Бюджет России на 2023 год в цифрах: доходы и расходы, ВВП, инфляция
В сентябре правительство представило на рассмотрение в Госдуму проект федерального бюджета на 2023 год и плановые 2024–2025 годы. Главный финансовый документ страны создавался на основе социально-экономического прогноза на грядущую трехлетку с учетом возможных рисков, внешних и внутренних факторов. Подробнее об основных цифрах рассказывают в своем материале «Известия».
Доходы и расходы бюджета РФ – 2023
По прогнозам властей, доходы в 2023 году могут составить 26,13 трлн рублей, в то время как расходы — 29,056 трлн рублей. Таким образом, бюджет в грядущем году станет дефицитным.
Побороть дефицит планируют за счет заимствований. Как указал председатель правительства РФ Михаил Мишустин в ходе заседания кабмина по бюджетным проектировкам, Минфин уже выпустил девятилетний список облигаций федерального займа. Итоговый спрос на выпущенные бумаги почти в 2,5 раза превысил предложение.
Кроме того, уравновесить бюджет поможет 1 трлн рублей, направленных Фондом национального благосостояния (ФНБ) на финансирование расходов. Средства в том числе пойдут на соцподдержку россиян, закрытие долговых обязательств и предоставление бюджетных кредитов регионам.
Наибольшую долю в доходах России занимают нефтегазовые доходы, которые прогнозируются на уровне 8,939 трлн рублей и составляют 34% от общих доходов. Остальные доходы заложены в размере 17,191 трлн рублей. Из них НДС — 6,968 трлн рублей (27% от общих доходов), импортный налог на добавленную стоимость — 3,449 трлн рублей (13%), налог на прибыль — 1,632 трлн рублей (6%).
Среди статей расходов главенствующей остается социальная политика, на которую планируется выделить 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема. Второе место занимает национальная оборона, на которую выделено 4,98 трлн рублей, или 17% от бюджетных трат. На национальную безопасность и деятельность правоохранительных органов отведено 4,417 трлн рублей (15% среди расходов). Следом идут расходы на экономические аспекты, составляющие 3,514 трлн рублей, или 12% от общих расходов. На пятой позиции в списке расходов оказались общегосударственные вопросы, на которые планируют потратить 1,994 трлн рублей, или 6%.
«Известия» ранее рассказывали, как изменились расходы на оборону, заложенные в проекте бюджета, в связи с проведением российской спецоперации по защите Донбасса.
ВВП в бюджете РФ – 2023
Показатель ВВП в 2023 году прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей. Следовательно, дефицит казны составит 2%. В 2024 году дефицит бюджета планируется на уровне 1,4% ВВП, а в 2025-м — 0,7% ВВП.
Нефтегазовые доходы по отношению к ВВП снизятся примерно на 3%. К 2025 году они должны составить 5%, в то время как по состоянию на 2022 год это 8% к ВВП.
Инфляция в бюджете РФ – 2023
Прогноз на инфляцию к концу 2022 года предполагает рост цен в среднем на 12,4%. Центробанк РФ с помощью кредитно-денежной политики рассчитывает снизить этот показатель до 5–7% в 2023 году и вернуться к 4% в 2024 и 2025 годах.
Курс доллара в бюджете РФ – 2023
Значительного повышения курса доллара в годовом выражении власти не прогнозируют. Предполагается, что в последующие три года курс будет варьироваться от 68 до 72 рублей, а именно 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024-м и 72,2 рубля — в 2025 году. В проекте бюджета уточняется, что при этом «в реальном эффективном выражении» значительных колебаний курса не предвидится.
Импорт и экспорт в бюджете РФ – 2023
При создании документа эксперты учли тенденции к сокращению импорта на фоне рестрикций и разрыва логистических цепочек и частичное сжатие экспортных рынков. При этом предполагается, что перестройка логистических маршрутов позволит в будущем восстановить показатели.
В целом проект бюджета рисует сценарий, при котором падение российской экономики на 2,9% в 2022 году вернется к ежегодному росту на уровне 2,6% в 2024–2025 годах.
При планировании бюджета закладывалось влияние таких факторов, как сохранение действующих санкций против РФ, замедление темпов роста мирового ВВП и его возврат к допандемийному уровню и повышенный мировой инфляционный фон. При этом аналитики допускают, что ситуация может измениться и цифры бюджета в таком случае будут пересчитаны. Недавно проект прошел экспертизу в профильных комитетах и Счетной палате и в него еще будут вноситься корректировки.
Правительство засекретило четверть всех расходов России на 2023 год (это рекорд) Мы не знаем, на что потратят шесть с половиной триллионов рублей — но, вероятно, это война и аннексия
Один из главных вопросов к проекту бюджета на 2023 год — из каких ресурсов правительство РФ намерено финансировать войну и содержать аннексированные украинские территории. Ответ, вероятно, кроется в закрытой части бюджетных расходов. По расчетам «Медузы», власти решили засекретить рекордный объем трат: мы не знаем точно, на что зарезервирована почти четверть всех расходов. В денежном выражении речь о более чем шести с половиной триллионах рублей. Значительная часть суммы — расходы, связанные с «военными» статьями: национальной обороной и безопасностью.
Закрытые расходы вырастут в 2023 году более чем на 2,8 триллиона рублей. Засекреченная часть бюджета рекордно велика
Правительство РФ 28 сентября внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов. Это первый бюджет, который принимается в условиях полномасштабной войны России с Украиной и аннексии украинских регионов (хотя уже после «присоединения» Москва потеряла часть оккупированных территорий в результате наступления Киева). Документу еще предстоит пройти утверждение обеими палатами парламента, после чего его подпишет Владимир Путин. Но судить об основных параметрах бюджета на 2023 год можно уже сейчас.
Один из главных вопросов, на который должен был дать ответ правительственный проект, — из каких средств государство планирует финансировать войну и содержать четыре новых аннексированных субъекта РФ. Министр финансов Антон Силуанов 3 октября подтвердил, что ресурсы на восстановление самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей Украины, которые Кремль теперь считает территорией РФ, уже заложены в бюджете. Ранее чиновник подчеркивал, что правительство не планирует раскрывать объем расходов на войну, именуемую властями «специальной военной операцией».
Вероятно, ответ на вопрос кроется в «беспрецедентной» по масштабу закрытой части расходов, запланированных в проекте на следующий год. В совокупности, по расчетам «Медузы» (с ними также совпадают расчеты Bloomberg и «Ведомостей»), в 2023 году на секретные и сверхсекретные статьи расходов придется 6,58 триллиона рублей, или 22,66% всех расходов федерального бюджета
Это сразу на 2,8 триллиона рублей больше, чем в бюджете 2022 года, доля закрытых расходов в котором составила меньше 16%. А предыдущего пика — 21% — секретные траты государства достигали в 2015 году.
Разделение на открытую и секретную часть есть не во всех разделах и подразделах: некоторые (например, «Функционирование президента РФ») полностью открыты, некоторые (например, «Ядерно-оружейный комплекс») — напротив, полностью засекречены.
Бюджет и поправки к нему принимаются отдельными федеральными законами. В этих законах есть приложения с подробной постатейной разбивкой расходов по отдельным ведомствам, государственным программам и направлениям. Часть этих приложений никогда не публикуют из-за грифов «секретно» и «совершенно секретно» .
При этом власти предъявляют некоторые обобщенные показатели, которые дают представление о секретных расходах, но не позволяют их детализировать. При внесении законопроекта о бюджете в Госдуму публикуется пояснительная записка и приложения — там можно найти сведения обо всех расходах по отдельным разделам и подразделам, то есть открытой и секретной частей в сумме.
Соответственно, чтобы получить представление о закрытой части проекта бюджета, нужно вычесть из общих расходов (в приложении к пояснительной записке) открытую часть (в приложении к законопроекту). Если предположить, что в пояснительной записке нет ошибок, разница будет представлять собой секретные статьи расходов по конкретным разделам и подразделам с точностью до 0,1 миллиона рублей.
В 2023 году резко вырастут закрытые расходы на национальную оборону и безопасность. Мы не знаем, как расходуются почти три четверти денег, направляемых на «оборонные» цели
Закрытая часть расходов по разделу «Национальная оборона» , из которого, вероятно, как минимум частично финансируется война, в проекте бюджета на 2023 год выросла на 1,36 триллиона рублей, а ее доля к общим расходам по этому разделу увеличилась с 65 до 73% .
Такой скачок случился в первую очередь из-за резкого роста закрытых расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны» — с 295,7 миллиона рублей в проекте 2022 года до 1,77 триллиона в 2023-м.
При этом многие другие секретные статьи расходов в разделе сократились даже в номинальном выражении (без учета инфляции). Например, закрытые расходы по подразделу «Вооруженные силы РФ» сократились с 1,53 триллиона рублей в 2022 году до 1,42 триллиона в 2023-м .
Существенно выросла и закрытая часть расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: с 1,18 триллиона рублей в 2022 году до 2,61 триллиона в 2023-м. Рост произошел в первую очередь из-за подраздела с похожим названием — «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности». Он расширил засекреченную часть с 478,4 миллиона рублей до 1,87 триллиона рублей. Закрытые расходы в других подразделах остались примерно на прежнем уровне.
Госдума утвердила сокращение расходов на экономику и рекордный рост финансирования армии, полиции и спецслужб
duma.gov.ru
Государственная дума на пленарном заседании во вторник утвердила во втором, основном чтении проект закона о федеральном бюджете на 2023-25 гг.
Согласно документу, в следующем году правительство РФ намерено собрать 26,13 трлн рублей налогов — на 1,56 трлн меньше, чем в 2022-м. Расходы при этом увеличатся на 49 млрд рублей, до 29,055 трлн. В результате в бюджете образуется дефицит в размере 2,925 трлн рублей.
Треть всех расходов российские власти направят на финансирование брошенной на войну с Украиной армии, а также внутренних силовых структур, которым предстоит обеспечить которым предстоит обеспечить «стабильность» режима в условиях мобилизации и падения уровня жизни.
Расходы по статье «национальная оборона» увеличатся до 4,981 трлн рублей — на 43% по сравнению с суммой, заложенный в 3-летний бюджет, принятый год назад.
По статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», куда зашиты бюджеты МВД, Росгвардии, спецслужб, Следственного комитета, прокуратуры и системы ФСИН, правительство потратит 4,417 трлн рублей. По сравнению с 2022 годом расходы вырастут в 1,5 раза — беспрецедентную величину за все время доступной статистики (с 2006 года). Предыдущий рекорд был установлен в 2012 году: тогда в ответ на протесты на Болотной финансирование силовиков увеличили на 46%.
Чтобы оплатить растущий «счет» за войну и резко увеличить финансирование репрессивного аппарата, власти пожертвуют поддержкой экономики.
Расходы по статье «национальная экономика» в 2023 году будут урезаны почти на 20% по сравнению с суммой, заложенной в уточненную роспись бюджета-2022, — с 4,317 до 3,514 трлн рублей.
«Под нож» пойдут почти все ключевые проекты экономического развития. Финансирование госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2023 году сокращается на 30% — с 648,3 до 457,8 млрд рублей.
Госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» сжимается на 18% — с 169,6 до 138,2 млрд рублей.
Расходы по госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» уменьшаются на 29% — с 5,236 до 3,715 млрд рублей. Госпрограмма «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» теряет 27% финансирования — 81,2 млрд рублей против 111,3 млрд.
Финансирование строительства дорог, заложенное в госпрограмму «Развитие транспортной системы», уменьшается на 26% — с 1,653 трлн рублей до 1,229 трлн.
Резко — на 30% — подорожает для налогоплательщиков содержание президента Владимира Путина. Расходы бюджета на «функционирование» главы государства и его администрации составят 19,131 млрд рублей. Ассигнования на аппарат правительства увеличатся на 5%, до 9,345 млрд рублей. Содержание Совета Федерации станет дороже на 10%, до 7,471 млрд рублей, Государственной Думы — на 9%, до 13,986 млрд рублей.
Бюджет на предстоящие три года «самый сложный» за три десятилетия, что в Думе работает бюджетный комитет, говорил в октябре его глава единорос Андрей Макаров. «В 90-е даже, когда мы рассматривали (бюджет) и денег было значительно меньше, чем сейчас, но все-таки по тем задачам, которые стояли, наверное, это действительно самый сложный документ о бюджете», — говорил Макаров.
На заседании в среду, где обсуждался бюджет, Макаров почувствовал себя плохо, сообщил РИА Новости источник в нижней палате парламента.
Что нужно знать о бюджете на 2023 год. Разбираемся в цифрах
Власти приняли закон о федеральном бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 годы.
В основу бюджета, как и прежде, лег прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Он предусматривает, что после падения на 2,9% в 2022 году в 2024–2025 годах российская экономика вернется к росту на уровне 2,6% в год. При этом мировой ВВП продемонстрирует резкое замедление, мировая инфляция останется повышенной, а санкции сохранятся, что приведет к сокращению отечественного импорта и сжатию экспортных рынков.
Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.
Что такое федеральный бюджет?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.
Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.
Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2023 год?
При подготовке бюджета на 2022 год власти предполагали, что и в текущем, и в следующем году он будет профицитным. Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным.
Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно.
При этом в процентном отношении траты составят 19,4% к объему ВВП, который прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей.
Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей.
Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.
Что означает дефицит бюджета? Это плохо?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, в 2022 году, по предварительным оценкам, — 0,9% ВВП, и в 2023 году дефицит планируется на уровне 2% ВВП. Ожидается, что он будет постепенно сокращаться — до 0,7% ВВП в 2025 году.
Что будет с государственным долгом?
В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. И по итогам того года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
В 2022 году он, по предварительным оценкам, вырос до 23,407 трлн рублей, или 16% ВВП. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024–2025 годах соответственно.
Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Оно в текущем году составит 16%, а следующие годы будет оставаться около 17–20%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.
Какой будет инфляция?
Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 12,4%.
ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценке, в сентябре 2022 года ее годовой показатель составил 14,1% — после 15,1% в июле, в 2023 году он должен снизиться до 5–7% и вернуться к 4% в 2024 году. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.
Чего ждать от курса рубля?
По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 68–72 рублей. В среднем 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024 году и 72,2 рубля — в 2025 году.
При этом "в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным".
Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько, как ожидается, будет стоить нефть?
В 2023 году нефтегазовые доходы составят 8,939 трлн рублей, ненефтегазовые — 17,191 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 34,2%.
При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 8% в 2022 году до 5% в 2025 году. Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 30,3% в 2025 году.
Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $70,1 за баррель в 2023 году и $67,5 и $65 в 2024–2025 годах соответственно. В 2020 году российская нефть стоила в среднем $41,73 за баррель, $69,1 — в 2021 году и, как предполагает проект федерального бюджета, $80 в 2022 году.
Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ с учетом стран СНГ в 2023 году составит $592,2 за тыс. куб. м.
Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 6,968 трлн рублей, а импортного — 3,449 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,632 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,108 трлн рублей, импортные — 137,4 млрд. На НДФЛ придется 153,4 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 746,2 млрд рублей.
Каким будет ФНБ? Средства из него будут на что-нибудь тратить?
Объем ФНБ на 1 сентября 2022 года составил 11,869 трлн рублей, или 8,9% ВВП, а к концу 2024 года его объем, предположительно, составит 5,947 трлн рублей.
Следующие три года власти планируют направлять средства из фонда на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и на инвестиционные проекты. Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита.
И как государство собирается тратить деньги?
Бюджет на 2023–2025 годы формировался, исходя из необходимости полного исполнения поручений президента и социальных обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.
Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе "социальная политика" — 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема бюджетных трат.
На втором месте — национальная оборона с расходами 4,98 трлн рублей в 2023 году. На третьем — национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 4,417 трлн рублей. Экономика оказалась на четвертом месте — 3,514 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам "общегосударственные вопросы" — 1,994 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.
На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,4 трлн рублей соответственно.
При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, "социальная политика" включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы социальной политики.
Финансирование национальных проектов составит 2,8 трлн рублей в 2023 году и 2,9 трлн рублей в 2024 году.