Санитарная зона что это такое
Ст. 12 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование с 01.01.2025. О правах и обязанностях собственников и правообладателей объектов недвижимости, расположенных в указанных зонах, см. ч. 13 ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее — объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Об особенностях установления зон с особыми условиями использования территорий см. ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
2.1. В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ)
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
О правилах установления санитарно-защитных зон (СЗЗ)
В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В СЗЗ не могут располагаться – жилая застройка, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
В случае, если в СЗЗ находится какой-либо нормируемый объект, то предприятие должно обосновать возможность сокращения установленной ему СЗЗ таким образом, чтобы нормируемый объект был выведен за границы установленной СЗЗ. В случае сокращения (изменения) размеров СЗЗ, установленных СанПиН, предприятие, после установления расчетной СЗЗ обязано подтвердить расчетную границу выполнением инструментальных (натурных) измерений. При этом обязательно учесть, что минимальное количество измерений для объектов 1-2 класса — не менее 50 дней в течение года; для объектов 3-5 классов — не менее 30 дней в течение года. Места (контрольные точки), где выполняется контроль, определяются проектом расчетной СЗЗ. И после проведения контроля устанавливается окончательный размер расчетной СЗЗ.
Кто должен разрабатывать СЗЗ и каков должен быть ее размер?
Проект СЗЗ должно иметь любое предприятие, имеющее класс опасности 1-3 согласно классификации, гл. 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также любое предприятие, не включенное в классификацию по указанному СанПиН.
Предприятия 4 класса по СанПиН разрабатывают проект СЗЗ в случае, если не выдерживается установленная СанПиН расчетная СЗЗ (100 метров).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет 5 классов опасности предприятий. Примерные размеры санитарно-защитной зоны определяются в зависимости от класса опасности объектов и производств:
— I класс (чрезвычайно опасные для человека) — от 1000 м
— II класс (высоко опасные для человека) — от 500 м
— III класс (умеренно опасные) — от 300 м
— IV класс (мало опасные) — от 100 м
— V класс (практически не опасные) — от 50 м.
Что нужно для установления СЗЗ?
— Заявление об установлении СЗЗ (форма утверждена приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000).
— Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
— Исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (в случаях, предусмотренных положениями постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
-XML-схемы TerritoryToGKN_v01 и ZoneToGKN_v05, утвержденные приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016г. (глава 4 Федерального закона от 13 июня 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Что такое проект СЗЗ?
Это набор сведений об объекте, а также все необходимые данные, на основании которых может быть обоснован размер СЗЗ. Он включает в себя следующие разделы:
— Сведения о размерах и границах СЗЗ.
— Расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух.
— Перечень ограничений использования земельных участков, а также обоснования отсутствия части ограничений (при необходимости).
— Для объектов 1 и 2 классов опасности обязательна оценка риска здоровью населения (кроме случаев, когда расстояние от объекта до нормируемой территории в два раза превышает ориентировочный размер, или объект относится к животноводческим и птицеводческим предприятиям, кладбищам).
Куда отправлять заявление об установлении СЗЗ?
Если объект 1 класса, то заявление об установлении СЗЗ направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7, г. Москва, 127994). Если объект 2-5 класса опасности, то заявление и материалы к нему направляются в территориальный орган Роспотребнадзора (Ойунского дом 9, г. Якутск, 677027).
Неклассифицированные объекты рассматриваются в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с учётом расчётов и наличия новых, недостаточно изученных технологий.
Материалы можно подать в печатном, электронном виде (при подаче в электронном виде материалы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью) или через сайт госуслуги.
Как проходит рассмотрение?
По окончанию 15 рабочих дней будет принято решение об установлении СЗЗ или направлен отказ в установлении СЗЗ.
Соответствующая информация будет направлена заявителю.
В случае отказа требуется внести правки и внести материалы заново в полном объеме.
При принятии решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзором организуется работа по внесению соответствующих сведений в ЕГРН и документы территориального планирования.
Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
Нормативно-правовая база.
На сегодняшний день установление, изменение ли прекращение санитарно-защитной зоны регламентируют следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 27.12.2019 N 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
5. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;
8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2018г. № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».
Какие сроки?
Ориентировочная, расчетная (предварительная) СЗЗ. Если у хозяйствующего субъекта была определена только ориентировочная, расчетная (предварительная) СЗЗ, то до 01.10.2024 г. необходимо подать заявление об установлении либо о прекращении существования СЗЗ в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
Если ранее границы СЗЗ были установлены, но не внесены в ЕГРН, то до 01.01.2025 хозяйствующие субъекты должны направить сведения об установленной СЗЗ в ЕГРН (п. 12 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ) ППК «Роскадастр» по Республике Саха (Якутия).
До 01.01.2025 СЗЗ считается установленной, в случае отсутствия ее в ЕГРН, если СЗЗ установлена до 01.01.2022 одним из указанных способов: решением исполнительного органа государственной власти, органа местного управления, суда, нормативно- правовым актом, а также согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями (п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
Таким образом, СЗЗ считается установленной с момента выдачи Решения до 2025 г.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) , 2023
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ойунского, 9
Санитарно-защитные зоны
Специалистами территориального отдела неоднократно рассматривались обращения юридических лиц, граждан для разрешения спорных вопросов в части санитарно-эпидемиологического благополучия, возникающих в процессе содержания и эксплуатации объектов, соседского проживания граждан. Основаниями для обращений послужили нарушения правил содержания объектов, территорий этих объектов, территорий частных подворий и территорий прилегающих к ним.
Одним из документов, который можно использовать для оценки правильности мест размещения объектов является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Указанным документом предусматривается следующее:
Требования настоящих санитарных правил распространяются на объекты, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования — санитарно-защитная зона (СЗЗ). Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с настоящими санитарными правилами. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается специальный проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Из чего следует, что условия и места размещения объектов, производится при наличии проектных материалов для строительства новых объектов или их реконструкции. Задача обеспечить безопасность окружающих объектов, объектов внешней среды и мест постоянного пребывания людей, возлагается на предприятие – проектировщика. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В Соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится:
Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также — приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 14 ФЗ).
В соответствии с «Градостроительным кодексом Российской Федерации» от 29.12.2004 года N 190-ФЗ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления, при условии выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, для строительства новых объектов, ввода их в эксплуатацию, необходимо руководствоваться требованиями Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 года N 74-ФЗ, который ограничивает или запрещает строительные работы в прибрежных полосах водоемов. Соблюдение требований Водного кодекса Российской Федерации, также необходимо учитывать проектными организациями и местными муниципальными образованиями при решении вопроса о ведении строительства (реконструкции) объектов с негативным влиянием на объекты внешней среды.
Таким образом, в случае возникновения любых спорных вопросов условий и мест размещения объектов, которые могут или уже негативно влияют на другие объекты и условия проживания граждан, необходимо пользоваться указанными выше документами.
В случае содержания домашних животных в черте жилой застройки населенных мест, зачастую возникают конфликтные ситуации в связи с не соблюдением (нарушением) обращения с отходами животноводства.
В данном случае предусмотрено, что местные муниципальные органы ведут (должны вести учет) всех животных, содержащихся в домашних условиях, ими же регламентируется количество этих животных.
Требованиями санитарных правил регламентируется, что при наличии на территории частного подворья поголовья свиней, крупного рогатого скота, лошадей и т.д. до 50-ти голов, санитарно-защитная зона до стены жилого дома должна составлять расстояние не менее 50-ти метров; до 100 голов – расстояние увеличивается и составляет не менее 100 метров; от 100 голов – санитарно-защитная зона составляет не мене 300 метров. Ведение личного подсобного хозяйства гражданами предусматривается с учетом выполнение требований безопасности, проще говоря — должно быть вынесено за пределы территории жилой застройки населенного пункта.
Санитарными правилами по содержанию территорий населенных мест определен следующий вид работы:
— в населенном пункте должна быть разработана система санитарной очистки и уборки территории. Объектами очистки являются территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культуры и массового посещения населения, территории предприятий и т.д.
Условия, которые гарантируют благоприятные и безопасные условия проживания на территории частного сектора закладываются заранее, до начала строительства, до начала проживания или размещения объектов. В случае невыполнения элементарных требований строительных нормативов и самоуверенности отдельных граждан возникают спорные вопросы между самими гражданами, выливающиеся порой в неразрешимую проблему.
Поскольку спорный (конфликтный) момент между гражданами случился на территории МО, рассматривает данный вопрос представитель местного МО.
Для разрешения спорного вопроса можно использовать положения Закона Оренбургской области от 04.12.2003 года № 712/90-111-ОЗ «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области». В том числе в части сбора и удаления отходов (навоз в качестве основного загрязняющего фактора не складируется в установленном порядке и не вывозится в специально отведенные места); обеспечения безопасности граждан, проживающих по соседству (не вывезенные своевременно отходы являются потенциально опасными для здоровья населения в силу наличия в них бактериального и гельминтного загрязнений). Указанный документ предусматривает основные принципы в области содержания животных – соблюдение ветеринарно-санитарных требований, направленных на предупреждение загрязнения объектов окружающей среды и ухудшения состояния здоровья населения.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края
Санитарно-защитная зона — это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ): специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила установления санитарно-защитных зон), регламентирующие требования к санитарно-защитным зонам.
В соответствии с п. 3 Правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ.
Формы заявлений об установлении санитарно-защитной зоны и о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждена приказом Роспотребнадзора от 05.12.20218 № 1000.
Проект санитарно-защитной зоны, в частности, обязаны иметь:
— застройщик, претендующий на выдачу разрешения на строительство (п. 6 Правил установления санитарно-защитных зон);
— правообладатель построенного или реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона в целях выявления необходимости изменения санитарно-защитной зоны (п. 7 Правил установления санитарно-защитных зон).
На основании п. 16 Правил установления санитарно-защитных зон проект санитарно-защитной зоны содержит:
— сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
— сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
— обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
— перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны в соответствии с п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон;
— обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в пп. "б" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
В соответствии с п. 8 Правил установления санитарно-защитных зон исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) (в т.ч. для создания проектов санитарно-защитных зон) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ.
(подготовлено прокурором Орджоникидзевского района г. Перми Теплых А.В.)
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
18 ноября 2021, 18:49
Что такое санитарно- защитные зоны и какие требования к ним предъявляются?
Санитарно-защитная зона — это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ): специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила установления санитарно-защитных зон), регламентирующие требования к санитарно-защитным зонам.
В соответствии с п. 3 Правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ.
Формы заявлений об установлении санитарно-защитной зоны и о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждена приказом Роспотребнадзора от 05.12.20218 № 1000.
Проект санитарно-защитной зоны, в частности, обязаны иметь:
— застройщик, претендующий на выдачу разрешения на строительство (п. 6 Правил установления санитарно-защитных зон);
— правообладатель построенного или реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона в целях выявления необходимости изменения санитарно-защитной зоны (п. 7 Правил установления санитарно-защитных зон).
На основании п. 16 Правил установления санитарно-защитных зон проект санитарно-защитной зоны содержит:
— сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
— сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
— обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
— перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны в соответствии с п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон;
— обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в пп. "б" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
В соответствии с п. 8 Правил установления санитарно-защитных зон исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) (в т.ч. для создания проектов санитарно-защитных зон) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ.