Когда был подписан договор о создании евразийского экономического союза
Перейти к содержимому

Когда был подписан договор о создании евразийского экономического союза

  • автор:

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества

Подписан 10 октября 2000 года в Астане Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Кыргызской Республики Аскаром Акаевым, Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,

движимые стремлением обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;

исполненные решимости повышать эффективность взаимодействия в целях развития процессов интеграции между ними и углублять взаимное сотрудничество в различных областях;

осознавая необходимость координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;

выражая готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

подтверждая свою приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также общепризнанным принципам и нормам международного права,

договорились о следующем:

Учреждение международной организации

Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее – ЕврАзЭС или Сообщество).

ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.

ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.

Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договаривающимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:

Межгосударственный Совет (Межгоссовет);

Межпарламентская Ассамблея (МПА);

Решение о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, принимается Межгоссоветом.

Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года.

Порядок председательства в других органах Сообщества определяется соответствующими положениями.

Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества.

Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.

Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.

Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое утверждается Межгоссоветом на уровне глав государств-участников ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.

1. Основные задачи Интеграционного Комитета:

обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;

контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

В целях выполнения своих задач Интеграционный Комитет:

принимает решения в пределах полномочий, определенных настоящим Договором, а также делегированных ему Межгосударственным Советом;

ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, отчет о своей деятельности, а также об исполнении бюджета ЕврАзЭС;

рассматривает меры, направленные на достижение целей Сообщества, в том числе заключение соответствующих договоров и проведение Договаривающимися Сторонами единой политики по конкретным вопросам и готовит соответствующие предложения;

имеет право обращаться с рекомендациями в Межгоссовет, с рекомендациями и запросами в Межпарламентскую Ассамблею и правительства Договаривающихся Сторон, с запросами в Суд Сообщества.

2. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.

Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.

3. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.

Секретариат формируется из числа граждан государств-участников на квотной основе с учетом долевых взносов Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества и лиц, нанимаемых по контракту.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какой бы то ни было Договаривающейся Стороны или власти, посторонней для Сообщества. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.

Договаривающиеся Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Функции и порядок работы Интеграционного Комитета определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.

Межпарламентская Ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.

Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон.

Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий:

разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом;

принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства;

может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к Интеграционному Комитету и парламентам Договаривающихся Сторон, с запросами к Суду Сообщества.

Положение о Межпарламентской Ассамблее утверждается Межгосударственным Советом.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения.

Суд Сообщества формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.

Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.

Прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из настоящего Договора и других, действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.

Любая Договаривающаяся Сторона вправе выйти из состава ЕврАзЭС, предварительно урегулировав свои обязательства перед Сообществом и его членами и направив в Интеграционный Комитет официальное уведомление о выходе из настоящего Договора не позднее, чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Прекращение членства наступает в текущем бюджетном году, если уведомление направлено до принятия бюджета Сообщества на следующий бюджетный год. Если уведомление направлено после принятия бюджета на следующий год, то прекращение членства наступает в этом следующем бюджетном году.

Участие в работе органов ЕврАзЭС Договаривающейся Стороны, нарушающей положения настоящего Договора и/или договоров, действующих в рамках Сообщества, может быть приостановлено решением Межгоссовета. Если эта Договаривающаяся Сторона продолжает нарушать свои обязательства, Межгоссовет может принять решение о ее исключении из Сообщества с даты, которую определяет сам Межгоссовет.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться любому государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации в случае обращения с соответствующей просьбой.

Решения о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимаются Межгосударственным Советом.

ЕврАзЭС пользуется на территории каждой Договаривающейся Стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач.

ЕврАзЭС может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.

ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может, в частности:

—приобретать имущество и распоряжаться им;

—выступать в суде;

—открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Местом нахождения Интеграционного Комитета являются город Алматы (Республика Казахстан) и город Москва (Российская Федерация).

Местом нахождения Межпарламентской Ассамблеи является город Санкт-Петербург (Российская Федерация).

Местом нахождения Суда Сообщества является город Минск (Республика Беларусь).

По решению Межгосударственного Совета в государствах-членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного Комитета.

Порядок принятия решений

Межгосударственный Совет принимает все решения консенсусом, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которые принимаются по принципу «консенсус минус голос заинтересованной Договаривающейся Стороны».

В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. В случае, если за принятие решения проголосовали четыре Договаривающиеся Стороны, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов, то вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета. Количество голосов каждой из Договаривающихся Сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет:

Республика Беларусь– 20 голосов;

Республика Казахстан – 20 голосов;

Кыргызская Республика – 10 голосов;

Российская Федерация – 40 голосов;

Республика Таджикистан -– 10 голосов.

Решения органов ЕврАзЭС исполняются Договаривающимися Сторонами путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств Договаривающихся Сторон по реализации настоящего Договора, других действующих в рамках Сообщества договоров и решений органов ЕврАзЭС осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции.

Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС осуществляется за счет бюджета Сообщества.

Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами-членами и утверждается Межгоссоветом.

Бюджет Сообщества не может иметь дефицит.

Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов Договаривающихся Сторон согласно следующей шкале:

Республика Казахстан – 20%;

Кыргызская Республика – 10%;

Российская Федерация – 40 %;

Республика Таджикистан – 10%.

Средства бюджета Сообщества направляются на:

финансирование деятельности органов ЕврАзЭС;

финансирование совместных мероприятий Договаривающихся Сторон, проводимых в рамках Сообщества;

другие цели, не противоречащие положениям настоящего Договора.

В случае, если задолженность одной из Договаривающихся Сторон перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму, эквивалентную ее годичному долевому взносу, решением Межгосударственного Совета она может быть лишена права голосования в органах Сообщества до полного погашения задолженности. Принадлежавшие ей голоса распределяются между остальными Договаривающимися Сторонами пропорционально их взносам в бюджет Сообщества.

Привилегии и иммунитеты

Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных настоящим Договором и договорами, действующими в рамках ЕврАзЭС.

Объем привилегий и иммунитетов Сообщества и его должностных лиц, персонала Секретариата и Представительств Интеграционного Комитета, а также Постпредов Договаривающихся Сторон при Сообществе определяется отдельными документами.

Рабочим языком ЕврАзЭС является русский язык.

Срок действия и вступление в силу

Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.

Настоящий Договор подлежит ратификации Договаривающимися Сторонами и вступает в силу с даты сдачи депозитарию, которым является Интеграционный Комитет, последнего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Стороны, в случае необходимости, приводят свое национальное законодательство в соответствие с положениями настоящего Договора.

Изменения и дополнения

В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются Договаривающимися Сторонами отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава ООН подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Астана «10» октября 2000 года в одном экземпляре на белорусском, казахском, кыргызском, русском и таджикском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий по тексту настоящего Договора Договаривающиеся Стороны будут использовать текст на русском языке.

Подлинный экземпляр Договора хранится в Интеграционном Комитете, который направит каждой Договаривающейся Стороне его заверенную копию.

Договор о ЕАЭС: от «эпохального события» до «катастрофы»

Президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент России Владимир Путин (слева направо) после церемонии подписания совместных документов о создании Евразийского экономического союза. Астана, 29 мая 2014 года.

Главы Казахстана, России и Беларуси подписали в Астане договор о создании Евразийского экономического союза. Сторонники объединения называют это историческим событием, противники усматривают в союзе угрозу независимости Казахстана.

В промозглый, сырой день, когда столбик термометра в Астане едва поднялся выше девяти градусов по Цельсию, в центре столицы было особенно немноголюдно. Дело не только в прохладной для конца мая погоде. Вокруг Дворца Независимости было множество сотрудников силовых структур. По периметру здания, где заседал Высший Евразийский экономический совет, выставлено полицейское оцепление, через которое беспрепятственно проходят лишь прибывающие политики и сопровождающие их люди, а также аккредитованные журналисты.

Именно здесь произошло событие, оценки которому в казахстанском обществе полярны. Договор, согласно которому к январю 2015 года трехсторонний Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси превратится в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), одни считают эпохальным событием, другие — потерей незавимости страны, катастрофой.

Провластные СМИ говорят о новой, более высокой ступени интеграции, благодаря которой страны получат общий рынок на огромном пространстве с населением более 170 миллионов человек. При этом журналисты подмечают, что идея евразийской интеграции изначально принадлежала Нурсултану Назарбаеву. И вновь подчеркивают, что речь идет не о воссоздании СССР, а лишь об использовании интеграционных преимуществ.

Голос немногочисленных оппозиционных СМИ, критикующих вхождение Казахстана в ЕАЭС и видящих за этой интеграцией угрозу независимости страны, тонет в общем хоре славословий в адрес союза. Дни до подписания договора отмечены давлением на гражданских активистов, выступающих против Евразийского союза. Несколько акций протеста, планировавшихся на этот день, были сорваны после задержаний и арестов.

Читайте также на эту тему: Давление на выступающих против ЕАЭС усиливается

С высоких трибун заседания звучат громкие заявления. Подписание договора Назарбаев называл значимым событием в «великой летописи дружбы, добрососедства и взаимной поддержки».

— Договор получился, я считаю, взвешенным, грамотным, учитывающим интересы всех наших государств. Работа была проведена огромная, споры были достаточными, и достигнут консенсус, — сказал Назарбаев на заседании в Астане.

Президент России Владимир Путин (в центре) на подписании в Астане договора о создании Евразийского экономического союза. 29 мая 2014 года.

Объединение, которое участники называют экономическим, по мнению западных аналитиков, скорее политический проект Москвы, пытающейся усилить свои позиции на постсоветском пространстве через включение в орбиту своего влияния других республик бывшего СССР. На встрече в Астане поднимался вопрос о скором вхождении в Евразийский экономический союз Кыргызстана и Армении.

Во время заседания в расширенном составе президент Армении Серж Саргсян заявил, что основные документы для присоединения Еревана к Таможенному союзу будут готовы в ближайшие дни. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сказал, что его страна, наверное, не сможет «так быстро», как Армения, принять и ратифицировать документы для вступления в союз, но надеется «встретить Новый год в Евразийском союзе».

После церемонии подписания договора о ЕАЭС участники церемонии ушли на торжественный прием в новый столичный театр «Астана Опера».

Дворец Независимости опустел. На следующий день здесь откроется выставка «1937: Жоқтау» — в память о жертвах тоталитарной системы в годы, когда Казахстан был частью СССР.

Вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

1 января вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также станут Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза.

Справка:

Органы Союза:

Высший совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Межправительственный совет – орган Союза, в состав которого входят Премьер-министры государств-членов, рассматривающий стратегически важные вопросы развития евразийской экономической интеграции.

Суд ЕАЭС – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.

Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.

Основные функциональные новеллы Договора о ЕАЭС в сравнении с этапами ТС и ЕЭП:

Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Документ предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а общего рынка углеводородов – к 2025 году.

Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники).

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта.

Достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе, в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.

Договор о ЕАЭС предполагает, что с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начнет функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект.

Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета 23 декабря 2014 года утверждены списки секторов услуг, в которых начнет функционировать единый рынок с 1 января 2015 года. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в список услуг могут быть включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также не применяются количественные и инвестиционные ограничения.

С 1 января 2015 года на территориях Беларуси, Казахстана и России начнет функционировать общий рынок труда; будет реализована свобода передвижения рабочей силы. Граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях: трудящимся государств-членов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов будет производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность применения национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза. (Речь идет, в первую очередь, о бесплатном оказании услуг по скорой медицинской помощи).

Что касается пенсий, в Договор о ЕАЭС заложено обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице Союза. В настоящее время ЕЭК совместно со Сторонами работает над Договором о пенсионном обеспечении, который вступит в силу уже после 2015 года.

Назарбаев, Лукашенко и Путин создали экономический союз

Президенты Назарбаев, Лукашенко, Путин

Лидеры России, Казахстана и Белоруссии подписали в Астане Договор о создании Евразийского экономического союза. Три постсоветские страны, таким образом, хотят выйти на более высокий уровень интеграции. Союз, по плану, заработает с 1 января 2015 года.

Задуманный общий рынок с населением в 170 млн. человек, по идее создателей, должен обеспечить условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Авторство идеи евроазиатской интеграции, как напомнил всем президент России Владимир Путин, принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил накануне, что договор является неким компромиссом. По его мнению, он – не совсем тот, на который рассчитывали в Минске.

Ранее российский президент Владимир Путин на экономическом форуме в Петербурге заявил, что ЕАЭС — исключительно экономический проект и ни в коей мере не является новой версией "советской империи".

Договор открыт для других стран, которые пожелают присоединиться к ЕАЭС.

Долой барьеры?

Высший Евразийский экономический совет провел в Астане заседание в узком составе.

Итог этого заседания, в котором участвовали президенты Казахстана, Белоруссии и России, стал ожидаемым. Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко и Владимир Путин скрепили своими подписями Договор о создании Евразийского экономического союза.

ЕАЭС получил путевку в жизнь на встрече трех президентов в Астане

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Реклама подкастов

Президент Назарбаев счел документ "взвешенным и грамотным, учитывающим интересы всех государств". По словам казахстанского лидера, в нем зафиксированы "принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважение особенностей политического устройства государств-членов Союза".

Теперь, подчеркнул Назарбаев, ЕАЭС должен продемонстрировать свою жизнеспособность всему миру.

По мнению Владимира Путина, подписание договора — эпохальное событие. Президент России пообещал, что договор будет работать на "универсальных прозрачных принципах", а граждане стран "тройки" получат право на свободный труд в любом государстве ЕАЭС без оформления специальных разрешений.

Белорусский лидер Александр Лукашенко назвал ЕАЭС дружеским союзом, а вовсе не воссозданием "советской империи", как утверждали критики идеи. Он посетовал, что критикуют новое объединение не только на Западе, но и "в так называемом ближнем зарубежье". К критикам он причислил и "государственных чиновников, особенно либеральных взглядов".

О создании валютного союза речь пока не идет, отметил Лукашенко. Он видит новое объединение не только экономическим союзом. ЕАЭС станет основой политического, военного и гуманитарного единства трех стран, полагает президент Белоруссии.

Накануне подписания помощник президента России Юрий Ушаков рассказал об основных параметрах договора.

В первой части определены цели и задачи организации, закреплен ее международный статус. Вторая часть описывает механизмы экономического взаимодействия, фиксирует обязательства сторон по отраслевым направлениям интеграции. Интеграция энергетических рынков, координация в области электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов составили отдельный блок в договоре.

Органы управления ЕАЭС рассредоточатся по трем столицам. Штаб-квартира экономической комиссии будет находиться в Москве, суд – в Минске, а финансовый регулятор – в Алма-Ате.

Общий рынок и ЕС глазами Путина

Президент Путин подчеркнул в Астане, что союз "обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *