Какие произведения считаются выполненными в порядке служебного задания
ГК РФ Статья 1295. Служебное произведение
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1295 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.
2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.
Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Права авторов служебных произведений и спор об использовании рисунков в головных платках
Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам.
Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые авторским правом.
Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебного задания?
Надо читать ваши договоры. А в общем, Статья 1295. Служебное произведение
1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.
2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.
Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Объект авторского права — служебное произведение Текст научной статьи по специальности «Право»
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселёва Татьяна Александровна
Текст научной работы на тему «Объект авторского права — служебное произведение»
в нашем государстве, представляется целесообразным возложить на них контроль за выполнением профилактических антитеррористических мероприятий на объектах различной формы собственности и, тем более, в государственных учреждениях с массовым пребыванием людей. Через участковых уполномоченных и их помощников, в том числе и возрождающиеся народные дружины, следует пропагандировать антитеррористические меры в жилом секторе и населенных пунктах. Для этого, представляется целесообразным расширить их административные полномочия, наделив их правом обследования вышеназванных объектов, оценки их террористической уязвимости, с последующим составлением предписания по совершенствованию средств и мер обеспечения безопасности. За невыполнение или игнорирование требований предписания руководство потенциально-опасных объектов различной формы собственности должно нести ответственность согласно Российскому законодательству.
Правоохранительные органы осознают свою ответственность за защиту жизни и собственности людей, однако, если все люди хотят жить и ра-
ботать в безопасности, каждый гражданин должен иметь представление об элементарных антитеррористических мерах и быть готовым проявить свою собственную ответственность. Задача каждого действовать так, чтобы жизнь на Земле была не только обеспеченной, но и безопасной.
1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002г. N° 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
3. ПолежаевА.П., СавельевМ.Ф. Терроризм и антитеррористические меры: Вопросы и ответы. -М. : Объединенная редакция МВД России, 2003.
4. Интервью народного депутата, члена Комитета по безопасности Государственной Думы Г. Гудкова // Коммерсант. — 2004. — 15 октября.
5. ОжеговС.И. Словарь русского языка. — М., 1993.
6. Советский энциклопедический словарь. -М., 1987.
7. Политика пожарной охраны Великобритании // Пер. ст. из журн.: British Fire Service Association Jornal. — 1980. — Vol. 6. — №4.
ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА — СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Служебное произведение — произведе ние литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору.
В качестве служебного произведения могут быть созданы энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания.
Большое практическое влияние на объем авторских правомочий и режим использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие «служебные произведения» закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в известные рамки. В частности, отмечается, что произведение мо-
жет считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения. Если содержание служебного задания заключалось, например, в создании технической разработки без оформления ее результата в виде произведения — объекта авторского права, оно не может считаться созданным в порядке служебного задания.
Нередко признаком служебных произведений является отнесение их к плановым работам соответствующих научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в руководящем постановлении «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» от 18 апреля 1986 г. указал, что «плановой следует считать работу, зачтенную с согласия автора в выполнение плана его работы. Сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой он
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
© Т. А. Киселева, 2006
находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная автором является плановой» [1].
Наряду с плановыми работами служебными обычно признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий и радиовещательных организаций и т.д. Если же произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является. Приведем довольно типичный пример такого рода. В 1985 г. судом было рассмотрено дело по иску художника Т. к Ленинградской студии документальных фильмов о взыскании авторского вознаграждения за пять пейзажных акварелей, которые были использованы в качестве зрительного ряда в научно-популярном фильме, созданном студией. При рассмотрении дела было установлено, что все пять картин были написаны художником специально для фильма по заказу съемочной группы. Фильм был принят и одобрен студией, однако в выплате вознаграждения художнику было отказано. Свой отказ студия мотивировала тем, что истец является художником-постановщиком фильма и поэтому вся выполненная им работа, включая написание акварелей для фильма, является служебной и не подлежит отдельной оплате. Истец, однако, представил убедительные доказательства того, что создание акварелей не входит в обязанности художника-постановщика фильма. Суд согласился с этим и обязал ответчика оплатить стоимость пяти картин в соответствии с оценкой, данной экспертизой [2].
Основные особенности правового режима служебных произведений заключаются в следующем. Во-первых, российское авторское законодательство исходит из того принципиального положения, что авторское право на него принадлежит его автору Этим оно существенно отличается от законодательства многих стран, признающего обладателем авторских прав на произведение работодателя, по заданию которого оно создано. Авторское право России исключает здесь правопреемство работодателя и сохраняет все основные авторские правомочия за непосредственным создателем. В частности, автор пользуется правом на имя, правом на защиту репутации, правом на обнародование произведения и т.д. Это означает, что работодатель не
может без согласия автора сделать произведение доступным для публики, не вправе без согласия автора вносить в него какие-либо изменения и т.п. Однако правомочия автора не носят неограниченного характера. Учитывается, что работодатель поручал автору создать произведение для того, чтобы оно могло быть использовано для определенных целей. Поэтому хотя за автором в соответствии с господствующей доктриной сохраняется возможность решать вопрос о готовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение трудовых обязанностей. Точно так же автор не может воспрепятствовать тому, чтобы на титульном листе или в выходных данных были указаны наименование или официальный символ организации, в рамках которой создано произведение.
Во-вторых, создание произведения по заданию работодателя самым существенным образом влияет на режим его использования. Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам. Напротив, работодатель может как использовать такое произведение в своих собственных интересах, так и выдавать разрешения на его использование третьим лицам.
Как видим, по сравнению с ранее действующим законодательством вопрос об использовании служебных произведений в новом законе решается более жестким для авторов образом. Напомним, что ранее работодатель автоматически приобретал право на использование служебного произведения лишь способом, обусловленным целью служебного задания и в вытекающих из него пределах. Например, киностудия могла использовать созданные по ее заданию костюмы и декорации для постановки фильма, но чтобы использовать их для издания альбома репродукций, она должна была получить на это особое разрешение автора. Кроме того, принятые в 1991 г. Основы гражданского законодательства ограничили права работодателя на использова-
ние произведения 3 годами с момента представления произведения (ст. 140). наконец, сам автор не лишался возможности использовать свою работу способами, не обусловленными целью служебного задания. Например, штатный дизайнер, по эскизам которого работодатель выпускал произведение ДПИ, мог заключить договор на издание своих работ, если только запрет на такие действия не содержался в его договоре с работодателем.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет за работодателем все права по использованию произведения, в том числе по использованию его такими способами, которые не связаны прямо со служебным заданием, а также исходит из того, что соответствующие права переходят к работодателю на весь срок их действия. Однако это является лишь общим правилом, применяемым тогда, когда в договоре между работодателем и автором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о том, что работодатель приобретает права лишь на использование произведения в целях, обусловленных служебным заданием, и о том, что срок действия их прав ограничивается определенным периодом, и т.д.
В-третьих, особым образом решается вопрос о вознаграждении за использование служебных произведений. Ранее действовавшее законодательство исходило из того, что их создание уже оплачено заработной платой автора и потому, по общему правилу, не предусматривало выплату автору дополнительного вознаграждения, за исключением случаев, прямо установленных нормативными актами. В новом авторском законе указывается, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (п. 2 ст. 14). данная норма позволяет сделать вывод, что отныне использование служебных произведений, по общему правилу, подлежит дополнительной оплате. Конечно, если в конкретном договоре автор отказался от получения вознаграждения, созданного в порядке выполнения служебного задания, это не будет нарушением закона. Но если между сторонами возникает по этому поводу спор и они не могут прийти к соглашению, автор может добиваться защиты своих прав в судебном порядке. Причем автор вправе претендовать на получение особо-
го вознаграждения за каждый вид использования своего произведения.
На этот счет в литературе имеется и другая точка зрения. По мнению Э.П. Гаврилова, автор имеет право на получение специального вознаграждения за использование произведения, созданного им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, лишь в случае, если это прямо предусмотрено его соглашением с работодателем [3]. К сожалению, Э.П. Гаврилов не приводит каких-либо аргументов в обоснование своей позиции, которая, на наш взгляд, расходится как с текстом п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», так и с положениями в развитие Закона подзаконных актов [4].
В-четвертых, российское авторское право исходит из того, что отношения между авторами, создающими произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, и их работодателями регламентируются заключенным между ними трудовым договором или контрактом. Данный договор (контракт) может, в частности, предусматривать сохранение прав на использование созданных произведений за автором, включать условия использования созданных произведений за автором, включать условия использования служебных произведений, устанавливать порядок определения размера причитающегося автору дополнительного вознаграждения, а также содержать иные условия, не противоречащие действующему законодательству. Если в таком договоре(контракте), заключенном при найме работника либо уже в период его работы, эти условия не определены, правовой режим служебных произведений, взаимные права и обязанности сторон устанавливаются на основе правил действующего законодательства. Заключения между работником-автором и работодателем-пользователем произведения какого-либо особого авторского договора закон не требует. Соответственно на отношения между работником и работодателем не распространяются те требования, которые предъявляются законом к авторским договорам, в частности, правило о том, что предметом договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (п. 5 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
В-пятых, применительно к созданным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедиям, энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам научных трудов, газетам, журналам и другим изданиям закон устанавливает более жесткий правовой режим по сравнению с другими служебными произведениями. В данном случае действует правило, установленное ч. 1 ст. 11 Закона РФ «Об авторском праве и смежных прав», в соответствии с которым издателям указанных изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Это, например, означает, что по смыслу закона журналист или фотограф, находящийся в штате газеты, не вправе, опираясь на п. 2 ст. 14 Закона, претендовать на получение особого вознаграждения за использование газетой материала, созданного им в порядке выполнения своих служебных обязанностей или служебного задания своего работодателя. Предполагается, что их творческий труд, оплата которого обычно увязана с количеством переданного ими газете материала, уже полностью оплачен газетой, и последняя приобрела исключительное право на использование этого материала. Именно по этой причине в п. 4 ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» указано на то, что общие правила, действующие в отношении служебных произведений (п. 1-3 ст. 14), на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий не распространяются.
Нельзя не отметить, что иногда п. 4 ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» пытаются придать совершенно иное значение, а именно доказать, что издатели подобных изданий вообще не приобретают исключительного права на использование материалов, созданных их штатными авторами в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, и что права на эти материалы сохраняются за этими авторами. При этом помимо п. 4 ст. 14 апеллируют к ч. 2 п. 2 ст. 11 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», где указывается на то, что «авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исклю-
чительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом».
Как представляется, такое толкование закона не имеет ничего общего с его действительным смыслом. Указание закона на сохранение за авторами исключительных прав на использование своих произведений независимо от издания в целом означает лишь то, что любой автор, в том числе и находящийся в штате работодателя, который передал свое произведение для использования в газете, журнале, продолжающемся сборнике и т.п., не лишается права использовать свое произведение в иной форме и иным способом, которые не совпадают с формой и способом использования его произведения издателем газеты, журнала и другого периодического или продолжающегося издания. Например, штатный журналист газеты имеет право издать опубликованные им в газете материалы в виде отдельной книги или переработать свою статью в произведение другого жанра; ученый, опубликовавший свое произведение в продолжающемся научном сборнике вуза, в котором он работает, может включить его в качестве составной части в свою монографию, и т.п. Данное понимание закона полностью согласуется с давно сложившейся в России практикой.
Затронутый вопрос имеет большое практическое значение. В частности, нередки случаи, когда газеты, не получив соответствующего разрешения, перепечатывают материалы, опубликованные другими газетами. При этом доказывается, что газета, материал которой перепечатан без ее согласия, не может даже выступать в защиту своих интересов, так как не обладает никакими правами на опубликованный ею материал, хотя бы он и был создан ее штатным автором. Такая позиция является, безусловно, ошибочной. Газета, как и любое другое периодическое или продолжающееся издание, на которое распространяется действие п. 2 ст. 11 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», приобретает исключительные права на использование как издания в целом, так и каждого отдельного произведения, включенного в такое издание, если речь идет о таком же способе использования произведения. Поэтому она может выступать в качестве истца в защиту своих нарушенных прав без какого-либо специального уполномочивания на это со стороны своих штатных сотрудников, усилиями которых были созданы
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
эти материалы. Если же дело касается несанкционированного использования помещенных в газете произведений нештатных авторов, то решение вопроса о том, кто может выступать в качестве истца (газета или сам автор произведения), зависит от характера и условий того авторского договора, который заключен между газетой и таким автором.
Нередки случаи, когда только часть произведения создается в порядке выполнения служебного задания. В подобной ситуации его правовой режим признается смешанным, а его авторы имеют неодинаковые права. Например, по делу, рассмотренному в 1984 г. одним из судов г. Москва, было установлено, что истец принимал участие в подготовке коллективной работы, представленной издательству «Наука» в качестве плановой работы от Института истории АН СССР. Истец не был работником этого института, в своей организации подготовка данной работы ему не поручалась, о чем он представил соответствующие документы. Ответчик — издательство «Наука» — возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что книга выпущена небольшим тиражом и потому является для издательства убыточной, а также на то, что она была заявлена
Институтом истории АН СССР как плановая работа. Суд отклонил все доводы ответчика, указав, что закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для безгонорарного использования произведений. Работа, представленная истцом, не являлась плановой и потому должна быть оплачена по утвержденным ставкам [5].
1. Бюллетень Верховного Суда СССР. -1986. — № 3. — С. 23.
2. Обзор работы ВААП за 1985 г. — М., 1986. -С. 32-33.
3. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. — М., 1996. -С. 77-78.
4. Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирования в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. -№13. — Ст. 994.
5. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М., 1988. -С. 31.
Служебное произведение
В статье специалисты Амигдала расскажут об особенностях правового регулирования отношений, связанных с этой категорией объектов.
Служебное произведение как объект авторского права
Служебное произведение – результат творчества сотрудника, который появился при выполнении поручения руководителя.
К таким произведениям обычно относят:
- некоторые научные разработки;
- сценические, музыкально-вокальные, танцевальные произведения и видео дорожки с аудио сопровождением;
- прозаические и стихотворные произведения;
- эскизы, чертежи, изображения и макеты, образцы;
- фото;
- объекты изобразительного, декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- планы, эскизы, карты для применения в географии и прочих науках;
- программы для электронно-вычислительных машин.
Характеристика служебных произведений как объектов авторского права имеет свои особенности, которые стоит изучить обеим сторонам этих правоотношений.
Кому принадлежат права на служебное произведение?
Правовой режим служебного произведения регулируется статьей 1295 ГК РФ.
Работодатель
Исключительное право: право публиковать, если не предусмотрено иное, пользоваться под своим именем или наименованием.
Исключительное право подразумевает использование РИД в своих целях: передавать его, извлекать из него доход.
Работник
Личные неимущественные права: право авторства, право на неприкосновенность ИС, право на публикацию, право на гонорар.
Эти права не отчуждаются и не передаются. Отказ от них невозможен.
эксперт по авторским правам
Передача исключительных прав работодателю
По общему правилу, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если оно воплощено работником при выполнении его задания в рамках рабочих отношений.
Если между сторонами возникает недопонимание, автор не соглашается, что РИД получен при выполнении возложенных на него должностных обязанностей, то суд при рассмотрении дела:
эксперт по авторским правам
Оформление может быть осуществлено с помощью следующих документов:
- Трудовой договор. В нем может быть зафиксирована как обязанность создания, так и прописано подробно, какие именно произведения сотрудник должен создавать. В данном случае отношения оформляются в соответствии с ТК РФ.
- Должностная инструкция. В ней, помимо прочего, должна быть прописана обязанность создавать произведения.
- Письменное распоряжение работодателя. Он подробно прописывает данное работнику задание, чтобы при возникновении спорной ситуации произведение можно было идентифицировать среди прочих.
- Договор об отчуждении исключительного права. В нем обязательно следует указать информацию о выплате гонорара создателю объекта.
- Положение о создании служебных произведений. Разъясняет: всё, что создано работником по поручению руководителя, а также входит в его должностные обязанности, является служебным произведением, и права на него принадлежат работодателю.
- Техническое задание с подписью работника или приказ о создании служебного произведения. Наличие задания, оформленного документально, является одним из требований для признания произведения служебным.
- Акт приема-передачи исключительных прав. Согласно такому акту работник передает компании права на использование созданных им объектов, а также их экземпляры. В акте укажите размер выплаты за их отчуждение, конкретные объекты, права на которые были отчуждены, способ их передачи.
Не воспользовался произведением
Не передал право использования другим лицам
Не оповестил создателя о том, что произведение содержится в тайне
Срок действия исключительного права работодателя ограничится 3 годами.
Вознаграждение за служебное произведение
Если работодатель в течение 3-х лет после предоставления ему работы воспользуется хотя бы одной из возможностей (использовать, передать, оставить в тайне), то создатель получит право на гонорар.
Если исключительное право принадлежит создателю, работодатель может использовать объект по правилам, предусмотренным для простой лицензии с выплатой денежных средств обладателю исключительного права.
Вознаграждение создателю должно быть выплачено обязательно. Если оно включается в его заработную плату, то есть риск того, что в суде такая оплата будет оспорена. Лучше выплатить ее отдельно, чтобы риск спора в суде был максимально снижен.
эксперт по авторским правам
Незаконное использование работником служебного произведения
Работнику запрещено использовать объект, если исключительное право принадлежит работодателю. Последний может обратиться с требованиями о защите своих прав, в том числе:
- о признании права;
- о пресечении незаконных действий со стороны создателя;
- о возмещении убытков или получении компенсации;
- об изъятии материального объекта;
- об обнародовании судебного решения с указанием настоящего правообладателя.
Чтобы защитить свои права, работодателю нужно доказать, что объект имеет признаки служебного произведения. Для этого понадобится собрать документы, подтверждающие, что объект создан по поручению руководителя: служебное задание, акт приемки-передачи и прочее.
Размер компенсации по закону:
- от 10 000 до 5 000 000 рублей, устанавливается судом;
- в 2-кратном размере стоимости контрафакта;
- в 2-кратном размере прибыли, которую при тех же обстоятельствах, что были у нарушителя, правообладатель мог бы получить, используя произведение.
При возникновении спорных ситуаций можно обратиться к экспертам компании Амигдала за консультацией и профессиональной защитой прав.
Пример судебного спора в отношении служебного произведения
Рассмотрим пример спора из судебной практики, который показывает, насколько важно правильно оформить документы.
ООО «Амедико» подало иск в отношении ООО «ТелеПат» о защите исключительных прав на компьютерную программу, разработанную специально для комфортного онлайн-общения докторов клиники и их пациентов, и затребовало у ответчика 5 000 000 рублей в качестве компенсации.
- Признать действия ООО «ТелеПат» при использовании исключительного права ООО «Амедико» неправомерными.
- Обязать ООО «ТелеПат» прекратить незаконное использование компьютерной программы.
- Взыскать компенсацию за незаконное использование РИД.
К участию в качестве третьего лица привлечен Зингерман Б.В. — научный руководитель проекта, который принимала участие в разработке программы, был заключен трудовой договор с ООО «Амедико».
Истец обратил внимание суда, что из-за нарушений со стороны ответчика программа для онлайн-общения была оформлена на имя ООО «ТелеПат», которое было создано после появления окончательного результата по разработке программы и сразу после расторжения трудовых отношений с Зингерманом Б.В. Он оказался участником ООО «ТелеПат».
ООО «Амедико» убеждено, что Зингерман Б.В. намеренно создал новое юрлицо, чтобы стать конкурентом истца и использовать созданную при выполнении трудовых обязанностей программу, исключительные права на которую принадлежат ООО «Амедико». Зингерман Б.В. подписал договор с ООО «ТелеПат» об отчуждении исключительных прав на программу. ООО «Амедико» считает данный договор ничтожным.
Суд постановил, что ООО «Амедико» не доказало наличие исключительного права, автор являлся правообладателем и не уступил право истцу. В то время как договор об уступке права в пользу ООО «ТелеПат» признан имеющим силу.
Проблема истца в том, что он не имеет документов, которые бы подтвердили наличие задания, дату создания программы, субъектный состав. К ним относят: акт приема-передачи, положение о служебных произведениях, приказ о создании или другие официальные локальные акты.
эксперт по авторским правам
Если вы имеете дело с “продуктом” творчества, то обязательно возникнут вопросы: “Как установить, что это служебное произведение?”, “Как правильно разграничить право автора и работодателя?”, “Кому принадлежат имущественные права на служебное произведение?”,”Как оформить правоотношения, чтобы избежать проблем в дальнейшем?”.
Об этом вам расскажут на личной консультации юристы-практики Амигдала. Помогут отстоять имущественные и неимущественные права, а также защитить их от посягательств недобросовестных субъектов. Вы получите исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с правовой охраной РИД!