Юридическая социальная сеть
29.4к
29.4к
Ликвидация Высшего арбитражного суда РФ
Реформа по ликвидации Высшего Арбитражного суда
До 2013 года Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года было предусмотрено, что высшими судебными органами являлись Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации и Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации являлся высшим судебным органом по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел.
22 ноября 2013 года Государственной думой Российской Федерации был одобрен закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», который вступил в силу 6 февраля 2014 года. Одна из самых важных поправок была внесена в ст. 126 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.
В результате указанной реформы судебной системы в настоящий момент к федеральным судам относятся:
– Конституционный суд Российской Федерации;
– Верховный суд Российской Федерации;
– верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
– арбитражные суды округов (наименования данной группы арбитражных судов так же подверглись изменениям – ранее они назывались федеральными арбитражными судами округов), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (в настоящий период это лишь один, относительно новый, функционирующий с февраля 2013 г. суд по интеллектуальным правам), составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Положительные и отрицательные стороны объединения Высшего арбитражного суда Российской Федерации с Верховным судом Российской Федерации
Положительные последствия
1) Данная реформа позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием граждан, организаций, органами государственной власти и местного самоуправления.
2) Указанная реформа обеспечит единообразие судебной практики, обеспечит принцип независимости судей.
Отрицательные последствия
1) Ранее Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд РФ находились в Москве. В 2013 году было принято решение о том, что здание Верховного суда РФ будет располагаться в Санкт-Петербурге. В связи с этим требуется выделение крупных денежных средств из федерального бюджета Российской Федерации.
2) В Высшем арбитражном суде РФ и Верховном суде РФ работали опытные, имеющие большой стаж работы в судебной системе люди. Некоторые опытные судьи ушли в отставку, не желая кардинально менять свою жизнь. Например, Медведева Александра Михайловна, судья Высшего арбитражного суда РФ, подала в отставку, так как не планировала осуществлять переезд в Санкт-Петербург.
Таким образом, благодаря методу системного анализа, который дает возможность описывать отдельно взятый объект, были выявлены положительные и отрицательные стороны ликвидации Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
6 августа, то есть сегодня, прекращает свою работу Высший Арбитражный Суд РФ. Прощай ВАС!
Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ сегодня, 6 августа 2014 года прекращает свою деятельность. В соответствии с Конституцией РФ функции ВАС РФ переданы Верховному Суду РФ, образованному в соответствии с Конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ.
Вот уже и знаменитая, почти родная ссылка arbitr.ru, больше не открывается так как раньше, а выводит тебя на kad.arbitr.ru.
Ну что тут скажешь? К сожалению это свершилось, но я не хочу давать свою оценку сделанному. Мне трудно сейчас судить, на сколько это было сделано правильно или не правильно, время покажет. И сейчас, наверное, уже нет надобности сетовать и причитать, что сделано, то сделано и надо учиться работать дальше.
Однако несколько слов, я думаю сказать все-таки надо.
Я очень хорошо помню, как всё начиналось, как формировались арбитражные суды, как из госарбитражей (которые я еще застал), стали появляться и проявляться новые именно что СУДЫ.
Помню я и Высший Арбитражный Суд, который был главным инициатором всего яркого и прогрессивного в судебной системе новой России.
В первый раз я попал в ВАС РФ 24 января 1994 года (до сих пор эту дату помню), когда представлял интересы Машиностроительного завода им. Калинина в их сложном и громком налоговом споре (мы тогда выиграли!). Потом я еще много раз бывал на Малом Харитоньевском переулке, дом 12.
А сколько было написано комментариев, статей и заключений со ссылками на практику ВАС РФ, сколько было прочитано лекций и докладов, сколько было споров, дискуссий, обсуждений и полемики.
И вот это уже все в прошлом.
И я даже не пойму чего мне больше жаль, то ли прежнего ВАСа, то ли той профессиональной жизни, в которой был ВАС РФ, или мне больше жаль своего лихого профессионального прошлого, которое было неразрывно и нераздельно связано с Судебной Практикой ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ!
Спасибо всем Судьям, спасибо всем специалистам, спасибо всем тем, кто создавал систему арбитражных судов, и в первую очередь, спасибо двум Председателям Высшего Арбитражного Суда РФ — Вениамину Федоровичу Яковлеву и Антону Александровичу Иванову. Именно под их руководством была создана очень мощная и хорошо функционирующая система экономического правосудия!
Если честно, то я пока не разделяю панических настроений некоторых своих коллег в стиле «всё пропало, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает».
Да, будет сложно. Да, будет не просто. Да, будет по другому. Да, может быть новый Верховный Суд РФ будет более строг к налогоплательщикам, но ведь это жизнь, и надо учиться работать в новых условиях. Никто и не обещал, что будет легко!
Тем более, если сказать, что «после ликвидации ВАС профессия налогового защитника закончилась» — это фактически сказать, что вся твоя профессия и работа была вовсе и не твоей работой, а работой ВАС РФ?
Поэтому, думаю мы со всем разберемся и в конце концов всё наладится.
Конечно, что-то придется менять, и в нашей работе вообще, и у себя на блоге в частности. Придется закрывать рубрику «Налоговые споры в Президиуме ВАС РФ (хроника)», и открывать новую рубрику (а может даже и две).
Обещаю читателям, что своими соображения по поводу работы в новых условиях я поделюсь в своем блоге (и конечно же в facebook) в самое ближайшее время. Завтра, в частности, планирую разместить первый пост из нашей брошюрки «Налоговый кодекс от ВАС РФ» (мы его издавали очень малым тиражом).
А что касается изменений в законодательстве, изменений в судебной системе и изменений в жизни, то изменения эти были и будут всегда, поэтому не надо причитать, а надо идти и делать свое Дело!
Упразднение вас в каком году что изменилось
6 августа 2014 года начнет свою работу единый Верховный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.
Вносятся изменения в структуру ВС РФ. В частности, вместо Военной коллегии в ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое сейчас является самостоятельным судебным органом, создается Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Ее состав избирается из числа судей (за исключением Председателя коллегии — заместителя Председателя ВС РФ) Пленумом ВС РФ.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.
Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Кроме того уточняются:
— функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
— структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.
Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.
ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.
Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.
(Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральные конституционные законы от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, от 05.02.2014 N 4-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ и от 21.07.2014 N 14-ФКЗ; Федеральные законы от 12.03.2014 N 25-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 28.06.2014 N 186-ФЗ и от 28.06.2014 N 198-ФЗ; Постановление Пленума ВС РФ от 07.08.2014 N 2, «Временная инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. Приказом Председателя ВС РФ от 08.08.2014 N 28-П), Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23.09.2014 N 05-1525-ВГ)
В России ликвидировали Высший арбитражный суд
В среду приступил к работе объединённый Верховный суд России, к которому присоединили Высший арбитражный суд. Независимые юристы очень недовольны ликвидацией ВАС: организацию работы в судах по хозяйственным спорам в России они называют гораздо более современной, чем стиль судов общей юрисдикции.
Проект изменений в конституции, предусматривающий ликвидацию Высшего арбитражного суда и его присоединение к Верховному суду в виде коллегии по экономическим делам, был внесён в парламент администрацией президента в октябре 2013 года и стал неприятной неожиданностью для независимых от государства юристов.
Представители власти объясняли эту инициативу необходимостью унифицировать судебную практику, их оппоненты подозревают, что Кремль захотел укрепить контроль над судебной властью. Система арбитражных судов, по словам адвокатов, гораздо более независимо, чем суды общей юрисдикции, ведёт себя в спорах с участием государства; к тому же арбитражные суды намного более продвинуты технически.
"В ряде случаев суды обладают пересекающейся компетенцией — одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела. Вместе с тем в целом ряде случаев позиции по одним и тем же правовым ситуациям могут различаться [. ] будет выстроен единый центр правоприменения, будет унификация судебной практики двух различных ветвей судебной власти", — говорил во время обсуждения проекта в Госдуме глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
"Предполагается, что это позволит нам выработать единые подходы в правоприменительной практике, в настоящее время арбитражные и суды общей юрисдикции обладают по целому кругу вопросов пересекающейся компетенцией и приходят к достаточно неодинаковым выводам", — пересказывал ровно тот же аргумент представитель президента в Госдуме Гарри Минх.
Единственное объяснение
Объединения юристов призывали власти отозвать проект упразднения ВАС.
"В последнее семь лет именно Высший арбитражный Суд и система государственных арбитражных судов – это эффективно работающий механизм, пользующийся доверием участников экономических споров, отличающийся высоким уровнем прозрачности своей деятельности и подлинной независимостью от иных органов власти", — говорилось в "Обращении представителей юридического бизнеса".
Юристы писали, что упразднение ВАС может понизить качество правосудия по экономическим вопросам и повысить уровень коррупции.