Приложение. Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации
2 июля 2014 г., 20 апреля, 22 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г., 19 июня 2017 г., 12 ноября 2018 г.
I. Общие положения
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 в пункт 1 внесены изменения
1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации*(1).
2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 3 изложен в новой редакции
3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(2), Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(3), Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377*(4).
4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации*(5) сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».
5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации*(6), заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел*(7), подчиненного ему по службе.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 пункт 6 изложен в новой редакции
6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации(3), заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 16 декабря 2018 г. — Приказ МВД России от 12 ноября 2018 г. N 759
7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению начальника ГУСБ МВД России или его заместителя подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 приложение дополнено пунктом 7.1
7.1. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности оперативно-поискового подразделения, подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел проводится по решению Министра, заместителя Министра, ответственного за деятельность указанных подразделений, руководителя (начальника) территориального органа МВД России, начальника оперативно-поискового подразделения либо подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел сотрудниками данных подразделений.
8. Утратил силу с 25 июля 2017 г. — Приказ МВД России от 19 июня 2017 г. N 394
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 30 августа 2018 г. N АКПИ18-682 пункт 9 признан не противоречащим действующему законодательству
9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.
10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.
11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке*(9).
12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка*(10), не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
II. Организация проведения служебной проверки
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447 в пункт 13 внесены изменения
13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также заявление сотрудника.
14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Информация об изменениях:
Приложение дополнено пунктом 14.1 с 16 декабря 2018 г. — Приказ МВД России от 12 ноября 2018 г. N 759
14.1. В случае если сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки содержатся в электронном документе или электронной копии документа, поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.
15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 16 изложен в новой редакции
16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.
17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 в пункт 18 внесены изменения
18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.
19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.
21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.
22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.
23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:
23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.
23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.
24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.
25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.
26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.
27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.
III. Полномочия участников служебной проверки
28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 в подпункт 28.1 внесены изменения
28.1. Предлагать сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.
28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.
28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.
28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 2 июля 2014 г. N 559 в подпункт 28.5 внесены изменения
28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.
28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.
28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.
28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.
28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.
28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).
28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 28.13
28.13. Докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.
29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.
30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 30.1 пункта 30 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству
30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.
30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 30.3 пункта 30 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству
30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 30.4 пункта 30 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству
30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 30.5 пункта 30 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству
30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.
30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.
30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.
30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 25 февраля 2021 г. N АКПИ20-1028, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 мая 2021 г. N АПЛ21-145, подпункт 30.9 признан не противоречащим действующему законодательству в части слов «либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений»
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 30.9 пункта 30 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству, в части отсутствие положений об обязательном информировании в разумные сроки после назначения служебной проверки сотрудника, в отношении которого она назначена, о самом факте начала её проведения и её основаниях
30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения — приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений — составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.
30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 в подпункт 30.11 внесены изменения
30.11. Опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.
30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.
30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.
Информация об изменениях:
Подпункт 30.15 изменен с 16 декабря 2018 г. — Приказ МВД России от 12 ноября 2018 г. N 759
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 30.15 пункта 30 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству
30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.
31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:
31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.
31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.
31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.
31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 31.5
31.5. Принимать решение о продлении срока проведения служебной проверки в случае поступления рапорта сотрудника (председателя или членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 28.13 настоящего Порядка.
32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:
32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.
32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.
32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.
32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N АКПИ16-1299, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2017 г. N АПЛ17-148, подпункт 32.5 пункта 32 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству
32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.
32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.
33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
IV. Оформление результатов служебной проверки
34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
35. В вводной части указываются:
35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 30 августа 2018 г. N АКПИ18-682 подпункт 35.2 признан не противоречащим действующему законодательству
35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.
36. Описательная часть должна содержать:
36.1. Основания проведения служебной проверки.
36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
35.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447 в подпункт 36.5 внесены изменения
36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.
36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.
36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.
36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.
37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:
37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.
37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447 в подпункт 37.4 внесены изменения
37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 в подпункт 37.6 внесены изменения
37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
37.7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447 в подпункт 37.8 внесены изменения
37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.
37.10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.
38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 приложение дополнено пунктом 38.1
38.1. В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.
39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.
Информация об изменениях:
41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.
42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).
43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.
44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.
45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:
45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.
45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).
45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.
45.4. Заключение по результатам служебной проверки.
45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.
45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.
46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.
47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447 в сноски внесены изменения
*(1) Далее — «органы, организации или подразделения МВД России».
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст. 5808.
*(5) Далее — «органы внутренних дел».
*(6) Далее — «Министр».
*(7) Далее — «сотрудник».
*(8) Далее — «ГУСБ МВД России».
*(9) Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570).
Документальные и фактические проверки обособленных подразделений
Несмотря на то что обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица, органы ГФС имеют право их проверять. В консультации рассмотрим правила и особенности проведения налоговиками документальных и фактических проверок обособленных подразделений (филиалов, представительств и т. д.).
Нормативная база
Проверки обособленных подразделений проводятся по правилам, установленным:
-
(далее – НК) (гл. 8);
- Методическими рекомендациями относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов ГФС при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденными приказом ГФС от 31.07.14 г. № 22 (далее – Методрекомендации № 22).
Какие подразделения относятся к обособленным для целей налоговых проверок?
Для целей проверок органами ГФС обособленные подразделения понимаются в значении, определенном Гражданским кодексом (далее – ГК) (пп. 14.1.30 НК). Так, согласно ст. 95 ГК обособленными подразделениями являются филиалы (выполняют часть функций юрлица) и представительства (представляют и защищают интересы юрлица), которые находятся вне местонахождения юрлица, не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденого юрлицом положения.
Документальные проверки
Документальная проверка юрлица и его обособленного подразделения проводится одновременно.
В частности, если юрлицо и его обособленные подразделения находятся на учете в разных органах ГФС или это юрлицо (его подразделения) состоит на учете в других органах ГФС по месту расположения (регистрации) его обособленных подразделений, документальные проверки (как плановые, так и внеплановые по всем вопросам) проводятся одновременно и в головном офисе, и в обособленном подразделении (подразделениях) (пп. 1.4.3.1 Методрекомендаций № 22).
Обратите внимание: органы ГФС имеют право проверять не только обособленные подразделения, но и объекты движимого и недвижимого имущества, объекты налогообложения, а также объекты, связанные с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (далее – объекты, связанные с налогообложением). Таким образом, орган ГФС имеет право одновременно проверять структурное подразделение и юрлицо.
Организация взаимодействия и координация действий соответствующих органов при проверках обособленного подразделения и объектов, связанных с налогообложением, осуществляется тем органом ГФС, который проводит (возглавляет) проверку юрлица.
Документальные проверки обособленных подразделений и объектов налогообложения проводятся территориальными органами ГФС по месту учета таких подразделений и объектов с соблюдением требований НК по их организации в сроки, согласованные с органом ГФС, который осуществляет (возглавляет) проверку юрлица. Однако проверки обособленных подразделений должны проводиться не позднее чем за 3 дня до окончания проверки налогоплательщика.
Следует знать! Территориальные органы ГФС по месту учета обособленных подразделений или объектов, связанных с налогообложением, не могут назначать документальные проверки таких подразделений по своей инициативе. Они должны действовать по указаниям органа ГФС, который проводит (возглавляет) проверку юрлица (пп. 1.4.3.1 Методрекомендаций № 22).
Виды документальных проверок
Согласно пп. 75.1.2 НК органы ГФС имеют право проводить такие документальные проверки:
- плановые – на основании плана-графика проверок;
- внеплановые – по основаниям, указанным в ст. 78 НК;
- выездные – по местонахождению налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится проверка;
- невыездные – в помещении контролирующего органа;
- невыездные внеплановые электронные – на основании заявления, поданного налогоплательщиком в контролирующий орган, в котором он состоит на учете. Этот вид проверок предусмотрен только для налогоплательщиков с незначительным уровнем риска, который определяется в соответствии с п. 77.2 НК.
Остановимся подробнее на плановых и внеплановых проверках.
Плановые проверки
План-график документальных плановых проверок на ближайший год обнародуется на сайте ГФС не позднее 25 декабря (п. 77.1 НК). Годовой план проверок на 2018 год можно найти на сайте ГФС.
При включении налогоплательщика в план проверок необходимо соблюдать требования к периодичности проведения проверок, которая зависит от степени риска СХ (высокая, средняя, незначительная). Степень риска СХ определяется исходя из критериев, предусмотренных п. 5 разд. ІІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 02.06.15 г. № 524.
Налогоплательщик должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала (п. 77.4 НК). Ему должны вручить под подпись копию приказа органа ГФС о назначении проверки, а также письменное уведомление с указанием даты начала проверки. Отметим, что органы ГФС не обязаны направлять отдельно уведомление о проведении плановой проверки обособленному подразделению. Этого не требуют ни НК, ни Методрекомендации № 22.
Так, согласно пп. 1.4.3.1 Методрекомендаций № 22 уведомление о проверке направляется (вручается) юрлицу. А органы ГФС по месту учета обособленных подразделений проводят документальную проверку, но отдельно такому подразделению уведомление о проверке не направляют.
Сроки проведения плановой проверки таковы (п. 82.1 НК):
- 30 рабочих дней (далее – р. д.) – для крупных налогоплательщиков;
- 10 р. д. – для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП);
- 20 р. д. – для всех остальных налогоплательщиков.
Срок проверки может быть продлен, но не более чем:
- на 15 р. д. – для крупных налогоплательщиков;
- 5 р. д. – для СМП;
- 10 р. д. – для остальных налогоплательщиков.
Внеплановые проверки
Как следует из самого названия, график таких проверок не утверждается. Кроме того, о проведении внеплановой проверки юрлицо и его обособленные подразделения заранее не предупреждают. Исчерпывающий перечень оснований (их всего 17) для внеплановой проверки приведен в ст. 78 НК.
Например, таким основанием может быть уклонение обособленного подразделения от налогообложения выплаченной (начисленной) зарплаты. Правда, это возможно при условии, что юрлицо (головное предприятие) уполномочило обособленное подразделение начислять, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет, то есть подразделение является налоговым агентом. Внеплановая проверка также обязательно назначается в случае закрытия обособленного подразделения (пп. 78.1.7 НК).
Продолжительность внеплановой проверки не может превышать (п. 82.2 НК):
- 15 р.д. – для крупных налогоплательщиков;
- 5 р. д. – для СМП;
- 10 р. д. – для всех остальных налогоплательщиков.
Срок проверки может быть продлен, но не более чем:
- на 10 р. д. – для крупных налогоплательщиков;
- 2 р. д. – для СМП;
- 5 р. д. – для остальных налогоплательщиков.
На заметку: закон не ограничивает периодичность внеплановых проверок (т. е. при наличии оснований проверка может проводиться несколько раз в год).
Фактические проверки
Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Органы ГФС имеют право проводить фактические проверки как обособленных подразделений, так и объектов, где осуществляется деятельность. Такие проверки проводятся без предупреждения налогоплательщика.
Особенности проведения фактических проверок обособленных подразделений юрлица определены в пп. 1.4.4 Методрекомендаций № 22. В отличие от документальных проверок, в случае назначения фактической проверки налогоплательщика по основному месту учета проводить фактическую проверку обособленного подразделения (подразделений) необязательно. Этот вопрос решает орган ГФС, который проверяет юрлицо.
Если налоговый орган примет решение о проведении проверки обособленного подразделения, он должен не позднее чем за 10 р. д. до ее начала подать в орган ГФС, на территории которого осуществляет деятельность это подразделение, запрос о проверке такого объекта вместе с юрлицом и перечень вопросов, которые необходимо отразить в акте проверки.
Вопросы для проверки
В ходе фактической проверки обособленного подразделения проверяется:
- соблюдение норм законодательства по вопросам регулирования оборота наличных;
- порядок осуществления расчетных операций;
- ведение кассовых операций;
- наличие лицензий, свидетельств, в том числе на производство и оборот подакцизных товаров;
- порядок оформления трудовых отношений с работниками.
Как и внеплановая, фактическая проверка может проводиться только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ст. 80 НК.
Срок фактической проверки
Продолжительность фактических проверок (как для юрлиц, так и для обособленных подразделений) не должна превышать 10 суток.
Срок таких проверок продлевается по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) органа ГФС не более чем на 5 суток. Правда, сделать это можно только при наличии соответствующих оснований, а именно:
- по заявлению юрлица (если он должен подать документы, касающиеся вопросов проверки);
- при сменном режиме работы или суммированном учете рабочего времени у юрлица и/или его хозяйственных объектов.
Условия допуска к проверке
Перед началом проверки обособленного подразделения проверяющие обязаны представить следующие документы (п. 81.1 НК):
- направление на проверку по форме приложения 2 к Методрекомендациям № 22. Оно должно быть подписано руководителем органа ГФС или его заместителем и скреплено печатью;
- служебные удостоверения;
- копию приказа о проведении проверки.
Важно! Если эти документы не предъявлены до начала проверки либо оформлены с нарушением законодательства, руководитель обособленного подразделения вправе не допустить проверяющих к проверке.
Оформление результатов проверок
Результаты проверок оформляются по правилам ст. 86 НК. Кроме того, проверяющие в отношении юрлиц руководствуются также Порядком, утвержденным приказом Минфина от 20.08.15 г. № 727 (далее – Порядок № 727).
По результатам документальной (плановой и внеплановой) и фактической проверок составляется (п. 86.1 НК):
- акт – если выявлены нарушения. Акт оформляется в двух экземплярах на бланке органа ГФС, который издал приказ о проведении проверки и выписал направление на проверку;
- справка – если нарушения не установлены.
К сведению: акт проверки для налогоплательщиков, имеющих филиалы, составляется в течение 10 р. д. со дня, следующего за днем окончания срока проверки (п. 86.4 НК). Акт должен содержать перечень всех обособленных подразделений юрлица (п. 3 разд. III Порядка № 727).
Если налогоплательщик или его представители не согласны с выводами или фактами, изложенными в акте проверки, они могут подать свои возражения и/или дополнительные документы в орган ГФС, который проводил проверку, в течение 5 р. д. со дня его получения (п. 44.7 НК).
Возражения рассматриваются в течение 7 р. д. после их получения. Затем орган ГФС направляет налогоплательщику ответ в порядке, предусмотренном ст. 58 НК (п. 86.7 НК).
На основании акта проверки орган ГФС принимает налоговое уведомление-решение (п. 86.8 НК):
- в течение 10 р. д. со дня вручения налогоплательщику акта проверки;
- если юрлицо подало возражения к акту – в течение 3 р. д., следующих за днем рассмотрения возражения и/или дополнительных документов и предоставления налогоплательщику письменного ответа.
Может ли акт проверки обособленного подразделения быть составлен позже, чем акт проверки юрлица?
Нет, это недопустимо. Согласно пп. 1.4.3.1 Методрекомендаций № 22 орган ГФС, который проверял обособленное подразделение, должен передать материалы по проверке органу ГФС, который проверяет юрлицо. Сделать это нужно не позднее чем за 3 дня до окончания проверки юрлица. Аналогичное мнение выразил Харьковский окружной административный суд в своем решении от 28.08.18 г. (ЕГРСР, рег. № 76086176). Также суд указал, что выводы акта проверки филиала являются составляющей частью акта проверки юрлица.
Могут ли органы ГФС по результатам проверки привлечь обособленное подразделение к финансовой ответственности?
Да, могут, но только если оно является самостоятельным плательщиком того или иного налога. Например, обособленное подразделение может быть налоговым агентом относительно НДФЛ. Поэтому такое подразделение могут оштрафовать за неначисление, неудержание и/или неуплату НДФЛ на основании п. 127.1 НК. В этом пункте прямо сказано, что ответственность за погашение налогового обязательства или налогового долга возлагается в том числе и на налогового агента (см. также решение Сумского окружного административного суда от 11.04.18 г., ЕГРСР, рег. № 73602338).
Выводы
Органы ГФС имеют право проводить документальные и фактические проверки обособленных подразделений юрлиц.
Документальные проверки (плановые и внеплановые) юрлица и его обособленного подразделения (подразделений) проводятся одновременно. А вот при проведении фактической проверки юрлица его обособленное подразделение может и не проверяться. Такие проверки осуществляют органы ГФС по месту учета обособленных подразделений.
Источник: "Баланс" № 84-85, который вышел из печати 22.10.18 г.
С чего начинается проверка подразделения
Статья 14. Порядок организации проверки
1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов или иных нормативных правовых актов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки;
10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами или иными нормативными правовыми актами, регулирующими проведение мероприятий по контролю, и с порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производится в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Документы, которые должны предъявить оперативники
Итак, к вам пришли сотрудники полиции и требуют впустить их внутрь. Дальнейшие действия будут зависеть от цели их визита.
Ситуация первая: следователю (дознавателю) нужна информация по уголовному делу, которое он расследует.
Как правило, в такой ситуации следователь направляет на фирму письменный запрос о представлении документов и сведений. Получив такой запрос, позвоните по указанному в нем телефону и выясните у начальника подразделения, в котором работает следователь (дознаватель), действительно ли требуемая информация нужна для расследования уголовного дела.
Если документы, которые запрашивает следователь, не содержат компрометирующей вас информации, лучше их представить. В случае отказа следователь может провести у вас обыск или выемку.
Ситуация вторая: к вам пришли с обыском или выемкой.
Попросите «гостей» представиться, показать служебные удостоверения и рассказать о причинах проверки. На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, имеются соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии в форме. Обратите внимание на срок, по который действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.
С обыском или выемкой может прийти как сам следователь (дознаватель), так и по его поручению другие сотрудники полиции.
В первом случае требуйте, чтобы следователь кроме служебного удостоверения предъявил вам постановление о проведении обыска или выемки, а если эти действия проводятся в жилом помещении – то и судебное решение. Если с обыском или выемкой пришли другие сотрудники полиции, требуйте, чтобы они помимо своих служебных удостоверений и постановления предъявили вам письменное поручение следователя на проведение обыска или выемки.
Внимательно ознакомьтесь с предъявленными документами. Перепишите данные проверяющих (снять копии скорее всего вам не разрешат).
Старайтесь не идти на конфликт с сотрудниками полиции, поскольку они могут вас задержать, а затем оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей или арестовать на срок до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ).
Если вы не согласны с требованиями сотрудников полиции, просто заявите им об этом: «Мы возражаем против вашего присутствия и не представим вам никаких документов». Этого будет достаточно. Если полицейские, несмотря на ваш отказ, все равно решат провести проверку, не препятствуйте им.
Лучше направьте телеграмму в прокуратуру и УВД вашего региона. Можно подстраховаться и направить телеграммы еще и в Генеральную прокуратуру и МВД.
Текст должен быть кратким. Например: «Информируем вас о том, что сегодня в 15.00 в офис нашей фирмы (название, адрес) пришли сотрудники полиции (указать фамилии, должности, звания, подразделение, где служат) и без всяких на то оснований, без предъявления соответствующих постановлений изъяли документы, компьютеры. Копию протокола, подтверждающего изъятие, нам не оставили. Просим принять меры. Генеральный директор». Этот метод проверен на практике и очень хорошо действует.
Есть еще один вариант. Позвоните по так называемому телефону доверия или в Управление собственной безопасности МВД.
Имейте в виду: вы вправе отказать оперативникам, если они не подтвердят законность своих требований.
За отказ выполнить законное требование полиции предусмотрен административный штраф: для руководителя фирмы – от 300 до 500 рублей, для других сотрудников — от 100 до 300 рублей, для фирмы – от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Правда, сотрудники полиции редко применяют эту статью, потому что тогда им придется подтверждать правомерность своих действий в суде (штраф по ст. 19.7 КоАП РФ назначает судья).
Следующий этап. Но это уже после проверки. Нужно грамотно написать жалобы на действия сотрудников полиции и отправить их вышестоящим чиновникам (УВД вашего региона, МВД) в прокуратуру и в суд.
Жалуйтесь и в том случае, если сомневаетесь, законно или незаконно действовали оперативники. Ничего, что жалоба не приведет к положительному результату, зато при ее рассмотрении сотрудникам полиции придется предъявить суду документы, подтверждающие, что они действовали в рамках своих полномочий. А знакомство с этими документами позволит вам выработать правильную позицию и выпутаться из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.
Данный материал является частью бератора «Ответственность директора и бухгалтера».
Все статьи бератора ежедневно обновляются экспертами и всегда актуальны.
Чтобы прочитать статью полностью, нужно приобрести доступ.