Путь Раскольникова к чистосердечному раскаяниюметодическая разработка по литературе по теме
Планируя совершить убийство под одержимостью собственной жестокой теории, Раскольников планировал украденные у старухи деньги пустить на благое дело, сотворить множество добра. Но само убийство и сложившаяся ситуация возымела на Раскольникова такое воздействие, что деньги украсть он не смог, а несколько вынесенных драгоценностей спрятал под камень в глухом дворе. Сделал он это под страхом быть разоблаченным, но пользоваться такой кровавой добычей он, скорее всего, и сам бы не смог. Тем самым вместо одного убийства получилось два, и те не имели никакого смысла. Этот факт мучил Раскольникова не меньше, чем остальные: страх быть разоблаченным, разочарование в собственной идее, ощущение себя «тварью дрожащей» вместо Наполеона.
Крах идеи
Теория, которую создал Раскольников, и в которую так верил, оказалась провальной. Убив старуху, Раскольников понял, что убийство не может быть дело великим, от всех своих душевных терзаний он чувствует себя той самой дрожащей тварью, находит множество несостыковок в собственной идее. Любимые для него мать и сестра по всей логике должны быть причислены к категории дрожащих тварей, несмотря на всю красоту их убеждений и жизненных позиций. Сонечка и все семейство Мармеладовых оказываются в этой же категории. А вот ненавистные Раскольникову Лужин и Свидригайлов выдвигают похожие на теорию Раскольникова идеи. Все это на фоне душевных мук подрывает веру Раскольникова в собственную теорию, он видит всю ее абсурдность и бесчеловечность, понимает бессмысленность и низость убийства. Жить с таким грузом Раскольников не сможет, ведь на самом деле в нем живут человеческие чувства. Разочарование в собственной теории становится толчком для совершения явки с повинной.
Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М
— работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.
Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.
Раскаяние и наказание Раскольникова
И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.
Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.
Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.
Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» изначально был определен как «психологический отчет одного преступления». Главное в книге — не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же «завершителям человечества» все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как «сверхчеловек», он «право имеет»).
Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.
Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться — крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал «сверхчеловеком», а остался таким же, как и все: «Повинуйся, дрожащая тварь — и не желай, потому — не твое дело». Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:»…и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты…» Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:»Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:»Я убил!»
В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.
Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.
Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.
Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.
Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
- Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
- Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
- Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
- Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.
- Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.
- аргументировать свою точку зрения;
- делать выводы и участвовать в дискуссии;
- выражать свое отношение к прочитанному.
- создать устный ответ;
- выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).
- создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
- помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).
1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)
Задача сегодняшнего урока — проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.
Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.
2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?
Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.
3. Презентация, слайд № 2
Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?
Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.
Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.
4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы:
(Презентация, слайд № 3.)
Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?
Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?
Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?
Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.
Примерные ответы учащихся:
Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.
Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.
Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.
5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление
. Но совсем забыто слово
совесть
. Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов.
Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?
Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся:
преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.
6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:
- Можно назвать Раскольникова преступником?
- Испытывает ли Раскольников муки совести?
Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.
Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.
- Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
- Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.
7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?
Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ:
Смятение и суд совести.
8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния?
Ответ: Соня Мармеладова.
9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?
Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ:
в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.
10. Презентация, слайд № 5
Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся:
разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).
Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.)
В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).
Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.
Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.
11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.
12. Презентация, слайд № 6. Учитель.
Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.
13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель
. После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.
Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.
Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.
Вопросы к эпизоду:
1. Как можно назвать данный эпизод?
2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?
3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?
4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь
5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.
6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.
7. Как прохожие реагируют на его поведение?
8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.
9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?
10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?
11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.
12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?
13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?
14. Что означает для героя данная сцена?
Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.
Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.
1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.
2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.
3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.
Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.
4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.
5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.
6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.
7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.
8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.
9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.
10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.
11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.
12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.
отвечают на листе с эпизодом.
13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.
14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.
14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.
В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.
15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:
- “Что вы, что вы над собой сделали!”
- “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
- “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.
Как вы понимаете слова Сони?
Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ:
не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.
16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.
Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.
17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу.
Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.
18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.
Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.
- Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
- Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
- Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.
Родион Раскольников – главный герой произведение Ф. М. Достоевского «Преступнее и наказание», по названию которого сразу же становится понятно, что нам нужно ждать некое преступление и последующее за ним наказание. И если с первым всё относительно легко: студент совершает убийство; то над вторым придётся призадуматься, ведь наказание здесь вовсе не обычное.
Раскольников – бедный студент, которому нечем оплачивать учёбу.
Живёт он в маленькой каморке, ест когда и что придётся. Будучи старшим ребёнком в семье, он горячо любим матерью, но она не в силах обеспечить его материальной поддержкой. И только сестра Дуня зарабатывает хоть какие-то деньги, которые отправляет Родиону, потому что неимоверно любит его. Раскольников страдает сам и понимает, что его сестра страдает ради него. Он часто посещает разные закусочные и забегаловки, где узнаёт, что его семья не одинока в своих страданиях. Осознание этого служит основой его теории, которая до сих пор является достаточно спорной.
Главный герой часто думал насчёт всеобщей нищеты, насчёт своего горя. Со временем он приходит к выводу, что всё это задумано с той целью, чтобы показать разницу между людьми.
Родион считает, что есть люди «обыкновенные», которыми можно и нужно управлять, ведь они живут просто для продолжения рода, а есть люди «необыкновенные». Таких особенных людей существует крайне мало, но они есть в каждой эпохе, они строят новый мир, последнее слово всегда за ними. Раскольников даже написал статью, что некоторым людям дозволено идти на преступление ради высшей цели, которая изменит весь мир к лучшему. Он и себя причислял в этот список, считал себя человеком, а не «вошью». Из-за этого он и противопоставлял себя остальным людям, и хотел доказать это себе. Так что после долгих раздумий он решился на убийство старухи-процентщицы, которая была для Родиона «дрожащей тварью». Он не видел ничего предосудительного в своём замысле, ведь считал это добрым делом, потому что Алёна Ивановна разживалась на горе и нищете остальных, а за счёт её богатств можно было помочь многим беднякам. Раскольников совершает множество ошибок до, во время и после преступления, которые доставляют ему ещё большие трудности. Так, например, ему приходится убить ещё и Лизавету Ивановну, сестру процентщицы, которая вернулась домой слишком рано. Кроме того, он оставляет множество улик и даже несколько возможных свидетелей. Да и свою «благородную» цель так и не достигает, Родион даже не оставляет себе никаких денег или дорогостоящих украшений, которые изначально были предлогом для преступления. Раскольников совершенно падает в глазах читателя после ряда таких оплошностей.
Но нельзя забывать и про положительные черты главного героя. Он опустился так низко только из-за своего плохого экономического положения, а в душе он всё равно остался достаточно добрым и отзывчивым человеком. Родион всегда был готов помочь нуждающимся: семья Мармеладовых, попрошайки на улице. Он всё равно остался человеком, хотя на него плохо повлияли его отчаяние, болезнь и переживания. После преступления Раскольникову предстоит долгая и упорная борьба с самим собой, что и будет являться главным наказанием. Многие настроены против него, но большинство близких поддерживают Родиона и не верят в его виновность. Он долго находится в болезненном состоянии и не может принять чью-либо сторону. Но в конечном итоге любовь друзей и родственников пробуждает в душе Раскольникова чувство вины, хоть он и отрицает это до последнего. Лишь через полтора года каторги он раскаивается в своём преступлении, Родион искупает свой грех долгими страданиями и мучениями, он очищает душу от страшного бремени убийства и становится по-настоящему счастливым человеком, запуская любовь Сони в своё сердце. Эта девушка и направила Раскольникова на правильный путь, поддерживала его своей любовью и заботой, и всё это нашло отклик в сохранившем свою чистоту сердце Родиона. Теперь-то он понимает, что «необыкновенные» — это не те, кто стоит выше других, а те, кто готов пожертвовать всем ради остальных.
Мы наблюдаем преступление и наказание, путь Раскольникова от замысла убийства и его свершения до страданий и раскаяния. Мы ненавидим, жалеем и любим главного героя, но всё это ведёт к одному – мы проникаемся им и самим произведением. Ф. М. Достоевский показывает, что людей нужно не судить, а любить.
Вина в преступлении и наказании Ф. М. Достоевского
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Раскаялся ли раскольников в своем преступлении сочинение
Убийство все-таки произошло. Теперь Раскольников на собственном опыте получил возможность ощутить — каково это, быть преступником, объектом преследования, добычей для неутомимых и безжалостных охотников. Это трудно. Но все равно — главная борьба происходит внутри него.
Раскольников очень старается доказать себе, что просто болен — оттого и терзания. В самом деле, насколько все было бы проще, если бы именно горячка стала причиной неурядиц. Но он наверняка понимает, что дело вовсе не в этом.
Затем следует целый ряд поступков, которые нужны Родиону для того, чтобы, нанося себе еще более тяжелые душевные потрясения, вытравить из души осознание своей неспособности нести поднятый груз.
Потом Раскольников пытается отпугнуть Разумихина — пролитая кровь мучает, оттаскивает от остального мира, которого Родион Романович более недостоин, во всяком случае, он так считает.
И в квартиру старухи он тоже идет, чтобы показать себе: он может скрыть свое преступление. Но лихорадка его мешает и здесь. Родион опять оказывается на грани срыва, провала, на грани публичного признания. Он совмещает в своем рассудке то, что было до того, и то, что получилось после. Его захватило любопытство, его удивляет и присутствие отделочников и пустота квартиры.
Как уже говорилось, этот странный путь заканчивается в квартире, где умирает раздавленный лошадью Мармеладов. И, пережив вместе с остальными участниками эту мрачную драму, Раскольников вдруг получает некоторый заряд уверенности. Осознанием того, что он живет, Раскольников ненадолго вытесняет собственный ад, живущий в его душе.
Даже от матери и сестры Родион пытается сбежать, потому что уже понимает, что не выдержал.
Раскольников не сумел вынести осознания никчемности чужой жизни. Для него это осталось за пределом понимания, не было принято ни сердцем, ни разумом. И сколько бы ни пытался Родион Романович доказать себе, что старушка-то не более чем вошь никудышная и вредная, ничего не вышло. Все доводы оказались слабее голоса совести.
Вторая преграда, которую Раскольников так и не смог преодолеть, — это воздвижение барьера между ним и людьми, окончательное закрепление той самой полосы отчуждения, которую юноша так старательно пытался воздвигнуть. Одиночество, вообще-то, являлось необходимым условием поступка. Только его Родион не выдерживает. Он идет к Соне. Но об этом чуть позже.
Убийство было жестоким экспериментом Раскольникова над самим собой. Экспериментом провалившимся — недаром все заканчивается явкой с повинной. Ожидаемой свободы не появилось, напротив — возникло черное и беспросветное рабство. Раскольников отчаянно врет себе, когда твердит, что еще поборется с Порфирием, когда убеждает себя в том, что процентщица — не более чем бесполезная вошь. Против этой лжи бунтует вся натура Родиона — охватившая его лихорадка в немалой степени вызвана именно жестокой схваткой в душе юноши. Схваткой, в которой совесть отстаивала свое: ты — преступник и нечего прикрываться чьими-то там якобы спасенными судьбами.
Некоторым подспорьем, впрочем, является знание: улик против нега у следствия нет. То есть, в принципе, еще можно переломить себя и успокоиться, позабыв убийство, как малозначительный эпизод. И страшный удар испытывает Раскольников, когда неизвестный мещанин называет его убийцей. Наверное, именно в этот момент Родион понимает, каково это, когда другие знают о твоем злодеянии. И наверняка он успевает представить себе, каково это, когда о преступлении узнают не только люди посторонние, но и близкие. Посторонние один раз ужаснутся и забудут. А для родных все будет значительно больнее. А поскольку Раскольников очень любит и мать, и сестру, ему особенно страшно. В гамме мучений проявляется еще один звук.
Можно сказать, что практически каждым своим поступком Раскольников совершает покаяние перед самим собой. Покаяние, которое не искупает греха, но лишь усугубляет муки. Он кается, чтобы не пережить ни минуты облегчения, но лишь только вновь отыскать способ причинить себе боль. Покаяние словесное, которое грешник совершает в церкви, здесь заменено покаянием действия. Ведь поступки Раскольникова после убийства старухи-процентщицы нанизываются на этот мотив, будто на прочную шелковую нить. Помимо тех, на которых уже заострялось внимание, было еще немало совершенного под воздействием желания хоть как-то загладить вину. Точнее, даже не загладить, а заменить на уверенность в собственной правоте, что значительно важнее. Даже когда Раскольников защищает Авдотью Романовну от Лужина и Свидригайлова, он делает это во имя облегчения собственной участи. Но разве он не стал бы защищать ее, если бы дело не дошло до преступления? Например, если бы мать и сестра приехали на несколько дней раньше. Стал бы, конечно. Но, возможно, совсем по-другому. А так Раскольников чувствует себя виноватым и недостойным любви. И, может быть, именно оттого в настолько резкую форму выливается его противостояние со Свидригайловым. Может быть, именно потому Лужин получает настолько жесткий отпор.
Раскольникову очень повезло — рядом оказалась Соня. Она не только человек, способный выслушать и простить; таких рядом с Родионом как минимум трое: Авдотья Романовна, Пульхерия Александровна и Разумихин. Соня Мармеладова оказывается столь необходимой Раскольникову еще и потому, что способна, выслушав его исповедь, сказать, что он не прав. Не прав, когда счел человеческую жизнь сравнимой с жизнью вши, когда посмел во имя проверки своей, достаточно шаткой и жуткой, теории посягнуть на чужую жизнь. Соня — самоотверженная и чистая душа — становится для Раскольникова суровым судьей. Суровым не в прямом смысле. Просто ее мягкость и любовь, ее терпение и воля настолько выше всех болезненных идеалов Родиона, что она рядом с ним может восприниматься как некая высшая сила, облеченная правом выносить решения и указывать дорогу заблудшим. Именно Соня выслушивает самые пламенные и искренние исповеди Раскольникова.
Перед Соней Родион настолько открыт потому, что видит в ней родственную душу. Она ведь тоже в некотором роде преступница. Но она чище Раскольникова — ей не пришлось для доказательства каких-то химер убивать человека.
И он рассказывает Соне все. И вот тут-то он наверняка получает настоящее облегчение. Ведь Софья Семеновна не только принимает его, невзирая на преступление, но и готова пойти за ним даже в Сибирь. Тем более, что ее уже ничто не держит здесь, в Петербурге.
Потом он еще попрощается с матерью — это будет еще одной фразой его исповеди длиной в роман. Он снова вернется к ней, вопреки недавнему желанию разорвать всяческие отношения. Этим Раскольников еще немного просветлит себе настрой. Ведь невозможно было бы ему на пути к искуплению не восстановить хоть чего-нибудь из того, что было сломано.
И даже грязную землю он целует с наслаждением и счастьем, потому что она терпела его и носила на себе даже тогда, когда клеймо преступления уже впечаталось в его сердце.
На фоне этих исповедей уже совершенно бледно звучит признание в полиции. Это всего лишь слова — жалкая тень пережитых терзаний. Это точка, поставленная в конце долгой и запутанной истории.
Мар 4, 2018 | 0 комментариев
Сочинение на тему: исповедь и раскаяние Раскольникова
Преступление и наказание Достоевского — работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.
Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.
Раскаяние и наказание Раскольникова
И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.
Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.
Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.
Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.
Можно ли заставить человека раскаяться? тема №305 пример готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.
Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему можно ли заставить человека раскаяться?
Каждому человеку свойственно ошибаться, практически никто не застрахован от этого. Большинство людей совершают поступки, которыми не могут гордиться, но как известно деяния бывают разными. Кто-то сделал глупость, которую можно простить и забыть, а вот некоторые способны на настоящее зло. Раскаяние, к сожалению, доступно и легко дается не каждому человеку. Осознать свою ошибку в полной мере и понести за нее заслуженное наказание сможет далеко не каждый.
Человеку, совершившему преступление, очень тяжело признать свою вину, ведь он знает, что за это придется нести наказание и далеко не каждый способен раскаяться и добровольно сдаться. Люди, страдающие муками совести, иногда способны признаться в своем поступке, но им требуется помощь со стороны близких и родственников.
Как известно, человек – существо социальное, и выжить в полном одиночестве, зачастую не способно. Одним из самых тяжелых наказаний является изгнание из общества и лишение всех привилегий.
Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что преступление преступлению рознь. В каком-то плохом поступке можно легко сознаться и получить прощение, в другом же – скрываться и мучиться до последнего. К большинству людей раскаяние приходит рано или поздно, но существуют и такие личности, которые просто не способны признать свою вину.
Пример итогового сочинения №2 ЕГЭ 2022
Раскаяние — это добровольный нравственный выбор человека. Его нельзя выбить или выторговать. Если вынудить личность к признанию вины, она все равно не примет это всерьез и не осознает ошибку. Поэтому заставить людей раскаяться невозможно. Подтверждение этому мы находим в литературе.
Таким образом, человек может признать свою вину только тогда, когда сам, без постороннего вмешательства и давления, осознает ошибочность своих действий и мыслей. Это следствие его волевого усилия и внутренней работы. Никто и ничто не в силах заставить личность по-другому видеть мир и свое место в нем.
Аргументы для сочинения:
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
Раскольников понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Этот переворот в душе героя можно расценивать как первый шаг на пути к раскаянию:
Сам Достоевский заканчивает роман фразой о «постепенном обновлении и перерождении человека». Судя по всему, таким образом писатель дает читателям надежду на то, что Раскольников в конце концов раскается в своем преступлении:
Известный критик Н. Н. Страхов предполагает, что Раскольников в конце концов раскается, «обновится и станет вполне человеком»:
Это был ответ на вопрос о том, раскаивается ли Раскольников в своем преступлении.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли раскольников в своем преступлении цитаты
После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.
В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:
Следующая цитата
Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?
Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.
Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Его мучают страдания, которые он доставил матери и Дуняше.
Не меньшую душевную боль приносит Раскольникову и то, что его теория о праве сильной личности на преступление потерпела крах, что сам он – далеко не сильная личность, а именно «тварь дрожащая». Ему страшно от того, что убил он не из-за голода, а именно из-за желания проверить, кто он. И совсем не мир он спасал от несправедливости, не защищал обездоленных.
Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.
В признании Сонечке Раскольников сознаётся, что прежде всего он убил самого себя. (««Я не старушонку убил, я себя убил»).
На пути нравственного преображения героя оказалась Соня Мармеладова. Она поддержала его, воскресила своей любовью, пошла с ним на каторгу, где открыла для героя Бога (раньше он был атеистом). Сам автор был уверен, что человек, пришедший к Богу, становится совершенно иным, по-другому смотрит на мир, меняются его ценности, а душа становится чище и добрее. На позитивной ноте заканчивается роман о страшном преступлении – на вере в человека, в возможность его нравственного воскрешения. Конечно, за преступление идёт наказание, но каждый человек имеет право начать жизнь с чистого листа. Именно этим можно объяснить конечные строки романа: «… «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Сделаем выводы.
Каждый человек в ответе за всё, что он совершает, за близких людей. Как бы ни тяжела порой жизнь, нужно находить в себе силы выстоять, идти дальше. Ни в коем случае не нужно становится на противоправную тропу, а тем более на путь преступления.
Нужно помнить, что за любым преступлением следует наказание.
Жить нужно по правде, по совести, не стыдясь за свои поступки, не раскаиваясь в содеянном.
Но в то же время каждый имеет право на осмысление своих поступков и возможность, искупив вину, продолжить жить уже по законам совести. Не случайно Раскольников читает главу из Библии о воскрешении Лазаря.
Следующая цитата
Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.
Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?
Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.
Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.
Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?
Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.
В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!
Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.
Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.
Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…
Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.
Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.
Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.
Следующая цитата
Просмотр темы 47
Раскольников не каялся (эпилог). Он принял убеждения Сони . Причем он верил в свою терию (не старуху убил, а вошь, бесполезную, гадкую, зловредную") . Встретив Соню, понял, теория обречена (это человек-то вошь?). в одном он действительно жалел, что невовремя явилась Лизавета.
Нравится Показать список оценивших
Раскольников даже не мог себе позволить сожалеть о смерти старухи.Он хочет закрыть доступ этим мыслям и отгораживается от них другими.Это стремление быть избранным никогда его не покидало,а если он раскаится даже перед самим собой,значит он человек созданный только для того чтобы продолжать свой род.
Нравится Показать список оценивших
Раскольников не раскаялся. Просто его теория и его преступление перестали его интересовать. В эпилоге сказано: "Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом." — это после объяснения с Соней. Осознав, как много Соня для него значит, Раскольников полностью отдался во власть этой новой любви, совершенно перестав терзаться мыслями об убийстве, своей теории и её верности.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
нет
он расскаялся лишь в том, что такая мелочь сбила его разум..что такое мелкое убийство так взбудоражило его сознание.
он был и лстался сволочью в душе..и любовь к Соне и родным лишь маааленькое исключение)
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Сознательно солидарен. Основные позиции высказал в предыдущей теме, о природе и сущности теории Раскольникова.
Нравится Показать список оценивших
Думаю,он раскаялся прежде всего в своей теории и её преступности,а убийство-это следствие теории.Но старуху от этого он всё равно любить не станет
Нравится Показать список оценивших
Прочтите эпилог романа. Его не сняли ни в одном фильме.А в нем — итог. К герою пришла любовь — а значит раскаяние.
Нравится Показать список оценивших
стереотип. любовь и раскаяние разные вещи
Нравится Показать список оценивших
Убей и влюбись. Вот и посмотрим, раскаишься ты в теории или нет
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Ну влюбиться и полюбить вещи разные. Любящему могут быть ведомы отвращение и ненависть. Расчет уже вряд ли. И разве " не должно теперь всё измениться " ?
Нравится Показать список оценивших
Когда я окончила чтение произведения, у меня сложилось впечатление, что автор намеренно остановил повествование на самой экспрессивной и яркой ноте, дабы предоставить читателю возможность самому ответить на данный вопрос. (Т.е., он не хотел выразить открыто идею о том, что "Лазарь всё же воскрес"). С одной стороны, размышления Р.Раскольникова, о которых пишет Достоевский в эпилоге романа, и, главное, его любовь к Соне, говорят о коренном перевороте мировоззрения этого человека и об изменении его отношения к своей теории. Тем более, чувство любви возвышает человеческую душу, и, следовательно, делает её открытой для чувства раскаяния. С другой стороны, гордость (точнее, гордыня))) — основная составляющая характера Родиона Романовича — перекрывает всякую возможность для принятия им раскаяния. (Конечно, это моё личное субъективное мнение, и оно вовсе не обязательно является верным и истинным)))) . Сама я не могу ответить на этот вопрос, поставленный автором, пусть он и является одним из ключевых в романе. Он настолько глубок и имеет под собою такой огромный пласт, что размышлять над ним можно лишь имея за своими плечами огромный жизненный опыт. А может, этот вопрос и вовсе неразрешим.
Нравится Показать список оценивших
только в самом конце понял ошибку своей теории и виноватым в убийстве
Нравится Показать список оценивших
Не раскаялся. Раскольников — шизоид. Он — социопат. Таким людям легче совершить преступление, чем кому-либо, потому что такие люди — аффективно тупые (нет чувств, эмоций). Эти люди не чувствуют других людей, у них попросту нет чувств. Одна голова работает и всё там варится. Для них живое существо — это как программа, которую можно изучить или использовать.
Нравится Показать список оценивших
Вряд ли Раскольников бесчувственен. Это Вы скорее Петра Верховенского описали. )
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Я бы сказала так.
Раскольников разделился на 2 половины-светлую и темную. Ровно так же и его теория. Темная-мнение о вседозволенности, праве на убийство, светлое-мнение от том, что есть низшие и высшие, но не в материальном, а духовном плане. Я так полагаю, что во-первых, почему пошел на убийство? Я считаю, что он понял свою принадлежность к людям высшей нравственности, но, будучи окруженным нравственным быдлом, он растерялся и потерял над собой контроль, в итоге темная сторона на время подавила светлую, однако не убила полностью. Можно сказать, он раскаялся, даже на подсознательном уровне, в темной стороне, но лишь убедился в светлой. Даже есть наглядные примеры, такие как Лужин. На самом деле, простите за грубость, Раскольников добрее всех нас. Он совершил убийство телесное, в то время как мы убиваем друг друга нравственно. Те же самые отношения Раскольникова с Соней. Большинство, т.е нравственное быдло, видит в Соне лишь потаскушку, а Родион боготворит ее, видя в ней ангела, нечто настолько высоко нравственное, что стоит преклонения. Другое же, например, момент, когда Поля обняла Родиона. Это один из моих любимых моментов. Конечно деталь мелкая, но мастерство автора и заключается в том, чтобы вложить большой смысл в мелкие детали. Поля-еще ребенок, а устами ребенка глаголет истина. Дети не испорчены пороками общества, они чувствуют сердцем добро и зло. Я считаю, что Поля не стала бы обнимать Раскольникова, если он и правда был бы плохим. Возможно, Раскольников этим и получил прощение, пусть и частично. Я сама прочитала недавно, так что еще думаю потихоньку.