Какой размер компенсации установлен законом за нарушение авторских и смежных прав
Перейти к содержимому

Какой размер компенсации установлен законом за нарушение авторских и смежных прав

  • автор:

Критерии определения размера компенсации за нарушение исключительных прав

Одним из самых острых и дискуссионных вопросов является определение судами размера компенсации за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. При определении размера указанной компенсации суды вправе самостоятельно устанавливать её размер в весьма широких пределах, установленных законом. Вместе с тем, есть ряд факторов, подлежащих обязательной оценке при разрешении вопроса о размере компенсации, которые влияют как на снижение размера компенсации, так и на удовлетворение исковых требований в полном объёме (при этом следует помнить, что суд не вправе взыскать сумму компенсации выше заявленных исковых требований).

Содержание:

  1. Постановления Пленумов и судебная практика
    • Срок незаконного использования
    • Повторное нарушение исключительного права одного правообладателя
    • Вероятные убытки правообладателя
    • Нарушение в отношении основного источника дохода правообладателя
  2. Постановление КС РФ № 28-П от 13.12.2016

Постановления Пленумов и судебная практика

При определении размера компенсации за нарушение исключительных прав, суды руководствуются положениями ст. 1252, 1301, 1311, 1515, 1537 ГК РФ и разъяснениями, данными в п. 62 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление №10):

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Ранее применялось аналогичное толкование, изложенное в п. 43.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление 5/29):

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Наглядно такое сравнение можно провести с помощью незамысловатой таблицы:

характер допущенного нарушения

характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.)

срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности

срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации

характер допущенного нарушения

характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.)

степень вины нарушителя

наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно)

наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя

обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике)

являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя

вероятные убытки правообладателя

вероятные имущественные потери правообладателя

Очевидно, что перечень критериев, указанных в новом Постановлении №10, является более обширным. Теперь во внимание необходимо принимать:

  1. наличие вины (а не только степень вины);
  2. критерии, относящиеся к объекту, права на которые нарушены;
  3. насколько предпринимательская деятельность нарушителя связана с систематическими нарушениями интеллектуальных прав.

И эти критерии выглядят уместными и рациональными.

Ещё по известному «делу Перекрёстка» была выработана позиция о том, что безвиновная ответственность должна быть минимальной, особенно, если известны другие нарушители исключительного права.

Разумно и то, что нарушение исключительных прав на разные по экономической ценности объекты также должно учитываться судами, и пример с узнаваемостью логичен и понятен. Общеизвестный товарный знак, фонограмма из платинового альбома популярной группы представляют гораздо большую ценность, чем аналогичные, но менее известные результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, потому и компенсация должна изменяться соразмерно.

Отдельное одобрение вызывает и то, что в Постановлении №10 допускается учитывать, насколько связана деятельность ответчика с нарушениями интеллектуальных прав. Это может положительно сказаться при борьбе с нарушителями, зарабатывающими на нарушениях исключительных прав. Ранее, в эпоху Постановления 5/29, в качестве обоснования для взыскания компенсации в большем размере могло выступать лишь нарушение исключительного права того же правообладателя, что работало в пользу злостных нарушителей.

Постановление 5/29 применялось десять лет и регулярно использовалось судами в богатой и разнообразной судебной практике. Признание Постановления 5/29 не подлежащим применению Постановлением №10 не отменяет тех выводов, которые были сделаны судами по конкретным делам. Напротив, многие выводы, сделанные судами на основании разъяснений Постановления 5/29, были дополнены, доработаны и вошли в новое Постановление №10, что можно проследить как раз на примере критериев определения размера компенсации.

Эти факторы исследуются в их совокупности в каждом конкретном случае и должны быть в обязательном порядке учтены судом при разрешении вопроса о размере компенсации.

Отдельное внимание следует обращать внимание на обстоятельства, непосредственно влияющие на размер взыскиваемой судом компенсации.

Срок незаконного использования

Срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, бесспорно, является одним из наиболее объективных критериев оценки, поскольку указанный срок можно установить при наличии соответствующих достоверных и допустимых доказательств с весьма высокой точностью, что снижает риск субъективного подхода при оценке данного фактора судом. При этом не вызывает сомнений то обстоятельство, что чем дольше нарушитель нарушал исключительное право правообладателя, тем выше возможные потери правообладателя, и, следовательно, тем больший размер должна иметь присуждаемая судом компенсация.

Так, изменяя решение АС г. Москвы по делу А40-23999/2014 в части размера компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, 9 Арбитражный апелляционный суд указал, что:

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку уменьшая размер компенсации до его минимального размера 10.000 руб. суд первой инстанции не указал мотивы и не обосновал необходимость уменьшения данной суммы, а, кроме того, не учел длительный срок неправомерного использования товарного знака и не прекращения нарушения ответчиком прав истца до настоящего времени.

Указанным Постановлением 9 ААС изменил размер компенсации с 10 тысяч до 200 тысяч рублей. В данном Постановлении суд также отметил, что ответчик использовал обозначение, сходное до степени смешения, в течение двух лет (длительный срок незаконного использования); не только на сайте, но и в доменном имени, при поставке товара в различные регионы (характер нарушения); не прекратил нарушение после получения претензии истца (наличие вины нарушителя), что и послужило в совокупности основанием для изменения решения в части размера взыскания. Как усматривается из текста судебного акта, суд установил наличие нескольких оснований для взыскания компенсации в большем размере относительно минимально допустимого (10 тысяч рублей согласно ст. 1515 ГК РФ).

Многократное нарушение исключительного права одного правообладателя

Разумеется, если лицо последовательно и неоднократно нарушает исключительное право правообладателя, то репутационные риски правообладателя и потеря доверия потребителей товара или услуги могут быть выше, что, исходя из самой сути компенсации нарушенного права как восстановления имущественного положения, должно отражаться на размере взыскания.

Так, по делу А19-10563/2013 Арбитражный суд Иркутской области установил, что ответчиком был продан товар с использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца, и кроме того, ответчик неоднократно обращался с коммерческим предложением о регулярных оптовых поставках в адрес других юридических лиц. Отдельно суд указал, что:

При определении размера компенсации суд, учел, в частности, характер допущенного нарушения (неоднократность ввода спорного товара в гражданский оборот (реализация и предложение к продаже)), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности (непрекращение его в период рассмотрения настоящего спора), степень вины нарушителя, вероятные убытки правообладателя (негативное отражение продажи контрафактного несертифицированного товара на репутации и коммерческой деятельности истца), и, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения, суд считает необходимым присудить компенсацию в размере 300 000 руб.

Указанное решение было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, однако было оставлено Четвёртым арбитражным апелляционным судом и Судом по интеллектуальным правам без изменения. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ также было отказано.

Из вышеизложенного следует сделать вывод, что суды единогласно пришли к выводу, что многократность незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (наряду с другими обстоятельствами) может являться существенным основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав в полном объёме. При этом примечательно то, что реально зафиксированный факт продажи продукции был осуществлён на сумму 4800 рублей (1.6% от взысканной компенсации).

Вероятные убытки правообладателя

Указанное обстоятельство уже само по себе подразумевает невозможность точной оценки, и необходимость предполагать о том, могли ли быть убытки вообще, и в каком размере. В качестве исходных данных для таких предположений могут использоваться срок неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, характер и способы нарушения, сведения о предпринимательской деятельности нарушителя. Совершенно очевидно, что вероятные убытки правообладателя будут высоки, если нарушитель использует обозначение при осуществлении своей деятельности постоянно (например, в наименовании юридического лица) и ведёт активную предпринимательскую деятельность с многомиллионными оборотами. Справедливо и обратное: в случае однократного нарушения, например, при продаже одной контрафактной закладки стоимостью в 10 рублей, возможные убытки правообладателя от конкретно одного указанного правонарушения минимальны и неумолимо стремятся к нулю.

Наглядным примером является дело А70–7372/2012, рассматривая которое суды пришли к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объёме в связи с тем, что незаконно используя средства индивидуализации, ответчик вёл активную предпринимательскую деятельность, заключая договоры на крупные суммы и продолжал нарушать исключительное право истца после того, как был уведомлён об этом. Суд по интеллектуальным правам, оставляя после повторного рассмотрения дела судебные акты нижестоящих судов без изменения, указал в Постановлении:

Установив указанные обстоятельства, учитывая длящийся характер нарушения исключительных прав истца, в том числе продолжавшегося в процессе судебного разбирательства, после подачи настоящего иска обществом «Геотерм», сумму, на которую ответчиком были заключены договоры (более чем на 80 000 000 рублей), исходя из необходимости сохранения баланса прав и законных интересов сторон, требований разумности и справедливости при определении размера компенсации за нарушение исключительных прав и соразмерности компенсации последствиям нарушения, по правилам пункта 43.3 постановления № 5/29 судами с ответчика взыскана компенсация в размере 2 700 000 рублей.

Учитывая выплаченную после первоначального рассмотрения спора компенсацию в размере 300 000 рублей, общая сумма взыскания составляет 3 000 000 рублей. Данная цифра представляется несоответствующей возможным убыткам правообладателя, однако согласно абз. 1 п. 43.3 Постановления 5/29, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом исковые требования были заявлены в размере 3 000 000 рублей.

Нарушение в отношении основного источника дохода правообладателя

Фактором, не поименованным в Постановлении 5/29, определяющим взыскание размера компенсации в размере, существенно выше минимального, является нарушение исключительного права на тот объект, создание которого непосредственно связано с основной деятельностью правообладателя.

Так, определяя размер компенсации за нарушение исключительных авторских прав фотографа по делу А60-37813/2013, Арбитражный суд Свердловской области указал следующее:

При определении размера компенсации суд учитывает то, что создание Варламовым И.А. фотографических произведений и их реализация являются основным видом предпринимательской деятельности и источником его дохода.
В данном случае требование о взыскании 210000 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

17 Арбитражный апелляционный суд, рассматривая апелляционную жалобу ответчика, уделив особое внимание анализу оценки размера компенсации, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Таким образом, суды посчитали компенсацию в размере 210 тысяч рублей за неправомерное использование 7 фотографических произведений обоснованной на основании того, что «реализация» таких произведений — основной источник дохода предпринимателя, соответственно, нарушитель, незаконно использовав фотографические произведения без разрешения автора, оставил его без выплаты ему вознаграждения, на которое автор мог расчитывать при правомерном использовании произведений.

Постановление КС РФ № 28-П от 13.12.2016

В конце 2016 года одним из самых важных событий, повлиявших на порядок определения размера компенсации за нарушение исключительных прав, стало Постановление Конституционного Суда РФ №28-П от 13.12.2016 по делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края (далее — «Постановление 28-П»).

Предыстория дела А03-22533/2014 проста и незатейлива. К предпринимателю был предъявлен стандартный иск о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фонограммы. Несмотря на грозную формулировку, это всего-навсего розничная продажа одного компакт-диска, который оказался контрафактным. Но печаль в том, что на диске имеется множество фонограмм, каждая из которых — самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, а потому размеры взысканий исчисляются в сотнях тысяч рублей. Суд первой инстанции (судья Кулик М.А.) попытался разрешить спор по справедливости: всё же за продажу диска по цене 75 рублей взыскание 859 000 рублей компенсации (т.е. в 11453,33 раз больше стоимости) критерию соразмерности вряд ли отвечает. В решении суд указал на низкую степень общественной опасности деяния, несоразмерность компенсации последствиям нарушения, учёл наличие у предпринимателя ребёнка на иждивении с диагнозом ДЦП (и исследовал массу доказательств, подтверждающих затраты на лечение). Иными словами, суд пытался сделать всё возможное в рамках закона, понимая, что требуемый размер компенсации будет несправедливым и поставит предпринимателя, как минимум, в крайне тяжёлое положение, а то и вовсе на грань выживания. Взысканный размер компенсации в 15 000 рублей истца, разумеется, не устроил. Решение справедливое, но увы, противоречащее закону.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, а вот Суд по интеллектуальным правам отменил и направил на новое рассмотрение, в том числе указав на неправильное применение судами ст. 1252, 1301 ГК РФ.

Судья Кулик М.А. в ответ на это направил запрос о проверке конституционности пп. 1 ст. 1301, пп. 1 ст. 1311 и пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Конституционный Суд, рассматривая поставленные вопросы, изложил несколько существенных тезисов об экономическом неравенстве участников гражданского оборота и необходимости адекватного и справедливого подхода при определении размера компенсации.

Отдельно следует выделить следующее заключение Суда:

Причем, если применение подобной санкции к нарушителю — юридическому лицу обычно не приводит к непропорциональному вторжению в имущественную сферу его участников — физических лиц, то в отношении индивидуального предпринимателя оно не исключает возложение на нарушителя столь серьезных имущественных обязательств, что их исполнение, в свою очередь, может не только поставить под сомнение продолжение им предпринимательской деятельности (что само по себе можно рассматривать как конституционно допустимое следствие совершенного правонарушения), но и крайне негативно отразиться на его жизненной ситуации.

Дополнительно КС РФ указал:

(. ) вводимые федеральным законодателем ограничения должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными; принцип соразмерности (пропорциональности) санкции совершенному правонарушению, относящийся к числу общепризнанных принципов права, нашедших отражение в Конституции Российской Федерации, предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, учет степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Это во многом согласуется с позицией Постановления 5/29, действовавшего в этот период, т.к. критерии степени вины нарушителя, тяжести нарушения, последствий (вероятных убытков правообладателя) и соразмерности компенсации последствия нарушения уже существовали. То есть, КС РФ ещё раз подтвердил необходимость их применения судами при разрешении вопроса о размере взыскиваемой компенсации.

Однако, стоит обратить особое внимание на «иные существенные обстоятельства». С учётом особенностей дела, послужившего поводом для запроса, неудивительно, что Постановлении 28-П также явно отмечено:

Тем самым суд, (. ), не лишен возможности принять во внимание материальное положение ответчика — индивидуального предпринимателя, факт совершения им правонарушения впервые, степень разумности и добросовестности, проявленные им при совершении действия, квалифицируемого как правонарушение, и другие обстоятельства, например наличие у него несовершеннолетних детей.

Таким образом, Конституционный Суд фактически ввёл критерий определения компенсации исходя из положения нарушителя, что само по себе имеет огромное значение. При этом, очевидно, что «иные существенные обстоятельства» и «другие обстоятельства» не означают исчерпывающий перечень критериев.

К слову, по рассматриваемому делу размер компенсации был определён судом в размере 5 000 рублей, решение далее не обжаловалось. Так неравнодушный судья и трезвый подход Конституционного Суда помогли добиться справедливого судебного акта, которое имеет значение не только для конкретного ответчика-предпринимателя, но и для всех аналогичных дел.

Выводы

Резюмируя, следует прийти к закономерному заключению о том, что чем дольше, чаще и активнее неправомерно используется результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, тем выше вероятность удовлетворения исковых требований в большем объёме.

Соответственно, для того, чтобы увеличить шанс на взыскание компенсации в максимально возможном объёме (который будет ограничен размером исковых требований), необходимо доказывать обстоятельства, упомянутые выше. При этом особенно следует обратить внимание на срок неправомерного использования, неоднократность и активность предпринимательской деятельности нарушителя.

Вместе с тем, для того, чтобы снизить размер взыскиваемой компенсации, нужно доказывать однократность нарушения, отсутствие вины нарушителя, незначительность возможных убытков правообладателя и иные обстоятельства, указывающие на несоразмерность размера заявленных исковых требований последствиям нарушения.

Немаловажными являются и иные обстоятельства, устанавливаемые судами в каждом конкретном случае, в том числе, имущественное положение нарушителя.

Какой размер компенсации установлен законом за нарушение авторских и смежных прав

Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 01.04.2023 12:00-13:00 Центральная городская детская библиотека

Hand – made студия «Мастерилки» Работа с бумагой 01.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6

«Здоровым – все здорово!» Час вопросов и ответов 06.04.2023 14:00-15:00 ЦБиблиотека-филиал № 6

Открытие выставки волжских художников «Весеннее настроение» 07.04.2023 14:00-15:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека

Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 08.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека

Hand – made студия «Мастерилки» Работа с бумагой 08.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6

«Праздников праздник и торжество из торжеств» Пасхальные посиделки 13.04.2023 14:00-15:00 Библиотека-филиал №6

Hand – made студия «Мастерилки» Работа с тканью 15.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6

Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 15.04.2023 12:00-13:00 Центральная городская детская библиотека

Бенефис книги «Аленький цветочек»(165 лет книге С.Аксакова. К Международному дню детской книги) 20.04.2023 12:30-13:30 Библиотека-филиал №3

Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 22.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека

Hand – made студия «Мастерилки» Работа с нитками 22.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6

Hand – made студия «Мастерилки» Работа с биссером 29.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6

Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 30.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Защита авторских прав

Защита авторских правИнтеллектуальные права на любое созданное человеком уникальное произведение науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров, регулирующих правоотношения в сфере охраны прав авторов:

— Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

— Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);

— Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

— Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);

— Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

Часть 1 статьи 44 Конституции России гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, а именно:

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы;

— программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

— производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

— составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда.

Защита авторских прав возможна и в случае, когда речь идет о необнародованных произведениях, выраженных в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

На идеи, концепции, принципа, метода, процесса, системы, способов, решения технических, организационных или иных задач, открытия, фактов, языка программирования законодательство об авторских правах не распространяется.

Не являются объектами авторских прав:

— официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления;

— государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки);

— произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

— сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Лицо, которое является субъектом авторского права, обладает особым правом на произведение. Наследники автора также будут являться субъектами авторских прав. Помимо физических лиц, обладающих авторскими правами, юридические лица (организации, которые на коллективной основе управляют авторскими правами различных авторов) также являются субъектами авторских прав.

Авторские права (неимущественного характера) включают в себя следующие:

• право на авторство – право признаваться автором произведения;

• право на имя – право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно;

• право на обнародование своего произведения в любой форме;

• право на защиту своей репутации;

• право на неприкосновенность произведения – не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Неимущественные авторские права не имеют срока действия и признаются в Российской Федерации неотчуждаемыми авторскими правами, т.к. они принадлежат только физическому лицу и не передаются другому физическому лицу.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1. воспроизведение произведения , то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи;

2. распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3. публичный показ произведения , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью плёнки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5. прокат оригинала или экземпляра произведения ;

6. публичное исполнение произведения , то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения;

7. сообщение в эфир , то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путём ретрансляции);

8. перевод или другая переработка произведения . При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного);

9. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

10. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Перед автором стоит две основные задачи при защите авторских прав:

1. Сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания произведения, и т.п.);

2. Закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время. Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства.

Основные способы защиты авторских прав

• Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.

• Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.

• Обратиться к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи.

• Депонирование произведения в Российском авторском обществе (РАО).

• Опубликовать произведение в журнале и т.д.

• Не в качестве самостоятельного, но в качестве дополнительного способа: отправить свой объект авторских прав (текст, музыку, фото и др.) себе на e-mail и сохранить письмо на почтовом сервере.

• Отправить себе текст по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Но если конверт вскрыт, то это доказательство уже теряет свою силу, т.к. невозможно доказать, что было во вскрытом конверте. Также данное доказательство является оспоримым, т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и документ был заменен).

Нарушением авторских прав (неимущественных) будет являться плагиат. Присвоение авторства (плагиат) может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени

Для осуществления, возникновения, а также защиты авторских прав не нужна регистрация того или иного произведения и соблюдение различных формальностей.

Существуют технические средства по защите авторских прав, ими являются программно-аппаратные средства, а в основном программные, они затрудняют процесс создания копий тех произведений, которые защищены авторскими правами и они препятствуют различному копированию. В соответствии с п. 1 ст. 1299 ГК РФ: техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.

Но презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения.

Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств. Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru). При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования.

Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ;

4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии (фотосъемка одежды), кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Свободное использование произведения путем репродуцирования

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными организациями для аудиторных занятий.

Под репродуцированием понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии в объеме, оправданном характером такой церемонии.

Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Срок действия исключительного права на произведение

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Ответственность за нарушения авторских прав

Способами защиты авторских прав являются меры принудительного характера, которые закреплены законом, благодаря которым производится защита авторских прав, признание оспариваемых авторских прав и воздействие на нарушителя.

Защита исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем предъявления требования:

— о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя.

— о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица. Например, такое требование может быть предъявлено к магазину, как распространителю контрафактной продукции, вне зависимости от того, было ли известно его сотрудникам о том, что соответствующая продукция является контрафактной.

— о возмещении убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.

— об изъятии материального носителя — оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав (п. 5 ст. 1252 ГК РФ). Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

— о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины.

— о компенсации морального вреда.

Следует специально отметить, что такую же ответственность, какая установлена за бездоговорное использование произведений, несут также лицензиаты и иные лица, вышедшие за пределы использования, разрешенные им по договору с правообладателем, например использовавшие произведение способами, не предусмотренными договором, или по окончании срока его действия (п. 3 ст. 1237 ГК РФ).

Согласно ст. ст. 1301 и 1311 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения или объекты смежных прав вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав:

— в размере от 10000 руб. до 5000000 руб., определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежных прав), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Согласно п. 3 ст. 1252 Кодекса компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков, хотя с его стороны является целесообразным предоставление доказательств, подтверждающих примерный размер возможных убытков или дохода нарушителя, так как это поможет суду при принятии решения об определении разумного и справедливого размера подлежащей взысканию компенсации.

Согласно абзацу третьему п. 3 ст. 1252 Кодекса правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования либо за допущенное правонарушение в целом.

Согласно ст. ст. 1302 и 1312 ГК РФ в целях обеспечения иска по делам о нарушении авторских прав суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Суд может также наложить арест на все экземпляры произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Одной из новелл части четвертой ГК РФ является также закрепление возможности ликвидации юридического лица в случае, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ). Такое решение принимается судом по требованию прокурора. При совершении таких нарушений гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность, судом может быть прекращена его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В статье 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прописан порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы. Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней:

1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая фильмы, без разрешения правообладателя или иного законного основания;

2) направляет провайдеру хостинга уведомление о нарушении исключительных прав на фильмы, с указанием наименования произведения, его автора, правообладателя, доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая фильмы, без разрешения правообладателя, с требованием принять меры по удалению такой информации.

В течение одного рабочего дня с момента получения такого уведомления, провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию и (или) принять меры по ограничению доступа к ней.

В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера уведомления о необходимости удалить незаконно размещенную информацию владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса вышеуказанных мер, доменное имя сайта в сети «Интернет», его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать информацию, содержащую фильмы, и размещенную без разрешения правообладателя, а также иные сведения об этом сайте направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к размещенной на нем информации.

В силу ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

В силу ст. 146 УК РФ присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, – наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, – наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные статьей 146 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион рублей.

Как не нарушить авторские права при публикации контента

В эпоху интернета часто возникают ситуации, когда нарушаются авторские права создателей контента — копирайтеров, фотографов, дизайнеров. Иногда это происходит неосознанно, но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. В статье рассказываем, что будет считаться нарушением авторских прав, как его избежать и как защитить свою интеллектуальную собственность.

Что считается нарушением авторских прав

Объектами авторского права являются произведения, выраженные в объективной форме, к примеру фотографии, статьи, музыкальные композиции. В тот момент, когда абстрактная идея принимает доступный для восприятия публикой вид, у создателя контента появляются авторские права. Наиболее крупные группы таких прав — личные и исключительные.

Личными, или неимущественными правами на интеллектуальную собственность автор обладает бессрочно, их нельзя передать. К ним относятся:

  • право авторства — создатель объекта авторского права вправе считаться таковым;
  • право на обнародование и отзыв — создатель произведения принимает решение опубликовать свой труд, и он же может его изъять, если возместит связанные с этим убытки;
  • право на имя — автор может решать, как именно публиковать работу: под своим именем, под псевдонимом или анонимно;
  • право на неприкосновенность — нельзя вносить изменения в произведение без согласия автора.

Когда жена втайне от мужа публикует его работу в интернете, потому что считает, что та достойна огласки, она нарушает личные авторские права супруга. Публикация чужой фотографии под своим именем — ещё один пример нарушения личных прав.

Исключительные, или имущественные права на интеллектуальную собственность тоже изначально принадлежат автору произведения, но он может их передать, в том числе на возмездной основе. Обладатель таких прав может использовать произведение любым законным способом. Если контент в интернете был использован без разрешения правообладателя, это пример нарушения имущественных авторских прав. Исключение — когда произведение используется в информационных, научных, учебных или культурных целях с указанием авторства и источника, а объём цитирования оправдан целью публикации.

Весы правосудия

Виды ответственности за нарушение авторских прав

Ответственность зависит от характера и тяжести правонарушения. Она может быть гражданско-правовой, административной или уголовной.

Гражданско-правовая ответственность

Тот, кто нарушил права владельца интеллектуальной собственности, обязан возместить ущерб, который повлекли его действия, и восстановить справедливость.

Если речь о личных авторских правах, по закону правообладатель может требовать от нарушителя их признать, устранить нарушения, пресечь дальнейшие противоправные действия, компенсировать моральный вред и опубликовать соответствующее решение суда.

Если речь о неправомерном использовании произведения, то есть кто-то нарушил исключительные права, ему придётся не только прекратить использовать объект интеллектуальной собственности, но и возместить правообладателю убытки или выплатить компенсацию. В первом случае придётся обосновать размер понесённых убытков, а во втором достаточно доказать сам факт нарушения. Размер компенсации определяется в соответствии со статьёй 1301 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Согласно статье 1302 кодекса, пока иск рассматривается, суд может заблокировать распространение контента в интернете.

Административная ответственность

Использование чужого авторского труда может повлечь за собой административную ответственность. Штраф для физического лица может составлять до 2000 рублей. Для юридических лиц наказание будет серьёзнее — до 40 000 рублей. У нарушителя также будут изъяты все нелегальные копии и материалы для их изготовления.

Уголовная ответственность

Если в результате противоправных действий автор интеллектуального продукта понёс убытки на сумму больше 100 000 рублей или если стоимость контрафактных копий объекта авторских прав превысила указанную сумму, нарушителю грозит уголовное наказание.

Ответственность за нарушение в этом случае устанавливается статьёй 146 Уголовного кодекса. Исход дела зависит от обстоятельств и может предусматривать наказание в виде штрафа или реального заключения сроком до шести лет.

Судебное разбирательство

Как создавать контент при помощи сервисов: правовой аспект

Генерировать контент в интернете без риска понести наказание можно с помощью технологичных решений. Эти продукты помогают создавать новые тексты, изображения или музыкальные произведения, не нарушая при этом авторские права. Чтобы лучше понять, как технологии могут обрабатывать оригинальные произведения, рассмотрим их возможности на конкретных примерах.

Так, благодаря сервису для переписывания текстов « Рерайтер » пользователи могут в автоматическом режиме изложить существующие статьи другими словами. Уникальность контента получается высокая, а содержание остаётся прежним. Сервис для онлайн-рерайта текста от SberDevices помогает генерировать статьи или посты для блогов в интернете и в соцсетях — при минимальных затратах и оставаясь в рамках закона.

Ещё один пример технологии для создания контента — сервис для сокращения текста « Суммаризатор » , созданный на базе нейросети. С его помощью можно уменьшать количество символов при сохранении сути. Сервис для сжатия текста подходит для работы с лонгридами, книгами, стенограммами выступлений.

С помощью сервисов от Сбера можно не только генерировать уникальные тексты, но и, к примеру, создавать музыкальные композиции, которые можно потом использовать в интернете — например, в рекламе. В этом поможет модель для генерации музыки SymFormer. Пользователю нужно только указать стиль и выбрать параметры произведения — и SymFormer предложит несколько вариантов композиций с возможностью дополнительной обработки.

Программа создаёт уникальные произведения без заимствований, так что речь о нарушении авторских прав не идёт. Вся созданная таким способом музыка является собственностью пользователя. Автор получает исключительные права на произведение и может использовать его как в личных, так и в коммерческих целях.

Как не нарушить авторские права при размещении контента в интернете

Можно напрямую договориться с правообладателем и подписать соглашение с указанием прав сторон и ответственности, если кто-то нарушит условия договора. Если такой вариант не подходит, можно рассмотреть другие способы законного использования контента.

Пользуйтесь материалами с открытой лицензией

В интернете есть ресурсы с контентом, авторы которого дают разрешение на определённые действия с их интеллектуальной собственностью. Общедоступные треки, фото и видео размещаются с лицензиями Creative Commons. Возможности их использования зависят от типа лицензии.

Если контент в интернете размещается, чтобы получать прибыль, нужно выбирать материалы с пометками:

  • CC BY, « Attribution » — можно использовать в коммерческих целях с указанием авторства и источника;
  • CC BY-SA, « Attribution-ShareAlike » — можно изменять произведение любым способом при условии, что получившийся объект будет выложен в общий доступ на тех же условиях;
  • CC BY-ND, « Attribution-NoDerivs » — можно использовать в коммерческих целях, но без изменений;
  • CC0, « No Rights Reserved » — разрешено любое использование без указания авторства и источника.

Используйте произведения из общественного достояния

Закон в России защищает исключительные авторские права в течение 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После этого книга, картина или фильм становятся частью общественного достояния. Их можно использовать с указанием авторства без рисков нарушить закон и понести наказание. К примеру, старые фотографии времён Великой Отечественной войны уже можно свободно публиковать в интернете.

Соблюдайте правила цитирования

Если всё произведение или его часть публикуется в интернете с соблюдением правил цитирования, это не считается нарушением права на интеллектуальную собственность. Согласно статье 1274 ГК РФ, для размещения таких публикаций не нужно разрешение правообладателя, если:

  • у публикации информационная, образовательная, культурная или научная цель;
  • указано авторство и источник;
  • есть ссылка на исходный материал;
  • размер фрагмента оправдан целями цитирования.

Приведём пример. Автор новостного канала использует в одном из выпусков фрагмент передачи с другого интернет-ресурса. При этом он говорит в видео, что использованный материал принадлежит другому каналу. В случае иска правовая экспертиза вероятнее всего не обнаружит нарушения авторских прав и наказание не последует.

Рукописный черновик текста

Как защитить авторские права в интернете

Авторские права не нужно регистрировать. Они защищаются законом с момента создания произведения — перехода идеи в объективную форму, доступную для восприятия. Но если кто-то нарушит ваши права, придётся доказывать, что именно вы их обладатель. К примеру, если речь идёт о статье в интернете, доказательством авторства могут служить черновики и рукописи.

Защитить труд от злоупотреблений также поможет значок copyright © с именем и фамилией автора и годом публикации. Он предупреждает о том, что контент копировать запрещено.

Ещё один способ защитить своё произведение — депонировать его, то есть передать копию труда на хранение специализированной организации. Взамен правообладатель получает документ, который подтверждает факт и дату депонирования. Если кто-то нарушит права автора на интеллектуальную собственность, он сможет представить этот документ в суде и таким образом защитить свои интересы.

Как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Елена Мехоношина Елена Мехоношина

  • Как работает компенсация
  • Кто может получить компенсацию
  • Что значит «без разрешения правообладателя»
  • За что компенсации не будет: случаи свободного использования произведения
  • Как взыскать компенсацию
  • Реальные истории о получении компенсации

Сразу оговоримся: плагиат — особенная ситуация. Если продукт скопировали частично, почти невозможно доказать нарушение. Наши советы пригодятся, только если продукт скопировали полностью — например, скачали фотографию в вашем инстаграме и залили на свой сайт.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как работает компенсация

При нарушении авторских прав правообладатель обращается в суд. В успешном случае он получает компенсацию от нарушителя. В результате за труд всё-таки приходит оплата, и даже больше обычного, чтобы отвадить пирата от плохих дел.

Закон даёт возможность выбрать между тремя способами компенсации по ст. 1301 ГК РФ:

1. От 10 000 до 5 000 000 рублей на усмотрение суда.

2. В размере двухкратной стоимости контрафакта. Этот способ редко применяют для контента в интернете.

3. В размере двухкратной оплаты аналогичной работы. Обычно компенсацию за тексты, фото и дизайн считают именно так.

Нарушитель платит компенсацию за каждый объект. Если он скопировал 100 фотографий, то заплатит за каждую от 10 000 рублей — то есть, от миллиона рублей.

Вместе с компенсацией нарушителей просят по ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ:

— Оплатить моральный вред.

— Удалить контент или сослаться на автора.

Оля нарисовала комикс о жизни дизайнера. Картинки опубликовало популярное СМИ для предпринимателей. Оля расстроилась: она вложила в историю душу, а вся слава досталась другим. После просьбы удалить картинку её комментарий удалили, а аккаунт заблокировали. На письмо по электронной почте тоже не ответили. Она уже решила не тратить время зря, но встретила друга-юриста, и он подсказал, что делать.

Оля написала официальную претензию. Потом обратилась в суд и попросила компенсацию: цену за её обычный труд умножила на количество иллюстраций и ещё на два. Нарушитель проиграл дело: у него не было договора и документов, подтверждающих оплату. Поэтому он заплатил Оле 200 000 рублей.

Кто может получить компенсацию

Компенсация полагается правообладателям. Автор контента — не всегда правообладатель. Если он передал права на свой труд, заказчик сам побеспокоится о нарушителях — ст. 1229 ГК РФ.

Исключение — право считаться автором. Человек обладает им всегда, вне зависимости от содержания договора — ст. 1255 и ст. 1228 ГК РФ. Если вы выполнили работу на заказ, кто-то спиратил её и указал ваше имя — это нарушение против вас. Вам не полагается компенсация, но вы вправе обратиться в суд и попросить возместить моральный вред и указать авторство или удалить публикацию.

Пример: автор и правообладатель в одном лице

Мария — фотограф. Во время отпуска в Крыму она сфотографировала популярные места отдыха. После возвращения домой предложила свои работы нескольким турфирмам и от одной получила согласие. Перед заключением сделки она отправила ещё несколько пробных фотографий. Заказчик одобрил их — и пропал. Через три дня фотографии появились на сайте турфирмы. Мария — автор и правообладатель, поэтому вправе обратиться в суд и получить компенсацию.

Пример: автор и правообладатель — разные лица

Константин — веб-дизайнер. Он заключил договор авторского заказа с кофейней. Нарисовал её логотип в стиле латте-арт. Переслал файл заказчику, подписал акт и получил оплату. Через несколько лет он увидел свой рисунок на сайте другой кофейни. Он больше не правообладатель, но имеет право на возмещение морального вреда. Он решает: «Я не пойду в суд: потрачу своё время, а получу гроши. Проще нарисовать работу для нового заказчика. С этой проблемой пусть разбирается кофейня, если хочет».

Что значит «без разрешения правообладателя»

Разрешение публиковать свои фотографии, иллюстрации или тексты — это договор. Если вы не подписывали бумаги, не упоминали в своих социальных сетях, что ваш труд принадлежит народу — ваше произведение запрещено использовать любым людям и компаниям.

Ваш продукт нельзя использовать, даже если вы выложили его в интернет. Исключение — свободное использование произведения.

За что компенсации не будет: случаи свободного использования произведения

Любые произведения разрешено цитировать в учебных и информационных целях — ст. 1274 ГК РФ. При цитировании указывают автора и берут только фрагменты произведения, которые подтверждают мысль — Определение ВС No 306-ЭС17-11916.

Пример цитирования с информационной целью:

В городе прошла страшная гроза. Об этом опубликовали статью на региональном сайте. Редактор проиллюстрировал новость фотографией, которую нашёл в Инстаграме, и сослался на автора. Фотографу это не понравилось. Он обратился в суд — и проиграл. Суд отказал ему в компенсации.

Как взыскать компенсацию

За компенсацией авторы идут в суд. В каждом случае работают свои доказательства и судебный процесс идёт по-своёму. Мы расскажем об общем алгоритме, а о нюансах вашего дела лучше спросить юриста.

1. Соберите доказательства авторства.

Докажите, что украденный контент вам принадлежит.

Текст

Сделайте скриншот оригинала. Заверьте у нотариуса, чтобы подтвердить: это не подделка изображения при помощи Фотошопа. Услуга стоит от 7000 ₽, но расходы можно взыскать с нарушителя.

Если вы скинули оригинал заказчику, а он не заплатил, подойдут письма по электронной почте. Найдите письмо, где вы скидываете файл или ссылку на гугл док — и тоже заверьте.

Фото

Найдите исходники фотографий и фотоаппарат, на который сделали снимки. Суд закажет их экспертизу.

Если потеряли исходники, подойдут публикации на вашем сайте или в социальных сетях. Сделайте скриншоты и заверьте их у нотариуса.

Дизайн

Найдите исходники, например, в формате PSD. Зарисовки от руки тоже пригодятся. Если где-то публиковали иллюстрации, сделайте скриншоты и заверьте у нотариуса.

2. Найдите ответчика.

В суд идут, только если известен ответчик. В исковом заявлении указывают полное наименование компании или ФИО и адрес физлица. Поищите информацию о владельце сайта в разделе «О нас» или «Контакты». Если её нет, пробейте адрес сайта в сервисе whois.ru. Изредка информация о владельце скрыта. Тогда обратитесь к регистратору доменных имён — обычно это АО «Региональный Сетевой Информационный Центр». Компания отвечает только на запросы адвокатов, поэтому найдите посредника.

В социальных сетях люди указывают своё имя, но не адрес. Попробуйте узнать его по геолокации — местам съёмки домашних фото. Или запросите полную информацию у адвоката — у них есть доступ в базу данных.

3. Соберите доказательства, что ответчик опубликовал вашу работу.

Cделайте скриншот публикации и заверьте изображение у нотариуса. С печатным изданием проще: купите его и принесите в суд.

4. Посчитайте компенсацию.

Лучше всего обосновать размер компенсации. Приложите договоры с заказчиками с вознаграждением за аналогичные фото, тексты или иллюстрации. Умножьте размер оплаты на два — и получите сумму для иска.

Указать случайную сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽ — простой, но плохой вариант. Возможно, суд сочтёт её слишком высокой и занизит — а возражать будет поздно.

5. Напишите ответчику претензию.

Претензия — обязательный этап при выяснении отношений между предпринимателями. В остальных случаях можно сразу перейти к следующему пункту.

Смысл претензии — договориться без суда. Даже если это необязательно, позвоните или напишите письмо. Нарушители бывают разные, некоторые соглашаются на компенсацию. В большинстве случае отвечают молчанием или просто удаляют ваш контент со своего сайта.

6. Напишите исковое и отправьте в суд.

В исковом заявление расскажите о нарушении и сошлитесь на законы. Сформулируйте требования к ответчику и приложите копии доказательств. Суд будет рассматривать только аргументы обеих сторон: он оценивает, а не расследует дело. Поэтому о формулировках проконсультируйтесь с юристом.

Перед подачей иска не забудьте заплатить госпошлину.

7. Ходите на судебные заседания.

Приходите на судебные заседания по повесткам, если суд проходит в вашем регионе. Судья может попросить дополнительные доказательства или назначить экспертизу. Ваша задача — доказать свою позицию, следуя указаниям суда.

8. Получите исполнительный лист.

Решение суда вступит в силу через месяц. Если ответчик писал жалобу, в день вынесения апелляционного определения. Затем в канцелярии вам выдадут исполнительный лист. Идите с ним в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика и пишите заявление на возбуждение исполнительного производства. Они свяжутся с банками, на счетах которых ответчик хранит деньги, и попросят перевести сумму.

Если знаете счёт должника, несите исполнительный лист сразу в банк. Будет быстрее.

Реальные истории о получении компенсации

Автор рассказа увидела своё произведение на чужом сайте. Для взыскания компенсации она обратилась в суд. На заседание она принесла свою публикацию в бумажном журнале и протокол осмотра сайта нотариусом. Суд назначил 10 000 рублей компенсации и 3000 рублей за моральный вред.

Автор дизайна значков «Слоник», «Мишка» и «Панда» заметила в интернет-магазине копии своих работ. Она наняла юристов и пошла в суд. Предоставила эскизы, исходники, фотографии стенда со значками на выставках и свой пост на Фейсбуке. Незаконную продажу значков со своим дизайном подтвердила протоколом осмотра сайта, актом контрольной закупки, бланком заказа товара и чеком об оплате. Суд взыскал 650 000 рублей компенсации и запретил продавать значки.

Фотограф нашла на Авито объявление о продаже земельного участка со своей фотографией. Она позвонила нарушителю и предложила удалить фото. Владелец объявления сказал, что взял фото в интернете, значит, ничего не нарушил. Фотограф подала в суд. Авторство доказала исходниками снимков в формате JPEG, показала суду фотоаппарат Canon EOS 1000 D и телефон Nokia X2, на которые снимала. Суд назначил 30 000 рублей компенсации и 2000 рублей за моральный вред.

Статья актуальна на 25.05.2022

Уголок потребителя для ИП

Про оферту простыми словами

Клиент отказался от услуги: когда нужно вернуть предоплату, а когда нет

Рассылка для бизнеса

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *