Укажите какие подвиды включает дополнительное образование
Перейти к содержимому

Укажите какие подвиды включает дополнительное образование

  • автор:

Вопрос: В Федеральном законе N 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации? (ответ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки)

В Федеральном законе N 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности — это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Дата обращения к информационному ресурсу — 22 апреля 2015 г.

Дополнительное образование: вид или уровень образования?

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

В контексте вопросов дополнительного образования детей следует руководствоваться основными правовыми актами международного и федерального законодательства. Дадим краткую характеристику ключевым документам.

1. Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности Организации Объединен­ных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в XXI веке.

2. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

3. Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН от 20 11. 1989г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке «Конвенции» решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. «Конвенция» признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Вопросы реализации идей «Конвенции» это серьезная, целенаправленная работа образовательного учреждения по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. «Конвенция» — синтетический документ, педагогу следует выработать свои пути по реализации этого документа.

4. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» , т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

5. Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001 .

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

6. К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»), которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы.

Типовое положение является главным нормативно-регулирующим документом, утверждающим основы деятельности и управления особого типа образовательного учреждения, целевое назначение которого — развитие мотивации личности к познанию, творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Типовое положение свидетельствует о том, что дополнительное образование, не ограниченное рамками классно­урочной системы и обязательными стандартами, располагает большими возможностями в организации социально значимой деятельности и досуга детей. Оно во многом компенсирует образование основное, предоставляя школьнику не только возможность выбора занятий по интересам и делая его досуг содержательным, но и помогая ему в социальном и профессиональном самоопределении, готовя его к жизни в обществе. Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности оно позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе системы дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально­экономические проблемы детей и семьи. Гибкость системы дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и является гарантом поддержки и развития одаренных детей.

7. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения.

8. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ. Они регулируют нормы, касающиеся помещений, нормы образовательного процесса, требования предъявляют работникам УДОД и др.

9. Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта «Образование», цель которого — повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

11. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования». Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности».

12. Государственная программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Виды дополнительного образования: какие бывают и для чего нужны

О чем речь? Различные виды дополнительного образования призваны не только дать новые знания, но и в целом развивать личность обучаемого. Данные возможности доступны как для школьников, так и для специалистов, которые нуждаются в повышении квалификации.

На что обратить внимание? Если с детьми все более-менее понятно, то в случае с ДПО (дополнительным профессиональным образованием) все сложнее. Для его получения иногда необходимо иметь специальность и диплом, а также правильно выбрать центр обучения.

В статье рассказывается:

Суть дополнительного образования

Получение новых знаний и умений – неотъемлемая часть интеллектуального развития современного человека. Механизм дополнительного образования значительно расширяет жизненный кругозор и предоставляет большие возможности для профессионального и личного роста.

Суть дополнительного образования

Дополнительное образование обеспечивает соответствие следующим критериям:

  • Условия обучения. Исходя из личных соображений, будущий ученик сам определяет для себя время, график учебы, месторасположение, стоимость и другие дополнительные условия.
  • Специализация. Дополнительное образование сегодня представлено большим выбором направлений для личностного и профессионального роста. Каждый имеет возможность подобрать обучение в соответствии с его профессией.
  • Ограничение. Каждый из видов дополнительного образования имеет собственные критерии отбора студентов, как по возрасту, так и по цене курса и количеству свободных для обучения мест.

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Преподавание на курсах дополнительного образования ведется исключительно профильными специалистами, окончивших высшее учебное заведение, получивших согласно программе необходимую квалификацию.

Виды дополнительного образования для детей

Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.

Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.

Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.

Виды дополнительного образования для детей

Различают следующие виды учреждений дополнительного образования:

  • Факультеты дополнительного образования федерального уровня.
  • Сетевые профессиональные учреждения дополнительного образования.
  • Авторские методики и курсы, семинары специалистов-педагогов узкого профиля.

Творчество, как важный элемент дополнительного образования, включает в себя следующие формы, которые различаются между собой творческой активностью, принципами объединения и направленностью интересов и талантов.

Выделяют семь основных: кружок, студия, ансамбль, театр, оркестр, класс, школа .

  • Кружок – самая распространенная форма дополнительного образования, состав которой образуется добровольным объединением детей по творческим интересам, способностям и увлечениям. Такое образование наиболее творчески активно.
  • Студия – как правило, коллектив, объединенный единой творческой деятельностью, совместными занятиями на определенные темы, формированием соответствующих знаний и умений.
  • Ансамбль – групповое музыкальное объединение детей для исполнения различных художественных произведений. Выступление ансамбля может быть как совместным, так и сольно. Обучение в ансамбле также происходит в коллективе либо индивидуальном порядке.
  • Театр – способ объединения, при котором акцент творческой деятельности делается на представлении, как методе эффективной реализации образного потенциала каждого из его участников.

Виды дополнительного профессионального образования

Виды дополнительного образования условно делятся на три группы, включающие в свой состав:

  • дипломированную профессиональную подготовку учащихся, с получением документа соответствующего образца (диплома);
  • переподготовка, с занимаемым объемом обучения до 100 академических часов либо аудиоматериалы до 500 часов прослушивания, в конце которого выдается профильное удостоверение;
  • краткосрочные курсы, авторские семинары, тренинги профессионального или личностного роста. Все эти образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.

Всестороннее информационное обеспечение студентов в группе — это базовая задача образовательной программы, являясь основой эффективного учебного процесса.

Виды дополнительного профессионального образования

Отметим, что стажировка, как вид дополнительного образования, относят к категории дипломированной подготовки либо переподготовки.

Любая профессиональная деятельность требует от сотрудника или руководителя постоянного развития и поддержания уровня собственных знаний и навыков. Курсы повышения квалификации являются основным инструментом улучшения своих профессиональных возможностей. Наглядным тому примером может служить знакомство персонала с новыми технологиями, оборудованием либо возвращением сотрудников к работе после долгого перерыва.

Успешный карьерный рост напрямую зависит от постоянного расширения собственных профессиональных качеств, даже в том случае, когда рабочие должностные инструкции принципиально не меняются. Неудовлетворенность сотрудника условиями оплаты труда, графиком работы либо занимаемой должностью, является самыми частыми причинами смены деятельности, а значит и необходимости обучаться заново.

Источниками новых знаний и умений могут быть специализированные курсы, тематические семинары, тренинги профессионального роста. Организации и учреждения, различного профессионального профиля, направленные на получения дополнительного образования, максимально адаптированы для своих учеников, реализуя обучение онлайн, без отрыва от работы, обеспечивая комфортный учебный процесс.

Формы и условия ДПО

Обучение программам профессионального дополнительного образования вышеперечисленных двух категорий производится несколькими способами:

  • очная форма (посещения в личном порядке каждого учебного занятия в определенный академический период);
  • очно-заочная форма (смешанный тип посещения учебных занятий, с возможностью выполнять задания на дому);
  • дистанционная форма (выполнение поставленного учебного плана удаленно на дому или на работе).

Преимущество такого разнообразия форм обучения в программах учреждений высшего образования позволяет учащимся выбирать наиболее подходящий для них график учебы. По окончанию в полученных дипломах не указывается на очной либо заочной форме он обучался, отмечаются только наименование пройденной программы и ее общее время.

Как правило, формат дополнительного профессионального обучения определяет само учреждение образования. Даже, в случае отсутствии конкретной информации о формах обучения на официальных источниках конкретным курсам, у ученика всегда есть возможность сменить на более подходящий вариант учебы на курсе. Стажировка, как вид обучения, формализуется в индивидуальном порядке, в зависимости от технической возможности отдельного образовательного учреждения.

Доступность различных видов программ дополнительного образования дает прекрасную возможность проходить профессиональную переподготовку и иностранным студентам, главным требованием к которым является признание их аттестатов, а также дипломов на территории Российской Федерации.

Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении на программу дополнительного профессионального обучения исключается в случае соблюдения формальных минимальных условий, а именно подтверждение базового образования (диплом), средне-профессионального и наличия соответствующих документов (справки), указывающих на текущее обучение в вузе или колледже.

Максимальная ценовая доступность есть главное достоинством всех форматов ДПО по отношению к классическому обучению в вузе, с его более продолжительным сроком получения диплома и высокой ценой обучения.

Будущие студенты программ ДПО имеют огромный выбор видов учреждений дополнительного образования на территории РФ. Важно заметить, что большинство из представленных образовательных центров (вузы, колледжи, техникумы) предоставляют уникальную возможность обучаться в дистанционном режиме. Студенты могут находиться в Москве или другом городе по месту жительства, не прекращая при этом свою основную рабочую либо учебную деятельность.

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

Право предлагать курсы профессионально переподготовки или курсы повышения квалификации имеют организации, имеющие в наличии лицензию Рособрнадзора. К ним относятся:

  • вузы (университет, институты, академии);
  • техникумы, училища, колледжи;
  • образовательные центры, специализирующиеся по программам ДПО;
  • лаборатории и исследовательские научные центры и институты.

Учреждения, занимающиеся вопросами ДПО, могут быть как государственными, так и частными.

Проблемы ДПО в России

Несмотря на довольно высокий уровень развития в России программ дополнительное профессиональное образования, есть перечень проблем, которые мы подробно рассмотрим:

Необходимость более глубокого внимания федеральных и региональных властей к системе ДПО

Следует определить актуальность и общие экономические выгоды как регионам, так и федеральному уровню от внедрения и использования населением программ ДПО. Во многих областях формат получения дополнительного образования развит слабо. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в последнее время.

Проблемы ДПО в России

В соответствии с этим был представлен документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2) от лица Агентства стратегических инициатив, целью которого является формализация актуальности внедрение стандарта ДПО в ведущих промышленных регионах страны.

Состав данного документа (стандарта) в следующем:

  • формирование алгоритма кадровых решений при содействии координационного совета при главе субъекта РФ и департамента внутренней кадровой политики;
  • анализ показателей региональной экономики в соответствии с кадровыми потребностями местных предприятий на период 5-7 лет (предоставить их число и название);
  • составить дорожные карты Комитетом промышленности регионального правительства штатной помощи промышленным регионам необходимыми профессиональными работниками;

Недостаточное финансирование программ ДПО

Во многих государственных организациях в их плановой штатной работе с персоналом требуется в определенный промежуток времени отправлять своих работников на курсы повышения квалификации. Касается это, преимущественно, переподготовки в сферах защиты персональных данных и экологии. И в связи с явной недостаточностью выделяемых средств, не каждая организация может себе этого позволить.

Образовательные центры частного сектора, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования не имеют возможности вести переподготовку по всем актуальным специальным знаниям. Территориально находясь в крупных центрах (Москва), они накладывают дополнительные затраты на предприятия по организации командировок своих сотрудников

Конкурентные проблемы

Область системы учреждений дополнительного профессионального образования очень обширна. Образовательные центры разнятся своим уровнем материальной базы, кадровым потенциалом и снижение стоимости услуг — единственный выход для привлечения слушателей во время поведения соответствующих тендеров и конкурсов.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель – разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования – это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних – для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей – нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы – удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО – наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию “Историк, преподаватель истории”, хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют “вторым” высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию “Историк. Преподаватель истории”. Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация – “Преподаватель физической культуры”.

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный – также не установлен.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые – от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети – лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ – свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств – организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут – направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант – муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей – универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Варианты обучения

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Преимущества

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Ответственность ДОУ

Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную ориентацию подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеурочной деятельности школьников;
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

Основные формы дополнительного профессионального образования

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *