Кто руководит Рсчс в РФ?
Председателем Комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
Кто является руководителем Гочс России?
Супруновский, Анатолий Михайлович (с 2 марта 2020 г.)
Кто является координационным органом Рсчс?
КООРДИНАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ РСЧС Члены Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности . Члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти
Какой орган управления звена Рсчс является органом постоянно действующим?
Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются: — на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
Каким органом управления является штаб Гочс?
Орган управления ГОЧС – это постоянно действующий орган управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) всех уровней, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Какие органы управления имеет Рсчс?
РСЧС относятся: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативные дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также организаций; оперативные штабы ликвидации .
Какие органы управления входят в состав Рсчс?
Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования и включают в себя: координационные органы; постоянно действующие органы управления; органы повседневного управления.
Кто является председателем Кчс?
Председателем Комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач. 7.
Кто руководит Рсчс в РФ? Ответы пользователей
каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области .
на федеральном уровне — МЧС России, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделения .
При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им .
Постановлений Правительства РФ от 27.05.2005 N 335, от 03.10.2006 N 600, . и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
18 апреля 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации № 261 создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в .
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России. В зависимости от обстановки, .
Основные задачи РСЧС, ГО Для противодействия природным и техногенным угрозам мирного времени Государственная Дума РФ 11 ноября 1994 г принимает Федеральный .
Закон состоит из восьми глав и устанавливает: задачи РСЧС; гласность и . б) Правительство РФ руководит организацией и ведением работ в области ГОЧС;.
РСЧС: расшифровка, структура и задачи. Какие структуры образуют рсчс?
Постоянно действующие органы управления РСЧС формируются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Постоянными административными органами RSChS являются:
РСЧС: расшифровка, структура и задачи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждому из нас важно знать, что в случае природной или техногенной катастрофы мы не останемся одни.
Как правило, везде в мире государство берет на себя задачу предотвращения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий. В Российской Федерации эту задачу выполняет РКНПК.
Сегодня мы поговорим о том, что такое RSChS, как он расшифровывается, как он структурирован и каковы его основные задачи.
РСЧС – это…
РСЧС — это аббревиатура Российской системы чрезвычайных ситуаций, но это лишь сокращение части названия.
Полное название системы, созданной в 1992 году, — «Российская комплексная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласитесь, что аббревиатуру «RESPLCHS» довольно сложно произнести. По этой причине была выбрана аббревиатура RSES.
Сегодня название изменилось еще больше: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Постановление Правительства № 794 от 30.12.2003), но аббревиатура осталась прежней: RSChS.
RSChS был основан с целью объединения различных организаций и учреждений для оптимизации задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Это означает, что в случае чрезвычайной ситуации единый командный центр немедленно начнет координировать и направлять действия спасателей, медицинской помощи, служб жизнеобеспечения и т.д.
Задачи РСЧС
Основные задачи RSChS:
- предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
- минимизировать возможные последствия ЧС;
- ликвидировать ЧС.
Если мы детализируем задачи всех служб в системе, то получим целый список действий, которые необходимо выполнить:
- разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
- обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
- проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
- координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
- ликвидировать последствия ЧС;
- изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
- создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
- создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
- поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.
Принципы, заложенные в основу создания РСЧС
В основу подготовки РСЭС легли следующие принципы:
- защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
- при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
- система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Более подробную информацию о деятельности RSChS можно найти по следующей ссылке.
Задачи РСЧС
В соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Структура (схема) и уровни РСЧС
Организационная структура РСЧС состоит (см. схему) из территориальной и функциональной подсистем и включает пять уровней:
- федеральный;
- межрегиональный;
- региональный;
- муниципальный;
- объектовый.
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
RSChS состоит из двух подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории и состоят из подразделений, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Подразделения (муниципального уровня) создаются в муниципалитетах (районах, поселениях) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории.
Задачи, организация, состав сил и средств, а также режим функционирования территориальных подсистем и муниципальных образований определяются соответствующими положениями, принимаемыми компетентными руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных агентствах, федеральных организациях и организациях Российской Федерации для организации работы по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и в закрепленных за ними отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил, средств и порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
Структурная система РСЧС
Федеральный уровень включает в себя органы управления, силы и средства централизованного руководства федеральных органов исполнительной власти. Межрегиональный уровень РСЧС формируется путем разделения территории Российской Федерации на 6 регионов. Формируются следующие регионы RSChS: Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Красноярск) и Дальневосточный (Хабаровск). Каждый регион включает в себя территории нескольких субъектов Российской Федерации. Региональный уровень включает органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, развернутых на их территориях. Муниципальный уровень включает территории муниципалитетов, а объектный уровень — территорию предприятия, учреждения, организации. На каждом уровне РСЧС имеются координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально отвечающие за решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные запасы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Задачи РСЧС
Основными задачами RSChS являются:
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области и защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям при возникновении ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Организационная структура РСЧС (схема)
Организационная структура RSChS показана на схеме:
Он состоит из двух подсистем и имеет пять уровней.
Уровни РСЧС
Пять уровней структуры RSChS:
- Федеральный уровень. Это высший ярус, представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный уровень. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
- Региональный уровень. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный уровень. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый уровень. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Подсистемы РСЧС
Единая система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных агентствах, федеральных организациях и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и в закрепленных за ними отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, а также порядок работы функциональных подсистем РСЧС определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их действий определяются положениями, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории и состоят из подразделений, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. В муниципалитетах (районах, поселениях) создаются подразделения (муниципального уровня) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории. Задачи, организация, состав сил и средств, а также режим функционирования территориальных подсистем и муниципальных объединений определяются соответствующими положениями, принимаемыми компетентными руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Управление РСЧС
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами RSChS являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке уполномоченный представитель
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по гражданской обороне и пожарной безопасности (КГОПБ), определение их компетенции, утверждение руководителей и их персонального состава осуществляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или объединениями.
Полномочия КВПБ, а также процедура принятия решений определяются в указах или постановлениях о его создании. КФС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляют соответственно руководители этих органов и организаций или их заместители.
Постоянно действующие органы
Постоянными административными органами РКНХС являются следующие:
- на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координационные органы РСЧС
В их состав входят: комитет по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) и пожарной охране федерального органа исполнительной власти, подведомственный орган исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления и подведомственные организации.
Принципы, лежащие в основе РСЧС
В основе создания RSChS лежат следующие принципы:
- все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ подлежат защите от ЧС;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
- при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
- система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», то есть факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура РСЧС (схема)
Организационная структура RSChS показана на схеме:
Он состоит из двух подсистем и имеет пять уровней.
Уровни РСЧС
Пять уровней структуры RSChS:
- Федеральный уровень. Это высший ярус, представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный уровень. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
- Региональный уровень. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный уровень. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый уровень. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Подсистемы РСЧС
Единая система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных агентствах, федеральных организациях и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и в закрепленных за ними отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, а также порядок работы функциональных подсистем РСЧС определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их действий определяются положениями, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории и состоят из подразделений, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. В муниципалитетах (районах, поселениях) создаются подразделения (муниципального уровня) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории. Задачи, организация, состав сил и средств, а также режим функционирования территориальных подсистем и муниципальных объединений определяются соответствующими положениями, принимаемыми компетентными руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Структура РСЧС. Уровни РСЧС
Единая система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Пульты управления КЧС отслеживают ситуацию в контролируемой ими зоне 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Высшим органом власти является Центральное командование. В субъектах и муниципалитетах существуют центры и филиалы, которые предоставляют сервисные и диспетчерские услуги. Диспетчерские отделы расположены в помещениях.
- Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
- Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Органы управления РСЧС
Для предотвращения и ликвидации различных видов бедствий созданы службы мониторинга и аварийные подразделения. Силы и средства RSChS включают:
Постоянно действующие органы РСЧС
Автоматизированная информационно-управляющая система служит основным средством связи и координации. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует информацию из различных источников. Спасательные подразделения оснащены современным оборудованием: видео- и акустическими устройствами для поиска пострадавших, радиолокационным оборудованием, пневматическими, гидравлическими и другими инструментами.
Координирующие органы РСЧС
Средства чрезвычайного фонда Российской Федерации используются для ликвидации последствий и оказания материальной помощи пострадавшим.
Система РСЧС: органы, силы и задачи РСЧС
Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.
Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.
В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона. В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.
В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО. Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону. Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.
В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.
Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.
В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.
Основные направления деятельности РСЧС
Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:
- Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
- Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
- Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
- Материально-техническое снабжение структурных подразделений.
Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).
Цели и задачи РСЧС
Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Структура РСЧС. Уровни РСЧС
Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней, каждый из которых подотчетен вышестоящему:
- Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
- Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Органы управления РСЧС
Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.
Постоянно действующие органы РСЧС
Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.
Координирующие органы РСЧС
Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.
Органы РСЧС повседневного управления
Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.
Силы и средства РСЧС
Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:
- Контролирующие и надзорные службы РСЧС. Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
- Силы оперативного реагирования. В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.
Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.
Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.
Организационная структура рсчс.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
территориальный — территорию субъекта РФ;
местный — территорию района (города, населенного пункта);
объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Органы управления системы рсчс.
На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующие органы:
на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;
на территориальном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.
В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:
центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Региональный состав рсчс включает регионы:
Приволжский (Нижний Новгород)
В мирное время органы управления, силы и средстваРСЧСучаствуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основнымнаправлениям:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
совершенствование систем оповещения населения;
планирование мероприятий ГО;
обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целяхГОзапасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
— служба медицины катастроф (Минздрав);
— служба охраны общественного порядка (МВД России);
— противопожарная служба (МВД России);
— служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
— государственная спасательная служба (МЧС России);
— служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);
— служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
— служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
— противопаводковая служба (Минприроды России);
— служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
— служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
— транспортная служба (Минтранс России);
— служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
— служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Все уровни управления РСЧС имеют:
— постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее — органы управления по делам ГОЧС);
— органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
— силы и средства;
— резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
— на федеральном уровне — МЧС России;
— на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
— на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
— оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:
— на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
— на территориальном уровне — КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— на местном уровне — КЧС органов местного самоуправления;
— на объектовом уровне (в организациях) — объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.
Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее — региональные центры).
В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧСпереводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционированияРСЧСв условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.