Кто несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного
Перейти к содержимому

Кто несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного

  • автор:

Казнить нельзя помиловать… Кого винить в полученной ребенком травме в ОО?

Случается, и нередко, что взаимодействие родителей и образовательной организации заканчивается конфликтом. Чаще всего разногласия возникают на почве травматизма детей в учебное время. Родители обвиняют ОО в том, что не созданы условия, исключающие травматизм, а педагоги— родителей за ненадлежащее поведение их детей. Кто же и в какой степени несет ответственность? Как правильно оформить несчастный случай?

Алина Ульянова

Директория-онлайн

В общей структуре детского травматизма несчастные случаи, произошедшие в образовательном учреждении, составляют не менее 20%. Поэтому главная задача школы, детского сада — сбережение жизни и здоровья воспитанников и обучающихся.

Отметим, что законодательно не существует понятия травматизм. Если ребенком получена травма в ОО, то речь идет о несчастном случае. Такой инцидент может произойти по самым различным причинам.

Находясь в образовательном учреждении, ребенок может получить травму вследствие:

  • несчастного случая, в том числе собственных неосторожных действий;
  • неосторожных или намеренных действий других обучающихся, воспитанников;
  • неправомерных действий работников учреждения;
  • действий посторонних лиц;
  • непреодолимой силы, стихийных бедствий.

Случается, что дети получают травмы из-за неисправности того или иного оборудования в группе или физкультурном зале, на прогулочной площадке. Кто виноват?

Ответственность

Поскольку несчастные случаи разные, то и отвечают за них разные сотрудники. Ребенок может получить травму на прогулке в детском саду, на уроках, а также и на переменах в школе.

Внимание! Сразу отметим, что если ребенок пострадал до того момента, как родители вручили его воспитателю, отвели в школу — никто ответственности из педагогического состава за это не понесет.

В соответствии с общей нормой гражданского законодательства, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Рассмотрим отдельно случай, когда один ребенок наносит травму другому — случайно, например во время игры, или даже намеренно, например, обидевшись и толкнув того. В соответствии с общей нормой ст. 1073 ГК РФ, за вред, причиненный малолетним ребенком (то есть несовершеннолетним, не достигшим 14 лет), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Однако и в этом случае предусмотрено, что если малолетний ребенок причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации либо лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора (например, если речь идет о частном детском саде), то эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Внимание! Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (должностных) обязанностей. Образовательное учреждение может быть освобождено от ответственности только в том случае, если в суде оно докажет, что вред возник не по его вине.

Вот и ФЗ «Об образовании в РФ» гарантирует обучающимся охрану жизни и здоровья(ст. 34).

В обязанность образовательной организации вменяется создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (пп. 2 п. 6 ст. 28 ФЗ). Данная деятельность включает обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактике несчастных случаев.

Минобрнауки подготовило приказ, регламентирующий порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися во время пребывания в стенах организации. Согласно документу, в ближайшем будущем руководителям образовательных организаций придется отчитываться за каждый синяк под глазом у ребенка.

Но пока данный приказ не принят, следует руководствоваться статьями 227–231 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 г. № 639 (хоть и формально он утратил силу).

Согласно ТК РФ под несчастными случаями понимаются:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, тепловой удар;
  • ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Какую именно ответственность несет детский сад за травму ребенка — зависит от тяжести травмы и степени вины каждого сотрудника.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной или даже уголовной. Вопрос о возмещении вреда здоровью может быть решен как путем переговоров родителей с руководством организации, так и через суд.

Под виной учебных организаций понимается неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетними в момент причинения вреда. Необходимо отметить, что за любую серьезную травму наказывают в первую очередь руководителя.

Таким образом, когда ребенок находится в образовательной организации, за его безопасность отвечает весь персонал учреждения. Прежде всего руководитель как лицо, которое ответственно за организацию всей деятельности. А затем уже иные работники — в той мере, в которой каждый из них обладает должностными полномочиями.

Учитель или воспитатель — это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в образовательной организации. Например в школе, во время уроков, за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен — дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду — воспитатель. Обычно воспитатель подписывает отдельную инструкцию, где прописана ответственность за жизнь и здоровье детей.

Причинение вреда здоровью обучающегося может произойти и в результате нарушения техники безопасности или правил охраны труда. Если нарушение совершено лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, то возможно привлечение виновного к уголовной ответственности. Данный вид ответственности предусмотрен и за гибель ребенка по вине персонала.

Помимо компенсации вреда родителям обучающегося, в случае если в ходе проведения проверки установлена вина педагога в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, работодатель вправе применить к нему и дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение).

Однако допустима и одновременная ответственность образовательного учреждения и родителей за вред, причиненный малолетним ребенком другому. Если будет признано, что причинение вреда имело место как по вине законных представителей, так и по вине лиц, осуществляющих надзор, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от вины каждого.

Внимание! Педагог, воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей. В должностные обязанности руководителя входит обеспечение выполнения всеми сотрудниками нормативных документов, в том числе и инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей.

Зачастую причиной травмы становится случайность. Если администрация образовательного учреждения докажет, что факта недосмотра не было, то иск родителей может быть отклонен (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Как оформить несчастный случай?

Обратите особое внимание, что расследованию подлежит любая травма, полученная ребенком в образовательной организации.

Специальному расследованию подлежат:

  • групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими;
  • несчастный случай со смертельным исходом.

Педагог, воспитатель должны немедленно сообщить руководителю о произошедшем, а также вызвать медицинского работника организации. Кроме того, сотрудник, допустивший несчастный случай, должен в письменном виде предоставить объяснительную записку.

Руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или законным представителям, запросить заключение из медицинской организации о характере и тяжести повреждения у ребенка.

При групповом несчастном случае руководителю необходимо обратиться в территориальные органы внутренних дел или Следственный комитет, прокуратуру, в органы управления образованием.

После происшествия в образовательном учреждении руководитель издает приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. В ее состав входят не менее трех человек. Однако сам руководитель не может входить в состав комиссии, так как только он имеет право подписи результатов расследования.

Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности.

Внимание! Все опросы детей должны проводиться только с разрешения их родителей и при участии штатного психолога или педагогического работника.

Комиссия составляет акт о несчастном случае (форма Н−2), разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая и направляет на утверждение руководителю соответствующего органа управления образованием. К акту прилагаются объяснительная, медицинское заключение и иные документы.

Все несчастные случаи, оформленные актом, регистрируются органом управления образованием в журнале. Руководитель органа управления образованием в течение суток после окончания расследования утверждает четыре экземпляра актов и по одному направляет: в учреждение, где произошел несчастный случай, начальнику отдела охраны труда, в архив органа управления образованием, родителям пострадавшего.

По итогам работы комиссии руководитель образовательного учреждения издает приказ о проведении внеочередного инструктажа по охране жизни и здоровья детей, охране труда и технике безопасности; составляет план мероприятий по устранению причин несчастного случая; проводит совещание.

Документы при расследовании несчастного случая:

  • объяснительная записка сотрудника;
  • медицинское заключение;
  • положение о расследовании несчастного случая; ; ; ; ;
  • форма 1 извещение о групповом несчастном случае; .

Профилактика

  1. Администрация учреждения должна предупредить все возможности получения травмы. Все требования должны быть обговорены в инструкциях, с которыми каждого сотрудника необходимо ознакомить под роспись. Кроме того, в штатное расписание нужно ввести должность инспектора по технике безопасности.
  2. Необходимо на прогулках, экскурсиях и занятиях с обучающими моделировать ситуации по предотвращению несчастных случаев.
  3. Следует проводить беседы с родителями. Именно на них лежит большая часть ответственности, которая связана с воспитанием детей.
  4. Согласно требованиям санитарных правил, по всему периметру территорию учреждения нужно оградить забором высотой не менее 1,5 м. Помимо этого со стороны входов в здание должны быть оборудованы предохранительные устройства, препятствующие выбеганию детей на проезжую часть улицы. На территории организации не должно быть сооружений, не относящихся к учреждению.

Конечно же предусмотреть все случаи травматизма сложно…Всегда ли виновато образовательное учреждение?

Еще больше материалов, в том числе по охране труда и технике безопасности, вы можете увидеть в нашей системе «Директория».

Здесь вы сможете найти вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.

Кто несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного процесса

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает организацию оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. Первую помощь вправе оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков.

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. До занятий физической культурой допускаются обучающиеся на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров обучающихся, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

При этом необходимо учитывать, что федеральный законодатель вопросы, касающиеся охраны здоровья обучающихся, урегулировал в специальной статье 41 Закона об образовании, указав, что охрана здоровья включает в себя в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 41 Закона об образовании).

ВС обязал школы следить за учениками после уроков

Школа несёт ответственность за учеников и после завершения учебного дня: пока дети находятся на территории образовательного учреждения педагоги обязаны осуществлять за ними надзор, отмечает Верховный суд РФ.

Он указывает, что законодательство исходит из презумпции виновности образовательного, медицинского, спортивного или культурно-досугового учреждения в причинении вреда несовершеннолетним во время нахождения его под надзором данной организации.

Высшая инстанция разбирала дело о компенсации морального вреда с родителей школьника, который упал на одноклассника, чем причинил ему тяжкий вред здоровью. Происшествие произошло в школьном дворе.

Пострадавший подросток долгое время находился на лечении, перенёс тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение, также ему понадобилась помощь психолога.

Мать ребёнка потребовала в судебном порядке взыскать с родителей ученика, причинившего травму ее сыну, моральную компенсацию, а те заявили встречные требования, в частности, о взыскании вреда с образовательного учреждения.

Супруги посчитали, что поскольку несчастный случай произошел на территории школы, то ответственность за причиненный ребенку вред должно нести образовательное учреждение. Они указали, что происшествие стало возможным из-за отсутствия контроля за детьми со стороны администрации школы, значит она и является надлежащим ответчиком.

Районный суд в удовлетворении этих требований отказал, обязав родителей выплатить ущерб пострадавшему ученику, апелляционная инстанция поддержала это решение.

«По требованиям о возмещении вреда, заявленным в соответствии со статьей 1073 ГК РФ родителями несовершеннолетнего, суд обязан привлечь к участию в деле в качестве соответчика образовательное учреждение, в стенах или на территории которого несовершеннолетний находился в момент причинения им вреда», — отмечает ВС.

Если ребёнок или подросток причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, то именно это учреждение отвечает за причиненный вред, если не докажет, что ущерб возник не по их вине (пункт 3 статьи 1073 ГК РФ), напоминает ВС.

«Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения», — поясняет высшая инстанция.

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания учеников, присмотра и ухода за ними, обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения (пункт 2 часть 6 статьи 28 закона от 29 декабря 2012 года №273).

Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации несёт образовательная организация (часть 7 статьи 28 этого же закона).

В специальном постановлении Пленума ВС также разъяснял, что в случае причинения вреда малолетним — в том числе и самому себе — в период его временного нахождения в детском саду, школе, гимназии или лицее, эти организации обязаны возместить причиненный ребенком вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора (абзац 3 пункт 14 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 года №1).

При этом в пункте 16 этого постановления указано, что за вред, причинённый ребёнком или подростком, отвечают родители опекуны или попечители, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию детей: попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.

Образовательные же организации отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда, объясняет ВС.

«Суды должны учитывать, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор, различны.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума следует, что образовательная организация, где несовершеннолетний временно находился, отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. Обязанность по надлежащему надзору за несовершеннолетними должна осуществляться образовательной организацией не только во время пребывания малолетнего в стенах образовательного учреждения, но и на его территории, закрепленной за этим учреждением в установленном порядке», — подчёркивает ВС.

Значит в данном деле школа должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда ученику, который находился на ее территории непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут), указывает ВС.

Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, в связи с чем школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия.

Суды исходили из того, что школьник получил травму после окончания уроков, при этом каких-либо школьных мероприятий на территории образовательного учреждения не проводилось. К тому же администрация учебного заведения не принимала обязательства по сопровождению школьников до дома после окончания учебы или контроля за их поведением по окончании учебного процесса либо иные обязательства по передаче учащихся их родителям.

Между тем образовательные организации отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним, а такой надзор должен вестись в течение всего периода нахождения ребёнка в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории, отмечает ВС.

Поскольку происшествие произошло сразу после окончания занятий и на территории школы, то несовершеннолетние ещё должны были находиться под надзором образовательного учреждения. Таким образом, школа должна была являться соответчиком по делу о компенсации причинённого ущерба, считает он.

В связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кто ответит за травмы школьника?

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *