Какие отношения регулирует отрасль конституционного права в чем ее отличие от других отраслей права
Перейти к содержимому

Какие отношения регулирует отрасль конституционного права в чем ее отличие от других отраслей права

  • автор:

1. Понятие конституционного права России как отрасли права. Предмет конституционного права. Место отрасли конституционного права в системе российского права.

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Нормы конституционного права: виды и особенности.

Норма конституционного права – исходящее от государства или им санкционированное, общеобязательное, формально определенное правило поведения, обеспеченное мерами государственного принуждения и регулирующее отношения, возникающие при установлении основ конституционного строя, основ правового статуса личности, отношения по федеративному устройству, отношения, возникающие при установлении системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Особенности норм конституционного права:

Воздействуют на общественные отношения во всех сферах жизни общества. Они закрепляют основы политического, социально-экономического и духовно-культурного устройства общества

Часть этих норм содержится в учредительном акте, обладающем высшей юридической силой, — Конституции Российской Федерации

Часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для норм иных отраслей.

Предписания, содержащиеся во многих нормах конституционного права, имеют учредительный характер, т. е. они являются первичными по отношению к нормам всех иных нормативных правовых актов

Для норм конституционного права характерен особый механизм реализации. Многие конституционно-правовые нормы реализуются в правоотношениях общего характера

Специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми направлены конституционно-правовые нормы. К таким субъектам относятся народ в целом, государство, субъекты федерации, муниципальные образования; политические партии, религиозные объединения, депутаты и др

В структуре конституционно-правовых норм, как правило, отсутствует санкция и не всегда имеется гипотеза

классификация:

По зависимости от функций:

Общерегулятивные устанавливают общие положения для отрасли конституционного права в целом либо для ее отдельных институтов и других отраслей права, порождая конституционно-правовые отношения общего характера, правового состояния. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции (определения понятий), нормы-цели и др. Их особенностью является то, что они не содержат конкретного правила поведения.

Конкретно регулятивные – это правила поведения, непосредственно регулирующие общественные отношения и устанавливающие конкретные права и обязанности.

По роли в механизме правового регулирования:

Материальные регулируют отношения, возникающие в обществе. В конституционном праве регулируют отношения по организации и деятельности органов государственной власти и иных государственных органов, общественные отношения, в которые вступают граждане и их объединения

Процессуальные устанавливают механизмы реализации материальных норм права, устанавливают определенный порядок осуществления юридических действий. К процессуальным в конституционном праве могут быть отнесены нормы, устанавливающие порядок принятия нормативных правовых актов, нормы Конституции РФ, регулирующие законодательный процесс, нормы, устанавливающие порядок отрешения Президента РФ от должности и т.д.

По степени определенности предписания:

Императивные — правила поведения, строго предписывающие определенный вариант поведения субъектов права, не допускающие отступлений от него (Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью)

Диспозитивные — правила поведения, предоставляющие субъектам права возможность выбора варианта поведения, правомочия действовать по своему усмотрению (республики вправе устанавливать свои государственные языки)

Альтернативные — правила, которые так же как и диспозитивные нормы, предоставляют субъектам права возможность выбора варианта поведения, но лишь в строго определенных в законе рамках (после выражения недоверия ГосДумой Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы)

По территории действия:

действующие на всей территории РФ (Конституция РФ, ФКЗ)

действующие на части территории Российской Федерации (нпа субъекта РФ, конституции республик)

по времени действия:

постоянные и временные;

по юридической силе источника на нормы Конституции РФ, законов и подзаконных актов; по кругу лиц на общие и специальные 3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционно-правовых отношений.

Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права.

Конституционно-правовые отношения – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, отображающего юридическую взаимосвязь между субъектами в виде взаимных прав и обязанностей, которые предусмотрены правовой нормой.

Данные отношения возникают главным образом в процессе реализации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, они могут носить конкретный или общий характер. Нормы-декларации и нормы-принципы порождают правовые отношения общего характера, которые не обозначают субъекты отношений, их права и обязанности. Правовые отношения – это особые индивидуальные связи между разными субъектами конституционного права.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм — правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Виды конституционно-правовых отношений: конкретные отношения — субъекты четко определены, обозначены их взаимные права и обязанности; правовые отношения общего характера — субъекты четко не определены, их конкретные права и обязанности не установлены; правовые состояния – четкая определенность субъектов правовых отношений; по времени функционирования: постоянные и временные правоотношения, для постоянных правоотношений срок действия не определен, свое существование они могут прекратить в каких-либо конкретных условиях; временные правоотношения возникают в процессе реализации правил поведения – конкретных норм (со временем выполнением оно прекращается); по специфике правового регулирования: процессуальные и материальные – в процессуальных правоотношениях проявляются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, устанавливающих обязанности субъектов; в материальных правоотношениях отображены права и обязанности, представляющие содержание правоотношения; по целевому назначению: правоустановительные (содержат права и обязанности) и правоохранительные (правовая охрана предписаний, содержащихся в конституционноправовых нормах). Субъеты К субъектам конституционно-правовых отношений относятся участники отношений, которые регламентируются конституционным правом. Участники данных отношений могут выступать носителями юридических прав и обязанностей, обеспеченных нормами конституционного права. Конституционный вид правосубъектности образован способностью выступать субъектом конституционных и правовых отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений составляют специфику отношений и весьма разнообразны. К ним относятся:

физические лица, включая иностранных граждан или лиц без гражданства;

отдельные общности людей (население административно-территориальных единиц, народ в целом);

ассоциации граждан (общественные и политические движения, партии, различные общественные объединения);

государство и субъекты Федерации;

органы государственной власти (органы федерального уровня – Правительство, Президент и др.; субъекты РФ; государственные органы управления на местах);

органы местного управления (собрания депутатов, мер города и др.).

Основным субъектом конституционных правоотношений является гражданин и человек. В конституционно-правовые отношения с государством человек вступает через органы власти и постоянно находится с ними во взаимоотношениях. Человек и гражданин обладает правосубъектностью, то есть имеет право требовать от государства обеспечения своих законных интересов через соответствующие государственные органы. Правосубъектность может носить общий и специальный характер. Народ выступает субъектом конституционноправовых отношений в ситуациях, когда формулируется источник принятия Конституции или, когда проходит всенародное голосование.

Российская Федерация, входящие в состав РФ республики, края, области, округа и автономные области, города федерального значения являются субъектами конституционного права и правоотношений в целом или через органы государственной власти, депутатов, должностных лиц, парламентские и избирательные комиссии и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают глава государства, главы республик, парламента, правительства, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, суды всех уровней. В прямые правоотношения с народом государство вступает через избирательное право.

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Государственное (конституционное ) право — это отрасль права, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан. Основным источ­ником государственного права служит Конституция . Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от­раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституции отличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-принципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция. но часто отсутствует санкция).

Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя.

Конституционный строй — это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­шита — обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10. 11); принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним относится принпип народовластия, выражающийся в непосредственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении власти народом через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (ст. 2). Статья 6 провозглашает принпип единого и равного гражданства независимо от его приобретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).

3. Принципы организации жизни гражданского общества. Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до сгонную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России при знается политический и идеологический плюрализм (многообразие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право состоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Статья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

С принятием Конституции в состав Российской Федерации стало входить 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 авто­номных округов. Республики и автономии сформированы по нацио­нальному принципу, а остальные субъекты федерации — по терри­ториальному. В 2000-е годы в России начался процесс укрепления регионов. 1 декабря 2005 г. в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край. 1 января 2007 г. Таймырский и Эвенкийский авто­номные округа были присоединены к Красноярскому краю. 1 июля 2007г. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа был образован Камчатский край. 1 января 2007г. новым субъектом Российской Федерации стала Иркутская область, образованная путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ве­дения и полномочий федерации и ее субъектов. В ведение Российс­кой Федерации входят принятие и изменение Конституции и феде­ральных законов, установление системы федеральных органов государственной власти, управление федеральной собственностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокуратура и др.

В совместном ведении находятся зашита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Пре­зидента более двух сроков подряд. Выборы Президента Российс­кой Федерации 14 марта 2004 г. проходили на основе избиратель­ного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента:

1) отставка — добровольный уход от должности. Примером может служить отставка Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны состоять­ся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных слу­чаях, когда Президент не может исполнять свои полномочия (на­пример, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Конституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмотрен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президента обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы . Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, принимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Вер­ховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти — председатель законодательного собра­ния субъекта РФ (парламента, областной думы).

Государственная Дума избирается сроком на четыре года и со­стоит из 450 депутатов: 225 из них избираются на основе мажори­тарной системы, а другие 225 — на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Государственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в вы­борах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Де­путаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.

Государственная Дума может быть досрочно распущена Прези­дентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председа­теля Правительства и в случае, если Государственная Дума по­вторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государ­ственную Думу, а отправить в отставку Правительство.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ дол­жен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента от должности, в период действия на всей территории России воен­ного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основная функция Федерального Собрания — принятие зако­нов по предметам ведения Российской Федерации и по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное Собрание не может пересматривать 1, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Зако­нопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими орга­нами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Пре­зидентом. Президент может отклонить принятый закон и отпра­вить его на повторное рассмотрение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Пре­зидентом с согласия Государственной Думы, а заместители Пред­седателя и федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство сла­гает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Воз­можно и досрочное прекращение полномочий Правительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана вы­раженным Государственной Думой недовернем Правительству. Возможна и персональная отставка членов Правительства.

Правительство имеет широкие полномочия по управлению все­ми сферами жизни страны В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.

Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществ­ляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи не­зависимы. несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбиратель­ство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится толь­ко из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.

Высшую судебную власть в России осуществляют Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих су­дов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юри­дической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, применен­ного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления. по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — это выс­ший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел. рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в пре­дусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики.

В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры осуществляют над­зор за исполнением законов органами власти и должностными лицами, выступают в суде в качестве государственного обвините­ля. осуществляют расследование преступлений, опротестовыва­ют противоречащие закону юридические акты, выносят представления об устранении нарушений закона.

В состав Конституции входят и положения о местном самоуп­равлении (ст. 12, глава 8). Местное самоуправление — это самосто­ятельная и под свою ответственность деятельность населения оп­ределенной территории по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется с учетом местных тра­диций. Органы самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти. Структура органов самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют свой бюджет, осу­ществляют охрану общественного порядка и др. Им могут быть переданы отдельные государственные полномочия с передачей для их осуществления необходимых средств. Конституция запрещает ограничение прав самоуправления. Права самоуправления защи­щаются в судебном порядке.

Формами народовластия в местном самоуправлении выступают местный референдум, муниципальные выборы, собрания и схо­ды граждан. Последние могут существовать как наряду с органами местного самоуправления, так и на уровне более мелких террито­риальных единиц (квартала, дома, подъезда).

Последняя 9 глава Конституции РФ включает вопросы ее пере­смотра и изменения. Предложения о пересмотре Конституции мо­гут вносить представители высших органов государственной власти Российской Федерации. Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывает­ся Конституционное Собрание (федерального конституционного закона о нем еще нет). Оно либо подтверждает неизменность Кон­ституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Вопросы и задания

1. Какие отношения регулирует отрасль Конституционного права? В чем ее отличие от других отраслей права?

2. Раскройте содержание главы 1 Конституции РФ. Какие принципы конституционного строя существуют?

3. Вспомните содержание прав и свобод человека и гражданина. Ознакомьтесь с содержанием главы 2 Конституции РФ. Выделите принципы и гарантии прав и свобод, обязанности граждан.

4. В чем состоят принципы и признаки российского федерализма?

5. Охарактеризуйте состав субъектов Российской Федерации. Как распределяются полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Какое место в системе государственной власти занимает Президент РФ? Как замешается эта должность?

7. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ?

8. Каковы полномочия Президента РФ?

9. Охарактеризуйте состав Федерального Собрания и порядок формирования его палат.

10. В каких случаях Государственная Дума может быть распущена досрочно?

11. Прочитайте главы 4 , 5, 6, 7 Конституции РФ. Определите место каждого органа власти в системе государственной власти Российской Федерации. Определите степень влияния каждого из органов власти на другие органы государственной власти.

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право представляет из себя одну из отраслей права как ситемы, которая представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предмет конституционного права

Наиболее важные отношения общественные отношения, возникающие между человеком и государством, представляют собой предмет конституционного права.

Предмет конституционного права как отрасль российского права имеет следующие особенности:

  1. Всеобщность – конституционное право в РФ регулирует любые отношения в государстве.
  2. Стабильность, устойчивость, гарантированность общественных отношений государством.
  3. Присущий российскому праву набор субъектов и объектов общественных отношений.
  4. Особая важность конституционно-правовых отношений в государстве.

Цель конституционного права

Целью конституционного права является разработка рекомендаций по усовершенствованию на законодательном уровне конституционно-правовых отношений.

Субъект в конституционном праве

Под субъектами конституционных правоотношений подразумеваются государство с его органами власти, нация, народ, политические партии, территориальные образования, органы местного самоуправления, судебные органы и отдельные физические лица между которыми возникают конституционно-правовые отношения.

Отдельные страны признают субъектом конституционно-правовых отношений религиозные конфессии.

Субъекты конституционных правоотношений имеют правоспособность и дееспособность, то есть возможность иметь права, которые можешь осуществлять самостоятельно. Эти характеристики чаще всего относятся к «физическим лицам». Органы государственной власти оперируют аналогами этих понятий компетенция и правомочия.

Субъектами в рамках конституционного права являются участники социальных взаимодействий, которые имеют правоспособность и компетенциею, в результате чего они имеют основания реализовывать свои возможности в конституционно-правовых отношениях.

Объект конституционного права

Объект конституционных правоотношений представляет из себя, то по поводу чего возникает взаимодействие между субъектами этих правоотношений.

Объекты конституционно-правовых отношений можно разделить на три группы:

  • Имущественные блага;
  • Неимущественные блага;
  • Действия.

Методы исследования

В конституционном праве применяется совокупность двух групп методов:

    ;
  • Диспозитивного.

Методы обвязывания и запрещения входят в состав императивной группы методов. Однако основным методом конституционного права является метод обязывания. Метод дозволения входит в группу диспозитивных методов.

Помимо этой классификации методов в юридической литературе встречается деление как методов конституционного права на:

  • Частно-правовой (гражданско-правовой);
  • Публично-правовой.

Гражданско-правовой метод имеет свои специфические черты.

  • Признается равноправие участников правовых отношений.
  • Констатируется автономия участников правовых отношений.
  • За участниками правовых отношений признается их самостоятельность.

Публично-правовой метод базируется на системе подчинения одного субъекта правоотношений другим. Этот метод так же имеет свои характерные черты.

  • Использование принципы «команда-исполнение» среди субъектов правоотношений.
  • Субъекты правоотношений, наделенные властью, действуют самостоятельно в рамках их властных полномочий.
  • Позитивное обязывание является одной из основных черт данного метода.
  • Характерно использование запрещение в нормативно-правовом значении.

Система науки конституционного права

Конституционное права как отрасль науки имеет свою систему, которая включает в себя:

  1. Понятийный аппарат;
  2. Учение о конституции;
  3. Анализ проблем научного знания, отношений и норм их регулирующих.

Источники конституционного права

Конституционное право как отрасль права в ходе своих исследований опирается на систему источников, которые можно сгруппировать следующим образом:

Конституционное право

Конституционное (государственное) право – 1) отрасль права – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством; 2) одна из правовых наук – система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практика ее осуществления; 3) учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях.

Вопрос о наименовании отрасли до сих пор остается дискуссионным. В досоветский и советский периоды традиционно использовали название «государственное право». Однако с середины 1960-х годов была развернута широкая дискуссия о названии отрасли права: две группы ученых отстаивали свои позиции, как должна наименоваться отрасль права – соответственно «государственным» (А.И. Ким, С.С. Кравчук, А.И. Лепешкин, А.Х. Махненко, В.С. Основин, Я.Н. Уманский, Б.В. Щетинин) или «конституционным» (В.Ф. Коток, В.А. Рянжин, И.Е. Фарбер) правом. Так, в монографии О.Е. Кутафина «Предмет конституционного права» подробно разбираются не только современные подходы, но и дискуссии предшествующих поколений государствоведов.

Главные аргументы сторонников «государственного права» сводились к следующему: государство признается ключевой фигурой между обществом, государством и личностью. Государственное право как раз и есть та отрасль права, которая закрепляет устройство государства и государственно организованного общества, правовое положение личности в этом государстве (значит, и в обществе), механизмы реализации государственной власти.

Сторонники «конституционного права» отстаивали свою позицию, подчеркивая, что взаимоотношения между обществом, государством и личностью строятся в рамках конституции. Личность существует не только в государстве, но и в обществе. Конституция и является основой объединения государственно-властных и общественно-политических начал в управлении обществом и обеспечении прав и свобод личности.

На сегодня конституционное право является устойчивым наименованием. Между учеными достигнут компромисс, который выражается в том, что отрасль часто именуют конституционным (государственным) правом.

Содержание

↑Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: предмет, метод, система

Конституционное право – ведущая отрасль, ядро системы права Российской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, конституционное право закрепляет и регулирует отношения, складывающие во многих сферах жизнедеятельности общества.

При этом конституционное право устанавливает основы, принципиальные начала устройства государства и общества, места личности в государстве, которые получают развитие в других отраслях права. Положения всех отраслей права опираются на принципы и нормы конституционного права и не могут противоречить им.

В общей системе права каждая отрасль права отличается от других предметом и методом правового регулирования.

Предметом конституционного права являются наиболее фундаментальные и базовые для государства и общества общественные отношения. Отношения, составляющие предмет конституционного права, называют конституционно-правовыми отношениями. Допустимо и использование понятия «конституционные правоотношения». Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, можно назвать политическими отношениями, поскольку они так или иначе связаны с публичной властью – государственной или местным самоуправлением. Так, одним из первых признал политические отношения предметом государственного права И.Е. Фарбер.

Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод конституционного права – это специфичная совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений. Для конституционного права характерен прием общего регулирования, т.е. закрепление основ, базовых принципов устройства, деятельности и взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений. Прием конкретного или детального регулирования характерен прежде всего при установлении компетенции и процедурных правил организации деятельности таких субъектов.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Однако среди способов правового воздействия доминирует императивный метод, диспозитивные нормы используются значительно реже. Кроме того, отличительной особенностью конституционного права является широкое использование норм-принципов, норм-определений, и норм-целей.

Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность структурных элементов и существующие связи между ними. Система конституционного права состоит из конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и подотраслей.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и регулирующие общественные отношения, относящие к предмету конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие близкие по содержанию общественные отношения в рамках предмета конституционного права, в их совокупности составляют конституционно-правовые институты, которые логически связаны между собой. К основным конституционно-правовым институтам относят: основы конституционного строя, гражданство, основы правового статуса личности, федеративное устройство и мн. др.

Некоторые институты развиваются и со временем выделяются в подотрасли конституционного права — более сложные нормативные соединения, регулирующие крупную однородную часть общественных отношений (например, избирательное права, парламентское право.

Конституционное право формализуется в его источниках. Источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования).

↑Наука конституционного права

Конституционное право как наука – это совокупность знаний о действующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращенных к конституционно-правовым явлениям.

Наука конституционного права имеет свою систему, которая по своей логике соответствует системе конституционного права как отрасли. Другим критерием систематизации науки конституционного права может служить уровень обобщения материала об изучаемых объектах. По этому критерию выделяют общее и особенное конституционное право (общая теория конституционного права и конституционное право национального государства).

Между конституционным правом как наукой и как отраслью существует тесная связь; в то же время у них и свое назначение. Конституционное право как отрасль регулирует (закрепляет) общественные отношения. Конституционное право как наука изучает соответствующие нормы, отражаемые в них и связанные с ними закономерности. Следовательно, отрасль является предметом (объектом) исследования для науки. Однако задачи науки гораздо шире.

Так, С.А. Авакьян выделяет следующие задачи науки конституционного права:

1) изучение действующего конституционного права как совокупности нормативных актов, регулирующих политические общественные отношения и содержащих конституционно-правовые нормы;

2) развитие научной теории конституционного права;

3) изучение реальной практики государственного строительства, выявление потребностей в конституционно-правовом регулировании, выработка рекомендаций о его направлениях, подготовка проектов нормативных актов, анализ эффективности действующих норм и внесение предложений по ее обеспечению;

4) изучение истории возникновения и развития конституционно-правовых институтов и норм в нашей стране и за рубежом;

5) формирование конституционно-правового мировоззрения;

6) формулирование понятия и создание научно обоснованного курса российского конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин.

В науке конституционного права комплексно используются следующие основные методы: формально-юридический, исторический, сравнительный, социологический, политико-правовой.

↑Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях в соответствии с установленными государственными стандартами. Другими словами учебный курс конституционного права – искусственный сплав основ отрасли права и науки конституционного права Российской Федерации.

Изучение учебного курса строится по определенной системе. В рамках данного курса изучаются следующие разделы:

1) теория конституционного права России (понятие, предмет и метод, нормы и правоотношения, источники, наука);

2) учение о конституции;

3) основы конституционно-правового строя России;

4) конституционно-правовой статус личности;

5) государственное устройство;

7) организация и деятельность органов государственной власти;

Учебный курс конституционного права способствует формированию базовых представлений о ключевых положениях науки и отрасли права, а также правосознания современного юриста.

↑Рекомендуемая литература

Лепешкин А.И. О так называемом «конституционном праве» и предмете советского строительства // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М., 1976;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *