Размер банковской гарантии по госконтракту: сумма и факторы
Для любой организации участие в конкурсе или аукционе — это не просто шанс получить выгодный заказ, но и возможность упрочить свою деловую репутацию. Участвовать в государственных тендерах и конкурсах может кто угодно, однако есть одно важное условие. Чтобы подтвердить серьезность своего отношения к сделке и обезопасить заказчика от потерь в том случае, если подписание контракта сорвется, каждый участник на всех этапах конкурса должен предоставить обеспечение — определенную сумму, которая отойдет заказчику, если участник откажется подписывать договор, использует не по назначению аванс или нарушит условия контракта. Какой может быть сумма банковской гарантии и от чего зависит ее размер?
Над материалом работали:
Евгений Борисов Руководитель практики «Привлечение банковского финансирования»
Андрей Тюрин Руководитель практики «Привлечение банковского финансирования»
Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор
Размер суммы банковской гарантии в зависимости от типа
Обеспечение может выделяться из собственных средств участника, однако на практике так поступают немногие. Гораздо чаще в качестве обеспечения выступает банковская гарантия — документ, по которому банк обязуется в случае отказа от подписания договора или неисполнения условий контракта выплатить заказчику неустойку в оговоренном размере. Сумма банковской гарантии напрямую зависит от суммы самого контракта.
Банковская гарантия — чрезвычайно востребованный кредитный продукт. Она позволяет участвовать в конкурсах и тендерах, не изымая деньги из оборота, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. Без этого финансового инструмента многие небольшие организации вообще не смогли бы принимать участие в тендерах.
Существует несколько типов финансовых гарантий. Так, для участия в госконкурсе или тендере, как правило, необходимы:
Гарантия на обеспечение заявки. Этот гарантирует, что организация-победитель не станет уклоняться от подписания контракта.
Гарантия возврата аванса. Ее выдают, если условия договора подразумевают выплату заказчиком аванса. В том случае, если исполнитель, получив аванс, не сможет выполнить условия контракта или расторгнет его, банк выплатит эту сумму заказчику.
Гарантия на исполнение обязательств. Она удостоверяет, что в случае, если исполнитель не выполнит условия договора, либо выполнит их не в полном объеме, или не уложится в сроки, банк выплатит заказчику неустойку.
Банковские гарантии бывают отзывными и безотзывными
Отзывная
Условия отзывной могут быть изменены, она даже может быть отозвана, однако для этого требуются особые условия — к примеру, признание исполнителя неплатежеспособным.
Безотзывная
Безотзывная банковская гарантия предполагает, что неустойка будет возмещена заказчику в любом случае, а ее условия не могут быть изменены.
Как правило, для участия в государственном тендере нужна именно безотзывная гарантия.
Если компания-исполнитель не победила в конкурсе, либо победила и не уклонилась от подписания договора и выполнила его условия, обеспечение возвращается.
Размер гарантийной суммы и факторы, ее определяющие
Как уже было сказано, размер банковской гарантии определяется размером суммы контракта, а также ее типом.
Сумма банковской гарантии на обеспечение заявки составляет 0,5–5% от общей стоимости контракта. Размер банковской гарантии на исполнение контракта может доходить до 30% от его суммы. Сумма банковской гарантии на целевое использование авансового платежа может доходить до 100% объема аванса, что прописано законом для случаев, когда аванс превышает 30% (максимальной) цены контракта.
При этом по законодательству РФ сумма банковской гарантии не должна превышать 10% всего объема собственных средств банка, а также общая сумма всех гарантий, выданных им, должна быть не более 25% собственных средств банка.
Оформляя банковскую гарантию, участник тендера должен понимать, что это — кредитный продукт, и за его использование предполагается плата. Размер комиссии банка составляет приблизительно 2–5% от суммы гарантии. Эта цифра во многом зависит от дополнительных условий. К примеру, если гарантия оформляется под залог имущества компании, либо компания может предоставить поручителя — комиссия может быть снижена. Имеет значение также и срок, на который оформляется гарантия — чем он больше, тем комиссия, соответственно, выше.
Банки, имеющие право выдавать гарантию
Не каждый банк имеет право выдавать банковскую гарантию — для этого требуется специальная аккредитация. Всего на территории РФ на текущий момент действуют 263 банка, которые могут оформлять гарантии. Точный список можно посмотреть на сайте Министерства Финансов РФ. Но с 1 июля 2018 года требования к банкам, имеющим право выдавать гарантии для участия в тендерах, значительно ужесточились, и для сохранения этого права банкам теперь необходимы:
не менее 25 млрд рублей собственных средств;
подтвержденный кредитный рейтинг не ниже «А-(RU)» агентства АКРА и не ниже «ruА-» агентства «Эксперт РА»;
отсутствие просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в кредитной организации за счет средств федерального бюджета;
участие в системе обязательного страхования вкладов физлиц.
Кроме того, новый закон изменил и саму процедуру получения банковской гарантии. Если раньше средства участников тендера блокировались ЭТП, то с 1 июля 2018 года сумма обеспечения заявки блокируется на специально открытом банковском счете. Это лишает ЭТП возможности пускать средства участников в оборот, а, следовательно, торговые площадки, лишившись основного источника дохода, будут вынуждены ввести плату за свои услуги.
С 1 июля 2018 года процесс получения банковской гарантии для многих компаний значительно усложнился. Поскольку в игре осталось меньше банков, нагрузка на них возросла, сроки принятия решения о выдаче гарантии увеличились, а требования стали строже. Однако это в меньшей степени коснется тех, кто пользуется услугами брокеров — компаний-посредников, которые оказывают помощь в получении банковских гарантий.
Помощь в получении банковской гарантии
Как именно происходит процесс получения банковской гарантии при посредничестве консалтинговой компании, мы попросили рассказать эксперта КСК групп Андрея Тюрина:
«Поскольку для участия в госзакупках законодательно необходима банковская гарантия, содействие в своевременном получении данного продукта стало одной из наиболее востребованных услуг нашей компании. Когда для привлечения финансирования подрядчик обращается к помощи команды экспертов КСК групп, он может рассчитывать на наилучшие индивидуальные условия, включающие минимальные ставки, длительные сроки кредитования, а также лояльность в части обеспечения.
Как мы работаем? Не секрет, что кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего анализа. Провести его в короткие сроки, учитывая специфику финансового состояния компании-соискателя, нам позволяет огромный практический опыт.
Но КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по вопросу получения банковской гарантии. Мы проводим тщательную подготовку сделки, которая включает предварительное изучение компании-клиента на основании бухгалтерской отчетности. Профессионализм наших сотрудников позволяет провести подобную диагностику в самые сжатые сроки.
На основании полученной информации нами подбирается банк из числа партнеров, наиболее соответствующий параметрам будущей сделки. Поскольку взаимодействие с кредитной организацией осуществляется на уровне руководства, все решения по согласованию сделки принимаются максимально оперативно — в течение суток. Кроме того, в большинстве случаев наш клиент может рассчитывать на оформление банковской гарантии на максимально привлекательных условиях: под более низкий процент и на более продолжительный срок, чем в среднем по рынку.
Обратиться в КСК групп можно по поводу оформления любых видов гарантий и сумм. Работая с нами, клиент может быть уверен в полном отсутствии скрытых комиссий и переплат. Более того, для постоянных клиентов у нас предусмотрена компенсация комиссионных банка».
P. S. КСК групп почти четверть века успешно решает задачи по привлечению финансирования в крупный и средний бизнес. Сегодня под брендом КСК групп объединились более 15 консультационных компаний, работающих по единым стандартам и использующих свои компетенции для выполнения проектов по развитию и позитивным изменениям бизнеса. Более детальную информацию о реализованных проектах можно получить на сайте КСК групп. Здесь же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию.
Предоставление новой банковской гарантии при изменении существенных условий контракта.
Закон «О контрактной системе» устанавливает, что изменение существенных условий по заключенному государственному или муниципальному контракту неправомерно. Однако в части сроков исполнения госконтракта существуют некоторые исключения:
- Срок исполнения госконтракта может быть изменён при изменении объёма бюджетного финансирования;
- По соглашению сторон (в случае, если такое условие предусмотрено условиями заключенного госконтракта).
Если сроки продлеваются по соглашению сторон, то заказчик и исполнитель должны заключить дополнительное соглашение в досудебном порядке, соблюдая при этом требования постановления Правительства № 191 от 14.03.2016 года. Согласно данному документу, заключить допсоглашение о продлении сроков исполнения контракта возможно в случаях:
- Срок исполнения госконтракта более шести месяцев;
- Заказчиком выступает федеральный орган власти, «Росатом» или другое «наиболее важное» госучреждение, субъект федерации или муниципалитет;
- Стоимость госконтракта превышает один миллион рублей;
- Если исполнителем является СМП, цена контракта не должна быть больше пяти миллионов рублей;
- Предметом закупки является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капстроительства;
- Расчёты между сторонами ведутся в российских рублях.
Если хоть одно из перечисленных требований не соблюдено, суд откажет в утверждении мирового соглашение заключенного между госзаказчиком и поставщиком.
Банковская гарантия.
После того, как все законодательные требования соблюдены, и срок исполнения контракта продлён, перед сторонами встаёт вопрос об обеспечении исполнения поставщиком своих контрактных обязательств. Имеет ли заказчик право требовать от исполнителя предоставления новой банковской гарантии по госконтракту, в которой будут учтены все внесённые изменения?
Если изменению был подвержен только срок исполнения контракта, то поставщик обязан предоставить заказчику новый гарантийный документ, который имеет продлённый срок действия, иначе заключение допсоглашения по 44-ФЗ будет невозможно.
Если же была изменена цена контракта, то прямого регулирования Законом № 44-ФЗ данной ситуации нет. Ст. 96 ч. 4 ФЗ-44 говорит о том, поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта при его заключении. При этом согласно ч.7 ст. 96 ФЗ-44 исполнитель имеет право уменьшить размер обеспечения в соответствии с объёмом уже исполненных обязательств, изменив при этом и способ обеспечения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Закон «О контрактной системе» не предусматривает увеличение гарантийной суммы. Таким образом, требование об увеличении размера банковской гарантии на исполнение госконтракта правомерно лишь в том случае, если имеется соответствующее решение суда.
Не можете разобраться в тонкостях контрактной системы? Обратитесь в «РосТендер»! Опытные специалисты не только окажут консультационную поддержку, но и помогут получить Вашей компании банковскую гарантию и тендерный кредит для участия как в коммерческих, так и в государственных закупках. Также Вы сможете более подробно узнать о плюсах прохождения сертификации, а затем получения аттестационного документа (сертификат ISO) международного образца и удобстве тендерного сопровождения.
Продление банковской гарантии по 44-ФЗ
Продление банковской гарантии по 44-ФЗ актуально для бенефициаров и принципалов. Операция позволяет продолжить работу при расширении сроков контракта, задержках со стороны исполнителя и прочих непредвиденных обстоятельствах.
Сегодня мы расскажем, как продлить банковскую гарантию. Информация упростит организацию бизнес-процессов, снизит риск конфликтов между заказчиком и поставщиком.
Содержание
В каких случаях требуется продление банковской гарантии
Потребность продлить гарантию возникает в следующих случаях:
- Изменились условия контракта. Принципалу требуется больше времени для исполнения обязательств.
- Сделка не завершена в полном объеме, при этом стороны не отказываются от своих обязательств по договору.
- Заказчику нужно дополнительное время для взаимодействия с исполнителем или кредитной организацией.
Продление банковской гарантии в рамках 44-ФЗ осуществляется при дополнительных работах по завершении контракта. Как правило, это операции по сервисному обслуживанию и пуско-наладке.
Изменение условий гарантии банка
Альтернативой продления срока банковской гарантии является ее замена. В данном случае корректируется не только продолжительность обязательств, но и их условия.
Как правило, замену банковской гарантии инициирует заказчик работ/услуг/товаров. Действие выполняется по следующим причинам:
- Заказчик внес изменения в договор, что привело к удорожанию стоимости работ. Имеющаяся БГ не покрывает новую сумму.
- Увеличился размер авансового платежа, что привело к росту цены гарантии.
- Возникли непредвиденные обстоятельства, вызвавшие корректировку требований к принципалу и сумме контракта.
- Участники пришли к соглашению касательно изменения сроков банковской гарантии, суммы покрытия и прочих условий.
Кредитная организация осуществляет замену БГ на возмездной основе. Об этом стоит помнить сторонам, инициирующим процедуру.
Поможем определить, в какое кредитное учреждение вы можете обратиться за финансовой поддержкой для бизнеса, чтобы получить ее на максимально удобных и выгодных условиях.
Сроки замены БГ
Действующие нормативы отводят на замену гарантии до 10 дней. Возможность срочного выполнения операции заранее оговаривается с представителем кредитного учреждения.
Банковская гарантия в повышенном размере не требуется
Проведен электронный аукцион. Начальная минимальная цена контракта (НМЦК) – менее 15 млн. руб. – снижена на 25 и более процентов. Нужно применять антидемпинговые меры. Участник представляет проект банковской гарантии, просит его согласовать. В банковской гарантии обеспечение в размере 5%, то есть без увеличения в 1,5 раза. Может ли участник предоставить банковскую гарантию на 5% и к гарантии подтвердить свою добросовестность? Или в банковской гарантии должна стоять сумма, увеличенная в 1,5 раза (с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)? Возможно ли участнику выбрать способ обеспечения банковской гарантией, прописать в ней сумму обеспечения 5% (как установлено в извещении и документации) и к этому подтвердить свою добросовестность?
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
По общему правилу размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Частью 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ также предусмотрено, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (далее также – НМЦК), участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 этого федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ в случае, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Часть 2 той же статьи устанавливает, что в случае, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 этой статьи.
Таким образом, для случаев, когда при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет не более пятнадцати миллионов рублей и снижается по предложению участника аукциона на двадцать пять и более процентов, участник, признанный победителем аукциона, вправе выбрать один из двух вариантов: предоставить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере либо подтвердить свою добросовестность путем предоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.
Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России: так, в письме от 20.01.2015 № Д28и-23 отмечается, что в случае проведения аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта не более пятнадцати миллионов рублей и если победителем такого аукциона признан участник закупки, предложение о цене контракта которого на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, такой участник закупки имеет возможность подтверждения исполнения контракта двумя способами:
– представить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ;
– предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Заметим, что в этом случае речь идет именно о разных способах, то есть о таких, которые не применяются одновременно. Иными словами, если участник закупки подтверждает свою добросовестность, ссылаясь на исполнение им контрактов в соответствии с положениями ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, это освобождает его от необходимости предоставлять обеспечение исполнения контракта в повышенном размере. Причем требование ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ установлено вне зависимости от способа обеспечения, а следовательно, оно применимо и в том случае, когда в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляется банковская гарантия.
Обратим внимание, что в судебной практике распространена правовая позиция, в соответствии с которой для надлежащего исполнения требований Закона № 44-ФЗ участнику закупки достаточно выполнить лишь одно из приведенных в ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ условий: предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ; либо информацию, подтверждающую добросовестность победителя аукциона. Иначе говоря, если участник закупки подтверждает свою добросовестность путем предоставления соответствующей информации, обеспечение исполнения контракта он предоставлять не обязан ни в повышенном, ни в обычном размере (постановления АС Северо-Западного округа от 08.08.2017 № Ф07-7306/17 и от 09.02.2016 № Ф07-4246/15, АС Западно-Сибирского округа от 06.06.2017 № Ф04-1499/17, АС Центрального округа от 09.06.2016 № Ф10-1606/16, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 № 14АП-6615/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 № 05АП-6567/17, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 № 19АП-5600/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 № 13АП-21286/16).
В таком истолковании норм Закона № 44-ФЗ можно усомниться, так как из положений ст.ст. 37, 96 этого федерального закона не следует, что подтверждение добросовестности участника закупки является одним из способов обеспечения исполнения контракта или освобождает участника закупки от необходимости предоставлять такое обеспечение. Часть 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ лишь указывает, что в случае, если НМЦК снижается на двадцать пять и более процентов, при предоставлении обеспечения исполнения контракта следует учитывать положения ст. 37 этого Закона, но не предусматривает, что в определенных случаях это обеспечение может не предоставляться вовсе.
Можно заметить, что не все судьи разделяют этот правовой подход. В некоторых случаях суды указывают, что из правового смысла положений ч. 3 ст. 70, ч.ч. 1, 4, 6 ст. 96 и ч. 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ в их системной взаимосвязи не следует возможность полного освобождения участника закупки от обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2016 № Ф02-5928/16). Такого же мнения придерживается и Минэкономразвития России (письмо от 03.07.2015 № Д28и-1902).
Однако во всяком случае у участника аукциона отсутствует обязанность предоставлять обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, если он подтвердил свою добросовестность в соответствии с правилами ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Это мнение разделяют и представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случаях, установленных ч. 6 ст. 96 и ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, участником закупки предоставляется полуторакратное обеспечение исполнения контракта либо обеспечение контракта в размере, указанном в документации о закупке, и информация о его добросовестности (смотрите письма от 21.08.2015 № Д28и-2430, от 18.08.2015 № Д28и-2496, от 07.10.2014 № Д28и-2112).
Следовательно, в рассматриваемом случае участник аукциона вправе предоставить банковскую гарантию на сумму, соответствующую размеру обеспечения исполнения контракта, который указан в извещении о проведении электронного аукциона и документации об этом аукционе, и подтвердить свою добросовестность путем ссылки на информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Предоставлять обеспечение исполнения контракта в повышенном размере он не обязан.
Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ