Превышение средней скорости что это
Перейти к содержимому

Превышение средней скорости что это

  • автор:

Штраф за среднюю скорость

Если получили штраф за среднюю скорость в 2023 году, скорее всего, это ошибка. Такое постановление можно оспорить. Рассказываем, почему приходят штрафы за среднюю скорость, действует ли сейчас штраф за среднюю скорость и как его обжаловать.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое средняя скорость

Как определяют среднюю скорость камеры. В начале участка дороги стоит камера, она считывает данные об автомобиле — номер, скорость и точное время проезда. Еще одна камера стоит в конце того же участка. Далее программа складывает две скорости — в начале и в конце отрезка. Получившуюся скорость делит пополам — это и есть средняя скорость.

Первая камера считала скорость 120 км/ч, вторая — 30 км/ч.

120 + 30 = 150 км/ч

150 / 2 = 75 км/ч — это средняя скорость

Что написано в законах. В правилах дорожного движения (ПДД) и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) о средней скорости ничего нет.

Как происходило на практике. Штрафы за среднюю скорость ГИБДД начала выписывать с 2013 года. Такой способ фотофиксации работал до недавнего времени в Татарстане, Смоленской и Московской областях.

Штрафует ли ГИБДД за среднюю скорость

С сентября 2021 года ГИБДД не выписывает штрафы за среднюю скорость. Верховный суд решил, что это незаконно, поскольку в КоАП про среднюю скорость ничего нет, а ее подсчет может стать причиной несправедливого штрафа.

Кроме того, в Telegram-канале правозащитника Виктора Травина опубликованы ответы Генпрокуратуры и ГИБДД. Прокуратура утверждает, что Госавтоинспекция такие штрафы оформлять не должна, а ГИБДД — что донесла это до всех подразделений.

Генпрокуратура против постановлений за среднюю скорость

Генпрокуратура против постановлений за среднюю скорость

Источник: Telegram-канал «Право руля!»

ГИБДД ссылается на решение Верховного суда о том, что штраф за среднюю скорость незаконны

ГИБДД ссылается на решение Верховного суда о том, что штраф за среднюю скорость незаконны

Источник: Telegram-канал «Право руля!»

Эксперты за последний год не встречали штрафы за среднюю скорость.

Штрафы за среднюю скорость в 2023 году я не встречал. В практике моей и коллег я также не слышал, чтобы кто-то пытался обжаловать такой штраф.

Что такое «средняя скорость» и как ее замеряют?

В Правила дорожного движения (ПДД) готовится поправка, устанавливающая новый термин — «средняя скорость». Это понятие вводится и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Зачем это делается?

За превышение «средней скорости» ГИБДД штрафовало до 2021 года. Контроль велся с помощью специальных комплексов фото- и видеофиксации, которые измеряли скорость транспортных средств по времени, затрачиваемому на проезд выделенного дорожного участка.

Первая камера регистрировала время въезда машины на участок контроля и передавала информацию на общий блок управления, который непосредственно связан с цифровым модулем. При проезде машиной второй границы мерного участка модуль вычислял «среднюю скорость» и в случае превышения установленной скорости формировал протокол.

В 2021 году после решения Верховного суда практика начисления штрафов за превышение «средней скорости» была прекращена. Дело в том, что термин «средняя скорость» отсутствовал в главном законе для автомобилистов, а именно в Правилах дорожного движения (ПДД). Сейчас эта законодательная недоработка исправляется.

Министерство транспорта подготовило проект поправок в ПДД, а также в КоАП РФ. Они рассмотрены на заседании правительственной рабочей группы «Безопасность дорожного движения» и одобрены для включения в действующие законы. «Средняя скорость» определена как «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

При этом в пункте 10.1 ПДД будет уточняться, что «водитель обязан вести машину, не нарушая требований скоростного режима, относящихся как к “мгновенной скорости”, так и к “средней скорости”».

В статье 12.9 КоАП РФ появится фраза «Превышение установленной скорости движения транспортного средства, а равно проезд контролируемого участка со средней скоростью, превышающей установленную», которая позволит начислять штрафы.

Поправки будут вынесены на обсуждение в Государственную Думу. Инфраструктура, позволяющая штрафовать водителей за превышение «средней скорости», сохранилась. Но на данный момент камеры замеряют только фактическую скорость. Активировать в них прежние функции несложно.

«Измерение “средней скорости” — это общемировая практика, направленная на повышение безопасности дорожного движения, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Представим ситуацию, когда водитель видит на дороге обычную камеру, резко тормозит, чтобы избежать штрафа, и в этот момент провоцирует ДТП. Ему могут врезаться сзади в бампер. Однако с камерой на “среднюю скорость” такой сценарий не работает. Водитель видит первую камеру, понимает, что начался мерный участок, и может плавно сбросить скорость.

Сначала камеры на “среднюю скорость” устанавливались в Европе на мостах и в тоннелях, то есть в потенциально опасных местах, а затем и на закрытых участках дорог, где нет примыканий и съездов. Такие же комплексы использовались и в России, в том числе в Москве, в Казани и других городах. И опыт их применения в основном положительный, но фиксировались и злоупотребления. Иногда камеры на “среднюю скорость” устанавливались на очень продолжительных участках трасс, длиной до нескольких десятков километров.

Поэтому при внесении поправок в законодательство необходимо регламентировать условия установки подобных камер, и тогда они действительно будут работать на повышение безопасности движения».

Чем в действительности обернется «средняя скорость» для водителей

Итак, начать стоит с терминологии: «средняя скорость» — для многих водителей понятие довольно странное и сразу же вызывает негатив. Хотя всем известно, что скорость — это расстояние, разделенное на время, согласно учебнику по математике за пятый класс. Если мы измеряем скорость транспортного средства на участке дороги, то его скорость всегда будет «средней», а вот мгновенной, например, скорости не бывает, поскольку скорость — величина динамическая, измеряемая исключительно на отрезке пути, который, согласно формуле, и делится на время, потребовавшееся автомобилю на преодоление этого расстояния.

Проще говоря, и до, и после принятия поправок Минтранса нарушение скоростного режима выявлялось — внимание — путем расчета той самой «средней» скорости. Разница лишь в длине контролируемого участка и количестве комплексов фотовидеофиксации, принимающих участие в проведении замеров. То есть единичные камеры тоже измеряют среднюю скорость, но на очень малом отрезке пути, например, в один метр. При использовании метода контроля средней скорости — это расстояние равно сотням метров. Таким образом, в физическом смысле разницы между измерением средней скорости и мгновенной скорости нет.

В правилах дорожного движения существует немало «уловок 22» — парадоксов, вызванных взаимоисключающими правилами. Например, водитель, согласно ПДД, при возникновении опасности для движения, которую он в состоянии обнаружить, должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Но если для этой цели потребуется резко ускориться — то он уже нарушает ПДД. Комплексный замер скорости с использованием двух камер этот парадокс нивелирует. Единичная камера — нет.

Внушительное количество ДТП происходит из-за резкой остановки и/или снижения скорости автомобиля. Почему оно происходит? Да потому что водитель идущей впереди машины увидел камеру и резко выжал педаль тормоза. Или, к примеру, резко перестроился во время движения, вырезая поток. Такие маневры у нас даже пытались каким-то образом подвергнуть санкциям, однако обоснование и методика оценки вызвали вопросы не только у водителей, но и у ГИБДД. Несоблюдение дистанции — тоже верно, но попробуй ее соблюди, когда поток движется рывками! Гораздо проще и функциональнее стабилизировать весь поток, вернув на дороги метод контроля средней скорости. Да и сами водители соврать не дадут, поэтому и голосуют за возвращение технологии.

Популярна, увы, на отечественных дорогах «игра в шашки», когда горячо желающий скорее добраться до точки «Б» водитель несется от камеры до камеры, обгоняя ветер, но резко тормозит непосредственно перед комплексом. С точки зрения фиксации нарушения он невиновен, а с точки зрения соседей по потоку — создает аварийно-опасную ситуацию на дороге и ничего, кроме гнева, не вызывает. Кто виноват и что делать? На первый вопрос ответ каждый для себя определит сам, а вот на второй он уже имеется: увеличить участок покрытия, дабы стабилизировать поток и позволить 90% участников дорожного движения безопасно ехать по дороге общего пользования. Как это сделать? Увеличить площадь расчетного участка путем создания двухаппаратного комплекса.

С технической точки зрения для возобновления контроля за средней скоростью все готово. Что немаловажно, комплексы, фиксирующие среднюю скорость, технически более простые и бюджетные, так как не нуждаются в больших вычислительных мощностях и элементах вроде радарного блока, который стоит дорого. В условиях глобальных санкций на поставки большинства радиоэлектронных компонентов и их возможной нехватки именно метод контроля средней скорости может стать решением для обеспечения безопасности на дорогах.

Технология измерения средней скорости уже применялась в России и доказала свою эффективность в снижении аварийности и смертности на дорогах. К примеру, в Московской области, которая всегда отличалась комплексным подходом к борьбе с аварийностью, с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км. На этих участках контроля были зафиксированы высокие показатели по снижению аварийности и тяжести последствий (данные за 2020 год к аналогичному периоду 2019 года): количество ДТП сократилось на 45%, количество погибших и пострадавших уменьшилось на 48%, ноль ДТП с наездом на пешеходов (в 2019 году они составляли 10% от общего количества аварий на этих участках). Анализ судебной практики свидетельствует о лояльном отношении автомобильного сообщества к методу контроля средней скорости. Общий процент обжалования штрафов на территории Московской области составил 0,2%, а количество обжалованных штрафов от количества вынесенных, связанных со штрафом за превышение средней скорости, составило 0,01%.

Контроль средней скорости позволяет убрать «рваный» ритм движения и обеспечивает равномерность течения автомобильного потока. Важно отметить, что протяженность контролируемого участка может быть любой: и один километр, и пять, и десять. Как отмечают эксперты в области БДД, существуют так называемые «мигрирующие» аварийно-опасные участки, которые невозможно закрыть с помощью установки единичных камер, так как со временем такие участки не исчезают, а перемещаются на несколько сотен метров от камеры. В таких случаях метод контроля средней скорости является единственной возможной мерой, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Другими словами, технические возможности имеются, теперь должны появиться и юридические.

Чтобы не повторить уже пройденное, второе пришествие «средней скорости» должно быть проведено с учетом ранее совершенных ошибок, вдвойне внимательно на первых этапах и максимально корректно к водителям навсегда. Количество выписанных штрафов, согласно простой логике, должно снизиться, ведь исчезнут ситуативные и вынужденные нарушения. А для этого нужно всеми силами избегать перегибов на местах и строго следовать подробно составленным инструкциям. Тогда и только тогда этот механизм поможет снизить аварийность.

Дорожные камеры вооружат секундомером

Власти намерены вернуться к штрафам за превышение средней скорости

Власти намерены вернуть штрафы за превышение водителями средней скорости — речь идет фактически о замере времени в пути между двумя или несколькими дорожными камерами. Подобная практика была отменена два года назад решением ГИБДД. Минтранс учел критику и разработал проект поправок к ПДД, готовит соответствующие изменения в КоАП. Нужно решить, в частности, проблему с подсудностью, когда участок трассы находится на территории нескольких регионов, говорят в ГИБДД. Как ни парадоксально, вместе с лихачами могут пострадать и тихоходы: движение на автомагистрали со скоростью ниже 40 км/ч запрещено.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Проект изменений в ПДД, подготовленный Минтрансом, рассматривался вчера на заседании рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины». В правилах появится новый термин «средняя скорость движения транспортного средства»: «Значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». Уточняется п. 10.1 ПДД: водитель будет обязан вести машину как с мгновенной скоростью, не превышающей «установленного ограничения», так и со средней, не нарушая введенных лимитов.

За превышение средней скорости ГИБДД наказывала водителей и раньше, но в 2021 году прекратила. Верховный суд тогда отметил, что нельзя указывать участок дороги (а не конкретное место) в качестве места совершения правонарушения. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручал ведомствам урегулировать этот пробел законодательно. Дискуссия велась на разных площадках, в том числе в Госдуме, где представители регионов (Московской, Смоленской областей, Татарстана) убеждали вернуть контроль средней скорости в качестве средства снижения аварийности. В результате Минтранс решил подготовить поправки.

Методику фиксации средней скорости и вынесения на этом основании санкций опишут в трех документах, поправки к ПДД — лишь один из них, пояснил вчера замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Антон Козлов.

В КоАП детально будет регламентирована процедура вынесения штрафов. В постановлении правительства — требования к установке камер, в том числе фиксирующих среднюю скорость. Документов еще нет, Антон Козлов вчера обнародовал лишь несколько деталей. К примеру, местом совершения правонарушения будет являться зона контроля последней камеры из цепочки устройств, участвующих в фиксации. По его словам, если камера зафиксировала одновременно превышение мгновенной и средней скорости, штраф должен выноситься за какое-то одно нарушение.

Представители МВД отнеслись к поправкам настороженно. Официальная позиция ведомства с 2021 года не менялась и сводится к тому, что до устранения «правовых пробелов» возвращать наказание за среднюю скорость нельзя. Старший инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия ГИБДД Виктор Стельмах сказал, что поправки не решают вопрос о подсудности: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов. Также, следовало из его слов, нужно решить, наказывать ли тихоходов, обнаруженных через систему контроля средней скорости: движение на автомагистрали со скоростью ниже 40 км/ч запрещено (штраф 1 тыс. руб.). Представитель правового департамента МВД Александр Рыжов считает, что фиксация средней скорости не должна исключать фиксацию мгновенной. Он привел в пример гипотетическую ситуацию: водитель на контролируемом участке ехал сначала с превышением, потом заехал на АЗС, снова выехал на трассу и опять ехал с превышением, но камеры превышения средней скорости не обнаружат. Все эти вопросы урегулируют в КоАП, сказал Антон Козлов.

Определение средней скорости, основанное на математической формуле, допустимо, однако введение в ПДД требования «не превышать среднюю скорость на неопределенном участке» лишено смысла, считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.

«Целесообразно прописать состав данного правонарушения, например, в примечании к ст. 12.9 КоАП, указав, что местом нарушения является отрезок дороги, на котором измеряется средняя скорость, а временем — интервал от въезда на него до выезда»,— считает эксперт.

Как власти ряда регионов, Минтранс и производители дорожных камер просили вновь ввести штрафы за нарушение средней скорости

Региональный директор компании «Строй Инвест Проект» (производитель камер) Андрей Заушицын концептуально поддерживает контроль средней скорости, но проблема, по его словам, в том, что у водителей нет объективных средств ее контроля — они могут только примерно ее рассчитать, обладая базовыми знаниями школьного курса. Представитель юридического управления ЦОДД Москвы Александр Иванов поддержал проект Минтранса при условии, что в КоАП будет закреплено, что является местом и временем совершения правонарушения.

По данным МВД на 1 января 2023 года, в России работало более 23,8 тыс. стационарных и 3,2 тыс. передвижных камер. В 2022 году с помощью комплексов вынесено более 150 млн постановлений за превышение скорости, 95% из них — превышение на 20–40 км/ч.

Термин «средняя скорость» появиться должен, ее контроль тоже, важно детально проработать изменения в КОАП и правила применения комплексов, заявил “Ъ” сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» Евгений Литвин. Дальнейшая судьба поправок решится после голосования экспертов, пояснил он, не исключено, что проект отправят на доработку. Минтранс готов внести коррективы по замечаниям. Господин Литвин считает, что для удобства водителей и инспекторов изменения в ПДД не стоит менять слишком часто, лучше это делать пакетно, собирая поправки в один документ. В марте, напомним, вступили в силу изменения в правила, связанные с регулированием СИМ, при этом ведомства уже готовят несколько новых изменений в ПДД, в том числе по средней скорости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *