Как проходит приватизация объектов культурного наследия пошагово
Перейти к содержимому

Как проходит приватизация объектов культурного наследия пошагово

  • автор:

Совфед разрешил бизнесу приватизировать объекты культурного наследия через аукцион

МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в среду одобрил закон об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в приватизации объектов культурного наследия. Документ устанавливает различные способы приватизации объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр, в зависимости от их состояния.

Так, объекты культурного наследия в удовлетворительном состоянии будут приватизироваться путем продажи их на аукционе вместе с занимаемыми ими земельными участками. Для объектов в неудовлетворительном состоянии предлагается установить новые правила отчуждения — они будут проданы по итогам конкурса и без одновременного отчуждения земельных участков под ними. При этом задаток для участия в конкурсе составит 20% от кадастровой стоимости объекта.

При приватизации через конкурс здания, строения или сооружения, являющегося объектом культурного наследия, покупатель одновременно получит в аренду земельный участок под этим объектом. Арендная плата за такой участок составит один рубль в год на весь срок выполнения условий конкурса. Исключительное право на приобретение такого участка в собственность возникает у собственника находящегося на нем объекта культурного наследия после выполнения условий конкурса по продаже объекта.

Закон предусматривает преимущественное право субъектов МСП на приобретение объектов культурного наследия, которые ими уже арендуются, независимо от способов приватизации. Как ранее отметил председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, закон позволит привлечь инвестиции со стороны малого и среднего предпринимательства для реставрации, восстановления объектов культурного наследия. Депутат, в частности, привел в пример дворянские усадьбы, "которые тысячами исчезают каждый год". По словам Гаврилова, у местной и региональной власти, как правило, недостаточно средств для содержания многочисленных памятников архитектуры.

Определены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации объектов культурного наследия

Федеральный закон внесен сенатором РФ А. Кутеповым и С. Мамедовым в период исполнения им сенаторских полномочий.

Одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Речь идет об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации объектов культурного наследия.

Смотрите также

19 июля 2023 года, 14:38г.

Федеральный закон внесен сенатором Российской Федерации Андреем Кутеповым Кутепов
Андрей Викторович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга Кутепов Андрей Викторович и Сергеем Мамедовым в период исполнения им полномочий сенатора.

Докладчиком по вопросу выступил председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.

По его словам, вносятся изменения в Федеральный закон 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», в Земельный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

«Федеральным законом предусматриваются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и особенности информационного обеспечения приватизации объектов культурного наследия. Также предусматривается, что существенным условием договора купли-продажи объекта культурного наследия, заключаемого на аукционе, является обязанность покупателя соблюдать условия обременения публичным сервитутом и иные установленные ограничения», — сказал Андрей Кутепов.

Федеральный закон дополняет Земельный кодекс Российской Федерации положением, согласно которому отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, не производится в случае отчуждения объектов культурного наследия (ОКН) путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Также Федеральным законом устанавливается, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок выполнения условий конкурса по продаже ОКН. Исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен ОКН, приватизированный путем продажи на конкурсе, возникает у собственника такого объекта после выполнения условий конкурса, которое подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению ОКН.

Арендатор, которому до 1 марта 2015 года был предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, однократно имеет право заключить новый договор аренды такого земельного участка сроком на пять лет без проведения торгов, если цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны целям использования земельного участка по ранее заключенному договору аренды, а также при соблюдении других условий, предусмотренных Федеральным законом.

«Реализация положений Федерального закона будет способствовать исключению противоречий в законодательных актах Российской Федерации, позволит обеспечить сохранение и восстановление ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, и ОКН, а также повысит эффективность продажи государственного и муниципального имущества», — подчеркнул Андрей Кутепов.

Как проходит приватизация объектов культурного наследия пошагово

Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, путем внесения таких объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, путем продажи на аукционе (за исключением объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии) или на конкурсе (в отношении объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии) при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к таким объектам, требованиями к размещению наружной рекламы на таких объектах и их территориях, а также требованиями к установке надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, могут приватизироваться субъектами малого и среднего предпринимательства также в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при условии их обременения требованиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, и соблюдения положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 370-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должно содержать информацию об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия.

К решению об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должны прилагаться копии охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, утвержденного в порядке, предусмотренном статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и паспорта объекта культурного наследия, предусмотренного статьей 21 указанного Федерального закона (при его наличии), а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона, — копии иного охранного документа и паспорта объекта культурного наследия (при его наличии).

3. Договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а при отсутствии данного охранного обязательства — требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.

В случае отсутствия в таком договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, является ничтожной.

4. В случае приватизации объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, путем продажи на конкурсе условия конкурса должны предусматривать:

1) требования, установленные охранным обязательством, предусмотренным статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а при отсутствии данного охранного обязательства — иным охранным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона;

2) иные требования к сохранению, в том числе реставрации, объекта культурного наследия или его части, установленные федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании запроса федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

3) обязательство покупателя обеспечить разработку в определенный срок проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включая проведение работ по его реставрации, в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

4) обязательство покупателя обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 370-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Абзацы первый — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 24.07.2023 N 370-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если на конкурс подана только одна заявка на приобретение объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, договор купли-продажи может быть заключен с таким лицом.

Начальная (минимальная) цена продажи объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается равной одному рублю. Задаток для участия в конкурсе по продаже объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается в размере 20 процентов кадастровой стоимости такого объекта культурного наследия. Победителю конкурса возвращается часть задатка в сумме, превышающей цену приобретения данного имущества.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 370-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Передача такого имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующим договором купли-продажи, до выполнения победителем конкурса условий конкурса.

Кроме указанного в пункте 3 настоящей статьи существенного условия такой договор должен содержать следующие существенные условия:

об обязанности нового собственника объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, выполнить в срок и в полном объеме условия конкурса;

о расторжении договора купли-продажи в случае нарушения новым собственником объекта культурного наследия предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и (или) абзацем десятым настоящего пункта существенных условий договора.

В случае расторжения договора купли-продажи объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, по основаниям, указанным в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, объект культурного наследия подлежит возврату в собственность осуществившего приватизацию такого объекта культурного наследия публично-правового образования без возмещения собственнику стоимости такого объекта, включая неотделимые улучшения, и без компенсации расходов, связанных с исполнением договора купли-продажи.

При проведении конкурса по продаже объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены («шаг конкурса»).

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2023 N 370-ФЗ)

6. Срок выполнения условий конкурса не должен превышать семь лет.

Документом, подтверждающим выполнение условий конкурса, является акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданный новому собственнику такого объекта органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2023 N 370-ФЗ)

7. При приватизации объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением и находящегося в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, путем продажи на аукционе, если земельный участок под таким объектом не продается на аукционе, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указываются сведения о размере арендной платы за земельный участок, занятый таким объектом и необходимый для его использования, и о сроке аренды этого земельного участка.

В России утверждены новые правила приватизации объектов культурного наследия

С 3 августа 2023 года в России вступает в силу закон, который уточняет правила приватизации объектов культурного наследия и определяет участие субъектов малого и среднего бизнеса в этом процессе.

Новые особенности приватизации объектов культурного наследия утверждены в рамках Федерального закона от 24 июля 2023 № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно новому закону, способ приватизации объекта культурного наследия будет зависеть от его состояния. Памятники в удовлетворительном состоянии решено продавать на аукционе вместе с землей, на которой они расположены.

Объекты в неудовлетворительном состоянии будут передаваться через конкурс. При этом земельный участок под ними не будет передан новым собственникам до его полной реставрации.

В этом случае покупатель должен внести задаток, равный 20% кадастровой стоимости объекта. После победы в конкурсе часть задатка вернется, если сумма превысила стоимость приобретения.

При приватизации объектов культурного наследия, согласно новому закону, покупатель имеет право арендовать земельный участок, на котором расположен памятник

Плата за аренду этого участка символическая — 1 рубль в год на период работ по восстановлению памятника. После завершения ремонтных работ собственник получает приоритетное право на приобретение прилегающей земли.

Данный подход применяется к памятникам, находящимся в собственности Петербурга, Москвы и Севастополя, так как в этих городах существовал более сложный механизм приватизации. Теперь в большинстве случаев земельный участок, на котором находится объект культурного наследия, будет предоставлен в аренду, а не передан вместе с объектом новому владельцу. Это условие, как уверены парламентарии, поможет эффективнее осуществлять контроль и обеспечить сохранность исторических ценностей.

В законе сделан отдельный акцент на праве предпринимателей выкупать недвижимость, имеющую статус культурного наследия, если такие постройки находятся у них в аренде. Подобные арендаторы также имеет право продлить срок аренды участка на пять лет, если участок находится в собственности государства и муниципалитета, и был предоставлен ему до 1 марта 2015 года. Как считают эксперты, это дает больше шансов предпринимателям приобрести такие объекты, а также способствует сохранению культурного наследия.

Как считает председатель комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Анатольевич Гаврилов, у местной власти не хватает средств и ресурсов для поддержания всех памятников в хорошем состоянии, а законопроект призван решить эту проблему. По его мнению, принятый закон представляет собой уникальную возможность для привлечения инвестиций, но и ужесточает контроль за сохранением памятников культуры.

Напомним, в Петербурге практикуется уже собственный порядок продажи памятников «за рубль» с обязательным условием реставрации в течение семи лет после продажи. За минувших четыре года таким образом удалась пристроить в частные руки девять исторических объектов, требующих серьезных реставрационных работ.

Мнение эксперта

Анна Капитонова, юрист, член совета общества защиты памятников «Старый Петербург»:

– Этот закон должен поспособствовать реставрации памятников, но навряд ли станет импульсом к резкому росту восстановлений. Суть нововведения заключается в том, что памятник уходит с торгов под восстановление, а земля под ним будет арендоваться по льготной стоимости. При этом новый порядок дает возможность проконтролировать, что памятник действительно будет восстановлен. Одновременно с этим у нового собственника все же появляются некоторые преимущества.

Так, 1-я статья ФЗ гласит, что памятник продается без земли. Нет возможности приобрести памятник вместе с земельным участком сразу. Первое время земля под памятником будет использоваться новым собственником на правах аренды.

Продажа памятника без земли дает государству дополнительные механизмы контроля, который сильно сужает возможности того, кто будет его восстанавливать. Это позволяет быть уверенным в том, что памятник будет восстановлен.

В 4-й статье закона закреплен приоритетный порядок приобретения земли под памятником после полного его восстановления.

Основной плюс нововведений — льготная аренда земли на период восстановления памятника. Новый собственник приобретает памятник, а землю под ним он арендует землю за 1 рубль в год. Раньше земля арендовалась по средней стоимости, теперь аренда становится практически бесплатной. По замыслу законодателей, это позволит собственникам тратить больше денег на восстановление памятника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *