Что такое высшее юридическое образование
Перейти к содержимому

Что такое высшее юридическое образование

  • автор:

Юридическое образование

Юридическое высшее образование — одно из самых древних и во все времена востребованных.

Связано это с тем, что юридические профессии традиционно социально одобряемые, пользуются большим уважением и считаются престижными. И в то же время они не теряют актуальности, ведь специалисты, которые хорошо разбираются в законах, требуются не только в суде, но и в обычной жизни, как частным лицам, так и организациям.

Успешные юристы могут не просто очень хорошо зарабатывать, но и вовсе не иметь потолка в доходах.

Однако среди молодых юристов довольно высока доля безработных. Ниже в статье затронем эту проблему и узнаем, можно ли ее избежать.

Как получить юридическое образование

В России юридическое образование бывает средним профессиональным или высшим.

Поскольку среди представителей юридических профессий конкуренция чрезвычайно высока, тем, кто планирует карьерный рост, имеет смысл рассматривать только высшее образование в сфере права.

Цель высшего юридического образования — подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в различных областях юриспруденции, защиты интересов общества и государства.

В вузах реализуются программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. По окончании обучения специалисту присваивается квалификация «юрист».

Типы юридических программ

Основная программа юридического образования как на бакалавриате, так и в магистратуре, называется «Юриспруденция». Она включает следующие специальности:

  • гражданское право;
  • международное право;
  • конституционное право и правовое регулирование антимонопольной деятельности;
  • семейное право;
  • административное право;
  • финансовое право;
  • уголовное право;
  • предпринимательское право;
  • коммерческое право;
  • правовое обеспечение государственного управления и местного самоуправления.

Популярные программы в области права

Самыми популярными на сегодня являются программы международного права и коммерческого права.

Наиболее перспективные программы в области права

Какие программы особенно перспективны сегодня?

Как утверждают специалисты, основная тенденция среди юридических направлений — востребованность специалистов узкого профиля.

Кроме того, в связи с развитием современных технологий появляются новые направления. Не нужно забывать и о том, что искусственный интеллект не дремлет: например, в Сбербанке он уже заменил порядка 70% юристов среднего звена.

Тем, кто выбирает карьеру юриста, следует присмотреться к перспективным направлениям:

  • экологическое право;
  • право интеллектуальной собственности;
  • кибер-право.

Степени образования в области юриспруденции

Академической степенью называют квалификацию, которую присваивают студенту по окончании каждой ступени образования. В СНГ это бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук.

Вам также может быть интересно:

Ученая степень юриста в разных странах обозначается по-разному.

К примеру, бакалавр юриспруденции в Англии, Шотландии, Новой Зеландии, Южной Африке и в большинстве юрисдикций общего права называется бакалавр права — Bachelor of Laws (LL.B.)

Магистр права называется Master of Laws (M.L. or LL.M.)

Доктор права называется:

  • Doctor of Juridical Science (J.S.D. or S.J.D) в Канаде и Аргентине;
  • Doctor juris (Dr. iur. or Dr. jur.) в Германии;
  • Doctor of Philosophy (Ph.D.) в Чехии, Франции;
  • Juris Doctor (JD) в Австралии, США;
  • Doctor of Laws (LL.D.) в Швеции, Великобритании.

В какой стране получить высшее юридическое образование

Специфика работы юристов большинства направлений в том, что они привязаны к законам конкретной страны.

Поэтому и образование желательно получать в той стране, в которой планируется работать.

Это накладывает дополнительную ответственность на выпускников школ, ведь им приходится еще более напряженно обдумывать выбор направления и вуза.

Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — это разделить ответственность со специалистом по карьерному планированию. Многие вопросы после профориентации исчезнут сами по себе; на другие будут получены исчерпывающие ответы.

На этапе выбора вуза следует задуматься и о будущем трудоустройстве. Не секрет, что молодому юристу бывает непросто устроиться на работу: рынок наводнен молодыми специалистами (направление-то популярное), а работодателям нужны сотрудники с опытом работы. В этой непростой ситуации серьезным карьерным преимуществом станет диплом престижного вуза.

В России это столичные вузы с высоким конкурсом, и, если вы набрали много баллов за ЕГЭ и уверены в своих силах, можно попытаться поступить на бюджетное место. Но что, если баллов не так много, как хотелось бы? Стоит ли поступать в рядовой вуз, чтобы через несколько лет пополнить ряды безработных юристов? Наверно, все-таки не стоит.

Тем более, есть более перспективные варианты — немецкие вузы.

Основное их достоинство — высокое качество образования и большое количество практики, благодаря чему молодые специалисты могут уже на этапе учебы найти будущего работодателя.

При этом учеба в государственных немецких вузах почти повсеместно бесплатная, а после окончания учебы можно устроиться на работу в Германии.

Учеба на юриста в Германии имеет свои особенности:

  • высокие требования к знанию языка;
  • довольно длительное обучение (около 8 лет);
  • большое количество практики в юридической организации либо в суде;
  • несколько государственных экзаменов;
  • возможность дополнительно учиться на смежной специальности.

Лучшие юридические вузы

Лучшими в мире вузами, дающими высшее образование в области юриспруденции являются университеты США (Harvard Law School, Yale Law School, Stanford Law School); Oxford Law Faculty и Faculty of Law, University of Cambridge в Великобритании, а также вузы Германии:

  • Albert-Ludwigs-Universität Freiburg im Breisgau;
  • FernUniversität in Hagen;
  • Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg;
  • Humboldt-Universität zu Berlin;
  • Ludwig-Maximilians-Universität München

Международные рейтинги вузов, в отличие от рейтингов СНГ, учитывают долю трудоустроенных выпускников вуза и их средние заработки. Так что, если выбранный вами вуз занимает высокие позиции в международных рейтингах, можете с оптимизмом смотреть в будущее.

Стоимость юридического образования

Юридическое образование в крутых вузах традиционно недешево.

Так, год учебы в престижных университетах США, Великобритании, Австралии, Канады обойдется в сумму от 25 до 66 тысяч долларов.

В топовых вузах Москвы юридическое образование стоит 300–400 тысяч рублей в год.

В Германии вы будете платить только семестровый взнос в размере от 100 до 450 евро в зависимости от вуза.

Можно ли получить второе высшее образование

В России второе высшее образование всегда платное, если первое вы получали бесплатно. Но вы можете поступить в вуз Германии и учиться там бесплатно.

Стажировки для юристов

Стажировка — это хороший способ повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Сейчас существует немало программ бесплатных и платных стажировок в разных странах мира.

Кем можно работать с высшим юридическим образованием

Сфера применения знаний и навыков юристов чрезвычайно широка. Юристы работают как в юридических организациях, так и штатными специалистами в различных компаниях. Специалисты с юридическим образованием нужны в полиции и в суде. Юристы с опытом могут открыть частную практику.

Высшее юридическое образование очень перспективно, но только в том случае, если получено в вузе «с именем». Получить такое образование в Германии можно бесплатно. Чтобы узнать, как подготовиться к поступлению и поступить в немецкий вуз, свяжитесь с нашими специалистами.

Профессия юрист

Профессия юрист объединяет всех специалистов, которые занимаются юридической деятельностью — судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов. Но кроме них есть множество других интересных специальностей, которые стоит рассмотреть, если вы выбираете карьеру в юридической сфере. О них, а также зарплатах, рабочем процессе и качествах юриста мы поговорим в этой статье.

Юрист

Читайте далее

Профессия юрист объединяет всех специалистов, которые занимаются юридической деятельностью — судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов. Но кроме них есть множество других интересных специальностей, которые стоит рассмотреть, если вы выбираете карьеру в юридической сфере. О них, а также зарплатах, рабочем процессе и качествах юриста мы поговорим в этой статье.

А об особенностях юридического образования мы рассказываем в отдельной статье.

Кто такой юрист?

Юрист — это квалифицированный профессионал в области права. Представители этой профессии оказывают юридические консультации, исследуют, собирают и обрабатывают информацию, защищают и судят людей, составляют юридические документы, разрабатывают законы и так далее. Обязанности у всех юристов отличаются, но их работа всегда сосредоточена вокруг закона.

Происхождение профессии восходит к Древней Греции, когда ораторы выступали от имени своих друзей или других граждан. Они выполняли роль юрисконсультов, но согласно существовавшему тогда законодательству, не имели право на оплату своих услуг. Первые юристы, которые получили вознаграждение за свой труд, были древние римляне. Это произошло приблизительно в 204 году до нашей эры, когда император Клавдий легализовал эту профессию и снял запрет на гонорары.

Преимущества профессии юриста

  • Востребованность юридических услуг. Юристы нужны всегда и везде. Кроме государственных организаций, есть еще и частные компании. Каждый бизнес нуждается в сотруднике, который разбирается в нормах права. Здесь они могут сопровождать сделки и договоры, следить за соблюдением закона и предотвращать риски. На ноябрь 2022 года в России открыто 13500 вакансий. Большинство из работодателей — крупный и малый бизнес и частные юридические фирмы [1] .
  • Высокие зарплаты. В России и за границей опытные юристы могут хорошо зарабатывать. Например, в США средняя годовая зарплата — 120 000 USD [2] , в Великобритании — 105 311 USD [3] , в Германии — 101 425 USD [4] , а в России — 8 680 USD [5] .
  • Юридическаяграмотность. Да, это ключевой навык юриста, без которого он не сможет работать. Но юридическая грамотность важна и в повседневной жизни. Знание закона защищает человека от нарушения его гражданских прав.
  • Престиж и уважение. Профессия юриста ассоциируется со сложным юридическим языком, трудной учебой, умением красиво и профессионально говорить, а также секретными и ценными знаниями. Поэтому общество как минимум уважает, как максимум трепещет перед юристами.
  • Высокая конкуренция. В России в среднем в год выпускается 300 тысяч юристов. Это число гораздо выше, чем потребность рынка труда [6] .
  • Сложности трудоустройства. Из-за большого числа выпускников возникают и трудности с поиском работы у начинающих специалистов. Конечно, сама профессия востребована, но лишь треть вакансий подходит кандидатам без опыта [7] .
  • Низкие зарплаты в начале карьеры. Да, юристы могут много зарабатывать, но это относится к специалистам, которые уже 3-5 лет занимаются юридической деятельностью. Но одного опыта недостаточно. Важно постоянно учиться, изучать новые законы, браться за более сложные дела. Лишь так юрист сможет оставаться востребованным и претендовать на более высокую оплату труда.
  • Стресс и напряжение. На плечах адвокатов и судей лежит ответственность за судьбы тысяч людей. А при защите пострадавших юрист сталкивается с негативными эмоциями в лучшем случае и горем людей в худшем. Всё это приводит к стрессу и напряжению. Поэтому юристу нужно уметь абстрагироваться и не принимать все близко к сердцу. К тому же, «места обитания» юристов не самые радужные — адвокаты, судьи и прокуроры много времени проводят в судах и тюрьмах. В итоге депрессии, проблемы с психическим здоровьем и самоубийства встречаются всё чаще среди представителей этой профессии [8] .

Зарплата юриста в России и за рубежом

Страна /
регион
Минимальная з/п юриста/год Средняя з/п юриста/год
Москва 4 340 USD 8 680 USD
Регионы РФ 2 480 USD 6 200 USD
США 59 000 USD 124 000 USD
Великобритания 54 514 USD 105 311 USD
Австралия 27 013 USD 68 032 USD
Канада 37 871 USD 78 182 USD
Германия 42 278 USD 99 290 USD
Франция 46 506 USD 108 898 USD
Чехия 27 762 USD 39 064 USD
Китай 44 219 USD 96 193 USD
Сингапур 63 119 USD 137 330 USD

Популярные юридические специальности

Список юридических специальностей широкий. Вот некоторые самые популярные из них:

  • Адвокат. Это специалист, который занимается защитой интересов граждан и организаций в суде. Он может как работать на государство, так и заниматься частной практикой.
  • Прокурор. Представители этой профессии — естественная оппозиция адвокатов. Они выступают от лица государства и представляют обвинение в суде.
  • Судья. Человек, наделенный судебной властью. Чтобы вынести верный вердикт он тщательно изучает представленные сторонами защиты и обвинения доказательства. Затем, руководствуясь законом и конституцией, он выносит приговор и назначает степень наказания.
  • Юрисконсульт. Юрисконсульты, как правило, работают на определенную организацию. Они следят за соблюдением законодательства как самой компанией, так и другими лицами в отношении этой компании. Кроме этого, они могут консультировать отдел кадров по вопросам трудового законодательства, бухгалтерию в подготовке правовых документов и так далее.
  • Нотариус. Это специалист по работе с документами. Он заверяет их копии, ведет дела о наследовании собственности, удостоверяет подлинность документов и выполняет другие задачи.
  • Медиатор. В случае, если стороны не могут прийти к соглашению самостоятельно и при этом не хотят привлекать к решению суд, они могут нанимать посредников. Их основная задача — организовать переговоры и постараться урегулировать спор.

Качества юриста

Научиться можно практически всему. Но чтобы состояться в профессии юриста, желательно иметь определенные качества.

Будущему специалисту сыграют на руку:

  • Развитые коммуникативные навыки. Юристы должны уметь убеждать и красиво говорить, а также быть хорошими слушателями. Эти качества пригодятся в зале суда во время защиты клиента или обвинения подсудимого. Кроме этого, важно иметь отличные навыки письма. Юристы часто разрабатывают правовые документы.
  • Рассудительность. Один из ключевых навыков — способность делать логические заключения и предположения при анализе ограниченного количества фактов. Также нужно уметь критически оценивать свои суждения, чтобы предсказать возможные слабости в ваших аргументах. Вместе с этим важно подмечать пробелы в аргументах противника.
  • Знание закона. Законодательные и нормативно правовые акты — это то, в чем юрист должен безупречно разбираться. В зале суда у вас не будет времени найти нужную информацию в интернете — апеллировать к фактам нужно здесь и сейчас.
  • Аналитические навыки. Юридическая деятельность подразумевает постоянное поглощение большого объема информации. Важно уметь эту информацию логично и эффективно использовать, чтобы решить задачу.
  • Организованность. В правовой системе очень много компонентов. Организованность гарантирует, что вы сможете следовать всем правилам и нормам юридических процессов. Также не стоит забывать, что ряд задач у юристов широк: кроме работы с клиентами приходится решать различные мелкие вопросы, взаимодействовать с другими отделами или государственными органами и вести отчетность. Без организованности сложно будет разобраться во всем этом хаосе.
  • Желание учиться. Юрист — это не та профессия, где вы можете провести 4-6 лет на университетской скамье и забыть об учебе. Законодательство и бизнес меняются очень быстро. Если вы застрянете в рутине и забудете о самообразовании, спустя некоторое время ваши навыки и знания могут оказаться неактуальными.

Важны и другие качества: скорость реакции, настойчивость, хорошая память, высокое чувство ответственности и стрессоустойчивость.

В свою очередь такие черты как рассеянность, мягкость, чувствительность, неорганизованность и излишняя эмоциональность могут помешать будущему юристу.

Стоит отметить, что эта профессия подходит далеко не каждому. Важно иметь все необходимые качества, хорошую подготовку и желание, чтобы стать успешным юристом и добиться высот. В противном случае можно остаться консультантом или помощником юриста без продвижения по службе на долгое время.

О работе юриста

Где работают юристы

Юристы могут найти работу в любой сфере деятельности. Кто-то работает в государственных структурах, других нанимают различные компании, третьи предпочитают заниматься частной практикой:

  • Государство. Практически каждая государственная структура принимает специалистов с юридическим образованием: министерства, суды, органы власти. Вы сможете работать юрисконсультом, следователем, юристом международного права, судьей, прокурором или адвокатом. Некоторые юристы проводят исследования в сферах, которые относятся к закону и политике.
  • Юридические фирмы. Сферы, в которых они оказывают услуги разнообразны: семейное, интеллектуальное, трудовое, миграционное право, разрешение споров и медиация, поддержка бизнеса и многие другие. Чаще всего выпускники вузов устраиваются в такие фирмы в качестве ассистентов. После нескольких лет работы они могут стать полноценными партнерами и начать вести свои дела.
  • Частные работодатели. Крупные корпорации и малый бизнес нанимают юристов для консультаций, создания и проверки документов, ведения переговоров и предотвращения рисков.
  • Частная практика. Юристы могут работать на себя: нотариусами, консультантами или частными адвокатами.

Один день из жизни юриста

Лучше всего понять, подходит ли вам карьера юриста, поможет лишь опыт работы или стажировки. Благодаря им вы поймете, сможете ли вы день за днем заниматься этой деятельностью.

Список задач на день сильно зависит от сферы деятельности, специализации и места работы. Например, государственный адвокат по уголовным делам будет появляться в суде гораздо чаще, чем специалист, который занимается юридической поддержкой бизнеса.

Чтобы вам было проще понять, подходит ли вам эта профессия, рассмотрим один рабочий день из жизни сотрудника юридической фирмы:

Юристы часто работают дольше стандартных 8 часов в день — рабочее время может достигать 60+ часов в неделю. Потому их день начинается немного раньше, чем у специалистов других сфер.

  • С утра, когда в офис не поступают звонки, они могут спокойно проверить почту, ответить на письма.
  • Если в течение дня у них запланированы слушания в суде, они используют это время, чтобы просмотреть текущее дело и подготовить все документы.
  • В случае если в этот день они работают в офисе, они могут заняться подготовкой документов по текущим делам: ходатайства, меморандумы и другие подобные бумаги.

Начало рабочего дня

  • Дела обычно рассматривают утром. Потому юристы в это время прибывают в суд и встречаются с клиентами, у которых назначено слушание, и обсуждают предстоящий процесс.
  • Выступают на слушании.
  • Передают новые данные и копии документов по делу своему ассистенту.

Середина рабочего дня

  • Обеденное время — не всегда время отдыха. Его можно использовать, чтобы встретиться с кем-то из клиентов или коллег.
  • По возвращении в офис юрист созванивается с текущими клиентами или проводит с ними встречи и держит в курсе последних новостей по делу.
  • Проводит консультации с новыми клиентами и передают их данные своему ассистенту, чтобы начать работу над делом.
  • Некоторые случаи могут потребовать от юриста провести расследование. Например, адвокат по травмам может посещать места происшествия, опрашивать свидетелей, собирать данные и анализировать их.
  • Встречается с ассистентом и обсуждает новые дела, проверяет документы, уточняет расписание и дает новые указания.

Конец рабочего дня

  • Изучает свидетельства и нормативно-правовые акты и продумывают, как использовать их в интересах клиентов.
  • Делает заметки по текущим делам и составляют стратегию выступления на предстоящих слушаниях в суде.
  • Проверяет почту.

Видеть юриста на рабочем месте дольше чем нужно — не удивительно. Так как некоторые дни они проводят вне офиса, время после работы он может использовать, чтобы закончить оставшиеся задачи. Юристы постоянно имеют дело с дедлайнами, и у них часто нет возможности отложить задачу до следующего дня.

Это пример загруженного и разнообразного в плане задач расписания. Чаще рабочий день юриста не сильно отличается от рабочего дня офисного клерка. Судебные процессы они могут посещать 1-2 раза в неделю. Поэтому не стоит ожидать ежедневных слушаний и расследований, которые вы видите в фильмах. Большую часть времени вы будете изучать документы и писать новые, отвечать на письма и иногда созваниваться с людьми, которые могут помочь в ведении дела.

Но тем не менее бывают и такие активные и интересные дни, как тот, который мы описали. А чем более профессиональным вы будете становиться, тем интереснее дела вам будут попадаться. Поэтому не бойтесь застрять в рутине.

Будущее профессии юрист

Юрист — одна из тех профессий, которая не потеряет своей актуальности. Законы нужны человечеству, а если есть законы, нужны и те, кто в них разбирается.

Конечно, с течением времени некоторые специальности потеряют свою ценность, например административные должности. Секретари и бухгалтеры в юридических фирмах могут стать невостребованными из-за развития автоматизации и цифровизации. Многие фирмы уже внедряют новые технологические разработки, которые облегчают работу, например, автоматизация документооборота.

Но все же большая часть специальностей останется востребована. Даже если искусственный интеллект в ближайшее время сделает скачок в своем развитии, мы все равно еще далеки от того, чтобы роботы проводили допросы, защищали или обвиняли людей в суде. Человеческий фактор всегда будет преобладать, когда дело касается установления социальных связей во время переговоров и судебных процессов или поиска мельчайших нюансов в данных.

Тем не менее, изменения в мире сильно влияют на сферу юриспруденции. Это касается не только технологического развития, но и экономики, бизнеса, этики и моральных норм. Появятся новые специализации, которые будут отвечать требованиям современности.

Перспективные юридические специализации

Уже сейчас можно наблюдать, как более редкие специальности становятся востребованнее. Вот некоторые из перспективных направлений юриспруденции:

Юридические профессии

Юридические консультанты оказывают консультационные юридические услуги разным заказчикам – частным и государственным предприятиям. Юрисконсультов на рынке больше всего, так как формальных требований к стажу работы нет – каждый работодатель их определяет сам.

Юристы компаний работают на одну организацию и внешними консультациями не занимаются. Их работа обычно более размеренная и монотонная, чем труд юрисконсультов.

Адвокат представляет интересы граждан и фирм в судах, ведет административные, гражданские, арбитражные, уголовные дела. Чтобы стать адвокатом, нужно сдать экзамен и платить налоги, взносы за членство в адвокатской коллегии.

Нотариус – юрист с высшим образованием в возрасте от 25 лет, имеющий 5-летний стаж работы, сдавший профильный экзамен. Нотариус заверяет сделки, отвечает по ним своим имуществом.

Судьи разрешают административные, гражданские, арбитражные, уголовные дела. Чтобы быть судьей, нужно иметь за плечами образование магистра, большой стаж работы, не должно быть судимостей. Как правило, прежде чем стать судьями, молодые специалисты работают в качестве помощников судей.

Следователь – это юрист, который расследует уголовные преступления. Чтобы им стать, нужно получить высшее юридическое образование, иметь крепкое здоровье, и стаж работы – например, помощником следователя.

Судебным приставом может работать человек со средним или высшим юридическим образованием, достигший 21 года, обладающий хорошим здоровьем. Пристав занимается исполнением судебных решений по выплате долгов, выселению и прочему.

Преподаватель юридического факультета – также юрист с высшим образованием, кандидатской или докторской степенью в области права, истории, философии.

Кому подходят юридические профессии

Юридические профессии подходят людям с логическим мышлением и хорошей памятью. Юрист любого направления должен уметь общаться с людьми и обрабатывать большой объем информации. Пригодится и знание иностранных языков, ведь среди рабочих задач могут быть и те, что связаны с международным правом.

Человек, связавший свою жизнь с юридической профессией, должен быть готов к тому, что решение профессиональных задач требует терпения, концентрации внимания, конкретного и абстрактного мышления одновременно.

Плюсы юридических профессий

К плюсам юридической профессии можно отнести:

    Возможность выбрать практику по душе

К минусам юридической профессии относятся:

    Чрезмерная формализация мышления

Андрей Лихачев, генеральный директор юридической компании Хелп Консалтинг:

— В период такой масштабной цифровизации возрастает запрос на юристов в сфере права интеллектуальной собственности. Новые продукты, создающиеся на рынке IT, требуют правовой защиты и правового регулирования. Хоть наше законодательство в этой сфере несовершенно и даже не все то, что им предусмотрено, исполняется, тем не менее наблюдается тенденция к развитию. В будущем юристы в этой сфере будут достаточно востребованы.

Если в целом говорить о рынке труда в области юридических услуг, то в первую очередь нужно обратить внимание на то, что образование — это лишь фундамент, который ни о чем не говорит. Мы рекомендуем студентам уже с четвертого-пятого курса начинать какую-то небольшую практическую деятельность, хотя бы по вечерам стажироваться в каких-то юридических компаниях, либо работать помощником юриста. Для юридического бизнеса такие помощники — это оптимальная по затратам рабочая сила, а для студентов возможность получить опыт.

В коммерческих компаниях зарплата юриста складывается из оклада и премии. Премия зависит от KPI. Либо это процент со сделок, с успешно выполненных дел.

Тавус Абдулкадиров, юрисконсульт, руководитель практики корпоративных споров АО «Юридическое сопровождение бизнеса»:

– Уровень заработной платы – это всегда деликатный вопрос. Не все мои знакомые готовы делиться сведениями о размере своего дохода. Сумма получаемой зарплаты и премий – это тайна, покрытая мраком, сравнимая с поиском философского камня. По собственным и субъективным наблюдениям, самым высокооплачиваемым трудом является труд руководителей юридических департаментов государственных корпораций. За ними следуют партнеры крупных консалтинговых компаний, которые обеспечивают свой доход за счет процентов от завершенных проектов. В остальном разница не существенная.

Денис Шедов, юрист и аналитик правозащитного медиапроекта ОВД-Инфо:

– На мой взгляд, в будущем будут востребованы те юридические профессии, в которых высока степень творческой работы, а также работы с клиентами.

Со вторым пунктом все кажется просто, так как «человеку нужен человек», и даже если появятся сложные алгоритмы, способные предлагать варианты действия исходя из заданных параметров, люди без юридического опыта все равно будут хотеть проконсультироваться с «живым» юристом, который выслушает и подбодрит. Ориентированные на сервис юристы будут цениться на рынке всегда.

Относительно творческой работы юриста куда больше вариантов мне видится в будущем. Например, дальнейшее развитие коллабораций с программистами для создания тех самых алгоритмов, которые постепенно будут выполнять юридическую работу. В 2019 году мы с коллегами из Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо запустили совместный проект, над которым работали несколько лет, – алгоритм для написания типовых жалоб в Европейский суд по правам человека на ограничение свободы собраний, выражения, личной свободы и права на справедливый суд. Вначале юридическое сообщество скептически отнеслось к нашей разработке, но сейчас, спустя время и сотни зарегистрированных судом жалоб, многие из которых уже даже коммуницированы, коллеги поняли, что этот алгоритм здорово экономит всем время и позволяет юристам больше заниматься сложными делами.

Я также не переживаю относительно своей сферы деятельности, так как уверен, что в сфере прав человека всегда найдется место для юридического творчества.

Тавус Абдулкадиров:

– Я уверен: в ближайшие пять лет судебное представительство не подвергнется автоматизации. Но сегодня в консалтинговых компаниях и в юридических департаментах программное обеспечение (ПО) позволяет ускорить работу договорного, претенциозного и отдела по использованию «больших данных» (Big Data). Однозначно в будущем юристу будет недостаточно разбираться только в справочно-правовых системах и ПО. Клиенты уже сейчас ожидают вовлеченности юриста в процесс и технологию работы их компании, а не только юридическую консультацию. Львиная доля юристов будет вынуждена учиться взаимодействовать с техническими специалистами и осваивать принципы использования «больших данных» не ограничиваясь поверхностными представлениями. Возможно, что через какое-то время мы придем к разрешению споров с помощью робота-судьи, иллюстрацию которого мы видели в сериале «Черное зеркало» … Но это лишь догадки.

Денис Шедов:

– Наша профессия предполагает непосредственную работу с людьми и для людей. В этой связи важными профессиональными качествами юриста мне видятся человеколюбие, уважение человеческого достоинства и эмпатия. Кто-то может возразить, что в спектре юридических профессий есть такие направления, в которых нет непосредственного контакта с клиентами, а есть много «бумажной» работы. И в этом случае, я уверен, юристу следует держать в голове то, что вся работа в конечном счете делается для человека. С подобным ориентиром можно избежать чрезмерной бюрократизации и формализации работы правовых механизмов.

Также юристу важно быть творчески мыслящим человеком, способным к постоянному обучению и изменению типа работы. В противном случае есть смысл готовиться к тому, что в какой-то момент на смену придут автоматические алгоритмы.

Тавус Абдулкадиров:

– Качества, которые соискатели шаблонно используют в резюме, явно уже не интересуют работодателей. Профессия юриста требует большей отдачи, много личного времени и стремления познавать истину при решении разных вопросов. На фоне других соискателей можно выделиться за счет любви к профессии, стремления к справедливости, и, конечно же, готовности тратить значительную часть своего времени на саморазвитие.

Глава 1.3 Уровни высшего юридического образования

Выбор и поступление в вуз. Болонский процесс. Бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. Сроки обучения. Форма и платность обучения. Порядок выбора вуза. Рейтинги вузов. Аккредитация АЮР. Минимальный балл ЕГЭ. День открытых дверей. Подготовка к поступлению. Правила поступления в вуз. Льготы и целевой набор.

То, что сегодня цель, завтра будет отправной точкой.

Т. Карлейль

В результате изучения гл. 1.3 студент должен:

знать систему высшего юридического образования России, основы выбора вуза и программы обучения, правила поступления в вузы;

уметь ориентироваться в системе высшего юридического образования;

владеть методологией сравнения, выбора вуза и поступления в вуз.

Юриспруденция как система подготовки юристов реализуется посредством их обучения в высших учебных заведениях. От вуза зависит многое, если не всё, в становлении юриста. Поступающему и студенту следует разобраться в уровнях высшего образования, формах обучения, в системе оценки качества образования юридических вузов.

Уровни высшего юридического образования в Российской Федерации. На данный момент в российской системе высшего образования происходят коренные изменения, связанные с тем, что в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, которая предполагает создание единого европейского образовательного пространства, в частности стандартные образовательные ступени (бакалавриат, магистратура), признание российских дипломов за рубежом, возможность продолжать образование в другом государстве – участнике Болонского процесса.

Если раньше юрист учился 5 лет и получал диплом о высшем образовании как специалист, то сейчас в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании) и Стандартом образования бакалавра обучение длится 4 года (бакалавриат), по результатам присваивается квалификация бакалавр и выдается диплом бакалавра, что считается получением высшего образования и достаточно для устройства на работу юристом. Однако тот, кто хочет получить более специализированные и глубокие знания, теперь может продолжить обучение в магистратуре и проучиться еще 2 года, получив диплом магистра.

Система специалитета (пятилетнего образования) действует для ряда юридических специальностей («Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза») и признается Законом об образовании. Но специальности «Юриспруденция» уже нет. Законодатель сформулировал для бакалавриата и магистратуры название «направление подготовки» «Юриспруденция», а термин «специальность» оставил специалитету. Поэтому в программах специалитета специальности «Юриспруденция» нет, поскольку система образования изменилась и основной массив универсальных юристов будет учиться по схеме «бакалавр – магистр», только для которой и утверждено направление подготовки «Юриспруденция» в классическом виде с возможностью продолжения обучения по данному направлению и в аспирантуре.

Однако споры по целесообразности перехода на систему основного четырехлетнего образования не утихают. Главный аргумент противников состоит в невозможности качественно обучить за этот период, то есть пройти пятилетнюю программу за четыре года. Но процесс идет и вряд ли повернет вспять, поэтому следует идти вперед и совершенствоваться в этом направлении, поскольку у системы есть и значительные плюсы, благодаря которым реформирование состоялось.

Учащемуся необходимо сделать конкретный выбор: оканчивать только бакалавриат или продолжать обучение в магистратуре. По данным экспертов, в магистратуру будет поступать не более 25 % студентов от окончивших бакалавриат. Практика также показывает, что студенты в целом не хотят идти в магистратуру, а возможно, просто не знают, что это такое. При этом не все работодатели знают, что бакалавр – это специалист с высшим образованием, и пока достаточно скептически относятся к качеству знаний таких юристов.

Уровень образования – это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Бакалавриат – это первый уровень высшего образования, на котором подготовка осуществляется 4 года по очной форме обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденции» для квалификации «бакалавр». Окончание образования подтверждается дипломом бакалавра, который дает право на занятие профессиональной юридической деятельностью. Подробнее о содержании образовательного процесса данного уровня мы расскажем в следующей главе.

К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

Обучение на данном уровне регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)“бакалавр”)».

Магистратура – это второй уровень высшего образования, на котором подготовка осуществляется 2 года по очной форме обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» для квалификации «магистр». Окончание образования подтверждается дипломом магистра.

Обучение на данном уровне регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)“магистр”)».

О результатах Болонской системы образования и четырехлетнего образования юристов пока говорить рано, ясного понимания о том, какие будут «бакалавры права», пока нет. Как нет и понимания того, будут ли работодатели требовать от соискателей обязательного окончания магистратуры и будет ли у магистров приоритет при устройстве на первую работу перед бакалаврами. Однако уже сейчас понятно, что магистр – это более «образованный» юрист, чем бакалавр, поскольку за два дополнительных года такой юрист получил больше знаний.

Целью магистратуры является профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров к научно-исследовательской, педагогической и практической юридической деятельности в рамках выбранной программы. Специфика обучения в том, что магистратура дает не общие знания, а профильные, посвященные одной отрасли права. Программы магистратуры можно сравнить со специализацией при прежней системе образования (гражданское право, гражданский процесс, трудовое право и пр.). Окончив магистратуру, выпускник может гордо именоваться магистром права (а по гражданскому праву – магистром частного права), однако пока мало кто из российских работодателей знает, что это такое, хотя также ясно, что через несколько лет эти понятия войдут в обиход и всё встанет на свои места. Пока же достаточно очевидно, что система образования стала гибче и позволяет варьировать свой уровень квалификации в зависимости от поставленных целей.

Станет ли магистратура преимуществом при устройстве на работу, пока непонятно, к примеру аспирантура особых преимуществ при устройстве в частные компании не дает, поскольку работодателю по большому счету нужны знания, а не дипломы.

Чтобы поступить в магистратуру, в том числе заочную или вечернюю, необходимо обладать дипломом бакалавра. Для поступления потребуется сдать вступительный экзамен, то есть прием осуществляется на конкурсной основе. При этом поступать можно в любой вуз, а не только тот, в котором был получен диплом бакалавра/специалиста. Можно поступить в магистратуру и после специалитета (нового образца), но это будет считаться уже вторым высшим образованием (или последующим) и, соответственно, платным. Дипломированные специалисты, которые обучались по «старой» системе, вправе поступить в магистратуру на бюджетное отделение.

Аспирантура – это третий уровень высшего образования, на котором 3 года по очной форме обучения осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» для уровня подготовки кадров высшей квалификации.

Данный уровень называется «подготовкой кадров высшей квалификации» и осуществляется для юристов в форме аспирантуры (адъюнктура для военных, ординатура для медицинских работников), итогом которой является получение ученой степени кандидата наук по соответствующей науке. Поступить в аспирантуру может только обладатель диплома магистра или специалиста, для бакалавра прямое поступление в аспирантуру недоступно, вначале следует обучиться в магистратуре. Для поступления необходимо сдать экзамены, причем довольно часто за место борются несколько кандидатов.

Основным содержанием обучения в аспирантуре является подготовка диссертации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Результаты исследования должны обладать научной новизной, практической полезностью и актуальностью. На данный момент, исходя из положений Закона об образовании, аспирант получает два диплома: диплом об окончании аспирантуры и диплом кандидата юридических наук при успешной защите диссертации.

Обучение на данном уровне регламентировано Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

Для студента, выбравшего научную и преподавательскую карьеру, аспирантура является обязательным звеном. Для практикующего юриста аспирантура, по нашему мнению, является способом стать высококлассным специалистом в определенном правовом вопросе. Достаточно выбрать темой диссертации насущный вопрос основной работы. Также аспирантура научит лучше структурировать мысли, оптимизировать мышление, использовать больший арсенал средств поиска решения, грамотно писать документы, приобрести навыки ораторского искусства (аспиранты ведут некоторые занятия). Наверное, не зря аспирантуру называют подготовкой кадров высшей квалификации.

Также сама по себе степень кандидата юридических наук внушает уважение и работодателями/клиентами рассматривается как дополнительный плюс. Поэтому, на наш взгляд, аспирантуру следует рассматривать как один из вариантов образования и элементов карьеры даже для практикующих юристов.

Отметим, что юрист может поступить не обязательно в «юридическую» аспирантуру, а может выбрать иную науку (социологию, экономику, философию), но необходимо понимать, для чего это делается. В любом случае новые знания – это интересно и полезно для личностного роста.

Наконец, можно выделить и еще один уровень образования – докторантуру. Докторантура не входит в систему высшего образования и регулируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Докторантура – это форма подготовки научных кадров, в соответствии с которой за срок, не превышающий 3 года, докторант осуществляет подготовку научно-квалификационной работы соответствующего уровня. Срок подготовки определяется договором, заключаемым между направляющей, принимающей организацией и докторантом. Такого понятия, как очная и заочная докторантура, не существует. Для направления в докторантуру соискатель должен иметь:

– ученую степень кандидата наук (то есть окончить аспирантуру);

– стаж педагогической и (или) научной работы не менее 5 лет;

– трудовой стаж в направляющей организации не менее 1 года;

– научные достижения, подтвержденные в установленном порядке (публикации в научных изданиях, патенты);

– план подготовки диссертации.

Докторская диссертация – это серьезное научное исследование, требующее глубоких знаний. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Для практикующего юриста степень доктора юридических наук, конечно, престижна, но редко кто отваживается настолько глубоко погрузиться в науку и посвятить три года серьезной исследовательской работе, а без этого смысла поступать в докторантуру нет. Практикующего юриста ценят не за ученые степени, а за профессиональные навыки и умения. Хотя в некоторых профессиях за наличие степени доплачивают (судьи, прокуроры). Но другая ситуация с учеными и преподавателями, для которых получение ученой степени – обязательная часть карьеры.

Итак, юрист по направлению подготовки «Юриспруденция» может обучаться последовательно на следующих уровнях:

– первый уровень высшего образования: 4 года – бакалавриат (с получением диплома бакалавра);

– второй уровень высшего образования: 2 года – магистратура (с получением диплома магистра);

– третий уровень высшего образования: 3 года – подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре (с получением диплома об окончании аспирантуры, а при успешной защите диссертации – диплома кандидата юридических наук);

– уровень научной деятельности (после высшего образования): 3 года – докторантура (форма подготовки научных кадров, с получением диплома об окончании докторантуры, а при успешной защите диссертации – диплома доктора юридических наук).

Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Форма и платность обучения. Учиться юрист может очно (ежедневное посещение вуза, максимальный объем лекций и семинаров), очно-заочно (вечернее обучение) и заочно (удаленное обучение с присутствием на определенных установочных занятиях и экзаменах). Загруженность студентов занятиями разная, к примеру согласно Стандарту образования бакалавра объем аудиторной учебной нагрузки при очной подготовке по программе бакалавриата составляет в неделю при освоении основной образовательной программы в среднем не менее 24 и не более 36 академических часов. При вечерней форме обучения минимальный объем должен быть не менее 12 и не более 16 часов в неделю, а для заочной формы обучения – не менее 160 и не более 200 часов в год (то есть в среднем всего 3–4 часа в неделю). Очевидно, что это сказывается и на качестве обучения, поэтому работодатели предпочитают брать выпускников, прошедших очное обучение.

Кроме того, вечернее и заочное образование дольше, чем очное, но срок устанавливается самим вузом. Как правило, заочное образование на год больше, чем очное для бакалавриата, на пять месяцев – для магистратуры, на полгода-год – для аспирантуры. Отметим, что стипендиями из бюджета, постоянными общежитиями и еще многими привилегиями обеспечиваются только учащиеся очной формы обучения.

Очевидно, что максимальный уровень знаний дается на очной форме обучения. Заочное образование такое качество не дает по определению и даже в ведущем вузе. Некоторые вообще называют заочное образование «заушным», поскольку студентов приходится вытягивать на экзаменах и зачетах за уши, чтобы не пришлось всех отчислять. Мы рекомендуем обучаться по очной форме образования, поскольку выпускники заочных отделений, приходя на собеседования, действительно в среднем показывают уровень знаний гораздо ниже, чем студенты очных форм обучения. Разумеется, жизненные ситуации бывают самые разные, например человек вынужден работать, чтобы прокормить семью. Для таких ситуаций заочное образование единственный выход, и от самого студента и его усилий уже будет зависеть качество получаемых знаний.

Наконец, обучение может быть платным и бесплатным (за счет бюджета). В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона об образовании гарантируется бесплатность высшего образования, но только на конкурсной основе и если образование данного уровня гражданин получает впервые.

При отсутствии возможности оплаты образования может быть рассмотрен вариант кредитования, который получает все большее распространение. К примеру, такой порядок урегулирован постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». Так, к примеру, основным условием для получения льготного образовательного кредита при поступлении в МГУ является наличие заключенного с МГУ договора на оказание платных образовательных услуг. Кредит предоставляется на оплату образования по основным программам высшего профессионального образования, второго высшего профессионального образования, на оплату обучения в магистратуре и аспирантуре, без каких-либо ограничений по форме обучения.

В целом у всех студентов одного вуза преподавание ведется одним составом преподавателей, поэтому каждый студент в состоянии получить требуемый уровень знаний вне зависимости от платности/бесплатности обучения.

Но следует понимать, что на платное отделение идут те, кто не попал по каким-то причинам на бюджетное, поэтому состав группы, в которой будет обучаться юрист, в среднем менее сильный, чем состав бюджетных групп, а это влияет на качество семинарских обсуждений, на отношение к учебе, на климат в группе. Хотя, надо признать, и в бесплатные группы зачастую попадают случайные люди, а в платных оказываются действительно талантливые выпускники, но это не является правилом.

В целом с социологической точки зрения бюджетная группа и платная группа обучающихся – это разные по уровню знаний, материальному обеспечению и ценностным установкам группы. В платные группы попадают не только те, кто чуть-чуть недобрал баллов (способные ученики), но и те, кто поступил только благодаря деньгам родителей, не обладая требуемым объемом знаний (среднеспособные ученики). Понятно, что последняя группа может вносить определенный диссонанс в ценностные ориентации группы по отношению к учебе.

Но поскольку обучающиеся в вузе уже более зрелые личности, чем школьники и дети, то правильно настроенные и способные студенты в состоянии двигаться к своей цели (получение отличного образования) даже при отрицании группой ценности добросовестного обучения, активности на занятиях, свободного выражения своего мнения. Поэтому мы рекомендуем все же поступать на бюджетное отделение либо стойко отстаивать свои интересы, если так случилось, что в группе эти ценности на неформальном уровне странным образом не разделяются. Равняться следует на лучших. В любом случае уровень знаний и наименование вуза для работодателя будут иметь первоочередное значение вне зависимости от того, платил или нет студент за свое обучение.

Выбор вуза. Перед выбором вуза, а именно года за два-три до поступления, необходимо уже определиться с выбором направления образования. Почему так рано? Потому что за этот срок можно отлично подготовиться: пройти курсы, нанять репетиторов, поступить в специализированные школы, из которых проще поступить в вуз.

Профессий много – врач, инженер, экономист. Почему именно направление юриспруденция и одна из юридических профессий? Перед выбором профессии желательно пройти тесты на профессиональную ориентацию, но в первую очередь задать себе вопросы о своих предпочтениях. В частности, можно задать себе следующие вопросы:

– какие профессии в принципе мне интересны и почему?

– в каких областях я достигаю высоких результатов?

– какой я представляю себе работу юриста? чем занимается юрист?

– какие юридические профессии я знаю?

– что привлекает меня в работе юриста? какая профессия мне близка?

– каких юристов я знаю? кто мог бы быть образцом профессии?

– есть ли у меня навыки аналитической работы, переговорные навыки?

– хочу ли я помогать людям?

– умею ли я общаться с людьми?

Юридическая профессия требует от человека ряда конкретных качеств и умений, поэтому, несмотря на сложность точного определения в раннем возрасте предпочтений и способностей, необходимо, чтобы кандидат в юристы обладал потенциалом овладения этими качествами (подробно о качествах написано во разделе 2 книги).

Также следует иметь в виду, что юридическое образование считается одним из самых престижных, поэтому в ведущие вузы существует значительный конкурс, который можно пройти, только хорошо подготовившись и обладая значительным объемом знаний и способностей.

Если вопрос с выбором профессии юриста решен, то возникает вопрос выбора вуза.

В течение 20 лет, с 90-х гг. прошлого века, количество учебных заведений, дающих юридическое образование, только росло и достигло более чем тысячи вузов. Для сравнения: в СССР их было около 50, а в США – около 200 14 .

При этом качество образования оставляло желать лучшего: руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова в ходе совещания с ректорами высших учебных заведений РФ в 2009 г. заявляла, что «половина российских университетов, академий и институтов не соответствует сегодня своему статусу. По аккредитационным показателям 48 % университетов не соответствуют статусу университета, 52 % академий не соответствуют статусу академии и 59 % институтов не соответствуют статусу института» 15 . В результате учащиеся некоторых вузов без труда получали юридическое образование, но как юристы были полностью несостоятельны и не могли устроиться на работу либо дискредитировали сообщество юристов качеством своей работы.

На данный момент ситуация меняется к лучшему, проводится аккредитация вузов, их количество резко уменьшается, однако выбор перед выпускником школы все равно слишком велик, а качество образования не гарантировано. Как выбрать вуз, который даст действительно качественное юридическое образование?

Как минимум перед выбором вуза следует посмотреть описание вакансий на должность юриста по региону проживания. Там вы найдете те вузы, которые котируются в вашем регионе. По Москве, к примеру, некоторые работодатели прямо пишут «строго МГУ, МГИМО, МГЮА, РУДН». В целом можно сказать, что именно в один из таких вузов мы рекомендуем поступать, поскольку итоговая цель обучения – это трудовая деятельность, где требования к соискателям определяются работодателями.

В противном случае через 4 года обучения может оказаться, что никакой работодатель не готов даже рассматривать ваше резюме, не говоря уже о том, чтобы взять вас на работу. Такова цена легкого образования. Да, в ведущие вузы сложно поступить, но, снизив требования к себе на этапе поступления в вуз, придется снижать свои ожидания и при устройстве на работу.

У выпускника школы может быть ощущение, что всё зависит от него и достаточно прочесть учебники, чтобы стать юристом. То есть якобы даже в «плохом» вузе именно этот выпускник сможет при должном старании и способностях стать первоклассным юристом. Но это ошибочное мнение: от вуза зависит, пожалуй, не меньше 70 % качества образования, остальные 30 % – от студента. И лучше быть в отстающих в хорошем вузе, чем первым в «плохом».

Так, хороший вуз отличается от «плохого» как минимум следующими объективными параметрами:

– преподавательский состав включает в себя значительное число докторов наук, ученых, достигших признания в юридической науке;

– преподавательский состав стабилен, многие преподаватели работают в вузе длительное время (обладают значительным педагогическим стажем);

– поддерживается высокая планка требований к знаниям, умениям и навыкам студентов, вынуждающая ходить на лекции, семинары, учиться, постоянно повышать свой уровень из-за риска быть отчисленным;

– процесс обучения упорядочен, разработана подробная программа обучения (основная образовательная программа), программы курсов, соблюдается дисциплина проведения занятий, они проходят в назначенное время и отменяются в редких случаях;

– налажены связи с потенциальными работодателями, к которым студент может быть направлен на практику и впоследствии трудоустроиться;

– большинство выпускников трудоустраивается по направлению подготовки «Юриспруденция» (к примеру, в ведущих вузах показатель более 95 %) (это говорит еще и о том, что в вуз поступает мало случайных людей, для которых необходима лишь «корочка» диплома, а не знания);

– налажен обмен с иностранными университетами;

– вуз является центром не только обучения, но и развития правовой науки;

– помимо основной программы студентам дается широкой перечень дополнительных курсов, встреч с интересными людьми, развита внеучебная работа (спорт, кружки, клубы и пр.).

Поэтому закономерно, что некоторые выпускники таких вузов становятся выдающимися людьми, активно участвуют в истории страны и достигают самых верхних уровней карьеры, выходя порой за пределы собственно юридической карьеры. К примеру, студентами юридического факультета СПбГУ были выдающиеся юристы В. Д. Спасович, П. А Александров, Н. П. Карабчевский, Н. С. Таганцев, деятели культуры И. Г. Чавчавадзе, К. А. Тимирязев, А. А. Блок, Н. С. Гумилев, Л. Н. Андреев, М. М. Зощенко, Я. Райнис, М. А. Врубель, С. П. Дягилев, Н. К. Рерих, И. Ф. Стравинский. Факультет окончили премьер-министры России А. Ф. Керенский и Б. Штюрмер, президенты России В. В. Путин и Д. А. Медведев.

Выпускниками юридического факультета МГУ являлись А. Ф. Кони – прокурор, судья Санкт-Петербургского окружного суда, государственный и общественный деятель, Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов – известные адвокаты, С. А. Муромцев – председатель первой Государственной Думы, Г. Е. Львов – первый председатель Временного правительства, М. С. Горбачев – первый Президент СССР, А. И. Лукьянов – председатель Верховного Совета СССР, В. Д. Зорькин – председатель Конституционного Суда РФ, В. М. Лебедев – председатель Верховного Суда РФ, И. И. Шувалов – первый вице-премьер Правительства РФ 16 .

Шанс стать такой личностью и достичь не меньших высот предоставляется каждому, кто смог поступить в сильный вуз. А учиться с интеллектуальной элитой – это и сама по себе огромная польза для личностного развития и дальнейшей карьеры. Нельзя сбавлять обороты и требования к себе.

Однако выбрать конкретный вуз не просто. Во-первых, для школьника и даже его родителей, если они не являются юристами, выбор вуза может быть не так ясен и очевиден, как для юристов, работающих в юридической сфере. Во-вторых, при решении вопроса о выборе вузе необходимо оценивать реальные способности и знания выпускника (способность на высоком уровне сдать ЕГЭ и пройти испытания), планы на жизнь – в частности, определить, в каком регионе учиться, в каком работать. Например, не каждый хотел бы переезжать в другой город ради получения хорошего юридического образования. Многое зависит от смелости школьника и его родителей, их образования и культурного уровня, способности выйти за пределы своего кругозора, критически оценить свои желания и предпочтения (к примеру, желание не получать высшее образование). Зачастую поступать в Москву в ведущий вуз рассматривается как нечто невероятное и недостижимое, а некоторые даже и не ставят перед собой подобный вопрос.

По большому счету следует еще при выборе направления образования (то есть за 2–3 года до поступления) составить таблицу, в которой перечислить:

– цели поступающего после окончания вуза (специализация, профессия, место жительства) – возможно, потребуется проведение тестов на профориентацию;

– вузы, в которые хотелось бы попасть, и конкретные специальности/направления (для начала не стоит ограничивать список вузов и направлений);

– примерный балл ЕГЭ, достаточный для поступления в каждый из выбранных вузов, и конкурс на место: к примеру, конкурс для поступления на юридический факультет МГУ составляет около 10 чел. на место, а проходной балл – 342 (из 400 возможных) 17 ;

– наличие и существо дополнительных испытаний (вплоть до перечня вопросов дополнительного собеседования/экзамена/теста);

– плюсы и минусы каждого вуза (регион, предоставление жилья, стипендия, стоимость обучения, перспективы карьеры, прочие важные для конкретной семьи параметры);

– конкретные способы подготовки для поступления в каждый вуз (олимпиады, целевые программы, репетиторы, подготовительные курсы, льготы);

– итоговое решение по вузу (некий короткий список из пяти вузов) и специальности/направлению.

Оценивается каждый параметр, делается выбор, и учащийся начинает планомерно готовиться к поступлению. Такая таблица позволит конкретизировать свои желания, цели, понять требования вузов и внести ясность в главный вопрос – какого уровня знаний должен достичь школьник, чтобы поступить в желаемый вуз. Далее остается учиться и осуществлять все необходимые действия для поступления.

Отметим, что абитуриент вправе подать заявления о приеме одновременно в пять вузов, не более чем на три направления подготовки (специальности) в каждом, поэтому есть возможность определенного маневра. Прием осуществляется на основании личного заявления абитуриента, поданного в приемную комиссию.

На крайний случай есть вариант поступления в другой вуз и дальнейшего перевода в нужный вуз, но это также осуществляется на конкурсной основе и при наличии мест, поэтому такой вариант рассматривать при поступлении не стоит.

В любом случае необходимо посетить День открытых дверей, когда члены приемной комиссии, преподаватели и студенты сами знакомят с необходимой и нужной информацией о поступлении и вузе и отвечают на вопросы.

Чтобы составить список вузов, целесообразно не только руководствоваться требованиями работодателей, но и использовать рейтинги, советоваться с практикующими юристами, чтобы получить более комплексное и глубокое мнение. Отметим, что специализированных юридических вузов, которые готовят исключительно юристов, не так много, и это не является определяющим показателем, поскольку с ними успешно конкурируют юридические факультеты универсальных вузов.

Что касается рейтингов, то у каждого есть свои плюсы и минусы. Во-первых, пока что предпочитают составлять рейтинг вузов, а не отдельно юридических факультетов. Поэтому можно ориентироваться на общие рейтинги вузов, вычленять из них вузы с юридическим факультетом и предполагать, что юридический факультет окажется на приемлемом уровне. Хотя такой прогноз не будет точным. Во-вторых, до настоящего времени прозрачной и устраивающей всех экспертов системы оценки и ранжирования юридических вузов/факультетов не придумали, хотя пытались оценивать процент работающих по специальности, уровень зарплат выпускников, средний бал ЕГЭ для поступления и ряд других важных параметров.

Опросный рейтинг юридических вузов/факультетов

Но в целом рейтинги дают представление о лидерах юридического образования. Представим для примера два рейтинга юридических вузов, составленных достаточно авторитетными экспертами: опросный рейтинг (составлен по результатам опроса ректоров, выпускников, работодателей и профессионального сообщества) (табл. 2) 18 и рейтинг по баллу ЕГЭ (составлен на основе среднего балла ЕГЭ по одному предмету, достаточному для поступления на юридический факультет / в юридический вуз) (табл. 3) 19 .

Рейтинг юридических вузов/факультетов по баллу ЕГЭ

Помимо общих рейтингов необходимо ознакомиться с рейтингом юридического образования по региону проживания. Как правило, лидером по региону является государственный вуз, сохраняющий традиции классического фундаментального образования и подхода к построению учебного процесса. Кстати, у некоторых работодателей требования к соискателям так и выражены – «строго государственный вуз».

Кроме этих рейтингов, есть и еще один важный показатель. Так, Закон об образовании ввел термин качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Попытки оценить качество юридического образования предпринимались и до Закона об образовании, и одна из них на данный момент успешно существует. Согласно Указу Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» Ассоциации юристов России даны полномочия разработать и внедрить механизм общественной аккредитации высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юридических кадров.

В результате такая аккредитация начала действовать и является довольно объективным критерием качества образования. Полный перечень аккредитованных вузов можно найти на сайте Ассоциации юристов России (http://alrf.ru/proekty/kachestvo-yuridicheskogo-obrazovaniya/). Этот рейтинг гораздо более полный, чем обычные рейтинги, в нем представлены региональные вузы, что дает представление о юридическом образовании для жителей всей страны.

Поступление в вуз. Поступление в вуз по программе бакалавриата осуществляется на основании Единого государственного экзамена (ЕГЭ), результаты которого действительны 4 года, следующих за годом получения таких результатов (то есть год сдачи ЕГЭ не включается в срок). Чем более популярен университет, тем больше баллов следует набрать при сдаче экзамена, поэтому еще до сдачи экзамена следует внимательно изучить правила поступления и требуемое число баллов конкретного вуза 20 .

Вообще, по большому счету поступление в такой вуз начинается с поступления в отличную школу (колледж), которая позволяет набрать необходимые баллы. Таких учреждений немного, и поступить в них при отсутствии регистрации по месту жительства в близлежащих домах далеко не просто (есть соответствующие рейтинги школ, там также предусмотрены тесты, также сами вузы сотрудничают с определенными школами 21 ).

Однако именно хорошее образование позволяет сделать главный шаг к хорошей карьере, поэтому следует предпринять максимальные усилия и даже сверхусилия, чтобы его получить, конечно, не только в плане формального устройства, но и в плане реального получения знаний и старательного обучения. Как гласит латинская пословица, «должен – значит можешь» (Debes, ergo potes).

Но даже высокий балл ЕГЭ не гарантирует поступления в ряд вузов. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО, РУДН и еще несколько ведущих вузов вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, на что прямо указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Указе Президента РФ от 09.09.2008 № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования».

Чтобы понять специфику обучения и глубину программы в конкретном вузе, следует ознакомиться с правилами приема (утверждаются вузом), направлениями подготовки, общей образовательной программой (утверждается вузом), которые обычно размещены на сайте вуза (кроме образовательной программы) либо могут быть представлены по требованию. Также целесообразно ознакомиться с расписанием занятий, пообщаться со студентами, чтобы понять особенности образовательного процесса вуза.

Таким образом, в целом схема поступления в хороший вуз выглядит следующим образом:

– поступление и окончание школы, дающей высокий уровень знаний (включая переход в специализированные организации среднего образования при вузах), выпускники которой успешно поступают в юридические вузы;

– в период обучения в школе – победа в олимпиадах, дающих право на поступление без экзаменов;

– выбор вуза, направления подготовки (специальности), формы обучения (очная/вечерняя/заочная), бюджетного/платного отделения, а также выяснение прочих условий поступления (прочтение правил поступления);

– выявление возможностей льготного поступления (оценка на предмет отнесения к льготным категориям граждан, поиск целевых программ обучения);

– поступление на подготовительные курсы выбранного вуза;

– сдача ЕГЭ с получением баллов, достаточных для поступления в выбранный вуз;

– успешное прохождение дополнительных испытаний, установленных вузом.

Льготное поступление. Существуют и иные каналы поступления в вуз по направлению подготовки «Юриспруденция». К примеру, целевое обучение на основании договоров о целевом приеме, заключенных с федеральными государственными органами власти, органами государственной власти субъектов России и прочими государственными организациями. Такое принято, например, в прокуратуре при условии подписания контракта и отработки 5 лет в органах прокуратуры 22 .

Перечень программ льготного поступления перечислен в ст. 71 Закона об образовании.

1. Правом на прием без вступительных экзаменов обладают победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией.

2. Право на прием на обучение по программам бакалавриата за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты (квота не менее 10 % и устанавливается вузом) имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

3. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан, граждане, проходившие в течение не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и ряд других категорий граждан (полный перечень имеется в статье закона). Эти же категории имеют преимущественное право поступления в вуз при успешной сдаче испытаний при прочих равных условиях.

4. Преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях, также предоставляется выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

5. Преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные образовательные организации высшего образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, детям граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

6. Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти 23 , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти:

– прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

– быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов Единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.

Зачастую у многих выпускников есть страх непоступления в сильные вузы, опасение, что кто-либо поступает «по блату» и нет никакой реальной возможности поступить честно. Однако мы считаем необходимым верить в свои силы, надеяться только на самого себя и на свои знания, заранее начать усиленную подготовку к поступлению, добросовестно учиться, и тогда шансы на успех значительно возрастут.

Поступление в вуз – это первое серьезное испытание бывшего школьника и будущего юриста. Но далеко не последнее, поскольку в учебе, в работе, в жизни будут еще испытания характера, знаний и умений. Труден только первый шаг – гласит латинская пословица. Поэтому следует «делать то, что должен, а дальше будь что будет».

Повторимся, что важно приложить все усилия, чтобы поступить в сильный вуз, под которым мы понимаем как федеральные, так и региональные вузы, ценимые работодателями. С хорошим дипломом будут открыты все двери в дальнейшей профессиональной карьере.

В заключение уместно вспомнить слова Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина о том, что Россия нуждалась и еще остро нуждается сегодня не просто в юристах, а в высококлассных юристах 24 .

Контрольные вопросы

1. Что такое Болонский процесс?

2. Что такое уровень образования?

3. Что такое бакалавриат?

4. Что такое магистратура?

5. Что такое аспирантура?

6. Какими нормативными актами регулируется высшее юридическое образование?

7. Какие рейтинги вузов вы знаете?

8. Назовите не менее пяти ведущих юридических вузов/факультетов России.

9. Опишите процедуру поступления в вуз, в том числе льготные, целевые программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *