Цб рф как субъект финансовых правоотношений
Перейти к содержимому

Цб рф как субъект финансовых правоотношений

  • автор:

Банки и банковская система

Центральный банк РФ и кредитные организации — важнейшее звено финансовой системы государства. Нормальное функционирование банков — основа функционирования всей финансовой системы. С ликвидацией государственной монополии на банковскую деятельность и появлением негосударственных коммерческих банков основная физическая масса денег находится на их корреспондентских счетах и таким образом они направляют потоки денежных средств. Однако деятельность их контролируется и регулируется Центральным банком РФ. Этот контроль (надзор) и нормативное регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка — область публичного финансового — правового воздействия, цель которого — содействие решению общегосударственных задач. Нужно отметить также, что банковские кредитные учреждения по сути своей деятельности одновременно являются органами, осуществляющими финансовый контроль.

Современное состояние банковской системы РФ характеризуется следующими особенностями:

1) наличие двухуровневой банковской системы, включающей Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;

2) определенная независимость Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;

3) преобладание в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;

4) наличие отношений гражданско-правового и хозяйственно правового характера между разными уровнями банковской системы.

В этой связи существенно изменяются объем и пределы финансово-правового регулирования банковской системы.

Банковская система — объект финансово-правового регулирования поскольку, связанна с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций, обслуживания интересов публичной власти.

Разветвленная банковская система — необходимое условие развития рыночной экономики.

Банковский сектор — важнейший элемент финансовой системы РФ. Банки многократно превосходят всех других финансовых посредников по величине активов и капитала.

В целях поступательного движения экономики, усиления функциональной роли банковского сектора Правительством РФ и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, реализация которой расчитанна на среднесрочную перспективу — пять лет. Стратегия определяет задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению.

Основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращения использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.

В последние несколько лет российский банковский сектор развивается более высокими темпами, чем экономика в целом.

Коммерческие банки выполняют важную роль в проведении операций со средствами государственного бюджета и государственными внебюджетными фондами. Являясь объектом правового воздействия, банковская система в целом и все ее элементы в отдельности оказываются активными участниками, субъектами финансово-правовых отношений.

Такого рода отношения возникают между органами публичной власти и элементами банковской системы по поводу аккумуляции, распределения. Перераспределения денежных средств государства, направления их на нужды государства, осуществление контроля за движением денежных средств, правильностью расчетных, кассовых и валютных операций и т.д.

Можно выделить три группы финансово0-правовых отношений:

1. Между органами государства и элементами банковской системы;

2. Внутри банковской системы между элементами разных уровней;

3. Между элементами банковской системы и хозяйствующими субъектами.

В этих отношениях отчетливо выступают две важные составляющие:

1. Обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно0властного характера;

2. Отношения неразрывно связанны с деньгами (имуществом).

Первая группа отношений возникает при определении органами государственной власти места и роли банковской системы в финансовой системе государства, т.е. признание за банковской системой статуса финансовой правосубъектности. В первую очередь, это отношения между органами законодательной и исполнительной власти и Центральным банком РФ как важнейший элемент банковской системы. Так, Центральный банк РФ выступает в качестве субъекта финансовых правоотношений при выполнении им обязанностей по проведению совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Федерации, перечислением в федеральный бюджет части прибыли.

Центральный банк РФ — субъект финансовых правоотношений при возложении на него обязанностей по обслуживанию государственного долга РФ, при получении бюджетных средств на затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств России. Кредитные организации могут вступать в финансово-правовые отношения с органами Федерального казначейства при осуществлении операций со средствами федерального бюджета.

Вторая группа отношений возникает между Центральным банком РФ как государственным учреждением, наделенным государственно-властными полномочиями в финансово-кредитной сфере, и кредитными учреждениями.

Кредитные организации занимают важное место в экономической системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики. Основные функции кредитных организаций — обеспечение потребности хозяйствующих субъектов, в том числе государственных органов, в денежных средствах, предоставление кредитных ресурсов; сбережение и накопление денежных ресурсов; перемещение денежных средств. Кредитные организации аккумулируют децентрализованные фонды денежных средств, являющиеся составной частью государственных финансов в целом. В этой связи, исходя из значимости кредитных учреждений, как организаций, обеспечивающих функционирование публичной власти и государства, из значимости основного инструментария их деятельности — денег, государственные органы наряду с общим гражданско-правовым методам правового регулирования применяют императивный финансово-правовой метод. В результате часть отношений между Центральным банком и кредитными учреждениями в полной мере можно охарактеризовать как финансово-правовые.

Финансово-правовые отношения возникают между Центральным банком и кредитными учреждениями по поводу определения статуса кредитных учреждений как элемента финансовой системы, лицензирования, установления обязательных финансовых нормативов деятельности, надзора за соблюдением банковского законодательства.

Третья группа отношений возникает при возложении на Центральный банк и кредитные учреждения ряда функций государственных органов, связанных с обеспечением нормального функционирования финансовой системы в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Это в первую очередь относится к отношениям, связанным с осуществлением Центральным банком функций органа валютного контроля, а уполномоченными банками — функций агентов этого контроля. Помимо Центрального банка РФ к числу участников финансово-правовых отношений относятся коммерческие банки, выступающие в качестве лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. В этом качестве они наделены правами по истребованию от хозяйствующих субъектов, осуществляющих валютные операции, необходимых документов и информации, соответствующих объяснений о валютных операциях.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.

Важнейший субъект, осуществляющий финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы.

Основной целью деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный банк выполняет следующие функции:

1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4. Устанавливает правила расчетов в РФ;

5. Устанавливает правила проведения банковских операций;

6. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на банковские операции, приостанавливает их действие и отзывает их;

9. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимым для выполнения функций Банка России;

12. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13. Определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16. Участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валют, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18. Проводит анализ и прогнозирование состоянии экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Правовой статус Банка России носит комплексный характер. Он складывается из ряда «отраслевых» статусов (конституционный, административно-правовой, финансово-правовой, гражданско-правовой и др.).

Поскольку Банк России — юридическое лицо, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. Вместе с тем он обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву.

Анализ функций и практики деятельности позволяет сделать вывод, что правовой статус Банка России складывается из двух составляющих — государственно властной (публично-правовой) и гражданско-частноправовой.

Публично-правовая составляющая статуса Центробанка реализуется через функции регулирования деятельности денежно-кредитной и банковской системы, лицензирования банковской деятельности, установление экономических нормативов, нормотворчества, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства. Правоотношение между Центральным банком и коммерческими банками при реализации указанных функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих отношениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но эта вертикальность основана не на организационной, а на функциональной подчиненности.

Особенности публично-правового характера статуса Банка России определяют и его взаимоотношения с органами государственной власти. Еще одним свидетельством признания публичности статуса Банка России является его подконтрольность и подотчетность Государственной Думе. Это означает, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России производится Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение; два раза в год Председатель Банка России докладывает Государственной Думе о деятельности Банка; о деятельности Банка могут проводиться парламентские слушания.

Важная публично-правовая функция Центрального банка — денежная эмиссия и организация денежного обращения.

Таким образом, с точки зрения публичного назначения и обладания государственно властными полномочиями Банк России можно охарактеризовать как орган государства по управлению денежно-кредитной сферой.

Анализ правового положения Банка России в сравнении с теоретическими конструкциями различных видов юридических лиц, известных гражданскому кодексу, не позволяет однозначно отнести его ни к одной из них. Правовая природа Центрального Банка в том виде, в котором она следует из действующей редакции Законна о Центральном банке, может быть определенна следующим образом: Центральный банк — коммерческая организация, которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК. Коммерческая деятельность Банка России совмещается им с осуществлением функций по управлению кредитной системой Российской Федерации.

Как представляется, с позиции традиционного подхода к определению органов государства и, исходя из содержания действующего законодательства, невозможно однозначно определить место Центрального банка в действующей системе органов государства. Банк России — специфическое явление, сочетающее в себе черты государственного органа по своему предназначению с отдельными элементами хозяйствующего субъекта (юридического лица).

В соответствии с действующим законодательством система Центрального банка РФ включает в себя: центральный аппарат, территориальное учреждение, рассчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения, организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Руководство и управление Банком России осуществляют коллегиальные органы — Национальный банковский Совет и Совет директоров.

Статья 4

С 01.10.2023 ст. 4 дополняется п. 9.3 (ФЗ от 10.07.2023 N 298-ФЗ). См. будущую редакцию.

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

До вступления в силу актов в сфере бухгалтерского учета для бюро кредитных историй и кредитных рейтинговых агентств, утвержденных Банком России в соответствии с п. 14 ст. 4 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ), применяются такие акты для некредитных финансовых организаций.

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

(п. 16.2 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

С 01.01.2024 в п. 18.4 ст. 4 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 299-ФЗ). См. будущую редакцию.

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения);

(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.8) осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, клиентами кредитных организаций — юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации как субъект банковского права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Проблемы в осуществления субъектами банковскогоправа своих функций имеют место всегда, однако, обостряются они вовремя экономических и финансовых кризисов . В статье предпринятапопытка выявления пробелов в правовом регулировании статусаЦентрального банка РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гура Г.М.

Problems in the banking law, the subject of their functions always occur, but they are exacerbated in times of economic and financial crises. The article attempts to identify the gaps of legal regulation of the status of the price-Russian central bank .

Текст научной работы на тему «Центральный банк Российской Федерации как субъект банковского права»

Территория науки. 2015. № 5

роста правовой культуры и культуры демократических отношений.

1. Гаврилов С.Т. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних: правовой, педагогический и организационный аспекты: Монография / Под науч. ред. А.В. Волохова. — Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2001. — 130 с.

2. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспрудениция»/ — 2-е изд., перераб. И доп. — М.ЮНИТИ -ДАНА: Закон и право, 2014.-311с.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ БАНКОВСКОГО ПРАВА

Воронежский экономикщ-правовой институт

Ключевые слова: Центральный банк РФ, финансовый кризис, стабильность финансового рынка России.

Keywords: Central Bank, the financial crisis, the stability of the Russian financial market.

Аннотация: Проблемы в осуществления субъектами банковского права своих функций имеют место всегда, однако, обостряются они во время экономических и финансовых кризисов. В статье предпринята попытка выявления пробелов в правовом регулировании статуса Центрального банка РФ.

Abstract: Problems in the banking law, the subject of their functions always occur, but they are exacerbated in times of economic and financial crises. The article attempts to identify the gaps of legal regulation of the status of the price-Russian central bank.

Данная тема актуальна в силу значения Центрального банка РФ в сфере правового обеспечения национальных интересов России в банковской сфере. Особое значение деятельность этого субъекта имеет в настоящее время, в период финансового кризиса. Значимость данного исследования заключается также в том, что типичными субъектами банковского права являются Центральный банк России и кредитные организации, на которые и возложены задачи обеспечения стабильности финансового рынка России. Особое положение Центрального Банка Российской Федерации в системе органов

Территория науки. 2015. № 5

государственной власти определяется целями его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности. Защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией Банка России. Это достигается, например, тем, что только Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований), и другие меры. В последнее время значение деятельности Центрального банка России и кредитных организаций возросло в связи с финансовым кризисом в нашей стране, ведь по оценке Bloomberg, в результате текущего кризиса российские банки столкнулись с более серьезными проблемами, чем в 2009 году. В частности, доходы «Сбербанка», который держит около 45 % депозитных вкладов России, в течение 2014-го года сократились на 20%, а доходы другого крупного банка — «ВТБ» снизились на 96 %.

Согласно банковскому законодательству банковская система России является двухуровневой:

— Центральный банк РФ (первый уровень);

— кредитные организации (второй уровень) — его составляют коммерческие банки и небанковские кредитные организации [4].

Г.А. Тосунян при характеристике банковских правоотношений указывает, что «одной из сторон в них всегда выступает кредитная организация или Банк России. Причем, когда он выступает не как особый орган государственной власти, которым он является согласно

ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, а как участник банковской деятельности, как хозяйствующий субъект». [3, C. 28] Безусловно, ключевым субъектом банковских правоотношений является Центральный банк РФ. Правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации закрепляются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 — ФЗ. Необходимо отметить, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Территория науки. 2015. № 5

Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положение Банка России необходимо рассматривать, исходя из положений статьи 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ денежной единицей в России является рубль, и эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется только Центральным банком Российской Федерации и никаким другим органом. Согласно статье 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Государственная власть в России едина, и источником ее является многонациональный народ. Однако в государственной власти давно известен принцип разделения властей и Конституция РФ статье 10 предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Анализ данной статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») позволяет предположить, что Центральный банк РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что Центральный банк РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий Центрального банка РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения: приостанавливать

действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывать их; осуществлять выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. Банк России при нарушении нормативов обязательных резервов имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, сумму недовнесенных средств, и взыскать с кредитной организации штраф в соответствующем размере [1]. Хотелось бы обратить внимание, что акты Центрального банка РФ, которые он издает в рамках своей компетенции (указания, положения и инструкции), являются обязательными для федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. И хотя по характеру своей деятельности Центральный банк РФ является банком, то есть кредитным учреждением, ему присущи весьма важные государственные полномочия. В Определении Конституционного Суда

Территория науки. 2015. № 5

РФ от 14.12.2000 № 268-О, отмечено, что, несмотря на то, что Центральный банк РФ не называется органом государственной власти, он обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти.

Хотелось бы также вспомнить мнение М.В. Баглая о Центральном банке РФ: «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти». Заметим, к числу таких органов он относит Центральный банк Российской Федерации, называя его государственным органом. Это представляется правильным, так как при анализе правового статуса Центрального банка РФ, безусловным представляется его положение именно в системе органов федеральной государственной власти и никакой иной. Скорее всего, Центральный банк Российской Федерации можно отнести к исполнительной ветви государственной власти, однако, его особое положение затрудняет это сделать.

Анализ правовых источников позволяет сделать вывод о том, что Банк России является юридическим лицом. Однако вызывает интерес тот факт, что его правовой статус не подпадает под организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. И в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нет определения организационно-правовой формы Банка России.

Можно сделать вывод о том, что для деятельности субъектов права очень важно правовое закрепление их статуса современным законодательством, а для субъектов банковского права это важно вдвойне в силу особенности их положения в правовой системе. Исследование правового статуса субъектов банковского права в настоящее время очень своевременно и интересно, так как в 2014 году в России с ухудшением экономической обстановки, обусловленной резким спадом мировых цен на энергоресурсы и введением санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и Украине, начался финансовый кризис. Значительно снизился курс рубля относительно иностранных валют, увеличилась инфляция, уменьшились реальные доходы россиян, и значительно ухудшилась ситуация в ряде отраслей российской экономики. В данной ситуации необычайно возросла роль Центрального банка России, как мегарегулятора банковских отношений, им принят ряд чрезвычайно важных решений, которые

Территория науки. 2015. № 5

крайне негативно отразились на состоянии рынка банковских услуг. Можно сделать вывод, что Банк России — это государственный орган особого конституционного статуса, обладающий самостоятельностью и широкими полномочиями. Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Но в настоящее время Банк России переживает не лучшие времена. Банк России сократил в 2014 году 3500 сотрудников, или 5,3%. Об этом говорится в опубликованной в мае 2015 г. отчетной информации регулятора за прошлый год. По данным Центрального банка Российской Федерации, к началу 2015 года количество сотрудников составило 61,8 тыс. человек. В рамках программы оптимизации сети территориальных учреждений ликвидировано 76 расчетно-кассовых центров. Кроме того, завершен этап оптимизации штата лечебных подразделений территориальных учреждений [5].

1. Поскольку в результате исследования выявлено, что правовой статус Центрального банка РФ недостаточно четко определен в действующем законодательстве, а именно: является ли Центральный банк РФ государственным органом? Ни в Конституции РФ, ни в ФЗ «О нет прямого указания на то, что Центральный банк РФ является государственным органом, однако анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что, являясь кредитным учреждением, он может быть отнесен к государственным органам. Исходя из этого, предлагается внести изменения в действующее законодательство о Центральном банке РФ и определить его как орган государственной власти с особым статусом, учитывая его исключительные функции.

2. Учитывая то, что результатами исследования не установлена организационно — правовая форма организации Центрального банка Российской Федерации, предлагается внести дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России». Гражданский кодекс Российской Федерации дает достаточно широкий выбор организационно — правовых форм, что позволяет выбрать одну из них. Это может быть, например, форма общества, так как она наиболее полно отвечает организационным особенностям Центрального банка РФ. Хотя, учитывая специфику задач данного банка, организационно — правовую форму можно закрепить в

Территория науки. 2015. № 5

Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», детализировав и дополнив положения ГК РФ.

Хотелось бы, чтобы эти предложения способствовали гармонизации и справедливости действующего банковского законодательства.

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. от 10.07.2002 г. №86 — ФЗ //Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.

2. Братко, А. Г. Банковское право: основные понятия. /А. Г. Братко // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bratko.ru. 2015.-Загл. с экрана.

3. Паукова Н.И. Обратное действие норм финансового законодательства // Территория науки. 2015. № 2. С. 191-199.

4. Тосунян, Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник /под общей ред. Адем. А. Н. Топорнина. -М.: Юрист, — 2013.

5. Эриашвили, Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. — 3 изд., перераб. И доп. — М., 2010

6. ЦБ сократил в 2014 году 3 500 сотрудников [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rusbanks.info. (дата обращения 12.04.2015)- Загл. с экрана

Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В.

ЗАЩИТА И ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРАВОВАЯ ОСНОВА, МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: правовое поле, модернизация, инновации,

Keywords: legal framework, modernization, innovation, rapid line.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблематика пограничных районов и пути повышения контрольно пропускной способности пограничных пунктов. Предложены меры направленные на модернизацию и обеспечение стабильного функционирования и снижения времени контрольных операций.

Abstract: This article discusses the problems of border areas and ways to

53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе, поскольку является главным банком страны и в связи с этим наделен особым правовым статусом. Финансово-правовой статус Центрального банка РФ — это правовое положение этого банка в финансовых правоотноше­ниях с его участием, содержание которого выражается совокуп­ностью финансово-правовых прав и обязанностей, направлен­ных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Отнесение Центрального банка РФ к субъектам финансово­го права обусловлено публичными целями деятельности этого органа. Он является главным денежно-кредитным органом го­сударства, что обязывает данный орган при решении вопросов, отнесенных к его ведению, руководствоваться в первую очередь публичными интересами финансовой деятельности государства, координировать свою деятельность с деятельностью иных орга­нов государства, а в определенных случаях оказывать им непос­редственное содействие.

Основными целями деятельности Банка России являются:* защита и обеспечение устойчивости рубля;* развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.Банк России подконтролен и подотчетен Государственной Думе РФ.

Функции ЦБ РФ:Разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ,Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличные денежные обращения,Является кредитором для кредитных организаций и устанавливает ставку дефиниция,Устанавливает правила осуществления расчетов,Устанавливает правила проведения банковских операций,Осуществляется обслуживание счетов, бюджетов всех уровней,Управляет золото-валютными резервами банка РФ,Регистрирует кредитные организации,Выдает лицензии на осуществление банковских операций,Осуществляет валютное регулирование и контроль,Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской S,Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют ПО отношению к рублю и другим.

Специфика финансово-правового статуса Центрального бан­ка РФ как субъекта публичной финансовой деятельности обус­ловлена невозможностью реализации возложенных на него функций без вступления в гражданско-правовые или междуна­родные отношения с иными субъектами, но вместе с тем учиты­вает и повышенный риск финансовых операций.

Основное предназначение Центрального банка РФ в финан­совой деятельности государства выражают цели его деятельно­сти и выполняемые им функции.

54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита

Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете рас­ходов выступает государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория пред­ставляет собой систему денежных отношений, возникающих в свя­зи с привлечением государством на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хо­зяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая ка­тегория — это самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения госу­дарством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, сроч­ности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления го­сударством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспече­ния постоянного процесса финансирования различных потребно­стей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и ис­полнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу­дарственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кре­дита в первую очередь является Конституция Российской Федера­ции, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госу­дарственных займов, об изменении финансовых обязательств госу­дарства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Феде­рации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо консти­туционных норм правовую основу государственного кредита с 1 ян­варя 2000 г. образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка ССР в целевые дол­говые обязательства Российской Федерации»1, а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключает­ся в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государ­ственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в на­званные правоотношения, обязаны выполнять все названные ус­ловия.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кре­дита. В качестве звена финансовой системы с помощью государст­венного кредита государство формирует и использует централизо­ванные денежные фонды государства.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести добровольный ха­рактер этих отношений; возвратный и платный характер; в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают ма­териальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности; привлекаемые в результате государственного креди­та средства имеют специфический целевой характер — они направ­ляются на погашение бюджетного дефицита (в то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального обра­зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность); государственный кредит носит срочный характер, в Бюджетном кодексе оговорено, что го­сударственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование центра­лизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводи­тельном использовании мобилизованных в результате государствен­ных займов капиталов, например финансировании за их счет воен­ных или социальных расходов, единственным источником их пога­шения становятся налоги либо новые займы1.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете — на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое ис­пользование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *