Обучение по контракту в вузах это как
Перейти к содержимому

Обучение по контракту в вузах это как

  • автор:

Обучение по контракту

Учеба по контракту представляет собой форму обучения, осуществляемую за средства физических или юридических лиц. В качестве первых выступает сам учащийся или его представители, а в качестве вторых – организации.

Данная форма называется платной или коммерческой. Обычно ее выбирают абитуриенты, не прошедшие на программы, финансируемые государством. Но спрос на качественную коммерческую подготовку растет.

Правовые основы платных учебных услуг регулируются статьей 101 Закона «Об образовании в РФ». В соответствии с документом, услуги, предоставляемые на бесплатной и коммерческой основе, должны оказываться одинаково.

Стоимость получения высшего образования определяется Вузом и различается в зависимости от специальности и формы обучения.

Для зачисления в образовательную организацию, нужно заключить договор и внести оплату. В документ вносится информация:

  • полные реквизиты учебной организации и данные представителя;
  • фамилия, имя и отчество заказчика и обучающегося;
  • стоимость договора и порядок оплаты;
  • данные лицензии на ведение деятельности;
  • сведения о программе подготовки;
  • сроки освоения программы;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения изменений в бумаги.

Повышение стоимости услуг после подписания бумаг неправомерно, за исключением поправки на инфляцию. Нарушение условий договора, задержка оплаты чреваты расторжением документа и отчислением.

Коммерческое отделение встречается на всех специальностях, уровнях и формах образования. При наличии хороших оценок, студент-платник может перевестись на бесплатное отделение.

Оплату разрешается вносить за счет средств материнского капитала или образовательного кредита:

  • Использовать маткапитал разрешается абитуриентам в возрасте до 25 лет. Документ может быть выдан после рождения любого ребенка в семье. Применить сертификат не удастся, если институт не имеет государственной аккредитации.
  • Образовательный кредит представляет собой вид целевого финансирования, когда банк перечисляет оплату Вузу. Такой заем субсидируется государством и выдается под пониженный процент с льготным периодом погашения (9 месяцев).

Порядок оказания услуг

Оказание платных услуг осуществляется на основании лицензии и свидетельства об аккредитации программ.

При использовании обучающимся академического отпуска в оплаченный период, срок действия договора продлевается на время нахождения в отпуске. При возобновлении учебы подписывается дополнительное соглашение с указанием новой цены на услуги, установленной на текущий год. Производится перерасчет.

При досрочном расторжении договора стоимость оплаты возвращается, кроме расходов, понесенных в целях исполнения обязательств. Возврат не осуществляется при отчислении с выпускного курса, когда услуги были оказаны полностью:

  • отчисление при невыходе на итоговую аттестацию;
  • отчисление при получении неудовлетворительно оценки.

Заказчик может потребовать возмещения убытков, связанных с несоблюдением сроков начала предоставления услуг или их недостатками.

Последние тенденции

Статистические исследования говорят о следующих тенденциях, наметившихся в платном образовании:

  • Растет число абитуриентов, предпочитающих учиться в престижном университете за плату. С дипломом хорошего Вуза легче найти высокооплачиваемую работу.
  • Престижные коммерческие университеты по качеству преподавания догнали и обогнали государственные.
  • Платников с высокими результатами госэкзаменов становится больше. Абитуриенты отказываются от бесплатных мест в посредственных институтах и выбирают коммерцию.
  • Имеется ряд профессий, на которые выделяется мало бесплатных мест. Среди таких специальностей: «Лингвистика», «Востоковедение», «Реклама и PR», «Искусствознание», «Сценические искусства». Больше всего финансируются технические, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные направления, сфера информационных и нанотехнологий.

Плюсы платного отделения

Контрактники обладают следующими преимуществами:

  • Пониженная конкуренция. Желающих поступить на бесплатное отделение больше, поэтому шансы на успех малы. Конкуренция у платников слабее.
  • Увеличенный период подачи документов. Прием документов на коммерческое отделение закрывается позже стандартной приемной кампании.
  • Возможность зачисления на престижную специальность, куда попасть на бесплатное отделение невозможно.
  • Невысокие требования. Для зачисления не требуются высокие баллы госэкзаменов.
  • Одинаковое качество преподавания. Студенты коммерческих и платных отделений учатся по одинаковым программам.
  • Повышенная ответственность. Контрактники должны оправдать вложенные средства. Отчисление грозит финансовыми потерями.
  • Есть возможность перевестись на бесплатную форму. Многие Вузы дают такой шанс при условии хороших оценок.
  • Наличие скидок. Ученикам дают скидки за участие в олимпиадах, наличие медалей.
  • Абитуриенты могут обучаться в частных университетах, среди которых есть престижные заведения.

Иногда поступающие подают документы на непопулярные бесплатные специальности, имеющие невысокий проходной балл. В результате выпускник не может найти работу по профессии и вынужден переучиваться. Учеба по коммерческому типу позволяет сделать осознанный выбор и овладеть желаемой специальностью. Это повышает шансы построить успешную карьеру.

Сравнение коммерческого и бесплатного обучения

Обе формы обучения имеют схожие черты:

  • Одинаковые права обучающихся. Обучающимся предоставляются скидки на проезд в общественном транспорте, льготные билеты в музеи и учреждения культуры. Молодым людям дают отсрочку от армии.
  • Равноценные дипломы. В дипломе не указывается, как происходило обучение.
  • Одинаковый учебный план, программа итоговой аттестации и качество подготовки.

Преимущества финансируемых государством мест:

  • отсутствие затрат;
  • хорошие шансы на прохождение в престижный университет с высокими ЕГЭ.

Абитуриент имеет право одновременно подать документы на бесплатную форму и с оплатой по договору. Это дает возможность «зарезервировать» платное место, пока не известны итоги общего конкурса.

Вопросы и ответы о контрактной форме обучения в ХНУРЭ

Вопросы и ответы о контрактной форме обучения в ХНУРЭ

Зачисление в ряды студентов высшего учебного заведения – всегда волнительный процесс, во время которого даже самые уверенные в себе выпускники начинают переживать, все ли они поняли и сделали правильно. Переживания «Поступлю-не поступлю» заставляют многих абитуриентов и их родителей принимать решение идти на контрактную форму обучения, просматривая стоимость обучения на разных специальностях, однако даже здесь возникает много вопросов, ответы на которые бывает не так легко найти.

Один из самых первых вопросов, которым задается абитуриент, выбравший обучение по контракту – «Где я могу узнать рейтинговые списки на контрактное обучение?».

Официально существует конкурс на поступление как для бюджетной формы обучения, так и для контрактной. Фактически же контрактных мест у университетов припасено гораздо больше чем бюджетных и поступить на них может любой желающий. Единственное ограничение, установленное как для бюджетной формы, так и для контрактной – количество баллов по каждому из предметов ВНО должно быть не менее 100.

Следующий популярный вопрос — «Как я узнаю, что я поступил на контракт?».

Ответом на него будет тот момент, когда будет заключен договор. При заключении договора обязательства на себя берут 3 стороны – Университет, Студент и Заказчик. В двух словах, Университет обязуется обеспечить образование Студенту, Студент обязуется выполнять программу обучения, Заказчик обязуется своевременно оплачивать затраты на обучение Студента. Т.о. следует, что ВУЗ не может не зачислить студента, который заключил с ним контракт.

Иногда возникает ситуация, когда абитуриент при подаче заявления уверенно указал в заявлении источником финансирования только государство, но после изучения списков рекомендованных к зачислению не нашел своего имени.

Сразу же возникает вопрос – «Как я могу поступить на контракт, если сам указал что претендую исключительно на бюджет?».

Здесь стоит сразу ответить, что если в рекомендованных к зачислению нет Вашего имени, то Вы не сможете поступить на бюджетную форму обучения. Ранее, когда были волны поступления, это было возможно, т.к. бюджетные места могли освободиться благодаря тому, что не все рекомендованные к зачислению абитуриенты поступали в ХНУРЭ. Сейчас же такие места переходят тем, кто поступает на льготных основаниях, либо и вовсе забираются государством обратно.

Для того, чтобы иметь основания на зачисление по контракту, в заявлении на поступление нужно выбрать один из вариантов:

«претендую на участь в конкурсі на місця державного та регіонального замовлення і на участь в конкурсі на місця за кошти фізичних та юридичних осіб, у випадку неотримання рекомендації за цією конкурсною пропозицією за державним або регіональним замовленням»;

«претендую на участь в конкурсі виключно на місця за кошти фізичних та юридичних осіб».

НО университет может принять на контрактное обучение даже тех абитуриентов, которые выбрали вариант «претендую на участь в конкурсі виключно на місця державного та регіонального замовлення».

После решения всех предыдущих вопросов у абитуриента возникает уже более узконаправленный вопрос – «Когда нужно подавать комплект оригиналов документов на платное обучение?».

Несмотря на то, что все предыдущие этапы вступительной кампании были идентичны для обеих форм обучения, период подачи пакета документов очень разнится для бюджета и контракта. Если для того, чтобы поступить на бюджетную форму обучения, нужно подать документы с 1 по 5 августа, то для контрактной этот период занимает целых два месяца – с 1 августа по 30 сентября!

Еще один, дополнительный вопрос возникает у иногородних абитуриентов — «Полагается ли мне общежитие, если я учусь на контрактной основе?».

В положении о студенческих общежитиях ХНУРЭ указано, что университет предоставляет места в общежитиях всем иногородним студентам, аспирантам, докторантам, слушателям подготовительного отделения дневной формы обучения. Для заочной формы обучения возможно только посуточное проживание на период сессии. Для общежития нет разницы, на каком обучении находится студент — бюджетном или контрактном.

Таким образом, поступление на контрактное обучение хоть и имеет свои особенности, но в целом гораздо более лояльно к абитуриентам.

Контрактники учатся в тех же группах, что и бюджетники, т.е. вместе. Преподаватели ХНУРЭ не делают различий для себя в студентах — ли они за обучение или нет, живут в отдельных квартирах или в общежитиях, добираются на такси или на общественном транспорте. В конце концов, и студенты видят в преподавателях ХНУРЭ прежде всего компетентных и профессиональных наставников, тех кто проведет их по неизвестным ранее наукам и дисциплинам, освещая новые понятия и термины.

Правила поступления на контракт в 2023 году

Согласно Порядку приема на обучение для получения высшего образования, поступление на контракт в 2023 году может происходить на основании национального мультипредметного теста, или творческого конкурса в учреждении высшего образования, или на основании рассмотрения мотивационных писем, или индивидуальных собеседований в зависимости от специальности.

Только результаты собеседования или рассмотрения мотивационных писем используются для конкурсного отбора абитуриентов на контракт по специальностям, определенным перечнем специальностей, которым предоставляется особая государственная поддержка.

Особенности подачи заявлений

При подаче заявлений на открытые и фиксированные конкурсные предложения абитуриенты обязательно указывают один из следующих вариантов:

  • «Претендую на участие в конкурсе на место государственного или регионального заказа и на участие в конкурсе на места за средства физических и/или юридических лиц в случае неполучения рекомендации по этому конкурсному предложению по государственному или региональному заказу»;
  • «Претендую на участие в конкурсе исключительно на места за средства физических и/или юридических лиц, уведомленный о невозможности перевода в рамках вступительной кампании на места государственного или регионального заказа».

При подаче заявлений на небюджетное конкурсное предложение абитуриентов предупреждают о невозможности перевода в рамках вступительной кампании на места государственного или регионального заказа, соответственно в заявлениях должны указать:

  • «Претендую на участие в конкурсе исключительно на места за средства физических и/или юридических лиц, уведомлен о невозможности перевода в рамках вступительной кампании на места государственного или регионального заказа».

Конкурсный балл

Конкурсный балл для поступления на контракт на основе полного среднего образования или степени младшего бакалавра определяют заведения высшего образования самостоятельно.

Но он не может быть менее 120 баллов для специальностей отраслей знаний «Право», «Публичное управление и администрирование», «Международные отношения», специальности «Фармация, промышленная фармация».

Для специальностей «Стоматология», «Медицина», «Педиатрия» отрасли знаний «Здравоохранение» конкурсный балл для поступления не может быть менее 150 баллов.

Сроки вступительной кампании

Регистрация заявлений на участие в собеседованиях и творческих конкурсах для поступления исключительно на контракт осуществляется до 18.00 25 июля 2023 года.

Собеседования и творческие конкурсы для таких абитуриентов проходят до 31 июля.

Предоставление рекомендаций к зачислению и публикация списка рекомендованных к зачислению на контракт на открытые и фиксированные конкурсные предложения осуществляются не ранее 09 августа.

Зачисление поступающих-контрактников происходит не позднее 30 августа.

Перевод на бюджетные места

Абитуриенты, зачисленные на контракт, при определенных условиях могут быть переведены на свободные бюджетные места.

Перевод на вакантные места государственного, регионального заказа лиц, зачисленных на обучение по контракту, происходит не позднее 18 августа.

Для получения оперативной информации о проведении вступительной кампании присоединяйтесь к каналу Вступ.ОСВІТА.UA в Telegram или страницам Абитуриент и Освіта.ua в Facebook

Учебный контракт для мотивации студента: что это такое и как его используют

Нет, это не договор о платном обучении, и он вообще не про деньги.

Кадр: фильм «Социальная сеть» / Columbia Pictures / Relativity Media

Анна Судейская

В некоторых странах довольно активно применяют learning contracts, то есть учебные контракты или учебные соглашения (перевод с английского на русский язык в нашей литературе пока разнится). Это договорённость между преподавателем и его студентами: участники учебного процесса обязуются соблюдать ряд правил и соглашаются с тем, как этот процесс организован. Предполагается, что благодаря такому документу удаётся избежать разногласий и мотивировать студентов проявлять большую самостоятельность в учёбе. Но так ли это на самом деле?

В этой статье разберёмся:

    и как они связаны с андрагогикой;
  • как сформулировать учебный контракт и кто его составляет;
  • связаны ли учебные контракты и контрактное оценивание;
  • какие преимущества и недостатки у учебных контрактов;
  • как одних они приводят к разочарованию, а других — к успеху.

Как появились учебные контракты

Учебные контракты появились в США в 1970-х. Они стали следствием, во-первых, зарождения идей о персонализированном обучении, во-вторых, концепции обучения на протяжении всей жизни, а в-третьих — андрагогики, науки об обучении взрослых. Неслучайно, что опыт внедрения и создания таких контрактов обобщил идеолог андрагогики, знаменитый американский педагог Малькольм Ноулз в 1980-х. В своей книге «Использование учебных контрактов» учёный признавался: идея таких контрактов витала в воздухе, и он не может утверждать, что не подслушал её у кого-то из коллег.

Контракт, объяснял Ноулз, учитывает и закрывает потребности обучения взрослых:

  • Потребность в знаниях. Человек должен понимать, зачем именно учится, какие преимущества он получит от учёбы. Подготовка учебного контракта становится своеобразным вызовом, который стимулирует человека подумать об этом.
  • Потребность в самостоятельности. Взрослые, считает Ноулз, нуждаются в самостоятельности, в том числе в обучении. Работа над контрактом помогает людям «присвоить» себе это обучение: вместе с преподавателями и наставниками определить, чему и как именно учиться, в какой последовательности это делать и с какими результатами.
  • Потребность в персонализации. Все люди учатся по-разному, и учебный контракт даёт возможность сделать обучение более гибким и персонализированным.
  • Потребность в готовности учиться. Взрослые учатся, когда им нужно достигнуть определённой цели, причём потребности редко возникают одновременно. Контракт помогает синхронизировать потребность и время учёбы.
  • Потребность в организации обучения вокруг жизненных задач. Обучение взрослых обычно сконцентрировано не вокруг темы курса, а вокруг проблем и задач, с которыми они постоянно сталкиваются. Контракты позволяют устанавливать учебные цели, в зависимости от потребностей конкретного человека.
  • Потребность во внутренней мотивации. В отличие от детей, взрослые в меньшей степени подвержены внешней мотивации, им, скорее, требуется развивать внутреннюю — и учебные контракты подталкивают их к этому.

Ноулз оговаривается — метод контрактов далеко не всегда эффективен.

Например, контракты, по его мнению, будут полезны в корпоративном обучении, в высшем и даже в школьном образовании, в определённых обстоятельствах (например, заочном, асинхронном или междисциплинарном обучении). А вот если нужно развить конкретный физический навык (к примеру, по работе с техникой) или речь идёт об обучении предмету, с которым человек плохо знаком, контракты будут не столь полезными.

Причина этого проста: когда человеку нужно освоить конкретный навык, например, работу на станке или умение орудовать скальпелем, ему нужно сосредоточиться на определённом действии — рефлексия ему вряд ли поможет. А если ученики совершенно незнакомы с предметом, то они вряд ли смогут верно обозначить учебные потребности, цели и прописать детальный план обучения.

В версии Ноулза контракт прописывает сам учащийся — по сути, он заключает договор с самим собой. Преподаватель, наставник или инструктор просто даёт рекомендации и проверяет такой контракт.

Какие бывают контракты и как они формируются

В своей книге Ноулз приводит типологию контрактов, предложенную одним из американских вузов:

  • Обзорный контракт (Survey contract) — для изучения содержания разных областей знания.
  • Методологический контракт (Methodological contract) — для исследования методов и способов мышления, характерных для одной или нескольких дисциплин.
  • Тематический контракт (Thematic contract) — для исследования различных тематических дисциплин.
  • Исследовательский контракт (Research contract) — для углублённого изучения проблемы, требующего обширной работы в лаборатории либо в «полевых» условиях.
  • Контракт по навыкам (Skill contract) — для приобретения навыков в таких областях, как искусство или иностранные языки.
  • Применяемый контракт (Applied contract) — для интеграции аудиторного и полевого опыта или теории и практики.
  • «Заочный» контракт (Off-campus study contract) — для обучения в другом колледже или университете, проведения исследования в специализированных институтах, для стажировки или проведения «полевого» проекта.

Независимо от обстоятельств, Ноулз в одном из примеров приводит пошаговую инструкцию для подготовки контракта. Он предлагает тем, кто учится:

  • Определить свою учебную потребность — то есть проанализировать, какие навыки и знания нужны для достижения целей и где есть пробелы. Чтобы точнее определить эти пробелы, учёный предлагал самостоятельно расписать модель компетенций .
  • Сформулировать учебные результаты — то есть определить, что именно нужно знать и уметь делать в результате обучения. Этот пункт учитывает именно результаты, а не процесс обучения. Причём прописать эти результаты нужно в ясных, понятных формулировках.
  • Подобрать стратегии и ресурсы — это всё, что поможет освоить нужный результат. Ресурсы необходимо соединить с результатами. Например, человек хочет повысить свою производительность, то есть выполнять ежедневно на 20% больше работы. Тогда ресурсы и стратегии будут включать поиск и изучение литературы по управлению своим временем, сбор советов от успешных коллег и руководителей, выбор лучших техник тайм-менеджмента, подготовку и реализацию собственного плана на неделю.
  • Формирование свидетельств — за этой формулировкой скрываются свидетельства того, что учащийся находится в процессе освоения целей. Ноулз приводит несколько примеров: для навыков таким свидетельством может быть их реальная или тестовая демонстрация, которую оценят наблюдатели, а для знаний — способность их продемонстрировать в письменном или устном виде (например, в эссе или на экзамене).
  • Подтверждение свидетельств — то есть критерии оценивания своего прогресса в достижении целей. Так, для области навыков это может быть скорость выполнения, гибкость, креативность, а для области знаний — глубина, ясность и полезность.
  • Согласование с консультантом. В примере консультантами могут выступать друзья, коллеги, преподаватели (понятно, что именно в учебной обстановке это скорее преподаватели или наставники). Согласование подразумевает получение обратной связи — понятно ли написан контракт, стоит ли его дополнить.
  • Исполнение контракта. Ноулз предостерегает, что у этого этапа есть особенность: в процессе учёбы взгляды на неё могут измениться, и если это произойдёт, то следует изменить и текст контракта.
  • Оценка. После выполнения контракта стоит подтвердить, действительно ли человек научился тому, чему собирался. На этом этапе Ноулз рекомендует самый простой шаг: проверить вместе с консультантом заполненную таблицу из пункта 4 и 5.

Конечно, не все контракты составляются по этим шагам, однако чаще всего современные преподаватели продолжают использовать рекомендации Ноулза.

Стоит сделать одну оговорку: учебный контракт не всегда означает план самого студента. Иногда так называют двусторонний документ — соглашение между преподавателем и учениками об оценивании в рамках курса. На английском оно называется термином grading contract (оценочный контракт или контракт по оцениванию), однако и термин learning contract (учебный контракт) тоже иногда используется как синоним. Такой договор составляют обычно преподаватели, хотя и обсуждают его условия со студентами.

Каковы плюсы и минусы учебных контрактов

Практики и теоретики приводят ряд полезных свойств учебных контрактов. Основной плюс заключается в персонализации — каждый студент ориентируется на собственные нужды и интересы. Второе ключевое преимущество — вовлечённость. Считается, что чем больше студенты планируют своё обучение, тем больше в него вовлекаются (но практика показывает, что это утверждение спорно).

Однако у учебных контрактов есть и несколько существенных недостатков. Во-первых, переход к модели, когда студент вуза или даже сотрудник в организации самостоятельно решает, что и как ему учить, для многих тяжёл. Большинство людей всё же привыкли к системе, когда всё решает преподаватель. Во-вторых, контракты не так-то просто составить — цели могут получиться размытыми или слишком амбициозными. Да и мотивация студентов также может хромать.

Для тех, кто учит, контракты означают иной подход к преподаванию — педагог или куратор принимают скорее роль фасилитатора, чем обычного носителя и транслятора знаний. Да и на работу со студентами уходит значительно больше времени: та же персонализация означает, что к каждому из них нужен индивидуальный подход.

Работают ли контракты на практике

«Я пообщался с большим числом студентов за первые пять недель, чем за последние пять лет. Я узнал больше об их индивидуальных предпочтениях в психологии, чем когда-либо. Я также узнал, что студенты крайне неуверенно делают выводы, принимают решения и делают выбор во всём, что влияет на их обучение. Это то, что всегда делалось за них», — так описал американский профессор Патрик Уайтхэд свои впечатления о попытке внедрить учебные контракты на практике.

От этой затеи Патрик в итоге отказался совсем — он пришёл к выводу, что контракты подойдут только очень мотивированным студентам. Лишь треть его учеников действительно интересовались учёбой самой по себе, для остальных же это было лишь средством достижения других целей. А большая часть просто искала способы избежать лишней нагрузки.

Однако есть и более позитивные примеры.

Контракты для отстающих

В одном из университетов США контракты заключили со студентами, которые плохо справились с первым экзаменом по инженерии. Часть из них пригласили на встречу с преподавателем, где предложили заключить персонализированный контракт.

С одной стороны, этот контракт предполагал долю автономности (студент сам прописывал цели и время на занятия), с другой — включал три обязательных условия:

  • обещание сдать все задания и прочесть нужную литературу;
  • обещание попросить о помощи в случае необходимости (этот же пункт включал встречи с преподавателем, частоту которых выбирали сами студенты);
  • контракт будет расторгнут, когда студент добьётся своей цели на следующем экзамене либо — если он решит, что не хочет его соблюдать, — когда уведомит об этом преподавателя.

Что получилось в результате этого эксперимента? Студенты, подписавшие контракт, чаще выполняли все задания курса, чем их однокурсники, однако меньше читали. Они также выделяли больше времени на выполнение домашних заданий и чаще посещали встречи с преподавателями.

Пожалуй, самым впечатляющим достижением стали результаты экзамена — большая часть «контрактников» значительно улучшила свои результаты. Хотя остальные отстающие (которые отказались от контракта или которым его не предлагали) тоже подтянулись, у подписавших контракт успех получился заметнее.

Правда, организаторы эксперимента признали: нельзя с уверенностью сказать, что именно контракты помогли студентам исправиться. Тем не менее они признали, что контракты вполне могли сыграть свою роль.

Контракт в гибридном обучении

Контракты по системе Ноулза попробовали в Падуанском университете (Италия) для студентов на курсе менеджмента в сфере образования. Участие в эксперименте приняли 37 студентов в возрасте от 24 до 54 лет, большая часть их них были действующими педагогами. Причём некоторые приходили на очные занятия в аудиторию, а часть занималась онлайн. Внедрение контракта в вузе разделили на три этапа:

  • Определение пробела в знаниях и навыках. Преподаватели заранее подготовили список образовательных результатов, а студентов попросили оценить свою степень знакомства или овладения соответствующим предметом по шкале от 1 до 4 с помощью онлайн-опроса в LMS.
  • Презентация. Тут студентам подробно объяснили, что представляют учебные контракты, зачем они нужны и как с ними работать. В том числе им предложили два онлайн-видео: с объяснениями теории и с практическим примером составления контракта.
  • Создание контракта. Студенты самостоятельно заполняли форму, а при необходимости могли обратиться к преподавателю, куратору или сокурсникам (через студенческий форум). Причём контракты публиковались онлайн, и на протяжении курса студенты могли вносить в них исправления.

В конце курса студенты прошли опрос и высказались, что они думают о системе контрактов. Результаты получились неоднозначными: для кого-то контракты стали отличной рефлексивной практикой, возможностью подумать о том, как именно они учатся, но для некоторых это задание было слишком сложным.

При этом 15% студентов поделились, что им не хватило времени на полноценную работу с контрактом в течение курса, а 20% сообщили, что хотели бы иметь побольше времени на подготовку этого документа.

А ещё контракты постоянно меняли: исследователи подсчитали, что в среднем за три месяца каждый студент внёс около 213 изменений в свой контракт.

В целом же, хотя контракты и оказались практикой «не для всех», большинство студентов отнеслось к ним добросовестно, можно сказать, что они посмотрели на собственное обучение новым взглядом.

Контракт от преподавателя

Бывают и случаи, когда контракты упрощают до нескольких стандартных пунктов — и пишет их преподаватель. Например, лектор Лондонского университета королевы Марии Равшанбек Отоджанов предложил студентам просто подписать подготовленный им документ.

Он включал такие пункты, как «Я буду приходить на лекции вовремя», «Я буду задавать вопросы, если мне что-то непонятно», «Я буду выполнять домашние задания». Равшанбек предложил студентам заполнить опросник в конце курса (участие в опросе приняли 279 человек) и включил туда вопросы о контракте. Например, он предложил им оценить утверждения «Я полностью следовал условиям контракта», «Я занимался и прилагал усилия для изучения каждого модуля».

Результаты тоже получились противоречивыми. Преподаватель обнаружил, что соглашение позитивно повлияло на учебное поведение в целом: студенты действительно старались соблюдать его условия и прикладывать максимум усилий. С другой стороны, данные опроса показали, что внутренней мотивации студентам контракт не прибавил — утверждение «Учебный контракт мотивировал меня учиться сильнее» получило низкие отметки.

К слову, контракты используют не только в высшем образовании (таких описанных примеров объективно больше), но и в школьном, и в корпоративном обучении. Вероятно, они могут сработать, если студенты достаточно мотивированы, а у преподавателей достаточно ресурсов для их внедрения.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *