Что проверяет транспортная полиция: подробное руководство и полезные советы

Значительная часть жизни автолюбителями проводится на дорогах, поэтому соблюдение правил дорожного движения является одним из важных аспектов безопасности. В России особую роль в обеспечении безопасности дорожного движения выполняет транспортная полиция. Разберемся, что именно проверяет эта служба и почему это так важно.
Документы и техническое состояние автомобиля
Одной из основных задач транспортной полиции является проверка документов и технического состояния автомобиля. При остановке водителя полицейский может запросить следующие документы:
- Водительское удостоверение;
- Паспорт;
- Полис страхования ОСАГО;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Документы, подтверждающие право собственности или пользования автомобилем (например, договор аренды).
Кроме этого, полицейский может произвести проверку исправности автомобиля, включая работу световой и сигнальной сигнализации, тормозной системы, шин и других важных компонентов.
Соблюдение ПДД и состояние водителя
Транспортная полиция также проверяет соблюдение Правил Дорожного Движения (ПДД) и состояние водителя. При остановке автомобиля полицейский обращает внимание на следующие аспекты:
- Соблюдение ограничений скорости;
- Использование ремней безопасности;
- Наличие доказательств наличия алкоголя или наркотиков в организме водителя;
- Наличие детского кресла, если в автомобиле присутствуют дети;
- Обнаружение других нарушений ПДД.
Также важной функцией транспортной полиции является борьба с автоколоннами и другими нарушениями, которые могут создавать опасную ситуацию на дороге.
Важно понимать, что проверка транспортной полицией является не только контролем, но и мерой предупреждения. Строгое соблюдение правил дорожного движения и технического состояния автомобиля – это залог безопасности всех участников дорожного движения.
Что проверяет Транспортная инспекция
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, Транспортная инспекция (Управление Государственного Авто Надзора или сокращенно УГАДН) должна осуществлять проверки эксплуатирующих автотранспорт предприятий в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Рассмотрим более подробно механизм осуществления надзора, проверки документов и материалов, имеющихся в подконтрольной организации.
Какие документы проверяет Транспортная инспекция
В 2023 году при проверке УГАДН предприятие должно предоставить более 50 документов отчетности. Вот перечень главных моментов, на которые инспекция обращает внимание:
- соблюдение правил медицинского осмотра водителей перед рейсом;
- наличие лицензий и разрешений на деятельность медперсонала;
- правильность ведения журнала осмотра транспортных средств перед выездом на линию;
- регулярность и результаты технического осмотра транспортных средств;
- надлежащее оформление выдаваемых путевых листов.
Кроме перечисленного, Транспортную инспекцию интересует наличие соответствующих инструкций, документации первичной отчетности, лицензий на деятельность самого предприятия, актов, договоров, журналов, распоряжений, приказов и т.д.
Кто подпадает под проверки Транспортной инспекции
Даже если у организации на балансе числится лишь одна единица автотранспорта, ее деятельность должна соответствовать требованиям ФЗ №196 «О Безопасности Дорожного Движения» и подлежит проверкам со стороны УГАДН. Контроль со стороны Транспортной инспекции осуществляется относительно следующих субъектов хозяйственной деятельности:
- Предприятия по оказанию транспортных услуг.
- Организации, эксплуатирующие транспортные средства.
- ИП, применяющие ТС в процессе коммерческой деятельности.
Виды проверок УГАДН
Проверки Транспортной инспекции носят плановый либо внеплановый характер.
В первом случае контроль проводится каждые 3 года. Если организация получила новую лицензию или переоформила старую разрешительную документацию, то мероприятие производится ежегодно.
В исключительной ситуации могут проводиться внеплановые проверки со стороны УГАДН:
- В случае автомобильной аварии с пострадавшими людьми.
- При учащении прецедентов ДТП с транспортом предприятия.
- После устранения замечаний предыдущей проверки.
- При наличии жалоб на организацию в прокуратуру или УГАДН.
Проверяемая документация
Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации №144 от 29 апреля 2013 года, проверке со стороны Транспортной инспекции подлежат документы транспортных предприятий и юридических лиц, эксплуатирующих автотранспорт, подтверждающие следующие важные моменты:
- закрепление водителей за конкретным транспортным средством;
- наличие допусков к управлению определенными категориями автомобилей;
- наличие у водителей обязательных медицинских освидетельствований;
- назначение и проведение обучения лиц, отвечающих за состояние ТС и соблюдение безопасности дорожного движения;
- подтверждение прохождения водителями необходимых инструктажей;
- нормативно-правовое соответствие деятельности предприятия требованиям законодательства и БДД;
- учет произошедших ДТП и нарушений правил безопасности дорожного движения;
- надлежащее ведение механиком техдокументации по выпуску ТС в рейс;
- проведение технических осмотров перед выходом на линию и после возвращения из рейса;
- организация медицинского осмотра водителей перед рейсом, согласно Приказу Министерства Здравоохранения №835н;
- наличие договоров с медицинскими организациями или присутствие собственной лицензии на предрейсовый медосмотр;
- правильность ведения отчетной документации по медицинским осмотрам водителей перед выездом и после него;
- надлежащее оформление путевых листов.
Дополнительно к перечисленному перечню Транспортная инспекция может потребовать документацию по страховке транспортных средств, сертификаты соответствия ТС действующим нормам экологической безопасности, полисы гражданской ответственности. Конкретные сведения и материалы зависят от профиля деятельности проверяемой организации.
К приходу Транспортной инспекции, о дате и времени которого она заблаговременно предупреждает, необходимо подготовить и привести в порядок всю необходимую отчетную документацию.
Что дает успешное прохождение проверки Транспортной инспекции
Надлежащая организация работы транспорта и персонала предприятия, правильное ведение всей отчетной документации и соответствие деятельности законам Российской Федерации обеспечат положительное заключение по проверке УГАДН и исключат риск судебных разбирательств с наложением штрафов.
Что проверяет транспортная инспекция у водителя
В связи с возникающими вопросами от водителей транспортных средств, на каком основании государственные инспекторы Ространснадзора имеют право останавливать транспортные средства, а также требовать предоставить документы, р азъясняем следующее.
- производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств;
- проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
- запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
- осуществляет мероприятия по весовому контролю;
- осуществляет мероприятия по транспортному контролю;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
- составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления;
- выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее — предписания), и проверяет их исполнение.
Согласно п. 2.4 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 право остановки транспортных средств, предоставлено регулировщикам, а также:
— уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля.
Согласно абзацу 6 п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан:
— в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Контролирующие надзорные органы инспектируя организацию, пользуются справочником (пособием), регламентирующим ход проверки, который можно найти в свободном доступе. С трудовой инспекцией все по-другому. Они чаще всего выезжают по жалобам о нарушении охраны труда. Даже если это плановая проверка, неизвестно, что проверяет трудовая инспекция. Список их полномочий необъятен.
Проверка организаций, эксплуатирующих транспорт
Сузив задачу, обратимся к положениям, которые касаются юрлиц, ИП, государственных (бюджетных), автономных и прочих компаний, использующих транспортные средства. Трудоинспекция проверит:
- Штат сотрудников, отвечающих за техническое состояние ТС, за безопасность дорожного движения. Их квалификацию, в соответствии с требованиями законодательства (документы об аттестации, прохождение обучения, распоряжения руководства о назначении, об их обязательствах, инструкции, условия труда и отдыха, технику безопасности на рабочем месте, журналы проведения инструктажей и т. п.).
- Организацию предрейсовых, послерейсовых медосмотров. Соответствует ли процедура медицинских осмотров требованиям законодательства (лицензирование медицинской деятельности, соответствие медработника требуемой квалификации, оборудование медкабинета, ведение журналов предрейсовых (послерейсовых) в соответствии с нормативами, установленными Минздравом РФ).
Соответствуют ли требованиям Приказа №152, все ли необходимые реквизиты имеет документ. Сверяют данные в табеле учета рабочего времени с фактическим (по записям в п/л). Оплачивается ли переработка, соответствует ли она требованиям законодательства РФ, входит ли время, затраченное на прохождение тех- медосмотра, в рабочее и т. п. Это далеко не полный список сферы проверки трудовой инспекции в отношении транспортных и нетранспортных организаций. Чтобы ориентироваться в том, что может заинтересовать проверяющих, надо изучить: Приложение к постановлению Минтруда №28 (12.05.03 г.); Приказ Минтранса №15 (20.08.04 г.); ФЗ №196; ФЗ №323; Приказ МЗ №835н; и связанные с ними нормативные документы.
Широкий круг интересов Трудоинспекции
В сферу интересов трудовой инспекции входят нормативы не только, касающиеся труда, но и других надзорных органов. Нарушая требования Гостранснадзора, обязательно попутно не исполняются требования закона о труде. Безопасность людей, работающих с транспортом – источником повышенной опасности, входит в сферу интересов инспекторов по труду.
Межотраслевые правила охватывают обширную область интересов инспекции. Предусмотреть все невозможно, найти нарушение будет не трудно. Успокаивает одно: чаще всего наказание, если дело дойдет до разбирательства в суде, будет одно на все выявленные просчеты, но максимальное. Хотя не исключается штраф по совокупности нарушений (читайте ниже).
Зачем трудовая инспекция проверяет путевые листы?
Законом РФ предусмотрены нормы рабочего времени и отдыха сотрудников. Инспекторы уделяют этому вопросу особое внимание, так как, здесь всегда можно найти нарушения. Работа водителей не укладывается в нормы обычных служащих: от сих, до сих. График поездок необходимо организовать в соответствии с Приказом Министерства транспорта №15 (об особенностях режима работы водителей). Путевые листы проверяют на соответствие времени, засчитанное как рабочее, по табелю учета. Несовпадения с указанным временем, включая техническую подготовку ТС и период, затраченный на прохождение предрейсового медосмотра, считаются грубым нарушением.
Положение регламентирует правила учета и график работы водителя, с которым он должен ознакомиться. Режим работы по нормативам, разработанный в соответствии с Положением, должен выполняться как руководителями, так и подчиненными.
Инспекция сверяет рабочее время водителей по факту
В нормативе перечислены все периоды времени, которые должны учитываться, как рабочее, и соответственно, оплачиваться работодателем. О многочасовой переработке инспектора узнают до того, как приступят к проверке, опросив сначала водителей о графике поездок (не представляясь ревизорами).
Подобных периодов в Положении перечислено несколько и все они должны учитываться как рабочее время. Бухгалтеру надо проверить, совпадают ли данные путевого листа с табелем учета. Трудовая инспекция эти сведения не пропустит.
Отметка механика в путевом листе
На основании того же Положения проверяется отметка контроля технического состояния транспортного средства перед выездом из гаража (стоянки). Согласно Приказу №152 в путевом листе должна стоять подпись механика, штампик об исправности автомобиля, дата и время выезда на линию. Это обязательный реквизит документа, подтверждающий контроль за АТС, выезжающим на дорогу исправным.
Кроме отметки в п/л, подписи контролера и водителя должны стоять в журнале учета ТС, выезжающих в рейс. С водителем проводится инструктаж по БДД, лицом ответственным за это. Инспекция проверит квалификацию должностных лиц (документы о повышении квалификации), приказы (договора) и распоряжения руководства о назначении, обязанностях работников, которые несут ответственность за безопасность как на рабочем месте (гараж), так и на пути следования транспорта.
Штраф 115 тысяч за отсутствие предрейсового осмотра
В Саратове областным судом рассматривалось дело №21-62/2017. ООО привлекли к административной ответственности за отсутствие медосмотров сотрудников, в т. ч. и предрейсовых. В компании считали, не являясь транспортной организацией, они не обязаны выполнять требования по прохождению предрейсовых медосмотров. При том что использовали автомобили, находящиеся на балансе организации, в служебных и личных целях. Общество пыталось доказать, что они не должны нести административную ответственность по ст. 5.27.1 ч.3 КоАП, так как, Трудовая инспекция (подавшая на них в суд) не имеет права вменять нарушение об отсутствии предрейсовых осмотров. По мнению компании в компетенцию инспекторов (ГИТ) не входит этот вид нарушения, так как, не касается прав по труду. Судья не согласился с доводами Общества, и поддержал сторону Трудоинспекции.
Нарушения предъявленные ТИ:
1. Общество допустило сотрудника к исполнению обязанностей, не проведя инструктаж, обучение, аттестацию знаний согласно нормам по охране труда.
2. Медицинские осмотры (при приеме на работу, периодические, обязательные, предрейсовые) не проводились.
3. Отсутствовали документы об освидетельствовании сотрудников психиатром. Работники, выполняя обязанности водителей, не осматривались на наличие противопоказаний к управлению автотранспортом. Совершали не только личные, но и служебные поездки.
Судья выразил согласие со ст. 22 Трудового кодекса. Руководитель любого учреждения обязан соблюдать нормы и правовые акты, права и пункты трудового соглашения, привлекая сотрудников к исполнению служебных дел. В связи с этим назначено наказание в виде штрафа:
- должностных лиц – от 15 до 25 тыс. р.;
- ИП без образования юрлица – от 15 до 25 тыс. р.;
- юрлиц – от 110 до 130 тыс. р. Обязанности работодателя, по этому делу, занимают много места. Приведем только статьи, которые нарушены в организации:
- Статья 76; 212; 213; 225 ТК.
- Статья 419 ТК (предусматривает в т. ч. уголовную ответственность).
- Приказ МЗ №835н.
- ФЗ №196; №323 и др.
Постановление, вынесенное инспектором по труду, полностью поддержано в судебном разбирательстве. Штраф на сумму 115 тыс. р. ООО придется выплатить.
Плановые проверки, проводимые Трудовой инспекцией, с марта 2017 года претерпели изменения. Для некоторых организаций их возможность практически сведена к нулю, для других – периодичность аудита может участиться. Все будет зависеть от оценки риска деятельности организации. На сайтах прокуратуры и ТИ, в свободном доступе, находятся списки тех компаний, которые имеют наивысший и средний балл риска.
С перечнем может ознакомиться любой, и понять стоит ли в 2018 году беспокоиться о грядущей проверке Трудоинспекции. Как показывает судебная, практика чаще всего, привлекают к ответственности те организации, которые считают, что для них правила еще не написаны. Смотрите Саратовское дело. В связи с этим позаботьтесь:
1. Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей и работников, которые в этой роли исполняют служебные обязанности.
2. Чтобы в компании, эксплуатирующей ТС, имелся сотрудник, отвечающий за БДД и техническое состояние автомобиля (им может быть сам водитель). 3. О рисках: насколько путевые листы необходимы для ведения учета ГСМ. Удовлетворят ли они (или их отсутствие) налоговую инспекцию.
Рекомендуем обратить внимание (если нашли себя в списке на проверку) на Приказ МЗ №835н; МТ №141;ФЗ №152; №259; №402; №196; Постановление Правительства №291. Это касается всех компаний, которые имеют на балансе автомобили, а не только тех кто оказывает услуги по перевозке.
Обязательно ли проходить медосмотр?
С организациями, имеющими большой парк ТС, все ясно и понятно. ФЗ №196 (ст. 20; п. 1) не оставляет сомнений – проходить медосмотр, перед выездом на линию, обязан каждый водитель. Вопрос возникает только у руководителей компаний, которые не оказывают транспортные услуги, а используют автомобили для служебных и личных целей. Трудовая инспекция и судьи относятся к этому по-разному.
Ситуация №1. Сотрудник числится водителем. Как показывает судебная практика, предрейсовый медосмотр он должен проходить обязательно. ТИ и судьи в этом решении единодушны.
Ситуация №2. Сотрудник не является водителем, но на служебном автомобиле совершает поездки в интересах работодателя. Некоторые суды, как и работодатель считают, что предоставление транспорта – это льгота, а не обязанность сотрудника.
Ситуация №3. Сотрудник выполняет служебные поездки, исполняя свои обязанности. Он не числится водителем, но для работы ему предоставлено ТС. В этом случае руководство несет ответственность за БДД, и обязано организовать прохождение медосмотра перед сменой. Суды и ТИ смотрят на эту ситуацию однозначно.
Примечание: Способы начисления суммы штрафа по регионам разнятся. Встречаются дела, где административное наказание налагается в зависимости от штата водителей. Например, их в компании 10 человек. За каждого, не прошедшего предрейсовый медосмотр, налагается минимальный штраф – 110 тыс. р. В сумме выйдет 1 млн. 100 тыс. р. В других судах налагается штраф только за отсутствие медосмотров (независимо от количества водителей) – от 110 до 130 тыс. на юридическое лицо.
Как избежать прохождения медосмотра?
Возможность избежать медосмотра есть – это Ситуация №2. В некоторых случаях, действительно, автомобиль предоставляется сотруднику, ни как средство исполнения обязанностей, а в качестве льготы (бонуса), чтобы не тратить время на общественный транспорт. Для этого необходимо обзавестись документами, по которым следует, что:
- В обязанности работника не входит перевозка, доставка грузов, оказание услуг и пр.
- Использование ТС не является обязанностью для данного лица.
- Рабочее место сотрудника, по трудовому договору, не автомобиль.
- В договоре об использовании ТС указывается, что оно предоставляется сотруднику для служебных и личных поездок, как льгота.
Если сможете представить доказательства, что дело обстоит именно так, списание ГСМ ведется на основании актов или иных первичных документов, то возможность (хотя и не 100%) пользоваться автомобилем без медосмотра существует. О чем свидетельствует судебная практика (особенно в центральных регионах РФ). О чем свидетельствует судебная практика (особенно в центральных регионах РФ). Если случится ДТП, готовьтесь к жесткой проверке надзорных органов. Так же стоит знать о проверке налоговых органов проведения предрейсовых осмотров.
Чем подтверждается пройденный медосмотр?
Кроме штампа медика в путевом листе, инспекторы могут запросить журнал предрейсовых осмотров который заполняется в кабинете предрейсовых осмотров , договор, лицензию на оказание услуг, акты выполненных и оплаченных работ. Тогда реальность прохождения водителями (сотрудниками) медицинского освидетельствования будет подтверждена.
1. Соблюдать Правила БДД необходимо всем водителям, но основное бремя ответственности ложится на организации, эксплуатирующие автомобили, что и проверяет Транспортная инспекция. В законодательство постоянно (2017 год не стал исключением) вносятся изменения, поправки, появляются новые требования. Исполнить предписания и нормативные акты задача непростая.
2. В пакет, проверяемых УГАДН документов, входит более 50 наименований подотчетных материалов: приказы, распоряжения, журналы, договора, акты, лицензии, документы первичной отчетности, инструкции и др. Коснемся требований, которые предъявляются инспекцией:
• к оформлению путевых листов;
• к правилам обеспечения предрейсовых медосмотров;
• к техосмотру ТС;
• к необходимости лицензирования медицинской деятельности;
• к ведения журналов предрейсовых осмотров как ТС, так и водителей.
Организовать работу транспорта в соответствии с требованиями законодательства РФ – значит, оградить компанию от штрафов. К приходу проверяющих надо готовиться, знать на что они обращают особое внимание. Анализ судебной практики подскажет, чем стоит заниматься, а на чем можно сэкономить.
Кого проверяет транспортная инспекция?
Отдельных норм, при ином использовании автомобилей, нет. Можно считать это недостатком законодательства, но исполнять требования БДД необходимо, так как, автомобиль – это источник повышенной опасности. Когда транспорт числится на балансе, с его помощью компания получает прибыль, снижает налоги, списывает средства, то есть, ведется хозяйственная деятельность, которая и является объектом проверки.
Плановая (внеплановая) проверка Ространснадзора
Транспортная инспекция проводит как плановые проверки организаций по вопросам Безопасности Дорожного Движения, так и внеплановые.
Плановые мероприятия УГАДН проводит раз в три года. О дате проверки сообщается на государственных сайтах Ространснадзора, УГАДН и прокуратуры на региональном уровне. Списки обновляются каждый год. Руководитель, к указанной дате, должен подготовить ряд документов, которые требует Транспортная инспекция.
Для предприятий, деятельность которых лицензируется, плановая проверка, в 2 случаях, проводится через год:
- после получения лицензии;
- после переоформления (продления) лицензии.
Внеплановая проверка производится в исключительных случаях:
- по просьбе руководителей организации, после выполнения предписаний;
- при поступлении жалоб в УГАДН или прокуратуру;
- при частых ДТП или после аварии, где пострадали люди.
Вместе с транспортной инспекцией в проверке могут участвовать иные государственные контролирующие органы: представители прокуратуры, автоинспекции, Ростехнадзора, Трудовой инспекции и другие, в зависимости от рода деятельности предприятия.
Если УГАДН усомнится в достоверности исполнения предыдущего предписания, в организацию делается запрос о предоставлении дополнительных документов, список которых прилагается. На подготовку материала дают 10 дней.
Если обнаружат нарушения правил БДД, производится выездная проверка. Организацию оповещают за три дня до ее проведения. Цель контроля и список необходимых документов прилагается к уведомлению. Во всех случаях надзорные органы о своем визите предупреждают заранее.
Какие документы проверяет УГАДН?
Изучение документации осуществляют согласно правилам Федеральной Службы по надзору, в соответствии с Приказом Минтранса РФ №144 от 29 апреля 13 года. Транспортным организациям, юрлицам и ИП необходимо предоставить сведения по обеспечению БДД. УГАДН проверяет:
1. Чтобы водители, закрепленные за ТС, имели: допуск к управлению определенным видом транспорта; обязательные медицинские справки. Это не касается автомобилей, которые организация сдает в аренду без водителя.
1. Документы (приказ о назначении, св-во о прохождении обучения, диплом) на сотрудников, ответственных за БДД и техническое состояние транспорта. Им может быть водитель, если есть распоряжение руководства и документы, подтверждающие соответствующую квалификацию.
2. Пакет нормативно-правовых документов, журналы о проведении инструктажей водителей. Журналы учета нарушений БДД и ДТП.
3. Пакет технической документации и журнал механика, который тот ведет, выпуская транспорт на линию (в рейс).
4. Организацию предрейсовых (послерейсовых) медосмотров водителей в соответствии с требованиями Приказа Минздрава №835н: заключение договора с медучреждением, имеющим лицензию на оказание данного вида услуг; или собственную лицензию на проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров; журнал предрейсовых медосмотров, ведущийся в соответствии с рекомендациями Минздрава.
5. Путевые листы
Путевые листы за последние три месяца, включающие все необходимые реквизиты: с отметкой контролера (механика) и штампом медика о прохождении предрейсового осмотра. Без этих атрибутов п/л считается не действительным. Журнал учета путевых листов.
Кроме этого может потребоваться ряд документов, которые не указаны, например, касающиеся страхования ТС и гражданской ответственности, соответствия транспорта экологическим нормам, сведения, обусловленные профильной деятельностью предприятия и др.
Кому нужен путевой лист?
Мнения по поводу необходимости всем иметь путевые листы расходятся. На обязанность, оформлять документ в соответствии с нормативными требованиями, смотрят неоднозначно. Судебная практика показывает, если ТС находится на балансе, списываются средства на содержание, автомобиль используют в нуждах предприятия, то п/л нужен обязательно.
ФЗ №152 и №259 обязывает транспортные организации, юрлиц, ИП, перевозящих грузы, пассажиров или багаж, обеспечить водителей путевыми листами, со всеми обязательными реквизитами, в т. ч. отметкой механика и штампом медика.
Расход горючего в организации списывается согласно ФЗ №402 (ст. 9; ч. 1) и НК ст. 252 п. 1, что подтверждается п/л и квитанциями на приобретение ГСМ.
Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подделка (оформление задним числом, исправления) определяется инспекторами просто, сделка по таким п/л считается притворной. Документы первичной отчетности сохраняются (если проверки проводились) в течение 5 лет. Если проверок не было, срок может достигать 75 лет.
Предрейсовый тех- и медосмотр с 2017 года обязательны
В соответствии с поправками к Приказу Минтранса №152 от 09.08 г. с декабря 2017 года перед выпуском ТС на линию, его должен осмотреть механик. Водитель обязан пройти медицинское обследование в лицензированном медучреждении или на предприятии, если оно имеет право на проведение предрейсовых осмотров.
Сведения о водителе включают
В УГАДН проверят документацию, подтверждающую соответствующую квалификацию как механика, так и медперсонала (прохождение обучения). А также договор с медицинской организацией, имеющей право оказывать подобные услуги. Согласно правилам по БДД в путевом листе обязательно:
Без этих реквизитов путевой лист считается недействительным. Налоговые органы могут отказать в списании средств на ГСМ. Транспортная инспекция укажет, в первый раз, на нарушение закона ОБДД, второй – последует соответствующее наказание (штраф).
УГАДН проверяет журнал учета техосмотра ТС
С декабря 2017 г. введены обязательные реквизиты путевого листа для отметки механика, утверждена форма ведения журнала учета выпуска транспорта на линию. Предъявляются повышенные требования к сотруднику, ответственному за исправность автомобиля.
Журнал регистрации предрейсового контроля должен содержать следующие реквизиты:
Транспортная инспекция проверяет распоряжения о назначении работника на должность контролера, соответствие положений, утвержденных Приказом №141 от апреля 2017 г.:
- ведение документации о техническом состоянии ТС;
- соответствие (квалификация) уровня подготовки контролера, занимаемой должности;
- штамп механика в п/л;
- соблюдение требований к форме ведения журнала;
- наличие в нем подписей водителей.
В обязанности механика входит контроль за исправностью приборов спутниковой навигации и связь с оператором, если такие атрибуты установлены в автомобиле. За выпуск транспорта на линию без отметки осмотра технического состояния ТС, предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Каким должен быть журнал предрейсовых медосмотров
Транспортная инспекция проверяет наличие (копию) и правильное ведение журнала предрейсового медосмотра водителей, который обязательно должен быть в кадровой структуре документооборота компании. В Приложении к приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (в 4 пункте) указана цель осмотров и обязанность компании, имеющей в штате водителей.
19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, … медицинского смотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка дял предъявления в соответствующую медицинскую организацию.
В справке укзаывается:
Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных им справок
все графы которы должны быть в журнале предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей В п. 19 этого Приложения приводится список сведений, которые указывает врач в справке (в направлении в клинику), если работник отстранен от обязанностей по состоянию здоровья.
Журнал (его копия) после проведенных медобследований должен храниться на предприятии, так как, предъявляется контролирующим органам для проверки.
Кто имеет право проводить предрейсовые осмотры?
Чтобы организовать проведение предрейсовых осмотров в рамках закона, существует три способа. Каждый имеет свои плюсы и минусы.
- Для организаций, с большим (более 100 ед.) парком ТС, подойдет вариант, когда в штате имеется собственный медработник, но кабинет должен быть лицензирован.
- Для организаций, с небольшим количеством транспорта – вариант, когда заключается договор с медучреждением.
- Если организация бюджетная, заключается контракт на предоставление услуг в рамках ФЗ №44 (от 5.04.13г.), который с учетом изменений, вступил в силу с января 2017 года.
Если медработник (с сертификатом), проводит предрейсовые осмотры на территории организации, которая не имеет лицензии, ссылаясь на ФЗ №323 (ст. 24; ч. 4), нарушает законодательство. Согласно с Приказом МЗ пункта 8; №835н проводить предрейсовый осмотр может только лицензируемая организация или медработник, деятельность которого осуществляется на основании лицензии.
Предрейсовые медосмотры относятся к лицензируемому виду деятельности (Постановление №291 от 16.04.12 г.), так как, проводится освидетельствование на предмет опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.).
Договор на проведение предрейсовых медосмотров
как в вашем регионе к таким вопросам подходят судьи. Какова их позиция. Насколько щепетильны надзорные органы. Это поможет принять верное решение и сэкономить средства компании на штрафах. Так же не следует забывать и о проверках налоговой инспекции
[7 советов водителю] Полномочия сотрудника транспортной инспекции УГАДН, ГИБДД (РОСТРАНСНАДЗОРА)
В случае остановки ТС, водитель вступает в неравные взаимоотношения с сотрудниками транспортной инспекции УГАДН (РОСТРАНСНАДЗОР) и ГИБДД. Чтобы избежать штрафа, необходимо знать, какими полномочиями обладают представители надзорных органов РФ. Умение отстаивать свои права, сохранит ни только денежные средства, но и вынудит инспектора не нарушать Закон (вымогать взятку).
Примечание: Нужно отдать дань тем сотрудникам дорожной инспекции, которые честно выполняют свой долг, защищая граждан от бандитов, пьяных, наркоманов, севших за руль транспортного средства. Участникам движения, включая пешеходов, они спасают жизнь. Иногда, жертвуя собой.
Инспектор ГИБДД (Гос. Инспекция Безопасности Дорожного Движения) — лицо, служащее в органах МВД (Министерство Внутренних Дел). Сотрудник исполняет обязанности, обеспечивающие контроль за БДД. Ведет профилактическую работу по предупреждению, снижению ДТП среди водительского состава и пешеходов, включая детей.
Инспектор УГАДН (Управление Гос. Авто-Дорожного Надзора) — служащий, представляющий территориальный орган Ространснадзора. Осуществляет контрольную деятельность в области транспорта, кроме БДД. В частности, следит за исполнением требований в сфере грузоперевозок, предъявляемых юрлицам и ИП. (Прим.: здесь и далее речь идет только в отношении автотранспортных средств).
I am text block. Click edit button to change this text. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.
Нормативно-правовая база
В транспортной сфере многие законы утратили силу, другие обновляются, часть еще действует, но уже не соответствует новым Правилам. Поэтому нередко документы противоречат один другому. Приведенные нормативы, на которых основана статья, действуют в 2021 году. Рекомендуем при чтении проверять их актуальность.
В деятельности контролирующего органа РФ, в частности, региональном представительстве УГАДН, произошло немало изменений, касающихся грузоперевозок. Прежние ограничения утратили значение. Права сотрудников инспекции значительно расширены.
Полномочия и основные функции Ространснадзора
Инспектор УГАДН, как представитель надзорного органа РФ, осуществляет контроль в сфере транспорта в рамках соблюдения нормативов российского законодательства, включая международные соглашения. В полномочия Ространснадзора входит:
- Контроль за международными перевозчиками на территории РФ, кроме пропускных пунктов на гос. границе.
- Проверка выполнения правил лицензирования, в т. ч., выдача, аннулирование, приостановление лицензионной деятельности.
- Надзор за правилами перемещения опасных грузов, включая международные рейсы, по автотрассам федерального или регионального значения, когда ТС проезжает минимум по 2 областям.
- Соблюдение норм перевозки опасного груза (о/г) транспортом (международного, междугороднего, городского значения), если это продиктовано правилами ЕС.
- При этом проверяется наличие следующих спец. разрешений: на перевозку о/г; маркировку ООН; наличие документов, классифицирующих о/г; тару; условия транспортировки, выгрузки, квалификационные свидетельства о подготовке консультантов (водителей), прошедших обучение по обращению с о/г и пр.
- Выдача допуска юрлицу, ИП на международные перевозки или транспортировку о/г, включая проверку деятельности и проработку (утверждение) маршрутов по территории РФ.
- Контроль осуществляется за весом, габаритностью груза, на соответствие тоннажа ТС, заявленного производителем.
- Исследование (выбраковка), оценка технического состояния автотранспорта, задействованного в перевозке высокопоставленных лиц, не исключая гостей-иностранцев.
- Осуществление проверки организаций, юридических, физических лиц, деятельность которых связана с транспортными перевозками. Для этого, имеют право запрашивать и получать необходимые сведения для реализации контроля, входящего в их сферу (полномочия) деятельности.
Обратите внимание: Последний пункт напрямую касается водителей, сотрудников транспортной инспекции УГАДН и ГИБДД. Согласно внутреннему распоряжению (регламенту), они имеют право обмениваться ни только информацией, но и передавать необходимые документы друг другу. Если это требуется для решения поставленной задачи: осуществление контроля в служебных рамках Ространснадзора.
Порядок весового и габаритного контроля ТС сотрудниками транспортной инспекции
Перевозка крупногабаритного и тяжелого груза, контроль, осуществляемый органами Ространснадзора затрагивают деятельность многих водителей. Регламентирует работу автоинспекции и УГАДН П-з Минтранса №348. Что не исключает, а дополняет требования международного ЕС. Для этого на автомагистралях используют пункты взвешивания ТС и измерения габаритов груза, выходящего за борта или при их наращивании.
Внимание: Алгоритм осуществления контроля в определенных пунктах согласно Приказу №119 утратил силу. Поэтому ориентироваться следует на новый регламент №348, действие которого распространяется до января 2027 года.
Пункты всегабаритного контроля:
- СПВГК — стационарные;
- АПВГК — автоматические;
- ППВГК — передвижные.
Способы контроля и причина остановки
- Визуальный — инспектор УГАДН, может остановить ТС на основании его выделения среди потока, видео или фотосъемки. Оценка производится как на стационарном, так и передвижном пункте. Например, скатность колес, тип подвески, положение груза.
- Инструментальный — проводится совместно с оператором весового устройства. Измеряется груз: ширина; высота; длина и весовые параметры с учетом давления на каждую ось и т. п.
- Документальный — сотрудник транспортной инспекции подсчитывает данные измерения, вычитает погрешности, сверяется с нормативами, имеющимися разрешительными спецдокументами. Если обнаруживает нарушения — выписывает протокол.
Какие документы водитель обязан передавать сотруднику транспортной инспекции Ространснадзора
Приказ Минтранса №348 п. 22
Согласно новому Приказу количество документов, которые по просьбе инспектора УГАДН водитель обязан передать, больше, чем обычно указывают в различных интернет-источниках. Поэтому убедитесь сами. Откройте 22 пункт. В нем приведен следующий список:
- Разрешение ТКТС, если груз специфический.
- Документация, прилагаемая к нему (оформленная по-новым правилам ТН; ТТН и пр.).
- В/У, которое ранее не требовалось.
- Регистрационные д-ты на автотранспорт.
В соответствие с ТКТС сотрудник транспортной инспекции сверяет сведения прописанные в этих документах. Их достоверность, характеристики груза, особые условия транспортировки и прочие данные. Путевой лист здесь не указан, но это не значит, что его не нужно предоставлять. Информация, содержащаяся в нем, входит в сферу контроля Ространснадзора, и согласно Уставу, водитель обязан показать п/л. Так же тахограф, как средство соблюдения РТО.
АКТ всегабаритного контроля ТС
Обнаружив нарушения, лицо осуществляющее измерения (это может быть оператор ПВГК, владелец дороги, сотрудник УГАДН) составляет документ, подтверждающий результаты взвешивания и данные габаритов перевозимого груза. К АКТУ прилагаются фотографии, сведения о месте контроля, ТС, всех участниках, нормативы, основания административного правонарушения. Кроме этого, маршрут следования может быть скорректирован из-за характера перевозки. Один из трех экземпляров выдается на руки водителю.
Сфера деятельности Ространснадзора
Чтобы понять роль сотрудника транспортной инспекции, какими полномочиями он обладает, достаточно знать сферу деятельности УГАДН. Из определения ясно, что к безопасности движения, а следовательно и функциям МВД и ГИБДД оно прямого отношения не имеет. Поэтому обязанности инспекторов этих двух ведомств кардинально различаются. Ространснадзор занимается проверкой ТС:
- перевозящих опасные грузы;
- крупногабаритные, тяжеловесные;
- совершающие международные рейсы (в момент нахождения на территории РФ);
- задействованные в перевозке пассажиров;
- прочие автомобили, если они проезжают из одной области в другую.
Вместе с тем, косвенно, деятельность региональных органов касается сфер БДД. Потому что конечная цель — исполнение требований, предъявляемых к перевозчикам (юрлицам, ИП). Направлена на обеспечение безопасности, благодаря соблюдению:
- норм транспортировки грузов;
- правил перевозки пассажиров;
- требований к качеству дорожного покрытия;
- закона о квалификационной подготовке персонала и пр.
Сотрудник УГАДН занимается профилактикой нарушений, чтобы предупредить ДТП на уровне руководства транспортных компаний. Например, в 2020 году 7 из 12 тыс. должностных лиц не прошли аттестацию. Это свидетельствует о низком профессионализме сотрудников. Инспектор ГИБДД осуществляет контроль за поведением водителей на дорогах. И хотя обе организации выполняют задачи обеспечения безопасности, охватываемая сфера контроля (надзора) у них разная.
На что имеет право сотрудник инспекции УГАДН
В статье 8 Постановления № 236 приведен список того, что является предметом проверки органов Ространснадзора. Исходя из перечня, становится понятным, что советы из интернета об ограничении прав инспектора УГАДН устарели. Водитель обязан предоставлять документы, связанные со сферой их контроля, а она такова (опускаем объекты проверки организации):
- Предрейсовый медосмотр.
- Предрейсовый техконтроль состояния ТС.
- Режим соблюдения труда и отдыха.
- Квалификация перевозчика опасного груза (в т. ч. согласно нормам ЕС).
- Правила перевозки пассажиров (багажа).
- Требования, касающиеся доступности ТС инвалидам.
Следовательно, все документы, подтверждающие выполнение нормативных требований в этих сферах, инспектор имеет право требовать у водителя. Если ИП работает самостоятельно, нужно возить с собой договора, заключенные с медицинским учреждением и СТО, где оказывают услуги по пред- послерейсовому техническому контролю автотехники.
Если ни сотруднику УГАДН, то инспектору ГИБДД водитель обязан предоставить ряд документов. А тот, в свою очередь, имеет право передать их представителю транспортного контроля, если это требуется для выполнения возложенных на него надзорных обязанностей. Применение закона о сохранении персональных данных, передачи документов третьим лицам, здесь не уместно.
Как водителю защититься от неправомерных действий сотрудника транспортной или дорожной инспекции
Если водитель ничего не нарушил, это не значит, что со стороны представителей контроля не последует неправомерных действий. Полномочия, предоставленные им, априори ставят перевозчика в неравное положение. Способ защиты от произвола один — знать свои права и обязанности.
Обязанности водителя:
- Иметь при себе необходимые, согласно нормам российского законодательства, проездные документы.
- Предоставлять их по требованию сотрудникам ДПС, УГАДН.
- Пройти предрейсовый медосмотр.
- Управлять исправным ТС.
- Знать и не нарушать ПДД.
Инспектор ГИБДД обязан:
- Быть в форме, соответствующей статусу инспекции.
- Представиться водителю.
- По его требованию показать удостоверение.
- Назвать причину остановки ТС.
- При оформлении админнарушения, действовать в рамках своих полномочий.
Сотрудник транспортной инспекции УГАДН обязан:
Выездная рейдовая проверка проводится по плану в соответствие с внутренним распоряжением, являющимся основанием и причиной контроля на дороге (посту ДПС). В соответствие с Регламентом (ПМ №542 п.70) при остановке ТС инспектор УГАДН, прежде чем начать осмотр, должен:
- Предъявить служебное удостоверение.
- Ознакомить водителя с распоряжением.
- Разъяснить цель и задачу осмотра.
- Обозначить полномочия контролирующего лица.
- Предоставить основания для проведения контроля.
- Указать объем, условия, срок проведения мероприятия.
Зная о Регламенте, водитель может привести норматив (скачав необходимые пункты, чтобы были под рукой), требовать его выполнения. Ознакомившись с распоряжением, предоставить ТС (груз) для осмотра.
Водитель имеет право:
- Требовать разъяснения, в чем причина остановки.
- Вести видео- фотосъемку, предупредив об этом инспектора.
- В Протоколе (АКТЕ) указать, что с предъявленным обвинением не согласен, приведя свои аргументы.
- Предупредить, что будет жаловаться (куда, кому и как).
- Позвонить по горячей линии (запишите телефоны заранее).
- Обратиться в высший орган ГИБДД или УГАДН, суд для обжалования действий инспектора. Предоставив показания свидетелей, видео- фото- документы, письменное заявление.
С 1 сентября 2021 года действуют новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!
Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступили в силу с 1 сентября 2021 года.
Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?
Когда необходимо выполнять проверку?
1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.
Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?
В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.
Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.
Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.
Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)
Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.
С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.
У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?
Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:
1) наименование марки, модели машины;
2) государственный регистрационный номер ТС;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега);
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись контролера.
Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.
Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.

Оставьте заявку нашим специалистам!
Мы подберем для Вас лучшее решение!
«Отключки» для тахографов и чужие карточки водителя: посмотрели, какие ухищрения шоферов выявляет Транспортная инспекция

Аварии с участием большегрузных автомобилей обычно влекут серьезные последствия: гибель и увечья людей, повреждения дорогостоящих авто и грузов, дорожные заторы. Нередко к таким ДТП приводит несоблюдение режима труда и отдыха — скорость реакции утомленного водителя замедляется, он теряет внимательность, а то и вовсе засыпает за рулем. Проверки Транспортной инспекции показывают, что количество подобных нарушений увеличилось: если за 2020 год их было около 900, то с начала текущего года выявлено уже более 1300 нарушений. Сотрудники инспекции вынуждены ужесточить контроль за соблюдением перевозчиками режима труда и отдыха. Корреспондент «Р» приняла участие в одном из мероприятий.
За сутки через пост весогабаритного контроля «Федьковичи» проходит не менее 1000 фур.
Движение под контролем
Пост весогабаритного контроля «Федьковичи» находится возле Бреста, на 36-м километре трассы М-1. За сутки здесь проходит не менее 1000 фур. Каждая из них перед постом обязана перестроиться в крайнюю правую полосу движения и проехать через вмонтированное в дорожное полотно устройство предварительного взвешивания. Это позволяет оперативно выделить из общего потока грузовиков те, которые потенциально могут превышать установленные весовые параметры. Кроме того, инспекторы имеют право выборочно ознакомиться с документами водителя и проверить, соблюдает ли он режим труда и отдыха.

— В машинах, осуществляющих международные перевозки пассажиров или грузов, для этого установлены тахографы, — рассказывает Юрий Костюк, заместитель начальника Брестского филиала Транспортной инспекции. — Бортовое устройство находится в кабине, от него идет шлейф проводов к датчику на коробке передач. Он автоматически фиксирует движение машины. Если же автомобиль стоит, например, на ремонте, оформлении груза —водитель обязан сам ввести эту информацию, подтверждая, что он работает.
Водитель может управлять машиной не более девяти часов в течение рабочей смены, а два раза в неделю увеличивать это время до десяти часов. После 4,5 часа управления необходимо сделать перерыв на 45 минут. Впрочем, здесь возможны варианты: проехать час и 15 минут отдохнуть, после чего проехать еще 3,5 часа и сделать перерыв на полчаса. Увеличить время отдыха можно, уменьшить — ни в коем случае. Есть и требования к непрерывному еженедельному отдыху — 45 часов в неделю. При необходимости его можно сократить до 24, однако впоследствии это время должно компенсироваться. Но зачастую владельцы транспортных фирм и сами водители, стремясь совершить больше рейсов и соответственно больше заработать, идут на всяческие ухищрения: пользуются чужими карточками водителя, заставляя тахограф думать, что за руль сел отдохнувший человек, ставят на контрольное устройство «отключки», искажающие или уничтожающие данные о движении. Между тем это опасно для жизни и здоровья. В прошлом году транспортная инспекция провела 135 проверок по фактам ДТП, в 42 случаях выявлено нарушение режима труда и отдыха. В первом квартале текущего года таких проверок было 19, нарушения нашлись в семи случаях.
У транспортной инспекции достаточно средств, чтобы отследить движение машины.
— Электронная карточка водителя визуально напоминает банковскую и содержит информацию о нем, — продолжает Юрий Константинович. — Усевшись за руль, водитель должен вставить ее в электронный тахограф. Устройство распознает данные и запоминает их. Запись движения автоматически фиксируется и на карточку, и в память прибора. На карточке эта информация хранится не менее 28 дней, в памяти тахографа — не менее 365 дней. Рисковые водители, закончив свой период управления, чтобы не зафиксировалось нарушение режима труда и отдыха, вставляют карточку другого человека, но продолжают вести машину сами — понятно, что утомленные. Тахограф таким образом обмануть можно, а вот собственный организм — нет.
За прошлый год в Брестской области изъято 57 карточек водителя, которыми пользовались другие люди, а в текущем — уже 58.
Тахограф видит все
За нарушение водителем режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки предусмотрена административная ответственность — штраф от пяти до 25 базовых величин. Выполнение международной автомобильной перевозки без тахографа, без использования регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя, либо с использованием чужой карточки, либо с применением устройства, которое может привести к искажению или утрате данных о режиме труда и отдыха человека, наказывается штрафом в размере от 30 до 50 базовых величин. Использование устройств, которые могут искажать или убирать данные с тахографа, влечет штраф в размере от пяти до десяти базовых величин. Впрочем, есть проступки, когда можно обойтись и предупреждением. Такая участь постигла дальнобойщика, который порожняком едет из России в Польшу. Отправляясь в рейс, он не отметил точку выезда и сейчас виновато мается в помещении контрольного пункта.
— В начале и в конце смены водитель должен ввести в контрольное устройство обозначение страны, в которой начинает рабочую смену и соответственно заканчивает, — разъясняет сложившуюся ситуацию Роман Ермоленков, ведущий специалист управления весогабаритного контроля. — Отметка не сделана — довольно распространенное нарушение. Между тем это один из способов сокрытия нарушения режима труда и отдыха. Можно ведь сделать отметку в Беларуси, выбросив таким образом несколько часов дороги по России.
Инспекторы проверяют наличие международной страховки, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз.
Большегрузы сплошным потоком тянутся через весовую. Стоит остановить кого-то для проверки документов — через считаные минуты позади скапливается очередь. Поэтому интересующие их машины инспекторы отправляют на специальную стоянку.
— Проверяем наличие международной страховки, или так называемой зеленой карты, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз, — комментируют они свои действия.
Опытных инспекторов настораживает даже характер груза. Так, скоропортящиеся товары, живые цветы, животных водители стремятся доставить поскорее, допуская при этом нарушения режима труда и отдыха. Известны и фирмы, работники которых могут пренебрегать правилами с одобрения руководства.
Павел перевозит из Рогачевского района в Германию пиломатериалы. Груз еще не оформлен на таможне. На этой стадии, до выезда в западные страны, тоже случаются манипуляции с контрольным устройством или поездки по чужой карточке водителя.
Запись движения автоматически фиксируется и на карточку водителя, и в память тахографа, считывается при помощи программного обеспечения.
Данные с тахографа в его машине считывают с помощью карточки контролера. Делается также распечатка скорости. Выглядит это как кардиограмма, только на кассовом чеке. Получается, что наш тягач загрузился вчера, сегодня проехал 1 час 26 минут, а до этого водитель 5 часов 30 минут отдыхал. Тут контролеры обнаруживают нестыковки: машина должна была проехать не менее 1140 километров, а общий итог получается около 880. Такое несовпадение наводит на мысль о манипуляциях с устройством, однако водитель категорически их отрицает. Что ж, у транспортной инспекции достаточно средств, чтобы выяснить истину: кроме показаний датчика на коробке передач автомобиля и спидометра, берутся данные о месте и времени загрузки. Сведения о километраже предоставит специальная программа, можно взять данные о движении машины с других пунктов автоматического взвешивания, попадавшихся на ее пути. Проверяющие сопоставляют, считают — все равно не хватает более 200 километров! Водитель уже начинает нервничать, но ситуация разрешается благополучно: по неопытности он напутал с датами выезда и загрузки, так километры и потерялись.
Соблюдение режима труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки на территории страны, а значит без тахографов, проверяют по-другому. Так, передвижения таксистов помогают отследить средства контроля налоговых органов (СКНО), привязанные к таксометру и GPS. Режим работы машин без них, по безналичному расчету, видит мобильное приложение, посредством которого мы и заказываем такси.
— Подобный контроль полезен прежде всего для водителей, — уверен Юрий Костюк. — Недосыпая, наносят вред собственному здоровью. Кроме того, с помощью тахографа они могут защитить свои права, если недобросовестный работодатель вздумает, например, им недоплатить.