Реквизиция земельного участка происходит когда
Ст. 51 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
ЗК РФ Статья 51. Реквизиция земельного участка
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Юридическая социальная сеть
5.3М
5.3М
В каких случаях государство может отобрать земельный участок
Государство действительно может отобрать земельный участок у собственника на совершенно законных основаниях. В законодательстве существует такое понятие, как реквизиция. Разберемся во всех моментах и тонкостях этого процесса.
Что же такое реквизиция
Реквизиция является процедурой временного изъятия у собственника его земельного участка. Процедура предусмотрена законодательством РФ.
Определенной конкретизации обстоятельств нет, поэтому под указанный перечень подходят практически любые серьезные происшествия, создающие опасность для жизни и здоровья собственника земельного участка и его семьи. Предположительный характер подобные случаи носить не должны, то есть для проведения реквизиции должен быть официально объявлен режим чрезвычайной ситуации.
Не следует воспринимать реквизицию земельного участка в качестве меры карательного воздействия. Она ею не является. Цель такой процедуры заключается в спасении людей от опасности, а также защите интересов государства при возникновении угрозы или появлении реальной опасности.
Отнять земельный участок в рамках реквизиции государство может только временно, однако никакого точного срока этого «временного действия» нет. Процедура в обязательном порядке сразу же регистрируется в Росреестре, чтобы собственник не смог совершить никакие сделки с этим земельным участком, так как с момента реквизиции собственник больше не может как-либо распоряжаться своим имуществом, не может сдать участок в аренду, подарить его или продать.
Порядок процедуры
Сама по себе реквизиция является очень спешной процедурой, так как обычно носит срочный характер по установленному определению. По этой причине государство не может соблюдать какие-либо длительные по времени процедуры.
Никаких конкретных сроков по реквизиции земельного участка законодательством не установлено. То есть государство может отнять землю на неопределенный срок. Объясняется это тем, что никто не может заранее знать о том, какая именно чрезвычайная ситуация может возникнуть, и как долго она продлится.
В чем разница между реквизицией и изъятием земельного участка
Эти два понятия путать не стоит, так как они в корне различны, но мало кто об этом задумывается.
При этом реквизиция земельного участка у собственника имеет временный характер, чаще всего участок земли отнимают на время действия ЧС. То есть при реквизиции свой земельный участок можно получить обратно, так как действие ЧС имеет внезапный, но временный характер, а вот при его изъятии назад его уже не отдадут, потому что эта процедура запланирована, и решение властей является окончательным.
Однако в обоих случаях – и при реквизиции, и при изъятии земли – собственнику полагается денежное возмещение причиненного ущерба.
Возврат участка при его реквизиции
После проведения реквизиции, так как она носит только временный характер, собственник сможет получить назад свой земельный участок, когда минует опасность, ставшая причиной отъема земли.
Если при отмене режима ЧС ведомство, проводившее реквизицию, не спешит вернуть участок его владельцу, необходимо обращаться в суд и требовать возврата земельного участка и выплаты компенсации ущерба в судебном порядке.
Компенсация при реквизиции земли
Понятие компенсации при реквизиции земельного участка очень расплывчатое, так как никаких четких цифр законодательством не устанавливается. Ведь просто невозможно предусмотреть все, что может случиться, и те масштабы ущерба, которые могут возникнуть в разных ситуациях.
Если реквизиция затягивается или участок вернуть невозможно, собственник участка, кроме суммы понесенных убытков, получит и компенсацию стоимости земельного участка, или же власти должны предоставить другой участок взамен реквизированного. А выбор здесь остается уже за человеком – что для него лучше: получить другой участок земли или деньги.
Если сумма компенсации бывшего владельца земельного участка его не устраивает, он может прибегнуть к проведению независимой оценки и оспорить стоимость участка в судебном порядке.
Примеры
Чтобы точно понять, как именно работает реквизиция, рассмотрим ее на примере.
Предположим, что в каком-либо горном районе произошло сильное землетрясение, в результате которого были разрушены дома, погибли люди, с гор сошли камни. На протяжении нескольких дней после этого толчки продолжаются, при этом специалисты дают очень неблагоприятные прогнозы дальнейшего развития событий, а также возможность повторения уже произошедшей ситуации.
Или другая ситуация – наводнение. В этом случае власти также реквизируют участки, выдают акты, эвакуируют население и возвращают участки владельцам только после осушения территории, восстановления дорог. При этом возмещается и причиненный ущерб – затопление домов, порча имущества (мебели, техники, вещей), уничтожение огородных посадок и плодовых деревьев, смывание плодородного слоя почвы и т.д.
Реквизиция земельных участков: проблемы правового регулирования
Реквизиция земельных участков является одним из оснований прекращения права собственности, а также принудительного отчуждения у собственника его имущества.
Регулирование реквизиции, как правового института, осуществляется посредством различных нормативных правовых актов, но наиболее четкие дефиниции закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), а особенности реквизиции непосредственно земельных участков отражены в Земельном кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).
Согласно вышеназванным нормативным правовым актам, реквизиция означает принудительное изъятие государством имущества у собственника в неотложных общественных интересах. Основополагающими причинами применения процедуры реквизиции являются стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства [1].
От прочих оснований принудительного прекращения права собственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизицию отличает возмездный, как правило временный характер, обязательная выдача документа о реквизиции, а также необходимость применения в интересах общества, в силу чрезвычайных обстоятельств [2].
Собственником реквизируемого имущества, как отмечает А.П. Ревякин, могут быть как физические и юридические лица, так и муниципалитеты, что исходит из принципа самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленного в статье 12 Конституции Российской Федерации [4].
Основываясь на литературных источниках и различных научных статьях, посвященных вопросу реквизиции земельных участков, можно выделить ряд проблемных аспектов, к которым, в частности относится: порядок и условия реквизиции; открытый список обстоятельств реквизиции, носящих чрезвычайный характер; порядок возмещения собственнику причиненных реквизицией убытков; объем полномочий «исполнительного органа государственной власти», осуществляющего процедуру реквизиции и прочее.
Обширный вышеперечисленный список неурегулированных и спорных вопросов, связан с недостаточной проработанностью механизма действующего правового регулирования, а в первую очередь с отсутствием в настоящее время специального закона посвященного реквизиции.
Принятый в 1927 году Сводный закон «О реквизиции и конфискации», который, к слову, рассматривается некоторыми цивилистами [5], как действующий, закреплял изъятие имущества только в случае составления специального постановления уполномоченных на то государственных органов. ГК РФ, а именно пункт 1 статьи 242, частично заимствовал формулировку закона РСФСР, указывая на возможность проведения реквизиции только по решению государственных органов. В пункте 1 статьи 51 ЗК РФ полномочия изъятия земельного участка также закреплены за уполномоченными исполнительными органами государственной власти.
В этой связи, возникает вопрос о полномочиях исполнительных органов субъектов Российской Федерации принимать постановления о реквизиции. Например, по мнению А. А. Крысанова [3], правом вынесения постановления о реквизиции имущества наделены лишь представительные и законодательные органы государства, то есть Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Однако, представляется разумным, в понятие «государственных органов» включать и органы государственной власти субъектов РФ. Весомым аргументом в пользу этого, может служить то, что процедура реквизиции используется в чрезвычайных обстоятельствах, в условиях, когда необходимы быстрые и грамотные решения, что определенно эффективнее сделать непосредственно на территории субъекта.
Тем не менее, несмотря на различные точки зрения по данному вопросу, в настоящее время исполнительные органы субъектов РФ разрабатывают и утверждают постановления о порядке проведения процедуры реквизиции земельных участков на своей территории. Например, Постановлением Правительства Нижегородской области «О мерах по реализации положений статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 51 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление) утвержден порядок реквизиции земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости на территории Нижегородской области.
Данный правовой акт вызывает заинтересованность в условиях отсутствия правого регулирования процедуры реквизиции на федеральном уровне, а также в связи с детальной проработанностью действий органов власти непосредственно в процессе проведения реквизиции.
В ходе анализа вышеназванного постановления нельзя не отметить наличие понятийно-терминологического аппарата, что очень помогает в правильной трактовке правовых норм акта. Регулирование реквизиции посредством ст. 242 ГК РФ еще и потому не является исчерпывающим, что ряд правил и понятий содержится и в других нормативных правовых актах. Например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит определение чрезвычайной ситуации, а Федеральный закон от 21 июня 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дает определение аварии и так далее.
Особый интерес вызывает применение норм указанного Постановления на практике. Решением от 31.03.2021 № 326-12-192484/21 «О реквизиции земельных участков с возмещением собственникам рыночной стоимости реквизированного имущества» Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области реквизирует 22 земельных участка на территории садоводческого некоммерческого товарищества в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и реализации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на территории этих земельных участков.
Существенным нюансом, является вид разрешенного использования указанных земельных участков, а конкретно «для садоводства; для ведения личного подсобного хозяйства».
Возникает вопрос, а является ли законной реквизиция земельного участка в данном случае? Можно ли считать несанкционированную свалку «обстоятельством, носящим чрезвычайный характер»?
Представляется возможным, в подобных случаях изымать земельные участки в порядке статьи 285 ГК РФ и статьи 54.1 ЗК РФ, в связи с нарушением требований законодательства РФ, в частности, использования участка не по целевому назначению.
Анализируя вышесказанное в целом, справедливым будет отметить, что российское законодательство не сформировало в окончательной форме такой правовой институт, как реквизиция. Полномочия «государственных органов» по реквизиции имущества, реализуются также исполнительными органами субъектов РФ, что необходимо закрепить де-юре посредством внесения изменений в ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ, в целях устранения разнообразия трактовок данного понятия.
Полностью урегулировать процесс реквизиции, начиная от принятия решения и заканчивая возмещения собственнику причиненных убытков, посредством внесения дополнений к нормам ГК РФ и ЗК РФ, не представляется возможным, в виду объема необходимых к закреплению правовых норм. Разумнее, в данном случае, разработать и принять отдельный федеральный закон, предусматривающий основные положения реквизиции, с целью единообразия реализации данной процедуры субъектами РФ.
Что такое реквизиция. Объясняем простыми словами
Реквизиция (от лат. requisitio — «требование») — вид юридической экспроприации, изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества.
Реквизицию проводят только в интересах общества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий (широкое распространение на местности инфекционной болезни среди одного или нескольких видов животных) и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Реквизицию могут проводить органы государственной власти и местного самоуправления, когда удовлетворение какой-либо общественной потребности входит в противоречие с интересами отдельных частных собственников.
Пример употребления
«Участок бывшей свалки рядом с деревней Щелканово (Рузский городской округ), на территории которой в марте 2020 года был введён режим ЧС, может перейти в собственность Московской области. Такое распоряжение обнародовало подмосковное Министерство экологии и природопользования. По словам чиновников, это связано с тем, что угроза полностью не ликвидирована. Собственники участка уверены, что никакой угрозы экологии нет, а реквизиция — попытка присвоить участок».
(Из материала «Коммерсанта» о намерении властей Московской области реквизировать участок с мусором.)
Нюансы
Реквизиции посвящена отдельная статья в Гражданском кодексе. В 2021 году первый пункт этой статьи признали частично не соответствующим Конституции. В этом пункте говорится о том, что в интересах общества по решению госорганов можно изъять имущество с выплатой компенсации при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях и других ЧС. Неоднозначность нормы создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, и теперь законодатели должны уточнить эту норму.
Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», размер компенсации за реквизированное имущество определяет тот госорган, который проводит реквизицию.
Собственнику обязаны возместить рыночную стоимость имущества. Под этим термином понимается наиболее вероятная цена, по которой собственность может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По закону оценку стоимости реквизированного имущества собственник может оспорить в суде. Если чрезвычайная ситуация (или другие обстоятельства) завершилась, то собственник, чьё имущество реквизировали из-за этих обстоятельств, может через суд потребовать вернуть ему сохранившееся имущество.
Критика
Наличие чрезвычайных обстоятельства — одно из важнейших условий для реквизиции. Но в Гражданском кодексе РФ нет исчерпывающего перечня чрезвычайных ситуаций. Там прямо говорится, что кроме перечисленных в законе ситуаций могут быть и какие-то иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Поэтому закон даёт властям некоторую свободу в проведении реквизиций. Это может повлечь нарушение прав собственников и произвол со стороны государственных органов.