Почему необходимо законодательно регулировать использование прекурсоров
Перейти к содержимому

Почему необходимо законодательно регулировать использование прекурсоров

  • автор:

Почему необходимо законодательно регулировать использование прекурсоров

Статья 30. Общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 139-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. К особым мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, относятся:

лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами;

установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 139-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;

установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

3. К общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся:

установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 139-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;

установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

4. К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся:

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;

установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

5. Допуск лиц, страдающих заболеваниями наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу I Списка IV, запрещается.

6. Перечень лиц, имеющих допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу I Списка IV, утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона при наличии следующих документов:

выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к прекурсорам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

заключения органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок допуска лиц к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, в количествах, не превышающих их производственные нужды, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере промышленного комплекса.

10. Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, должны быть предусмотрены условия для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.

12. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 139-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случаях нарушения правил оборота прекурсоров юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОБОРОТ ПРЕКУРСОРОВ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Действие Федерального закона РФ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ-61) распространяется на обращение наркотических ЛС и психотропных ЛС с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о НС, ПВ и их прекурсорах.

Захарочкина Елена Ревовна
Доцент кафедры УЭФ фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.фарм.н.

В частности, пп. 8 и 9 ст. 4 ФЗ-61 введены определения наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств:

  • наркотические лекарственные средства (НЛС) – лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие НС и включенные в Перечень НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о НС 1961 года;
  • психотропные лекарственные средства (ПЛС) – лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие ПВ и включенные в Перечень НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о ПВ 1971 года.

Утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.98 №681 Перечень включает Списки I – IV , а именно:

Список I – список НС, ПВ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (в ред. постановления Правительства РФ от 08.12.11 №1023 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»; следует обратить внимание, что в Списке I помимо НС и ПВ появились также прекурсоры; теперь существуют прекурсоры Списка I и прекурсоры Списка IV);

Список II – список НС и ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;

Список III – список ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;

Список IV – список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (в ред. постановления Правительства РФ от 03.06.10 №398 и постановления Правительства РФ №547 от 07.07.11).

К основным Международным договорам РФ по обозначенной тематике относятся следующие документы:

  • Единая конвенция о наркотических средствах 1961;
  • Конвенция о психотропных веществах 1971 года (ООН);
  • Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Федеральный закон от 18.07.09 №177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» внес значительные изменения во многие статьи Федерального закона от 08.01.98 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» касательно прекурсоров.

Постановление Правительства РФ от 03.06.10 №398 «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» утвердило изменения, которые вносятся в соответствующий перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.98 №681, и изложило в новой редакции Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список IV).

Таким образом, Список IV включает три таблицы прекурсоров с различным набором мер контроля для каждой Таблицы соответственно:

Таблица I – прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (8 наименований c указанием концентрации для каждого вещества и включая соли перечисленных веществ, если существование таких солей возможно);

Таблица II – прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (31 наименование c указанием концентрации для каждого вещества и включая соли перечисленных веществ, если существование таких солей возможно);

Таблица III – прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (19 наименований c указанием концентрации для каждого вещества и включая соли перечисленных веществ, если существование таких солей возможно, исключая соли серной, соляной и уксусной кислот).

Следует отметить, что в 2011 г. постановление Правительства РФ №547 от 07.07.2011 «О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» дополнило Таблицу III Списка IV прекурсоров двумя позициями:

  • 2-диметиламино-1-хлорпропан (2-диэтиламиноизопропилхлорид) (3% или более);
  • дифенилацетонитрил (3% или более).

Обратите внимание и на нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.98 №681:

  • Отнесение вещества к соответствующему НС, ПВ или их прекурсору, внесенному в настоящий перечень, не зависит от того, какие фирменные (торговые) наименования, синонимы или аббревиатуры используются в качестве его наименования.
  • Препарат, содержащий несколько прекурсоров, внесенных в таблицы списка IV настоящего перечня, контролируется как содержащийся в нем прекурсор, предусмотренный таблицей списка IV настоящего перечня, имеющей наименьший порядковый номер.
  • Смеси, содержащие несколько перечисленных в таблице III списка IV веществ, подлежат контролю, если их суммарная концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой в таблице имеет наибольшее значение.
  • Концентрация веществ, указанных в Списке IV настоящего перечня, определяется исходя из массовой доли вещества в составе смеси (раствора).

Ст. 30 «Общие положения за оборотом прекурсоров» Федерального закона РФ №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ФЗ-3) определяет:

  • содержание особых мер контроля (7 мер), общих мер контроля (5 мер) и мер контроля (4 меры) для Таблицы I , Таблицы II и Таблицы III прекурсоров Списка IV соответственно.

При этом для прекурсоров Таблицы III Списка IV исключены следующие меры контроля:

  • лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности (только для прекурсоров Таблицы I Списка IV );
  • установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами (только для прекурсоров Таблицы I Списка IV );
  • установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров (для прекурсоров Таблицы I и Таблицы II Списка IV ).

Лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами (ст. 28 ФЗ-3), установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров (постановление Правительства РФ 09.06.10 №419), регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами (постановление Правительства РФ 09.06.10 №419), установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц (п. 11 ст. 30 ФЗ-3), являются обязательными мерами контроля для прекурсоров всех трех таблиц, за исключением отдельных прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV (п. 3 ст. 28 ФЗ-3).

Правовое регулирование оборота прекурсоров в России Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Алексей Юрьевич, Косолапова Наталья Валерьевна, Михайлова Юлия Васильевна, Тхай Станислав Валерьевич

Актуальность работы связана с необходимостью знания наиболее распространенных видов законного использования веществ, включенных в Таблицы I и II Конвенции 1988 г. и Список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 (в ред. от 09.09.2013) [7], включая процессы и конечные продукты, в которых могут применяться эти вещества, необходимо для подтверждения законности заказов, их производства и поставок. Цель работы: дать оценку действующему правовому регулированию в отношении прекурсоров для предотвращения их утечки в нелегальный оборот. Российское законодательное обеспечение регулирования незаконного оборота прекурсоров находится в стадии становления и постоянного пополнения и внесения поправок в связи с появлением новых химических веществ. Методология работы. Изучены все действующие правовые, нормативные организационно-методические акты и документы в Российской Федерации по регулированию оборота прекурсоров. Результаты работы. В статье рассматриваются правовые аспекты контроля по обороту прекурсоров. Данной проблеме длительное время не уделялось достаточного внимания, в то время как, в России использование химических веществ при изготовлении наркотиков кустарным способом явилось настоящим бедствием для молодежи. Выводы. Проведенный комплексный анализ действующего правового регулирования оборота прекурсоров в России свидетельствует, что в целом законодательное обеспечение по регулированию оборота прекурсоров соответствует стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психоактивных веществ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамов Алексей Юрьевич, Косолапова Наталья Валерьевна, Михайлова Юлия Васильевна, Тхай Станислав Валерьевич

LEGISLATION AND CONTROL OVER DRUG PRECURSORS IN RUSSIA

The work is substantiated by the need to know most common ways of legal use of substances included in the Tables I and II of the 1988 Convention and Schedule IV of controlled drugs, psychotropic substances and their precursors in the Russian Federation, approved by the Regulation # 681 of the Russian Federation as of 30.06.1998 (as amended on13.06.2013), including processes and end products where such substances can be used to confirm the legitimacy of orders, their production and supplies. The aim of the work was to evaluate current legislation on precursors to prevent their outflow into illegal use. The Russian legislation related to illegal use of precursors is under development and is being constantly updated and amended along with emergence of new chemicals. Methods. All effective legal, normative, organizational and methodological acts and documents on control of precursors in the Russian Federation have been reviewed. Results. This article reviews legal aspects of precursor control. This problem has long been neglected although the use of chemicals in handicraft illicit manufacture of narcotic drugs has been a scourge to the youth. Conclusions. Our comprehensive analysis of current legislation on precursor control in Russia shows that legal framework is mainly in line with strategies to control illegal use of narcotics and psychoactive substances.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование оборота прекурсоров в России»

Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654

«Социальные аспекты здоровья населения»

А.Ю. Абрамов, Н.В. Косолапова , Ю.В. Михайлова , С.В. Тхай

Правовое регулирование оборота прекурсоров в России

Департамент здравоохранения города Москвы

Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ,

Российский медицинский научно-производственный центр «Росплазма» ФМБА МЗ РФ, г. Киров

A.Yu. Abramov1, N.V. Kosolapova2, Yu.V. Mikhailova2, S.V. Tkhai3

Legislation and control over drug precursors in Russia

1 Moscow Healthcare Department

2 Federal Research Center for Healthcare Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation

3 “Rosplazma” Russian Medical Research and Production Center, Federal Bio-Medical Agency, Ministry of Health of the Russian Federation, Kirov

Резюме. Актуальность работы связана с необходимостью знания наиболее распространенных видов законного использования веществ, включенных в Таблицы I и II Конвенции 1988 г. и Список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 (в ред. от 09.09.2013) [7], включая процессы и конечные продукты, в которых могут применяться эти вещества, необходимо для подтверждения законности заказов, их производства и поставок.

Цель работы: дать оценку действующему правовому регулированию в отношении прекурсоров для предотвращения их утечки в нелегальный оборот. Российское законодательное обеспечение регулирования незаконного оборота прекурсоров находится в стадии становления и постоянного пополнения и внесения поправок в связи с появлением новых химических веществ.

Методология работы. Изучены все действующие правовые, нормативные организационно-методические акты и документы в Российской Федерации по регулированию оборота прекурсоров.

Результаты работы. В статье рассматриваются правовые аспекты контроля по обороту прекурсоров. Данной проблеме длительное время не уделялось достаточного внимания, в то время как, в России использование химических веществ при изготовлении наркотиков кустарным способом явилось настоящим бедствием для молодежи.

Выводы. Проведенный комплексный анализ действующего правового регулирования оборота прекурсоров в России свидетельствует, что в целом законодательное обеспечение по регулированию оборота прекурсоров соответствует стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психоактивных веществ.

Ключевые слова: прекурсор; законный (легальный) оборот прекурсоров; незаконный (нелегальный) оборот прекурсоров; меры контороля за оборотом прекурсоров; лицензирование оборота прекурсоров; нормативно-правовая база в сфере легального оборота прекурсоров.

Summary. The work is substantiated by the need to know most common ways of legal use of substances included in the Tables I and II of the 1988 Convention and Schedule IV of controlled drugs, psychotropic substances and their precursors in the Russian Federation, approved by the Regulation # 681 of the Russian Federation as of 30.06.1998 (as amended on13.06.2013), including processes and end products where such substances can be used to confirm the legitimacy of orders, their production and supplies.

The aim of the work was to evaluate current legislation on precursors to prevent their outflow into illegal use. The Russian legislation related to illegal use of precursors is under development and is being constantly updated and amended along with emergence of new chemicals.

Methods. All effective legal, normative, organizational and methodological acts and documents on control of precursors in the Russian Federation have been reviewed.

Results. This article reviews legal aspects of precursor control. This problem has long been neglected although the use of chemicals in handicraft illicit manufacture of narcotic drugs has been a scourge to the youth.

Conclusions. Our comprehensive analysis of current legislation on precursor control in Russia shows that legal framework is mainly in line with strategies to control illegal use of narcotics and psychoactive substances.

Keywords: precursor; legal (legitimate) use of precursors; illegal use of precursors; measures to control use of precursors; licensing of precursors; regulatory framework for legitimate use of precursors.

На необходимость контролировать не только оборот самих наркотиков, но и веществ, используемых при их изготовлении, обратили внимание еще в 1988 г. на прошедшей в Вене Конференции ООН. Это положение было внесено в ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.: “вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ”. Причем термин прекурсор уже тогда был предложен делегацией СССР, однако к общему мнению при выборе слова, обозначающего описанные вещества, специалисты так и не пришли.

В конечном итоге было принято решение привести в приложении к конвенции вещества, включенные в Таблицу I и Таблицу II, в которых были указаны 22 наименования химических веществ, часто используемых при производстве наркотических средств и психотропных веществ. Таблицам, приведенным в Конвенции ООН 1988 г., дано следующее определение: “Таблица I и Таблица II означают соответственно пронумерованные перечни веществ, содержащиеся в приложении к настоящей Конвенции, в которые могут время от времени вноситься поправки в соответствии со ст. 12”. При этом вещества, включенные в Таблицу I, — это вещества, которые в одну стадию технологического процесса могут быть превращены в наркотические средства, а в Таблице II — вещества, которые могут использоваться для обработки прекурсоров или их получения.

В докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 1997 г. о выполнении ст. 12 Конвенции 1988 г. дано следующее разъяснение по рассматриваемому определению: «Термин “прекурсор” используется для обозначения любого из веществ, включенных в Таблицу I или Таблицу II Конвенции Организации Объединенных Наций о

борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., за исключением тех случаев, когда по контексту требуется другое выражение. В зависимости от их основных химических свойств такие вещества, как правило, обозначаются как прекурсоры или основные химические вещества» [1].

Кроме того, термин “прекурсор” мы можем встретить в ст. 2 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. В контексте этой конвенции он обозначает любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом (то есть любой ключевой компонент бинарной или многокомпонентной химической системы).

Так постепенно, термин “прекурсор” вошел в общую практику для обозначения веществ, так или иначе связанных с производством наркотических, сильнодействующих или взрывчатых веществ. Доклад МККН за 2009 г. назывался “Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ”.

В Российской Федерации термины, используемые в сфере оборота прекурсоров, закреплены в Федеральном законе от 08.01.1998 № З-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (в ред. от 30.12.2012):[2]

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры) -вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

В Указе Президента Российской Федерации от 28.08.2001 № 1082 “Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль” (в ред. от 07.06.2010) дается такое определение: “Прекурсор — любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом, играющий весьма важную роль в определении токсичных свойств конечного продукта и быстро реагирующий с другими химикатами в бинарной или многокомпонентной системе”.

В нашей стране оборот прекурсоров свободный, но, как и в большинстве развитых стран, контролируется федеральными органами контроля и надзора. Порядок и регулирование оборота прекурсоров, внесенных в Список IV, в Российской Федерации определены и нормативно закреплены Законом № З-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативноправовыми актами Российской Федерации.

Опасность прекурсоров обусловливается не их специфическим воздействием на организм человека (психоактивными свойствами обладают лишь некоторые прекурсоры), а возможностью быть использованными для получения наркотиков.[3,4]

Физико-химические свойства прекурсоров предопределяют возможность их применения в качестве исходных веществ, реагентов и растворителей при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ. Эти свойства прекурсоров и являются причиной их криминального использования в нелегальных нарколабораториях: в производстве героина используются этиловый эфир, ангидрид

уксусной кислоты, толуол, соляная кислота, ацетон; в производстве стимуляторов амфетаминового ряда — эфедрин, псевдоэфедрин, 1-фенил-2-пропанон, ацетон, этиловый эфир, серная кислота, соляная кислота. Цена прекурсоров на черном рынке превышает отпускную цену производителя в сотни раз. По сведениям управления по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США за последние годы в подпольных лабораториях мира обнаружено около 280 различных химических веществ, применяемых при производстве наркотиков.

Настоящим бедствием для современной России, и особенно для молодежи, стали наркотики, изготовленные “кустарным” способом. Одним из таких наркотиков является дезоморфин, опасное соединение в девять раз активнее и в пять раз токсичнее морфина. Основное сырье для производства дезоморфина — кодеинсодержащие лекарственные средства, реализуемые через аптечную сеть, и ежегодно отмечается существенный рост продаж подобных медикаментов.[5,6]

За последние четыре года в стране ликвидированы десятки тысяч мест незаконного изготовления наркотиков и везде изымались прекурсоры. Проведенные проверки показали, что организации, имевшие доступ к прекурсорам, далеко не всегда ответственно относились к установленному порядку оборота этих веществ, что приводило к утечке прекурсоров на черный рынок.

В Стратегии государственной антинаркотической политики в разделе “Правоохранительные меры по сокращению предложения наркотиков” п. 20 изложен следующим образом: “безопасность легального оборота наркотиков в Российской Федерации обеспечивается за счет совершенствования государственного механизма контроля за его осуществлением, особенно за оборотом прекурсоров”.

Далее рассмотрим нормативно-правовую базу, регламентирующую легальный оборот прекурсоров.

В политической декларации, принятой на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, содержится призыв к правительствам принять и соблюдать национальные законы и нормы, необходимые для обеспечения выполнения ст. 12 Конвенции 1988 г., в которой содержатся рекомендации, направленные на контроль изготовления и распространения веществ, включенных в Таблицу I и Таблицу II. По состоянию на 31.10.2009 число государств и территорий, ратифицировавших или одобривших Конвенцию 1988 г., достигло 183.[8,9]

Основная цель законодательства в отношении прекурсоров — предотвратить их утечку в нелегальный оборот. В Российской Федерации контроль в сфере оборота прекурсоров регламентирован Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (в ред. от 30.12.2012), в который регулярно вносятся поправки, с учетом коллизионных ситуаций, возникающих в процессе оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Ключевые вопросы оборота прекурсоров изложены в ст. 14, 28, 30:

Статья 14. «В Российской Федерации вводятся ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, предусмотренные ст. 30 настоящего Федерального закона.

Статья 28. Особенности ввоза (вывоза)

«1. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ, а также ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, осуществляются государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств,

психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”.

2. Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу II и Таблицу III Списка IV, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.»

Статья 30. Общие положения о контроле за оборотом прекурсоров

«1. Оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Допуск лиц, страдающих заболеваниями наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу I Списка IV, запрещается.

6. Перечень лиц, имеющих допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу I Списка IV, утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона при наличии следующих документов:

• справки, выданные учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации.

8. Порядок допуска лиц к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, в количествах, не превышающих их производственные нужды, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере промышленного комплекса.

10. Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, должны быть предусмотрены условия для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.

12. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.

13. В случаях нарушения правил оборота прекурсоров юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Анализ приведенных статей показывает, что они недостаточны, чтобы исключить предпосылки для утечки прекурсоров в сферу нелегального оборота. Обратим внимание на ключевые правовые пробелы и противоречия в приведенных статьях Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

В соответствии с п. 9 ст. 30 юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры, внесенные в Список IV: при наличии лицензии на указанный вид деятельности и в количествах, которые не превышают производственных нужд.

Требование наличия лицензии на указанный вид деятельности согласуется с положением п. 8 ст. 12 Конвенции ООН 1988 г., но согласно ранее действовавшему Федеральному закону от 25.09.1998 № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, обязательному лицензированию подлежали только деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список II и Список III перечня наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и деятельность по ввозу и вывозу наркотических средств и психотропных веществ, в том числе и прекурсоров. Это требование закона не было реализовано, так как Правительство Российской Федерации не утвердило порядок лицензирования оборота прекурсоров. В первоначальном варианте Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензирование видов деятельности в сфере оборота прекурсоров также не было предусмотрено. В редакции от 18.07.2009 установлено лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу I Списка IV в соответствии с Законом № 3-ФЗ. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ объединил лицензируемые виды деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в один вид лицензируемой деятельности.

Требование количества, не превышающего производственных нужд. В российском законодательстве до 2010 г. отсутствовал нормативный акт, формулирующий понятие производственных нужд, порядок расчета производственных нужд в прекурсорах для юридических лиц, а также механизм выдачи заключений об обоснованности приобретения прекурсоров юридическими лицами, использующими подконтрольные химические вещества в технологических процессах. На практике такой пробел позволял юридическим лицам приобретать, хранить и использовать прекурсоры в произвольных объемах, не связанных с производственной необходимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 прекурсоры включены в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

О.А. Ларин (2009), рассматривая пробелы законодательства, регламентирующего оборот прекурсоров, заострил внимание на следующих положениях:

• — в указанном постановлении в редакции от 30.06.1998 не учитывалось: составляет ли прекурсор основную часть молекулы наркотика или является только реагентом либо растворителем в процессе его синтеза;

• — установленные правила деятельности и предусмотренные меры ответственности за их нарушение для всех веществ, включенных в этот список, были одинаковы, и не зависели от степени общественной опасности незаконного использования конкретного прекурсора, что не соответствует общепринятой мировой практике и не способствует повышению эффективности контроля за оборотом прекурсоров.

Указанные пробелы в законодательстве, регламентирующем оборот прекурсоров, не остался незамеченным и сотрудниками правоохранительных органов и федеральных служб в сфере надзора и контроля. Высказанные замечания и предложения нашли отражение в принятых нормативных актах и предлагаемых проектах нормативно-правовых документов.

В соответствии с Законом № 3-ФЗ 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в России в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на:

• — установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

• — постепенное сокращение числа больных наркоманией;

• — сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Реализация государственной политики проводится федеральными и региональными органами исполнительной власти на основании принятых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере оборота прекурсоров.

1. Доклад Международного комитета по контролю за наркотиками за 1997 год. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк 1998 год (Л^-20/4, глава V, раздел А).

2. Барбашин И.В. О распространении наркотиков в России и мерах их профилактики и борьбе с наркоугрозой. Аналитический вестник Совета Федерации РФ 2005; (34): 9.

3. Боголюбова Т.А. Борьба с наркоманией в России. Москва: Право; 2001. 273 с.

4. Киржанова В.В. Распространенность психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением ПАВ в Российской Федерации. Вопросы наркологии 2003; (3): 47-58.

5. Кошкина Е.А. Распространенность употребления наркотиков и других психоактивных веществ в России на современном этапе. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии 2000; (4): 15-19.

6. Наркоугроза и противодействие. Москва: Международный Комитет по борьбе с наркотиками; 2000. 332 с.

7. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 09.09.2013) СЗ РФ. № 27. Ст. 3198.

8. Скворцова Е.С. Подростки и психоактивные вещества. Медицинская помощь 2002; (1): 9-13.

9. Трифонов О.И. Психические и поведенческие расстройства у осужденных подростков, зависимых от наркотиков (диагностика, организация медицинской помощи, терапия и реабилитация): автореф. дис. канд. мед. наук. Москва. 2008. 20 с.

1. Report of the International Committee for Control on Drugs, 1997. The United Nations, New-York 1998(A/S-20/4, Chapter V, Section A).

2. Barbashin IV. On distribution of drugs in Russia, measures for drug abuse prevention and fight against drugs. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Russian Federation 2005; (34):9. (In Russian).

3. Bogolyubova TA. Struggle against drugs in Russia. Moscow: Pravo; 2001. 273 p. (In Russian).

4. Kirzhanova VV. Prevalence of mental and behavior disorders related with psychoactive substance consumption in the Russian Federation. Voprosy narkologii 2003; (3):47-58. (In Russian).

5. Koshkina EA. Prevalence of drugs and other psychoactive substances at the current stage. Zhurnal mikrobiologii, epidemiologii i immunobiologii 2000;(4):15-19. (In Russian).

6. Drug threat and counteractions. Moscow: International Narcotic Control Board.

2000. 332 p. (In Russian).

7. On approving the List of drugs, psychotropic substances and their precursors which are subject to control in the Russia Federation: the Regulation of the Government of the RF of 1998 June 30 № 681 (ed. 2013 Sep 09). Code of the Laws of the Russian Federation.

1998, №27. Art. 3198. (In Russian).

8. Skvortsova ES. Adolescents and psychoactive substances. Meditsinskayapomoshch' 2002;(1):9-13. (In Russian).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2020 г. № 136 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Названный нормативный правовой акт и внесенные им изменения вступили в силу с 14.06.2020.

В перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" таблица I прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля, списка прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV), дополнена следующими веществами:

— 3-(1,3-Бензодиоксол-5-ил)-2-метилоксиран-2-карбоновая кислота (ПМК-глицидная кислота);

— 2-Нитро-1-фенилпропан (бензилнитроэтан, (2-нитропропил)бензол);

— 3-Оксо-2-фенилбутанамид (2-фенилацетоацетамид, альфа-фенилацетоацетамид).

В соответствии с положениями статьи 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в части нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Кроме того, законодательством предусмотрена ответственность по статье 6.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за незаконные приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, добровольно сдавшее приобретенные прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Не признается добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, их изъятие после возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.6 и 16.6.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), должностные лица таможенных органов (пункт 12 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ),

должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 109 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судей.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в указанной сфере не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *