Римское право
I. Римское понимание права одновременно сложнее и проще. Римляне так же, как и мы, изучали, толковали и исследовали право. Как уже отмечалось, профессия юриста и юриспруденция появились в самом Риме. Но для каждого римлянина право было частью его повседневной жизни. Римское право сопровождало каждого римлянина с момента его рождения вплоть самой смерти.
Поэтому римское право – это мировосприятие и мироощущение каждого римлянина; система взглядов на мир, его устройство и существование, содержащая ясные ответы на то, что можно делать и что категорически нельзя. Право, как набор общеобязательных норм и способ регулирования поведения, является только частью данной системы и при этом не самой значимой.
II. Римляне полагали, что весь окружающий мир был творением богов, он существовал и развивался по их воле и при их непосредственном вмешательстве. Однако часть божественного порядка, которую римляне именовали fas (фас) – «дозволенное», «разрешенное», боги оставили на усмотрение и волю самих людей, «изредка» вмешиваясь в случае необходимости. Желая быть достойными воли богов, римляне объединились в «общину квиритов» и создали «общее дело» (республику), а также право, ибо «среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая должным образом приводит в порядок божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость» .
III. По-латыни право звучит как ius (юс). Римляне, как правило, говорили «право народа Рима» (iura populi Romani), или цивильное право (§ 5, VI), или право квиритов (§ 5, VI).
Согласно юристу Ульпиану, ius получило свое название iustitia (юстициа), которое в дословном переводе на русский язык означает «правосудие», «справедливость». Справедливость (правосудие), таким образом, – своеобразный ключ к понимаю того, что есть право.
Согласно Институциям Юстиниана «справедливость заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое» (I.1.1.pr.). Как видим, все просто, четко и ясно, как и основные требования права, которые, по мнению Ульпиана, можно свести к трем положениям-заповедям: «жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит» (D. 1.1.10. § 1) . He правда ли, очень близко по смыслу и содержанию к изречению Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) .
Таким образом, если давать буквальное определение римскому праву, то право есть справедливость (правосудие). Поступать справедливо означало следовать праву, следовать праву и закону означало быть справедливым.
IV. Справедливость не являлась единственным значением, которое вкладывалось в понятие право. Под правом также понималось :
1) место, где находился суд и осуществлялось судопроизводство. В подобном значении право означает судопроизводство, т. е. обращение за защитой и осуществление правосудия, права;
2) закон, совокупность законов, т. е. правило поведения, которое обязательно к исполнению всеми, вне зависимости от занимаемого положения и роли в обществе. В данном значении право отождествляется с основной формой его выражения, т. е. источником права (§ 9). Кстати, подобная практика характерна и для настоящего времени.
V. Понимание и трактовка римского права во-многом определялась ключевыми особенностями римского государства. Свое государство римляне определяли двумя основными терминами – «республика» (respublica) и «община римлян» (cives romani). Оба термина тесно взаимосвязаны и фактически являются синонимами, поскольку одинаково определяют характер отношений между гражданином и государством, его место и роль в жизни развитии государства.
«Республика» в буквальном переводе на русский язык означает «общую вещь», или «общее дело». Оперируя современными понятиями – фирма, акции которой распределены между ее работниками – гражданами. Все граждане-мужчины участвуют в распределении данных акций, поскольку составляют высший орган государственного управления – народное собрание.
Поэтому государство – это благо для каждого гражданина, его отсутствие – зло. Служение ему в любой форме – это высшая привилегия и обязанность каждого римлянина. Каждый римлянин в возрасте от 17 до 46 лет обязан был в случае необходимости нести военную службу (§ 19, IV).
«Община квиритов» – это единство духовное, материальное, социальное и политическое всех лиц. Здесь нет и быть не может единства, наподобие восточного или тоталитарного деспотизма. Все граждане – от мала до велика, мужчины и женщины одинаково важны, их роль значительна и незаменима. Община – это также взаимопомощь и взаимоуважение: каждый, как бы ни относился к другому, в случае необходимости и опасности придет на помощь.
Как следствие, на протяжении практически всего периода существования римского государства в центре его находился человек (сначала гражданин, а затем подданный) и его частные интересы (право собственности). Государство функционировало таким образом, что не существовало государственных (публичных) интересов обособленно от интересов каждого жителя римского государства. Государство и гражданин – это партнеры, имеющие собственные интересы, которые совпадают в главном: в понимании миссии и величия Рима – править миром. Во всем остальном они живут автономно друг от друга: государство не вмешивается в дела гражданина, а гражданин делегирует власть государству, которую осуществляют сначала магистраты, а позже – императоры.
Латинские юридические изречения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Текст научной работы на тему «Латинские юридические изречения»
ЛАТИНСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
Правосудие — основа государства
Justitia regnorum fundamentum
Там, где идет речь об отношениях целого общества к своим сочленам, об ограничении их личной свободы во имя общего блага и о защите прав отдельных лиц, эта справедливость должна находить себе выражение в законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в жизненную правду людских потребностей и возможностей, — и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека. Вот почему — Justitia regnorum fundamentum (А. Ф. Кони. Нравственный облик Пушкина).
Благо государства — высший закон
Salus reipublicae suprema lex
Босния хрипит под турецким сапогом. Нижняя Славония в рабстве, отторгнута от своей родины, поганые уже врываются в Лику и Крбаву, в Краньску, они на вашей земле, у ее порога. а вы торгуетесь о соблюдении формальностей, копаетесь в пыльных книгах! Корабль тонет, а вы чините паруса! Salus reipublicae suprema lex esto (Август Шеноа. Сокровище ювелира).
Злоупотребление при пользовании не довод против самого пользования
Ab abQsu ad usum non valet consequential
Юридическая формула, восходящая к римскому праву.
К невозможному никого не обязывают
Ad impossibilia nemo obligatur
«Во всяком случае, это должно, а потому и может быть сделано», — говорит он. Он забывает им самим приведенное бесспорное правило: ad impossibilia nemo obligatur (Б. Н. Чичерин. О началах этики).
Причина равносильна следствию
Aequat causa effectum
Несоответственность между громадностью результата и ничтожностью ближайшего повода, так часто повторяющаяся в истории наук, — эта несоответственность, конечно . не опровергала любимой аксиомы Майера: aequat causa effectum (К. А. Тимирязев. Растение и солнечная энергия).
Принимается во внимание ближайшая, а не отдаленная причина
Causa proxima, non remota spectatur
Есть общий юридический принцип: сausa proxima, non remota spectatur. Эта сausa proxima есть влияние одного мозгового центра на другой, независимо от того, чем вызвано раздражение этого центра (А. Н. Крылов. В комиссию А. Н. Баха).
Никто не несет наказания за мысли
Cogitationis poenam nemo patitur
Одно из положений римского права.
Мое положение было бы самое легкое, если бы мы рассуждали в пределах области чистой науки. Cogitationis poenam nemo patitur — говорит римское право, и это начало вошло во все европейские кодексы и даже в наш, но с единственным исключением, относящимся к государственным преступлениям (В. Д. Спасович. Речь в защиту Л. В. Чемодановой).
ЛАТИНСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ 273
Кто первый выдвигает обоюдоострый довод, тот обращает его против себя
Commûne qui prior (или prius) dicit, contrárium facit
Остерегайтесь так называемых argumenta communia или ambigua, то есть обоюдоострых доводов. Commune qui prius dicit, contrárium facit. Всякий, кто выставляет подобное соображение, тем самым обращает его против себя (П. С. Пороховщиков (Сергеич). Искусство речи на суде)..
Суров закон, но — закон
Dura lex, sed lex
В каком смысле судья может «(преобразовать» закон? Если предписание закона достаточно категорично, то как бы оно ни было противно естественному чувству справедливости, судья, скрепя сердце, должен подчиниться ему. Dura lex, sed lex (Г. А. Джаншиев. О старом и новом направлении гражданской кассационной практики).
Тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает
Ei incumbit probation, qui dicit, non qui negat
Одно из положений римского права.
Отказываться от притязаний может тот, кто имеет на них право
Ejus est nolle qui potest velle
Норма римского права.
Из факта возникает право; закон является продуктом действительной жизни
Ex facto oritur jus
На каждом шагу на конгрессе в Брюсселе мы слышали афоризм: ex facto oritur jus. С этой точки зрения естественным объяснителем права и его бойцом является даже не судья, а адвокат (В. Д. Спасович. Международный адвокатский конгресс в Брюсселе в 1897 г.).
Один свидетель — не свидетель
Testis unus, testis nullus
Чувственные восприятия и суждения разума являются источниками неверных представлений и порождают неуверенность. Нельзя полагаться на показания единственного свидетеля: testis unus, testis nullus (Анатолий Франс. Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов).
Не писаный, а естественный закон
Non scripta, sed natal lex
Нет сомнения, что историко-догматическая сторона в преподавании укголовно-го процесса везде должна занимать подобающее ей по праву место, но думается, что настало время наряду с историей и догмой осветить и те разнородные вопросы, возникающие в каждой стадии процесса, которые подлежат разрешению согласно существенным требованиям нравственного закона — этого non scripta, sed natal lex.
13. Aequitas (справедливость).
Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) — строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости, как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости.
Nihil enim tam conveniens est naturall aequitati, quam voluntatem domini. ratam haberi (D. 40.1.9.3). — Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве. волю собственника.
Ульпиан (III в. н.э.) при изменившихся условиях эксплуатации земельной собственности временное безвозмездное предоставление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости.
Quod genus liberalitatis (precarium) ex iure gentium descendit. et naturalem habet in se aequitatem (D. 43.26.1.2; 2.2). — Этот род щедрости — прекарий происходит от права народов и заключает в себе естественную справедливость.
Считалось несовместимым с принципом справедливости, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть — bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов aequitas. Этот принцип находил особо широкое применение в преторском эдикте и, таким образом, ius aequum проникало многие положения эдикта и преторского права.
Комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права принципом справедливости.
14. Естественное право (ius naturale).
Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturae, ius naturale.
Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3, 22).
Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанным на естественном праве.
Quarundam rerum dominium nanciscimur iure gentium quod ratione naturali inter omnes homines peraeque servatur (D. 41.1.1 pr.). — Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми.
В этом определении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника, совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством. Представление Ульпиана о естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.
Ius gentium est quo gentes humanae utuntur, quod a naturali recedere facile intellegere licet, quia illud omnibus animalibus, hoc solis hominibus inter se commune sit (D. 1.1.1.4). — Правом народов является то, которым пользуются народы человечества. Можно легко понять, что последнее отличается от естественного права, так как оно свойственно всем животным, тогда как первое является общим только для людей между собой.
Corpus Juris Civilis — Corpus Juris Civilis
Юстиниан I изображен на мозаике в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия
Corpus Juris (или Iuris ) Civilis («Свод гражданского права») — это современное название собрания фундаментальных трудов в юриспруденция, изданная с 529 по 534 год по приказу Юстиниана I, византийского императора. Его также иногда называют метонимически после одной из его частей, Кодекс Юстиниана.
Работа, как и планировалось, состояла из трех частей: Кодекс (Кодекс) представляет собой компиляцию, составленную выбор и извлечение имперских постановлений на сегодняшний день; Дайджест или Pandects (латинское название содержит как Digesta, так и Pandectae) — энциклопедия, состоящая в основном из кратких выдержек из трудов римских юристов; а «Институты» (Institutiones) — это учебник для студентов, в основном вводящий Кодекс, хотя в нем есть важные концептуальные элементы, которые менее развиты в Кодексе или Дайджесте. Все три части, даже учебник, получили силу закона. Они должны были вместе быть единственным источником закона; Ссылка на любой другой источник, включая исходные тексты, из которых был взят Кодекс и Дайджест, была запрещена. Тем не менее, Юстиниан обнаружил, что должен принять новые законы, и сегодня они считаются четвертой частью Корпуса, Новелл Конституции (Романы, буквально Новые Законы).
Руководил работой Трибониан, чиновник при дворе Юстиниана в Константинополе. Его команде было разрешено редактировать то, что они включали. Насколько они внесли поправки, не записывается и, в основном, не может быть известно, потому что большинство оригиналов не сохранилось. Текст был составлен и распространен почти полностью на латыни, который все еще был официальным языком правительства Византийской империи в 529–534 годах, тогда как преобладающим языком торговцев, фермеров, моряков и других граждан был грек. К началу VII века официальным правительственным языком стал греческий во время длительного правления Ираклия (610–641).
Corpus Juris Civilis был переведен на греческий язык, когда он стал преобладающим языком Восточной Римской империи и продолжал составлять основу законов империи, Basilika (Греческое : τὰ βασιλικά, «имперские законы»), до 15 века. Базилика, в свою очередь, послужила основой для местных правовых кодексов на Балканах в течение следующего Османского периода, а позже легла в основу законодательного кодекса современной Греции. В Западной Европе Corpus Juris Civilis возродился в средние века и был «принят» или имитирован как частное право. Его публично-правовое содержание вызывалось аргументами как светскими, так и церковными властями. Это возрожденное римское право, в свою очередь, стало основой права во всех гражданских юрисдикциях. Положения Corpus Juris Civilis также повлияли на каноническое право католической церкви : было сказано, что ecclesia vivit lege romana — церковь живет по римскому праву. Его влияние на общее право правовые системы было намного меньше, хотя некоторые основные концепции из Корпуса сохранились до нормандского права, например, противопоставление, особенно в Институтах, между «правом «(статут) и обычай. Корпус продолжает оказывать большое влияние на международное публичное право. Таким образом, четыре его части составляют основополагающие документы западной правовой традиции.
Содержание
- 1 Процесс составления
- 2 Четыре части
- 2.1 Кодекс
- 2.1.1 Законодательство о религии
- 2.1.1.1 Законы против ереси
- 2.1.1.2 Законы против язычества
- 7.1 Латинские тексты
- 7.1.1 Corpus Iuris Civilis complete
- 7.1.2 Institutiones, Codex and Digesta
- 7.2.1 Corpus Iuris Civilis завершен
- 7.2.2 Кодекс
- 7.2.3 Новеллы
- 7.2.4 Выборки
Процесс компиляции
Юстиниан вступил на императорский трон в Константинополе в 527. Через шесть месяцев после своего вступления на престол, чтобы сократить большое количество имперских конституций и, следовательно, количество судебных разбирательств, Юстиниан организовал создание нового собрания имперских конституций (Кодекс I устиниан). Комиссия, отвечающая за процесс компиляции, была прямо уполномочена исключать или изменять текст и удалять то, что было устаревшим или противоречивым. Вскоре, в 529 году, Кодекс был завершен и получил силу закона во всей империи, заменив все более ранние конституции и Кодекс Феодосия.
. Немногим более чем через год после принятия первого издания Code Юстиниан назначил комиссию, возглавляемую Трибониан, для компиляции традиционного закона юристов в новой, сокращенной и современной кодификации: «Дайджест или Пандекты». Юстиниан считал, что традиционный сборник законов юристов был настолько обширен, что стал неуправляемым, что потребовало нового сборника. Комиссия завершила свою работу в течение трех лет, в 533 году.
Комиссия Трибоняна изучила работы классических юристов, которые, как предполагалось во времена Юстиниана, обладали полномочиями разъяснять закон (ius responsedendi) и чьи работы все еще были доступны. Всего в сборнике представлены выдержки из 38 юристов.
Четыре части
Кодекс
«Кодекс Юстиниана» или «Кодекс Юстиниана» (лат. Кодекс ») была первой частью, которая была завершена 7 апреля 529 года. Она содержала в латинском большинстве существующих имперских конституций (имперские постановления, имеющие силу закона), начиная со времен Адриана.. В нем использовались как Кодекс Феодосия, так и коллекции четвертого века, воплощенные в Кодексе Грегориана и Кодекс Гермогениан, которые послужили моделью для разделения на книги, которые сами были разделены на названия. Эти работы приобрели авторитетный авторитет. Это первое издание теперь утеряно; второе издание вышло в 534 году, и это текст, который сохранился до наших дней. По крайней мере, второе издание содержало некоторые законы Юстиниана, в том числе некоторые законы на греческом языке. Неизвестно, намеревался ли он, чтобы там были дальнейшие издания, хотя он предусматривал перевод латинских постановлений на греческий язык.
Законодательство о религии
Множество положений служили для закрепления статуса христианства как государственной религии империи, объединяя Церковь и государство и делая всех, кто не был связан для христианской церкви негражданин. Речь идет о халкидонском христианстве в соответствии с определением государственной церкви, что исключало множество других основных христианских сект, существовавших в то время, таких как Церковь Востока и Восточное православие.
Законы против ереси
Самый первый закон Кодекса требует от всех лиц, находящихся под юрисдикцией Империи, исповедовать христианскую веру. В первую очередь это было направлено на такие ереси, как несторианство. Этот текст позже стал плацдармом для обсуждения международного права, особенно вопроса о том, какие лица находятся под юрисдикцией данного государства или правовой системы.
Законы против язычества
Другие законы, хотя и не направлены на языческую веру как таковую, запрещают определенные языческие обычаи. Например, предусмотрено, что всем присутствующим при жертвоприношении язычников может быть предъявлено обвинение в убийстве.
Digesta
Digesta или Pandectae, завершенная в 533 году, представляет собой собрание юридических сочинений, в основном датируемых вторым и третьим веками. Отрывки взяты из различных юридических трактатов и заключений и включены в сборник. В своем первоначальном контексте положения закона, содержащиеся в этих фрагментах, были всего лишь частным мнением ученых-юристов, хотя некоторые юридические сочинения были выделены Законом о цитировании Феодосия II в 426 году. Дайджест, однако, был дана полная сила закона.
Учреждения
По мере того, как дайджест приближался к завершению, Трибониан и два профессора, Феофил и Дорофей, создали учебник для студентов, названный «Институты или Элементы». Поскольку было четыре элемента, руководство состоит из четырех книг. Учреждения во многом основаны на Учреждениях Гая. Две трети «Институтов Юстиниана» состоят из буквальных цитат Гая. Новые институты использовались в качестве учебного пособия для юристов при обучении с 21 ноября 533 г. и получили силу закона 30 декабря 533 г. вместе с Дайджестом.
Новеллы
Новеллы состояли из новых законов, которые были приняты после 534 года. Позже они были переработаны в Синтагму, издание практического юриста, Афанасием Эмесским в 572–77 гг.
Продолжение на Востоке
Термин «Византийская империя» сегодня используется для обозначения того, что осталось от Римской империи в Восточном Средиземноморье после краха империи на Западе. Эта восточная империя продолжала практиковать римское право, и именно в качестве правителя этой империи Юстиниан формализовал римское право в своем Corpus Juris Civilis. Для учета языкового сдвига администрации Империи с латыни на греческий правовые кодексы, основанные на Corpus Juris Civilis, были приняты на греческом языке. Наиболее известными из них являются:
- Эклога (740 г.) — постановленная императором Львом Исаврианином ;
- Прохироном и Эпанагогой (ок. 879) — постановленная императором Василием Македонским ; и (конец 9 века) — начатая Василием Македонским и законченная его сыном императором Львом Мудрым.
Базилика была полной адаптацией кодификации Юстиниана. На 60 томах судьям и юристам было сложно пользоваться. Нужна была короткая и удобная версия. В конце концов, это было сделано Константином Харменопулосом, византийским судьей из Салоник, в 1345 году. Он сделал краткую версию Basilika в шести книгах, названную Hexabiblos. Он широко использовался на Балканах в последующий период Османской империи и наряду с Базиликой использовался в качестве первого юридического кодекса для нового независимого греческого государства в 1820-х годах. Сербское государство, право и культура были построены на основах Рима и Византии. Таким образом, наиболее важные сербские правовые кодексы: Zakonopravilo (1219) и Кодекс Душана (1349 и 1354), переместили романо-византийское право, включенное в Corpus Juris Civilis, Прохирон и Василика. Эти сербские кодексы практиковались до тех пор, пока сербский деспотат не пал перед турецкой Османской империей в 1459 году. После освобождения от турок в ходе сербской революции, Сербы продолжали практиковать римское право, приняв сербский гражданский кодекс в 1844 году. Это была сокращенная версия австрийского гражданского кодекса (называемая Allgemeines bürgerliches Gesetzbuch), которая была составлена на основе Corpus Juris Civilis.
Восстановление на Западе
Corpus Iuris Civilis, 1583
Corpus Juris Civilis Юстиниана был распространен на Западе и вступил в силу в тех областях, которые были восстановлены в ходе захватнических войн Юстиниана (Прагматическая санкция 554 ), включая Экзархат Равенны. Соответственно, институты стали учебниками в юридической школе в Риме, а затем в Равенне, когда школа переехала туда. Однако после потери большей части этих территорий только Катепанат (южная Италия) сохранил византийскую правовую традицию, но там Корпус был заменен Эклога и базиликой.. Только положения Корпуса, регулирующие церковь, по-прежнему имели какое-либо действие, но де-факто автономия католической церкви и Великий раскол сделали даже это несущественным. В Западной Европе Корпус, возможно, послужил толчком к появлению множества кодексов романо-германских законов в последующих германских королевствах, но они в значительной степени основывались на Феодосийском кодексе, а не на Корпусе.
Историки расходятся во мнениях относительно того, каким именно образом был обнаружен Корпус в Северной Италии около 1070 г.: юридические исследования проводились от имени папской власти, занимавшей центральное место в григорианской реформе Папы Григория VII, что могло привести к его случайному повторному открытию. Помимо Littera Florentina (полная копия Дайджеста VI века, сохранившаяся в Амальфи и позже перенесенная в Пиза ) и Epitome Codicis (ок. 1050 г.) ; неполная рукопись, сохраняющая большую часть Кодекса), возможно, были и другие рукописные источники текста, который начал преподавать в Болонье Пепо, а затем Ирнериус. Техника Ирнериуса заключалась в том, чтобы прочитать отрывок вслух, что позволяло его ученикам скопировать его, а затем провести экскурс, объясняющий и освещающий текст Юстиниана в форме глоссы. Ученики Ирнерия, так называемые Четыре доктора Болоньи, были одними из первых из «глоссаторов », которые установили учебную программу средневекового римского права. Традиция была продолжена французскими юристами, известными как ультрамонтаны, в 13 веке.
Торговые классы итальянских общин требовали закона с концепцией справедливость и закон, который охватывал ситуации, присущие городской жизни, лучше, чем примитивные германские устные традиции. Происхождение Кодекса обратилось к ученым, которые видели в Священной Римской империи возрождение прецедентов из классического наследия. Новый класс юристов укомплектовал бюрократию, в которой начинали нуждаться князья Европы. Болонский университет, где впервые преподавали Кодекс Юстиниана, оставался доминирующим центром изучения права на протяжении Средневековья.
В Париже было опубликовано двухтомное издание Дайджеста. в 1549 и 1550 годах, переведенная Антонио Агустином, епископом Таррагоны, который был известен своими другими юридическими трудами. Полное название Дайджеста было Digestorum Seu Pandectarum tomus alter, и он был опубликован «Apud Carolam Guillards». Vol. 1 дайджеста насчитывает 2934 страницы, а Vol. 2 имеет 2754 страницы. Ссылка на Кодекс Юстиниана как на Corpus Juris Civilis была принята только в 16 веке, когда он был напечатан в 1583 году Дионисием Готофредом под этим названием. Правовое мышление, лежащее в основе Corpus Juris Civilis, послужило основой крупнейшей правовой реформы современности, Наполеоновского кодекса, которая ознаменовала отмену феодализма. Наполеон хотел, чтобы эти принципы были представлены всей Европе, потому что он видел в них эффективную форму правления, которая создает более равноправное общество и, таким образом, создает более дружественные отношения между правящим классом и остальными народами Европы.
Corpus Juris Civilis был переведен на французский, немецкий, итальянский и испанский языки в XIX веке. Однако английский перевод всего Corpus Juris Civilis не существовал до 1932 года, когда Сэмюэл Парсонс Скотт опубликовал свою версию The Civil Law. Скотт не основывал свой перевод на лучших доступных латинских версиях, и его работа подверглась резкой критике. Фред. Х. Блюм использовал наиболее известные латинские издания для своих переводов Кодекса и Романов. В октябре 2016 года был опубликован новый перевод Кодекса на английский язык, основанный на книге Блюма. В 2018 году издательство Cambridge University Press также опубликовало новый английский перевод романов, основанный в основном на греческом тексте.
- 2.1.1 Законодательство о религии
- 2.1 Кодекс