Что относят к федеральным источникам права
Перейти к содержимому

Что относят к федеральным источникам права

  • автор:

. Федеральные источники конституционного права РФ

Федеральные источники являются одними из самых важных конституционных источников. К их числу относятся: Конституция РФ, а также содержащие конституционно-правовые нормы федеральные законы, указы и другие нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания и Правительства РФ, нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, некоторые законы бывшего Союза ССР, международные договоры Российской Федерации.

Особое место среди федеральных источников занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником конституционного права. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 170.

Это находит свое отражение в том, что содержатся конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права. Они устанавливают объекты, охраняемые и защищаемые ими. Такими объектами являются: человек, его права и свободы (ст. 2 и 18), народовластие (ст. 3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ст. 4), земля и другие природные богатства (ст. 9), идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др.

Конституционные нормы закрепляют принцип законности, придавая ему всеобщий, универсальный и обязательный характер. Творческие, стимулирующие, созидательные свойства конституционных норм проявляются в установлении ими целей и задач развития общества и государства. В результате содержащая их Конституция выступает как высший политико-правовой ориентир такого развития, как средство и способ социальной ориентации. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 32.

Важной чертой, характеризующей Конституцию как основной источник конституционного права, является широта содержания ее норм. Если все другие источники конституционного права связаны с регулированием какой-либо одной сферы общественных отношений, то Конституция воздействует на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Так же конституция является важнейшим политическим документом и включает в себя ряд положений, имеющих политическую направленность. Конституция включает ряд положений, имеющих ярко выраженную политическую направленность. В их число входят положения, закрепляющие

принципы народовластия (ст. 3) и принцип разделения властей (ст. 10), политическое многообразие и многопартийность (ч. 3 ст. 13), политические права и свободы граждан (ст. 30, 31, 33) и др.

Таким образом, Конституция представляет собой правовой акт, в котором социально-политические и правовые характеристики общества настолько тесно переплетены между собой, что образуют органически целостную политико-правовую структуру Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 172..

Конституция дает характеристику экономической основы государства. Это нашло свое отражение в том, что она гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности (ст. 8). Затрагивает она и социальную сферу. Конституция объявляет Российскую Федерацию — социальным (ч.1 ст. 7) и закрепляет право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (ст. 37).

Главенство Конституции среди источников конституционного права определяется и тем, что она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Высшая юридическая сила Конституции определяет ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации. Это обусловлено прежде всего тем, что Конституция содержит правовые нормы, касающихся наиболее важных вопросов общества и государства. Придание Конституции высшей юридической силы означает, что она является правовым актом высшего порядка и что ее нормы служат основой и исходной точкой прочих норм, составляющих систему права. Все другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Акт, противоречащий Конституции, либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 175..

Одной из существенных черт конституции, определяющей ее как основной источник конституционного права, является ее учредительный характер. Учредительный характер конституции обусловлен особенностью субъекта, принимающего конституцию — народа Российской Федерации. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением— учредительной властью. Это означает, что именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он для себя выбирает Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России М.: Юрист 2005 с. 85.. Именно на признания ее учредительной природы основывается особый порядок принятия конституции Российской Федерации, ее верховенство, роль в правовой системе государства и ее «непререкаемость для всех учрежденных ею же властей, в том числе и для законадательной.» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России М.: Юрист 2005 с. 85.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы. В иерархии источников конституционного права федеральный закон занимает главное после Конституции место . Это обусловлено принципом верховенства закона, которое свойственно правовому государству, ограничивающее себя действующими в нем законами, выражающими волю народа, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам и они являются высшей формой выражения государственной воли народа. Поэтому, провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство утверждает в обществе принципы и ценности демократического государства.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 4) федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны их соблюдать (ч. 2 ст. 15). Все другие нормативные акты, издаваемые в нашей стране, должны приниматься на основе действующих законов и в соответствии с ними. Именно поэтому эти акты и получили название подзаконных. Все они создаются с целью реализовывать положения законов.

Согласно Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105).

Никакой другой орган не обладает правом издания законов. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105).

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5 ст. 105). Это означает, что такой порядок принятия закона вносит изменения в систему действующих правовых норм и свидетельствует о том, что закон носит нормативный характер в отличии от других правовых актов, который могут быть как нормативными так и ненормативными.

Высшая юридическая сила закона находит выражение и в обязательном соответствии ему всех других нормативных актов. Так, в ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указывается, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить федеральным законам. Статья 115 Конституции РФ, в частности, устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства РФ издаются на основании и во исполнение федеральных законов и в случае противоречия их федеральным законам могут быть отменены. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с компетенцией Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. О.Е. Кутафин Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 185.

Одной из разновидностей федерального закона является федеральный конституционный закон. Они были официально признаны в Российской Федерации с принятием Конституции РФ 1993 г.

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации »; «О референдуме Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; о Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70). Кроме того, подлежат принятию в соответствии с Конституцией федеральные конституционные законы о чрезвычайном положении (ст. 56); об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); о режиме военного положения (ст. 87); о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации (ст. 137), которые также будут содержать конституционно-правовые нормы. О.Е. Кутафин Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 186.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 108) федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее ѕ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Это означает, что применительно к федеральным конституционным законам Президент РФ не располагает правом отлагательного вето.

«Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам» ( ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Все федеральные законы в Российской Федерации различаются, прежде всего по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться. По этому признаку конституционно-правовые федеральные законы делятся на те из них, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации, и те, которые принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. О.Е. Кутафин Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 186.

К ведению Российской Федерации относятся: законы о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, о порядке их опубликования и вступления в силу (например, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» ; законы о федеративном устройстве и территории Российской Федерации (например, Закон РФ от 3 июля 1992 г. «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации»); законы о регулировании и защите прав и свобод человека и гражданина, о гражданстве в Российской Федерации (например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»); законы о регулировании и защите прав национальных меньшинств (например, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов») и т.д. О.Е. Кутафин Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 186.

Ко второй группе федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относятся: законы об обеспечении законности, правопорядка и общественной безопасности (например, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»8); законы по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») и т.д. Там же

Кроме этих двух видов федеральных конституционных законов к источникам конституционного права относятся и законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Об этом виде законов говорится в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ. СЗРФ. 1995. №45. Ст. 4408.

Еще одним важным видом федеральных источников конституционного права являются содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ. Согласно Конституции РФ ( ст. 90) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Среди нормативных актов, особое место занимают указы, принимаемые Президентом РФ, Они принимаются в процессе осуществления Президентом государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий в организационно-политической области, например: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». О.Е. Кутафин Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 193.Для указов Президента характерна их направленность на конкретизацию и детализацию принципов закона и издаются они в строгом соответствии с этим законом.

Указы служат дополнительным средством правового воздействия на общественные отношения, а так же могут устанавливать ряд новых правовых норм, способствующих реализации закона. В качестве примера конкретизации закона, указом президента, можно привести Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. СЗРФ. 1999. №38. Ст. 4534.

Среди источников конституционного права важное место занимают акты палат Федерального Собрания, содержащие конституционно-правовые нормы. Выстропова А.В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным вопросам.

Особую роль среди актов палат играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. Надо сказать, что далеко не все ученые-конституционалисты включают эти акты в число самостоятельных источников конституционного права . Значительная часть из них не делает этого.

Регламенты палат содержат правила, устанавливающие порядок осуществления палатами своих конституционных полномочий. Однако они не исчерпывают всех предписаний относительно порядка деятельности палат. Наиболее важные для обеспечения демократической деятельности устанавливаются Конституцией РФ. В число источников конституционного права входят правовые акты.

Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов,нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции РФ).

Поскольку Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 114) обеспечивает проведение в Российской Федерации финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеративной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также ряд других полномочий, в его функции входит обширная правотворческая деятельность, в том числе и в конституционно-правовой сфере.

Обычно нормы конституционного права содержатся в постановлениях Правительства РФ, касающихся конкретизации правового статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев. В число такого рода актов входят, в частности, постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2009.; от 5 ноября 1997 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» СЗРФ. 1997. №46. Ст. 5312. ; от 22 февраля 1997 г. «О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» СЗРФ. 1997. № 10. Ст. 1171..

Значительную группу образуют постановления, связанные с регламентацией организационно-правотворческих аспектов деятельности Правительства РФ, обеспечением его взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием и другими государственными органами. В число этих актов входят: постановления Правительства РФ от 21 декабря 1996 г. «О совершенствовании взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации» СЗРФ. 1997. № 1.Ст. 170.; от 20 марта 1997 г.«О Полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации» СЗРФ. 1997. № 13. Ст. 1543..

Еще одну группу источников конституционного права образуют постановления Правительства, касающиеся учреждения правительственных наград и определения их статуса. Примером здесь может быть, постановления Правительства РФ от 31 мая 1995 г. «О Почетной грамоте Правительства Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2276; № 32. Ст. 3310..

Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы.

Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции).

Федеральные источники права

Правовая система Российской Федерации – это установленная совокупность определенной национальной системы права и установленных международных и правовых обязательств Российской Федерации. Кроме того, в российскую правовую систему входит правовая практика и правовая культура всего российского общества.

Федеральные источники права

Современными источниками права на территории Российской Федерации являются следующие официальные, то есть государственные документы:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральные конституционные законы.
  • Федеральные законы, распоряжения и указы президента Российской Федерации.
  • Распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации.
  • Ведомственные акты органов исполнительной власти на федеральном уровне.
  • Уставы и конституции субъектов Российской Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления Российской Федерации.
  • Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Международные соглашения и договоры при условии, что они являются установленными при помощи порядка ратифицирования.

Как уже было сказано ранее, именно Конституция Российской Федерации является первоисточником права на территории страны. Принципам Конституции в обязательном порядке должны следовать все прочие федеральные законы и акты.

Современное российское право может классифицироваться в соответствии со строгой иерархией своих правовых структур и актов. Классификация происходит в соответствии с юридическими аспектами:

  • Во-первых, это горизонтальная иерархия правовых актов. Такие акты наделены определенными приоритетными направлениями, которые затрагивают самые разносторонние аспекты юридического права. Важно понимать, что эта иерархия позволяет возникать правам исключительно на уровне определенного субъекта Российской Федерации.
  • Во-вторых, это вертикальная иерархия правовых актов. Такая система позволяет распространить необходимые правовые акты и нормы от первоисточника – Конституции Российской Федерации, к актам каждого конкретного ведомства. В такой ситуации все законодательство будет разделяться на региональные и федеральные законодательства.

Нормы источников права

Федеральные источники права могут быть установлены в соответствии с требованиями общественности, а также с целью регулирования и контролирования общественных отношений по той или иной специфической направленности. Стоит понимать, что сам по себе федеральный закон также может быть классифицирован по двум основным направлениям:

  • Основной закон. Такой закон содержит предмет, который подвергается регулированию. Статьи этого закона раскрывают основную суть.
  • Закон, устанавливающий внесение дополнений и характерных изменений. Иными словами, это поправочный закон, который необходим для внесения соответствующих изменений.

Нормы, которые позволяют принять федеральные законы и соответствующие федеральные акты, определяются конкретными порядками. Порядки устанавливаются на основании статей Конституции Российской Федерации и в некоторых случаях могут подвергаться изменениям со стороны государственной власти.

Стоит отметить, что для того чтобы соответствующие федеральные законы были приняты и вступили в свою законную силу необходимо пройти несколько инстанций. Проект предполагаемого закона подписывается на самых различных уровнях, и только после этого вступает в свою законную силу. При помощи федеральных источников права все необходимые этапы преодолеваются в более сжатые сроки.

Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

В настоящей статье рассмотрены воззрения русских учёных на закон , понятие законодательства и особенности федерального закона как источника права Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фаткуллина Н.М.

Federal law as a source of law in the system Russian law: theory and practice

This article describes concept of law and specific features of Federal law as a source of law of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики»

Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики

В настоящей статье рассмотрены воззрения русских учёных на закон, понятие законодательства и особенности федерального закона как источника права Российской Федерации.

This article describes concept of law and specific features of Federal law as a source of law of the Russian Federation.

Ключевые слова: закон, законодательство, федеральное законодательство, конституционный закон, федеральный закон.

Key words: law, legislation, federal legislation, constitutional law, federal law.

Закон, как источник права наряду с другими правовыми явлениями и понятиями привлекал к себе внимание отечественных и зарубежных учёных. Отечественные учёные юристы XIX — начала XX в. разрабатывали «целостные системные учения о законе, включающие вопросы понятий и признаков закона, его видов и соотношения с другими актами государства и формами права, образования закона (законодательного процесса) и его действия» [8, с. 7].

Мировой опыт показывает, что без абсолютного, отражающего потребности развития общества законодательства, невозможно эффективно оказывать воздействие на экономику, гарантировать права и свободы личности, функционировать институтам народовластия, оберегать природу, устанавливать порядок и дисциплину в обществе.

Основатель русского законоведения Л.А. Цветаев считал, что закон есть «правило действий и отношений между собой» [11, с. 35]. Другой исследователь учения о законе З.А. Горюшкин полагает, что закон в узком понимании «все те постановления, которые ни в какое время не могут применяться» [4, с. 75]. По его трактовке, закон — истина, выведенная из существа вещей; закон постоянен и неизменен, содержанием закона выступают субъективные права, истолковываемые как необходимые. Закон, в трактовке

© Фаткуллина Н. М., 2015

А. П. Куницина, обозначает границы свободы, нарушая которые ущемляются свободы других. В работах М. М. Сперанского «Записка об устройстве судебных и представительных учреждений в России» (1803) и «Введение к уложению государственных законов» прослеживаются идеи разделения властей, а также систематизации законодательства. Под влиянием воззрений немецких философов Г. Гегеля и Ф. Савиньи русский учёный-законовед К. А. Неволин выдвигает идею положительного закона. «В целом идея закона воплощается в положительном законодательстве в историческом процессе, постепенно во времени, на разных пространствах и по-разному, в зависимости от особенностей характера народа» [9, с. 33].

Проблеме закона во второй половине XIX в. большое внимание уделял представитель естественно-правовой школы Б.Н. Чечерин. Он затрагивает важные вопросы государства и права, такие как классификация законов их образования и действия: «Человеческий закон есть постоянное правило жизни. Юридический закон, есть принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц» [12, с. 33]. Законы он разделяет по форме, степени силы, времени действия, пространству. В его учении прослеживается влияние немецких философов, а именно Г. Гегеля, по мысли которого Государство и закон имеют наивысшее значение и выражают высшую цель. Свобода лица, частный закон — главное в государственном законе.

Основатель юридического позитивизма в России Г.Ф. Шершеневич понимает закон как по одну из форм права: «Закон — норма права, правило общежития, поддерживаемое государственной властью» [13, с. 368]. Учёный в исследованиях рассматривает вопросы образования законов, их виды, классификацию и соотношение закона с другими источниками права и т. д.

Развитие учений о законе в русской юриспруденции исходило из материального содержания закона, через идеи правды, объединяющей истину и справедливость, свободы и равенства, к формализации его понятия, обращения закона в пустую форму, наполняемую любым содержанием, будь то воля носителя верховной власти, государства, иных существующих или несуществующих субъектов или же общая воля народа.

В современной России законодательство является важным и эффективным инструментом государственного регулирования общества, охватывающим все основные пласты и сферы жизни. Российский учёный С.С. Алексеев определяет законодательство как «вся совокупность законов, действующих в стране» [2, с. 89]. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение федерального законодательства — совокупность законов, регулиру-

ющих основные области жизни общества, принимаемых Федеральным собранием и действующих на всей территории страны.

Законодательство в Российской Федерации имеет двухуровневую структуру: федеральные законы принимаются федеральным парламентом и распространяются на всю территорию Федерации, а законы субъектов Федерации (принимаемые в соответствии с распределением компетенции между субъектами и центром) распространяются только на их территорию.

Закон может быть высокого качества при условии, что он отвечает общественным потребностям и реально регулирует общественные отношения в соответствии с поставленными целями. Полагаем, что законодательство в современном мире должно быть динамичным, стабильным.

Источники права Российской Федерации систематизированы и у каждого из них есть определённое место в этой системе.

Закон, как источник права, следует отличать от иных правовых актов: индивидуальных, содержащих не норму права, а предписание по конкретным вопросам и их интерпретацию, в которых даётся только разъяснение действующей нормы. Закон действует постоянно и регулирует неопределённое число случаев.

А.И. Абрамова, Т.В. Губаева, А.В. Мицкевич и др. выделяют три преимущества нормативного правового акта пред другими источниками права:

1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;

2) в силу определённых правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм;

3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением [1, с.69].

Понятие «федеральный закон» впервые появляется в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., позже в Конституции Российской Федерации 1978 г. в редакции 1992 г. В юридической литературе есть множество мнений о принадлежности федерального закона, как источника права, к конституционному праву России. О.Е. Кутафин федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы, относит к источникам конституционного права и отдаёт главное место федеральным законам после Конституции, обосновывая тем, что «являясь высшей формой выражения государственной воли народа, федеральные законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу системы права» [7, с. 63]. С.С. Алексеев обособляет «конституционные (органические)» [2, с. 89] законы от федеральных. Их

отличают вопросы, регулирующие каждый из этих видов законов. Конституционные (органические) законы, по его утверждению, регулируют, как и Конституция, вопросы правовых основ государства и его строя. Федеральные законы он относит к «обыкновенным законам» [2, с.89], которые обладают высшей юридической силой, являются актами текущего законодательства и регулируют разные стороны жизни общества. Н.Е. Егорова рассматривает понятие «федеральное законодательство» в узком смысле, «в качестве одного из видов законов, принимаемых на федеральном уровне» [5, с.23]. Термином «общефедеральные законы» [5, с.23] она предлагает назвать федеральные законы в широком смысле и отнести к ним Конституцию РФ, законы о поправках к ней, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В.Н. Галузо в журнале «Государство и право» пишет о необходимости систематизации законодательства, принятии федерального закона РФ «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации», необходимости в системе нормативных правовых актов предусмотреть конституционные законы РФ («КЗ РФ»). «Система нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы и по мере убывания может быть представлена следующим образом: Конституция РФ / КЗ РФ — ФКЗ РФ — ФЗ РФ» [3, с. 102].

Представляется, что федеральные законы являются конституционными источниками права, но законы, которые не содержат конституционно-правовых норм, не могут являться конституционными источниками права.

В Конституции Российской Федерации термин «федеральный закон» встречается 79 раз. Он используется в двух значениях: во-первых, в широком смысле, т. е. понятие «федеральный закон» включает в себя не только федеральные законы, но и федеральные конституционные законы. Во-вторых, термин «федеральный закон» имеет узкое значение, т. е. включает в себя собственное значение. Некоторые авторы в понятие «федеральный закон» включают поправки к Конституции Российской Федерации. Полагаем, что такие точки зрения нецелесообразны, так как порядок принятия и круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, разный.

Исходя из анализа Конституции Российской Федерации, возвращаясь к множествам мнений о месте и положении федерального закона в иерархии источников права России, федеральные законы можно разделить на: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы различаются: 1) по юридической силе; 2) предметам ведения, которые в них могут

затрагиваться; 3) порядку принятия; 4) возможности применения президентом РФ в отношении их отлагательного вето [6, с. 19].

Конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и отражают вопросы народовластия, государственного устройства, федеративных отношений. Процедура принятия федеральных конституционных законов сложнее в силу их важности. Федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством голосов обеих палат Федерального собрания. Исходя из положения, что федеральный конституционный закон одобряется большинством голосов от общего числа членов Совета Федераций и депутатов Государственной думы, президент страны не может воспользоваться отлагательным вето.

Федеральные законы регулируют вопросы предметов исключительного ведения Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации с субъектами Российской Федерации. Принятие федерального закона не требует по Конституции большинства голосов Федерального собрания. Президент вправе наложить вето на федеральный закон.

В настоящее время федеральные законы представляют собой один из видов нормативно-правовых актов, принимаемых на федеральном уровне по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации, и её субъектов. Количество принимаемых федеральных законов огромно.

До введения в действие Конституции РФ и принятия Федерального закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25.05 1994 г. [10] (в ред. от 23.04.1999 г., от 04.10.2011 г., от 14.12.2012 г. в Российской Федерации принимались законы со статусом «Закон РФ». Термин «федеральный закон» употребляется только к тем законам, которые изданы после принятия Конституции РФ 1993 г. Все ранее принятые нормативно-правовые акты называются законами Российской Федерации, а некоторые именуются ещё законами РСФСР. Кроме законодательных актов со статусом «Закон РФ», принимались нормативно-правовые акты со статусом «Закон СССР» и «Закон РСФСР». Введение в действие Федерального закона РФ от 25.05.1994 г. повлекло следующие последствия: нормативно-правовые акты со статусами «Закон СССР», «Закон РСФСР» и «Закон РФ» более не принимались; стали приниматься нормативно-правовые акты с иными статусами: «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» («ФКЗ РФ»), «Федеральный закон Российской Федерации» («ФЗ РФ»).

Первый федеральный закон РФ («№ 1-ФЗ») — Федеральный закон РФ «О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 года — датирован 10.04.1994 г. [10]. Первый федеральный конституционный закон РФ («№ 1-ФКЗ») — Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (изменения и дополнения уже вносились десять раз) — был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24.06.1994 г.

Таким образом, с 15 июня 1994 г. система нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы и по мере её убывания выглядела следующим образом: Конституция РФ — ФКЗ РФ — ФЗ РФ — З РФ (З СССР, З РСФСР). Для всех четырёх разновидностей нормативно-правового акта применимо использование термина «закон».

Подобное положение сохранялось до 20 марта 1998 г. — даты вступления в юридическую силу Федерального закона РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» от 06.02.1998 г. В ст. 2 вышеуказанного закона РФ речь идёт о новой разновидности нормативно-правового акта — «Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».

1. Абрамова А.И., Губаева Т.В., Мицкевич А.В. и др. Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. проф. А. С. Пиголкина Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. -М. : Формула права, 2000. — С. 604.

2. Алексеев С. С. Государство и право: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Проспект, 2007. — С. 148.

3. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. — 2014. — № 11.

4. Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным преподавателем сея науки в Московском университете и Благородном пансионе, при нем учрежденном. — М.: в Универ. тип., 1811. — С. 388.

5. Егорова Н.Е. Правовая природа федерального закона как источника конституционного права России. — Брянск: Курсив, 2010. — С. 162.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. -5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014. — С. 578.

7. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 2. Источники конституционного права: моногр. — М.: Проспект, 2011. — С. 352.

8. Лукьянова Е.Г. Учение о законе в русской юриспруденции: моногр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — С. 160.

9. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения // Правоведение. — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1997. — С. 399.

10. Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 1. — Ст. 1; — № 8. — Ст. 801; -1998. — № 10. — Ст. 1146; — 1999. — № 43. — Ст. 5124; — 2001. — № 7. — Ст. 607; — №51. -Ст. 4824; — 2004. — №24. — Ст. 2334; — 2005. — № 25. — Ст. 1273; — 2007. — № 7. -Ст. 829; — 2009. — № 23. — Ст. 2754; — 2010. — № 45. — Ст. 5742; — 2011. — № 1. — Ст. 1; — № 43. — Ст. 5977; — 2012. — № 53 (Ч. I). — Ст. 7572; — Ст. 7579; — 2013. — № 14. -Ст. 1637.

11. Цветаев Л.А. Начертание теории законов / изданное надворным советником, прав знатнейших древних и новых народов профессором п. о. и кавалером Львом Цветаевым. — М.: Универ. тип., 1816. — С. 377.

12. Чичерин Б. Н. Общее государственное право / под ред. и с предисл.

B.А. Томсинова. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Зерцало; Гарант, 2006. —

13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1-4. — М.: бр. Башмаковы, 1910-1912. — С. 833.

Понятие федерального закона и его место в системе источников конституционного права

Сегодня в иерархии источников конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов.

Федеральный закон — это нормативный общеобязательный акт высшей юридической силы, выражающий волю народа, регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и подписанный главой государства. Закон выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Алексеев, И. А. Конституционное право России / И. А. Алексеев.-М.:Юнити, 2013 — с. 34

Законы регулируют важнейшие общественные отношения, они лежат в основе отраслей права. Верховенство закона — один из главных принципов демократического правового государства.

Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными

нормативными актами — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления. Денисов, С. А. Источники реального государственного права / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4 — с. 2

Юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются непосредственно всеми субъектами права.

Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период активного заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые в ряде случаев противоречили не только федеральному законодательству, но и положениям Конституции РФ, федеральный закон также не занимал соответствующего ему положения в системе источников права. В настоящее время практически завершено приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В то же время происходит дальнейшее развитие законодательства, так как продолжает свое становление система отношений между государством и личностью, а также совершенствуется структура органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим изучение особых характерных черт и свойств, присущих федеральному закону как источнику конституционного права, представляет особый интерес. Как справедливо отмечается в юридической литературе, источники конституционного права «определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей права». Исаков, В. Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Российские проблемы и решения /В.Б.Исаков//Российская юстиция.2012.№ 7 — с. 7

Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов.

С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Нужно обратить внимание на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы. Термин «федеральный закон» употребляется в Конституции РФ двояко:

в широком смысле, в качестве совокупности всех законов, имеющих общефедеральное значение, которые распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации;

а также в собственном значении — как закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ или на референдуме и по юридической силе стоящий после Конституции РФ, законов о поправках к Конституции и федеральных конституционных законов.

Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К сожалению, в настоящее время отсутствуют федеральные конституционные законы о порядке созыва Конституционного Собрания, об административных судах. В то же время непонятен критерий закрепления в Конституции РФ именно тех общественных отношений, которые следует урегулировать федеральным конституционным законом, так как такие важные вопросы, как, например, формирование Совета Федерации, института гражданства, регулируются обычными федеральными законами. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. — М.: Проспект, 2012 — с. 70

В соответствии с Конституцией РФ федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: военное положение, чрезвычайное положение, порядок принятия в РФ новых субъектов, образование новых субъектов РФ, порядок изменения статуса субъектов РФ; описание и порядок официального использования Государственного герба, флага, гимна; статус Уполномоченного по правам человека РФ, порядок деятельности Правительства РФ, судебная система, порядок созыва Конституционного Собрания, назначение референдума.

В юридической литературе высказываются предложения, что на уровне федеральных конституционных законов целесообразно урегулировать также: порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ, порядок выборов Президента РФ; общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации; ограничения прав и свобод человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и др. Канюков, С. К. Стабильный закон — стабильное развитие общества / С. К. Канюков, Б. П.Белозеров //Пробелы в российском законодательстве.2012.№ 3 — с. 4

Что касается возможности урегулирования обычными (текущими) федеральными законами вопросов, которые не отражены в положениях Конституции РФ, то такое право законодатель может реализовать, руководствуясь при этом общими принципами конституционного строя, в частности принципом разделения властей.

Таким образом, федеральный закон как источник конституционного права развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм. В ряде случаев, толкуя положения Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в своих решениях предопределял содержание будущего федерального закона. Решения Конституционного Суда РФ оказывают влияние на построение иерархической системы источников конституционного права и определения в ней места федерального закона. Одной из проблем, связанных с определением места федерального закона в системе источников конституционного права, является его соотношение с внутрифедеральными договорами, заключаемыми между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В прошлом заключение большого количества внутрифедеральных договоров и соглашений являлось определенным исключением из общего порядка регулирования отношений в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, так как весьма проблемно учесть в федеральном законе все особенности, присущие субъектам РФ. В ряде случаев положения таких договоров ограничивали сферу действия федерального законодательства и приводили к нарушению конституционного принципа равноправия субъектов РФ. Большинство внутрифедеральных договоров и соглашений нарушали положения Конституции РФ и отраслевых федеральных законов. Впоследствии субъекты РФ добровольно прекращали исполнение таких договоров и соглашений. Алексеев, И. А. Конституционное право России / И. А.Алексеев.-М.:Юнити,2013 — с. 134

В настоящее время вопросы о пределах договорного регулирования и вопросы соотношения федерального закона и договора, заключенного между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, нашли свое отражение в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако, несмотря на более детальное законодательное регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, содержащееся в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ10, и законодательное определение места договоров в системе нормативных правовых актов, в будущем нельзя отрицать возникновения коллизий, когда имеющий юридическую силу федерального закона внутригосударственный договор не будет соответствовать положениям федерального закона. Кроме того, порядок утверждения федеральным законом договора о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами отличается от порядка принятия обычных федеральных законов и является похожим на порядок ратификации международного договора. В связи с более сложной процедурой принятия федеральных законов об утверждении внутрифедеральных договоров некоторые исследователи делают вывод об их более высокой юридической силе, несмотря на позицию, отраженную в Федеральном законе № 184-ФЗ. Чашин, А. Н. Конституционное право России / А. Н. Чашин. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2013 — с. 98

Таким образом, федеральный закон как источник конституционного права обладает универсальным характером, регулируя общественные отношения и предусматривая модели поведения для всех субъектов РФ в сфере совместного ведения, в отличие от внутрифедеральных договоров, которые, по сути, являются исключением из общего правила.

В то же время нельзя не согласиться с тем, что одним из эффективных способов упорядочения отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов может быть возвращение к практике издания основ законодательства по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, что позволит избежать нового всплеска «договорного регулирования». Так как такие акты, содержащие основные принципы и основополагающие положения в определенной сфере общественных отношений, предоставляют для субъектов РФ определенный простор для правового регулирования в определенной сфере с учетом особенностей субъектов РФ и их специфики. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. — М.: Проспект, 2012 — с. 29 Важной чертой федерального закона как источника конституционного права является особый характер общественных отношений, обладающих наибольшей стабильностью и устойчивым характером, которые входят в предмет его регулирования. Как правило, отношения, которые могут регулироваться законом, определяются как наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. Денисов, С. А. Источники реального государственного права / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4 — с. 2

В то же время существуют определенные отличия в формулировке положений Конституции РФ, которые касаются актов Президента РФ и актов Правительства РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). В связи с этим и исходя из особенности компетенции Президента РФ, некоторые ученые полагают, что указы Президента близки к закону по юридической силе. Представляется, что указы Президента РФ целесообразно разграничить на следующие виды:

  • 1) указы Президента, детализирующие (конкретизирующие) либо обеспечивающие исполнение закона;
  • 2) указы, восполняющие пробелы в законодательном регулировании;
  • 3) чрезвычайные указы Президента РФ: о введении чрезвычайного положения и о введении военного положения, которые отличаются от иных указов по содержанию и по порядку принятия.

Особого внимания заслуживают указы, которые восполняют пробелы в законодательном регулировании, практика издания которых была особо распространена в течение нескольких лет после принятия Конституции РФ. Такие указы, по сути, заменяли собой федеральные законы, вмешиваясь в компетенцию парламента РФ. Шугрина, Е. С. Конституционное право России / Е. С. Шугрина, С. В. Нарутто, Н. Е. Таева. — М.: Риор, 2013 — с. 156

В то же время очевидно, что вопрос соотношения федеральных законов и указов как источников конституционного права не разрешен окончательно, так как отсутствует четкое разграничение правотворческих полномочий между законодательными и исполнительными органами, прежде всего Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ. Нужно также отметить , что в вопросе соотношения между федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами актуальной задачей является предотвращение возникновения коррупционных явлений. Так как в случае регулирования подзаконным актом отношений, которые должны быть урегулированы на уровне федерального закона, до отмены действия такого подзаконного акта не исключается возможность совершения ряда коррупционных сделок. Сергеев, С. Г. Конституционное право России /С.Г. Сергеев.-М.:Дашков и К,2012 — с. 23

Таким образом, важно, чтобы предметы регулирования подзаконных нормативных правовых актов не пересекались с предметами регулирования федеральных законов, так как именно федеральный закон является основой для построения системы подзаконных нормативных правовых актов, в которых положения федеральных законов находят свою конкретизацию и детализацию.

В завершение следует отметить, что федеральный закон как источник конституционного права обладает такими чертами:

как нормативная определенность, универсальность;

он развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм;

регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующиеся стабильностью и устойчивым характером;

является базисом для построения системы подзаконных нормативных правовых актов.

Такие свойства федерального закона позволяют сделать вывод о его ведущей роли в системе источников конституционного права. В этой связи для науки конституционного права необходима дальнейшая разработка и изучение сущности федерального закона, его роли среди иных источников конституционного права и правовой системы России в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *