Трудовые споры: общий порядок, суд и комиссия
Трудовой спор — это ситуация, когда работодатель и работник не могут договориться самостоятельно по каким-то вопросам в трудовой деятельности. Например, сотрудник считает, что ему не доплачивают зарплату, и бухгалтер с кадровиком не могут убедить его в обратном. В этом случае на помощь сторонам приходят независимые посредники — органы, рассматривающие трудовые споры.
Виды трудовых споров
Трудовой кодекс различает две ситуации неурегулированных разногласий между работодателем и работником:
1. Индивидуальный трудовой спор. Он возникает между работодателем и работником, в том числе бывшим, либо кандидатом на трудоустройство. Предметом индивидуального трудового спора по ТК РФ являются разногласия по вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, колдоговора, трудового договора, локальных нормативных актов. Понятие индивидуального трудового спора приведено в ст. 381 ТК РФ.
Пример. Дежурный электромонтер подстанции не согласен с установлением ему допустимого класса условий труда (класса 2) по результатам специальной оценки условий труда.
2. Коллективный трудовой спор по ст. 398 ТК РФ — неурегулированные разногласия между работодателем и работниками, их представителями. Он может возникнуть по вопросам установления и изменения условий труда, а также в ходе коллективных переговоров по условиям колдговора и соглашений, либо если работодатель не учтет мотивированное мнение профсоюза при издании локального нормативного акта.
Обратите внимание! Несколько схожих споров с работниками по вопросу применения уже действующих норм трудового права — это несколько индивидуальных трудовых споров. Они могут иметь даже одинаковый предмет или содержаться в одной жалобе, подписанной несколькими сотрудниками. Коллективный трудовой спор возникает, когда работодатель и трудовой коллектив (либо профсоюз) не могут договориться, какие нормы трудового права будут установлены в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Индивидуальный трудовой спор по ТК РФ: порядок разрешения в КТС
Такие разногласия рассматриваются комиссиями, создаваемыми у работодателя, или в судах. Такое правило установлено в ст. 382 ТК РФ.
Трудовая инспекция индивидуальные трудовые споры не разрешает. Она может только принять жалобу от работника, рассмотреть ее и при виновности работодателя привлечь того к административной ответственности. Восстанавливать справедливость все равно будет независимый орган.
Пример. Работник обратился в трудовую инспекцию с жалобой на незаконное увольнение. ГИТ проводит проверку и устанавливает, что расторжение трудового договора было проведено с нарушением установленной Трудовым кодексом процедуры. Надзорный орган может привлечь работодателя к административной ответственности, но восстановить работника на работе можно только по решению суда.
Первичным органом по разрешению индивидуальных трудовых споров является комиссия по трудовым спорам (КТС). Она создается приказом работодателя и состоит из равного количества представителей трудового коллектива и администрации.
Важно! Порядок образования КТС установлен в ст. 384 ТК РФ.
Разрешение трудовых споров в комиссии проходит по следующей процедуре:
- Работник обращается в КТС с заявлением. На это у него есть три месяца с того дня, как он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске срока по уважительным причинам комиссия может его восстановить.
- В течение 10 календарных дней с даты подачи заявления КТС решает индивидуальный трудовой спор в присутствии работника. Сотрудник может письменно попросить о заочном рассмотрении вопроса.
- В течение трех дней после заседания КТС работодателю и работнику выдаются копии принятого решения . Они подписываются председателем (его заместителем) комиссии и заверяются ее печатью.
На обжалование решения КТС у сторон индивидуального трудового спора есть 10 дней. В это время работник или работодатель имеют право обратиться с исковым заявлением в суд.
Важно! Если ни одна из сторон не перенесла рассмотрение трудового спора в судебную инстанцию в течение срока обжалования, то решение КТС исполняется в течение трех дней. Если оно не выполнено со стороны работодателя, то работник может получить в комиссии удостоверение, имеющее силу исполнительного документа. С ним сотрудник уже может обратиться к судебному приставу.
Споры, разрешаемые в судебном порядке
Часть разногласий между работником и работодателем можно решать исключительно в суде. Согласно ст. 391 ТК РФ это ситуации:
- восстановления на работе;
- изменения даты и формулировки причины увольнения;
- перевода на другую работу;
- оплаты вынужденного прогула или разницы в зарплате при выполнении нижеоплачиваемой работы;
- нарушений в части обработки персональных данных сотрудника;
- выплаты компенсации морального вреда работнику;
- дискриминации;
- отказа в приеме на работу;
- возмещения работником прямого ущерба работодателю.
Также исключительно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры, если работодатель является физическим лицом без статуса ИП или религиозной организацией. Наконец, сам работник имеет право миновать стадию КТС и сразу обратиться в суд .
Порядок разрешения коллективных трудовых споров
Обязательными этапами в рассмотрении таких разногласий будут:
-
.
- Разрешение спора с помощью посредника . .
При этом этап с посредником можно миновать, а вот примирительную комиссию проходят обязательно.
Важно! Трудовой кодекс допускает забастовку работников как способ разрешения коллективного трудового спора. Ограничения для нее установлены ст. 413 ТК РФ. Это еще одно отличие коллективного трудового спора от индивидуального, при котором сотрудник бастовать не может.
Кейс от Валентины Митрофановой: мой первый коллективный трудовой спор
Валентина Митрофанова разбирает кейс про коллективный трудовой спор в курсе « Суммированный учет рабочего времени ».
Частым предметом индивидуальных трудовых споров являются ситуации, связанные с оплатой труда. При задержках или неполной выплате зарплаты работодатель рискует понести дополнительные траты на проценты и компенсацию морального вреда работнику. Разобраться с системами оплаты труда поможет наш одноименный курс .
Подведомственность и подсудность трудовых дел. Общие правила разрешения судами трудовых споров
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс, ТК РФ) дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.
Абзацы третий — пятый исключены. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22.
(см. текст в предыдущей редакции)
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 — 24 ГПК РФ.
Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).
2. Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая статьи 387, часть первая статьи 390 ТК РФ).
Срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора исчисляется также со дня предоставления работнику сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ) по последнему месту работы (ч. 1 ст. 392 ТК РФ в ред. ФЗ от 16.12.2019 N 439-ФЗ).
3. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора — в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).
(п. 3 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.
5. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
6. В целях наиболее быстрого разрешения возникшего трудового спора и восстановления нарушенных или оспариваемых прав истца без рассмотрения судом дела по существу судье необходимо принимать меры к примирению сторон (статьи 150, 152, 165, 172 и 173 ГПК РФ).
7. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных статьей 154 ГПК РФ сроков рассмотрения трудовых дел. При этом следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца, а дела по другим трудовым спорам — до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ).
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N 22)
(см. текст в предыдущей редакции)
Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.
8. При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).
Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
9. При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, часть вторая статьи 10 ТК РФ, часть 4 статьи 11 ГПК РФ).
При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Что такое индивидуальные трудовые споры и кто ими занимается
Когда работодатель и сотрудник не могут договориться, они идут в суд. Но есть вариант помягче — трудовая комиссия. Рассказываем, как правильно оформить трудовой спор и куда обращаться.
Причины трудовых споров
На работе часто случаются конфликты. Задержали зарплату, оштрафовали за опоздание, не заплатили за переработку — все это поводы проверить, не нарушил ли работодатель ваши права.
Обычно вопрос удается снять, обсудив его с начальником. Но иногда договориться невозможно. В таких случаях говорят об индивидуальном трудовом споре — конфликте, который не решить без третьих лиц.
Типичные причины споров:
- работодатель изменил трудовой договор без предупреждения и согласования;
- неожиданно перевел сотрудника на другую работу;
- не дал отпуск или вызвал работать в выходные, не доплатив;
- заплатил меньше, чем договаривались;
- несправедливо оштрафовал;
- причинил ущерб или вред здоровью и не возместил.
Еще одна частая причина индивидуальных трудовых споров — увольнение, незаконное или по «неправильной» статье. Иногда также оспаривают отказ в приеме на работу или требуют признать факт трудоустройства, когда договор не был оформлен.
Если в конфликте участвует много людей, говорят о коллективных спорах. Они рассматриваются похожим образом, но со своими нюансами. В этой статье поговорим об индивидуальных разбирательствах.
Чтобы решить конфликт в свою пользу, нужно знать порядок рассмотрения трудовых споров и в какие инстанции обращаться. Мы рассказали об этом со ссылками на законы и собрали образцы документов.
Нарушение трудовых прав: куда жаловаться на работодателя
Почему трудовая инспекция не поможет
Государственная инспекция труда (ГИТ) — первая инстанция по приему жалоб на работодателей. Туда можно обратиться, если задержали зарплату, незаконно оштрафовали или уволили. Многие уже подавали жалобы в Онлайн-инспекцию и знают, что заявления рассматривают быстро.
Однако в индивидуальные трудовые споры ГИТ не вмешивается. Она может выявить нарушение и оштрафовать работодателя, но разбирать спор и восстанавливать справедливость не будет. Для этого нужно выдать работодателю предписание, а такого права у инспекторов нет ( ст. 382 , ст. 356 и ст. 357 ТК РФ).
Вы можете обратиться в ГИТ на начальном этапе, чтобы лучше понимать свои права и выявить нарушения. Быть может, работодатель увидит, что вы настроены серьезно, и пойдет на компромисс. Но, скорее всего, заключение ГИТ пригодится вам уже на комиссии по трудовым спорам или в суде.
Что такое комиссия по трудовым спорам и как ее создать
Комиссию по трудовым спорам (КТС) создают, чтобы решить конфликт внутри организации. Это досудебный вариант разбирательства.
Постоянная КТС на предприятии — редкость. Как правило, их созывают по необходимости. Работа комиссии описана в ст. 382 и 384 ТК РФ:
- Созвать комиссию могут оба участника конфликта: работник и работодатель.
- У обеих сторон должно быть равное количество представителей. Сколько — законом не регламентируется. Обычно это три-четыре человека с каждой стороны.
- Работодатель сам назначает своих представителей. Представители работника избираются на общем собрании компании или отдела.
- Отказаться от создания комиссии нельзя. Работодателю за отказ грозит штраф ( ст. 5.27 КоАП РФ ).
- Комиссия может привлекать свидетелей и независимых экспертов. У нее может быть своя печать.
- Вопросы с помещением, техническим обеспечением и пр. решает работодатель.
Инициатор направляет второму участнику письменное предложение о создании КТС. В заявлении нужно указать предмет спора и перечислить своих представителей.
Работодатель издает приказ об учреждении КТС. Вот образец приказа . После этого инициатор подает в комиссию заявление. Его должны рассмотреть в течение десяти дней.
Комиссия избирает председателя и секретаря, который ведет протокол. После обсуждения члены комиссии голосуют за решение простым большинством голосов.
Иногда сотрудники не знают, как подступиться к созданию КТС. Хорошо, когда в компании есть профсоюз. Он найдет представителей и в целом проследит за процедурой.
Если профсоюза нет, ищите поддержку в Федерации независимых профсоюзов России . Выберите на сайте отрасль и получите подборку организаций. Обратитесь в территориальное подразделение нужной организации за правовой помощью.
КТС может решать споры с ООО и ИП, а также другими видами компаний.
Если решение комиссии вас не устроило, остается идти в суд.
Как подать иск в суд
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в районном или городском суде общей юрисдикции.
Иск подают по месту регистрации организации или филиала. Если в трудовом договоре указано другое место работы, можно ориентироваться на него.
Сроки обращения указаны в ст. 392 ТК РФ . Оспорить увольнение нужно в течение месяца, остальные вопросы — в течение трех месяцев, выплаты — за год.
Образцы исковых заявлений есть на сайтах районных и городских судов. Платить пошлины не нужно.
Перед подачей иска запросите у работодателя заверенные копии всех нужных документов (например, приказа об увольнении или несправедливом взыскании). Приложите их к иску в качестве доказательств. Если получите отказ, сошлитесь на ст. 62 ТК РФ . Согласно этой статье, вам должны выдать документы в течение трех дней и совершенно бесплатно.
По возможности заручитесь поддержкой профсоюза или наемного юриста. В трудовом законодательстве много противоречивых мест, доказать неочевидные нарушения может быть непросто.
Независимо от того, выигран или проигран суд, сотрудник оказывается в непростом положении. С одной стороны, он сделал все, чтобы отстоять свои права. С другой — отношения с работодателем, как правило, испорчены. Есть случаи, когда после суда сотрудники строили успешную карьеру на старом месте. Но это редкость.
Если ищете новую работу, присмотритесь к вакансиям Совкомбанка. Забота о правах сотрудников, достойная зарплата, соцпакет — что еще нужно для счастья?
Работа в Совкомбанке — это возможности для самореализации и достойная заработная плата; это интересные проекты и неформальное общение; это ДМС для сотрудников и детей и коворкинг на море. Хотите так же? Ищите подходящие вакансии в вашем городе и присоединяйтесь к команде мечты!
Подводные камни
Итак, решить разногласия между работником и работодателем можно в трудовой комиссии или в суде. Оба варианта имеют свои подводные камни.
Андрей Петров , адвокат петербургской КА «Апологетика» объясняет, что р ассматривать дело в суде общей юрисдикции долго и дорого. Обычно требуется юридическое сопровождение, а это недешевая услуга.
«Кроме того, даже если суд вынесет решение в пользу работника, никто не помешает работодателю давить на него, формально не нарушая закона. Дело может закончиться увольнением, законность которого практически невозможно будет оспорить.
У трудовых комиссий тоже есть недостатки. Первый из них — фактическое неравенство работника и нанимателя. Кроме того, члены комиссии могут не быть профессионалами в своем деле. Трудовое законодательство никак не регламентирует их образование и юридическую подготовку. Насколько законное решение они вынесут — вопрос открытый», — отмечает Андрей Петров.
Теперь вы знаете, кем рассматриваются индивидуальные трудовые споры и на какие законы можно опереться. Не бойтесь отстаивать свои права и пользоваться юридической поддержкой. Добиться справедливости в трудовых конфликтах — вполне реально.
Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (действующая редакция)
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 382 ТК РФ
1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.
2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.
Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.
В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.
На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.
3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).
Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.
4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.
Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.
5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).
Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).
Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.
6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п. 2 ст. 2 Закона о процедуре медиации).
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Закона о процедуре медиации).
7. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом осуществляется в случае:
— если стороны (работник и работодатель) заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права;
— если спор передан на рассмотрение суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством (ст. 4 Закона о процедуре медиации).
На основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.
Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры.
Если процедура медиации была проведена сторонами до обращения в суд, но по каким-либо обстоятельствам спор был передан на рассмотрение суда и стороны вновь приняли решение о ее проведении (ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона о процедуре медиации), то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней независимо от продолжительности предыдущей процедуры (ч. 3 ст. 13 Закона о процедуре медиации) (см. справку о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утв. Президиумом ВС РФ 06.06.2012).
8. Установлено требование конфиденциальности к информации, относящейся к процедуре медиации.
При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
Стороны (работник, работодатель), организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связано ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию: 1) о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; 2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; 3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; 4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином (ст. 5 Закона о процедуре медиации).
9. В случае если медиатор получил от одной из сторон (работника, работодателя) информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о процедуре медиации).
10. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в т.ч. на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.
Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в т.ч. по предложению судьи.
Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не являются препятствием для обращения в суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.
Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать требуемые законом сведения.
Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ст. 7 Закона об альтернативной процедуре урегулирования споров).
11. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации (ст. 8 Закона о процедуре медиации).
12. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.
Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.
Медиатор, выбранный или назначенный, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию (ст. 9 Закона о процедуре медиации).
13. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе; деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.
Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином (ст. 10 Закона о процедуре медиации).
14. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.
Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны: виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; порядок выбора или назначения медиаторов; порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; порядок проведения процедуры медиации, в т.ч. права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.
В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в т.ч. соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.
Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.
В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.
При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (ст. 11 Закона о процедуре медиации).
15. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством (ст. 12 Закона о процедуре медиации).
16. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение 60 дней.
В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.
Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда, не превышающего 60 дней (ст. 13 Закона о процедуре медиации).
17. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
— заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;
— заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;
— заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;
— заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;
— истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом положений, названных в п. 15 комментария к ст. 382 ТК (ст. 14 Закона о процедуре медиации).
18. Медиаторы должны отвечать установленным требованиям:
— деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе;
— осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Приказом Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 утверждена Программа подготовки медиаторов, являющаяся дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки;
— деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью;
— лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность;
— медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
— быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в т.ч. состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях.
Определение «родственные отношения» в законодательстве РФ регламентируется СК РФ. В соответствии со ст. 2 СК РФ семейное законодательство в т.ч. регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, в части родственных отношений необходимо руководствоваться СК РФ (см. разъяснения Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);
— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в т.ч. к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе (ст. ст. 15, 16 Закона о процедуре медиации).
19. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о процедуре медиации).
20. Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 17 Закона о процедуре медиации).