Что будет если не оплатить платную дорогу
С 01.09.2024 в наименование ст. 12.21.4 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 405-ФЗ).
КоАП РФ Статья 12.21.4. Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог
(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 521-ФЗ)
С 01.09.2024 в абз. 1 ч. 1 ст. 12.21.4 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 405-ФЗ).
1. Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей;
С 01.09.2024 в абз. 1 ч. 2 ст. 12.21.4 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 405-ФЗ).
2. Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд грузового транспортного средства или автобуса по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
С 01.09.2024 в прим. 1 к ст. 12.21.4 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 405-ФЗ).
1. Лицо, привлеченное к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, и исполнившее обязанность по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, освобождается от административной ответственности, а дело об указанном административном правонарушении подлежит прекращению. В случае, если копия постановления о назначении административного наказания, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней после дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
2. Собственник (владелец) транспортного средства в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.
Штраф за неоплаченный проезд по платной дороге
В России 13 платных дорог, только по одной из них можно проехать без оплаты — это Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье. Если водитель заедет на нее с нулевым балансом и не заплатит позднее, будет штраф. Рассказываем, какие еще есть платные дороги, как экономить при проезде по ним и какие штрафы за проезд без оплаты.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Штраф за неоплату платной дороги
Статья 12.21.4 КоАП
Есть ли штраф за бесплатный проезд по платной дороге
Да, с конца 2020 года в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) ввели новую статью 12.21.4 — о проезде по платной дороге без оплаты. Такой штраф не выпишут только водителям общественного транспорта и спецслужб.
Правила проезда по платной дороге
Где нужно платить. В России 13 платных участков:
- в Москве и области — участки трасс М1, М3, М4, М11 и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД);
- в Петербурге — ЗСД;
- в Псковской области около границ с Эстонией, Латвией и Республикой Беларусь;
- в Удмуртии — по мостам через реки Кама и Буй и на участке от Ижевска до Башкирии;
- В Рязани — между районами Соколовка и Дашково-Песочня.
Большие участки, например на трассах Московской области, поделены на сегменты — въезд в каждый из них оплачивается отдельно. Так водителю не приходится платить за весь участок.
Перед въездом на платный участок на автомагистрали будет стоять табличка «Платные услуги».
Такая же табличка стоит под знаком «парковка» и предупреждает, что стоянка платная
Что такое транспондер. Это устройство, которое позволяет проехать пункт оплаты без остановки. Его можно купить или арендовать. Покупать есть смысл, если вы часто проезжаете платные участки. Если это разовая поездка, например, путешествие — дешевле арендовать. Транспондер помогает быстрее проехать пункт оплаты и экономит деньги. В среднем, можно сэкономить около 15% по сравнению с оплатой «на месте» — владелец платных дорог дает скидку.
Купить или арендовать транспондер можно у нескольких операторов:
- Автодор ,
- Северо-Западная концессионная компания ,
- Новое качество дорог ,
- Магистраль северной столицы .
Самый популярный транспондер продает «Автодор», активировать его и пополнить виртуальный счет можно через мобильное приложение Avtodor. Стоит устройство от 1500 рублей.
Пополнить счет можно через сайт и приложение «Автодора», банки «Сбер» и ВТБ, систему быстрых платежей (СБП), терминалы «Элекснет».
Как оплатить проезд по платной дороге. Есть три способа:
- при въезде на платный участок — наличными или картой, придется остановиться;
- транспондером при въезде на платную дорогу — останавливаться не нужно;
- транспондером после поездки, но только на ЦКАД.
На дороге будет пропускной пункт с табличками, которые указывают на способ оплаты и вид контроля. Чтобы проехать без остановки, водитель с транспондером выбирает полосу с зеленым знаком и проезжает пункт оплаты на зеленый свет.
Если платить картой или наличными, сохраняйте чеки — это убережет от переплаты в случае ошибки сервиса. Иногда система считывает легковые авто как грузовые. В этом случае нужно обратиться в «Автодор» по номеру 2323 и объяснить ситуацию. Сделать это нужно в течение 30 дней со дня спорной оплаты. После обращения оператор за 5 дней сделает перерасчет.
Эти таблички показывают способы контроля
Первые две таблички показывают, каким способом можно оплатить проезд. Третья показывает, что через этот пункт нужно ехать транспорту, чья высота больше 4,6 м
Штраф за проезд по платной дороге без оплаты
Проезд без оплаты возможен только на ЦКАД в Москве. Система пропустит авто, даже если на счету транспондера нет денег. Перед въездом на любую другую платную дорогу стоит шлагбаум.
Проезд легкового автомобиля. Если такая машина проедет без оплаты, нарушитель получит штраф за неоплату платной дороги ЦКАД — 1500 рублей.
Проезд грузовика или автобуса больше 3,5 т. Если проедет без оплаты фура или автобус, шоферу выпишут штраф по-больше — 5000 рублей.
Если в течение 20 дней со дня постановления погасить долг за проезд, то штраф отменят. Если копия постановления пришла по истечении этого срока, срок можно восстановить.
Штраф за неуплату не выписывается дважды в течение суток. Это значит, что если водитель утром проехал без оплаты по ЦКАД, а вечером вернулся тем же путем и снова не заплатил, штраф выпишут только один раз.
Как оплатить штраф
Сайт « Штрафы ГИБДД ». Чтобы узнать о штрафах, понадобятся два документа — СТС и водительское удостоверение. Вставьте их номера в соответствующие поля.
Оставьте электронную почту, чтобы не пропустить уведомления о новых штрафах
Если результат проверки показал наличие штрафа — нажимайте «Оплатить».
Проверьте снова информацию о штрафе и нажмите «Перейти к оплате».
Заполните поля с информацией о карте — сайт их не хранит.
По завершении оплаты квитанции можно посмотреть в соответствующем разделе личного кабинета.
Пopтaл «Гocycлyги». Перед оплатой зарегистрируйтесь на сайте и подтвердите личность в одном из отделений МФЦ.
Официальный сайт ГИБДД. Заполните поля с госномером авто и номером СТС. Если нашлись штрафы, нажимайте «Уплатить штраф». Потом нужно определиться с платежной системой — сайт предупредит, что за результат операции ГИБДД не отвечает.
В банке или терминале. Для этого понадобится уникальный номер начисления (УИН). Найти его можно на бумажной копии постановления или при проверке на « Штрафах ». Введите этот номер в поле при оплате штрафа через терминал или покажите оператору в банке.
Сколько дается времени на погашение штрафа
На оплату есть 70 дней со дня постановления — 10 на обжалование и 60 на оплату. Дату можно посмотреть на бумажной копии или при проверке на «Штрафах».
Можно ли оплатить штраф со скидкой 50%
Да, можно. В КоАП перечислены штрафов, на которые скидка не действует. Штрафа за неоплату проезда по платной дороге нет — значит, скидка доступна.
Как избежать наказания за проезд «зайцем»
Единственный законный способ не получить штраф — оплатить въезд на платную дорогу. С транспондером можно еще и экономить около 15%.
Можно ли обжаловать штраф за неоплаченный проезд по платной дороге
Право обжаловать у водителя всегда есть, но шанс на положительное решение невысок.
Жалобу направить можно, но ее, скорее всего, отклонят. Оплата либо была, либо нет — спорить с такими фактами сложно.
Что будет, если не оплатить
Если долг не погасить, работник Ространснадзора оформит административный штраф: 1500 для легковых авто, 5000 рублей — для грузовиков и автобусов.
Если не оплатить штраф за неоплаченную платную дорогу за 70 дней, Ространснадзор отправит копию протокола в службу судебных приставов. Приставы начислят исполнительский сбор — минимум 1000 рублей, и начнут принудительное взыскание. Прежде всего, попытаются снять деньги с банковской карты.
Платные дороги и штрафы. Что нужно знать о поездке в Турцию на машине
Фото: Поездка в Турцию на автомобиле (unsplash.com)
Турция остается одним из самых популярных направлений, которое украинцы выбирают для оздоровления детей. Из-за закрытого неба Украины многим приходится добираться в эту страну на автомобиле.
Как подготовиться к поездке за рулем и какие правила стоит учесть, TRAVEL РБК-Украина рассказывает со ссылкой на советы основателя туристической компании «IT-Tour» Юрия Авдеева.
Что нужно знать о проверках документов и оплате дорог
Юрий Авдеев советует сконцентрироваться уже при подъезде к пограничному пункту – после Европы путешественников удивит объем документов, который потребуется для пересечения границы.
«Та степень занудства, с которой изучаются эти документы таможней, может сильно расстроить. Если вы не являетесь собственником машины, то готовьтесь предъявить доверенность. Причем документ должен быть только на турецком или английском языке. И спорить бесполезно. Сразу разворачивайтесь и езжайте в ближайший город оформлять перевод», – рассказывает он.
Также эксперт отмечает, что в Турции много платных дорог. На каждом участке платной дороги отдельный способ, как взять оплату за проезд. Это может быть банковская карта (на въезде или на выезде) или просто сканирование номера и начисление задолженности на автомобиль.
«В любом варианте проезжайте через крайние правые пункты пропуска. Если оплата берется на выезде, тогда перед шлагбаумом нужно нажать кнопку и получить билет со штрих-кодом, который потом предъявляется контролеру на выезде», – советует он.
Фото: В Турции нужно платить за дороги (unsplash.com/tony-lee)
У местных водителей – особая манера вождения
Юрий Авдеев предупреждает, что усталость на дороге будет складываться из двух составляющих: самой дороги с многочисленными камерами контроля скорости и манерой езды местных водителей.
«О местных водителях хочется сказать особо. Турки – эмоциональный народ, и в замкнутом пространстве автомобиля чувствуют себя неуютно. Благо есть у машины сигнал. Хорошо, что у машины нет барабана. Но не переживайте, через пару тысяч километров вы перестанете вздрагивать каждые две минуты и делать от неожиданности опасные маневры», – описывает он поведение участников дорожного движения.
По его словам, в пробке турки едут, не соблюдая число полос, на которые разбита дорога. На 3-х полосной дороге они обычно организуют 5 полос.
«Видеть соседние машины в нескольких сантиметров от вашей – еще то испытание для водительской психики. Подъезжая к светофору, на котором только что загорелся красный свет, не спешите останавливаться, посмотрите в зеркало заднего вида. Всегда безопасней проехать на красный, чем ремонтировать зад своего авто. 2-3 секунды после красного турки еще продолжают движение», – предостерегает знаток.
Фото: У турков особая манера езды (unsplash.com/bhumil-chheda)
Также Юрий Авдеев предупреждает о привычке турецких водителей вклиниваться в ряд и неохотном пропуске пешеходов.
«Не пытайтесь соблюдать правила при движении по кольцу. Прав тот, кто подъехал первым. Просто пропустите того, кто должен вас пропустить. Ну и готовьтесь серьезно пополнить турецкий бюджет. Ни в одной стране нет такого числа камер контроля скорости. Радует только то, что большинство из них не работает», – добавляет он.
Перед возвращением стоит проверить свои обязательства (штрафы и проезд по платным дорогам) и погасить их картой онлайн:
«Но не переживайте сильно по этому поводу – у таможенников на границе есть также доступ к этой базе данных и терминал для приёма банковских карт».
Полезные советы водителям в Турции
Стоимость проезда по платному участку дороги составляет приблизительно 0,5-1 евро за 10 км, а за некоторые тоннели – намного меньше 1 евро.
«Для заправки просто скажите заправщику тип топлива и сколько вам его нужно (full tank). Заправщик введет на своем пульте номер вашей машины», – подсказывает специалист по путешествиям.
Фото: Дорога в Турции (facebook.com/Юрий Авдеев)
Далее нужно пройти к кассиру, дождаться завершения процесса заправки, произвести оплату картой или наличными, а чек отдать заправщику.
«Дороги в Турции очень хорошие, ограничения скорости на платных скоростных дорогах 140 км/час. Скорость движения в населенных пунктах определяется знаками. Это может быть 50, 60, 70 и 82 км/час. Допускается превышение скорости на 10% от максимально допустимой», – отмечает Юрий Авдеев.
Если не оплатить проезд по ЦКАД, вас ждет долг, штраф, и суд. При этом "Автодор" не предоставляет статистику поездок до оплаты!
Для тех, кто много ездит по Московской области, открытие новых сегментов ЦКАД — хорошая новость. Можно перемещаться из одной области в другую сравнительно быстро и без пробок. Разумеется, есть и плохая новость — ЦКАД дорога платная, а там где у нас строят платник, развитие "бесплатной" (на самом деле, нет) дорожной сети (в данном случае, "бетонки" А107) прекращается. Количество машин постоянно увеличивается, в том числе в связи с ограничениями транзита через Москву даже по МКАД, и все идет к тому, что ЦКАД скоро станет безальтернативным вариантом проезда. Не заплатишь — не поедешь!
Как вы знаете, на трассе нет шлагбаумов и традиционных пунктов оплаты, действует система оплаты free-flow: сумма долга за проезд приписывается к госномеру авто. Номер считывают камеры.
Недавно, когда поездки по ЦКАД вошли в обиход, я столкнулся с обидной недоработкой системы оплаты. Дело в том, что электронный мозг знает, сколько вы должны денег за проезд, но если у вас нет транспондера, не сообщает вам за какие именно поездки произведены начисления!
То есть, вбив свой госномер, номер телефона и почты в форму (это обязательные для авторизации данные), вы получите только сумму долга, но без указания статистики поездок в том числе определяемого класса авто.
Если представить весьма распространенную ситуацию, что автомобиль, на котором вы совершили поездку, эксплуатируется в том числе другими людьми, и вы без понятия, ездили они по ЦКАД или нет, и кто в итоге должен за этот проезд оплачивать. Или просто, где гарантия, что сумма долга указана "Автодором" без ошибки, или ваш автомобиль не был посчитан по тарифу грузовика, вместо легкового авто, что ранее с дорогами "Автодора" с традиционными системами оплаты бывало постоянно? Особенно частыми ошибки в классе были для автомобилей с велобагажниками, прицепами, боксами на крыше и так далее. Демонстрация статистики перед оплатой сняла бы вопрос.
С этими вопросами я обратился в компанию "Автодор" через службу поддержки, и получил парадоскальный ответ — получить статистику поездок можно только одним способом, а именно после личного обращения в центр продаж "Автодора" с оригиналом СТС на указанный автомобиль. Там нужно написать заявление и только после этого вам, может быть, вышлют статистику. А пока, платите, дорогие граждане, сколько мы скажем!
Что будет, если не оплатить? На этот счет мне в "Автодоре" ответили следующее: если не оплатить платеж в течение 5 дней после проезда, то информация о неоплаченном проезде передается в Ространснадзор. В РТН выносят постановление об административном нарушении в адрес владельца авто, по статье по ст. 12.21.4 КоАП.
Сумма штрафа составляет 1500 рублей для легковой машины и 5000 рублей для грузовика, за каждую неоплаченную поездку. Если оплатить проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления — то штраф будет аннулирован, если нет — то позже все передадут судебным приставам, и вы заплатите и за проезд, и за штраф, который может со временем увеличиться согласно КОАП в разы, плюс исполнительский сбор за работу приставов.
Надо сказать, что до недавнего времени эта "дыра" в системе оплаты успешно компенсировалась другой "дырой" — уполномоченный выписывать штрафы Ространснадзор эту работу не выполнял, в связи с отсутствием соответствующих полномочий, но со второй половины лета бюрократическая машина заработала на полную мощность.
Согласно закону «Об автодорогах и дорожной деятельности», пользователи ЦКАД считаются автоматически заключившими публичный договор с "Автодором" при въезде на платный участок. Задолженность по проезду, в отличие от обычных штрафов, может взыскиваться в течение трех лет с момента проезда. Это дает основание "Автодору" идти в суд и взыскивать деньги с неплательщика в течение этого периода. С начала сентября автовладельцам, чей долг превышает 3000 рублей, направляются досудебные претензии (уже более 500 отправлено).
Но возврат суммы долга — это лишь часть того, что ждет нерадивого автовладельца. Так, на настоящий момент Ространснадзор выписал уже 37.1 тысяч штрафов на общую сумму почти 71 миллион рублей за неоплату проезда по ЦКАД.
Разумеется, я свои задолженности (одна поездка по половинке ЦКАД обошлась в 680 рублей) оплатил. Поддержка "Автодора" обещала, что после оплаты мне пришлют детализацию поездок на указанную в форме почту. Прошла неделя с момента оплаты, но, конечно же, никакого письма с детализацией я не получил. Даже если предположить, что письмо зарезали спам-фильтры, все равно — получить детализацию до оплаты в онлайн-режиме невозможно.
На мой взгляд, эта ситуация, даже если она законна, нарушает права водителей — потребителей услуги, так как им приходится оплачивать счета не пойми за что. Отсутствие детализации услуги, в рамках "договора публичной оферты" это абсолютно ненормальная ситуация, как мне кажется.
При этом не платить тоже нельзя — судиться с госкомпанией бесполезно, долги придется отдавать, переданное приставам дело об АПН с штрафом может в конечном итоге привести к принудительному списанию увеличенной суммы с банковских карт и ограничению выезда за рубеж. Напоминаю, долг висит на вас три года.
К тому же, "Автодор" бомбардирует вас телефонными звонками и СМС, требуя оплату, то есть спокойно жить не дадут. Не поймите меня превратно. Я не предлагаю "не платить", я всегда оплачиваю все, чем пользуюсь. Но, повторюсь, узнать за что конкретно с вас берут деньги, вы возможности не имеете — только если ехать лично к черту на рога в офис продаж, с оригиналом СТС (то есть если на машине в это время кто-то ездит, вы в пролете), чтобы там стоять несколько часов в очереди и подвергать себя риску заразиться каким-нибудь ковидом. Такая поездка займет минимум полдня, хотя скорее всего — целый рабочий день. Просто для того, чтобы узнать, за что именно с вас хотят немалую сумму денег. Какая-то средневековая дичь, в исполнении госкомпании, в 21 веке.