Что входит в понятие профилактика коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
Следует отметить, что прокуратура не является органом предварительного расследования, обязанным выяснять причины и условия совершения коррупционных преступлений.
В качестве профилактических мер, направленных на предотвращение коррупции, в каждом случае выявления преступления коррупционной направленности органам предварительного расследования следует выяснять причины совершения каждого преступления коррупционной направленности. Указанная обязанность возложена на органы предварительного следствия ст.158 УПК РФ, в соответствии с которой они обязаны устанавливать в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.
Вместе с тем, указанная обязанность органами предварительного расследования должным образом не исполняется, фактические причины совершения преступлений указанной категории не выясняются, вносимые представления носят формальный характер, и обусловлены, в основном, необходимостью формирования положительной отчётности.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции
Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ
Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»
Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»
Межрегиональная Общественная Организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»
Автономная некоммерческая организация «Союз экспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
«Торгово-промышленная палата Российской Федерации»
«Ассоциация адвокатов России за права человека»
Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России»
Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет».
Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»
«Московское бюро по правам человека»
Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции.
Общероссийская Общественная Организация » КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ «
Российское Антикоррупционное Партнерство
«Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области»
Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный Комитет»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции»
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»
ПОДКОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции
Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»
Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 10 июля 2023 г. — Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 286-ФЗ
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррупции в России. Автор раскрывает понятие и основные меры профилактики коррупции в России.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин Я.В.
CONCEPT AND MEASURES OF PREVENTION OF CORRUPTION IN RUSSIA
The article is devoted to the actual problem of corruption in Russia today. The author reveals the concept and basic measures of corruption prevention in Russia.
Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В РОССИИ»
Антикоррупционная экспертиза является видом в правовой экспертизе, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенного фактора, относящегося к действующим правовым актам и их проектам. По ее результату составляют самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенного фактора.
1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон РФ от 17.07.2009 №172-ФЗ (ред. от 21.20.2008). // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, №29, ст.3609.
2. ВЦИОМ. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru (дата обращения: 18.04.2018).
Фомин Я.В. студент магистратуры 2 курса факультет «Государственного и муниципального управления» Северо-Западный институт управления Российской Академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(СЗИУ РАНХиГС) Россия, г. Санкт-Петербург ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррупции в России. Автор раскрывает понятие и основные меры профилактики коррупции в России.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупционное правонарушение, антикоррупционная экспертиза, нетерпимость к коррупции
Fomin Ya.V. master students
2 year, Faculty of "State and Municipal Management" North-West Institute of Management, branch of RANEPA
CONCEPT AND MEASURES OF PREVENTION OF CORRUPTION
The article is devoted to the actual problem of corruption in Russia today. The author reveals the concept and basic measures of corruption prevention in Russia.
Keywords: corruption, counteraction to corruption, corruption offense, anti-corruption expertise, intolerance to corruption
Экономика и социум" №10(53) 2018
Коррупция определяется Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на основании которого она является злоупотреблением служебным положением, дачей взяток, получением взяток, злоупотреблением полномочием, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием лицом своего должностного положения вопреки законным интересам в обществе и государстве для получения выгод (деньги, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера, иные имущественные права для себя или для третьего лица) или незаконное предоставление данной выгоды указанному лицу другим физическим лицом, а также совершение указанного деяния от имени или в интересах юридических лиц.
Федеральный закон № 273-ФЗ определяет категорию противодействия коррупции в качестве деятельности федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, института гражданского общества, организации и физического лица в пределах их полномочий:
• предупреждение коррупционной составляющей;
• выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционного правонарушения;
• минимизация и (или) ликвидация последствия коррупционного правонарушения. 95
На данном этапе в РФ существует антикоррупционное законодательство. Также разработали соответствующий нормативный инструментарий, который позволяет побороться с этим отрицательным явлением. Также, для создания системы противодействия коррупции в РФ и устранения причин, ее порождающих, Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образовал Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. 96
Профилактика коррупционных преступлений осуществляют при помощи нижеприведенных направлений:
• формировать в обществе нетерпимость к коррупции;
• антикоррупционная экспертиза правового акта и их проекта;
• рассматривать в федеральном органе государственной власти, органе государственной власти субъекта РФ, органе местного самоуправления, другом органе, организации, наделенной отдельным полномочием, не реже 1 раза в квартал вопроса правоприменительной практики по результату вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда о признании недействительным акта, незаконным решения и действия (бездействия) указанного органа, организации для выработки и принятия меры, связанной с предупреждением и устранением причины нарушения;
• предъявлять квалификационные требования к гражданину,
95 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2017).// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52, ст.6228.
96 О мерах по противодействию коррупции . Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815
Экономика и социум" №10(53) 2018
претендующему на замещение государственной или муниципальной должностей, проверять сведения, представляемые указанными людьми;
• устанавливать для основания для освобождения от замещаемых должностей и (или) увольнения лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы, с замещаемых должностей государственной или муниципальной службы или для применения в их отношении иной меры ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательстве имущественного характера, а также представления заведомо ложного сведения о доходе, расходах, об имуществе и обязательстве имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка;
• внедрять правила, на основании которых длительное, безупречное и эффективное исполнение государственными или муниципальными служащими собственных должностных обязанностей должны учитывать при их назначении на вышестоящие должности, присвоении им воинских или специальных званий, классных чинов, дипломатических рангов;
• развивать институты общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательной базы РФ о противодействии коррупции. 97
1. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2017).// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52, ст.6228.
2. О мерах по противодействию коррупции. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 (ред. от 09.10.2017).
97 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2017).// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, №52, ст.6228.