3.Справочно – информационные документы. Характеристика. Правила оформления.
Носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительной документации. Акт – СИД, составленный для подтверждения установленных фактов или событий. Состоит из вводной части и констатирующей части. –В вводной части – основание для составления акта, перечисляются лица, составляющие акт, и лица, присутствующие при этом. –В констатирующей части – фиксируются факты, излагаются выводы, предложения, приводятся заключения. Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в составлении без указания должностей, и утверждается РД или руководителем. Протокол – документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на совещаниях, конференциях, собраниях. Составляется на общем бланке или на чистом листе бумаги. Текст протокола состоит из 2 частей: вводной и основной. Вводная подразделяется на постоянную и переменную. Переменная часть содержит инициалы и фамилии председателя, секретаря и присутствовавших. Основная часть содержит разделы: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ». Справка – документ, подтверждающий какие-либо факты или события. Справки бывают 2 видов: 1)подтверждающие события в производственной деятельности предприятия; 2)подтверждающие юридические факты (место работы, проживания и т.д.) Служебное письмо – СИД, передаваемый по почте, который служит средством общения с частными лицами и учреждениями с целью сообщения какой-либо информации. Телеграмма – документ, который передается по телеграфу. (правительственные, срочные, международные).
4.Понятие «Дело». Правила формирования дел.
Дело – это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.
Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Дела формируются в организации, как правило, децентрализованно, т.е. в структурных подразделениях.
При формировании дел необходимо соблюдать следующие общие правила:
— помещать в дело только исполненные документы, в соответствии с заголовками дел по номенклатуре;
— группировать в дело документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;
— раздельно группировать в дела документы постоянного и временных сроков хранения;
— помещать в дела ксерокопии факсограмм, телефонограммы на общих основаниях;
— в дело не должны помещаться документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики;
— по объему дело не должно превышать 250 листов.
— при наличии в деле нескольких томов (частей) номер (индекс) и заголовок дела проставляются на каждом томе с добавлением «т. 1», «т. 2» и т.д.
Документы внутри дела располагаются сверху вниз в хронологической, вопросно-логической последовательности или их сочетании.
Распорядительные документы группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями.
Если имеется документ о снятии с контроля нескольких актов, подшитых в разные дела, то следует подшить необходимое количество копий этого документа в соответствующие дела с указанием номера дела, в котором подшит подлинник этого документа.
Протоколы и документы к ним формируются в разные дела. Протоколы в деле располагаются в хронологическом порядке по номерам. Документы к протоколам, сгруппированные в отдельные дела, систематизируются по номерам протоколов. Положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу. Утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от проектов. Документы в личных делах располагаются по мере их поступления.
Предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организации и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам.
На обложке дела указываются реквизиты: наименование организации (фондообразователя); наименование структурного подразделения; заголовок дела; дата дела (тома, части); количество листов в деле; срок хранения дела; архивный шифр дела.
Реквизиты, проставляемые на обложке дела, оформляются следующим образом:
— наименование организации указывается полностью, в именительном падеже, с указанием официально принятого сокращенного наименования, которое указывается в скобках после полного наименования;
— наименование структурного подразделения — записывается название структурного подразделения в соответствии с утвержденной структурой;
— заголовок дела — переносится из номенклатуры дел организации
— дата дела — указывается год(ы) заведения и окончания дела в делопроизводстве.
Датой дел, содержащих распорядительную документацию, а также для дел, состоящих из нескольких томов (частей), являются крайние даты документов дела, т.е. даты (число, месяц, год) регистрации (составления) самого раннего и самого позднего документов, включенных в дело. Датой приложения к делу, сформированному в отдельный том, является дата регистрации основного документа, приложение к которому помещено в этот том. При этом число и год обозначаются арабскими цифрами, название месяца пишется полностью словами.
Дайте определение понятия дело как происходит его формирование
3.5. Порядок формирования дел в организации
3.5.1. Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел.
В дело помещаются документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается группировать в дела черновые и дублетные экземпляры документов (за исключением особо ценных), а также документы, подлежащие возврату.
3.5.2. Дела формируются в организациях при централизованном ведении делопроизводства — службой ДОУ организации, при децентрализованном — как структурными подразделениями (лицами, ответственными за ДОУ), так и службой ДОУ организации.
Формирование дел ведется под непосредственным методическим руководством архива организации, а при необходимости — и соответствующего государственного архива.
3.5.3. При формировании дел необходимо соблюдать следующие основные требования:
документы постоянного и временного хранения необходимо группировать в отдельные дела;
включать в дело по одному экземпляру каждого документа;
группировать в дело документы одного календарного года; исключение составляют: переходящие дела; судебные дела; личные дела, которые формируются в течение всего периода работы данного лица в организации; документы выборных органов и их постоянных комиссий, депутатских групп, которые группируются за период их созыва; документы учебных заведений, которые формируются за учебный год; документы театров, характеризующие сценическую деятельность за театральный сезон; дела фильмов, рукописей, истории болезней и др.;
дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см.
3.5.4. Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологическом порядке (входящие — по датам поступления, исходящие — по датам отправления) или по алфавиту авторов и корреспондентов.
Приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся.
Приложения объемом свыше 250 листов составляют отдельный том, о чем в документе делается отметка.
3.5.5. Распорядительные документы группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями:
уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в отдельные дела;
приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу;
приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Целесообразно при больших объемах документов приказы по личному составу, касающиеся различных сторон деятельности организации (прием на работу, увольнение и перемещение, командировки и т.д.), группировать в отдельные дела;
поручения вышестоящих организаций и документы по их исполнению группируются в дела по направлениям деятельности организации;
утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от их проектов;
документы в личных делах располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления;
лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в отдельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий;
предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организации и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам;
переписка группируется, как правило, за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности, документ-ответ помещается за документом-запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года. В зависимости от специфики деятельности организации переписка может группироваться также за учебный год, срок созыва выборных органов и т.д.
Формирование дел в делопроизводстве. Подготовка дел к передаче в архив организации
Ежедневно в каждой организации создаётся множество документов разных сроков хранения. Необходима чёткая организация всего этого массива, обеспечивающая эффективное исполнение документов и их быстрый поиск, чтобы не утонуть в таком бумажном море. Первый этап правильной организации делопроизводства ― создание соответствующей нормативно-методической базы, в обязательном порядке включающей инструкцию по делопроизводству и номенклатуру дел организации. Вопросы разработки этих документов были рассмотрены в предыдущих публикациях1. В этой статье остановимся на практических аспектах организации делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел, формирования и оформления дел, их отбора и подготовке к передаче в архив организации.
Формирование дел ― это группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. Дело представляет собой физически обособленную совокупность документов, относящихся к одному вопросу, проблеме, теме, направлению деятельности.
В небольших, не имеющих структурных подразделений организациях дела формируются централизованно ― делопроизводственной службой организации или конкретным ответственным за делопроизводство. В организациях со сложной структурой ведение делопроизводства осуществляется децентрализованно, то есть дела формируются в каждом структурном подразделении.
Но независимо от формы организации делопроизводства формирование дел осуществляется при непосредственном методическом руководстве архива организации с соблюдением соответствующих нормативных требований.
В дело помещаются документы, содержание которых соответствует его заголовку, закреплённому номенклатурой дел, и последовательно освещает конкретный вопрос.
Документы, как правило, формируются в дела в пределах одного года. Исключение составляют переходящие дела: судебные (формируются за весь период процесса (разбирательства), личные (формируются за весь период работы данного лица в организации), тематические подборки документов и т. п. В зависимости от специфики деятельности организации документы также могут группироваться в пределах учебного года, срока созыва и т. п.
При формировании личных дел надо также иметь в виду, что включение в их состав личных документов (трудовые книжки, дипломы, удостоверения и т. п.) не допускается. Трудовые книжки, а также другие личные документы, представляемые по требованию кадровой службы, должны быть возвращены работнику. «Правила организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»2 (далее ― «Правила») запрещают группировать в дела документы, подлежащие возврату (п. 4.20.). Трудовые книжки и др. хранятся по алфавиту фамилий в специальных ящиках (по типу каталожных) или папках с клапанами.
Самым распространённым принципом формирования дел является хронологический, при котором документы (приказы, протоколы, поручения, докладные записки, переписка и др.) располагаются в деле в хронологическом порядке. При этом датой поступившего документа является дата присвоения ему входящего регистрационного номера организации.
Вместе с тем в зависимости от вида документов целесообразно применение и других принципов формирования дел: алфавитного, корреспондентского, географического и др. Например, лицевые счета по заработной плате работников группируются по алфавиту их фамилий. Документы (уставы, справки, отчёты и др.) подведомственных организаций располагаются в деле в соответствии с официально закреплённым (утверждённым) списком таких организаций. При группировке документов государственного статистического наблюдения (отчётов), поступающих из регионов, возможно использовать несколько способов, исходя из практической необходимости: по федеральным округам, по субъектам Российской Федерации в порядке, закреплённом Конституцией Российской Федерации, и т. п.
«Правила» устанавливают требования к формированию дел в делопроизводстве, которые обеспечивают удобство их использования, быстрый поиск документов, облегчают подготовку дел к сдаче в архив.
Распорядительные документы формируются в дела отдельно по каждому виду. Этого правила целесообразно придерживаться даже в организациях с небольшим по объёму документооборотом и/или не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов. В организациях же, передающих документы на вечное хранение, допускается только раздельное формирование, например, приказов по основной деятельности, по личному составу и по административно-хозяйственной деятельности или приказов по основной деятельности и поручений руководства организации и т. д.
В состав дела не разрешается включать:
документы разных сроков хранения;
проекты (варианты), черновые и/или дублетные, копийные экземпляры документов;
документы, подлежащие возврату;
более 1 экземпляра каждого документа.
Приложения к документам, независимо от даты их составления (утверждения, согласования и т. п.), присоединяются к документам-основаниям и включаются в одно дело. Не допускается формировать отдельно приказы и приложения к ним, протоколы и документы к ним и т. п.
Приложения объёмом свыше 250 листов включаются в отдельный том, о чём на документе делается соответствующая отметка.
Особое внимание следует обратить на соблюдение правила об обязательном раздельном формировании документов постоянного и временного сроков хранения.
Документы о деятельности коллегий, комиссий, рабочих групп и др. (далее ― коллегиальные органы) уже на стадии делопроизводства следует формировать в два различных дела: в одно включаются протоколы заседаний коллегиального органа и документы (справки, сообщения, выступления и др.) к ним постоянного хранения, в другое ― документы по организации работы коллегиального органа (проекты, приглашения, рассылки, списки и др.) временного хранения. Причём это разделение необходимо закреплять ещё на стадии составления номенклатуры дел. При таком подходе в конце года не придётся затрачивать много времени на экспертизу и формирование дел постоянного хранения.
Это же требование диктует раздельное формирование приказов по личному составу о назначении, перемещении, увольнении (далее ― о назначении…), награждении и т. п. со сроком хранения 50 лет и приказов по личному составу о предоставлении очередных и учебных отпусков, краткосрочных командировках, дисциплинарных взысканиях, имеющих 5-летний срок хранения. При группировке приказов по личному составу необходимо учитывать не только сроки хранения документов, но и порядок их регистрации. Так, если все разновидности приказов с 50-летним сроком хранения регистрируются в валовом порядке, то они формируются в одно дело. Если же приказы о назначении… и приказы о награждении имеют самостоятельную валовую нумерацию с разными буквенными индексами (например, «1л» и «1н»), то они составляют самостоятельные дела.
Утверждённые документы (планы, отчёты, сметы, лимиты и т. п.) формируются отдельно от их проектов.
Некоторые специалисты допускают (хоть и в порядке исключения) возможность формирования тематически связанных документов с разными сроками хранения в одно дело, при этом предусматривается необходимость его переформирования после завершения рассмотрения вопроса и принятия решения3. Однако признать такой подход целесообразным нельзя. Дела формируются из исполненных документов (п. 4.19. «Правил»). Следовательно, пока идёт процесс рассмотрения вопроса, выработки решения, согласования и т. п., документы находятся в работе и в дело не подшиваются. Кроме того, последующее переформирование дел потребует дополнительных временных затрат специалистов, а значит, в большинстве случаев на практике эта работа просто не будет проводиться. Поэтому закреплённое «Правилами» (п. 4.20.) требование о раздельной группировке документов постоянного и временного хранения следует считать обязательным.
«Правила» не устанавливают порядок группировки такой важной и многочисленной документальной группы, как поручения вышестоящих органов и документы по их выполнению, давая свободу организации определиться с наиболее рациональным подходом. И это правильно. Однако «Методические рекомендации по применению Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», подготовленные ВНИИДАД, вновь возвращают, причём в качестве единственного, принцип формирования этой категории документов «по направлениям деятельности организации», который предлагался всеми предыдущими нормативными документами, регламентирующими работу архивов организаций, ещё с середины 1980-х годов4. Применение на практике этого тематического принципа далеко не всегда обоснованно и целесообразно, в первую очередь в федеральных и региональных органах исполнительной власти. Поручения вышестоящих органов, особенно Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (далее ― поручения), а также ответы на них, как правило, содержат не один, а комплекс вопросов; поручения направляются на исполнение в несколько структурных подразделений, и, следовательно, отнести их к какому-то одному направлению деятельности не представляется возможным. Наиболее рациональным в данном случае является хронологическое расположение в деле поручений и документов по их выполнению. Кроме того, такое формирование дел облегчает поиск документов и проведение их полистной экспертизы при подготовке дел постоянного хранения для сдачи в архив организации.
Сформированные дела подлежат оформлению в зависимости от сроков хранения документов ― полному или частичному.
На стадии делопроизводства обязательным элементом оформления всех дел является обложка. На обложку выносятся следующие позиции, необходимые и достаточные для обеспечения быстрого поиска документов: год, индекс в соответствии с номенклатурой дел, краткое (сокращённое) наименование. Например, «2018 г. 10-1-07. Поручения Правительства» или «2018 г. 11-2-03. Переписка с Росстатом». Если дело состоит из нескольких томов, то также указываются порядковый номер тома и его характеристики в зависимости от принципа формирования. Например, при хронологическом расположении документов указываются их даты («том 1. 10 января – 15 марта»), при алфавитном ― буквы алфавита («том 1. А – Д), при географическом ― соответствующие географические понятия («том 1. Республики и края» или «том 1. ЦФО5») и т. п.
Дела временного (до 10 лет) хранения сохраняют это делопроизводственное оформление на весь период до уничтожения.
Дела постоянного хранения и по личному составу подлежат полному оформлению, причём этот процесс регламентирован, установлены не только обязательные элементы оформления, но и их формы.
Вышеназванная статья Л.А. Дорониной содержит ряд положений, которые не разделяют уровень обработки дел постоянного и временного хранения, что вызывает серьёзные возражения. Несмотря на заявления автора, что рассматриваемый порядок оформления относится к делам постоянного и длительного хранения, приводимые примеры свидетельствуют о распространении данных требований и на дела временного срока. Например, на обложке дела предлагается указывать срок хранения ― 3 года, 5 лет6, или допускается перенумеровывать страницы после проведения экспертизы ценности документов дела7, то есть даётся более чем странная рекомендация нумеровать листы до экспертизы ценности и формирования дела постоянного хранения и др. С таким подходом категорически нельзя согласиться. Для практических целей рациональной организации, хранения и быстрого поиска документов вполне достаточно частичного оформления дел временного хранения по упрощённой схеме ― без уточнения систематизации документов, нумерации листов, заверительных надписей, полноценной обложки. Трудно представить организацию, которая может позволить себе роскошь оформления по полному циклу дел, подлежащих уничтожению.
О нормативном оформлении дел постоянного хранения и по личному составу подробно скажем ниже, так как, прежде чем оформлять, необходимо отобрать документы и сформировать дела, относящиеся к Архивному фонду Российской Федерации (далее ― АФ России).
Отбор документов для включения в состав АФ России в соответствии с действующим законодательством осуществляется по результатам экспертизы их ценности (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).
Экспертиза ценности ― это изучение документов на основании критериев ценности в целях определения сроков их хранения и отбора на постоянное хранение.
Вопросы организации и проведения экспертизы ценности документов в первую очередь актуальны для организаций – источников комплектования государственных (муниципальных) архивов. Вместе с тем надо иметь в виду, что и в организациях, не являющихся источниками комплектования, ряд документов подлежит приёму в государственные (муниципальные) архивы по принципу выборки и должен храниться до ликвидации организации. Следовательно, эти документы также должны быть правильно сформированы и оформлены.
При проведении этой работы следует ориентироваться на следующие комплексные критерии экспертизы ценности документов:
1. Происхождение, включающее:
роль и место организации в системе государственного управления или отрасли,
значимость выполняемых организацией функций (или значение конкретного физического лица в жизни общества),
Введение
В учреждениях, организациях, на предприятиях ежегодно образуются документы, которые используются, как справочный материал либо для поиска необходимой информации в качестве доказательства тех или иных фактов, событий, действий.
Для того чтобы упорядочить документы, создаваемые в делопроизводстве необходима номенклатура дел. Номенклатура дел обеспечивает единый подход к учету, систематизации, описанию и поиску дел во всех структурных подразделениях организации. Однако документами пользуются не только в текущем делопроизводстве, но и спустя многие годы после их создания. Как же обеспечить оперативный поиск необходимых документов и в процессе текущей деятельности, и через много лет? Для этого, прежде всего, документы приводят в определенную систему. В этих целях их сначала группируют (формируют) в первичные комплексы — дела.
Если документы последовательно день за днем не приводить в определенную систему, не формировать в дела по определенным признакам, то при необходимости разыскать нужные будет крайне трудно. Это происходит и в тех случаях, когда дела формируются по принципу «так удобно в практической работе». При этом забывают, что такой подход влечет за собой неразбериху в формировании дел, затрудняет поиск и учет документов не только в делопроизводстве, но и в архиве организации.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что правильное формирование дел способствует оперативному поиску необходимых документов в постоянно растущем документном массиве, обеспечивает их сохранность, устанавливает порядок в организации делопроизводства.
Объектом работы является процесс формирования документов в дела.
Предметом работы является общие правила формирования дел и их оформление
Целью исследования является изучение особенностей формирования дел в делопроизводстве и их правильного оформления.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1) раскрыть содержание понятия «формирование дел» и определить его нормативную базу;
2) рассмотреть общие правила формирования дел;
3) выделить основные принципы расположения документов в деле;
4) рассмотреть специфику систематизации в делах отдельных видов документов;
5) рассмотреть требования к оформлению дел.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
формирование оформление дело обложка
Формирование дел в учреждении
Содержание понятия формирование дел
Использованных документов в учреждении, фирме, на предприятии накапливается много. Чтобы в них легко можно было найти нужную информацию, документы после их использования группируют в дела.
Дело — совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельность, помещенная в отдельную обложку.
Процесс группировки исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизации документов внутри дела называется формированием дел. Распределение документов в дела производится в соответствии с номенклатурой дел. Правильное и своевременное распределение и подшивка документов в дела обеспечивает не только возможность быстрого поиска документа, но и его сохранность, исключает его потерю. Поэтому этой стадии работы с документами всегда придавалось большое значение, и были выработаны единые требования к формированию и оформлению дел.
Основными нормативными документами, которыми необходимо пользоваться при организации работы по формированию, оформлению и хранению дел являются «Государственная система документационного обеспечения управления» и «Основные правила работы архивов организаций».
Порядок формирования, хранения и оформления дел должен быть на основании указанных нормативных актов изложен в инструкции по делопроизводству конкретного учреждения, фирмы с указанием специфики (если она есть) формирования отдельных категорий дел. Этой инструкцией должен руководствоваться работник учреждения, ответственный за формирование и хранение дел.
В небольших организациях дела формируются и хранятся централизованно у работника, отвечающего за делопроизводство (например, у секретаря). В крупных учреждениях и организациях дела формируют в структурных подразделениях по месту создания или исполнения документов, т.е. децентрализовано. Распорядительные документы, переписка руководителей и важнейшие внутренние документы формируются и хранятся в канцелярии или секретариате руководства.
Формирование начинается с начала календарного года, когда на каждое название в номенклатуре дело заводится отдельная папка.
На обложках указываются:
1) наименование организации (полное и краткое);
2) наименование структурного подразделения;
3) индекс дела по номенклатуре дел;
4) заголовок дела в полном соответствии с номенклатурой дел;
5) срок хранения дела.
Работа по формированию дел состоит из следующих операций:
1) распределение и раскладка исполненных документов по папкам (делам);
2) расположение документов в определенной последовательности;
3) оформление обложек дела.
Все эти операции выполняются повседневно в пределах календарного года. В конце календарного года в структурном подразделении заготавливают столько папок, сколько дел числится в номенклатуре. На обложки папок переносят из номенклатуры дел их заголовки и индексы, на корешки папок — только индексы. При включении в папки первых документов на обложках проставляют дату начала дела.
Дело считается заведенным после подшивки в папку первого исполненного документа. В это же время должна быть оформлена и обложка заведенного дела.
Формирование дел в соответствии с нормативно-закрепленными правилами позволяет:
1) значительно ускорить и облегчить окончательное оформление дел перед сдачей в архив, сокращает трудозатраты на предархивную обработку;
2) облегчить проведение экспертизы ценности дел, отбор дел для дальнейшего хранения или уничтожения;
3) обеспечить сохранность документов, так как при этом исключается возможность попадания документов постоянного хранения в дела с временными сроками хранения;
4) создать организационную защиту информации, предупреждает несанкционированный доступ, как к конфиденциальной, так и к иной управленческой информации;