Какой запас трансформаторного масла должен постоянно храниться на электростанциях?
Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» — отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» — выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.
На странице билетов добавляется кнопка «Билеты», нажимая — разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.
«Полезные ссылки» — нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.
В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.
- Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
- Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
- Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете. 🙂
- Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.
Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» — для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты. Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.
На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.
Энергетические масла
Отбор проб масел из транспортных емкостей осуществляется в строгом соответствии с положениями действующих государственных стандартов, определяющих порядок отбора проб.
- 5.14.3. Контроль качества электроизоляционного масла должен быть организован в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования.
- 5.14.4. Электрооборудование в зависимости от типа и класса напряжения после ремонта, выполнявшегося со сливом масла из оборудования, должно быть залито подготовленным электроизоляционным маслом. Качество электроизоляционного масла должно соответствовать положениям объема и норм испытаний электрооборудования, определяющим качество регенерированных или очищенных эксплуатационных масел.
Электрооборудование (активная часть, маслобак и т. д.) должно быть промыто или очищено от остатков загрязнения до начала залива электроизоляционного масла, которое затем будет в нем эксплуатироваться.
Качество электроизоляционного масла в электрооборудовании, ремонт которого выполнялся без слива масла, должно соответствовать положениям объема и норм испытаний электрооборудования, определяющим качество эксплуатационных масел в области «нормального состояния».
- 5.14.5. Марка свежего трансформаторного масла должна выбираться в зависимости от типа и класса напряжения оборудования. При необходимости допускается смешивание свежих масел, имеющих одинаковые или близкие области применения. Смесь масел, предназначенных для оборудования различных классов напряжения, должна заливаться только в оборудование низшего класса напряжения.
- 5.14.6. Сорбенты в термосифонных и адсорбционных фильтрах трансформаторов мощностью свыше 630 кВ-А должны заменяться при достижении значения кислотного числа масла 0,1 мг КОН на 1 г масла, а также в случае появления в масле растворенного шлама, водорастворимых кислот и (или) повышения значения тангенса угла диэлектрических потерь выше эксплуатационной нормы.
Замена сорбента в фильтрах трансформаторов до 630 кВ А включительно должна производиться во время ремонта или при эксплуатации при ухудшении характеристик твердой изоляции.
Содержание воды в сорбенте, загружаемом в фильтры, должно быть не более 0,5 % массы.
- 5.14.7. Контроль качества трансформаторного масла при приеме и хранении осуществляется в соответствии с положениями объема и норм испытаний электрооборудования. Допускается определять класс промышленной чистоты вместо определения содержания механических примесей.
- 5.14.8. Баки (резервуары) для хранения масел должны быть оборудованы воздухоосушительными фильтрами. Перед заливом масла баки проверяются на чистоту и при необходимости очищаются от загрязнений.
- 5.14.9. На электростанциях должен постоянно храниться запас трансформаторного масла в количестве, равном (или более) вместимости одного самого вместительного масляного выключателя, и запас на доливки не менее 1 % всего масла, залитого в оборудование; на электростанциях, имеющих только воздушные или малообъемные масляные выключатели, — не менее 10 % объема масла, залитого в трансформатор наибольшей емкости.
В организациях, эксплуатирующих электрические сети (в районах), должен постоянно храниться запас трансформаторного масла не менее 2 % залитого в оборудование.
5.14.10. До слива из цистерн турбинные нефтяные и огнестойкие масла должны быть подвергнуты лабораторному испытанию:
нефтяное — на кислотное число, температуру вспышки, кинематическую вязкость, реакцию водной вытяжки, время деэмульсации, содержание механических примесей и воды;
огнестойкое — на кислотное число, содержание водорастворимых кислот и щелочей, температуру вспышки, вязкость, плотность, цвет; содержание механических примесей должно определяться экспресс- методом.
Нефтяное турбинное масло, слитое из цистерны в свободный чистый сухой резервуар, должно быть проверено на время деэмульсации, стабильность против окисления, антикоррозионные свойства. В случае несоответствия качества масла поэтам показателям государственным стандартам должен быть выполнен анализ пробы, отобранной из цистерны.
Масло перед заливом в оборудование должно быть подготовлено и соответствовать положениям инструкций по эксплуатации турбинных масел, определяющих качество масел, заливаемых в оборудование.
- 5.14.11. Эксплуатационное турбинное масло в паровых турбинах, питательных электро- и турбонасосах должно удовлетворять следующим нормам:
- а) нефтяное:
кислотное число — не более 0,3 мг КОН на 1 г масла;
вода, шлам, механические примеси должны отсутствовать (определяются визуально);
растворенный шлам должен отсутствовать (определяется при кислотном числе масла 0,1 мг КОН на 1 г масла и выше);
термоокислительная стабильность — для масла Тп-22С или Тп-22Б (кислотное число — не более 0,8 КОН на 1 г масла; массовая доля осадка — не более 0,15 %).
Условия окисления масла: температура испытания 120±0,5 °С, время -14 ч; скорость подачи кислорода — 200 см 3 /мин.
Термоокислительная стабильность масла определяется 1 раз в год перед наступлением осенне-зимнего максимума для масел или их смесей с кислотным числом 0,1 мг КОН на 1 г масла и более. Для масла из маслосистем питательных электро- и турбонасосов этот показатель не определяется;
б) огнестойкое синтетическое:
кислотное число — не более 1 мг КОН на 1 г масла;
содержание водорастворимых кислот — не более 0,4 мг КОН на 1 г масла;
массовая доля механических примесей — не более 0,01 %;
изменение вязкости — не более 10 % исходного значения для товарного масла;
содержание растворенного шлама (по методике ВТИ) — изменение оптической плотности не менее 25 % (определяется при кислотном числе масла 0,7 мг КОН на 1 г масла и выше).
Вместо определения содержания механических примесей допускается определение класса промышленной чистоты — не более 11-го класса.
- 5.14.12. Огнестойкие турбинные масла, достигшие предельной эксплуатационной нормы по кислотному числу, должны быть отправлены на завод-изготовитель для восстановления качества. Эксплуатация огнестойких турбинных масел должна осуществляться в соответствии с положениями специальной инструкции.
- 5.14.13. Эксплуатационное масло Тп-30 в гидротурбинах должно удовлетворять следующим нормам:
кислотное число — не более 0,6 мг КОН на 1 г масла;
вода, шлам, механические примеси должны отсутствовать (определяются визуально);
массовая доля растворенного шлама — не более 0,01 %.
Вместо определения содержания механических примесей допускается определение класса промышленной чистоты — не более 13-го класса.
5.14.14. В процессе хранения и эксплуатации турбинное масло должно периодически подвергаться визуальному контролю и сокращенному анализу.
В объем сокращенного анализа нефтяного масла входит определение кислотного числа, наличия механических примесей, шлама и воды; огнестойкого масла — определение кислотного числа, содержания водорастворимых кислот, наличия воды, количественное определение содержания механических примесей экспресс-методом.
Визуальный контроль масла заключается в проверке его по внешнему виду на содержание воды, шлама и механических примесей для решения о необходимости его очистки.
Дополнительно рекомендуется определять класс промышленной чистоты.
5.14.15. Периодичность проведения сокращенного анализа турбинного масла следующая:
масла Тп-22С или Тп-22Б — не позднее чем через 1 мес. после заливки в масляные системы и далее в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 2 мес. при кислотном числе до 0,1 мг КОН на 1 г масла включительно и не реже 1 раза в месяц при кислотном числе более 0,1 мг КОН на 1 г масла;
огнестойкого масла — не позднее чем через неделю после начала эксплуатации и далее не реже 1 раза в 2 мес. при кислотном числе не выше 0,5 мг КОН на 1 г масла и не реже 1 раза в 3 недели при кислотном числе выше 0,5 мг КОН на 1 г масла;
турбинного масла, залитого в систему смазки синхронных компенсаторов,- не реже 1 раза в 6 мес.;
масла Тп-30, применяемого в гидротурбинах, — не позднее чем через месяц после заливки в масляную систему и далее не реже 1 раза в год при полной прозрачности масла и массовой доле растворенного шлама не более 0,005 %; при массовой доле растворенного шлама более 0,005 % — не реже 1 раза в 6 мес. При помутнении масла должен быть выполнен внеочередной сокращенный анализ.
При обнаружении в масле шлама или механических примесей во время визуального контроля должен быть проведен внеочередной сокращенный анализ.
Находящееся в резерве нефтяное турбинное масло должно подвергаться сокращенному анализу не реже 1 раза в 3 года и перед заливкой в оборудование, а огнестойкое масло — не реже 1 раза в год и перед заливкой в оборудование.
5.14.16. Визуальный контроль масла, применяемого в паровых турбинах и турбонасосах, должен проводиться 1 раз в сутки.
Визуальный контроль масла, применяемого в гидротурбинах, на электростанциях с постоянным дежурством персонала должен проводиться 1 раз в неделю, а на автоматизированных электростанциях — при каждом очередном осмотре оборудования, но не реже 1 раза в месяц.
5.14.17. На электростанциях должен храниться постоянный запас нефтяного турбинного масла в количестве, равном (или более) вместимости маслосистемы самого крупного агрегата, и запас на доливки не менее 45-дневной потребности; в организациях, эксплуатирующих электрические сети, постоянный запас масла должен быть равен (или более) вместимости масляной системы одного синхронного компенсатора и запас на доливки не менее 45-дневной потребности.
Постоянный запас огнестойкого турбинного масла должен быть не менее годовой потребности его на доливки для одного турбоагрегата.
- 5.14.18. Получаемые индустриальные масла и пластичные смазки должны быть подвергнуты визуальному контролю в целях обнаружения механических примесей и воды. Индустриальное масло, кроме того, должно быть дополнительно испытано на вязкость для контроля соответствия этого показателя государственному стандарту или техническим условиям.
- 5.14.19. Для вспомогательного оборудования и механизмов на электростанциях и в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должны быть установлены нормы расхода, периодичность контроля качества и смены смазочных материалов. Марка смазочного материала, используемого для этих целей, должна соответствовать требованиям заводских инструкций по эксплуатации к ассортименту смазок, допущенных к применению на данном оборудовании. Возможность замены смазочных материалов должна быть согласована с предприятием — изготовителем оборудования.
В системах смазки вспомогательного оборудования с принудительной циркуляцией масло должно подвергаться визуальному контролю на содержание механических примесей, шлама и воды не реже 1 раза в месяц. При обнаружении загрязнения масло должно быть очищено или заменено.
На каждой электростанции и в каждой организации, эксплуатирующей электрические сети, должен храниться постоянный запас смазочных материалов для вспомогательного оборудования не менее 45-дневной потребности.
5.14.20. Контроль качества свежих и эксплуатационных энергетических масел на энергообъектах и выдачу рекомендаций по применению масел, в том числе составление графиков их контроля, а также техническое руководство технологией обработки, должен осуществлять химический цех (химическая лаборатория или соответствующее подразделение). Масляное хозяйство организации, эксплуатирующей электрические сети, должно находиться в подчинении службы изоляции и молниезащиты или другого производственного подразделения, определенного приказом руководителя.
На электростанциях обслуживание оборудования для обработки электроизоляционных масел осуществляет персонал электроцеха, а для обработки турбинных масел — персонал котлотурбинного цеха.
Объединенное центральное масляное хозяйство электростанций должно находиться в подчинении производственного подразделения, определенного приказом руководителя.
- 5.14.21. В химической лаборатории на турбинные, трансформаторные и индустриальные масла, залитые в оборудование, должен быть заведен журнал, в который вносятся: номер государственного стандарта или технических условий, название завода-изготовителя, результаты испытания масла, тип и станционный номер оборудования, сведения о вводе присадок, количестве и качестве долитого масла.
- 5.14.22. Необходимость и периодичность дополнительных анализов эксплуатационного масла должны быть определены инструкциями по его эксплуатации в конкретном оборудовании.
- 5.14.23. Прием из транспортных емкостей и подача трансформаторного или турбинного масла к оборудованию должны осуществляться по раздельным маслопроводам, а при отсутствии маслопроводов — с применением передвижных емкостей или металлических бочек.
Транспортирование подготовленных к заливу в оборудование и отработанных масел должно осуществляться по раздельным трубопроводам; передвижные емкости, применяемые для этих целей, должны быть подготовлены в соответствии с действующими государственными стандартами.
Стационарные маслопроводы в нерабочем состоянии должны быть целиком заполнены маслом.
На трубопроводах, предназначенных для залива масла в оборудование, должны быть выполнены пробоотборные устройства непосредственно перед запорной арматурой на входе в оборудование.
Перед подачей подготовленных к заливу в оборудование масел в случае несоответствия качества масла в трубопроводе положениям нормативных документов, определяющих качество масел, предназначенных для залива в оборудование, трубопроводы должны быть опорожнены и очищены от загрязнений.
5.14.24. Подготовленные к заливу масла, отвечающие положениям действующих нормативных документов по их эксплуатации, должны заливаться в маслосистемы, не содержащие загрязнений, масляного шлама и принятые на чистоту.
Масляное хозяйство электрических станций и ПС.
На электростанциях и в электросетевых районах (ПЭС) должен хранится неснижаемый запас трансформаторного масла – не менее 4% от залитого в оборудование, а также запас турбинного масла в сетях с СК не менее емкости маслосистемы одного СК и запас на доливки.
Доставка и складирование. Масло доставляют в сетевые районы в ж/д цистернах. Поэтому емкость одного из баков должна быть достаточной для приема из ж/д цистерны. В маслохозяйствах электрических станций и ПЭС устанавливают не менее 4 баков для изоляционного масла и на электрических станциях дополнительно 4 бака для турбинного масла.
Изоляционное масло делиться на ряд групп:
свежее сырое – поступающее с завода;
регенерированное;
чистое, сухое- регенерированное и свежее просушенное;
эксплуатационное – хорошее, слитое на время ремонта.
Хранение. Хранящееся в баках масло, особенно сухое, вследствие соприкосновения с воздухом увлажняется и окисляется. Чтобы избежать этого, на дыхательные патрубки баков устанавливают воздухоочистительные фильтры, заполненные силикагелем, которые очищают воздух от влаги, пыли и вредных газов (сера, хлор, и т.п.).
В процессе очистки воздуха кристаллы насыщаются влагой, пылью и теряют свои абсорбционные свойства, при этом они меняют цвет от белого до розово-красно-коричневого и требуют замены.
Аппараты очистки и регенерации масла.
Очистка от примесей, в том числе и от воды, производится в сепараторах или фильтр-прессах.
В сепараторе вода, имеющая большую плотность чем масло, отбрасывается к периферии и отводится – этот метод очистки называется пурификация. Разновидность работы сепаратора – отвод механических примесей (шлам, уголь) – метод осветвления – кларификация.
Примеси собираются в грязевом барабане.
Для лучшей очистки масло последовательно пропускают через сепаратор и фильтр-пресс.
Эту операцию можно осуществлять без отключения трансформатора, смонтировав систему с применением маслонасоса.
Регенерация. Для полного восстановления свойств масло кроме его очистки необходимо еще его регенерация – удаления продуктов окисления. Для этого монтируют систему из нескольких последовательных элементов, главным из которых является адсорбер, заполненный силикагелем, окисью алюминия и другими минералами с восстанавливающими свойствами.
Термосифонные фильтры. Периодическая регенерация масла имеет тот недостаток, что на сердечнике и обмотках накапливается нерастворимый шлам, нарушающий условия теплоотдачи и способствующий быстрому окисления масла.
Поэтому предпочтительней непрерывная регенерация, осуществляемая пропусканием части масла через трансформаторный фильтр емкостью до 2% объема масла в трансформаторе. Обычно, такой фильтр присоединяют к баку вместо одного из съемных радиаторов. Для эффективной стабилизации качества масла фильтр заполняют антиокислительным сорбентом (окись алюминия, бокситы).
Испытания трансформаторного масла. Пробы для испытания масла берутся по графику, исходя из ПТЭ:
— сокращенный анализ – не реже 1 раза в 3 года и после капремонта;
— для трансформаторов без термосифонных фильтров 1 раз в год;
— на содержания взвешенного угля – для масляных выключателей при отключении ТКЗ;
— измерения tgd — не реже одного раза в 3 года и после капремонта.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Какой запас трансформаторного масла должен постоянно храниться на электростанциях?
ПТЭЭСС п.5.14.9. На электростанциях должен постоянно храниться запас трансформаторного масла в количестве, равном (или более) вместимости одного самого вместительного масляного выключателя, и запас на доливки не менее 1% всего масла, залитого в оборудование; на электростанциях, имеющих только воздушные или малообъемные масляные выключатели, — не менее 10% объема масла, залитого в трансформатор наибольшей емкости.
В организациях, эксплуатирующих электрические сети (в районах), должен постоянно храниться запас трансформаторного масла не менее 2% залитого в оборудование.