Кому можно установить ненормированный рабочий день
Перейти к содержимому

Кому можно установить ненормированный рабочий день

  • автор:

Ненормированный рабочий день

У работодателя может быть установлен режим ненормированного рабочего дня.

Важно! Режим ненормированного рабочего дня является одним из вариантов работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 97 Трудового кодекса РФ).

Работник привлекается к работе в режиме ненормированного рабочего дня в случае, если выполняемая трудовая функция не подлежит нормированию. Если норма выработки установлена — работник привлекается к сверхурочной работе.

Режим ненормированного рабочего дня включает в себя несколько условий:

1) работа за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени;

2) работник привлекается к работе сверх продолжительности рабочего времени эпизодически;

Важно! Исходя из судебной практики, эпизодическим является привлечение к работе не более 3 раз в неделю.

3) работник привлекается к работе по письменному распоряжению (приказу) работодателя;

4) должность работника (или выполняемая работа) включена в перечень должностей с ненормированным рабочим днем;

Важно! Если должность работника не включена в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, привлечение работника к работе за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени будет оплачиваться как сверхурочная работа.

5) за работу в режиме ненормированного рабочего дня работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

Важно! Работодатель обязан определить порядок предоставления и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, указав это в коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 119 Трудового кодекса РФ).

6) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть менее 3 календарных дней.

Важно! Работа в режиме ненормированного рабочего дня оплачивается как обычная работа (без применения повышающих ставок).

Работодатель обязан ознакомить работника с установлением ему режима ненормированного рабочего дня на стадии заключения трудового договора. Кроме того, необходимо ознакомить работника с перечнем должностей с ненормированным рабочим днем, если замещаемая им должность предполагает работу в указанном режиме.

Важно! Работодатель обязан предоставлять работнику, замещающему должность, включенную в перечень, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск независимо от того, привлекался он к работе в режиме ненормированного рабочего дня или нет.

Отказ работодателя от предоставления отпуска за ненормированный рабочий день в связи с тем, что работник не привлекался в течение года к работе в режиме ненормированного рабочего дня, является незаконным.

Максимальная продолжительность ежедневной работы в режиме ненормированного рабочего дня законом не установлена.

Если работник по собственной инициативе (без приказа/распоряжения работодателя) продолжает выполнение трудовой функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, такая работа не считается выполненной в режиме ненормированного рабочего времени.

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Статистика
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • О проекте
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Карта сайта
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Урегулирование разногласий между работником и работодателем
  • Выдача средств индивидуальной защиты
  • Гарантии, льготы, компенсации работникам
  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

«Довольный Гражданин»

  • vkontakte
  • telegram
  • Одноклассники

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

РосТруд

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Урегулирование разногласий между работником и работодателем
  • Выдача средств индивидуальной защиты
  • Гарантии, льготы, компенсации работникам
  • Новости
  • Статистика
  • О проекте
  • Официальный сайт Роструда
  • Работа в России
  • Минтруд России
  • Госуслуги
  • Роспотребнадзор
  • Карта сайта

Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

  • никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
  • адрес проживания заявителя (опционально);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
  • электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
  • фотография (по желанию Пользователя).

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

  • регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
  • данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
  • сведения о своей должности и периоде работы;
  • сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

  • описание ситуации;
  • фотоматериалы.

Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

  • игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
  • отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
  • экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
  • коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
  • недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
  • не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
  • не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
  • не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
  • не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.

4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.

4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.

4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)

Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:

1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.

Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.

Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.

5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.

Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.

Политика обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):

  • разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
  • раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

1.2. Основные понятия

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.

1.3. Права субъектов персональных данных

1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.

1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

  • обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  • обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
  • доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.

1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. Цели обработки персональных данных:

  • использование функционала Системы и Портала;
  • направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
  • исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.

3. Правовые основания обработки персональных данных

3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).

4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления

4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:

4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:

  • фотография;
  • фамилия, имя и отчество;
  • телефон;
  • дата рождения;
  • город;
  • электронная почта;
  • адрес проживания;
  • иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);

Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).

4.2. Источники получения персональных данных.

Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.

5. Порядок и условия обработки персональных данных

5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.

5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.

5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.

5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.

5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.

6. Сроки обработки (хранения) персональных данных

6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.

6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.

6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных

7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.

7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.

7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.

7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.

7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:

  • по достижении цели обработки персональных данных;
  • в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
  • в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
  • по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.

7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.

8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки

8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
  • назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
  • осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
  • ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.

9. Использование метрических программ

9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.

9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.

9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.

9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.

9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.

9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.

10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.

10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.

10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.

Кому можно установить ненормированный рабочий день

ТК РФ Статья 101. Ненормированный рабочий день

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 101 ТК РФ

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Статья 101 ТК РФ. Ненормированный рабочий день (действующая редакция)

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 101 ТК РФ

1. Под ненормированным рабочим днем законодатель понимает особый режим работы, установление которого возможно не для всех, а только для отдельных категорий работников.

В связи с этим применению режима ненормированного рабочего дня предшествуют разработка и принятие соответствующего перечня должностей работников. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем может включаться в текст коллективного договора, соглашения или утверждаться в виде самостоятельного локального нормативного акта. Поэтому порядок утверждения перечня может иметь как договорный (при заключении коллективного договора, соглашения), так и установленный законодателем для локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, характер.

2. Комментируемая статья не называет конкретных правовых оснований привлечения работников, чьи должности приведены в указанном перечне, к работе по режиму ненормированного рабочего дня. Определенным объяснением применения работодателем своего права служит положение статьи о том, что трудовая функция работника может выполняться за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. В то же время работодатель должен располагать объективными причинами, определяющими необходимость выполнения работником трудовой функции после окончания рабочего дня. Эти причины или основания должны иметь эпизодичный характер, например необходимость завершения процедуры переговоров, в которых работодатель является стороной.

При этом эпизодичный характер привлечения работников к труду после окончания рабочего дня свидетельствует, что планировать или заранее предусмотреть необходимость такой работы сложно, хотя в отдельных случаях ее вероятность достаточно очевидна (например, составление квартальных, годовых отчетов; увеличение объема заказов сезонной продукции).

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель определяет самостоятельно. При его составлении учитывается сфера деятельности, характер труда работников, своевременность выполнения принятых на себя обязательств и все остальные обстоятельства, способствующие эффективной работе организации.

3. Правительство РФ дает развернутый перечень таких должностей в отношении организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета:

— руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

— лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

— лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (см. п. 3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884).

Отнесение к перечню должностей работников с ненормированным рабочим днем тех, чей труд не поддается точному учету во времени, или тех, кто распределяет время работы по своему усмотрению, означает, что они могут самостоятельно решать вопрос о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, если это определено должностными инструкциями или локальными нормативными актами. В данной ситуации работа по режиму ненормированного рабочего дня осуществляется по инициативе самого работника, т.е. предварительного распоряжения руководителя организации о привлечении его к такой работе не требуется.

4. Ознакомление работника перед заключением трудового договора под роспись с локальными нормативными актами организации, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором означает, что он знает о своей обязанности работать по режиму ненормированного рабочего дня. Иными словами, применение режима ненормированного рабочего дня не требует получения (всякий раз) предварительного согласия работника, если его должность указана в перечне и ему это известно.

5. Режим ненормированного рабочего дня охватывает всех работников организации, чьи должности указаны в перечне. Ограничений по применению труда беременных женщин, инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, не установлено (если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям).

Что касается работников в возрасте до 18 лет, то ст. 268 ТК запрещено привлекать их к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Поэтому следует признать, что они не могут привлекаться и к работе с ненормированным рабочим днем.

6. Используя режим ненормированного рабочего дня, работодатель не вправе поручать работнику выполнение работ, не определенных его трудовой функцией.

7. В отношении отдельных категорий работников режим ненормированного рабочего дня устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами. Так, в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей указывается, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 14).

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, устанавливается, что работникам железнодорожного транспорта может быть установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, за исключением работников, обслуживающих пассажирские поезда, поездных электромехаников, а также начальников, механиков-бригадиров пассажирских поездов, не несущих сменного дежурства, рабочее время которых определяется так же, как и у проводников пассажирских вагонов поезда (п. 37).

8. За работу с ненормированным рабочим днем в качестве компенсации предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (см. комментарий к ст. 119).

Частью 4 ст. 45 Закона о государственной гражданской службе установлено, что в случае, если дополнительный оплачиваемый отпуск гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

9. К работникам с режимом ненормированного рабочего дня также применяются нормы о продолжительности работы, смены (ст. 94 ТК), о сверхурочной работе (ст. 99 ТК), о запрещении работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК) и др.

10. От работы с ненормированным рабочим днем следует отличать дежурство. Работник с ненормированным рабочим днем может привлекаться и к дежурствам по окончании рабочего дня. В период дежурства работник своей трудовой функции не выполняет, он привлекается к работе для принятия мер в целях решения неотложных вопросов, возникающих у работодателя, обеспечения контроля за соблюдением в организации надлежащего порядка (см. Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 N 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях»).

Ненормированный рабочий день: как не злоупотребить правом?

Режим ненормированного рабочего дня часто используется работодателями для регулирования так называемых «переработок», однако при этом вызывает немало дискуссий.

Работодатели, как правило, уверены, что ненормированный рабочий день не ограничен по времени. Разумеется, это очень распространенная ошибка, связанная с непониманием установленных законом норм труда и отдыха и вместе с тем необоснованным желанием сэкономить на выплатах из фонда оплаты труда организации. То есть установление ненормированного рабочего дня является своего рода оптимизацией расходов на персонал. Безусловно, это удобная позиция, которая одобряется финансовыми контролерами, однако не всегда соответствует нормам трудового законодательства.

Между тем в прошлом году была сделана попытка ограничить количество часов «переработок» 120 часами в год[1], однако на текущий момент соответствующий закон все еще находится на рассмотрении. Причем Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал нижней палате парламента отклонить этот законопроект.

Попробуем разобраться, насколько справедливо толкование норм закона о ненормированном рабочем дне в пользу работодателя применительно к коммерческим организациям, в которых чаще всего возникает соблазн злоупотребления правом со стороны работодателя.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Как мы знаем, законом определены нормы труда и отдыха, исходя из которых работникам устанавливается режим работы. Условия работы при ненормированном рабочем дне до сих пор являются оценочной категорией работодателя. А он часто понимает ненормированный день как имеющий начало, но не имеющий конца. Разумеется, такой подход к толкованию закона выгоден работодателю, но, как правило, невыгоден работнику. Значит ли это, что правда на стороне работодателя?

В нашей стране норма рабочего времени составляет 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ), то есть при пятидневной рабочей неделе на один день приходится 8 ч рабочего времени. Вместе с тем есть случаи, когда эту норму можно превысить, не нарушив нормы закона. К таким случаям, как мы знаем, относится сверхурочная работа и ненормированный рабочий день.

Для сверхурочных работ в законе есть четкое ограничение — не больше 120 ч в год. Причем запрещается привлекать работника к сверхурочной работе длительностью более чем 4 ч два дня подряд. Это связано с тем, что при переработках нарушается баланс между работой и отдыхом, что в итоге приводит к неэффективному труду и неудовлетворительным результатам деятельности.

В отличие от сверхурочных работ, в отношении ненормированного рабочего дня такие ограничения отсутствуют, то есть ни ограничения, установленные законом для привлечения к сверхурочной работе, ни гарантии и компенсации, связанные с такой работой, на труд работников с ненормированным рабочим днем не распространяются[2].

Попробуем разобраться, почему все же законодатель выделяет ненормированный рабочий день в отдельную категорию сверхнормативного труда, в своего рода особый режим рабочего времени. Согласно ст. 97 ТК РФ работа в режиме ненормированного рабочего дня является работой за пределами установленной продолжительности рабочего времени. То есть речь идет о сверхнормативной, дополнительной, выходящей за рамки рабочего дня работе. Законодатель в ст. 101 ТК РФ сделал оговорку об эпизодичности привлечения к такой работе, однако проблему с недобросовестным использованием труда это не решило. Критерии или признаки эпизодичности в нормативных правовых актах в настоящее время отсутствуют. А компенсации, которые работник получает взамен своих сверхнормативных трудозатрат, порой явно ниже этих трудозатрат.

Особо отметим, что введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т. д. 2 Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздники. Поэтому привлекать работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни можно только с применением положений ст. 113 и 153 ТК РФ.

КОМУ МОЖНО УСТАНОВИТЬ НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем не определен нормативными правовыми актами, поэтому, как правило, он устанавливается в локальном нормативном акте работодателя, например, правилах внутреннего трудового распорядка или положении об учете рабочего времени.

Исключение — установление ненормированного рабочего дня водителям. Так, согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Минтрансом России.

В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей[3] ненормированный рабочий день может устанавливаться:

• водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);

• водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне водителей устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Нельзя не отметить, что у режима ненормированного рабочего дня есть интересные особенности:

• его можно установить для конкретной должности, а не для структурного подразделения в целом;

• привлечение к работе сверх нормативного времени должно быть обусловлено производственной необходимостью;

• виды работ, выполняемых в сверхнормативное время, не должны отличаться от обычной работы, выполняемой в рамках трудового договора, должностной или рабочей инструкции.

КАК УСТАНОВИТЬ НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Условие о работе в режиме ненормированного рабочего дня нужно обязательно закрепить в трудовом договоре с работником. Приведем примерную формулировку:

2.1. Работнику устанавливается ненормированный рабочий день.
2.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день работника составляет шесть календарных дней.

Локальным нормативным актом, в котором устанавливается перечень должностей с ненормированным рабочим днем, как правило, являются правила внутреннего трудового распорядка (см. пример).

Чтобы работника, которому установлен ненормированный рабочий день, привлечь к сверхнормативной работе, достаточно письменного или устного распоряжения работодателя либо собственного понимания необходимости этого. К слову, для привлечения работника к сверхурочной работе работодателю следует соблюсти ряд условий, в том числе получить согласие работника.

При этом надо помнить, что работодатель вправе привлекать работников с ненормированным рабочим днем к работе за пределами обычного рабочего времени только для выполнения работ, обусловленных трудовым договором, и не может поручать иную работу. То есть если работник работает делопроизводителем, его нельзя привлечь к выполнению работы водителя или секретаря (для этого уже нужно будет заключать трудовой договор о работе по совместительству).

Важные нюансы

1. Работник, которому установлен ненормированный рабочий день, не может отказаться от работы за пределами рабочего дня (смены), если в этом есть необходимость. Такой отказ работодатель может расценить как неисполнение трудовых обязанностей и привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

2. Ненормированный рабочий день — это эпизодическое привлечение к сверхнормативной работе. То есть в целях соблюдения баланса рабочего времени и времени отдыха работать сверх нормы можно время от времени, а не каждый день.

3. Выполнение работы сверх норматива не означает, что можно при этом выполнять любую работу, не поименованную в должностной инструкции. Обязанностей у работника больше не становится, увеличивается лишь время, потраченное на работу.

4. Несомненным плюсом для работника, работающего в режиме ненормированного рабочего дня, является установление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех дней. Данный отпуск можно присоединить к ежегодному основному оплачиваемому отпуску или заменить денежной компенсацией (по заявлению работника).

5. Если нужно установить ненормированный рабочий день конкретному работнику, необходимо соблюсти процедуру документального оформления такого режима.

6. Установленный режим ненормированного рабочего дня позволяет задерживать работника на работе без оформления сверхурочной работы и, соответственно, ее оплаты по повышенным ставкам.

7. Работодателю не нужно вести учет переработок и следить за их лимитами.

8. Ненормированный рабочий день не распространяется на работу в выходные и праздничные дни, только на рабочие для конкретного работника дни.

9. Если работодатель злоупотребляет правом на привлечение к работе в условиях ненормированного рабочего дня, работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию или в суд (ст. 352, 356, 391 ТК РФ). В итоге систематические переработки могут признать в качестве сверхурочной работы и обязать работодателя выплатить соответствующую компенсацию. Кроме того, за нарушение норм трудового права работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

КАК ОТДЫХАТЬ В УСЛОВИЯХ НЕНОРМИРОВАННОГО РАБОЧЕГО ДНЯ?

Как мы уже отметили, переработки в условиях ненормированного рабочего дня компенсируются предоставлением дополнительных дней к отпуску. Продолжительность данного отпуска не может составлять менее трех календарных дней, если большая продолжительность не установлена в локальных нормативных актах организации (ст. 116, 119 ТК РФ; п. 3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях[4]).

Правила подсчета стажа, необходимого для получения дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, в трудовом законодательстве не установлены. Традиционно такой стаж определяется по аналогии со стажем для основного оплачиваемого отпуска, то есть в него включается:

• время фактической работы;

• время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность);

• время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

Соответственно, не включается в этот стаж:

• время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;

• время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

Важным моментом является возможность замены дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день денежной компенсацией по заявлению работника с ограничениями применительно к отдельным категориям работников (ст. 126 ТК РФ).

Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день или денежная компенсация предоставляются либо на основании графика отпусков, либо по письменному заявлению работника. Заявление составляется в произвольной форме (если, конечно, его форма не утверждена локальным нормативным актом организации) и подается в кадровую службу в установленном в организации порядке.

Текст заявления о предоставлении дополнительного отпуска может быть таким:

Прошу предоставить мне ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день с 1 августа 2018 г. на три календарных дня.

Если работник решит получить денежную компенсацию вместо дополнительного отпуска, он может составить заявление следующего содержания:

Прошу заменить мне денежной компенсацией 6 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.

В заключение хотелось бы сказать, что в части установления ненормированного рабочего дня сложился достаточно вольный подход к толкованию закона. Изменить ситуацию можно только изменением нормы закона. Упомянутый в начале статьи законопроект 1 является попыткой решения проблемы ненормативного использования труда работников без какого-либо учета и, соответственно, оплаты. Но он предлагает лишь ограничить время, установив лимит переработок в течение года.

Автор данной статьи полагает целесообразным предусмотреть категории работников, которым можно вводить ненормированный рабочий день, и считает разумным установить четкое понятие ненормированного рабочего дня, определив отличительные от сверхурочной работы признаки, поскольку, как мы знаем, работодатели все сомнения обычно трактуют в свою пользу.

Кроме того, по мнению автора, было бы нелишним установить баланс между трудозатратами работника, работающего в условиях ненормированного рабочего времени, и предоставляемым ему дополнительным отпуском, установив пропорциональное соотношение отработанного сверхнормативно времени и компенсации за него.

Для этого, разумеется, необходимо учитывать работу работника в установленном порядке и документально это оформлять — приказом и отметкой в табеле учета рабочего времени.

[1] Законопроект № 134447-7 «О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня».

[2] Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

[3] Утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (в ред. от 03.05.2018).

[4] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 884 (в ред. от 30.09.2014).

И. И. Куролес,
юрист в области трудового и гражданского права, член АЮР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *