одном из вариантов проекта символика предлагалась в приложении к Основному закону.
Важно, что был дан отрицательный ответ на предложения уйти от наличия национальных республик в составе Федерации. Напомню, тогда высказывались предложения создать субъекты Федерации исключительно по территориальному признаку. Здесь сработал известный политический принцип: политика — это искусство возможного. Если бы попытались пойти по этому пути — не удалось бы сохранить страну. Поэтому за основу мы взяли существующее на тот момент устройство Федерации.
Делались альтернативные предложения. Например, предлагали зафиксировать федеральное устройство государства федеративным договором по аналогии с первой советской Конституцией 1924 года или Конституцией РСФСР. Горбачев в свое время, кстати, был сторонником союзного договора. Но если федеративное устройство государства выстраивается на уровне договора, то включается механизм, предполагающий подписание договора сторонами, а значит, начинается торг, раскол, автоматически вырастает статус регионов и понижается статус федеральной власти.
Что касается ушедших в историю договоров России и субъектов, то, надо сказать, что они сыграли важную роль в сохранении целостности страны.
В США тоже существует федеративное устройство…
Павел Крашенинников: Как раз американская модель и не была принята разработчиками нашей Конституции. Это я говорю в адрес любителей теории американского влияния на российский конституционализм. Выстраивать отношения между федеральной властью и регионами по примеру США мы не стали. И правильно сделали. Не потому, что договорный принцип в чем-то ущербен или неправилен. Конституция США — сугубо национальный продукт политической и экономической жизни XVIII века граждан другого континента. У нас своя история, следовательно, иные решения.
А что мы взяли из опыта других стран?
Павел Крашенинников: Чему мы были просто обязаны поучиться у наших зарубежных коллег — так это вопросам обеспечения свобод и прав граждан. Такого опыта правовой деятельности у России не было. Конституция четко и эффективно определила статус национальных республик, решила вопросы государственного языка, обеспечила защиту коренных и малочисленных народов.
Определено, что внешняя политика является исключительным полномочием федеральных органов власти, равно как, например, таможенное, уголовное законодательство. Был установлен запрет на ограничение свободного перемещения товаров внутри России. Эти формулировки — насущный на тот момент ответ на желание отдельных регионов взять на себя больше государственных полномочий, что в итоге разнесло бы Россию вдребезги.
Той же цели служило введение единой денежной единицы — рубля, управление которой стало исключительной компетенцией федерального центра, с прямым запретом выпуска региональных денег.
Сегодняшние оппоненты Конституции раз за разом возвращаются к теме ее пересмотра. Нынешний вариант Основного Закона называют подчеркнуто «ельцинским», переходным, якобы исчерпавшим себя, а потому требующим либо существенной корректировки, либо полной замены. Как вы считаете, у нас есть еще порох в пороховницах?
Павел Крашенинников: Дискуссии особенно жарко разгораются в период важных политических решений. Однако, возвращаясь к политической и правовой истории, стоит отметить, что первая советская Конституция действовала 12 лет. «Сталинская» — 41 год. «Брежневская» — 14 лет. «Ельцинская» работает уже 24 года. Есть надежда, что на этом чехарда с основными законами страны закончится, по крайней мере — на ближайшие сто лет.