При расследовании дорожно транспортных происшествий как правило назначается
Перейти к содержимому

При расследовании дорожно транспортных происшествий как правило назначается

  • автор:

Методика расследования дтп.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности или имущества, или диверсию.

При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства

• является ли данное происшествие ДТП;

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП, каков ее характер;

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответст¬венности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировка ДТП.

Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного действия являются:

• установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

• предположительная классификация ДТП;

• установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

• местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

• состояние груза, дорожных сооружений и местных предме¬тов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия;

• ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков;

• обзорность, видимость, освещенность;

• интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет придти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждение для установления освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

При допросе свидетелей выясняют: направление движения ТС, приблизительную скорость его движения, наличие других ТС, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каждого из них.

Последующие следственные действия по делам о ДТП зависят от той ситуации, которая сложится после проведения начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, главное — это получение и проверка сведений о ДТП, для чего планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Автотехническая экспертиза позволяет установить механизм ДТП.

транспортно-трасологическая экспертиза позволяет отождествить ТС или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям. Диагностическими задачами, решаемыми экспертизой этого вида, являются установление линии и угла столкновения ТС, разграничение следов первичного и повторного соударения (опрокидывания); обстоятельств выпадения человека из ТС и пр.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, о механизме повреждений на теле человека, прижизненном или посмертном характере этих повреждений и др.

Металловедческая экспертиза позволяет устанавливать причины повреждений деталей транспортных средств.

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы и т.д.

Необходимые исходные данные для производства автотехнической экспертизы

В следственной практике особое место занимает расследование дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), возникающих в результате нарушений безопасности дорожного движения. Они наносят не только большой материальный ущерб, но часто заканчиваются человеческими жертвами и увечьями. Это обуславливает их большую общественную опасность.

Сложность расследования такого вида происшествий хорошо известна сотрудникам следственных органов. Дорожно-транспортное происшествие по своей динамике скоротечно, большей частью внезапно и для его участников, и для очевидцев, что затрудняет получения необходимого объёма достоверной информации о нём.

Одним из видов доказательств при расследовании автотранспортных происшествий является заключение автотехнической экспертизы, которое, как и любое заключение эксперта, должно быть основано на достоверных исходных данных.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по сбору, подготовке, сохранению и предоставлению эксперту материалов для исследования.

Главное требование к материальным объектам исследования (в основном к таким объектам относятся транспортные средства) это сохранение их в том виде, которое они приобрели в процессе ДТП.

Специфика автотехнической экспертизы заключается в наличии большинства объектов исследования нематериального характера. Они относятся к категории сведений, получаемых следователем из документов (протокол допроса, протокол осмотра места ДТП, протокол осмотра транспортного средства, его технического состояния, схем и т.д.). Эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Для решения простейших задач автотехнической экспертизы используется большое количество исходных данных. Все они должны содержаться в постановлении о назначении автотехнической экспертизы. Постановление следователя является для эксперта основным источником получения исходных данных, т.к. эксперт не может самостоятельно выбирать исходные дан­ные из представленных ему материалов уголовного дела, тем более если эти материалы противоречивы или неоднозначны.

Базовые исходные данные, которые устанавливаются следователем и должны содержаться в постановлении следующие:

  • фабула дорожно-транспортного происшествия с подробным описанием дорожно-транспортной ситуации;
  • тип, марка и модель транспортных средств;
  • техническое состояние транспортных средств до дорожно-транспортного происшествия, степень загруженности;
  • дорожные условия: тип покрытия, состояние проезжей части, координаты границ, наличие повреждений (с размерами), наличие уклонов, разметки, дорожных знаков, установленный порядок движения, дата и время суток, месторасположение, дальность видимости, наличие освещения;
  • вещная обстановка: наличие следов на проезжей части, конечное положение транспортных средств, отброшенных предметов, осыпь осколков с привязкой к местности, координаты места наезда, столкновения, опрокидывания и т.д., определенные на месте ДТП происшествия в соответствии с прямыми или косвенными признаками.

Относительно отдельных видов дорожно-транспортных происшествий могут быть необходимы дополнительные исходные данные:

  • момент возникновения опасности для движения;
  • режим работы светофорного объекта;
  • возраст пешехода;
  • величина радиуса и угла закругления поворота (дороги);
  • метеоданные на момент дорожно-транспортного происшествия.

Кроме того, исходные данные, определяемые следственными экспериментами:

  • скорость движения пешеходов, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
  • дальность общей видимости дороги и конкретной видимости препятствия с рабочего места водителя.

Помимо исходных данных, принимаемых на основании постановления следователя и материалов дела, эксперт использует ряд технических величин (параметров), которые им определяются в соответствии с установленными исходными данными. К ним относятся:

  • время реакции водителя
  • время запаздывания срабатывания тормозного привода
  • время нарастания замедления при экстренном торможении
  • коэффициент сцепления шин с дорогой
  • скорость движения пешехода согласно заданному следствием темпу движения и др.

Принятые значения всех величин подробно обосновываются в исследовательской части заключения эксперта.

Поскольку эти величины определяются, как правило, в соответствии с установленными исходными данными об обстоятельствах происшествия, они не могут быть отнесены к исходным (т.е. принятым без обоснования или исследования) независимо от того, каким путем эксперт определяет их (по таблицам, расчетным путем или в результате экспериментальных исследований). Эти величины могут быть приняты за исходные данные лишь в случае, если они определены следственными действиями, как правило, при участии специалиста и указаны в постановлении следователя.

Перечисленные выше исходные данные необходимы по всем делам, когда требуется проведение автотехнической судебной экспертизы в рамках экспертной специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», т.е. когда перед экспертом стоят задачи определения скорости движения транспортного средства по имеющимся следам торможения, выяснения наличия технической возможности у водителя предотвратить наезд (столкновение) о соответствии действий водителя и других участников движения требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации и т.д.

В случаях, когда назначается автотехническая экспертиза для решения вопросов, связанных с диагностикой технического состояния транспортного средства, для установления неисправностей механизмов автомобиля, которые могли послужить при­чиной ДТП, нет необходимости указывать весь объём исходных данных, достаточно указать лишь фабулу ДТП с подробным описанием дорожной ситуации. Поскольку к объектам диагностического исследования технического состояния относятся как сами транспортные средства, участвовавшие в ДТП, так и их детали, узлы, агрегаты, фрагменты и следы на них.

Проведение данного вида автотехнической экспертизы должно быть организовано следователем с привлечением необходимых сил и средств (например, подъемно-транспортного и шиномонтажного оборудования). Также эксперту необходимо предоставить тех­ническое описание и инструкцию по эксплуатации исследуемого на русском языке, а транспортное средство к месту его осмотра доставить таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажение имеющихся внешних повреждений.

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в судебной автотехнической экспертизе, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет эксперту помочь следователям при назначении экспертизы обстоятельств ДТП сориентироваться во всем их многообразии и добиться того, чтобы они представили для исследования именно те из исходных данных, которые отвечают особенностям конкретного ДТП.

При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных. Следователь всегда имеет возможность получить консультацию по указанному вопросу либо у эксперта, направившего ходатайство, либо у иного специалиста — сведущего в автотехнической экспертизе лица. На стадии подготовки назначения экспертизы наиболее существенную помощь в этом вопросе следственным работникам может оказать только сотрудник судебно-экспертного учреждения.

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Share/Save/Bookmark

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – происшествие, возникающее в процессе движения механических транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, мотороллеров и иных самоходных машин – дорожных, строительных и сельскохозяйственных) и повлекшее:

  • гибель или телесные повреждения людей, либо
  • причинившее существенный материальный ущерб (повреждение транспортных средств, сооружений, грузов и т.д.).

Содержание

Виды дорожно-транспортных происшествий

Согласно приказу МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

3. Наезд на стоящее транспортное средство

4. Наезд на препятствие

5. Наезд на пешехода

6. Наезд на велосипедиста

7. Наезд на гужевой транспорт

8. Падение пассажира

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

Обстановка автотранспортных происшествий многоэлементна по содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить статические условия внешней материальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение. Названные условия могут быть разделены на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждений разметки дорожного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров; внешнее окружение дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды — зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д. Временными являются условия, не изменяющие своих свойств в относительно короткий промежуток времени. К ним относится состояние поверхности дорожного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.

В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, которые до события и во время его развития находились в движении, взаимно перемещались, возникали и исчезали, перемещение иных предметов, оказавшихся на дорожном полотне; взаимное положение объектов во время движения; изменение режимов и маневров движения транспорта; варьирование сигналов регулирования движения и т.п.

Важное значение для расследования автотранспортных происшествий имеет исследование условий, влияющих на восприятие участниками опасной ситуации. Объективные возможности восприятия определяются условиями освещенности в зависимости от времени суток, года, климатических и погодных явлений, побочных результатов технических процессов (загазованности, задымленности), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы, интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д.

Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события.

В механизме автодорожного происшествия разными авторами выделяется различное количество стадий.

На начальной стадии происшествия в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя транспорта дополнительных мер для сохранения условий безопасности. Такого рода факторами могут быть внешние по отношению к транспортному движению явления (поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь, состояние режимов движения на определенном участке) и внутренние (неисправность транспорта, отклонение от нормы психофизиологического состояния водителя и т. д.). Ответное реагирование на эти факторы еще не выходит за пределы обычных приемов управления, хотя иногда требует повышенного расхода энергии (внимание, психические реакции, физические усилия и пр.) для удержания динамических процессов дорожного движения в безопасном равновесии. Водитель, обнаружив потенциальную опасность, может снизить скорость, ограничиться простой подачей звукового сигнала, предупреждающего другого участника о возникающей опасности.

Следующий этап механизма автодорожного происшествия характеризуется возникновением аварийной ситуации. На этой фазе происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорожного движения. В этих условиях управляющее воздействие водителя не вызывает адекватного с ним изменения поведения других участников движения. В результате управляющий транспортным средством полностью или частично утрачивает способность своими действиями и влиять на опасный ход события.

Вследствие неправильного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финансовый процесс события. В одних ситуациях они показывают позитивное влияние, и возникают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрицательное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия.

Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой для участников дорожного происшествия. Возникновение открытой аварийной ситуации не является неожиданностью для участников события. Они имеют возможность своевременно обнаружить признаки возникновения опасной обстановки. Фактически обнаружение катастрофического развития зависит от субъективного восприятия характера складывающейся ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, недооценки признаков неблагоприятной обстановки может не увидеть, своевременно не обнаружить надвигающейся опасности. В скрытой аварийной ситуации существуют условия, которые объективно не позволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварийную обстановку. Скрытое развитие аварийной ситуации не исключает виновности и ответственности участников происшествия, хотя требует особо тщательного исследования динамики событий, особенностей окружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку надвигающейся опасности.

По степени участия в аварийной обстановке участников события выделяются общая и односторонняя ситуация. В момент возникновения общей аварийной ситуации одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события. В односторонней ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, предупредив происшествие.

Сведения о свойствах личности участников дорожного происшествия имеют важное значение в объяснении их поведения во время движения. Обобщение практики свидетельствует, что чаще всего виновниками автотранспортных преступлений являются малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом.

Определённое влияние на возникновение аварийной ситуации оказывают качества личности, присущие людям определенного возраста. Практика свидетельствует, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску. Некоторые лица в возрасте 40—50 лет и старше действуют слишком осторожно, утрачивают способность к маневру, нарушают ритм движения и становятся «возмущающим фактором».

Следует отметить, что до 80% дорожно-транспортных преступлений совершается водителями и лишь 20—25% пешеходами.

В ряде случаев действия виновников автотранспортных происшествий обусловливаются особенностями их психологического и физического состояния. В частности, довольно большое число транспортных происшествий происходит по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

Осмотр места ДТП

Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует позаботиться, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. Необходимо решить, помощь каких специалистов понадобится и какие потребуются технические средства. По прибытии на место происшествия следователь проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия.

У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.

У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется, откуда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т.п.

На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра.

Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором находилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия.

В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь должен производить необходимые измерения проезжей части дороги и окружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов.

Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения.

В результате исследования анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места происшествия и дальнейшего расследования.

Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, падение пассажиров и т.д.) присущи определенные типичные следы.

При наездах на неподвижные препятствия на них, возле них остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделившиеся узлы автотранспорта. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуются, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего.

Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла. От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес.

Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса или скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.

Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы.

В ситуациях, когда происшествие окончилось смертью потерпевшего, производится осмотр трупа. Определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. На одежде и кожной поверхности трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-смазочных материалов, отпечатки бампера и протектора. Обнаружение нехарактерных для транспортного происшествия повреждений требует выяснения возможностей их образования вследствие особенностей механизма события, специфических конструкций и перемещения транспорта, а иногда и об использовании инсценировки для сокрытия другого преступления.

Важным элементом осмотра места происшествия является исследование транспорта. Нередко для его производства требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фиксируются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов автотранспортного происшествия необходимо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сначала надо установить, какие части машины первыми вступили в контакт с препятствиями, а затем последить последовательность разрушения. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение деталей и частей машины, измерить расстояние между точками первоначального контакта транспорта с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов.

В объемных следах производятся измерения глубины повреждений корпуса на различных участках. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслоения в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и костно-мышечной ткани. Обнаруженные микрочастицы подробно описываются и изымаются.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка. При их изготовлении необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями и отражать в них все объекты, обнаруженные на месте происшествия (см. Рис. 1 и Рис. 2).

Следственный эксперимент

Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно протекало, имеет проведение такого процессуального действия, как эксперимент. Чаще всего он проводится для определения границ видимости с места водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определенного места или конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного ослепления водителя светом фар встречного транспорта.

При помощи следственного эксперимента устанавливается также возможность образования тех или иных следов при называемом очевидцами положении транспорта и скорости его движения.

Проведение следственного эксперимента при расследовании данной категории дел требует принятия мер строжайшего обеспечения безопасности участников этого действия и окружающих. Участок дороги, на котором проводится эксперимент, должен быть надежно огражден на расстоянии, исключающем появление в зоне движения транспорта граждан или других объектов.

При определении границ места поведения эксперимента следует учитывать скорость участвующего в эксперименте транспорта и возможное изменение направления его движения. При планировании и подготовке опытных операций и маневров способы и скорость их выполнения должны избираться таким образом, чтобы не допустить причинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в ряде случаев требуется проведение консультаций и выполнение специальных расчетов.

Назначение экспертиз

В ряде случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На ее разрешение могут быть поставлены вопросы о механизме автопроисшествия в целом (исходя из данных, обнаруженных при расследовании: о месте столкновения транспортных средств; направлении их движения; возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания; взаимном расположении транспортных средств в момент столкновения машин и пешехода во время наезда и др.).

В некоторых случаях для выяснения имеющих значение обстоятельств проводятся комплексные экспертизы с участием не только экспертов-автотехников, трасологов, но и физиков, химиков.

В распоряжении экспертов предоставляются необходимые материалы уголовного дела, среди них обязательно протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников происшествия, заключения судебно-медицинской экспертизы. Для лучшего восприятия экспертам целесообразно предоставлять фото- и видеоизображения обстановки места происшествия, транспортных средств и т.д. Иногда эксперту требуется лично побывать на месте происшествия, исследовать транспортное средство или отдельные его узлы, другие вещественные доказательства (одежду потерпевшего, вещество, находившееся на месте преступления т.д.).

Некоторые вопросы относительно механизма развития аварийного происшествия могут быть разрешены при проведении судебно-медицинской экспертизы. Эксперту-медику может быть предложено установить положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующего движения транспорта. В некоторых случаях важно определить физическое состояние водителя, наличие у него определенных свойств (недостаточной остроты зрения, дальтонизма, глухоты и т.д.).

Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций

В простых ситуациях следователю уже при выезде на место происшествия в общих чертах известно, что произошло, какие последствия наступили. В подобных случаях объективная информация поступает от участников происшествия, очевидцев и извлекается при осмотре следов преступления. После возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, медицинского освидетельствования предполагаемых виновников удается получить необходимые сведения и доказательства о фактических обстоятельствах расследуемого события.

Следственная ситуация на первоначальном этапе может существенно усложниться гибелью одного из участников события; отсутствием на месте происшествия очевидцев события; заявлением водителя аварийного транспортного средства об участии в дорожном происшествии еще одного субъекта, которого не оказалось к моменту прибытия следователя. Общим для сложных следственных ситуаций является возникновение условий, благоприятных для оказания виновными противодействия расследованию. В то же время возможности следователя по проверке объяснений противодействующей стороны существенно уменьшаются. В частности, подозреваемые нередко заявляют, что причиной происшествия были неправильные действия погибшего участника события, и дают о его поведении ложные показания. В этой ситуации нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельства исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента и т.д. Полученные в результате этих действий данные сопоставляются с утверждениями подозреваемого, а на выявленные противоречия ему указывается при проведении допроса. Иногда, чтобы доказать необъективность версии подозреваемого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте происшествия или к производству следственного эксперимента.

Эффективным средством проверки версии об участии в происшествии неизвестного субъекта является автотехническая экспертиза. Путем расчета механизма движения транспортных средств и сопоставления результатов исследования с предполагаемым положением и действиями в пространстве дороги «третьего» участника эксперт может подтвердить или исключить объективную возможность дорожной обстановки, на которой настаивает предполагаемый виновник события. Кроме того, следователь должен принять все необходимые меры поиск следов и других доказательств участия в событии неустановленных машины и пешехода. Неустановление этих следов существенно уменьшает или опровергает утверждения действительных виновников происшествия.

В следственной практике встречаются случаи, когда после совершенного преступления водитель скрывается, оставляя на месте происшествия машину. Подобным образом поступают лица, совершившие угон автотранспорта, или водители, хотя и правомерно владеющие машиной, но пытающиеся выиграть время для оказания противодействия. Последние в ряде случаев также выдвигают версию об угоне у них автотранспорта, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых, родственников, обращаются в милицию с заявлением об угоне. В рассматриваемых ситуациях первоочередной становится задача установления лица, находившегося за рулем в момент автопроисшествия. К разрешению этой задачи следует приступить уже в ходе осмотра места происшествия. С учетом повреждений кабины, положения водительского кресла после аварии можно представить, каким образом водитель вышел из поврежденной машины, где могли остаться следы рук, крови, если у него было кровотечение. Если в салоне имеются повреждения деталей, которые могли образоваться от удара тела водителя, необходимо попытаться найти там следы рук, крови, части и волокна одежды. На одежде и обуви водителя могут иметься следы контакта с объектами, находящимися на месте происшествия. Кроме того, следует установить лиц, которые видели водителя до, в момент и после происшествия. Первые допрашиваются о том, сообщал ли предполагаемый виновник, куда направляется, в каком направлении двигался, в каком состоянии были его одежда и управляемый им автотранспорт. Свидетелям, которые видели водителя после аварии, задаются вопросы о том, где они его встречали, откуда он шел, в каком состоянии находился, какие повреждения имелись у него на теле и одежде, не рассказывал ли допрашиваемому о случившемся. Особенно важную информацию обычно получают при допросе свидетелей, которые видели подозреваемого за рулем в момент аварии и когда он покидал место происшествия. Если водитель машины, обнаруженной на месте происшествия, обращался с сообщением об угоне, изымаются его заявление и все материалы по проверке. В заявлениях, объяснениях, показаниях подозреваемого и лжесвидетелей могут быть противоречия, которые используются при допросе этих лиц.

На первоначальном этапе расследования нередки ситуации, когда с места происшествия скрывается водитель вместе с машиной, участвовавшей в аварии. При наличии очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся, у них выясняются индивидуальные и групповые признаки автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем. При осмотре места происшествия по следам колес, отделившимся от транспорта деталями, повреждениям окружающей обстановки также могут быть определены тип и марка автомобиля, участвующего в аварии.

С учетом полученной информации организуется преследование автомобиля и проведение заградительных мероприятий по пути возможного следования автомобиля. Эти меры могут быть приняты еще до начала осмотра и корректироваться по мере получения информации о разыскиваемых транспортных средствах и их водителях. При изучении сведений о возможном выходе разыскиваемой машины за пределы «закрытого» района или при возникновении такой опасности должны быть организованы поисково-заградительные мероприятия в границах соседних административно-территориальных единиц.

Информация о разыскиваемом транспорте может быть получена и при производстве экспертиз частей стекла, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомашины, грузов, выпавших из нее и обнаруженных на месте происшествия. В этих же целях организуется проверка и обход предприятий по ремонту транспорта, гаражей, автостоянок и проверка силами ГИБДД автомобилей, движущихся по дорогам. Если установлено назначение груза, машина может быть найдена после выявления грузоотправителей и грузополучателей. Для выявления свидетелей рекомендуется проведение обхода жилых домов, организаций и предприятий, находящихся не только на прилегающих к месту происшествия территориях, но и по пути следования разыскиваемого транспорта. Целесообразно также проведение опроса граждан, бывающих в названных местах и находившихся в них во время, предшествующее аварии и после нее. Если проведенные мероприятия в течение нескольких дней не дают положительных результатов, возможно обращение к гражданам через средства массовой информации. При обнаружении скрывающегося транспорта и его водителя следует помнить, что факт оставления места происшествия сам по себе не является доказательством виновности. В практике встречаются случаи, когда к подобным мерам прибегают лица, не виновные в совершении автотранспортного преступления. На данном этапе расследования проводятся действия по идентификации найденных транспорта и водителя как участников дорожного происшествия. Большую роль в этом играют различные криминалистические экспертизы, в том числе экспертиза, проводимая с целью установления целого по частям, когда для идентификации используются отделившиеся от транспорта узлы и детали, осколки стекла, частицы краски и т.д.

В процессе осмотра транспорта и последующих экспертиз могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, потерпевшими, другими объектами на месте происшествия. Даже после проведения ремонтных работ за облицовкой, под крышей капота, на днище и в ходовой части автомашины могут быть обнаружены следы крови, микрочастицы одежды потерпевшего, грунта и растений, краски от столкнувшейся машины, вещества, из которого состоят иные препятствия. Если подозреваемый продолжает отрицать свое участие в происшествии, при его допросе следует использовать приемы предъявления доказательств, разоблачения лжи и сговора с лжесвидетелями. При допросе предполагаемых виновников могут быть использованы и приемы воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого: обращение к лучшим качествам, обострение чувства сострадания к потерпевшему, желание облегчить переживания собственных родственников и близких. Довольно сложные ситуации складываются, когда подозреваемый (обвиняемый) признает участие в происшествии, но отрицает свою вину в нарушении правил безопасности движения транспорта. Основным доводом допрашиваемых является то, что они не имели возможности своевременно обнаружить опасность и потому не могли предотвратить происшествия.

Подобные показания могут быть проверены с участием обвиняемого на месте происшествия. При проведении этого следственного действия следователь должен занимать активную позицию. Еще на стадии подготовки следует прогнозировать поведение допрашиваемого и подобрать контраргументы его утверждениям. В самих показаниях обвиняемого также могут быть противоречия, на которые ему должно быть указано.

После проверки показаний на месте происшествия возможно проведение следственного эксперимента, а затем и автотехнической экспертизы для получения ответа на вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

При выдвижении версии о том, что причиной происшествия была неисправность транспорта, которую водитель своевременно обнаружить не мог, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие повреждения в указанной детали, узле автомашины. Они осматриваются, а затем подвергаются криминалистической и автотехнической, либо комплексной экспертизе для установления причин и времени разрушения детали и возможности своевременного обнаружения повреждения. Эти показания проверяются допросами подозреваемых, отвечающих за техническое состояние транспорта. Кроме того, изымаются и осматриваются документы о ремонте транспорта и установке дефектной детали, а также приказы и должностные инструкции об обязанностях лиц, отвечающих за выпуск машины на линию, ремонт и обслуживание автомобиля.

Некоторые подозреваемые (обвиняемые) оспаривают достоверность установленных следствием данных об обстоятельствах маневрирования машиной, скорости движения транспорта или пешехода, а также утверждают, что нарушение правил безопасности движения было допущено другим участником происшествия.

Подобного рода показания тщательно проверяются в ходе повторного осмотра, следственного эксперимента, автотехнической экспертизы, допросов свидетелей и участников происшествия. Необходимо также проанализировать объективность суждений допрашиваемого и выводов следствия. При этом оцениваются достоверность исходных данных об оспариваемых фактах, полнота и правильность их исследования. Пристальное внимание должно уделяться проверке правильности определения фактических показателей механизма дорожного происшествия: экспериментальные данные о тормозном пути транспорта, оценка показателей реакции водителя и скорости движения участников происшествия. Тщательному анализу подвергаются математические расчеты и обоснованность выводов экспертизы. Другими словами, в процессе вышеописанной деятельности проводится поиск возможных ошибок в построении выводов следователя и подозреваемого (обвиняемого).

В большинстве ситуаций подозреваемые (обвиняемые) признают свою вину и дают соответствующие показания об обстоятельствах расследуемого события. Подобное положение успокаивает некоторых следователей, и они не анализируют показания обвиняемых, не прогнозируют возможность изменения этими лицами своей позиции при обнаружении ими неполноты расследования или других благоприятных условий для оказания противодействия.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предельно детализировать и конкретизировать показания названных субъектов о фактической стороне возникновения и развития дорожного происшествия, об обстоятельствах обнаружения ими опасности, об ответных действиях, а также о технических приемах и средствах, которые использовал водитель для предупреждения вредных последствий. При анализе и оценке показаний подозреваемых (обвиняемых), признающих свою вину, уточняется: соответствуют ли их показания установленным расследованием обстоятельствам; правильно ли допрашиваемый оценивает эти обстоятельства, свои действия и поведение других участников происшествия.

Рассматриваемые показания, как и всякие другие, должны проверяться при производстве иных следственных действий, сопоставляться с материалами уголовного дела.

В постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого в обвинительных заключениях необходимо детализировать установленные обстоятельства преступного события, раскрывать их объективное содержание, составляющее преступное нарушение правил безопасности движения, учитывать действия других участников происшествия.

Методика расследования ДТП

Галушкина, В. А. Методика расследования ДТП / В. А. Галушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93351/ (дата обращения: 18.09.2023).

В предложенной статье рассматриваются основные методики расследования уголовных дел, сопряженных с дорожно-транспортными происшествиями, приводится разделение методов на нормативные и криминалистические. В заключении статьи замечается, что в ближайшее время поднятая проблема останется одной из самых острых в уголовно-правовой теории и следственной практике, несмотря на совершенствование криминалистической техники

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, нормативные методы, криминалистические методы, предварительное следствие, судебная практика

В условиях непрекращающегося развития автотранспортной системы дорожно-транспортные происшествия становятся одной из основных причин массовой гибели людей и получения физических травм различной степени тяжести. Несмотря на то, что по данным Научного центра безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий, число раненых и умерших за 9 месяцев 2021 года достигло наименьших значений за четыре года наблюдений (96 314 ДТП, 121 573 раненых, 10 516 погибших за 9 месяцев 2021 года против 121 710 ДТП, 155 859 раненых и 13 521 погибших за 9 месяцев 2017 года) [12], проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий остается одной из основных в практической деятельности правоохранительных органов и, в частности, органов обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с легальным определением, дорожно-транспортное происшествие — это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб» [1]. Следовательно, очевидным представляется тот факт, что далеко не все дорожно-транспортные происшествия являются объектом внимания следственных органов. Речь идет в основном о тех ДТП, которые повлекли причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного лица, смерть двух и более лиц с формой вины в виде косвенного умысла (неосторожности), а также о таких сопряженных с основными квалифицирующими составами, как оставление места совершения преступления и нахождение виновного лица в состоянии алкогольного опьянения (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) [2].

Если дорожно-транспортное происшествие повлекло за собой вышеозначенные общественно-опасные последствия, то стоит говорить о преступлении, которое подлежит расследованию. А там, где речь идет о расследовании, стоит говорить о соответствующих методиках его проведения. Методика расследования ДТП — это совокупность приемов, способов и подходов, которыми руководствуются компетентные органы следствия при установлении обстоятельств совершения преступлений, сопряженных с дорожно-транспортными происшествиями.

Методики расследования ДТП стоит подразделять на нормативные и, собственно, криминалистические. Нормативные методики расследования ДТП — это набор тех указаний уголовно-процессуального характера, которыми руководствуются сотрудники органов следствия при расследовании ДТП. Криминалистические методики расследования ДТП — это набор технических приемов, средств и способов криминалистической науки, которые служат установлению обстоятельств совершения преступления.

Нормативная методика расследования ДТП включает в себя в основном требования, касающиеся порядка проведения предварительного расследования. Предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия, так как проведение дознания для данной категории дел не предусмотрено. Субъектом предварительного расследования являются сотрудники следственных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, так как данная категория дел в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации относится к их подследственности [3]. Использование приемов предварительного расследования начинается сразу с момента возбуждения уголовного дела. Основным приемом предварительного расследования являются следственные действия, для участия в которых могут быть приглашены понятые, эксперты и переводчики.

Отечественное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды следственных действий при расследовании дел, сопряженных с дорожно-транспортными происшествиями: допрос, следственный эксперимент, обыск, выемка, освидетельствование, личный обыск, очная ставка, опознание. Данный перечень, однако, является открытым.

В контексте нормативных методик расследования дорожно-транспортных происшествий интересным представляется вопрос о допустимости отнесения актов высших судебных органов (в частности, Постановлений Пленумов ВС РФ) к числу источников методических рекомендаций по расследованию ДТП. С одной стороны, данные акты даже для нижестоящих судов не являются обязательными, поскольку последствие руководствуются, в конечном счете, уголовным законом и, следовательно, они не являются обязательными для органов расследования дел о ДТП. С другой стороны, в Постановлениях Пленума ВС РФ содержатся те рекомендации, которые основаны на анализе многочисленной судебной практики, что в необходимом порядке должно учитываться органами следствия, поскольку результаты расследования, в конечном счете, будут переданы для соответствующей оценки судом.

Если говорить о криминалистических методиках расследования ДТП, то стоит заметить, что исчерпывающий перечень таковых подходов отсутствует. Это объясняется исключительностью каждого дела, сопряженного с ДТП, которое, стало быть, требует особых, исключительных методов. Тем не менее, анализ научной литературы по данной тематике позволяет заключить, что основными криминалистическими методиками расследования ДТП являются следующие приемы: работа профессиональных психологов [5], интерпретация средств видеофиксации [7], версионная работа, выявление свидетелей [11] с целью организации допроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *