Что является целью настоящего фз
Перейти к содержимому

Что является целью настоящего фз

  • автор:

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ пункт 4 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в пункт 7 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в пункт 8 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ пункт 9 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ в пункт 12 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ пункт 13 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ пункт 14 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18

18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

19) обеспечении безопасности дорожного движения.

4. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

5. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ часть 7 статьи 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

7. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства и в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что является целью настоящего фз

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);

18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

(п. 18 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

19) обеспечении безопасности дорожного движения.

(п. 19 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

4. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

5. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

7. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства и в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 20.10.2022 г. № 402-ФЗ

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации

Правовое регулирование отношений в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации (далее — нематериальное этнокультурное достояние) — нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации как совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения;

2) этническая общность Российской Федерации (далее — этническая общность) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка, этническим самосознанием, свободно определяющая свою национальную принадлежность;

3) носители нематериального этнокультурного достояния — этнические общности и их отдельные представители, обладающие уникальными знаниями, выраженными в объективной форме, технологиями и навыками, отражающими культурные особенности их этнической общности, играющие важную роль в сохранении, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния;

4) хранители нематериального этнокультурного достояния — физические и юридические лица, имеющие отношение к выявлению, изучению, использованию, актуализации, сохранению и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния (дома (центры) народного творчества и учреждения культурно-досугового типа, профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, культурные объединения), а также библиотеки, музеи, архивы, научные, образовательные и иные организации;

5) государственная политика в области нематериального этнокультурного достояния — совокупность правовых, экономических, социальных, организационных и иных мер и принципов, направленных на создание условий для поддержки выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния.

Статья 5. Объекты нематериального этнокультурного достояния

К объектам нематериального этнокультурного достояния относятся:

1) устное творчество, устные традиции и формы их выражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации;

2) формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического);

3) традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры;

4) знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории;

5) иные объекты нематериального этнокультурного достояния.

Статья 6. Категории объектов нематериального этнокультурного достояния

Объекты нематериального этнокультурного достояния подразделяются на следующие категории:

1) объекты нематериального этнокультурного достояния федерального значения, представляющие особую историческую, культурную и научную ценность для истории и культуры Российской Федерации;

2) объекты нематериального этнокультурного достояния регионального значения, представляющие историческую, культурную и научную ценность для истории и культуры субъектов Российской Федерации;

3) объекты нематериального этнокультурного достояния местного (муниципального) значения, представляющие историческую, культурную и научную ценность для истории и культуры муниципальных образований.

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области нематериального этнокультурного достояния

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области нематериального этнокультурного достояния относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области нематериального этнокультурного достояния;

2) осуществление нормативно-правового регулирования в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния;

3) формирование и ведение федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (далее — федеральный реестр);

4) создание условий для организации работы по выявлению объектов нематериального этнокультурного достояния федерального значения;

5) осуществление международного сотрудничества в области нематериального этнокультурного достояния;

6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния относятся:

1) участие в осуществлении единой государственной политики в сфере культуры в части нематериального этнокультурного достояния;

2) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в части выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния;

3) осуществление поддержки региональных и местных национально-культурных автономий;

4) поддержка организаций народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

5) осуществление мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в том числе нематериального этнокультурного достояния;

6) организация и осуществление, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации, региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в области нематериального этнокультурного достояния;

7) организация проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов в области нематериального этнокультурного достояния, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

8) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также законами субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Права органов местного самоуправления в области нематериального этнокультурного достояния

Органы местного самоуправления в области нематериального этнокультурного достояния вправе:

1) принимать муниципальные нормативные правовые акты, а также муниципальные программы в области нематериального этнокультурного достояния на территории соответствующего муниципального образования;

2) участвовать в реализации региональных проектов в области нематериального этнокультурного достояния на территории соответствующего муниципального образования;

3) создавать финансовые и организационные условия для обеспечения выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния и свободного доступа к ним на территории соответствующего муниципального образования;

4) осуществлять местное (муниципальное) сотрудничество в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния.

Статья 10. Права носителей нематериального этнокультурного достояния, хранителей нематериального этнокультурного достояния

1. Носители нематериального этнокультурного достояния имеют право:

1) на получение в соответствии с законодательством государственной и (или) муниципальной поддержки, направленной на обеспечение их культурной самобытности, а также на использование, актуализацию, сохранение и популяризацию объектов нематериального этнокультурного достояния, носителями которого они являются;

2) на подачу заявки в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния, а в случае его отсутствия — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области культуры (далее — региональный уполномоченный орган) о включении объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр в установленном статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона порядке или в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния субъекта Российской Федерации (далее — региональный реестр) в установленном статьей 14 настоящего Федерального закона порядке.

2. Хранители нематериального этнокультурного достояния имеют право:

1) на участие в целях включения объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр в установленном статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона порядке или в региональный реестр в установленном статьей 14 настоящего Федерального закона порядке в выявлении, изучении, использовании, актуализации, сохранении и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния;

2) на получение в соответствии с законодательством государственной и (или) муниципальной поддержки для осуществления деятельности по выявлению, изучению, использованию, актуализации, сохранению и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния;

3) на подачу заявки в региональный уполномоченный орган о включении объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр в установленном статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона порядке или в региональный реестр в установленном статьей 14 настоящего Федерального закона порядке.

Статья 11. Права физических и юридических лиц в области нематериального этнокультурного достояния

Физические лица и юридические лица, в том числе общественные организации, национально-культурные автономии, имеют право:

1) на доступ к объектам нематериального этнокультурного достояния и беспрепятственное получение информации об объектах нематериального этнокультурного достояния;

2) на участие в выявлении, изучении, использовании, актуализации, сохранении и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния.

Статья 12. Федеральный реестр

1. Федеральный реестр является государственной информационной системой и ведется в целях учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния федерального значения.

2. Федеральный реестр является основным источником информации об объектах нематериального этнокультурного достояния федерального значения, способах (формах) их выражения, а также местах хранения связанных с ними материальных предметов.

3. Правительством Российской Федерации утверждается положение о федеральном реестре, которое содержит в том числе порядок формирования и ведения федерального реестра, порядок использования федерального реестра, состав сведений об объектах нематериального этнокультурного достояния, подлежащих внесению в федеральный реестр, порядок принятия решения о включении объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр, включая порядок внесения сведений об объектах нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр и внесения изменений в данные сведения, порядок исключения объектов нематериального этнокультурного достояния из федерального реестра.

4. Оператором федерального реестра является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния. На основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния, полномочия по эксплуатации и развитию федерального реестра могут быть переданы подведомственному ему учреждению.

5. Внесенные в федеральный реестр сведения об объекте нематериального этнокультурного достояния являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются бесплатно.

Статья 13. Основания для включения объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр

1. Основанием для включения объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный реестр является предложение регионального уполномоченного органа, сформированное на основании заявки хранителя нематериального этнокультурного достояния, носителя нематериального этнокультурного достояния или органа публичной власти.

2. Объект нематериального этнокультурного достояния включается в федеральный реестр решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния, на основании заключения экспертного совета федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния (далее — экспертный совет). Положение об экспертном совете и состав экспертного совета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния.

Статья 14. Региональный реестр

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе формировать и вести региональный реестр.

2. Региональный реестр ведется в целях учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния регионального и местного (муниципального) значения.

3. Порядок формирования и ведения регионального реестра, порядок принятия решения о включении объекта нематериального этнокультурного достояния в региональный реестр утверждаются региональным уполномоченным органом.

Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 5 — 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Пункты 5 — 7 статьи 8 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.

3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2023 года. До приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом они применяются к соответствующим отношениям в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Что является целью настоящего фз

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

(В редакции федеральных законов от 25.11.2009 № 266-ФЗ, от 27.12.2009 № 363-ФЗ, от 28.06.2010 № 123-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 359-ФЗ, от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 25.07.2011 № 261-ФЗ, от 05.04.2013 № 43-ФЗ, от 23.07.2013 № 205-ФЗ, от 21.12.2013 № 363-ФЗ, от 04.06.2014 № 142-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 21.07.2014 № 242-ФЗ, от 03.07.2016 № 231-ФЗ, от 22.02.2017 № 16-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 29.07.2017 № 223-ФЗ, от 31.12.2017 № 498-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 24.04.2020 № 123-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.12.2020 № 515-ФЗ, от 30.12.2020 № 519-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 331-ФЗ, от 14.07.2022 № 266-ФЗ, от 06.02.2023 № 8-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы) , органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы) , юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций) , совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

11. Положения настоящего Федерального закона применяются к обработке персональных данных граждан Российской Федерации, осуществляемой иностранными юридическими лицами или иностранными физическими лицами, на основании договора, стороной которого являются граждане Российской Федерации, иных соглашений между иностранными юридическими лицами, иностранными физическими лицами и гражданами Российской Федерации либо на основании согласия гражданина Российской Федерации на обработку его персональных данных. (Дополнение частью — Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

5) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) ;

11) персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ)

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции) , совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций) , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) , извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ) , обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных) ;

8) уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

31. Нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных в случаях, если указанные нормативные правовые акты регулируют отношения, связанные с осуществлением трансграничной передачи персональных данных, обработкой специальных категорий персональных данных, биометрических персональных данных, персональных данных несовершеннолетних, предоставлением, распространением персональных данных, полученных в результате обезличивания. Срок указанного согласования не может превышать тридцать дней с даты поступления соответствующего нормативного правового акта в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. (Дополнение частью — Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

31) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта) ; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ)

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Заключаемый с субъектом персональных данных договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных; (В редакции федеральных законов от 21.12.2013 № 363-ФЗ, от 03.07.2016 № 231-ФЗ, от 14.07.2022 № 266-ФЗ)

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

91) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» и Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ)

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

11. Обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране». (Дополнение частью — Федеральный закон от 01.07.2017 № 148-ФЗ)

2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным органом или муниципальным органом соответствующего акта (далее — поручение оператора) . Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом, соблюдать конфиденциальность персональных данных, принимать необходимые меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень персональных данных, перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели их обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных, требования, предусмотренные частью 5 статьи 18 и статьей 181 настоящего Федерального закона, обязанность по запросу оператора персональных данных в течение срока действия поручения оператора, в том числе до обработки персональных данных, предоставлять документы и иную информацию, подтверждающие принятие мер и соблюдение в целях исполнения поручения оператора требований, установленных в соответствии с настоящей статьей, обязанность обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в том числе требование об уведомлении оператора о случаях, предусмотренных частью 31 статьи 21 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *