Что понимается под государственной службой какие категории государственных должностей существуют
Статья 8. Должности государственной службы
1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2. Должности государственной службы подразделяются на:
должности федеральной государственной гражданской службы;
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
должности федеральной государственной службы иных видов.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 419-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. В федеральном государственном органе, органе публичной власти федеральной территории и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется трудовым законодательством.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2022 N 472-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ)
Государственная должность. Понятие и виды
Государственная должность – это первичная структурная единица системы государственного управления, учреждаемая в федеральных органах, региональных органах государственного управления, а также в других органах государственного управления, которые образуются на основе положений Конституции, наделенная определенным кругом обязанностей для обеспечения реализации компетенции соответствующего органа, а также ответственностью за законность и эффективность реализации служебных обязанностей.
Понятие государственной должности
В соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы организации государственной службы, а также вопросы государственной гражданской службы, в частности, государственные служащие – это российские граждане, которые реализуют обязанности по исполнению государственной службы за соответствующее вознаграждение.
В соответствии с нормами указанного законодательства правовое положение лица, замещающего должность государственной службы, определяется следующими обстоятельствами:
- замещением государственной должности, которая учреждается соответственно в государственном органе федерального или регионального уровня или в ином государственном органе, функционирование которого предусмотрено Конституцией;
- получением соответствующего специального ранга, классного чина или звания, то есть разряда квалификации.
С точки зрения структуры системы публичного управления государственная должность представляет собой неделимый элемент системы публичного управления, наделенный кругом должностных обязанностей для реализации компетенции государственного органа и соответственно осуществления в этой части функций публичного управления и предоставления государственных услуг.
Иными словами, с организационной точки зрения должность не связана непосредственно с личностью государственного служащего, то есть независима от лица, которое ее замещает.
С функциональной точки зрения государственную должность можно определить как объем полномочий, которые возлагаются на лицо, замещающее должность, в рамках компетенции государственного органа для решения задач публичного управления.
Государственные должности федерального уровня учреждаются на основе положений федерального законодательства или актов главы государства, региональные должности, в свою очередь, утверждаются положениями регионального законодательства и подзаконных актов.
Характеристики государственной должности
В содержании категории государственной должности можно выделить два основных элемента:
- это структурная единица системы публичного управления, неделимая, относительно обособленная от иных единиц, наделяемая кругом собственных полномочий в рамках компетенции государственного органа, получающая формальное закрепление в реестре и соответствующих внутренних документах;
- это система прав, обязанностей, ограничений и запретов, нормативно регламентированных и ориентированных на законное, добросовестное и эффективное исполнение государственным служащим функций и задач публичного управления в рамках компетенции государственного органа и собственных полномочий.
Таким образом, в число сущностных характеристик государственной должности можно включить следующие:
- это первичный элемент структуры органа публичного управления и системы публичного управления в целом;
- содержание государственной должности составляют обязанности, правомочия, ограничения и запреты, установленные в отношении лица, замещающего должность;
- необходимость формального закрепления государственной должности в реестре должностей и внутренних документах.
Виды государственных должностей
В соответствии с действующими законодательными и подзаконными актами в сфере государственной службы исходя из области функционирования подсистемы государственной службы выделяют:
- должности государственной гражданской службы федерального и регионального уровней;
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы и иных видов государственной службы.
Исходя из категории государственные гражданские должности делятся на следующие виды:
- руководящие должности. Это должности руководителей органов государственного управления и их заместителей, а также руководителей подразделений государственного органа, в том числе должности руководителей и заместителей территориальных подразделений органов федеральной власти, должности руководителей и заместителей в представительствах органов государственной власти и их структурных подразделениях, для замещение которых российские граждане привлекаются бессрочно или на конкретной срок;
- должности помощников или советников. Указанные должности учреждаются для оказания помощи лицам, которые замещают руководящие должности государственных органов, территориальных органов федеральной власти, представительств органов государственной власти на не ограниченный или на конкретный срок;
- должности специалистов. Это должности, которые учреждаются для обеспечения профессионального осуществления органами государственной власти функций публичного управления. Такие должности замещаются без указания конкретного срока;
- должности, обеспечивающих специалистов. Названные должности учреждаются для того, чтобы обеспечить функционирование органов государственной власти в информационном, организационном, финансовом, документационном, хозяйственном и ином направлении. Данные должности замещаются на неопределенный срок.
Кроме этого, все должности государственной гражданской службы объединяются в группы должностей:
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Категории и группы должностей государственной службы соотносятся следующим образом:
О государственной службе
Статья 6. Категории должностей государственной службы
1. Должности государственной службы в государственных органах подразделяются на категории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий и необходимых для их выполнения квалификации и профессиональной компетентности государственных служащих.
2. Устанавливаются следующие категории должностей государственной службы:
1) категория "А" (высший корпус государственной службы) — должности:
Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств;
руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Кабинета Министров Украины, и их заместителей;
руководителей аппаратов Конституционного Суда Украины, Верховного Суда, высших специализированных судов и их заместителей, руководителей секретариатов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их заместителей, Председателя Государственной судебной администрации Украины и его заместителей;
руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;
2) категория "Б" — должности:
руководителей структурных подразделений Секретариата Кабинета Министров Украины и их заместителей;
руководителей структурных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, их заместителей, руководителей территориальных органов государственных органов и их структурных подразделений, их заместителей;
руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений местных государственных администраций, аппаратов местных государственных администраций, их структурных подразделений;
руководителей аппаратов апелляционных и местных судов, руководителей структурных подразделений аппаратов судов, их заместителей;
заместителей руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;
3) категория "В" — другие должности государственной службы, не отнесенные к категориям "А" и "Б".
3. Количество должностей государственной службы категорий "А" и "Б" в государственном органе должна составлять не более трети его штатной численности.
Понятие государственной службы и ее принципы
Органы исполнительной власти, другие государственные органы осуществляют свои полномочия посредством деятельности работающих в этих органах должностных лиц/которые являются государственными служащими. Однако прежде чем говорить о государственных служащих как субъектах административного права, необходимо уяснить, что такое государственная служба. Основным законодательным актом о государственной службе является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В этом Законе дано понятие государственной должности, под которой понимается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. Государственная должность устанавливает определенный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данных государственных органов ,а также содержание и ответственность за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются на три категории: «А», «Б», «В».
Государственные должности категории «а» устанавливаются Конституцией РФ, федеральны-1 ми законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ,^ председателей палат Федерального Собрания, руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутатов, министров, судей и некоторых других лиц.
Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Примерами государственных должностей категории «Б» на федеральном 1 уровне могут служить должности: руководителя Администрации Президента РФ, помощника (референта, советника) Президента РФ, руководителя Секретариата Председателя Совета Федераций Федерального Собрания, помощника (советника) Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, руководителя Секретариата Председателя , Государственной Думы Федерального Собрания, помощника (советника) Председателя Государственной Думы Федерального Собрания, руководителя Секретариата Председателя Правительства РФ, помощника (советника) Председателя Правительства РФ, помощника (советника) федерального министра и др. Примерами государственных должностей категории «Б» в государственных органах субъектов РФ являются должности: руководителя администрации (аппарата) президента республики в составе Российской Федерации; помощника (референта, советника) президента, помощника председателя законодательного собрания, помощника главы правительства, помощника министра этих республик; помощника главы администрации края, области в составе Российской Федерации и др.
государственные должности категории «В» — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Примерами таких должностей в федеральных органах государственной власти могут жить должности: первого заместителя и заместителя руководителя Администрации Президента РФ, первого заместителя и заместителя начальника Главного управления Президента РФ, первого заместителя и заместителя Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания, начальника управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания, начальника департамента (управления) Аппарата Прави-1ьства РФ, заместителя федерального министра, руководителя иного (кроме министерства) федерального органа исполнительной власти, начальника департамента (управления, отдела) федерального органа исполнительной власти, других сотрудников этих органов. Аналогичные государственные должности категории «В» существуют и органах субъектов Федерации.
Под государственной должностью государственной службы понимается государственная должность, отнесенная только к категориям «Б» или З». А под государственной службой, в свою очередь, понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, осуществляемая только лица и, которые занимают государственные должности категорий «Б» и «В». При этом государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Обратим внимание, что государственным служащим признается гражданин, исполняющий соответствующие обязанности лишь в государственных органах. Человек, работающий не в государственных органах, и с любых других государственных организациях, государственным служащим не является. Так, например, сотрудник, занимающий самую низкую государственную должность в каком-либо министерстве, администрации области, аппарате областного законодательного собрания и в других государственных органах, — государственный служащий. Руководитель же и другие сотрудники крупного государственного предприятия учреждения, государственного университета и т. д. не относятся к государственным служащим.
С учетом федеративного устройства России государственная служба имеет два самостоятельных уровня: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Однако все лица, находящиеся на государственной службе (государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ), признаются государственными служащими Российской Федерации.
Еще раз подчеркнем, что лица, занимающие государственные должности категории «А» (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи некоторые другие лица), не находятся на государственной службе и соответственно не являются государственными служащими.
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовы-‘1 ми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий ив соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащий за подготавливаемые и принимаемые решения неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы;
12) отделения религиозных объединений от государства;
13) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.